сторожно волховский район монастырь
Храм Прп.Киприана Стороженского д.Сторожно
Храм Рождества Христова д.Надкопанье Расписание на декабрь 2015 г.
Дата | Время служб | Наименование службы | Где состоится |
3.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
4.12 | 10.00 | Божественная Литургия. Введение Пресвятой Богородицы в храм | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
5.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
6.12 | 10.00 | БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Блг.вел.князя Александра Невского | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
9.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Сретения Господня д.Самушкино |
10.00 | 10.00 | Божественная литургия | Храм Сретения Господня д.Самушкино |
11.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
12.12 | 10.00 | Божественная литургия | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
12.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
13.12 | 10.0 | Божественная литургия Апостола Андрея Первозванного | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
18.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм.прп..Киприана Стороженкого д.Сторожно |
19.12 | 10.00 | Божественная Литургия Свт.Николая Чудотворца | Храм.прп..Киприана Стороженкого д.Сторожно |
19.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
20.12 | 10.00 | Божественная Литургия. | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
22.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
23.12 | 10.00 | Божественная Литургия. Свт.Иосафа Белгородского | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
24.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
25.12 | 10.00 | Божественная литургия Свт.Спиридона Тримифунтского | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
26.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
27.12 | 10.00 | Божественная литургия | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
30.12 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
31.12 | 10.00 | Божественная литургия | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
По окончании литургии молебен на Новый год | |||
31.12 | 22.00 | молебен на Новый год | Храм Рождества Христова д.Надкопанье |
1.01 2016 | 17.00 | Всенощное бдение | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
2.02 2016 | 10.00 | Божественная литургия Прав.Иоанна Кронштатского | Храм прп. Александра Свирского с.Паша |
Храм Прп.Киприана Стороженского д.Сторожно запись закреплена
Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан
(1Сол.2:14–19; Лк.11:23–26)
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом.
Показать полностью.
Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.
Притча дня
Однажды богомольцы спешили на праздник в большой монастырь. Среди них были слепой и безногий, которые с большим трудом продвигались вперед, но вдруг и вовсе остановились. Посреди дороги протекал ручей. Мостика через него не было, но повсюду лежали большие камни, по которым люди ловко перебирались на другой берег. Что было делать? Безногий не мог переступать с камня на камень, а слепой не видел, куда поставить ногу. Думали они, думали, и наконец, решили. Слепой посадил безногого себе на плечи, заменив ему собой отсутствующие ноги, а безногий указывал слепому, куда идти, заменив собой его глаза. Так и переправились они через ручей и смогли продолжить путь к монастырю.
Трудно бывает человеку переправиться через зло и неправду к Божьей, христианской жизни. Но у нас все получится, если мы будем помогать друг другу, как те слепой и безногий.
Проповедь дня
Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Григорий Дьяченко.
Священномученик Зиновий, и сестра его, мученица Зиновия.
Перейти в раздел «Проповеди»
Основы православия
Тема 316. Святоотеческая Христология.
Библия не оставляет сомнений в том, что Господь наш Иисус Христос – Бог. Он прямо именуется Богом (например, Ин.1:1, 20:28), Создателем всего (например, Кол.1:16; Евр.1:10), и во множестве других стихов Писания утверждается Его Божественная природа. Вместе с тем, о Нём говорится как о человеке, который прожил человеческую жизнь и умер человеческой смертью (например, 1Тим.2:5, Гал.4:4,5).
Вопрос о том, как во Христе соотносятся Божественная и человеческая природы, глубоко волновал христиан. Ошибочные ответы на него привели к возникновению ересей – лжеучений, отрицающих полноту либо Божества, либо человечества во Христе. В этой связи Церкви было необходимо ограждать Апостольское благовестие о Христе как о Спасителе, Искупителе при помощи ясных догматических формулировок, выражать церковное учение так, чтобы защитить его от искажений.
Именно эту миссию исполнили святые отцы – святители Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и другие. Их труды в итоге привели к возникновению формулировки, принятой Третьим Вселенским Собором: «Посему исповедуем, что Господь Наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом, Рожденный по Божеству от Отца прежде всех веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и ради нашего спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству».
Практические советы
Как преодолеть разочарование в церковных людях?
В начале церковной жизни человек склонен идеализировать христианскую общину, забывая о том, что все мы на пути спасения, все мы в духовной больнице. Рецепт прост: чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться, идеализировать людей. Главное, что Христос всегда верен Своим обещаниям.
Всегда следует учитывать, что:
– ходящий в храм не всегда является православным по своей жизни (ходящий в храм и православный – не синонимы);
– духовный возраст далеко не всегда совпадает с физиологическим, у всех он разный.
Храм Прп.Киприана Стороженского д.Сторожно запись закреплена
Храм Прп.Киприана Стороженского д.Сторожно запись закреплена
Старый стиль
30 октября
ПЯТНИЦА
Новый стиль
12 ноября
Показать полностью.
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Постный день. Глас 3-й
Сщмч. Зино́вия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его мц. Зино́вии (285).
Апп. от 70-ти Те́ртия (Тере́нтия), Марка, Варса́вы (Иу́ста) и Арте́мы (I); сщмч. Маркиа́на, епископа Сиракузского (II); мц. Евтро́пии Александрийской (ок. 250); прмц. Анастаси́и Солунской (III); свв. Стефа́на Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгути́на (1316), и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфе́я Казарина, протодиакона (1942); Обре́тение мощей исп. Агафа́нгела (Преображенского), митрополита Ярославского (1998).
Икона Божией Матери: Озерянская (XVI).
Чтения Священного Писания
Кол. 2:1–7 (зач. 253). Лк. 11:23–26 (зач. 58).
Евангелие и Апостол дня
Цитата дня из Библии
Видеотрансляция из храма
Служба сщмч. Агафангелу исповеднику, митрополиту Ярославскому
Минея. 30 октября
АКАФИСТЫ
Акафист преподобномученице Анастасии Римляныне
Акафист святителю и исповеднику Агафангелу, митрополиту Ярославскому и Ростовскому
Акафист Божией Матери перед иконой «Озерянская»
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В пятницу, св. Кресту
ТРОПАРЬ В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
КОНДАК В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, / спаси души наши.
Перевод: Истины свидетелей и благочестия проповедников, почтим двоих Богодухновенными молитвенными песнопениями, Зиновия вместе с мудрой Зиновией, живших вместе и упокоившихся, получив в мученичестве нетленные венцы.
Перевод: Каждый день был перед лицом смерти (1Кор.15:31) Бога ради, святитель и исповедник Христов Агафангел, во время жестоких гонений безбожников приняв попечение о Церкви Русской от патриарха Тихона, коварные козни слуг диавола разрушил ты и кораблем церковным мудро управлял ты силой возлюбившего тебя Господа, Его же моли даровать нам мир и великую милость.
Перевод: Земли Ярославской небесный покровитель, Церкви русской красота и слава, святитель Агафангел Богомудрый, Православной веры учитель, святых догматов ее хранитель, паствы российской усердный защитник. Приди на помощь к нам, празднующим святую память твою, моли милостивого Бога Церковь Христову в мире сохранить и спасти души наши.
Перевод: Столп непоколебимый веры Православной, святитель Агафангел Богомудрый, тюремные узы, невзгоды и скорби претерпевший, от тяжелых искушений паству уберег ты, мир церковный сохранил. И сейчас защити Церковь Русскую от нападений вражеских.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»
Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»
От суеты́ жите́йския возни́кше и ума́ своего́ по́мыслы во еди́но собра́вше, ко Твое́й, Богоро́дице, ико́не о́чи душ и телес на́ших воздвиза́ем, и Тебе́ взыва́ем си́це: не оста́ви, Пречи́стая, нас немощны́х во гресе́х на́ших растле́тися, не попусти́ зло́му де́мону ду́ши на́ша от Сы́на Твоего́ в де́бри страсте́й отгна́ти, но помози́ нам Того́ за́поведи при́сно па́мятовати, да ниже́ блу́дным возбеше́нием себе́ предае́м, ниже́ друг друга зло́бою угрыза́ем, но я́коже днесь, святы́ни Твое́й предстоя́ще, о исправле́нии жития́ на́шего ре́вностию распаля́емся, та́ко и от хра́ма Твоего́ в до́мы своя́ отше́дше, сие́ до́брое наме́рение сохрани́ти потщи́мся. По сих же и теле́сныя на́ша ну́жды утоли́, и го́рести Твое́ю моли́твою исцели́, Всепе́тая. Ве́мы, я́ко подоба́ше нам па́че вся сия́ благоду́шне претерпева́ти и то́чию о терпе́нии в ско́рбех Го́спода проси́ти: но поне́же изнемога́ют в печа́лех ду́шы на́ша и по́мыслы уны́ния на́шу коле́блют ве́ру, сего́ ра́ди в сокруше́нии серде́ц к Тебе́ си́це взыва́ем: я́коже безчи́сленныя боля́щыя страда́льцы исцели́ла еси́ и скорбя́щыя уте́шила еси́, та́ко и нас пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною припа́дающих и в ско́рби Тебе́ моля́щихся услы́ши, и всех проше́ния во благо́е испо́лни, боля́щым здра́вие, скорбя́щым утеше́ние подаю́щи, во вражде́ су́щым мир от Бо́га низпосыла́ющи, сомня́щымся же ве́ры утвержде́ние. Услы́ши гре́шныя рабы́ Твоя́, Пречи́стая, воздви́гни нас на благода́рственное Ти славосло́вие, да умно́жится ве́ра люде́й Твои́х, да просла́вится в них Твое́ заступле́ние, да та́ко Ца́рствие Сы́на Твоего́ посреди́ нас утверди́тся. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Обитель преподобного отца нашего Киприана Стороженского чудотворца.
Дорогие братья и сестры! Приветствуем вас на сайте нашей обители!
История обители берет свое начало с первой половины 16-го века. В те времена живописный каменистый мыс на юго-востоке Ладожского озера служил пристанищем ватаги разбойников, что промышляли грабежом проходящих мимо судов. Здесь они поджидали – сторожили – корабли, оттого и мыс прозвали Стороженским. Как гласят предания, однажды разбойников застала на воде страшная буря. Тогда их атаман обратился к Богу с мольбой о спасении, дав обет оставить разбой и принять монашество.
Добравшись до берега, атаман сдержал слово. Он принял постриг с именем Киприан от преподобного Андриана Ондруссовского, основал обитель на месте бывшего притона и посвятил свою жизнь искуплению покаянию и служению Господу. После смерти Киприан Стороженский был погребен на территории монастыря у стены построенного им храма, а его гробница стала святыней.
Храмы обители
Сегодня, как и 5 веков назад, каменные стены храма, воздвигнутые преподобным Киприаном, поражают своим суровым и аскетичным видом. Построенный в стратегически значимом месте, он выполнял важную роль, охраняя водные пути государства и был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, оберегавшего мореплавателей.
Вплоть до начала 20-го века рядом с храмом стояла деревянная часовня, построенная над гробницей преподобного Киприана. Она была неотъемлемой частью Киприано-Стороженского монастыря в течение нескольких столетий.
В 18-м веке указом Екатерины II обитель была упразднена и преобразована в приходскую церковь, а послушники переведены в другой монастырь. Революция и Великая Отечественная война принесли сюда запустение. Часовня оказалась разрушена, а Никольский храм – заброшен.
Лишь в 2011 году начались восстановительные работы. На месте часовни теперь высится деревянный храм Киприана Стороженского, хранящий главную святыню нашего скита – мощи преподобного Киприана. Храм св. Николая Чудотворца также реконструирован и в первозданном виде открыт для посещения.
Путь в монастырь
На современной карте обитель расположена в деревне Сторожно, что на самом севере Волховского района Ленинградской области. Как и полагается скиту, он находится в живописных, но труднодоступных местах. Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.
На общественном транспорте. От Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге идет прямая электричка до станции Паша. Там нужно пересесть на автобус до села Загубье, откуда придется идти пешком 18 км по лесной дороге или договориться с местными жителями – возможно, они согласятся вас подвезти.
На личном транспорте. Ехать следует по трассе М-18 (Санкт-Петербург – Мурманск) до села Паша. Не доезжая поселения, свернуть перед мостом на дорогу Н39 (Паша – Свирица – Загубье). Проезжая через село Надкопанье, вы увидите статую самого преподобного Киприана, встречающего паломников на пути в обитель. Следующий пункт – деревня Кондратьево, расположенная перед Свирицей. Здесь нужно пересечь мост через Староладожский канал, сразу поле него свернуть налево и ехать до Загубья. Там пересечь понтонный мост и ехать прямо до д. Сторожно.
Духовная литература и другое творчество братии
На сайте вы можете познакомиться с литературными трудами братии. Эти книги посвящены важным жизненным и богословским темам. Они по-новому раскрывают личность выдающихся представителей русской истории, показывают неразрывную связь прошлого и настоящего.
О современных реалиях рассказывают путевые заметки наших братьев, побывавших в местах боевых действий с важной гуманитарной миссией.
Произведения послушников обители помогут вам углубиться в размышления на вечные темы, важные для каждого человека. Читая их, вы найдете ответы на свои главные вопросы и отдохнете сердцем, наполнив его светом и благостью. Или получите урок, который даст вам силы и понимание для решения самых главных жизненных задач. Творчество братии – это труд души. С одной стороны – простой, человеческой, с другой – приближенной к свету истины.
Важная информация для паломников и гостей монастыря
На сайте обители вы найдете полезную информацию о Свято-Никольском Киприано-Стороженском ските. Новости, распорядок дня, а также расписание богослужений, проходящих в храмах.
Святыни монастыря
Гробница преподобного Киприана Стороженского
Главной святыней нашей обители, безусловно, всегда была и остаётся, гробница преподобного Киприана Стороженского чудотворца, устроенная над его могилкой, над которой в свою очередь была срублена часовня, разрушенная после революции, и восстановленная в 2011 году. Это историческое место захоронения преподобного отца нашего строителя Стороженского монастыря и первого игумена этой святой обители. Часовню перестроили в небольшую церковь, так что теперь гробница находится в храме. Над ней молится братия обители, здесь черпает силы, скорбит, когда скорбно, здесь проливают слёзы покаяния, те у кого на это хватает духа, здесь мы чувствуем заступление и покровительство преподобного. Это место приводит в изумление, если задумаешься над тем, какая же сила покаяния была у преподобного Киприана, какая высота устремлений и чистота помыслов, раз Господь сделал его своим угодником и даровал ему силы не только самому достичь святости, но и вести к Престолу Творца и Создателя заблудших овец из века в век. Это не обычная гробница, а мощнейший памятник покаяния, это то, что держит нас всех, что греет и питает нас по молитвам преподобного Токами Благодати Божией – это непрестанное и явно ощутимое присутствие самого преподобного Киприана Стороженского.
молится братия обители, здесь черпает силы, скорбит, когда скорбно, здесь проливают слёзы покаяния, те у кого на это хватает духа, здесь мы чувствуем заступление и покровительство преподобного. Это место приводит в изумление, если задумаешься над тем, какая же сила покаяния была у преподобного Киприана, какая высота устремлений и чистота помыслов, раз Господь сделал его своим угодником и даровал ему силы не только самому достичь святости, но и вести к Престолу Творца и Создателя заблудших овец из века в век. Это не обычная гробница, а мощнейший памятник покаяния, это то, что держит нас всех, что греет и питает нас по молитвам преподобного Токами Благодати Божией – это непрестанное и явно ощутимое присутствие самого преподобного Киприана Стороженского.
Икона Матери Божией Троеручица
(точный список с афонской чудотворной иконы)
Обитель преподобного отца нашего Киприана Стороженского чудотворца.
Свято-Никольский Киприано-Стороженский скит наш, находится в деревне Сторожно Волховского района и образован на месте древнего монастыря XVI века, являясь собственно, первым этапом возрождения этой древней обители. Монастырь сей, основан преподобным Киприаном Стороженским и был утверждён в царствование государя Иоанна IV– Грозного.
По преданию основатель Николо-Стороженского монастыря преподобный Киприан, до монашества был атаманом местных разбойников, которые промышляли разбоем на Стороженском мысу, из-за них, собственно так и названном. Разбойники там подстерегали-«сторожили» суда и грабили. Атаман этот, (а звали его по слухам Косма), оказавшись далеко от берега, во время жестокой бури, ( какие не редки на Ладоге), в минуту смертельной, опасности дал обет Богу, что если будет спасён, то оставит преступную жизнь, примет монашество и посвятит оставшуюся жизнь, (а был он человеком далеко не старым), покаянию и молитве.
Сохранил Бог разбойника, и не сразу, думается тот обратился, но Господь вразумил и наставил его через преподобного Андриана Андрусовского, после чего, (уже по личному произволению), разбойничий атаман оставил мир и вручил себя полностью в руки Господни, Матери Божией и Святого Николая Чудотворца. Постриг над бывшим атаманом совершил, (вероятнее всего в Свирском монастыре), тот самый, преподобный старец, ученик, тогда уже почившего, великого святого Александра Свирского Андриан Андрусовский.
В постриге раскаявшийся разбойник был наречён Киприаном. Преподобный Андриан Андрусовский как духовник новопостриженного монаха Киприана, и благословил его, по велению Божию, основать монастырь, именно на Стороженском мысу. Отрекшись же от всех благ мира сего, тот всецело предался подвигу монашескому и ни о чём более, кроме спасения души, не помышляя.
Плодом всего этого стало не только преподобничество самого отца нашего Киприана, не только и не столько, возведение Никольского храма и создание Стороженского монастыря, но то, что множество людей, на протяжении всех этих веков, глядя на его жизненный путь, отреклись от греха и встали на путь спасения. А разбойники, кстати, в дальнейшем, исчезли вовсе со всей этой округи. Не может грех жить там где святость.
При чём, было это во времена, когда родина наша Святая Русь, подверглась тяжёлым испытаниям. И преподобный Александр Свирский, со своими учениками и последователями нерушимо встали на страже православия, святым, (кто земным, кто уже небесным), северным кордоном, являя чудеса терпения, смирения, покаяния и молитвы – того, против чего зло бессильно. Стояли в подвиге великой верности Христу. Стояли и не поколебались, и выстояли.
Возможно такие фразы, как «по преданию», «по слухам», да и некий былинный налёт в манере изложения текста, может создать впечатление легендарности самой личности преподобного Киприана Стороженского, тем не менее, это реальная историческая личность, что засвидетельствовано сохранившимися официальными документами. Но идём далее.
Далеко не гладким был монашеский путь преподобного Киприана, знаете, монаху с подобной биографией невозможно ждать, что-то кроме осуждения и наветов, и преподобный нёс всё это. Заведомо не помышляя о доверии, либо добром расположении к себе, любого начальства, в особенности светского. Упование здесь может быть только на Бога и поверьте прп. Киприан уповал только на Него.
Молился преподобный отец наш крепко и к нему стали стекаться монахи, но впереди ожидали новые испытания. Основные трудности начались после смерти его духовника прп. Андриана, его единственной опоры, духовная сила старца была незыблемой защитой во всём. Но верно, настало время самого Стороженского настоятеля, под началом которого к тому времени, было уже тридцать братьев монахов, за которых он как настоятель был в ответе пред Богом. И вот не видя ни откуда, ни какой помощи, оказавшись в полной безысходности, преподобный отец наш, помолившись, решается идти пешком к царю. Во первых это не в Волхов, мягко говоря сходить, а во вторых царь ни кто ни будь, а Иоанн Васильевич IV – Грозный.
Но и после кончины преподобного Киприана, грамота эта подтверждалась всеми последующими царями до Петра Первого, который заменил новой печатью старую, пострадавшую во время шведской войны. Тогда это всё ещё была цветущая обитель, со сплочённой братией, регулярным Богослужением, крепким хозяйством с мельницей пекарней, скотным двором, пахотными и сенокосными угодьями, всеми монастырскими службами, богатым облачением и дорогой церковной утварью. И не смотря ни на что, благополучный период нашей обители, заканчивался. Бог посылал скорби и испытания. В 1722 г. Стороженский Николаевский монастырь теряет самостоятельность, но пока, его приписывают к новгородскому архиерейскому дому, (не дал тогда владыка разорить обитель).
Далее в царствование Екатерины II, согласно изданному ею в 1764 году указа «О Духовных штатах» обитель св. прп. Киприана Стороженского постигла участь многих русских монастырей – они были упразднены, в соответствии с законом о «секуляризации», весьма модному, среди Европейских монархов той поры, а Европе Екатерина II подражала старательно. Надо видимо добавить, что 520(пятьсот двадцать) монастырей, закрыла, не моргнув глазом благородная Екатерина, да Господь на тот момент в России утвердил, около тысячи, монашеских обителей, тут уж все не закроешь.
Однако Стороженский монастырь теперь стал «заштатным» и его приписали к Александро – Свирскому монастырю, затем вообще упразднили в приход. К этому нужно добавить, что с каждой новой припиской у Стороженской обители, конечно, отнимались земли и имущество, как в пользу казны, так и тех к кому приписывали, что довело обитель до полного обнищания. Наконец в 1832 году, в виду бедности Никольского Стороженского прихода, церковь приписали к Спасо-Преображенскому храму в селе Загубье. Соответственно последние и крайне необходимые для жизни, как пахотные, так и сенокосные земли были навсегда отданы Загубской церкви. Так что к началу XX го века бывший Николо-Стороженский монастырь превратился в совершенно обобранный и всё ещё, более беднеющий приход.
Так на 78 лет была прервана линия Стороженского священства, тянувшаяся с XVI века и следующий, после отца Павла священник приписанный конкретно к Стороженскому престолу был рукоположен только в 2016 году, это нынешний настоятель, до этого, если кто сюда и приезжали служить, были священниками с других престолов, Сторожно был для них всех второстепенный приход.
Никольскую церковь приписали к приходу храма Рождества Христова деревни Надкопанье, находящегося, без малого в сорока километрах от Сторожно. Настоятель прихода тогда иеромонах Антоний (кузнецов), начал приезжать служить молебны, и в мае 2001года отслужил там, в разрушенном храме Божественную Литургию, однако нормального Богослужения, быть естественно не могло.
Постепенно на остатках фундамента старой часовни над могилой преподобного Киприана Стороженского, стараниями жителей Сторожно и прихожан Надкопанья с настоятелем прихода, была построена часовня, а в 2010 году часовню над могилкой основателя монастыря. переделали в небольшой летний храм и в 2011году освятили там престол в честь преподобного Киприана Стороженского, 27 октября 2011года, митрополитом Санкт – Петербуржским и Ладожским Владимиром был выдан Антиминс для служения Божественной Литургии на этом престоле. Дата указана согласно надписи на Антиминсе, (самом надёжном документе).
Конечно, регулярные службы всерьёз, проводиться не могли, церковь была летней без печки, и была одной из шести храмов приписанных к приходу Рождества Христова. Настоятель прихода отправлял сюда жить, то одних, то других людей, основной задачей которых была ловля рыбы для прихода, да присмотр за храмом, от одного до другого, приездов настоятеля с приходом, по факту подсобное хозяйство прихода в деревне Надкопанье. О возрождении монастыря речи не шло, тем не менее, приход добился от государства производства реставрационных работ, и государство начало в 2011году восстановление Никольского храма.
Однако до 2013 года обитель влачила жалкое существование, а как мы говорили выше, где Господь, Благословил создание монастыря, монастырь и должен быть и ни чего другого здесь делать нельзя. Безблагодатно это. Не нужно забывать, на общем фоне, что монастыри и монашество в целом это Божие устроение, соответственно основа, столп и утверждение Православия, со всеми вытекающими последствиями.
Наконец, весной 2013 года после создания Тихвинской епархии и утверждения на её кафедре Преосвященнейшего Мстислава епископа Тихвинского и Лодейнопольского, существующее положение кардинально изменилось. По велению Матери Божией и по личному духовному рассуждению, владыка Мстислав благословил, возрождение сей древней обители, в своём монашеском чине, ради чего она, и создавалась преподобным отцом нашим Киприаном Стороженским.
Обитель в это время представляла собой оштукатуренный, выбеленный, закрытый крышей, но полностью разрушенный внутри Никольский храм, рядом деревянная без отопления с голыми стенами и черновыми полами небольшая церковка. Заросшее буреломом и засыпанное мусором кладбище с переломанным 50х годов забором, слева от которого пустырь. Справа от храма у озера остатки заброшенного рыбоприёмного помещения, разгороженные черновой доской на несколько частей, примыкающие к полностью разрушенному леднику, внутри которого мусорная свалка. У дороги старое сетехранилище разгороженное на две комнаты в одном Русская печь, с лопнувшим сводом, второе без отопления. Ремонта это помещение не видело ни когда.
Только любовь к монашеству нашего владыки, его отеческая поддержка давали нам силы держаться, и позволила братии, конечно же, по молитвам преподобного нашего отца Киприана Стороженского, и вопреки всему окружающему противостоянию, устоять в тот период. Вначале сделали печь и устроили, как могли деревянный храм, для ежедневной службы. Потом срубили келлию на четверых и занялись ремонтом полуразрушенных помещений и очисткой кладбища. Всё работы велись при неукоснительном выполнении Богослужебного круга. Кто-то не выдерживал и уходил и Господь по молитвам преподобного Киприана приводил новых, тех кто теперь составили костяк братии.
Обитель словно расправила крылья. Стараниями стороженских прихожан братия начали возводить монастырскую стену, подобную той, которая была в древности. Господь стал приводить людей желающих помочь возрождению древней обители. Разобрали старый ледник и на месте его построили братский корпус.
Не соответствующий архитектурно и не приспособленный для круглосуточного Богослужения деревянный храм, перестроили в каменный, по проекту XVI века новгородского же зодчества. Полностью благоустроили для службы первый этаж Никольского храма Успенский предел, где и служим. На месте пустыря срубили бревенчатые келлии. Провели водопровод, построили отопительный комплекс и канализационную систему. Скит обрёл целостность и прочную инфраструктуру.
Основное в жизни по прежнему ежедневное Богослужение регулярное совершение Литургии, между службами читается поминальная псалтирь. Сейчас в скиту девять монахов, из них пятеро приняли постриг уже у нас, есть ещё четверо послушников и несколько трудников.
Обитель полностью благоустроена и в этом нет ни малейшей нашей заслуги и это не смиренные слова, а реальный факт. Мы по милости Божией оказались очевидцами чуда возрождения древней обители. Все эти годы, вполне сознавая и постоянно убеждаясь в своём безсилии, мы со страхом и благоговением наблюдаем, по Великой Милости Божией, как отец наш преподобный Киприан Стороженский, молитвами свтт. Николая и заступничеством Матери Божией, возрождает собственную обитель. И все мы здесь живущие постоянно чувствуем помощь и заступление преподобного отца нашего, множество удивительного с этим связано.
Велика молитва преподобного и по нашему глубокому убеждению, преображение самого бывшего разбойничьего атамана, было следствием молитвенного же заступления прп. Андриана Андрусовского и св. Киприан Стороженский хорошо знал и усвоил это. Соответственно обращение других братий монастыря, а в дальнейшем и их преображение, происходило вследствие сугубой и усердной молитвы, для чего вся жизнь, в основанной прп Киприаном Стороженским обители, должна быть настроена на внимательное внутреннее молитвенное делание. Основой чего является, по мнению всех святых отцов, творимая умом в сердце молитва Иисусова, в сочетании с послушанием и строгим соблюдением монашеского устава.
Именно молитве по четкам, издревле и отводится в скитах основная роль. Во время богослужения в храме, братия не должны прекращать молитвы Иисусовой, совершаемой в уме. В течение дня все так же, должны непрестанно молиться уже без счета, произнося Иисусову молитву, кто вслух, кто вполголоса или в уме, в зависимости от послушания, навыка и устроения брата. Перед отдыхом вся братия исполняет молитвенное правило по четкам, навыкая, молиться непрестанно, с молитвой уходя в сон и просыпаться, стараясь с молитвой.
Ученик известного Афонского апологета умной молитвы Иосифа Исихаста старец Ефрем Филофейский, ныне основатель, более двадцати православных монастырей в Аризоне, (а это пустыня), считает, что строгое общежитие при подобном уставе и должном руководстве быстрее всего и легче всего приводит монаха к преуспеянию. И что даже такое, казалось бы, механическое, на первых порах, произнесение молитвы Иисусовой способствует очищению ума, исцелению сердца от страстей и усвоению умом и сердцем сладчайшего имени Иисуса, просвещению, очищению и, в конце концов, преображению падшей человеческой природы. То есть именно тому, ради чего все мы и покинули мир, приняв монашество.
Таким образом, весь день и часть ночи в зависимости от распорядка дня должны проводиться братией и гостями обители в непрестанном упражнении в молитвенном делании. Это основа устроения, непосредственно нашего скита, соответственно обязательна, к исполнению, всеми жителями скита, как братией, так и гостями. В общем, об уставе нашей обители уместно будет сказать отдельно, для первого же, пусть и краткого знакомства сказанного достаточно.