стимуляция головного мозга детям при зрр
Методика ТМС
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – современная неинвазивная методика, позволяющая стимулировать нервные клетки в пострадавших участках мозга, что приводит к их активации и включению в процесс обеспечения речи и высших психических функций пациента.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует восстановлению нервных связей в коре головного мозга. Появление в медицинском арсенале ТМС дало возможность неинвазивно целенаправленно стимулировать структуры коры головного мозга. В зависимости от выбранного специалистом режима, влияние на центральную нервную систему может носить либо возбуждающий, либо «тормозящий» характер. Преимущество данного метода также заключается в имеющейся возможности у врача воздействовать на определенную, ограниченную область мозга. Магнитные импульсы могут быть направлены, к примеру, на локальный очаг повреждения, зону, требующую активации или снижения активности.
Независимо от вида влияния, в тканях коры головного мозга происходит улучшение межклеточного взаимодействия и всех видов обмена веществ, нормализуется микроциркуляция крови. Происходит улучшение когнитивных функций у детей и взрослых с большим спектром поражений центральной нервной системы.
Применение
Точечное влияние ТМС на участки коры головного мозга позволяет стимулировать необходимые для психических функций нейроны.
Для коррекции развития у детей ТМС применяется при:
В большом количестве публикаций в разных странах отмечается положительный эффект от применения ТМС при коррекции расстройств аутистического спектра у детей, в частности, отмечается улучшение обработки информации, уменьшается раздражительность и стереотипное поведение, повышается обучаемость и память.
При работе со взрослыми пациентами ТМС применяется при преодолении:
ТМС используют при лечении депрессий, в том числе и в тех случаях, когда медикаментозная терапия оказывается не эффективной. ТМС используется при головных болях, неврозах.
При развитии и восстановлении речи, мышления, памяти, внимания у детей и взрослых ТМС позволяет добиться максимальных результатов в сочетании с коррекционно-педагогическими занятиями (логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог).
Мощное магнитное воздействие меняет электрические импульсы в проводящих путях нервной системы человека, тем самым добиваясь ощутимого терапевтического эффекта уже на первых этапах лечения.
Противопоказания и подготовка к стимуляции
Для получения лечения на аппарате ТМС необходима консультация врача-невролога, в ходе которой он проводит первичное обследование, выясняет наличие противопоказаний, а также по результатам которого составляет индивидуальную программу (протокол) терапевтического транскраниального магнитного воздействия.
Противопоказанием к ТМС является:
Лечение на аппарате ТМС доступно пациентам от 3 лет.
Появление ТМС открыло новые возможности и дополнительный инструмент воздействия для решения комплексных задач в области неврологии, психоневрологии и психиатрии, где метод может использоваться как самостоятельное направление лечения, так и входить в комплекс реабилитационно-развивающих мероприятий, сопровождая основной курс медикаментозной и поведенческой терапии.
В ЦРН «ДокторНейро» оборудование для проведения транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) представлено в максимальной комплектации, что позволяет нам применять все возможные и известные на сегодняшний день протоколы лечения.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – сравнение двух методов реабилитации
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – два существенно разных метода, применяющиеся в современной реабилитации больных с нарушениями центральной нервной системы.
Но на самом деле, методы принципиально отличаются. Основное отличие – использование разных физических факторов.
При транскраниальной микрополяризации (ТКМП) используется постоянный (гальванический) ток. Воздействие на центральную нервную систему происходит за счет разрядов постоянного тока малой силы. Процедура проводится с помощью токопроводящих электродов, накладываемых на голову в зонах проекции коры головного мозга, отвечающих за проявление определенных функций.
Использование метода ТКМП началось в «Институте мозга человека» в 80-е годы XX в. Учитывая низкую эффективность с точки зрения доказательной медицины, метод в основном применяется в странах бывшего Советского Союза, о применении метода в странах Европы и в США имеются единичные публикации. Основная сложность применения методики заключается в том, что отсутствует возможность точного дозирования электрического тока. Это обусловлено законами физики.
В отличие от магнитного импульса нельзя с полной уверенностью предсказать объем воздействия, достигшего своей цели. В зависимости от индивидуальных особенностей пациента и условий среды, в которой проводится процедура, ток может изменить свой «маршрут», отклониться от предполагаемого направления либо попросту распространиться по коже головы, не проникнув в требуемые зоны.
При минимальных нарушениях технологии проведения процедуры возможны осложнения, связанные с действием постоянного тока на кожу – электрохимический ожог.
Основными заведениями, предлагающими услуги ТКМП в нашей стране, являются частные детские центры. Это обусловлено низкой ценой оборудования (около 60.000 рублей за прибор, в то время, как цены на оборудование для транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) начинаются от 2.000.000 рублей), а также простотой проведения процедуры, компактностью прибора (прибор для микрополяризации можно убрать в ящик стола, в то время, как оборудование для ТМС занимает отдельный кабинет) и растущим спросом со стороны родителей, что является благоприятными факторами с точки зрения продвижения услуг.
В методе транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) используется переменное магнитное поле.
Магнитные импульсы при применении методики ТМС всегда точно достигают своей цели. Это наглядно видно при стимуляции моторных зон коры головного мозга, когда моторный ответ в виде сокращения соответствующих мышц происходит сразу же.
Протокол работы для транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) разрабатывается врачом-неврологом, с применением специализированного программного обеспечения. Врач обязан иметь сертификат о прохождении обучения по методике ТМС. В настоящее время применяются два основных вида воздействия: использование одиночных импульсов и ритмическая стимуляция. Одиночные импульсы используются в качестве диагностики проводимости нервных путей. Серия импульсов применяется как лечебная методика.
Процедура проводится на современном дорогостоящем оборудовании, под микропроцессорным управлением. Все это вместе делает лечение полностью безопасным.
История и современная практика
ТМС начали применять в неврологии в США более 20 лет назад, первые испытания велись в военных госпиталях. Спустя десять лет, ТМС появился в оснащении реабилитационных центров в Германии, Израиле, Польше, России. На сегодняшний день не многие клиники оснащены ТМС ввиду стоимости оборудования, но те, кто использует аппарат в работе, достигают существенной динамики в лечении. По данным кафедры неврологии Ohio State University Center, USA, пациенты, получавшие лечение на аппарате ТМС, демонстрировали улучшение качества моторных функций в 2,1 раза быстрее, чем аналогичная группа пациентов, получавших плацебо. В разных научных и медицинских учреждениях различных стран активно ведутся исследования новых возможностей ТМС и создаются новые программы применения магнитной стимуляции для лечения различных заболеваний.
Согласно приказу Минздрава России от 29 декабря 2012 г. №1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» аппараты для транскраниальной магнитной стимуляции входят в «Стандарт оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы», в «Стандарт специализированной медицинской помощи при новообразованиях гипофиза», «Стандарт специализированной медицинской помощи при болезни Альцгеймера» и «Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при задержке полового развития».
Метод ТМС нашел широкое применение в психоневрологии: лечение аутизма, расстройств аутистического спектра, депрессии, шизофрении. Исследование новых возможностей ТМС при лечении аутизма является перспективным направлением, существуют данные об улучшении внутримозговых связей у пациентов с аутизмом при применении метода ТМС.
При сравнении методик ТМС и ТКМП на основании научных исследований, опыте применения в отечественной и зарубежной медицинской практике – пальма первенства уверенно переходит к транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), как наиболее эффективному и безопасному методу неинвазивного воздействия на кору головного мозга.
Как выполняется стимуляция?
Это безболезненная и легко переносимая процедура. В первые минуты может ощущаться стимуляция за счет движения импульсов по проводящим путям нервной системы и мышцам. К поверхности тела (это может быть голова, область позвоночника или одна из конечностей) прикладывается электромагнитная катушка (койл). С помощью специальной аппаратуры (электронейромиографа) устанавливается индивидуальный порог моторного ответа (ПМО) – величина напряженности магнитного поля, которая и вызывает активацию нервных клеток у пациента.
Данные ПМО вводятся в лечебный протокол. Койл в течение 15-40 минут (в зависимости от протокола лечения) генерирует электромагнитные импульсы, ощущаемые в виде слабых электрических разрядов. Процедура проводится врачом-неврологом или медицинской сестрой под контролем врача. Полный курс лечения составляет от 10 до 15 процедур в зависимости от нарушения пациента.
Микрополяризация
Что такое Микрополяризация
Микрополяризация (Direct Current Stimulation) — лечебный метод высокоэффективный, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев Центральной Нервной Системы (ЦНС) под действием малого постоянного тока. Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) и трансвертебральная микрополяризация (ТВМП) удачно сочетают в себе простоту и неинвазивность традиционных физиотерапевтических процедур с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, характерной для стимуляции через интрацеребральные электроды. Термин «микрополяризация», впервые предложенный в лаборатории Н.П.Бехтеровой, он объединяет в себе параметры постоянного тока, используемые для проведения процедур транскраниальная микрополяризация (ТКМП) и трансвертебральная микрополяризация (ТВМП) (микротоки), и механизм действия микротока, приложенного к нервной ткани (поляризация клеточной и синаптической мембраны). Результат достигается за счет использования малых площадей электродов (100-600 кв.мм.), расположенных на корковых (фронтальной, моторной, височной и других) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и других) проекциях головного и спинного мозга.
Важным является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации.
Принцип действия
При микрополяризации на структуры головного мозга воздействует постоянный ток очень малой силы – менее 1 мА. Он сравним с собственными электрическими процессами головного мозга, поэтому не оказывает на него интенсивного стимулирующего действия.
Ток направленно изменяет функциональное состояние нейронов головного мозга и, улучшая взаимодействие между нервными клетками, способствует восстановлению им ряда различных функций. После курса таких процедур активизируются функциональные резервы головного мозга, исчезают или хотя бы уменьшаются признаки его функциональной незрелости.
Другим видом микрополяризации является воздействие постоянным током малой силы не на головной, а на спинной мозг. В этом случае ее называют трансвертебральной.
Транскраниальную микрополяризацию применяют как самостоятельный метод лечения, так и в составе комплексной терапии тех или иных патологических состояний у больных различного возраста. Она позволяет устранить гиперкинезы и приступы судорог, восстановить или хотя бы улучшить двигательные и речевые функции организма, нормализовать психическое состояние пациента и функции его тазовых органов, значительно уменьшить очаги поражения мозга в остром периоде черепно-мозговых травм или инсультов.
Телеканал «Эфир-24», программа «Справочник здоровья», выпуск на тему «Микрополяризация»:
Показания к применению Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризации
Ваш ребенок отстает в психо-речевом и физическом развитии, имеет ДЦП, гиперактивен, испытывает трудности в обучении, у него нарушена концентрация внимания, а может была черепно-мозговая травма, нарушения речи и памяти, другие поражения ЦНС. Опытные врачи помогут Вам и Вашему ребенку вместе справиться с трудностями и проблемами.
Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация не обещает чудес, но гарантирует положительную динамику пациентов. Она разная, но всегда есть.
Микрополяризация может использоваться как самостоятельный лечебный метод, так и как оптимизирующий прием в комплексном лечении различных заболеваний нервной системы у детей и взрослых любого возраста. ТКМП и ТВМП позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, нормализовать функции тазовых органов, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой в острый период.
С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки.
Кроме того, микрополяризация может быть назначена с целью оздоровления организма и стабилизации нервной системы, восстановления остроты зрения и слуха, реабилитации после инсульта, профилактики возрастных изменений. Это говорит о том, что данная технология не имеет никаких ограничений относительно пола и возраста пациентов.
КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ
Необходимо отметить, что данная процедура позволяет добиться существенных результатов в лечении многих заболеваний. После микрополяризации мозга:
Кроме того, процедура микрополяризации дает возможность улучшить или же восстановить психические, двигательные, речевые функции, купировать судорожные приступы, гиперкинезы, уменьшить очаги поражения головного мозга у пациентов с черепно-мозговыми травмами и инсультами, привести в норму работу тазовых органов.
Что дает метод транскраниальной микрополяризации?
Эффективность данного метода микрополяризации составляет 70-75%.
Распорядок лечения по методу транскраниальной микрополяризации
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ МОЗГА — ТКМП и ТВМП Микрополяризации:
Помимо этого, нужно принимать во внимание, что микрополяризация мозга несовместима с такими процедурами, как иглорефлексотерапия, магнитно-резонансная томография, мышечная электро- и вибростимуляция, использование всевозможных сильных психотропных препаратов.
Стимуляция головного мозга детям при зрр
В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.
Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.
Причины и особенности речевых расстройств
Процедура передачи импульсов в ЦНС
Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.
Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.
Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.
Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.
При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).
Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.
В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.
Методы терапии речевых расстройств
В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.
Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.
Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.
Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.
РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.
Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции
Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС
У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.
Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.
Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.
Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.
После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.
Техника чрескожной электронейро-стимуляции
Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.
Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.
Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.
При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.
Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.
Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС
В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.
Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.
Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).
После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.
После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.
Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.
Резюме
Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.
Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.