Нестерова И.А. Основы методики преподавания русского языка // Энциклопедия Нестеровых
Принципы методики преподавания русскому языку
Преподавание русского языка в современной школе процесс сложный и многогранный. Он основан на научно обоснованных методиках, которые объединены общедидактическими и общеметодическими принципами. К числу значимых следует отнести:
Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка направлен на укрепление процесса обучения языку как цельную единицу. Данный принцип призван подчеркивать, что морфология, синтаксис, пунктуация, и тому подобное – это компоненты одного целого. Тщательное изучение каждого раздела русского языка направлено на повышение эффективности обучения. По мнению В.П. Озерской принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка наибольшее отражение нашел при изучении морфологии на основе синтаксиса.
Коммуникативный принцип направлен на развитие потребности в коммуникации, т.е к полноценному речевому общению педагога и обучаемого как в устной, так и в письменной форме.
Важным принципом методики речевого развития в рамках обучения русскому языку является контекстный принцип. Он предполагает анализ номинативных единиц языка в связной речи. При этом учитываются следующие параметры:
Помимо представленной ранее классификации, часто используется классификация А.В. Дудникова, согласно которой принципы обучения русскому языку делятся на две категории: стратегические и тактические принципы.
Стратегические принципы связаны с социально-психологическими функциями языка:
В основе тактических принципов лежат лингвистические особенности русского языка.
Классификация принципов методики преподавания русскому языку по А.В. Дудникову
Принцип использования индукции в качестве способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и процессов.
Первый стратегический принцип связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения грамматики а также с развитием у школьников общих мыслительных способностей.
В процессе обучения русскому языку следует учитывать взаимосвязь отдельных уровней языка.
Систематическая работа по развитию, изучение многообразных форм и жанров речи.
Нужно опираться на единицы речи при изучении различных уровней языка и на единицы языка в работе с разнообразием жанров речи.
Принцип раскрытия эстетической функции русского языка реализуется путем анализа изобразительно-выразительных средств в текстах.
Обучение русскому языку помимо принципов опирается также на лингвистические и психолого-педагогические основы. Это обусловлено тем, что методика преподавания русского языка не изолирована. Она тесно связана с другими науками: педагогикой, психологией и языкознанием.
Лингвистические основы методики преподавания русскому языку
Русский язык являет собой сложную систему, которая состоит из множества уровней, каждый из которых строго структурирован. Использование языковых единиц регламентируется нормами языка.
Норма языка – это совокупность языковых единиц используемых в коммуникативном процессе. Данные единицы языка обязательно соответствуют структуре языка и закреплены традицией употребления.
Изучение русского языка происходит на основе структурно-семантического направления, который отличается многоаспектностью анализа языковых единиц.
Современные методики преподавания русского языка опираются на функциональный подход. В его основе лежит анализ структурных, системных и содержательных характеристик, а именно уровней языка: фонетического, лексического, морфологического и синтаксического.
Текст представляет собой объединяющую единицу для всех уровней языка. Он является основной единицей речи, обеспечивающий гармоничное существование всех уровней языка.
Психолого-педагогические предпосылки обучения русскому языку
Педагогическая наука придерживается трехуровневовое формирование знаний, умений и навыков обучающихся. Первый уровень предполагает сознательное восприятие и запоминание. Второй уровень – применение знаний на основе образца. Третий уровень – творческое применение полученных знаний в процессе формирования речемыслительных умений.
Важность развивающего обучения подчеркивалась многими педагогами и психологами. Так, Л.С. Выгодский концентрировал внимание на зонах ближайшего и актуального развития личности.
Актуальное развитие личности проявляется при самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач. При этом каждый учащийся имеет свой уровень актуального развития. Он зависит от способности адекватно оценивать свои возможности и выполнять различные задания.
Уровень ближайшего развития базируется, по мнению Выгодского, базируется на становлении психических процессов школьников и на их способности безошибочно выполнять задания с помощью учителя. Обучение необходимо ориентировать и корректировать на то, чтобы оно было направлено на зону ближайшего развития ребенка.
Современные методики обучения русскому языку опираются обобщение или образование понятий, под которым подразумевается переход от описания языкового факта к выявлению и классификации языковых явлений.
Научно установлено, что психическое развитие учащихся в каждый период определяется ведущей деятельностью, которая и формирует основу психики и мировосприятия. По этой причине методики обучения русскому языку особое внимание уделяют общению. Именно общение отражает эффективность обучения с применением той или иной методики.
Обучение русскому языку – невероятная важная часть образовательного процесса в русскоязычных школах. Язык служит средством выражения мысли, помогает нам коммуницировать с другими людьми, даёт возможность делиться своими чувствами и эмоциями. Не зная языка, мы не можем получать дальнейшее образование. Умение говорить, читать, писать и понимать свой родной язык – ключевое умение в жизни каждого человека.
Курс русского языка в школе ставит своей задачей развитие устной и письменной речи обучающихся, осознанное чтению и письмо, изучение литературных норм и теоретического материала из всех разделов науки о языке. Иными словами, по окончании данного курса учащиеся должны быть обеспечены необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.
Каковы же принципы обучения русскому языку как учебному предмету?
Основные принципы обучения русскому языку
Принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Основные принципы обучения русскому языку строятся на методических разработках огромного числа педагогов. Например, Л. Н. Толстой, И. И. Срезневский и К. Д. Ушинский обращали особое внимание на принцип изучения языка как культурного кода народа: «Народ выражает себя в языке своём». А лингвисты конца XX – начала XXI века – Р. Б. Сабаткоев, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева и Е. В. Архипова ставят во главу угла принцип коммуникативности (т.е. изучения языка в первую очередь как средства общения) и контекстный принцип (изучение единиц языка в данном контексте).
В ФГОС эти идеи были объединены и систематизированы, сформулированы в современные методические принципы обучения русскому языку. Эти принципы звучат так.
Принцип функциональности настаивает на изучении явлений языка с позиции их функциональных возможностей. В курсе русского языка в школе рассмотрению подвергается речевая практика личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Важным считается принцип систематичного изучения, точнее – принцип историзма изучения языка. Поскольку язык – это постоянно развивающаяся система, претерпевшая множество изменений во время своего формирования, изучать его нужно в историческом контексте и соблюдая хронологический порядок. Так учащиеся смогут получить полную картину эволюции языка от самого его зарождения до наших дней. Этот же принцип предполагает изучение языковых явлений в совокупности друг с другом, поскольку все они взаимообусловлены.
Обучение русскому языку должно вестись по схеме «от неизвестного к известному», должно переходить от более легкого к более трудному.
Предыдущий принцип опирается на принцип преемственности изучения русского языка. Этот принцип гласит, что изучение нового языкового материала должно проходить с опорой на материал уже изученный. Согласно этому принципу знания, предлагаемые ученикам в образовательном процессе, соразмерно распределены между начальной, средней и старшей ступенями школьного курса.
Уникальной особенностью принципов изучения русского языка является принцип текстоцентричности. Согласно этому принципу и предметом, и средством обучения языку должен являться текст, а формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков должно происходить именно с опорой на него. Появление данного принципа можно обосновать тем, что в текст несёт как образовательную, так и воспитательную нагрузку. На примере художественного текста учащиеся могут одновременно познакомиться и с языковыми явлениями, и с важными моральными установками. Иными словами, помимо всего прочего текст несёт в себе воспитательную функцию. Через него легко ознакомиться с идеалами языка, речи и культуры.
Весьма важным является принцип развития у обучающихся языкового чутья. В ходе школьного курса русского языка у обучающихся должно выработаться умение интуитивно усваивать языковые законы. В идеале преподаватель должен заинтересовать ученика изучаемым предметом так, чтобы ученик сам проявлял познавательный интерес к ещё не известным ему фактам или явлениям языка.
Помимо всего прочего преподаватель должен создать условия для самостоятельной познавательной активности учащихся в каждый момент обучения русскому языку. Это называется принципом сознательности и активности, или, в контексте обучения русскому языку, принципом мотивации речевой деятельности. Повышению самостоятельности может помочь добавление в образовательный процесс игрового или соревновательного компонента, индивидуального творчества, работы над личными научными проектами и пр.
Не менее важен принцип доступности, который распределяет лингвистические знания по школьным классам соответственно возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. В условиях общеобразовательных учреждений обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику часто бывает практически невозможно, однако можно предпринять хорошие попытки, предлагая учащимся, к примеру, выборочные задания для выполнения, распределенные по разным уровням сложности.
Принцип прикладной направленности обеспечивает ориентацию образовательного процесса на практическое использование знаний, умений и навыков. В случае русского языка это означает активную речевую практику.
Принцип научности в изучении русского языка реализуется в использовании в процессе обучения только современные и корректные, но в то же время авторитетные и устоявшиеся лингвистические концепции. В наше время соблюдать данный принцип чрезвычайно сложно, поскольку развивающаяся лингвистика содержит в себе различные, часто противоречащие друг другу точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса.
И, конечно, необходимо соблюдать принцип наглядности, предоставляя учебную информацию в доступных и разнообразных формах. Для обеспечения наглядности можно использовать таблицы и схемы, рисунки, репродукции, слайды презентации, видео- и аудиоряды и т.д. В первую очередь сам преподаватель должен показывать наглядный пример грамотного использования языка в своей речи.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Методика преподавания русского языка опирается не только на общедидактические, но и на общеметодические принципы, вытекающие из особенностей учебного предмета. Вопрос о собственно методических принципах в науке не имеет однозначного решения. Рассмотрим две точки зрения на этот вопрос. Т.М.Воителева предлагает учитывать наиболее общие принципы методики преподавания русского языка. К ним относятся: 1) принцип взаимосвязи различных разделов; 2) коммуникативный принцип; 3) контекстный принцип. Принципы базируются на характеристиках речевой деятельности, а не на психологических особенностях процесса усвоения знаний ребенком.
2.1. Принцип взаимосвязи различных разделовкурса русского языка: грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т. д. основан на всестороннем рассмотрении какого-либо факта или явления языка. Обучение русскому языку будет эффективным, если учитывается специфика каждого из разделов курса, различные стороны одного и того же языкового явления или факта.
Так, в процессе изучения грамматики, в частности морфологии, рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием знаменательных и служебных частей речи. Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично — при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты, междометие). Принцип взаимосвязи отдельных разделов языка наиболее ярко проявляется в процессе изучения морфологии на синтаксической основе.
2.2. Коммуникативный принцип.Коммуникативно-деятельностный подход, провозглашенный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», предполагает обучение русскому языку в процессе коммуникации (деятельности). В основе этого подхода лежит межличностное общение (учитель — ученик, ученик — ученик), которое, в свою очередь, обусловлено мотивом, потребностью общения. Все это подготавливает школьников к полноценному речевому общению как в устной) так и в письменной форме. Таким образом, одним из ведущих принципов методики преподавания русского языка считается коммуникативный принцип.
2.3. Контекстный принцип.Основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт и процесс речевой деятельности человека. В настоящее время проблема текста, его восприятия и порождения приобрела особую значимость в связи с ориентацией обучения русскому языку на конечную цель — формирование коммуникативной компетенции и развитие личности в целом. Поэтому важным принципом методики речевого развития является контекстный принцип, так как он предполагает анализ номинативных единиц языка (слов, словосочетаний) в их синтаксических связях в связной речи (тексте), с учетом стилистических возможностей, выразительности, текстообразующей функции.
А.В. Дудников определил принципы обучения русскому языку исходя из социально-психологических функций и лингвистической специфики языка. В соответствии с этой классификацией выделяются две группы собственно методических принципов: стратегические и тактические.
Стратегические принципы методики связаны со следующими социально-психологическими функциями языка:
♦ способностью родного языка быть орудием мысли и средством ее материального воплощения;
♦ способностью языка быть средством общения;
♦ эстетической функцией языка как формы и средства создания художественной специфики литературного произведения.
Основой тактических принципов методики является структурно-лингвистическая специфика родного языка.
Методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку.
Стратегические принципы:
· развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка;
· активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие мыслительных способностей школьников в единстве с развитием связной речи.
Тактические принципы:
· принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и категорий;
· принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня;
· принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка – в работе над различными жанрами речи.
Из закономерностей усвоения родной речи, открытых известным методистом Л. П. Федоренко, вытекают следующие принципы обучения русскому языку:
· принцип внимания к материи языка – учитель отбирает такой дидактический материал, который учит ребенка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста;
· принцип понимания языковых значений – учитель отбирает дидактический материал, обеспечивающий понимание учениками лексических и грамматических значений тех единиц, с которыми детям приходится работать на уроке;
· принцип развития выразительности речи – учитель отбирает дидактический материал, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка;
· принцип развития чувства языка – учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления;
· принцип сопоставления устной и письменной речи – учитель отдает предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, только затем предлагает школьникам перейти к выполнению письменной работы.
Классификация принципов обучения русскому языку, которая строится на работах М.Т. Баранова, И.Ю. Гац, М.Р. Львова.
· принцип воспитывающего обучения (привитие уважения и любви к русскому языку, формирование диалектического мышления, связь обучения с внеклассной работой по предмету):
· принцип научности (преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы);
· принцип наглядности (образование у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений);
· принцип преемственности («стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее).
Частнометодические принципы:
· принцип дифференцирования языковых явлений и значений;
· принцип опоры на чувство языка;
· взаимосвязь работы по развитию устной и письменной речи;
· принцип тренировки органов речи и пишущей руки;
· принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку;
· принцип внимания к выразительной речи.
Специальные принципы:
· принципы изучения фонетики (опора на речевой слух учащихся; принцип рассмотрения звука в морфеме – понимание изменений звука в зависимости от чередования фонем; сопоставление звуков и букв с целью предупреждения их смешения);
· принципы изучения лексики и фразеологии (лексико-грамматический – сопоставление лексического и грамматического значений; системный – учет всех элементов лексической парадигмы; контекстуальный – рассмотрение слова в контексте);
· принципы изучения словообразования (структурно-словообразовательный – сопоставление структуры слова и способа его образования; лексико-словообразовательный – сопоставление лексического значения и словообразовательного значения модели; мотивационный – определение структуры слова путем его мотивации);
· принципы изучения морфологии (лексико-грамматический – сопоставление лексического значения и категориального значения слова как части речи; парадигматический – сопоставление косвенных форм с исходной; морфолого-синтаксический – сопоставление части речи и члена предложения);
· принципы изучения синтаксиса (интонационный; морфолого-синтаксический);
· принципы изучения орфографии – основные положения, определяющие правописание в русском языке и способствующие методически грамотному обучению правописанию. Принципы обучения орфографии делятся на общие (ими учитель руководствуется при изучении всех видов орфограмм) и частные. На принципы орфографии учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила.
Общие принципы:
2) опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Данный принцип определяет, во-первых, обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке, во-вторых, необходимость повторения этих сведений перед изучением той или иной орфограммы;
3) опора на опознавательные признаки орфограмм. Данный принцип предполагает, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы соответствующие опознавательные приметы применения правил необходимо называть и учить детей пользоваться этими знаниями в своей письменной речи (т.е. необходимо наличие особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме).
Частные принципы:
1) принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме (данный принцип опирается на фонематический принцип русской орфографии);
2) сопоставление звука и его фонетического окружения (данный принцип опирается на фонетический принцип русской орфографии);
3) принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени (данный принцип опирается на семантический принцип русской орфографии);
4) сопоставление семантики слова и структуры слова, сопоставление части речи и члена предложения (данный принцип опирается на лексико-морфологический принцип русской орфографии);
5) наблюдение над слоговым составом слова.
· принципы изучения пунктуации – положения, определяющие расстановку знаков препинания в синтаксической конструкции:
1) наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении.Знаками препинания выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его;
2) наблюдение над структурой предложения.Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены. Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц – в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) – непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ;
3) наблюдение над ритмомелодикой предложения.Опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение.
· принципы методики развития речи учащихся (принцип связи развития речи и мышления учащихся; принцип соотнесения внутренней и внешней речи; принцип стилистической направленности в развитии речи учащихся).