стояние на реке угре икона
Чудо храбрости верующих сограждан
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память Владимирской иконы Божией Матери. Нынешний праздник этой чудотворной иконе был установлен в память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата.
В 1480 году хан Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся платить дань Большой Орде. Он сговорился с польско-литовским королём Казимиром IV о совместном нападении на наше Отечество и уже дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русскими войсками. Если бы ордынская конница перешла реку, то через три-четыре перехода армия Ахмата могла бы подойти к Москве. Однако русские воины перекрыли татарам все броды и переходы через реку. А после нескольких дней перестрелок у переправы началось так называемое «стояние на Угре». В то время, пока войска обеих сторон в напряжении ждали решительной схватки, русский народ перед образом Владимирской иконы Божией Матери возносил молитвы к Спасу Вседержителю и к Пресвятой Богородице, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
Когда река уже начала замерзать, и была опасность того, что ордынцы перейдут Угру по льду, князь Иван III приказал отступить к городку Боровск, чтобы занять более удобную позицию для решительного сражения. Ордынцы и сами ждали морозов, которые в тот год выдались ранними и сильными, и похвалялись тем, что, когда лед на реке станет, на Русь будут открыты все дороги.
Однако вдруг, совершенно неожиданно, хан Ахмат начал быстрое отступление к Орде
В то же время великий князь Иван благополучно вернулся в Москву, примирившись со своими братьями, с которыми до того враждовал. Стояние на Угре ознаменовало собой окончательное падение татаро-монгольского ига, русское государство окрепло и обрело полный суверенитет.
Стояние на Угре ознаменовало собой окончательное падение татаро-монгольского ига
Кто-то может сказать, что никакого чуда здесь нет. Стечение обстоятельств и удачная военная политика Ивана III. Но если присмотреться к внутриполитической обстановке в государстве, можно предположить, что «Стояние на Угре» могло бы завершиться совсем иначе.
Видимо, горячие убеждения со стороны патриотических сил сделали свое дело. Сын и брат великого князя, командовавшие русской армией в зоне военного конфликта, пред лицом превосходящих сил противника не сделали ни шагу назад. А затем к ним подоспел и сам великий князь. Несмотря на то, что полномасштабных военных действий не состоялось, из стояния на Угре русские вышли победителями.
Граждане земного града ищут человеческой славы и земного счастья. Граждане града Божия готовы довольствоваться на земле малым ради будущего небесного приобретения
Именно они, граждане Неба, являются закваской, которая квасит все тесто (ср. 1Кор. 5:6), градом, стоящим на верху горы (ср. Мф. 5:14). Они призваны быть светом миру, отражая в себе свет Божественной истины.
Поминаемое сегодня чудо – это пример мужества верующих людей. Это – напоминание потомкам о том, что в момент всенародного испытания надо приложить все силы, чтобы защитить отечество. Но, прилагая всю сноровку и профессиональные навыки по обороне, важно не забыть, что спасение человека устрояется от Бога.
Пусть же Господь по молитвам Пречистой Его Матери оградит наше Отечество от супостатов, укрепит в нас веру, дабы, ею ограждаемые, мы имели мужество быть храбрыми не только при всенародных бедствиях, но и в повседневности, когда от нашего участия зависит умножение в мире справедливости, милосердия и любви.
Храм Владимирской иконы Божией Матери
с.Анат-Киняры
Память Владимирской иконы Божией Матери. Стояние на Угре
Сегодня мы совершаем память Владимирской иконы Божией Матери. Нынешний праздник этой чудотворной иконе был установлен в память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году хан Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся платить дань Большой Орде. Он сговорился с польско-литовским королём Казимиром IV о совместном нападении на наше Отечество и уже дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русскими войсками. Если бы ордынская конница перешла реку, то через три-четыре перехода армия Ахмата могла бы подойти к Москве. Однако русские воины перекрыли татарам все броды и переходы через реку. А после нескольких дней перестрелок у переправы началось так называемое «стояние на Угре». В то время, пока войска обеих сторон в напряжении ждали решительной схватки, русский народ перед образом Владимирской иконы Божией Матери возносил молитвы к Спасу Вседержителю и к Пресвятой Богородице, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
Когда река уже начала замерзать, и была опасность того, что ордынцы перейдут Угру по льду, князь Иван III приказал отступить к городку Боровск, чтобы занять более удобную позицию для решительного сражения. Ордынцы и сами ждали морозов, которые в тот год выдались ранними и сильными, и похвалялись тем, что, когда лед на реке станет, на Русь будут открыты все дороги.
В то же время великий князь Иван благополучно вернулся в Москву, примирившись со своими братьями, с которыми до того враждовал. Стояние на Угре ознаменовало собой окончательное падение татаро-монгольского ига, русское государство окрепло и обрело полный суверенитет.
Кто-то может сказать, что никакого чуда здесь нет. Стечение обстоятельств и удачная военная политика Ивана III. Но если присмотреться к внутриполитической обстановке в государстве, можно предположить, что «Стояние на Угре» могло бы завершиться совсем иначе.
Далеко не все государевы люди ратовали за оборону Отечества. Среди приближенных находилось много таких, кто советовал Ивану III спасаться бегством, отдав московские земли на разграбление татарам. Летописец, не скупясь на выражения, упрекает «богатых и брюхатых» советчиков великого князя в малодушии и собственнических интересах, называет бояр, занимающихся сбором налогов, «христианскими кровопийцами». Ибо, будучи крещеными людьми, они вели себя хуже татар, «женщин возлюбили больше, нежели православную веру и святые церкви… и согласились предать христианство, ибо ослепила их злоба».
Колебался и сам великий князь, отославший в безопасное место свою жену − византийскую принцессу Софию − вместе с государевой казной. Поэтому патриотически настроенный духовник московского государя, архиепископ Ростовский Вассиан, в своем красноречивом «Послании на Угру» убеждает князя не бояться татарского множества и не помышлять в своем сердце: «У меня жена, и дети, и богатство многое; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте», но покаяться в своих грехах и, как Иисус Навин и судьи древнего Израиля, положиться на Бога, стать евангельским добрым пастырем, который душу свою полагает за овцы (ср. Ин.10:11). Ибо Господь просящим у Него посылает в помощь ангелов и святых. А если кто из русских воинов погибнет, то их кровь в борьбе с «безбожными агарянами» будет вменена им в мученичество, они получат прощение грехов и Небесное Царство.
«О, храбрые, мужественные сыновья русские, – взывает автор Повести о стоянии на Угре, – потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок… И сами погибли, и отечество, и землю, и государство свое погубили, и скитаются теперь по чужим странам… укоряемые и поношаемые, и оплевываемые за то, что лишены мужества».
Видимо, горячие убеждения со стороны патриотических сил сделали свое дело. Сын и брат великого князя, командовавшие русской армией в зоне военного конфликта, пред лицом превосходящих сил противника не сделали ни шагу назад. А затем к ним подоспел и сам великий князь. Несмотря на то, что полномасштабных военных действий не состоялось, из стояния на Угре русские вышли победителями.
Святой архиепископ Вассиан писал, что многократно Спаситель и Его Пречистая Матерь спасали землю Русскую, когда люди обращались к покаянию и молитве. И, напротив, «за отчаяние и маловерие» правителей Бог попускал нашествие таких окаянных разбойников, как хан Батый.
И те, и другие живут в одной стране и порой в одном и том же городе. И те, и другие одинаково пользуются вещами, необходимыми для этой смертной жизни. Но цель пользования у каждого своя и весьма различная. Граждане земного града ищут человеческой славы и земного счастья. Граждане града Божия готовы довольствоваться на земле малым ради будущего небесного приобретения. Граждане земли откладывают в кубышку имущество на черный день. Граждане Неба готовы отдать жизнь за ближних и дальних, оставляя в стороне страх смерти.
Именно они, граждане Неба, являются закваской, которая квасит все тесто (ср. 1Кор. 5:6), градом, стоящим на верху горы (ср. Мф. 5:14). Они призваны быть светом миру, отражая в себе свет Божественной истины.
Поминаемое сегодня чудо – это пример мужества верующих людей. Это – напоминание потомкам о том, что в момент всенародного испытания надо приложить все силы, чтобы защитить отечество. Но, прилагая всю сноровку и профессиональные навыки по обороне, важно не забыть, что спасение человека устрояется от Бога.
Пусть же Господь по молитвам Пречистой Его Матери оградит наше Отечество от супостатов, укрепит в нас веру, дабы, ею ограждаемые, мы имели мужество быть храбрыми не только при всенародных бедствиях, но и в повседневности, когда от нашего участия зависит умножение в мире справедливости, милосердия и любви.
Повесть о стоянии на Угре
Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели.
И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли.
Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.
Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.
Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и Троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.
Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал – были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.
Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-Вседержителю и Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что «на этих полях будем с ними сражаться», а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: «Беги, не можешь с ними стать на бой». Сам диавол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых. Аминь».
Тогда же князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.
В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, Господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но Премилостивый Бог не презрел тех, кто был создан Его рукой, не презрел слез христианских, помиловал их по Своему милосердию и молитвам Пречистой Матери и всех святых. Аминь.
О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей Богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.
Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века / Пер. Я.С. Лурье. М.. 1982. С. 514–521
ХРАМ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ОСТАНКИНЕ
Стояние на Угре и Владимирская икона
Православная Церковь прославляет сегодня Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, празднование в честь которой установлено в честь спасения города Москвы от хана Ахмата.
Это событие произошло в 1480 году. В ответ на отказ Руси платить дань орде хан Ахмат договорился с польско-литовским королем Казимиром IV о начале совместного похода против нашего государства. Войска Ахмата дошли до реки Угры; это было крайне опасное положение, потому что если бы ордынские войска перешли реку, то уже через 3-4 перехода они были бы у Москвы.
У Угры, тем не менее, они были остановлены русскими войсками. Началось знаменитое «стояние на Угре».
Две армии в напряженном ожидании стояли друг против друга, ожидая окончательной схватки, а тем временем все русские люди молились перед Владимирским образом Пресвятой Богородицы, заступничество Которой спасло Русь от Тамерлана в 1395 году.
Стояние было долгим — река начала замерзать, и возникла другая опасность: ордынские войска могли перейти реку по льду. Тогда князь Иван III отдал приказ: необходимо было отступить к Боровску, чтобы занять более удобные позиции. Вражеские войска тоже с нетерпением ожидали наступления холодов и хвалились, что, когда замерзнут реки, все дороги на Русь будут открыты.
Тем не менее абсолютно неожиданно хан Ахмат начал стремительное отступление назад, к Орде. Это было несомненным чудом Пресвятой Богородицы:
«когда наши отступили от берега, татары, одержимые страхом, бросились бежать, думая, что русские нарочно отступают от берега, чтобы завлечь их в западню».
Ахмат вернулся в Орду. В скором времени там начались беспорядки и междоусобицы: Ахмат был убит ногайским ханом Ибаком, в то время как Иван III вернулся в столицу, установив крепкий мир со своими братьями, с которыми до того он был во вражде.
Стояние на Угре стало знамением окончательного завершения татаро-монгольского ига, укрепления русского государства и обретения им полного суверенитета, ознаменованного благословением и помощью Пресвятой Богородицы, явленных через Ее Владимирскую икону.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Великое Стояние на реке Угре. Калужская область. Память о далёком прошлом
О «Великом Стоянии на реке Угре». Наша история. Путешествие по памятным местам
Великое Стояние на реке Угре — важная веха в истории государства российского. И, если вы путешествуя по Калужской области, приехали в Калугу — место это, связанное с историческим, знаковым событием — обязательно стоит посетить. Тем более, и от столицы области, Калуги, до сюда — рукой подать.
Мне не очень повезло с погодой в тот день. О чём я немного, конечно, сожалею. Но общих моих впечатлений об этом музее и об этом историческом месте, она не испортила. Скорее даже внесла определённый колорит. Так как события тех лет развивались здесь примерно в это же календарное время. Осенью.
Как я уже упоминал в этой рубрике (посвящённой достопримечательностям Калуги и Калужской области) — очень мне нравится этот регион. Область и сам город. Красивая природа, душевные люди, богатое историческое прошлое. В общем, если вы, как и я, отправились на своём авто в путешествие в Калужскую область — приезжайте и на берег реки Угры. Постоять в том самом месте, где когда-то наши предки заложили начало нашей российской государственности.
Но… обо всём по порядку.
Великое Стояние на реке Угре
Великое Стояние на реке Угре. О месте и музее
Музей «Великое Стояние на реке Угре» расположен в селе с запоминающимся названием «Дворцы». От Калуги — всего вёрст пятнадцать. А от Москвы — около ста восьмидесяти.
(Подробная карта, время работы музея, цена посещения — внизу статьи)
Музей является живописной диорамой с ярким предметным планом и открыт Святейшим Патриархом Кириллом в 2014 году. Находится в том самом месте, где когда-то и произошли знаменитые исторические события. На берегу Угры.
Каждый, кто интересуется историей России и становлением русского государства, должен посетить этот уникальный музей. Освежить историческую память, проникнуться страницами летописей — дело благое. Согласитесь. А ещё хорошо сюда приехать с детьми. И вам самим, уверен, и младшему поколению — здесь будет явно представлена историческая судьба наших предков.
О истории монголо-татарского ига знает каждый россиянин — из школьных уроков и учебников. Известна и дата знаменитой битвы на Куликовом поле — 8 сентября 1380 года. В ту дату московский князь Дмитрий Донской разгромил войска хана Мамая. Но, по-настоящему, Отечество ещё почти сто лет после Куликовской битвы продолжало находиться в зависимости от Золотой Орды и платить ей дань. И только после «Великого стояния на реке Угре» монголо-татарскому игу был положен конец. И, наконец, Русское государство стало полностью независимым.
Краткий исторический экскурс в пятнадцатый век. Что это было за «Великое Стояние». И почему то событие так называется
Историю «Великого стояния» начал московский князь Иван III, когда в 1472 году отказался платить дань правителю Золотой Орды хану Ахмату. В 1480 году Ахмат собрал стотысячное войско и выступил в поход против взбунтовавшегося вассала.
Иван III был дальновидным политиком, добивающимся укрепления Руси. Он смог заключить союз с Крымским ханством и, тем самым, ослабить позиции Ахмата. Убрав таким образом его предполагаемых союзников — Литовское княжество. Ахмат так и не дождался помощи от литовцев, которые были вынуждены на тот момент обороняться от крымских татар.
Тогда Ахмат решил вторгнуться на территорию Руси без помощи союзников.
На реке Угре и встретились две противоборствующие силы
Здесь войско хана Ахмата было остановлено русской ратью. А попытки переправы татар через Угру не имели успеха. Войска хана были отбиты русскими войсками под предводительством Ивана III и его сына княжича Ивана Младого.
Кстати, в боях русские воины впервые использовали новейшее для той эпохи огнестрельное оружие — пищали и тюфяки (короткоствольные пушки).
Так и началось Великое стояние на реке Угре, продолжавшееся с 8 октября по 11 ноября 1480 года
Далее ситуация развивалась мистическим образом. Князь Иван III решил отойти к Боровску, чтобы там дать сражение. Ахмат же, вместо того, чтобы переправиться по замёрзшей реке, дал приказ отступить. И Ордынское войско навсегда покинуло Русь.
Почему Ахмат отправился восвояси – тому есть множество версий, в том числе о чудесном заступничестве Богородицы. Владимирская икона Пресвятой Богородицы по преданию находилась в передних рядах русских войск и обратила в бегство ордынские полки. Позднее реку Угру стали называть — «пояс Богородицы»
Река Угра в месте «Великого Стояния»
Иван III с войском вернулся в Москву, где его радостно чествовали, как победителя. Ахмат же был убит в Орде ханом Ибаком.
Сейчас, спустя более пяти столетий, на месте «стояния» русского войска расположен один из величественных храмов Калужской области. Освящённый в честь иконы Божией Матери Владимирской. А на территории монастырского скита расположился музей-диорама.
Дорога к музею проходит мимо Калужской Свято — Тихоновой пустыни. (Об этой обители я сделаю отдельный подробный отчёт) А ниже — фото и рассказ о самом музее.
Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре». Фотоотчёт
Музейный комплекс появился здесь (в том числе) и по инициативе Калужско Свято-Тихонова монастыря. На месте расположения Владимирского скита. Белокаменные стены комплекса выглядят цельным архитектурным ансамблем, включающим в себя здание музея, памятник Ивану III, Владимирскую церковь и Владимирский скит. Рядом с главным входом на территорию комплекса есть автомобильная стоянка. Припарковав свой авто, я отправился осматривать музей.
Комплекс открыт в 2014 году. Архитектурный ансамбль выполнен в виде монастырского подворья, окружённого по периметру крепостными стенами. Во внутреннем пространстве — открытая площадь. На которой, в центре — установлен памятник Ивану III:
Внутренний двор музея-диорамы «Великое Стояние на реке Угре»
За фигурой царя — Владимирская церковь:
Памятник Ивану III
Слева от входа в комплекс — здание музея и башня с каменной лестницей, ведущей на смотровую площадку:
Здание музейного комплекса. Слева- обзорная башня
Башня напоминает колокольню. Но колоколов на ней нет. На самом верху башни — обзорная площадка. Обязательно стоит на неё подняться. Сверху открываются панорамные виды на сам музейный комплекс, а также на окружающие ландшафты.
Каменная лестница на обзорную башню Владимирский собор и памятник Ивану III. Вид с лестницы обзорной башни
Обзорная площадка
С самого верха обзорной площадки хорошо видны окружающие пейзажи. Река Угра, расположенная буквально в паре сотен метров от музейного комплекса, просматривается, к сожалению, не очень. (К берегу реки я, после осмотра музея-диорамы, сходил специально. Посмотреть, так сказать, своими глазами, представить, как стояли лагерями друг против друга по обеим берегам реки, когда-то, противоборствующие воинства)
Территория музейного комплекса. Вид с обзорной площадки Территория музейного комплекса. Вид с обзорной площадки
Экскурсии на диораму проводятся в музее раз в час. Я опоздал к началу очередной. Но, покупая билет, разговорился с музейной сотрудницей и она, узнав, что я из Северной Столицы, благосклонно позволила пустить меня на осмотр главной достопримечательности. Правда, попросила при этом, всё же, немного подождать, чтобы не мешать экскурсионной группе. Которая прошла на осмотр ранее. И предупредила, что впустит меня не диораму — без проведения экскурса. Впрочем, короткий рассказ об историческом событии, она, всё же (за это ей отдельное спасибо) мне провела.
Диорама битвы в музее на реке Угре
Историческая диорама находится в отдельном зале. А её осмотр производится с верхней точки. Которая представляет собой что-то похожее на балкон.
Диорама — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы).
Композиция на историческую тему выполнена в формате 3D. Под руководством студии военных художников им. М.Б. Грекова. Холст (23,6 х 6,7 метра) диорамы расписывал заслуженный художник России П.В.Рыженко. На полотне — 155 персонажей. Воины, монахи, воеводы, пленные татары. Перед глазами зрителя представлен настоящий быт русского военного лагеря. Осмотр начинается в полной темноте. Постепенно зажигается свет. Включается фонограмма. Слышны выстрелы пушек, цокот копыт, слышится человеческая речь. Картину дополняет пение птиц, звон колоколов и… даже ощущается запах осенней листвы. Погружение в атмосферу средневековой истории — настоящее.
Диорама «Великое Стояние на реке Угре»
Осмотрев диораму, прослушав аудиопостановку, я отправился осматривать другие залы музея.
Экспозиции музея-диорамы
Зал с образцами воинской тематики Зал с образцами воинской тематики
А также, при музее, есть отдельный зал, рассказывающий о создателе диорамы «Великое Стояние на реке Угре» — художнике Павле Викторовиче Рыженко. В экспозиции картины автора, документы и фото о его творческом пути.
Павел Викторович Рыженко
Художник, лейтмотивом его творчества служили визуальные воплощения событий нашего исторического прошлого. П. В. Рыженко — коренной калужанин (11 июля 1970, Калуга — 16 июля 2014, Москва). Художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Заслуженный художник Российской Федерации (2012). Его кисти принадлежит множество работ на историческую тематику. Диорама «Великое Стояние на реке Угре» не единственное произведение подобного жанра авторства Рыженко. Так, например, он автор (совместно с А. М. Самсоновым) другой исторической диорамы — «Крещение войска Великого Князя Владимира».
В зале музея-диорамы «Стояние на реке Угре», посвящённым его творчеству — выставлены картины художника.
Осмотром выставки картин П. В. Рыженко закончилась моя спонтанная экскурсия на территории музейного комплекса.
Мне было любопытно выйти к самому берегу реки Угры и посмотреть на окружающие пейзажи. Говорят, что они не сильно изменились с тех пор.
Река Угра у селения Дворцы
Выйдя за территорию комплекса, я обошёл его белокаменные стены и отправился к реке.
Музейный комплекс «Великое Стояние на реке Угре»
До Угры от музея — рукой подать. Всего несколько сот метров.
С крутого берега Угры открываются окружающие ландшафты. В красках осени это выглядело очень реалистично, похожим на то, что вот только сейчас, совсем недавно, ратные воинства покинули эти берега. Те события (повторюсь) проходили осенью.
Река Угра
Угра в этом месте не слишком широкая. Берег, на котором располагалась русская рать — это берег с которого я и осматривал местность. Берег крутой. В отличие от противоположного. Того, на котором, когда-то, стояла лагерем орда Ахмата. Ширина реки здесь (как мне показалось) — метров 200. Не более.
Река Угра
Вот здесь вот, на этих самых берегах, и стояли войска Ивана III и Ахмата. Противостояние это закончилось знаковым для нашей российской истории событием. И, благополучно для нас, Великое Стояние на реке Угре заложило начало нашей, отечественной, объединённой самостоятельности.
Великое Стояние на реке Угре. Поклонный Крест
Чуть поодаль от музея-диорамы, примерно в километре, на обрывистом берегу, у одного из речных колен, 4 августа 2002 года — был установлен Поклонный Крест. Посвящённый Великому Стоянию на реке Угре. Крест установлен за несколько лет до возведения музейного комплекса. Местные историки утверждают, что крест поставлен именно в том месте, где была главная ставка войска Ивана III.
Поклонный Крест на реке Угре
Рядом с крестом — памятная табличка. На ней указана дата воздвижения Поклонного креста и краткая информация о «Великом Стоянии».
Памятная табличка
Время работы музея-диорамы и стоимость посещения
Время работы: ежедневно, с 9 — 17-30. Экскурсии раз в час. Первая в 9 часов, последняя в 17-00.
С посещения Поклонного Креста и подошло к концу моё автопутешествие к месту этого исторического события.
Если вы собрались в путешествие в Калугу и в эти места — рекомендую к посещению эту знаковую для нашей истории достопримечательность.
О других интересных объектах этого региона я рассказываю на странице рубрики, посвящённой достопримечательностям Калуги и Калужской области.
(Рубрика не закончена и будет добавляться новыми фотоотчётами).