стихи о казанской иконы божией матери классиков

Казанская икона Божией Матери

Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)
(22 октября / 4 ноября)
.
.

Пожары смут и войн, умов

над Русью издавна пылают,

но Богородицы покров

дух православия спасает.

В огне Казанского Кремля

закалена углями вера –

Защитницей земля крепка

под образами с ликом Девы.

У мирных дней короткий срок,

Москва – мятежная… Растёт

предателей и лживых хор –

усобиц, нестроений сор.

Чужие заперлись в Кремле,

но чужды вере и стране.

Да будут изгнаны с молитвой

оружия и веры силой.

Заступница усердно просит

у Сына помощи для всех;

в скорбях, речах, болезнях тонем.

Спасёт раскаянье, смыв грех.

Прекрасный лик, Казанский образ

Пречистой Матери Святой,

хранит для православных рода

любовь и веру, мир, покой.
.
.
Казанская икона Богородицы является одной из наиболее почитаемых святынь русского народа. Она была явлена в Казани в 1579г. в царствование Ивана Грозного, спустя четверть века после покорения им Казанского царства.
Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — патриарх Московский и всея Руси Гермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы».
.
Образ в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище (г. Казань).
.

(Картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков». 1860. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург)

Источник

Литературное посвящение «Чудо русской иконы»

Разделы: Литература

Оборудование: мультимедиа, музыка И.С.Баха (звучит в течение всего урока), колокольный звон. Презентация “Чудо русской иконы”; иконы, изображающие Божью Матерь, свечи, выставка книг о русской иконе.

На фоне колокольного звона звучит

Стихотворение “Благовест”. А.К.Толстого.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый.

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

Ведущий 1 Человек живет в красивом и премудро устроенном мире. Каждый дом, даже самый маленький создается трудом людей: архитекторов, строителей. Наш мир – это большой дом. Он устроен красиво и мудро.

С тех пор, как существует жизнь на земле, люди всегда размышляли о том, как произошел мир. Большинство из них верят в то, что мир не мог появиться сам собой. Его творцом они называют Бога. Вера в Бога учит человека узнавать и выполнять в своей жизни данные Богом правила, о которых говорится в Священной Книге – Библии. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На них изображают Господа Иисуса Христа, Богородицу, Святых людей, ангелов, события Священной истории.

Первые иконы Богородицы с Младенцем Иисусом Христом на руках написал в 1 веке евангелист Лука. .

По преданию, когда Богородица увидела Свой первый написанный Образ, Она произнесла: “Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”. Лучшие иконописцы и художники старались выразить чувство глубокой любви людей к Матери Божией, более всех людей послужившей соединению мира земного с Небесным.

Стихотворение “Введение во храм”. А.Огильви.

Когда мир дольний погибал,
И всюду грех в нем ликовал,
В стенах смиренных Назарета
Явилося спасенье света:
Родилась дева Мариам…

И в храме жизнь её текла,
Как райский день, тиха, светла,
Занятий в исполненье строгом
Между трудом и дивным Богом.

Храня покой святой тиши,
Она, как чудный перл, сияла
И мыслью девственной души
Всегда на небе пребывала.

Любила также в час иной,
Полна молитв и упованья,
Пророков тайные сказанья
Читать с смиренною душой.

И в них, в восторге чувств отрадном,
Встречала те места она,
Где о Мессии благодатном
Приподнималась пелена.

Глубоко в сердце их хранила,
Их смыслом занимала ум,
И много слез, и много дум
Она им в тайне посвятила.

Слайд 1. “Икона Владимирской Богоматери”

Ведущий 2 Владимирская икона Богоматери – одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбский привез её из Киева во Владимир. В 1395 году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.

Стихотворение “Владимирская Богоматерь”. М.Волошин.

Слайд 2. “Икона Казанской Божией Матери”

Стихотворение “У Казанской Божьей Матери”. С.Городецкий.

У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
“Матерь-Дева, с силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси”.

Стихотворение “Рождество Пресвятой Богородицы” Т. Николаева.

Ведущий 2. Икона Божией Матери “Нечаянная радость” связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи его были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь.

Стихотворение “Перед чудотворной иконой Божьей Матери”. Т.Леушинская.

Как хорошо в твоем храме, Владычица,
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
На сердце легко и тепло!
И лик Твой, Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам:

“Придите, молитесь мне, вам внимающей,
Я все, всем отраду подам.
Молитесь убогие, бедные, сирые,
Ведь я для вас Мать и Покров!
Молитесь и вы, сего мира счастливые,
Познайте в сем счастье, любовь.

Молись и ты, старчество дряхлое, хилое,
Молись и ты, юности цвет.
Молитесь и вы, малолеточки милые,
Я всех вас покрою от бед!”

О милосердная Мати Пречистая!
Безмерна Твоя к нам любовь.
Ты наша заступница в скорбях пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров!

Ведущий 1 Икона Божией Матери “Троеручица”.

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление он привесил к иконе серебряное изображение руки, отчего она и получили свое название.

Стихотворение “Покров Богородицы”. С.Ю.Высоцкая

Убывает день осенний.
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.

Всех невидимым покровом осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.

Стихотворение “Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин.

Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона – чудо! Кротость и печаль.
“Взыскание погибших”. Как живая!
Струится покрывало по плечам,
Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далёкий Крестный час.
Пока ещё ручонки не пробиты,
Но ты глядишь на каждого из нас.
О Мати Света! Все мы виноваты.
История кружит в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,

Ученики… Кто пред тобой сейчас? (2001 г.)

Стихотворение “Рождество” “Мир тонул в грехах, печали…” В. Шамонина.

Мир тонул в грехах, в печали…
Где спасенье? – вот вопрос.
А пророки предвещали,
Что рождается Христос.

И спаситель к нам явился –
Знал. Что мир лежит во зле.
По смирению родился
Царь небесный на земле.

Стихотворение “Божий дар” Ф.М.Достоевского.

Стихотворение “Икона”. К.Бальмонта.

Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Ребенку ты была живой,
Весь мрак тобой низвергнут,
Весь мир заполнен синевой,
Ребенку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!

Стихотворение “Мать” В.Набокова

Стихотворение И.Бродского “В деревне Бог живет не по углам”

Ведущий 2. Хочется отметить, что и сегодня продолжают сочинять стихи на библейские сюжеты. Мы представляем вашему вниманию стихотворение ученика нашей школы Зиновича Александра “Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий”.

Зинович Саша является победителем областного конкурса сочинений “Вечное слово”

Стихотворение “Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий” Зиновича А.

Стихотворение “Любите, дети, старину” С. С. Бехтеева.

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!

Любите. Дети. Отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком.

Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад.

Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.
Нас всех хранящей от невзгод.
Любите, дети, свой народ!

Стихотворение “Русь колокольная” Т.Подобедовой.

(Слайды, изображающие церкви, златоглавые купола)

Русь колокольная, светлая, вольная,
Залиты солнцем окна церквей.
Звоном малиновым, гроздью рябиновой,
Святой благодатью одаряешь людей.

Русь бескорыстная. Добрая, чистая.
Как же просторны земли твои.
Русь непонятная – ширь необъятная –
Диву даются гости твои.

Заключительное слово учителя.

Источник

Праздник Осенней Иконы Казанской Божией Матери

* Явление
Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю.
Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище
страшного пожара, который уничтожил часть города Казани.
*Пожар в Казани начался в доме купца Онучина.
После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица
и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее
чудотворный образ, зарытый в земле.

*Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы
Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей,
— будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.
*То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во
время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым.
Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.
*На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь,
где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.
Так что к моменту, когда в России настали сложные времена,
икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна,
— но и очень почитаема.
*Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны
с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная
* Икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским
и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и
— освободить Москву от поляков.
* Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее
с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи.
Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю),
а через два дня взяли и Кремль.
* На другой же день русские воины с крестным ходом
— пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

Слёзы. Скорбь. Крестов свечение,
Миром Славят – Божью Мать,
Что Своим Благоволением,
В страх ввергает Вражью рать!

К Богу, вознося моления!
Тем и крепок наш народ,
Что без страха, без сомнения,
Жизнь за Друга отдаёт

И сметает злого ворога
Силой Божьего креста
Торжествует! Русь свободная
Под предстательством Христа!

* * *
* Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение
— под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть
— до Революции 1917 года.
*** Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани,
Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали
три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери —
обретенная и два списка.
* Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную
— от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение.
— Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

*** Традиции и приметы

В храм к иконе православные
Праздник чествовать пришли
Богородица Каэанская
Свет земли и небеси

Преклонив колени молятся
Со слезами на глазах
Тают млея свечи звёздочки
Средь цветов на образах.

Дева чистая сподвижница,
И помощница землян
Благодатная защитница
Свет надежды христан

В скорбях, нуждах вспоможение
Твой необоримый щит
От недугов исцеление
Укрепление семьи

Упреди от разобщения
Братьев страждущих славян
Дьявольского наваждения
Истребленья русских стран

Божьей силой храбрых воинов
От погибели спаси
Чтоб с Победою над ворогом
Воцарился Мир в Руси

Пред иконою Казанскою
Свеч торжественных огни
В Храм с надеждой лучезарною
К Ней приходим в эти дни!

* Жить на Земле – объятой Счастьем
моя молитва = http://www.stihi.ru/2016/11/05/5301

Всё, что возникло от любви
Любовью быть не перестанет
И радостными будут дни
Всевышней нежности полны
Дыханьем каждым Бога славит

Чтоб под защитою благой
Быть недоступным для напастей
С Пречистой Девою святой
И под десницею Его –
Жить на земле – объятой счастьем

*** Праздник Казанской иконы Божьей Матери
**************************
Празднуют дважды в год:
летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани,
и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы
и всей Руси от польских интервентов.

Источник

Стихи о казанской иконы божией матери классиков

История одного известного стихотворения

С Казанским собором связана ещё одна история известного стихотворения, положенного на музыку и исполняемого как романс. Опубликовав его с кратким пояснительным комментарием вдневнике к летнему дню памяти Казанской иконы Божьей матери, я получил единственный, но весьма примечательный отклик.

«Без божества, без вдохновенья», Но всё это просто не Поэзия. Это просто набор мёртвых зарифмованных слов. Совершенно мёртвых, где Поэзия, как говорится, ни сидела, не стояла, не лежала и не обитала. Поэзия, совершенно немыслима и невозможна без маленького Волшебства, без Вдохновения, без маленького Чуда. А здесь просто не пахнет ни тем, ни другим, ни третьим. А просто набор неких слов, более или менее удачно сконструированных, подогнанных под размер, под нужное количество ударений в каждой строке, под рифму. А Чуда- нет. а Вдохновения- ни капли. а Волшебством и не пахнет. а о Духовном, Православном, Поэтическом Озарении и говорить даже не приходится, очень среднего уровня рифмоплётство «на религиозно-политический сюжет»…

У Казанской Божией Матери.

У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Сергей Городецкий
1915 г. (второй год Первой мировой войны)

Особенно часто, что естественно, это стихотворение появляется на православных сайтах в день памяти иконы Божье Матери Казанской. Встречается оно и в поэтических сборниках антологий православной поэзии. Реже без даты, хотя некоторые её с уверенностью ставят, как специально приведён пример под стихотворением. И само стихотворение обычно называют по первой строчке, что-либо совпадает с его названием, любо стихотворение, которому сам автор не дал название принято называть по первой строчке.

Сергей Городецкий озаглавил своё стихотворение «У Казанской», во всяком случаи под таким названием оно появилось в первой публикации 22 ноября 1914 года в №47 журнала «Нива» – в первые месяцы начала Первой Мировой войны, 100-летие которой мы недавно отмечали в день памяти преподобного Серафима Саровского.

Принадлежит оно известному поэту серебряного века Сергею Городецкому (псевдоним Петербуржец), который и сам принимал участие в Первой Мировой войне. В университете учился с Блоком, который высоко оценивал уже раннюю поэзию Городецкого. Затем посещал знаменитую «башню» Вячеслава Иванова. Бывший символист вместе с Николаем Гумилёвым стоял у истоков акмеизма и лит. объединения «Цех поэтов». размежевавшись с прежними поэтическими течениями, возглавил группу молодых крестьянских поэтов, в которую входили Сергей Есенин, Николая Клюев. В 1916г. он отправился на Кавказский фронт в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента, а затем работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Его стихи – отклики на события войны часто появлялись на страницах Петербургских журналов, и вышла отдельная книга «Четырнадцатый год». В этом году и самому поэту исполнилось 130 лет со дня рождения. Родился он в Петербурге в 1884г.

Уже в августе появились первые поэтические отклики на события войны Сергея Городецкого. В журнале «Нива» № 35 от 30 августа были напечатаны два стихотворения «Сретенье Царя» и «Подвиг войны». Во втором стихотворении возникают мотивы, связанные с Казанским собором. Несомненно, как и стихотворение «У Казанской» не только мелодичное, что послужило впоследствии поводом положить стихи на музыку, но их строчки проникнуты молитвой, это стихотворение-молитва. К тому же оба запечатлели реальные исторические события. Наверняка и сам автор был их свидетелем, может быть, и он молился перед образом Казанской Божьей Матери, во всяком случаи строки этих стихотворений проникнуты молитвенным духом и запечатлённые детально события склоняют к этой версии. Да же если не оценивать их поэтическое достоинства, которое то же, несомненно присутствует. Они ценны как свидетельства истории. Призывно-патриотические строчки сменяются лирически-молитвенными мотивами. Это искренний отклик души поэта на события Первой мировой войны, именно так Сергей Городецкий воспринял начало войны. Стихотворение «Подвиг войны» написано восьмистишьями, два последних 4-е и 5-е посвящены Казанскому собору.

Как по некому уговору,

Среди внезапной тишины

Текли к Казанскому собору

России верные сыны.

Колонны гордого портала,

Казалось, выше поднялись.

Как изумруд, над всем сияла

Небес торжественная высь.

Седой священник тихо вышел…

Из тысяч вспыхнувших сердец

Молитва вырвалась… Услышал

Её в раю Своём Творец.

Блажен, кто пел в народном хоре,

Кто встретил с верою грозу,

Кто видел силу в русском взоре

И чудотворную слезу!

На сём заканчивается наш небольшой литературно-исторический экскурс.

Источник

Православные праздники в рассказах любимых писателей

стихи о казанской иконы божией матери классиков. Смотреть фото стихи о казанской иконы божией матери классиков. Смотреть картинку стихи о казанской иконы божией матери классиков. Картинка про стихи о казанской иконы божией матери классиков. Фото стихи о казанской иконы божией матери классиков

Книга предназначена для чтения в кругу семьи. Это подборка стихов и прозаических текстов, посвященных двунадесятым и великим православным праздникам, дням памяти особо чтимых на Руси святых, богородичных икон, таким важным событиям православного цикла, как Великий и Рождественский посты, Радоница. Объяснения праздников рассказывают о смысле их названий, обстоятельствах и времени установления, традициях, связанных с ними.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные праздники в рассказах любимых писателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Казанская икона Божией Матери

стихи о казанской иконы божией матери классиков. Смотреть фото стихи о казанской иконы божией матери классиков. Смотреть картинку стихи о казанской иконы божией матери классиков. Картинка про стихи о казанской иконы божией матери классиков. Фото стихи о казанской иконы божией матери классиков

Как в пресветлой небесной горнице

Пред иконою Богородицы

Три свечи дни и ночи теплятся,

Три огня на ризах колеблются.

И одна свеча — воску белого,

За страдания света целого.

За измученных и обиженных,

Обездоленных и униженных!

А вторая желтого, ярого —

Та за труженика усталого,

За работника и отшельника,

И за пахаря, и за мельника!

Всех светлей горит свеча красная,

За воюющих, побеждающих,

За Святую Русь погибающих!

Высока небесная горница,

Души чистые в ней находятся;

Крепко молятся души чистые,

Три свечи сияют лучистые.

Крепко молятся небожители,

Всех сильней мольбы за воителей,

Ярко светит свеча красная!

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием — неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери — Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом.

Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили Москву и с ней — до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою, и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Архимандрит Кирилл (Павлов).

Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери

22 октября [3] отмечается праздник Казанской Lj w иконы Богоматери в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Это было очень тяжелой порой в истории нашего отечества. Когда с престола российского в 1606 году свергнут был последний отпрыск фамилии Рюриковичей — Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшееся смутой, грабежами и всякой неправдой.

В низовьях Волги, в Астрахани, объявился самозванец, выдававший себя за убиенного в Угличе царевича Димитрия. На свою сторону он привлек много казаков и большие толпы темного, доверчивого народа. К довершению постигших Русь бедствий древняя наша столица Москва вероломно была захвачена поляками, покорившими много и других русских городов. Шведы угрожали нашему отечеству с севера и взяли уже Новгород. И поляки, и шведы хотели окончательно водвориться на святой Руси и даже поставить в правители русского народа своего царя.

Смута была так велика, и повсюду царило такое безначалие, что уже большинство русских людей, жаждавших прекращения междоусобиц и кровопролития, согласилось на поставление в правители польского королевича Владислава. Но верные сыны своей Родины и Церкви вознегодовали на небывалое в жизни нашего отечества явление, чтобы чужеземец и иноверец повелевал православным русским народом. Дружно тогда ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение первопрестольной столицы и отечества.

К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная князем Пожарским. Это храброе воинство сильно было и верой. Ополчение привезло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

С великим упованием на заступничество Царицы Небесной устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов занятый ими Новодевичий монастырь и взяли множество неприятелей в плен. Хотя враги и испытывали неоднократные поражения, наносимые русскими войсками, но окончательного спасения Руси от иноземцев еще не последовало.

За успехами русских войск пошли раздоры отдельных начальников нашей рати. Казаки и другие ратники ополчения начали пьянствовать, чинить грабежи и насилия над окрестными жителями.

Зимой 1611 года Казанская икона Богоматери из Москвы снова была отправлена в Казань. На пути, в Ярославле, честный образ встретило нижегородское ополчение, созванное Мининым и состоявшее под командой князя Пожарского. Воинство, узнав о чудесах, проявленных в Москве заступлением Богоматери, взяло икону с собой и постоянно держало ее у себя в лагере. Молитвы к Царице Небесной о спасении нашего отечества были услышаны Пречистой Девой. И Богоматерь простерла Свой милостивый Покров над Русской землей.

Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. Надлежало взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отразить прибывшее к Москве свежее многочисленное польское войско и усмирить буйство русских отрядов. Тягота положения усилилась еще и от того, что разоренные местности не могли доставлять продовольствия для русского воинства. Все это возбудило в маловерных сердцах упадок мужества. Очень многие из преданных сынов отечества, отчаявшись в спасении его человеческой силой, восклицали в глубокой печали:

В таком горестном положении оставалась только одна надежда — на помощь свыше. Весь народ и войска с умилением сердечным начали воссылать горячие молитвы Пресвятой Богородице, прося милостивого Ее предстательства перед Престолом Сына Своего. Для усугубления молитвенных обращений, кроме отслуженного торжественного молебна, все решили соблюсти строгий трехдневный пост. Господь услышал скорбный вопль верных рабов Своих и явил Свою милость к нашей Церкви и отечеству.

В Московском кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремией архиепископ Арсений Елассонский. Архипастырь от тяготы плена впал в болезнь. В это время его темничная келья исполнилась необычайного света, и Арсений в сиянии его узрел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом преподобный Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов. Для уверения в истинности своих слов преподобный даровал Арсению исцеление от его тяжкого недуга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *