стихи про смольный собор

ПрОклятый собор

СМОЛЬНЫЙ….
Кто не слышал этого слова? А многие ли знают, откуда пошло это название?
Но…. всё очень просто!

Здесь строился город – большой и красивый,
в Европу и мир открывающий путь
для друзей – очень добрый, гостеприимный,
а врагам навевал он опасность, и жуть…

Вместе со строительством города, Петр 1 строил и флот. Для строительства кораблей,для промазки их бортов, требовалась смола. И вот в излучине реки Нева, на том месте,где сейчас находится Смольный( бывший Институт благородных девиц), и стоит красивейший собор Воскресения Христова (известный в народе, как Смольный собор),на этом самом месте к 1725 году был выстроен большой Смоляной, или Смольный двор,на котором хранили, варили и поставляли смолу в Адмиралтейство, где строились морские корабли.

Она дышала воздухом Невы,
её не звали светские балы,
она была набОжна и скромна,
пока на трон судьбою не взошла.

Здесь Смольный монастырь я заложу,
в него монахинь юных соберу
и стану матушкой-наставницей сама,
но. это оказались лишь слова.

Светская придворная жизнь брала своё, и постепенно Елизавета охладела к строительству собора.

Балы, пиры, любовные утехи,
парады пышные – всё только для потехи!
Интриги много отнимали сил,
и ум кокетки про собор забыл……

Надо сказать, что такого долгостроя ни до, ни после, в Санкт-Петербурге никогда не было!
Строительство собора растянулось на целых 87 лет!
Он строился при Петре 1, Елизавете Петровне, Петре 3, Екатерине Великой, Павле 1,Александре 1 и при Николае 1.
И всё-таки, так и не был достроен до конца. Граф Растрелли, по проекту которого строился ансамбль, предполагал построить высокую колокольню, но В.П.Стасов, заканчивающий строительство не вдохновился колокольней и собор остался без неё.

А дальше начинается мистика. По одним источникам, собор никогда не был освящён, и в нём никогда не проводились службы. По другим источникам, он всё же был освящён и в нём даже было проведено несколько служб. Но как бы ни было, этот красивейший собор считается и по сей день прОклятым, оскверненным дважды. Службы в нём не проводятся, он используется как концертно-выставочный комплекс, в нем звучит классическая музыка.

Источник

Стихи о Смольном монастыре, Смольном соборе

стихи про смольный собор. Смотреть фото стихи про смольный собор. Смотреть картинку стихи про смольный собор. Картинка про стихи про смольный собор. Фото стихи про смольный соборСмольный собор — не из камня,
и он — не земное строение.
Из загустевшего воздуха Смольный отлит.
Белый и серый цвета — получил он от неба осеннего,
И не касаясь земли, над проспектом парит…
Смольный собор в Петербурге — мираж.
Эти формы точёные
В Царстве Небесном имеют роскошный наряд!
Бледные зимние солнышки —
маковки позолочённые —
Тысячью солнц в неземных измереньях горят!

В днях золотистых сентября —
Желтея, увядают листья,
Горят рубиновые кисти
У Смольного монастыря.
Громадой бело-голубой
Его собор уходит в небо.
Что это — быль? Иль может небыль?
Сегодня, здесь передо мной.
Пять луковичек-куполов
Сияют в праздничном обличье;
Смотрю, дивлюсь на их величье,
Не находя привычных слов.
Какие знал он чудеса.
Кому давал он вдохновение.
И сколько прошлых поколений,
Как я — смотрели в небеса.
У Смольного монастыря —
Где ныне увядают листья,
Горят рябиновые кисти
В днях золотистых сентября.

В кружеве кружится зданье, взлетает —
Смольный собор устремляется ввысь,
и в облаках пятиглавие тает,
в серо-жемчужном — небесная кисть.

Библия неба — во взгляде люкарны,
перьями ангелов и райских птиц
контур ажура оконной рамы —
взгляд постиженья божественных лиц.

Смольный собор — поэма Растрелли —
в свете небесном, как ангел, летит,
яркость барокко — хор a capella,
ритм колоннады — органы молитв.

Монастырь под названием «Смольный»…
Там не слышался звон колокольный.
Старый колокол, что было сил,
Непокорный язык прикусил.

Там ворона, принцесса развала,
Недовольно взирала на мир.
Неказистых подруг созывала
На веселый, неправедный пир.

Отпечатки следов треугольных.
Шелест крыльев над грязной водой.
Шумной стаей взмывали над Смольным
Парусами над чьей-то бедой.

Мы играли с подругой
В закоулках дворов.
Было небо упруго
От воздушных шаров.

Убегала дорога
В непростые года.
Мы ворон ненамного
Были больше тогда.

… Но все затмевая проклятия
И всё ослепляя собой,
Встаёт, как из мира распятого,
Ликующий Смольный собор!

Сквозь бездны и разум расстрелянный,
Сквозь кровь, и страданья, и боль
Он светится, гений Растреллиев,
Как чудо, как сказка, — собор.

Взнесённой красою неистовой
Решает навязанный спор
Меж соцреализмом и истинным
Искусством — Смольный собор.

Душа окрылится, уверовав,
Вдохнув ослепительный взлёт!
Из дали безгрешной, неведомой,
Как свет, исцеленье придёт.

Восплачь и возрадуйся заново:
Духовная сила жива.
Как ярко она показала нам:
Дорога лишь к храму права.

Стоит небесная громада голубая,
пять медных солнц над ней вознесены,
а век вертится рядом, колупая
кусочки сини со стены.

Чуть слышится барочный образ трелей,
певучих завитков намек.
Но музыка молчит. Вколочен в гроб Растреллий,
а день, как тряпка серая, намок.

Кто мчится напрямик, а кто живет окольней,
кто на банкете пьет, а кто так из горла.
По-вдовьи грузен храм без колокольни,
она, воздушная, в девицах умерла.

Воспоминание о ней — как о кадавре,
на чертеже она рассечена.
Сестра ее на променаде в Лавре,
как дама в робе, все еще стройна.

А церковь вдовая ушла подальше
от медного болвана на скале
и, вроде позабытой адмиральши,
стоит облезлым небом на земле.

Петербург, я тобою болею,
В красоту я твою влюблена.
Бело-синей прекрасной лилеей
Монастырская церковь видна.

Там за скромной чугунной оградой
Барельефы уносят нас ввысь,
И роскошной барочной отрадой
Пятиглавия вознеслись.

На рождественский пряник похоже,
Задевают кресты облака,
Чтобы каждый случайный прохожий
К красоте прикоснулся — слегка.

Источник

Смольный собор: воскресение литургической жизни

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.

Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII — первой половины XVIII в. — русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия — не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.

Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересо­ванной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У импе­ратора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ — библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.

Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора — 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями — это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время — космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.

Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:

Тот голос с тишиной великой споря
Победу одержал над тишиной
Во мне еще как радость или горе
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.

В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.

И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста — 6 метров, вес — около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.

Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы — копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся — праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».

Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.

В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.

С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!

Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *