стилевой подход в обучении игре на фортепиано кратко
Теория и методика обучения игре на фортепиано
Пособие посвящено проблеме развития учащегося в процессе фортепианно исполнительской подготовки. В первой части рассматриваются общие и музыкальные способности студента-пианиста, являющиеся основой формирования его личностных качеств и профессионального мастерства. Вторая часть посвящена проблеме стилевого подхода в обучении игре на фортепиано, его истории, теории, методике. Такой подход также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер человеческой личности и служит важным фактором повышения общей и музыкальной культуры ученика.
Предназначено преподавателям и студентам музыкально-педагогических учебных заведений.
Теория и методика обучения игре на фортепиано
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Под общей редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой
“Владос”, 2001г
для информации
ОТ АВТОРОВ
Обучение игре на фортепиано может иметь разные цели — от сиюминутных и сугубо практических до высоких и отдаленных, среди которых важнейшей является воспитание человеческой личности. Именно такому обучению, нацеленному на развитие художественных способностей ученика, на формирование его исполнительской культуры, посвящено настоящее учебное пособие.
Оно создано коллективом преподавателей кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета и является результатом целого ряда исследований, объединенных общей идеей доказательства необходимости и перспективности комплексного подхода к развитию студентов-музыкантов.
Коллективный труд базируется на фундаментальных психолого-педагогических концепциях способностей, учитывает современные подходы к их развитию и в то же время имеет собственную ярко выраженную специфику связанную с претворением принципов развивающего обучения на уровне профессионального (высшего и среднего) музыкального образования. Авторы предлагают свое видение проблемы способностей: аргументируют выбор основополагающих, «стержневых» музыкальных способностей пианиста и доказывают, что каждая из них является сложным образованием, включающим в себя и моменты общей одаренности, и психологические свойства личности.
Настоящее пособие состоит из двух частей. В первой части — «Комплексное развитие музыкальных способностей студента-пианиста» — анализируются психологические условия развития обозначенных способностей, предлагаются действенные методы их совершенствования в творческом процессе изучения и исполнения музыкальных произведений. Это позволяет активизировать механизмы формирования способностей, создает благоприятные условия для успешной исполнительской деятельности.
Представленные материалы позволяют утверждать, что процесс фортепианной подготовки будущего педагога-музыканта должен иметь собственную развивающую направленность, то есть способствовать комплексному развитию его личностных качеств и профессиональных умений, музыкальных и общих способностей, педагогического и исполнительского мастерства. Различные составляющие этого комплекса и раскрыты в первой части настоящего пособия.
В первом ее разделе (три главы), написанном профессором, кандидатом педагогических наук А.Г. Каузовой, охватывается большой круг вопросов, связанных с проекцией теории развивающего обучения в сферу исполнительской подготовки профессионала-музыканта, с анализом теоретико-методологических и психолого-педагогических основ развития его способностей.
Во втором разделе первой части (восемь глав) принципиальные теоретические установки, сформулированные ранее, конкретизируются на материалах фортепианно-исполнительской подготовки будущего учителя музыки. Авторы рассматривают следующие проблемы:
Глава 1. Музыкальный слух — проф., к.п.н. А.Г. Каузова.
Глава 2. Музыкальный ритм — доц., к.п.н. Е.П. Красовская.
Глава 3. Музыкальная память — доц., к.п.н. Т.Н. Воронова.
Глава 4. Музыкальное мышление — доц., к.п.н. Т.Н. Воронова.
Глава 5. Чтение с листа — проф., к.п.н. К.А. Цатуряин.
Глава 6. Охват формы музыкального произведения — доц., к.п.н. Е.П. Красовская.
Глава 7. Музыкальное воображение — проф., к.п.н. Р.Н. Гржибовская. Глава 8. Интерпретация музыкального произведения — проф., к.п.н. Р.Н. Гржибовская.
Вторая часть пособия — «Стилевой подход в обучении игре на фортепиано» — написана профессором, кандидатом искусствоведения А.И. Николаевой. Рассматривая с исторических, теоретических и методических позиций проблему «верности стилю», столь важную для музыкального исполнительства и педагогики, автор выступает против догматической трактовки этой категории, видя в ней фактор творческого развития.
Стилевой подход, основанный на постижении смысла отдельного произведения в контексте всего творчества композитора, а также в контексте культуры, является важным средством, развивающим личность ученика, расширяющим его художественный кругозор и способствующим повышению его общей и музыкальной культуры.
Исполнительская ориентация на стиль композитора как «концентрированное выражение его художественной индивидуальности» (А.Д. Алексеев) заставляет глубоко проникать в замысел произведения, в его текст и «подтекст» и находить необходимые средства выразительности. При этом стиль, очерчивающий «права и обязанности» (Г.Г. Нейгауз) исполнителя, выступает в роли нравственного начала, воспитывая в нем чувство ответственности перед композитором, слушателем, перед своей профессиональной совестью.
Главная идея пособия, заключающаяся в развитии личностного потенциала ученика в процессе фортепианных занятий, созвучна тому, что волнует сегодня педагогов различных специальностей. Таким образом, его проблематика находится в русле формирующейся ныне парадигмы образования, в основу которой положена самоценность человеческой личности, неповторимость ее душевного и духовного мира.
Пособие адресовано студентам и преподавателям музыкально-педагогических учебных заведений, а также всем интересующимся проблемой развития художественных способностей в процессе обучения игре на фортепиано.
Часть первая
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА-ПИАНИСТА (AT. Каузова)
I. Теоретический анализ специфики развития музыкальных способностей (Л.Г. Каузова)
Глава 1. Развивающее обучение как центральная идея фортепианно-исполнительской подготовки будущего учителя-музыканта
Литература
Глава 2. Теоретико-методологические основы развития способностей
Литература
Глава 3. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей
Литература
II. Развитие музыкальных способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности
Глава 1. Музыкальный слух (Л.Г. Каузова)
Мелодический слух
Гармонический слух
Тембродинамический слух
Полифонический слух
Литература
Глава 2. Музыкальный ритм (ЕЛ. Красовская)
Литература
Глава 3.Музыкальная память (Т.Н. Воронова)
Литература
Глава 4. Музыкальное мышление (Т.Н. Воронова)
Литература
Глава 5. Чтение с листа (КА. Цатурян)
Общая характеристика чтения с листа
Теоретическая модель чтения
Литература
Глава 6. Охват формы музыкального произведения (ЕЛ. Красовская).
Литература
Глава 7. Музыкальное воображение (Р.Н. Грлсибовская)
Литература
Глава 8. Интерпретация музыкального произведения
(Р.Н. Гржибовсжя)
Литература
Часть вторая
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО (история, теория, методика) (А.И. Николаева)
Глава 1. Стилевой подход в музыкальной педагогике
Становление понятия «стильного исполнения»
Стилевой подход в практике педагогов-пианистов
Литература
Глава 2. Стиль как эстетическая категория
Категория стиля в музыкальном искусстве
Аспекты изучения музыкального стиля
Литература
Глава 3. Практическая реализация стилевого подхода в обучении
фортепианной игре
Принципы построения методики стилевого подхода
Методика реализации стилевого подхода в классе фортепиано
Литература
Послесловие
Особенности методики обучения игре на фортепиано в музыкальной школе и школах искусств
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но нужно принимать
Актуальность исследования темы статьи обусловлена тем, что в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха в решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей.
Одним из направлений в развитии ребенка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.
Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее ни взрослые, ни ребенок в себе не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимул в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
Исследование общей системы дополнительного образования позволяет определить следующие задачи, решению которых способствует обучение игре на фортепиано:
1. Общественная (социальная):
1) раскрытие заложенных, в т.ч. генетически творческих способностей ребенка;
2) совместный поиск ребенка с педагогами и родителями направлений для развития его творческого потенциала;
3) социальная адаптация ребенка, в т.ч. формирование в нем духовно-нравственных начал, позволяющих принимать окружающих и свободно реализовывать свои интересы;
4) обеспечение заинтересованной занятости ребенка, что особо важно особенно в периоды физиологической и психологической перестройки организма подростка;
5) посредством обращения при обучении игре на фортепиано к различным произведениям обеспечение культурного развития ребенка, в т.ч. познания особенностей развития культуры в различные эпохи, изучение биографических сведений выдающихся людей мира музыки;
6) формирование навыков самостоятельного обучения, в т.ч. числе посредством отработки домашних заданий, аудио прослушивания и видео просмотра музыкальных перфомансов как классических, так и современных.
1) раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, индивидуальных способностей;
2) обучение навыкам игры на фортепиано, постановка техники исполнительского мастерства;
3) обращение внимания ребенка на слуховой контроль, мускульную и психическую свободу, необходимость понимания сиюминутных настроений;
4) формирование и поддержание рабочей дисциплины как во время занятия в классе, так и во время самостоятельной подготовки ребенка к уроку;
5) воспитание в ребенке таких качеств как точность, целеустремленность, филигранность, профессионализм в исполнении музыкальных произведений, а также артистизм, импровизация, ассоциативность и конечно, ответственность за свой труд, и труд, вложенный в него другими людьми.
Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика
Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (В.Ф. Одоевский)
Общедидактическими принципами обучения необходимыми для результативной реализации задач, приведенных в 1 части настоящего исследования являются:
1. постепенность и последовательность в переходе от простого к сложному;
2. индивидуализм и дифференцированность в подходе к обучаемым, исходя из уровня природных способностей ребенка, успеваемости, занятости, музыкальной подготовки на момент поступления в учреждение дополнительного образования;
3. вариативность и разносторонность в обучении: подборе репертуара, системы организации урока с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей обучаемого;
4. обеспечение общения на уровне взаимоуважения и взаимопонимания ученика и учителя, принятия демократического стиля общения, принятие инициатив обучаемого;
5. привлечение дополнительных форм образования: воспроизведение музыкальных произведений, просмотр постановок, посещение культурных мероприятий: концертов, открытых уроков и т.п.
6. заимствование опыта работы у других творческих коллективов, непрерывная работа над расширением собственного кругозора, не только в музыкальной сфере;
7. понимание социальной среды, из которой происходит и в которой воспитывается ребенок;
8. использование нетрадиционных способов и методов в обучении. Например, при работе с малолетними детьми отведение времени для игровой деятельности, изображения и представления образов музыкальных произведений.
Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается работоспособность ребенок, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике, письменности, рисованию, пению, танцам.
При работе в классе значительное внимание отводится формированию зрительных образов у учеников.
Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем изображения их на рисунке.
Собственно музыкальное мышление – это способность оперировать звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков. Следовательно, при обучении ребенка управлению слуходвигательными представлениями, педагогу целесообразно:
1) развивать слуховые представления на основе понимания музыкального языка;
2) развивать двигательные представления, предоставив ученику возможность ощутить различные движения во время исполнения произведения;
3) создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями ученика.
Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью применения нетрадиционных подходов в обучении.
Для развития свободы исполнения применяю «игру вслепую». Рекомендую использовать такой метод и во время домашних занятий.
Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается после продолжительного перерыва в занятиях. Ребенку необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука.
Стараюсь обратить особое внимание ребенка как на уроках, так при его самостоятельной подготовке к звукоизвлечению. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант». Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте – сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом – светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый: как о предмете, имеющем объем, вес, длину – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий.» Такие сравнительные образы значительно облегчают понимание у ребенка какое качество звука необходимо достичь.
Музыкальные способности обучающихся игре на фортепиано и их развитие. Особенности учащихся
Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».
Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.
В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.
Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.
Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие.
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.
Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.
Обращаясь к непосредственному составу класса моих учеников и их индивидуальным особенностям, хотелось бы отметить. В моем классе 16 человек. Возраст учащихся от 6 до 14 лет. В классе обучаются дети – выходцы и из многодетных семей, из полных, а также неполных семей. Программа обучения рассчитана на 7 лет обучения. Форма занятий индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего инструмента обязательно.
При поступлении в класс у ребенка проверяется наличие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальная память, гармонический слух.
В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя они открывают мир и находят свое место в нем.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрить самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство, в том числе музыкальное нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений. Кружки, студии, секции, объединения дополнительного образования, работающие в школе, воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.
Теория и методика обучения игре на фортепиано, Каузова А.Г., Николаева А.И., 2001
Теория и методика обучения игре на фортепиано, Каузова А.Г., Николаева А.И., 2001.
Пособие посвящено проблеме развития учащегося в процессе фортепианно-исполнительской подготовки. В первой части рассматриваются общие и музыкальные способности студента-пианиста, являющиеся основой формирования его личностных качеств и профессионального мастерства. Вторая часть посвящена проблеме стилевого подхода в обучении игре на фортепиано, его истории, теории, методике. Такой подход также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер человеческой личности и служит важным фактором повышения общей и музыкальной культуры ученика.
Предназначено преподавателям и студентам музыкально-педагогических учебных заведений.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.
Обучение игре на фортепиано — сложный, объемный и многосоставный процесс. Но основной целью его — наряду с формированием пианистических умений и навыков — является развитие музыкальных и общих способностей студентов. Ставя перед собой эту цель, педагог должен иметь в виду тот факт, что специальные способности не существуют изолированно, а органически связаны с общими и их развитие подчиняется единым закономерностям, которые учитель должен хорошо понимать и учитывать в своей работе. Поэтому при обращении к вопросам методики развития специальных способностей в любом конкретном виде деятельности (в том числе и музыкально-исполнительской) представляется целесообразным дать краткий анализ общетеоретических исследований в этой области и на его основе определить основные методологические принципы развития способностей.
Как сложное и многоплановое образование, способности изучаются различными науками: психологией и педагогикой, философией, социологией, эстетикой и т. д. Кроме того, каждая конкретная наука трактует человеческие способности со своих, присущих только ей позиций. Причем потребности практики подчас приводят к тому, что изучение проблем развития специальных способностей в конкретных областях может опережать общетеоретические исследования.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Методическая разработка на тему «Работа с начинающими в классе фортепиано»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное детское учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №11 города Челябинска»
« Работа с начинающими в классе фортепиано »
Преподаватель фортепианного отделения МБДУ ДО
«ДШИ№11 г.Челябинска» Зирник Е.А.
2.2 Знакомство с фортепиано………………………………. ………. 7
2.3. Организация пианистического аппарата …………………………7
2.5 Знакомство и топографией клавиатуры……………………………9
2.6 Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой…………10
2.7 Работа над штрихами…………………………………………. 11
2.8 Немного о подтекстовке …………………. ……….……………..12
4. Список использованных источников……………………………….16
Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется
фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для преподавателя свою, особую проблему. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть? По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А. Казеллы, – «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.
Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.
Педагог призван решать следующие задачи:
-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.
Подавляющее большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи. Учитывая это, обучение надо направить так, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.
Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)
За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.
Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.
Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.
Обучение игре на фортепиано-процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходиться слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?», «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?»
Обучение игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.
Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами (рис 1.), называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Эта игра подходит самым маленьким ученикам 4-6 лет. Она способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти.
Рисунок 1. Музыкальные карточки.
С более взрослыми ребятами подойдет игра «Узнай ноту по цвету» (рис.2), которая впоследствии усложняется и приобретает уже более теоретический и непосредственно исполнительский характер(рис.3). Эта игра подготовит детей к свободному чтению нот, умению их находить на клавиатуре и в нотном тексте.
Как определить момент, когда ребёнок может перейти к игре на фортепиано? Это когда ребёнок:
-свободно ориентируется на клавиатуре;
-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;
-слух его развит, натренирован;
-освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы привести в нужный тонус мышцы пианистического аппарата, снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.
А так же одним из немаловажных пунктов в освоении нотной грамоты является правильное и красивое написание нот и других музыкальных знаков, с помощью которых композиторы записывают свою музыку. В этом педагогам помогает пособия Г.Ф. Калинина «Музыкальные прописи» (рис.4) или обыкновенные нотные тетради.
Рисунок 4. Г.Ф. Калинина «Музыкальные прописи»
2.2 Знакомство с фортепиано
Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.
«Мы сегодня увидали городок внутри рояля.
Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.
В этот период очень важно «влюбить» ребенка в инструмент, не погасить его желание научится играть на нем. Для этого педагогу стоит напрячь всю свою творческую фантазию и придумать немало интересных историй и сказок. Проигрывать ребенку на уроке множество музыкальных зарисовок. Такими музыкальными иллюстрациями могут стать «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Пьесы для детей» С.Прокофьева и масса другой интересной и образной музыки. При этом
«Нужно заставить забыть, что у рояля есть молоточки» (Клод Дебюсси).
2.3. Организация пианистического аппарата
В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….
Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.
После того, как ребенок уже имеет представление о том, что такое правильная посадка за инструментом и объяснения как он должен держать свои руки на клавиатуре можно приступить к разбору самых простых песенок и упражнений для пальцев. Я, чаще всего, начинаю работу с 3-го пальца как самого устойчивого и наименее проблемного. В этой работе помогут множество современных пособий, например, И.Королькова «Крохе-музыканту» 1 выпуск, 2 выпуск, «Я буду пианистом» И.Корольковой, «Малышу –пианисту» О.Геталовой и прочие, но нельзя обходить стороной известные классические пособия- А.Артоболевской, А.Николаева, Л.баренбойма и др.(рис 5)
Рисунок 5. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», А.Николаев «Фортепианная игра», И.Королькова «Крохе-музыканту»(части 1 и 2), И.Королькова «Я буду пианистом»
2.4 Работа над ритмом
Начиная работу над изучением звуковысотности нот нельзя позабыть о таком важном понятии как ритм. В этих же сборниках очень просто и в доступной форме объясняется ученику понятие ритмического рисунка, системы длительностей нот и метро-ритма в целом. Делается это весьма понятно и постепенно: от самых простых примеров, до усложненных ритмических рисунков, ноты с точкой и понятий синкопы и затакта(рис.6)
Чтобы закрепить навыки ритмических рисунков в качестве домашнего задания можно давать ребятам задание «Ритмические задачки», где в заданном размере они должны будут заполнить пустые такты(рис.7)
2.5 Знакомство с топографией клавиатуры
Когда ребенок уже знает ноты первой и малой октавы и умеет их распознавать на клавиатуре следует в работу вводить пьесы, написанные в скрипичном и басовом ключе одновременно. В этом Вам помогут все те же вышеперечисленные сборники (рис.8).
Рисунок 8. И Королькова «Крохе-музыканту»(часть 1,2)
2.6 Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой
Основа начального обучения игре на фортепиано – это воспитание у учащегося любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. С первых уроков необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, все более тонким «дифференцированным» слуховым восприятием музыкальной ткани (умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, каждого голоса в отдельности и в их сочетании, нужной звучности при исполнении мелодии с аккомпанементом и т.п.)
По этому поводу стоит напомнить слова Г.Г. Нейгауза: «Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и с усвоением музыкальной грамоты. Я этим хочу сказать, что если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру(содержанию) данной мелодии»(Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982г,с.15)
Рисунок 9. И.Королькова «Крохе-музыканту», часть 2
2.7 Работа над штрихами
Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.
Можно начинать обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. В моем классе ребята начинают знакомство с инструментом со штриха «нон легато» как самого нетрудного и понятного в исполнении для начинающих. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато. Не менее важно следить за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника И.Корольковой) (Рис.10). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.
Рисунок 10. И.Королькова «Крохе-музыканту», часть2
Рисунок 11. А. Руббах «Воробей», Г.Голынин «Медведь», Г.Голынин «Зайчик»
2.8 Немного о подтекстовке
В моей повседневной работе в классе над штрихами, артикуляцией, над ритмом, фразировкой и даже над образной сферой произведения очень помогает так называемая, подтекстовка. Это может быть простая фраза или даже одно меткое слово, которое точно характеризует пьесу, либо своим метро-ритмическим рисунком объясняет предлагаемые композитором штрихи или заданный ритм. Например, на первых же уроках с помощью детских стишков легко объяснить систему длительностей, сильных долей, затактов и акцентов. Не зря многие педагоги (А.Артоболевская, А.Николаев, Г.Нейгауз, Е.Гнесина) использовали детские стихотворения на начальном этапе обучения своих подопечных. В современных пособиях для начинающих ( авторы И.Королькова, Н.Смирнова, О.Геталова) практически к каждой пьеске есть небольшое четверостишье, которое поможет и с ритмом разобраться, и настроиться на соответствующее настроение произведения. Иногда приходится придумывать подтекстовку самому педагогу, чтобы объяснить ту или иную сложность ученику. Например, любую триоль проще ровно сыграть под слово «троечка» или «кошечка» ( либо любое другое слово с тремя слогами и ударным первым из них). А гамма в две октавы играется более ровно и без навязчивых остановок если параллельно произносить: «Вот идет одна слониха, а за ней идет сынок»- «спускается слониха и спускается сынок». Впоследствии, ученик так привыкает к подтекстовкам или своеобразным словам-фразам-помощникам, что сам начинает их придумывать или придумывать истории или сказки к данному произведению. Это будоражит их творческую фантазию, обостряет внешний и внутренний слух, ускоряет процесс выучивания текста и образно-эмоционального исполнения.
В своем классе мы начинаем читать с листа еще не зная нотной грамоты по так называемым «бусам» и «мелодическим картинкам». Это помогает ребенку понять направление мелодии, ее скачки, развивает гармонический и ритмический слух. Некоторое время спустя ученик сам пишет для себя «бусы» и исполняет их от любой клавиши – довольно интересное и захватывающее занятие как для домашнего препровождения, так и для работы в классе.
Рисунок 12. «Бусы» и «Мелодические картинки»
Когда ученик усвоит все принципы этой работы и выучит ноты можно постепенно усложнять и углублять начатый процесс: начинать игру простейших песенок двумя руками, подбирать вначале бас, затем и гармонизовать мелодию. Так незаметно осваиваются несколько видов работы: чтение с листа, транспонирование, подбор аккомпанемента, что несомненно, очень помогает в разборе новых произведений и развивает ученика многогранно и творчески.
Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.
Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать.
Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.
Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятое, прозвучавшее.
Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивной. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.
Этот опыт повторяли много раз с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали рост умственных способностей!
Немало важно, чтобы ученик развивался свободно. Свободному развитию, безусловно, вредит чрезмерная озабоченность успехами ребёнка со стороны педагога и родителей.
В результате первого года обучения ученик должен научиться выразительно, осмысленно, певучим звуком, пользуясь динамическими красками, играть мелодию с несложным сопровождением и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передавать образ и характер исполняемых пьес.
4. Список использованных источников
Королькова И. С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И. С. Королькова. – Изд. 15-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 56 с. – (Мои первые ноты)
Королькова И. С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть II / И. С. Королькова. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 58 с. – (Мои первые ноты)
Королькова И. С.Я буду пианистом: методическое пособие для обучения нгтной грамоте и игре на фортепиано. Часть II / И. С. Королькова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 58 с. – (Мои первые ноты)
Милич Б. Е. Фортепиано маленькому пианисту/ Б.Е. Милич. – Изд. Москва «Кифара», 2008. – 92 с.
Геталова О., И. Визная. В музыку с радостью. / О. Геталова, И. Визная. – Изд. 2-е. – «Композитор. Санкт-Петербург», 2011. – 176 с.
Новая школа на фортепиано / авт.-сост. Г. Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. 206 с. (Хрестоматия педагогического репертуара).
Юному музыканту-пианисту : хрестоматия для учащихся детской музыкальной школы : 1 класс : учебно-методическое пособие / сост. Г.Г. Цыганова, И. С. Королькова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 80 с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).
Нотки клавиши. Альбом для начинающих пианистов песенки, упражнения и ансамбли / сост. Т. А. Балабичева. – Окарина, 2014. – 48 с.
Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, учебно-методическое пособие, издание 15-е, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г, 129с.
Елена и Евгений Левины. Волшебный зоопарк для маленьких пианистов, издание 2-е, дополнительное. Учебно-методическое пособие, Ростов-на –Дону, «Феникс», 2013г, 56с.
Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. Под общей редакцией А.Николаева. «Музыка», Москва, 1990г, 190с
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982г, с.15
А Артоболевская. Первая встреча с музыкой, учебное пособие, издание 4-е. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Москва. «Советский композитор», 1989г.,106 с.
Л.Баренбойм, Н.Перунова. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград. «Советский композитор», 1989г, 169с.