сторожевская икона божией матери
Икона Саввы Сторожевского
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
Преподобный Савва Сторожевский — один из первых и ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Святой Савва во многом повторил его подвиги: он также самостоятельно основал известный монастырь, названный его именем, и руководил духовной и политической жизнью князей русских. Недавно, в 2007 году, в Саввино-Сторожевском Рождественском монастыре были совершены торжества 600-летие канонизации – прославления преподобного Саввы в лике святых.
ИКОНОГРАФИЯ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО – КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО НА ИКОНЕ
Образ святого всегда выполнен в достаточно простом стиле, однако его всегда можно узнать по иконе в руках и, конечно, подписи под изображением.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны – есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился – носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, – а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.
Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.
Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.
В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления – так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.
Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.
Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.
АГИОГРАФИЯ СВЯТОГО САВВЫ
В XVI веке Маркелл Безбородый Хутынский – игумен Новгородского Хуторского монастыря – создал житие святого Саввы, собрав сохранившиеся агиографические (житийные) сведения и записал чудеса, сотворенные звенигородским святым.
Удивительно, но это житие дошло до нас в переводе на русский самого Александра Сергеевича Пушкина. Около 1830 года он переложил его с церковнославянского на русский. Этот текст при публикациях творчества великого поэта многие годы опускали: действительно, Пушкина стремились представить вольнолюбием и революционером, а между тем духовные стихи поэта и, в том числе, житие почитаемого им святого Саввы Сторожевского выбивались из общих представлений о его личности. Перевод жития был кратким, без пространных описаний чудес преподобного, поэтому современные исследователи считают его заготовкой для некого крупного произведения, не написанного классиком.
Интересно, что Пушкин называет редким именем Саввы одного из героев «Евгения Онегина» – благочестивого отца Татьяны. Беловой автограф жития по сей день хранится в Пушкинском доме – Институте русской литературы в Петербурге, и ознакомиться с ним может любой желающий.
ЧУДЕСА СВЯТОГО САВВЫ
Житие сохранило немало описаний прижизненных и посмертных чудес преподобного, кроме изведения из земли двух источников воды:
МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ
Строительство монастыря было завершено около 1405 года: трудами и молитвами святого, при участии Звенигородского князя в обители были воздвигнуты несколько храмов, сохранившихся по сей день жемчужин древнерусской архитектуры. Кроме того, для росписи церквей и создания иконостаса храма был приглашен преподобный Андрей Рублев – также инок Троице-Сергиевой обители. Возможно, это был один из первых иконописных опытов святого Андрея, позже расписывавшего Успенские соборы Владимира и Москвы – ключевые храмы Руси, ставшего автором величайшего шедевра древнерусской иконописи – Святой Троицы.
Монастырь в древние времена находился в стратегически важном для Московской Руси месте, защищая ее с запада. Здесь часто молились царя и великие князья от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.
Интересно, что знаменитая «Рублевка», Рублево-Успенская трасса обязана своим появлением монастырю святого Саввы. Она была проложена для царского богомолья – посещения обители уже после смерти святого Саввы.
В годы гонений на Церковь при большевиках обитель, претерпевшая многие войны и трудные времена, была закрыта. Огромный колокол, ставший одним из «вестников Звенигорода» – этот город назван так по колокольному звону, прославившему его – был разбит. Обитель то превращали в музей, то размещали в нем разные учреждения.
Возрождение духовной жизни началось здесь в 1995 г. здесь проживают несколько десятков монахов. Возобновлена традиция большого крестного хода в день памяти святого Саввы.
ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ
Для глубокой сердечной молитвы в уединении преподобный Савва любил удаляться из обители. В Звенигородском монастыре он имел келью в пещере, ископанной в овраге. Сейчас здесь стоит церковь, построенная в 1870 году в память святого, а неподалеку бьет источник.
Еще один источник находится у стен Троице Сергиевой лавры. Если идти направо от ворот обители, пройдя мимо пруда, точней и Звонковой башен, можно увидеть небольшую деревянную часовню, освященную честь святого Саввы. Под ней бьет родник, появившейся по молитве святого из-под земли в период его игуменства в обители.
Вода в обоих источниках двух обителей целебная. Есть свидетельства об исцелениях после окунания в эти источники с молитвой. Также воду берут домой, пьют с благоговением и молитвой преподобному во исцеление души и тела.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
Мощи святого Саввы были обретены нетленными 19 января 1652 года. Сегодня они пребывают открыто для всех в соборе Рождества Богородицы Сторожевской обители, справа от Царских врат. Во времена гонений на Церковь они были увезены из обители и вновь возвратились в нее лишь в 1998 году. Для того, чтобы к ним приложиться, многие совершают паломничество в обитель.
Праздник в честь преподобного Саввы установлен соборным определением 1549 г.. 3 декабря – отмечается преставление святого Саввы в 1407 году.
Также днями памяти святого является
19 января – обретение мощей преподобного (1652 год).
30 июля – перенесение мощей игумена Звенигородского Саввы в обновленную сень (1847 год).
23 августа – второе обретение мощей преподобного Саввы и перенесение их в возрожденный Саввино-Сторожевский монастырь (1998 год).
В эти дни совершаются особо торжественные богослужения в обители и в храмах, освященных в честь преподобного, а также во всей Московской области, где особо почитается преподобный как заступник края. Образ святого выносится на середину храма, накануне совершается Всенощное бдение, в сам день памяти – торжественная Божественная литургия. Также могут совершаться молебны с акафистом святому. В эти дни за богослужениями поются особые краткие молитвы – тропари и кондаки святому. Их также можно читать по памяти и онлайн в любые трудные или опасные моменты жизни:
В пустыне ты стал ростком добра, преподобный Савва: с юности ты чисто жил, духовному учителю твоему, преподобному Сергию, следуя, и его назиданиями ум к небу поднимал, твоей обители наставником мудрым стал, потому и Христос прославил тебя чудесами, как яркий светильник благодати Своей Савва, отец наш, моли Его о спасении душ наших.
С юностью ревностью о Боге ты горел, любил чистоту жизни и презирал мира этого красоту и суету, следовал своему умудренному Богом учителю, святому Сергию, в трудах и бдениях, посте и молитве, и подвигах. На реку Сторожу ты пришел ради безмолвия и строгости духовной, стоя же и не засыпая в подвигах ради Бога, получил разумение Божие, видел и козни демонов, и их нападения отражал, озарение Святого Духа принял, сияя как звезда пресветлая всем людям, Господу верным. Потому почитаем тебя как премудрого и светозарного предстоятеля и пастыря стаду овец православных, светом твоим просвещая и всех, приходящих к тебе с верой, отец наш Савва, молись ко Господу Иисусу Христу, да спасет Он души наши.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
Святому Савве Сторожевому молятся о многих нуждах. В обители всегда немало паломников со всей России и даже из других стран. В Православии есть традиция молиться каждому святому, прося его о том, в чем он прославился при жизни или чудесами посмертными. Святого Савву просят:
Молитву святому преподобному Савве Сторожевскому можно читать онлайн по тексту ниже:
О чествуемый всеми, святой начальник обители Сторожевской, ныне же Небесного Иерусалима гражданин, ставший сам обителью Пресвятой Троицы, преподобный отец наш Савва! Ты имеешь великую силу перед Милостивым Владыкой Богом молиться о братии обители твоей и всех духовных детях твоих, которых по духу усыновляешь. Не промолчи в ответ на молитвы наши, но сам ко Господу за нас проси, не отвернись от людей, почитающих тебя с верой и любовью.
Попроси у Царя над всеми царями, Господа Иисуса Христа, мир Церкви нашей, под знамением креста борющейся с духами злобы, будь ходатаем обо всех нас: даруй архиереям величие и святость, монахам добрую помощь в подвигах аскетических; святой обители твоей, городу и всем городам и странам мира охрану; миру всему безмятежность и покой, избавь всех от голода и гибели; старым и больным людям подай утешение и укрепление сил, юношам и младенцам помоги в вере не сомневаться, в учении Христа возрастать, в чистоте и целомудрии быть; вдовам и сиротам будь милостивым заступником, пленникам подай радость и возвращение в дома их, немощным даруй исцеление, малодушным спокойствие, заблудшим с пути истинного дай исправление, согрешившим сознательно или по невниманию – раскаяние, а всем, нуждающимся в помощи благодатной, поддержку своевременную.
Не разочаруй нас, к тебе с верой приходящих, помогай нам, как отец добрый детям, нести крест, данный нам в жизни, как данный Самим Христом, – с благодушием и терпением, помоги каждому завершить жизнь свою в мире и покаянии и с крепкой надеждой на милосердие Божией переселиться в селения небесные. Там и ты после трудов и подвигов пребываешь с Ангелами и всеми святыми и вечно славишь Бога во Пресвятой Троице Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Молитвами преподобного Саввы да хранит вас Господь!
Последователь игумена всея Руси: преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона св. Саввы Сторожевского
У св. Сергия Радонежского было много учеников. Но одним из лучших его воспитанников был основоположник Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде — Савва Сторожевский.
Точных сведений о дате его рождения и происхождении нет. Мы не знаем, как звали подвижника в миру. Известно лишь, что он с самого раннего детства выбрал узкую тропу непорочной жизни инока.
Краткое житие
Значительную часть жизни Преподобный Савва трудился в Троицком монастыре. Он принял от своего богоносного наставника монашеский постриг и проводил годы в совершенном послушании. Для всех окружающих он был примером благочестия и кротости.
Полезные материалы
Всё своё долгоденствие набожный Савва проживал в суровом аскетизме и постоянном бодрствовании над собой, уделяя максимальное внимание душевной и телесной непорочности. На Божественную литургию он являлся самым первым и самым последним покидал её. Молясь в храме, он не мог сдерживать слёз от осознания своей духовной нищеты, потому все монахи смотрели на него с удивлением. Он достиг высокой степени преуспеяния и был поставлен духовником братии.
Игумен Успенской обители
По настоянию благоверного князя Димитрия Иоанновича, св. Сергий создал Успенский Дубенский монастырь близ реки Дубенка, в безлюдной и глухой местности. Духовным руководителем обители за свою подвижническую бесстрастную жизнь был поставлен преподобный Савва. Более 10 лет прослужил Савва в монастыре Дубенском, с заботой наставляя насельников пустыньки. Росло число братии, привлеченных примером подвижнической жизни святого и его учеников.
Священнодействовал безропотно и покорно, подавая пример своей простой подвижнической жизнью. Питаясь только растительной пищей, он проводил всё своё время в трудах и молитвах, лишь иногда отдыхая ночью на полу своей кельи.
После смерти прп. Сергия в сентябре 1392 года, его последователь, священник Никон, оставил службу на посту монастырского игумена и уединился в своей келье. Тогда иноки Троицкой обители упросили святого возвратиться в их обитель и возложить на себя обязанности игуменства. Шесть лет Савва был настоятелем Свято-Троицкой обители. В этот период по мольбам игумена к северу от Лавры чудом возник целебный родник.
Но не мог долее преподобный быть игуменом, его тянуло к отшельнической, уединенной жизни. Он сложил с себя обязанности настоятеля Троицкой обители и стал простым насельником монастыря.
Основание монастыря близ Звенигорода
Господь узрел стремление подвижника и призвал его к весьма серьёзному деланию. Крестник святого Сергия и духовное чадо преподобного Саввы, Князь Юрий (Георгий) Димитриевич Звенигородский, попросил св. Савву побывать в его землях и благословить его родных. Смиренный Савва согласился. Обратно в Троицкий монастырь он уже не вернулся — государь уговорил его остаться и обосновать очередную обитель. Место это очень понравилось святому. Он решил остаться и понести труды по основанию обители.
Со слезами взмолившись Деве Марии, подвижник испросил Её покрова и заступничества, и обосновался в глухом местечке на горе Сторожи, в истоках Москвы-реки. В 1398 году вместе с князем воздвигли деревянную церквушку в память Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный, желая как можно больше уделять времени молитве, уединялся в маленькой пещере, которую сам себе ископал недалеко от храма.
Скоро появилось достаточно насельников, и отец Савва организовал общежитие. Он старался как можно больше равняться на своего наставника в стремлениях к единению с Богом. Прежде всего наставлял иноков собственным примером. На своих плечах носил воду на крутой склон и вообще все необходимое для своего жития старался делать самостоятельно.
Позднее признательным и боголюбивым князем были сооружены кельи для насельников, а обитель окружена деревянной изгородью. Настоящим свидетельством трудов святого и щедрости князя остается действующий по сей день благообразный и внушительный храм из камня в честь Рождества Богородицы, возведенный вместо прежнего деревянного храма.
Св. Савва Сторожевский почил 3/16 декабря 1407 года, дожив до преклонных лет, и был погребен в основанном им монастыре. Проститься со святым прибыли как знатные люди от бояр до князей, так и простые жители Звенигорода.
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Чудеса
Св. Савва был не только чудотворцем, он также обладал даром прорицания. Широко было известно пророчество князю Юрию Звенигородскому о грядущем успешном сражении.
Хищение честных мощей Преподобного также было предсказано святым:
«Наступит день, во всем мире человечество отпадет от Бога, и будут над Ним насмехаться, у власти будет стоять антихрист. Он удалит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переберусь в иное место, где будут жить люди, не забывшие Бога, и я буду возносить за них молитвы перед концом света».
У мощей святого Саввы исцелялись душевнобольные и бесноватые, прозревали слепые, обретали слух глухие от рождения.
Явление Эжену (Евгению) Богарне
Старец не оставлял братию и после смерти. Он неоднократно являлся в своем монастыре и его окрестностях. Многие монахам святой являлся во сне.
Но не только монахам являлся преподобный. Во время войны 1812 г. в Звенигородском монастыре расположился штаб Энже (Евгения) Богарне – пасынка Наполеона Бонапарта. Отчим очень ценил его боевые заслуги и преданность, и в 1812 г. вверил ему командование 4-м корпусом французских войск. Захватив монастырь, солдаты принялись грабить его, а командир устроился в одной из келий передохнуть.
Затем случилось чудо, о котором поведал сын Евгения – Максимилиан. По его словам, в ночь на 1 сентября 1812 г., отцу явился седовласый старец в монашеском одеянии. Он долго смотрел на французского генерала, а затем на его языке молвил:
«Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым. А твои потомки будут служить России».
Принцу Франции, дивизионному генералу Эжену Богарне, находящемуся в захваченном французскими войсками Сторожевском монастыре, среди ночи явился святой Савва. Преподобный попросил Богарне прекратить разграбление монастыря. Святой сказал французу, что в случае исполнения просьбы, тот окончит войну невредимым, а его потомки послужат России. Богарне послушался. Предсказание старца впоследствии сбылось.
Проснувшись, француз узнал на иконе старца и пришёл в страх и трепет. Он поклонился мощам святого, приказал возвратить всё награбленное, а вокруг монастыря поставил охрану, чтобы никто, кроме монахов, туда не проник.
В свою очередь святой выполнил данное обещание – Евгений Богарне выжил в войне, которая закончилась через полгода тяжелым поражением и огромными потерями французов. Военнокомандующий сохранил память о чуде. Его сын Максимилиан породнился с царской семьей, женившись в 1839 г. на княжне Марии — дочери Николая I. В браке у них родилось семеро детей, они жили в Санкт-Петербурге до революции 1917 г.
Явление святого Саввы Сторожевского Эжену Богарне 1 сентября 1812 года
В 1995 г. в Звенигород из Франции приехала монахиня Елизавета, потомок Евгения Богарне. Она рассказала, что почти все представители рода Богарне названы русскими именами и исповедуют православие. А Звенигородского чудотворца считают своим покровителем по сей день.
Явлению царю Алексею Михайловичу Романову
В летописях монастыря отобразилось предание о том, как святой уберёг царя Алексия Михайловича Романова (Тишайшего) от медведя, который напал на него во время охоты. Когда сопровождающие его разбрелись по лесной чаще, царь остался один, как вдруг из-за деревьев неожиданно появился медведь и бросился в его сторону. Внезапно перед государем появился старец, зверь же исчез в чаще. На вопрос изумленного самодержца старец ответил, что зовут его Савва, и обитает он в Сторожевской пустыни. Как только Алексий Михайлович добрался до обители и увидел образ праведного старца, то осознал, что сам святой игумен уберег его от растерзания диким зверем. С того момента царь считал его своим личным заступником.
Портрет царя Алексея Михайловича Романова
Однажды Саввино-Сторожевский монастырь посетил боярин Иван Ртищев со своим сыном Георгием. Ребёнок был немым. Горячо взмолившись и призвав на помощь св. Савву, он влил в уста мальчика немного монастырского кваса. После этого Георгий навсегда избавился от своего недуга.
Исцеления и чудеса по молитвам св. Саввы совершаются до сих пор. Вот, например, эпизод из жизни супружеской пары, долго не имевшей детей. Они искупались в купели и через три недели узнали, что их молитвы о ребёнке были услышаны.
Некая девушка была в глубокой депрессии. Чудом попав в монастырь, где после таинств Исповеди и Причастия искупалась в купели. Вскоре по возвращении из монастыря в Москву познакомилась с молодым человеком, который предложил ей стать его супругой.
О полном житии
Повествование об этом удивительном подвижнике дошло до нас благодаря труду игумена Варлаамо-Хутынского мужского монастыря, Маркелла Хутынского.
Митрополит Макарий созвал в Москве два собора: в 1547 и 1549 гг., на которых была проделана значительная работа по прославлению святых. Иноки Сторожевской обители обратились к митрополиту Макарию с просьбой о канонизации Саввы Сторожевского и написании его жития.
В 1547 г. старец был канонизирован в лике преподобных, а за написание жизнеописания митрополит поручил Маркеллу, т.к. знал о его таланте агиографа. В течение нескольких лет Маркелл собирал факты о подвижнической жизни святого. Часть из них он взял из жития Преподобного Сергия Радонежского и его последователя — игумена Никона Радонежского, а часть — из рассказов о чудесах, которые являл монахам монастыря сам старец Савва после своей кончины. Закончил свою работу Маркелл в 1552 г., а в 1830 г. А.С. Пушкин кратко перевел её с церковно-славянского языка на русский.
Александр Сергеевич провел своё детство близ Саввино-Сторожевского монастыря и перед женитьбой решил ещё раз его посетить. В своей незавершенной поэме он писал об обители такие строки:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленые рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.
Икона
Первое изображение старца было написано Дионисием, игуменом Саввино-Сторожевской обители. После чтения молитвенного правила, настоятель увидел перед собой незнакомца, сказавшего:
«Дионисий! Поднимись и отрази мой образ на иконе».
Игумен в страхе вопрошал старца, кто он, тот отвечал:
«Я Савва, начальник этого монастыря».
Тогда настоятель отыскал самого престарелого воспитанника отца Саввы — Аввакума, который воочию лицезрел бывшего настоятеля в юности, и попросил охарактеризовать облик святого. Тогда Дионисий догадался, что перед ним был сам праведный Савва и, выполнив указание, написал икону старца.
Преподобный Савва изображается на иконах седовласым длиннобородым старцем в монашеском облачении. Его правая рука благословляет богомольцев, в левой он держит свиток и иногда икону Богородицы. Распространены изображения, где он обращается к Богородице и где является Евгению Богарне, а также икона с житийными клеймами.
Св. Савва Сторожевский: икона с клеймами жития
В чем помогает святой
Св. Савва помогает молящимся ему в скорбях и недугах. Особенно просят молитв святого об укреплении веры, кротости, послушании, воздержании от страстей, хранении телесной и душевной непорочности, по заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Где находятся честные мощи преподобного
Впервые мощи святого открыли 19 января 1652 года, во время правления государя Алексия Михайловича. Несмотря на то, что это произошло спустя 245 лет после погребения, мощи старца остались нетленными.
Саввино-Сторожевский монастырь с 1917 года был закрыт, а святыню, несмеявшись и наругавшись ей, вывезли на Лубянку. В течение длительного времени чудотворные мощи Звенигородского святого считались утраченными, но в конечном итоге были обретены одним из верующих уроженцев Звенигорода. Он обещал вернуть святыню церкви в случае возрождения Церкви в стране. В 1998 году Саввино-Сторожевскому монастырю исполнилось 600 лет. По этому случаю мощи Саввы Звенигородского были с торжеством доставлены в устроенную им родную обитель.
Святой источник
Скит в Звенигороде
Сам скит был установлен во второй половине XIX в. стараниями наместника Саввино-Сторожевской Лавры, отца Галактиона, на пожертвование Павла Григорьевича Цурикова, местного торговца. Сначала над пещерой основали церковь, со временем отстроили вторую, затем образовались кельи. Так возник монастырский скит. Как большинство православных строений, он претерпел разрушения и поругания в годы безбожной власти. Но к 600-летнему юбилею преставления Саввы Звенигородского его отреставрировали, оборудовали купель на источнике и каменную келью преподобного.
Дни памяти
С почитанием праведного Саввы Сторожевского связаны следующие даты:
На Руси имя святого с давних пор прославлено чудесами. В праведности и святости прошёл он земной путь. Бесчисленные паломники и сегодня нескончаемым потоком идут за ходатайством перед Господом к хозяину Саввино-Сторожевской обители.
Автор: Ольга Тимашова
Небольшой фильм о святом Савве Сторожевском «Звенигородский чудотворец».
Акафист
Кондак 1
Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Икос 1
Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице: Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю; Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, верный слуго Господень; Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю. Радуйся, зерцало веры благочестивыя; Радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, пустынножителей красото; Радуйся, иноков наставниче. Радуйся, многим ко спасению путеводителю; Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 2
Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: “Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет”, — невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя: Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый; Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый. Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый; Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый. Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость; Радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни. Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия; Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый. Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный; Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 3
Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй прозорливость духовную учитель твой, богомудрый Сергий, провиде тя быти подобна ему сподвижника и благоискуснаго споспешника хотящим спастися. Сего ради, прежде отшествия своего, вдаде попечению твоему обитель Пресвятыя Богородицы, на реце зовомей Дубенке: ты же, смиренномудрия исполнен, аще и устрашаяся бремени начальства, обаче не преслушав воли святаго старца, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе: Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю; Радуйся, добрый стада Христова наставниче. Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя; Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго. Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати; Радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный. Радуйся, честное Святаго Духа селение; Радуйся, преподобных светлое украшение. Радуйся, иноков в подвигах постнических укрепляяй; Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 4
Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащался славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще ближнии и дальнии Богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения. И не забуди взывающих к тебе: Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый; Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий. Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий; Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный. Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий; Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый. Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный; Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый. Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный; Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 5
Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченныя, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя благоверный князь Георгий смиренномудие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со Пророком: “Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и”. И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася. В немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая: Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная; Радуйся, пустыни доброе прозябение, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавшее. Радуйся, цвете присноцветущий; Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый. Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый; Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый. Радуйся, стаду твоему верный наставниче; Радуйся, о всех градех и весех Российских молитвенниче неусыпающий. Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 6
Проповеди Евангельския послушав: “Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся”, — упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеяла еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Российской, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих. Темже вопием ти: Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы; Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением. Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении; Радуйся, подвигов иноческих ревнителю. Радуйся, страсти греховныя силою благодати в себе умертвивый; Радуйся, нищеты и нестяжания образ. Радуйся, светлое святыни зерцало; Радуйся, всех добродетелей рачителю. Радуйся, немощных целебниче; Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 7
Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: “Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!” Еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно, воспевающих тебе: Радуйся, чистоты и воздержания хранителю; Радуйся, лику древних постников сопричтенный. Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый; Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу. Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй; Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй. Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй; Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 8
Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: ты ж зде, аки велия гора, показался еси им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в духе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со Пророком, глаголющим: “Быша слезы моя мне хлеб, день и нощь”. Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе: Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый. Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче. Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа Сына Божия венцем нетления увенчанный. Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; Радуйся, пречестная обитель Троицы. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 9
Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная. Да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси. Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарив тебе зовем: Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный; Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший. Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший; Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный. Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый; Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший. Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший; Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший. Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный и к лику другов Божиих на небеса преселивыйся; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 10
Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем. Не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твои, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей. Да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российстии заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно: Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда; Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняющий. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается; Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй. Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих; Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих. Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений; Радуйся, струя, напаяющая и веселящая жаждущих правды. Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву. Да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение. Темже и глаголем: Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый; Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый. Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством; Радуйся, милостивым обещанное воздаяние усвоивый. Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый; Радуйся, миротворениями многими в лике сынов Божиих быти сподобивыйся. Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся; Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй. Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наши сердца утверждаяй; Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 12
Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается. Юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое, аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице: Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый; Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый. Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси; Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию. Радуйся, яко во дворех небесных с ним купно ликуеши; Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши. Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение; Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение. Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют; Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 13
О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приимши, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавится всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1
Молитва
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь, кондак, величание
глас 8
Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́,/ тем и Христо́с, я́ко пресве́тла тя свети́льника, чудесы́ обогати́,// Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 8
От ю́ности Боже́ственною распаля́ем ре́вностию,/ возлюби́л еси́ чи́стое житие́,/ презре́в ми́ра сего́ кра́сная и су́етная,/ после́довал еси́ твоему́ Богому́дрому учи́телю, преблаже́нному Се́ргию,/ в труде́ и бде́нии, в посте́ и по́двизе:/ на Сторо́жи я́влься безмо́лвия ра́ди и стра́жи духо́вныя/ недре́мленным на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ стяжа́л еси́ ум, зряй к Бо́гу,/ и де́монския ко́зни и обстоя́ния прозира́яй,/ озаре́ние Пресвята́го Ду́ха в себе́ восприе́м,/ яко звезда́ пресве́тлая еси́ ве́рным./ Те́мже и прему́др и светоза́рен предстоя́тель/ и па́стырь ста́ду твоему́ яви́лся еси́,/ све́том твои́м просвеща́й и всех,// приходя́щих к тебе́ ве́рою, о́тче наш Са́вво, и моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 8
Безмо́лвия ра́ди и пло́ти распина́ния/ всели́выйся на горе́ Сторо́жи,/ яви́лся еси́, преподо́бне Са́вво, сто́лп ве́ры непоколеби́мый,/ от Пресвята́го Ду́ха осия́нный,/ оби́тель пречестна́я Тро́ицы,/ и непреста́нными моли́твами, сле́зными воздыха́нии и по́двигами благода́ти Боже́ственныя соприча́стник;/ те́мже и Христо́с в нетле́нии моще́й твои́х просла́ви тя,/ и да́ром чуде́с украси́ тя./ Мы же ра́достно ти вопие́м:// ра́дуйся, Са́вво, вели́кий чудотво́рче.
Ин кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 2
Госпо́дним жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ Боже́ственнаго све́та незаходи́мое свети́ло яви́лся еcи́,/ чуде́с луча́ми всех просвеща́еши,/ притека́ющих к ра́це моще́й твои́х,// Са́вво, преподо́бне о́тче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Канон
Канон преподобному Савве Сторожевскому
глас 6
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Настави мя, Господи Боже мой, да возмогу благочестно угодника Твоего, преподобнаго Саввы, славное и честное восхвалити торжество.
Мужески подвизался еси и, зарю духовную восприем, взялся еси к высоте Небесней, и ныне со Ангелы прославляешися.
Оружием креста ограждаяся, преподобне, всю силу противнаго победил еси и до конца сего без вести сотворил еси.
Богородичен: Пресущное Слово, существо наше прием от чистых кровей Твоих, богосодела нас, тления избавив, Чистая: сего ради Тя присно славим.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Молчанием язык обуздал еси и немятежным житием во плоти ангельски, отче, пожил еси.
Воистинну благия жизни сподобился еси, преподобне, чистотою и пощением сию обрет. И ныне со безплотными вопиеши: несть свят, паче Тебе, Господи.
Трисиянным Светом озарен, и благодать Духа Святаго вселися в тя, преподобне, возлюбльши чистую твою душу, и непрестанно вопиеши: несть свят, паче Тебе, Господи.
Богородичен: Разумети рождества Твоего, Чистая, неизглаголанную глубину недоумеет ум человечь: Бог бо, истощив Себе за милосердие во утробе Твоей, всего мя обнови.
Седален, глас 4
Мраз нощный претерпел еси, и тяготу вара дневнаго понесл еси, и сих ради вечное наслаждение и пищу присноживущую восприял еси, Христов угодниче, блаженне Савво: моли спастися душам нашим.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.
Безмерное смирение возлюбив, своея мысли зрительное очистил еси и ныне, в райских селениих водворяяся, вопиеши: слава силе Твоей, Господи.
Слезными потоки, преподобне, землю сердца твоего напоил еси, предстоя в молитве неколеблен, Творцу всех взывал еси: слава силе Твоей, Господи.
Не забуди стада твоего, преподобне, еже мудре собрал еси и в жизни сей упасл еси благочестно: потщися, отче наш Савво, ввести во ограду Небесную.
Богородичен: Чистоты жилище, селение Владыки всех и пророков всех сбытие, Богорадованная Чистая, поющия Тя ущедри.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
Бодренными бдении, блаженне, и частыми воздыхании, Благодать Духа возрасте в тебе, отче, и славна тя, Савво, показа.
Владычне смирение восприим, воду почерпая, на рамех своих носити изволил еси: начальника трудоположна во всем себе показал еси.
Преблаженне, Богоприятне отче наш Савво, непрестанно стадо твое вопиет ти: молитвами твоими ко Господу спаси ны, молимся.
Богородичен: По рождении страшнем пребыла еси Дева, якоже прежде. Бог бе рождейся, устрояяй вся волею, Безневестная Марие Богоблагодатная.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Страдании подвиг твоих, преблаженне, клас Божественный возрастил еси и питаеши благочестно восхваляющия тя, Савво преподобне, отче наш.
Князя прошение, отче, со тщанием исполняя, храм Богоматере воздвигл еси, в немже праздничною радостию монахов множества веселятся, память твою прославляюще.
Каплями потов твоих, преподобне, врагов ополчения попрал еси и достигл еси ангельския невещественныя лики.
Богородичен: Всеблагая Владычице, яже преблагаго Бога плотию рождши, озлобленное страстьми мое сердце очисти, да верою и любовию величаю Тя.
Кондак, глас 2
Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к мощем твоим, Савво преподобне, отче наш.
Икос
Всесильное Духа Святаго действо боговидно в тя вселися, и Боголепными мановении благотечне идый к горе, идеже хотел еси обитель воздвигнути, и, якоже Небесный рай, благовонными насажден цветы, сию обрет, вселился еси и храм Богоматере чуден воздвигл еси, монахов множество собрал еси, и сия, добродетельными деянии светло блистающия, воздержании мудростная воображь; и ныне, в память твою сошедшеся, вопием ти: моли о нас, Савво преподобне, отче наш.
Песнь 7
Ирмос: Росодательную убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Пучиною слез твоих, пребогате, злоначальнаго змия потопил еси, яко победоносец изряден к Небесным возлетел еси, непрестанно вопиеши: благословен Бог отец наших.
Житие незлобиво имел еси, и непорочно, и украшено поты страдания, прехвальне, Божественнаго светолития исполнився, взывал еси: благословен Бог отец наших.
Хвалится, преподобне, град твой, яко венцем царским обложися, имея мощи твоя в себе, яко добра гражданина от Бога приял есть.
Богородичен: Препетая Дево, препетаго Бога рождшая, поющия Тя причастники покажи Света и избави геенны огня и всякаго вреда вражия молитвами Твоими.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Мудрование плотское умертвил еси, чести и имения совлеклся еси, от земли к Небесным взыти тщася и вся пети научая: Господа пойте и превозносите его во веки.
Сердца твоего бразды, отче Савво, мудре возделал еси, слезными тучами сия напоил еси и благоуханно миро принеслся еси Христу, Емуже вопиеши: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Христу принося, блаженне, пощения, и слезы, и непорочную молитву, ризную лепоту и мягкия одежды власяными рубы пременил еси, сим показуя глубочайшее смирение.
Богородичен: Избавльшеся первыя клятвы Рождеством Твоим, всеблагословенная Отроковице Богорадованная, Гавриилов тебе глас возсылаем: радуйся, виновная всех спасения.
Песнь 9
Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с Небесными вои Тя ублажаем.
Видети славу Вседержителя желая, обновил еси души крепость и славою обогатился еси Небесною.
Честное украшение благодати, отче преподобне Савво, испроси нам во бранех крепость и здравие телесе, яко да непрестанно тя величаем.
Чини Ангельстии тебе, отче, сретоша, и праведных собори возвеселишася, и от вседержительныя десницы Владычни венчался еси, темже тя достойно величаем.
Богородичен: Светом Твоим мя, Богорадованная в женах Дево, просвети, молюся, и огня вечнаго избави мя, яко да величаю Тя и по долгу да воспою величия Твоя.
Светилен
Помыслом лучшим страсти удержав, и демонов свирепства низложил еси. И ныне со дерзновением предстоя Христу, молися о стаде твоем, отче наш.