стиль церковь спаса на нередице
Церковь Спаса Преображения на Нередице
Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) построена в 1198 году князем Ярославом Владимировичем. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание
История [ править ]
Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.
Кроме фресок на стенах церкви обнаружены граффити.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).
Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903—1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».
В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалево — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».
Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956—1958 годах.
В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.
Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся.
Открыта как музейный объект. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы
Паломнику [ править ]
В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя.
Спасская церковь — это яркий пример новгородского зодчества второй половины XII века, отличающийся особенностями. Как и другие памятники Новгорода этого периода, она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. К западному фасаду церкви Спаса на Нередице ранее примыкал притвор.
Фасады церкви расчленены лопатками на прясла. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально. Верхняя часть барабана украшена традиционным новгородским аркатурным фризом, который по нижнему краю декорирован поребриком. На хоры, располагающиеся в западной части храма, ведет лестница, расположенная в западной стене. Боковые части деревянных хоров отделены от трансепта стеной, образуя традиционные для новгородского зодчества этого времени угловые каморы. В юго-западной части хоров располагался придел Никиты Халкидонского, алтарная ниша которого находилась в восточной стене.
Особенностью интерьера храма являются ниши полукруглой формы, расположенные в нижней части стен в алтарной части и в западном пространстве под хорами. В центральной апсиде они заменили синтрон (скамья для духовенства), в западной части храма, вероятно, указывают на погребальную функцию.
В 1199 году собор был расписан фресками. Росписи, получившие широкую известность еще в середине XIX века, отличались высоким качеством и хорошей сохранностью.
Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре–ноябре 1941 года был разрушен. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице была восстановлена по проекту Григория Штендера.
Восставшая из пепла: церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде
Недалеко от Рюрикова Городища, в 1,5 километрах от Великого Новгорода, на правом берегу бывшего русла Малого Волховца расположена изящная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Глядя на её древний облик, трудно поверить, что она была почти полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена из руин трудами археологов и реставраторов.
Церковь Спаса Преображения на Нередице
Храм был построен в 1198 году при князе Ярославе Владимировиче (ум. после 1207) в память о его недавно умершем сыне Изяславе Ярославиче (ум. ок. 4-5 июня 1198). В этом же году, но уже после закладки церкви, скончался и другой сын князя — Ростислав Ярославич. Оба они погребены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, а Спасо-Нередицкий храм нередко называют памятником двум скончавшимся князьям.
Западный фасад храма Вход в храм
Это одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный храм кубического типа. Он был освящен в честь Преображения Господня. Слово «Нередица» означает «не в ряду» города: так называли местность, лежащую за пределами Словенского конца Великого Новгорода.
Южный фасад храма
Пол храма был выстлан плитами и местами кирпичом. Свод поддерживают четыре столба, к западным столбам примыкают хоры. В стены и своды были вделаны голосники в виде глиняных кувшинов. Иконостас был пятиярусным, с резными, но не сквозными, а накладными на досках царскими вратами.
Восточный и южный фасады храма Северный и западный фасады храма
Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками. Они были одними из самых великолепных на Руси и почти полностью сохранились до начала Великой Отечественной войны. Историческую ценность представляли также старинные граффити. В 1862 году художник Николай Мартынов снял с фресок акварельные копии, которые были показаны в 1867 году на Всемирной выставки в Париже, где получили диплом и бронзовую медаль. Исследование уникальных фресок продолжалось до 1930-х годов включительно.
Фрески церкви Спаса-Преображения на Нередице, дореволюционное фото Ветхий днями, фото 1930 года
Рядом с церковью стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня, разрушенная в Великую Отечественную войну. К 1322 году относится упоминание о Спасо-Нередицком монастыре, который, вероятно, возник ранее. Во время нашествия шведов на Новгород в 1611 году монастырь был разграблен, после чего уже не смог оправиться и в 1764 году был упразднен.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1911 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru
В 1903-1904 году под руководством архитектора Петра Петровича Покрышкина была проведена первая реставрация Спасо-Нередицкого храма. Было укреплено основание, перебраны декоративные арки северного и южного фасадов, открыты 24 древних окна, реставрирована крыша, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны и др.
Каменная кладка
Иногда художники способны видеть будущее. Николай Рерих писал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни». В августе-октябре 1941 году уникальный памятник архитектуры почти полностью погиб: он оказался на линии обороны, проходившей по Малому Волховцу и неоднократно подвергался ожесточенному немецкому артобстрелу.
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru
Уже в марте 1944 года Спасо-Нередицкий храм был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению. Спустя два месяца над руинами был установлен защитный навес. Летом и осенью 1944 года были проведены обмеры и фиксация состояния памятника, начаты работы по разбору завалов. К 1948 году руины были полностью расчищены от завалов, уцелевшие фрагменты фресок собрали в 70 корзин.
Сохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Источник фото: novgorodmuseum.ru
В 1956-1958 годах стены храма были полностью восстановлены, но без уникальных фресок. Теперь перед реставраторами стояла новая, архисложная задача: по паззлам уцелевших кусочков фресок восстановить изображения. К несчастью, за эти годы корзины неоднократно перемещались по разным местам: сначала они хранились на улице, потом в помещении Спасо-Нередицкого храма, затем в разных помещениях Новгородского кремля. Из 70 корзин осталось только 36.
В 1970-х годах работы по исследованию и сохранению фрагментов фресок продолжились. К величайшему сожалению, активизировались разрушительные процессы, уничтожившие их часть. Общее количество найденных фрагментов составляет 325313 штук приблизительной площадью 224,3 кв.м, на стенах памятника сохранилось 105,17 кв.м фресок.
Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru
Работы по восстановлению фресок продолжаются. Внутри храма можно увидеть лишь малую часть того великолепия, которая была в прошлом. Хочется верить, что спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место. Так что храм Спаса на Нередице смело можно назвать памятником самоотверженной работе реставраторов.
Информация для путешественников
Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, деревня Спас-Нередицы
Время работы: с 10:00 до 17:00, с октября по апрель — с 11:00 до 14:00. Выходные дни — четверг, пятница.
Литература:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Церковь Спаса на Нередице
В полутора километрах к югу от Великого Новгорода стоит храм Спаса Преображения. Многим он знаком ещё со школьных уроков по истории. Это та самая церковь Спаса на Нередице, один из удивительных памятников древнерусского зодчества.
Храм уникален и по своей архитектуре, и по внутреннему убранству. Приглашаю вас полюбоваться его красотой.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Церковь была построена в 1198 году князем Ярославом Владимировичем. По мнению исследователей, это был последний новгородский храм, сооруженный по княжескому заказу. Вот что сообщает об этом событии одна из новгородских летописей:
«В то же лето заложи церковъ камяну князь великый Ярославъ, сынъ Володимирь, вънукъ Мьстиславль въимя святого Спаса Преображения Новегороде на горе, а прозвище Нередице; и начаша делати месяця июня в 8, на святого Федора, а концяша месяця сентября…».
Возникает закономерный вопрос: зачем князь Ярослав приказал построить храм вдали от главных дорог того времени?
Для чего была поставлена церковь
Первоначально историки полагали, что храм был возведён в память о двух безвременно ушедших детях Ярослава.
В 1998 году князь потерял двух сыновей – девятилетнего Изяслава в Великих Луках, и пятилетнего Ростислава в Новгороде. Традиционно считалось, что Ярослав заложил храм для их поминовения.
Однако некоторые факты опровергают эту гипотезу. Дело в том, что Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Княжичи были перезахоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря 5 июля, то есть спустя 40 дней после смерти Изяслава. Он умер 4 или 5 июня. Поэтому исследователи склоняются к версии, что церковь была заложена в его память.
Юрьев монастырь прекрасно виден от церкви Спаса на Нередице.
По данным Википедии
По одной из версий, церковь должна была служить в качестве усыпальницы для членов княжеской семьи. В 1322 году здесь был положен в каменный саркофаг князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского и брат великого московского князя Юрия Даниловича. Перед смертью князь принял постриг в Нередицком монастыре, который находился поблизости.
В 1543 году Нередицкому монастырю пришлось пережить пожар, в 1570 году — погром в период опричнины Ивана Грозного. В начале XVII века он был разорен шведками, пришел в упадок и в 1764 году был упразднён. А вот церковь Спаса на Нередице уцелела.
Она по-прежнему находилась в стороне от основных дорог. Кто бы мог подумать, что там в первозданном виде сохранились фрески XII века? В 1867 году художник Н.А.Мартынов представил на Всемирной выставке в Париже их акварельные копии. Рисунки с фресками удостоились Бронзовой медали, а храм привлёк к себе внимание искусствоведов и исследователей древнерусской культуры.
В начале ХХ века изучением нередицких фресок занялась специальная экспедиция Санк-Петербургского университета и Русского Археологического общества. Были сфотографированы и скопированы все росписи храма.
В 1941 году церковь оказалась в зоне боевых действий. В результате обстрелов храм превратился в руины, однако часть фресок оказалась погребенной под завалами кладки. И те самые фотографии и копии, которые были сделаны в довоенный период, позволили реконструировать и возродить храм.
В конце 50-х годов ХХ века по сохранившимся чертежам храм был воссоздан. В ходе реставрации, проведенной в начале XXI века, были заменены обмазка стен и деревянные оконницы.
Архитектура храма
В этой постройке чётко прослеживаются черты новгородской архитектурной школы последней трети XII века. По форме храм представляет собой куб, увенчанный одноглавым куполом. Каждый фасад разделен на три части и завершается полукружьями — закомарами. А ещё поражает достаточно скромное наружное убранство церкви.
У меня взгляд зацепился за три алтарных выступа. Обычно они бывают одинаковыми по высоте. А здесь боковые апсиды гораздо ниже центральной.
В основе храма лежит так называемый крестово-купольный свод.
У меня до сих пор живо в памяти совершенно непередаваемое ощущение от стен храма. Я не оговорилась: не впечатление, а именно ощущение. Даже невооруженным глазом видна кривизна линий и неровность плоскостей.
Мне доводилось видеть немало древнерусских храмов в самых разных местах. Но только здесь, у Спаса на Нередице, пластичная, рукотворная кладка стен. И ты понимаешь, что стены эти хранят тепло рук тех людей, которые возводили этот храм.
В обмазке стен встречаются вот такие светло-розовые вкрапления.
На стенах церкви Спаса на Нередице можно увидеть самые разные надписи.
Искусствоведы пишут, что восприятие церкви сильно зависит от погодных условий. В солнечный день храм видится стройным и устремленным ввысь, а в пасмурные дни ощущается его рукотворность, неправильность форм.
Интересные факты о строительстве древнерусских храмов
Вот так выглядит одно из крылец церкви Спаса на Нередице.
А теперь давайте войдем в храм.
Интерьер церкви
Внутреннее убранство церкви поражает ничуть не меньше, чем внешнее. На стенах — росписи, на полу — разноцветные поливные керамические плитки.
Через деревянные оконницы храм заливается светом.
Благодаря кропотливой работе реставраторов, в церкви восстановлена роспись стен.
По мнению искусствоведов, в храме Спаса на Нередице работала большая артель живописцев. Поскольку сама церковь достаточно небольшая, видимо, заказ на её строительство был срочным, раз привлекли много мастеров для росписи стен.
Здесь можно увидеть растительный и геометрический орнамент, фрагменты библейских композиций. Над сохранностью и поддержанием фресок работают сотрудники реставрационных мастерских.
На одной из предыдущих фотографий мы видели, что изначально фрески покрывали стены храма от пола до потолка. Там можно было видеть картину Страшного суда, лица архангелов и апостолов-судей. Названия сцен ада говорят сами за себя: «Тьма кромешная», «Иней», «Скрежет зубов».
Искусствоведы считают, что в образах святых изображены бородатые старцы, списанные с новгородских старейшин. Это так называемые патрональные святые или святые-покровители. Например, мученик Мартирий напоминал чисто внешне новгородского архиепископа Мартирия Рушанин, мученик Никифор – киевского митрополита Никифора, а пророк Елисей – живописца Олисея Гречина, который расписывал храм.
Отдельным циклом фресок идет изображение святых жен.
На фото слева — изображение святителя Петра Александрийского (в нише слева). На фото справа хорошо видно, насколько фрагментарно сохранились фрески храма.
Есть в церкви очень интересная фреска. Это композиция «Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу» (на фото слева). Мы помним, что именно по его заказу и была возведена церковь Спаса на Нередице.
Обычно при строительстве церкви никакого предварительного проекта не было, он имелся только в воображении «здателя». Иногда делали деревянный или глиняный макет будущего храма. С этой моделью заказчик строительства часто изображался на парадной фресковой росписи храма.
Штрихи к портрету
Понятно, что в XXI веке технологии шагнули вперёд и это здорово. Даже в храмах появились современные устройства. Безусловно, очень удобно почитать о церкви прямо на месте. Но лично у меня дисплей вызвал некий диссонанс с окружающим пространством.
К юго-западу от церкви расположен небольшой сарайчик с навесом и с рукомойником на боковой стене.
Отходишь немного от храма — и просто погружаешься в деревенскую тишь и безмятежность.
Для любителей острых ощущений здесь есть свои местные аттракционы.
Я уже неоднократно писала о том, что в каждом месте бывают особые фотографии. Понятия не имею, как они получаются, но они есть всегда. Видите облако над церковью? Словно ангел с распростёртыми крыльями, оберегающий храм. Присмотритесь: виден даже его лик…
Стоит церковь как несколько веков назад — вдали от дорог, среди душистых трав. Такое ощущение, словно не возвели этот храм древние зодчие, а пророс он сам, из-под земли.
Церковь Спаса на Нередице… Одно из мест, где отдыхаешь душой и сердцем. Огромная благодарность всем, кто сохраняет и поддерживает эту красоту!
© Татьяна Трунова, апрель 2021
Достопримечательности Новгорода
Что ещё можно почитать о древнерусских храмах