стефано махрищский монастырь дорогою любви
На заметку
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
Запись опубликована · 13 декабря, 2020
Дорогою любви. Фильм Елены Козенковой. Две серии.
Летопись
XIV век
Приход преподобного Стефана из Киева в Москву. Основание обители.
Уход преподобного Стефана с учеником на Авнегу. Основание Троицкого Авнежского монастыря.
Возвращение преподобного Стефана в Москву. Постриг преподобного Кирилла Белозерского. Возвращение в Махру.
Разорение Авнежского монастыря.
Праведная кончина преподобного Стефана.
XV век
XVI век
Игуменство старца Ионы. Возобновление памяти преподобного Стефана.
Игуменство Святителя Варлаама. Строительство каменного храма, прославление преподобных Григория и Кассиана Авнежских.
Рост землевладений монастыря при игуменах: Вассиане, Антонии, Порфирии.
XVII век
Смутное время. Разорение обители. Возрождение при участии старцев Троице-Сергиевой Лавры.
XVIII век
Расцвет обители при митрополите Платоне (Левшине). Каменное строительство.
XIX век
Развитие хозяйственной жизни обители, исполнение Устава. Строительство и благоукрашение храмов.
Возрождение обители при игумене Савве (Желтухине).
Игумен Амфилохий. Строительство колокольни.
XX век
Празднование 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Стефана. Реконструкция храма преподобного Стефана.
Строители: о. Герман, о. Корнилий, о. Израиль, о. Евгений. Закрытие обители.
Возрождение иноческой жизни в обители.
Освящение храма преподобного Стефана Святейшим Патриархом Алексием II.
XXI век
При монастыре организован детский приют «Ковчег».
Монастырь приобрел статус ставропигиального.
Празднование 600-летия со дня преставления преподобного Стефана Махрищского.
Освящение храма Живоначальной Троицы Святейшим Патриархом Кириллом.
Освящение придела Сергия Радонежского в храме Живоначальной Троицы.
Стефа́но-Ма́хрищский Свято-Троицкий монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви. Расположен на реке Молокче в селе Махре Александровского района Владимирской области.
2 Храмы и сооружения монастыря
История обители Основан в XIV веке Стефаном Махрищским как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. В 1993 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) среди руин, лишь отдельные фрагменты которых указывали на изначальное предназначение этого места, монахини создали при небольшом храме во имя Апостолов Петра и Павла подворье Александровского Успенского монастыря, которое в 1995 году получило статус самостоятельного монастыря Храмы и сооружения монастыря Храм Стефана Махрищского Храм Петра и Павла Надвратный храм Сергия Радонежского Монастырская трапезная Архимандритский корпус Странноприимный корпус Монастырская гостиница (сегодня здесь действует детский приют) Святой источник вне территории монастыря Монастырю принадлежит также подворье в Московской области в селе Талицы около Софрино. На подворье несколько храмов и часовень в том числе восстановленный пещерный храм.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
с.Махра. Владимирская обл. Стефано-Махрищский монастырь.
Цикл фотоочерков Михаила Акимова «Достопримечательная Россия»
Фотографии: Василий Клейменов.2010, Михаил Акимов.2010
Музыкальные композиции:Божественное восхождение
Душе моя, душе моя сл. и муз. протоиерея Георгия Галахова Хор Свято-Троицкого
Концерт в день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы 18 июля 2019
Серия фильмов «Музыка тишины» 1 серия
Цикл документальных фильмов, созданных в соавторстве с сестрами
Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Дипломант кинофестиваля «Радонеж».
Документальный фильм «Реставрация образа» из серии фильмов «Музыка тишины». 2 серия
Серия документальных фильмов, созданных в соавторстве с сестрами
Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Дипломант кинофестиваля «Радонеж».
Фильм второй «Реставрация образа».
Фильм «Реставрация образа» 3 серия
Документальный фильм «Реставрация образа» из серии фильмов «Музыка тишины»,
созданных в соавторстве с сестрами Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Дипломант кинофестиваля «Радонеж». Фильм третий. «Реставрация образа. 2 часть»
В обители преподобного Стефана Махрищского
31 мая – в день Святой Троицы – Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь отмечает свой престольный праздник. Предлагаем краткий рассказ игумении Елисаветы (Жегаловой) о том, как живет ныне вверенная ей прославленная древняя обитель
Наша обитель расположена в сельской местности, в селе Махра, в 15 км от города Александрова Владимирской области. В настоящее время в монастыре проживает более восьмидесяти сестер, несущих различные послушания. Это и хозяйственная деятельность (скотный двор, птичник), и послушания на монастырском огороде, молочной кухне, а также общие, которые есть в каждом монастыре и связаны с повседневным бытом – кухня, уборка помещений и т. п. В монастыре есть иконописная и швейная мастерские, сестры сами пекут просфоры. Послушания нескольких насельниц связаны с социальной деятельностью – при монастыре с 2002 года существует детский приют для девочек. Сестры также проводят экскурсии по обители, преподают «Основы православной культуры» в сельской общеобразовательной школе, поют на клиросе.
День начинается с молитвы: практически ежедневно в обители совершается Божественная литургия, на которой присутствуют все сестры, за исключением тех, кто готовит трапезу на кухне. Сестры участвуют в приготовлении трапезы по очереди, в остальное время они заняты на других послушаниях и в эти дни имеют возможность молиться за Литургией. По уставу утром у нас совершается полунощница, молебен преподобному Стефану Махрищскому, Литургия. Затем у сестер есть один час свободного времени, которое отводится на чтение какой-либо части келейного правила. Келейное правило сестер имеет основой правило Оптиной пустыни. Для монахинь – пятисотница, для инокинь – трехсотница, совершаемые по четкам, также чтение трех канонов и акафистов. В 10.30 в монастыре общая трапеза, после которой все расходятся на послушания. В 16.00 – вторая трапеза, в 17.00 – вечернее богослужение. В зимнее время в основном все послушания оканчиваются к 16.00, сестры имеют возможность помолиться за вечерним богослужением. В летнее время увеличивается число хозяйственных забот, поэтому уже не все могут быть на вечерней службе. Вечернее богослужение оканчивается около 20.30, сестры расходятся по кельям. В основном у нас живут по двое, за исключением некоторых монахинь, как правило, пожилых.
Количество времени, проведенного на послушании, зависит от его специфики. Кто-то имеет возможность отдохнуть днем, но должен будет потрудиться вечером, у кого-то более фиксированный график, в основном – на общих послушаниях. Послушания меняются не часто, – обычно, когда это вызвано какой-то необходимостью.
В течение нескольких лет монастырь занимается реализацией своей продукции – это выпечка, молочные продукты, яйца. В хозяйственной и торговой сферах нам помогают наемные работники, а возглавляют эти послушания сестры.
Со светскими людьми в основном общаются сестры, поставленные на административные должности – игумения, благочинная, эконом, а также те, кто занимается хозяйственной деятельностью и продажей монастырских продуктов.
Обитель окормляет насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Мефодий (Ермаков). Сестры имеют возможность побеседовать с духовником, открывают помыслы, советуются при решении духовных затруднений. Откровение помыслов игумении в нашей обители не практикуется, но, при необходимости, игумения всегда готова выслушать сестру и разрешить возникающие вопросы в частной беседе. Периодически игумения проводит общие беседы с сестрами, где они могут услышать ответы на волнующие их вопросы.
В 2006 году вышел фильм о нашем монастыре – «Дорогою любви». Многие, посмотрев его, приехали в обитель, некоторые стали впоследствии нашими сестрами. Иногда духовники благословляют своих чад приехать к нам потрудиться, и кто-то из этих паломниц остается в числе насельниц. Как правило, в год к нам приходят одна-две кандидатки; те, кто чувствуют призвание, вступают на путь монашества. В связи с тем, что у нас есть затруднения с жилплощадью, сейчас мы избирательно принимаем в монастырь, в основном тех, кто может потрудиться – ведь обитель сельская, или тех, кто обладает профессиональными музыкальными навыками – потенциальных певчих и регентов для монастырского хора.
На несколько дней мы принимаем девушек и женщин, желающих помолиться за монастырскими богослужениями, разделить с сестрами труд монастырских послушаний, приносящий душе особую радость и духовную пользу.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь был основан в середине XIV века киевским монахом – преподобным Стефаном, святые мощи которого и ныне покоятся под спудом в воссозданном храме его имени. Второй расцвет монастыря на рубеже XVIII–XIX веков связан с выдающимся богословом митрополитом Московским Платоном (Левшиным). При советской власти обитель была закрыта, храмы разрушены. В 1993 году сюда пришли первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой (Жегаловой), ставшей вскоре настоятельницей. В 2004 году Махрищский монастырь обрел статус ставропигиального.
«Если все правильно организовать, ничто не помешает молитвенному деланию…»
В этом твердо убеждена игумения Елисавета (Жегалова) – настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. И более двадцати лет назад, когда только начиналось возрождение древней обители, матушка понимала, что выполнение богослужебного молитвенного устава должно быть на первом месте. И сегодня, когда число насельниц обители достигает почти 90 человек, а саму обитель не узнать (благолепные храмы; ухоженная территория, которую с любовью называют «кусочком Крыма»; современное подсобное хозяйство; детский приют), молитва по-прежнему остается стержнем монашеской жизни, ее незыблемым фундаментом. Времени у сестер хватает на все: и на ответственное выполнение послушаний, и на участие в богослужениях, и на келейное правило. А еще – на чтение духовной литературы, которая не пылится на полках большой монастырской библиотеки, а очень даже востребована. О многих проблемах современного монастыря и жизни монашествующих мы говорили с игуменией Елисаветой. Но первый вопрос был таким:
– Матушка Елисавета, в честь какой святой вас нарекли в постриге?
– Наверное, для вас это было как чудо. А повлияло ли каким-то образом имя небесной покровительницы на ваш монашеский путь?
– Я очень благодарна Богу, что ношу имя этой святой. Но быть похожей на нее, то есть иметь такую самоотверженность, такую великую любовь к людям, невероятно сложно. К этим духовным вершинам надо взбираться и взбираться.
– И в то же время одна из таких «вершин» взята. В непростое для монастыря время, отмеченное трудностями разного рода, вы, тем не менее, озаботились попечением обездоленных детей.
– Это вовсе не моя заслуга. Все получилось так: наш благотворитель Эраст Николаевич Поздышев, руководивший государственным концерном «Росэнергоатом», однажды сказал: «Давайте сделаем детский приют». Мы тогда жили в стесненных условиях, вокруг царила разруха, и трудно было даже представить, где и как тут можно разместить детей. Однако Эраст Николаевич, глубоко церковный человек, человек деятельный, пообещал выстроить специальный корпус в стенах обители. А вскоре последовали события, показавшие нам, что на создание приюта есть Воля Божия. Дело в том, что некая женщина попыталась организовать в нашей деревне Махра семейный детский дом и взяла на попечение нескольких детдомовских мальчиков и девочек. Она купила в Махре дом, приезжала сюда из Москвы, но ничего у нее не вышло. Ребята решили разбежаться кто куда. Правда, девочки, которые в воскресные дни приходили к нам на службу, и мы видели, что им здесь нравится, сказали: «Или вы возьмете нас к себе, или мы убежим из Махры». Пришлось их взять. Вначале те семь девчушек жили все вместе в одной из монастырских комнат, затем со временем они перебрались в выстроенный благотворителями корпус с удобными спальными комнатами, классом для занятий, уютной трапезной, библиотекой, небольшим спортзалом. И на сегодняшний день в приюте около тридцати подопечных. Такая вот история!
– Сильное впечатление на нас произвело подсобное хозяйство монастыря. Признаться, ни в одной обители мы не видели такого современного коровника с крышей, частично сделанной из прочного стекла, причем с той целью, как нам пояснили, чтобы попадающий через стекло солнечный свет улучшал настроение телят, быков и коров.
– О подсобном хозяйстве разговор особый. В любом сельском монастыре оно необходимо. У нас есть поля, огороды, курятник с пятьюстами кур, пчелиные ульи. Скотный двор, который вы видели, довольно-таки большой, но мы хотим развивать его дальше. Причин для этого много, и одна из них: надо думать, как жить и обеспечивать себя, поддерживать в должном состоянии транспорт, обновлять по весне некоторые монастырские здания, решать другие денежные проблемы, если вдруг не будет благотворительной помощи. Ведь сегодня человек, допустим, может дать какие-то средства на нужды монастыря, а завтра у него такой возможности уже не будет. Поэтому мы подумали, порассуждали, прикинули в уме и решили развивать сельское хозяйство. И в первую очередь, животноводство. Если сумеем выйти на хороший уровень, то сможем свои продукты, натуральные, без всякой там химии и ГМО, выращенные и произведенные с молитвой, продавать населению. Тогда нам не придется, что называется, побираться.
– А сейчас приходится?
– Пока что все работает на организацию дела, на перспективу, и серьезного дохода у нас еще нет. Когда, например, монастырь, получил счет за газ и электричество, израсходованные в январе нынешнего года, и там была выставлена фантастическая сумма в 500 тысяч рублей, конечно, пришлось обращаться к людям, способным такую сумму оплатить. Иначе нам бы все отключили, и страшно подумать, что бы случилось.
Дохода пока нет, но экономия для самого монастыря большая. Нам не надо покупать молочные продукты, яйца – у нас все свое. Недавно мы приобрели хорошее итальянское оборудование, и итальянец-сыродел Иван (ударение на первом слоге) Новелли с помощью переводчика обучает сестер варить сыры, известные под названиями «Фантазия», «Моцарелла», «Рикотта». Мы сами печем разные сорта хлеба и пирожки с несколькими видами начинок – для себя и на продажу. Какая-то «живая копеечка» с этого всегда имеется, и часто нас это выручает.
Что касается животноводства, то сестры обители ездят на животноводческие выставки, которые проводятся на ВВЦ. Хорошо знают они дорогу и в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. К себе мы приглашаем специалистов фермерских хозяйств, готовых подсказать, чем и как надо кормить коров, чтобы получать хорошие надои молока. Кроме того, к нам приезжают профессора из Москвы и Санкт-Петербурга, и, общаясь со всеми специалистами, сестры набираются опыта.
– Скажу вот о чем: сейчас как бы одновременно у тех российских монастырей, что прошли двадцати- или двадцатипятилетний восстановительный период (тяжелый, напряженный, суетный), наблюдается стремление к уставной духовной жизни. Заметен всеобщий подъем. И вот на памятных всем нам Международной конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре «Монастыри и монашество: традиции и современность», на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях (направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней») был очевиден живой интерес игуменов и игумений, сестер и братии наших обителей к жизни греческих монастырей. Почему? Объяснение простое. Потому, что там не прерывалась богослужебная традиция, традиция молитвенного делания. А наши монастыри стараются эту традицию у себя возродить. Все, в том числе и мы, понимают, что будет много трудов, проблем и скорбей и по-прежнему предстоит где-то добывать деньги на разные монастырские нужды, но в основном-то все уже образовалось! Мы в Стефано-Махрищском монастыре живем теперь спокойной размеренной жизнью, – слава Богу, появилась такая возможность. Никто из сестер не торопится, не суетится: мол, быстрей, быстрей все надо сделать! Богослужения, монашеское молитвенное правило являются приоритетами. Повторю, что даже при большом хозяйстве, при любой нагрузке можно постараться все так организовать, распределить, чтобы у сестер оставалось время и на келейную молитву, и на службы в храме. У нас, замечу, каждый день вывешивается расписание: куда какая сестра идет на послушание; с каких часов она трудится. Много лет я его составляла, но сейчас народу прибавилось и тяжеловато стало. Теперь расписание составляет благочинная, хотя, конечно, под моим контролем. А расписание певчих по-прежнему составляю я, указывая, какие песнопения мы исполняем в субботу, какие – в воскресенье. Я сама певчая – пела на клиросе и в Пюхтицах, пою и здесь.
– Духовником обители является насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Мефодий (Ермаков). Великим постом он приезжает к нам каждую неделю. Я за сестер спокойна: у них есть возможность исповедовать свои помыслы, просить совета у монаха высокой духовной жизни. Иногда я тоже советуюсь с батюшкой по поводу той или иной сестры, и он всегда деликатно высказывает свое мнение, никогда ничего не навязывая. Так что взаимоотношения у нас замечательные. Какое-то время отец Мефодий был келейником у старца Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице-Сергиевой лавры, и это много значит.
– Наверное, у некоторых сестер есть духовные отцы, у которых они начали окормляться еще до прихода в Стефано-Махрищский монастырь?
– Есть. И тоже в Троице-Сергиевой лавре. Сестры нечасто просят отпустить их к своему духовному отцу, но когда они просят, я со спокойной душой разрешаю. Потому что знаю: это замечательные батюшки, и от встреч с ними будет только польза.
– Матушка, вы как член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви участвовали в разработке проекта документа «Положения о монастырях и монашествующих». Можете рассказать, как шла работа над ним?
– Напряженно, ответственно и интересно. Часто собирались совещания. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност подвигал нас к деятельному участию в этой работе. Многие, исходя из своего опыта, высказывали свое мнение. Нам давались какие-то темы, кто-то писал доклад. Потом на совещания стали приезжать наместники и игумении ставропигиальных монастырей тоже со своими взглядами на проблемы. Во всем чувствовалась творческая атмосфера, и мне это очень нравилось. Вообще в последнее время жизнь Русской Православной Церкви настолько оживилась, стала динамичной, появился интерес к монашеству, устройству монашеской жизни в монастырях, так что документ, о котором мы говорим, на мой взгляд, очень своевременный.
– Еще хочу вас спросить о монашеских форумах, конференциях. Нужны ли они для монашествующих, или все же это обременительно – приезжать на них, что-то часами обсуждать, отрываясь от неотложных дел своего монастыря? Кстати, один серьезный церковный публицист в статье «Не читайте форумов перед обедом», написал, что церковные люди часто не знают, о чем им говорить на таких форумах друг с другом. И тогда, по его словам, начинается «пинг-понг» цитатами из Святых Отцов.
– Если конференции проводятся не слишком часто, то это необременительно и польза от них большая. Мне лично они многое дают. Мы, к примеру, живем-живем в своем монастыре и думаем: как все у нас хорошо, как правильно все обустроено! А послушаешь выступления других игумений или игуменов и начинаешь понимать, что это лучше сделать так, а это – вот так. То есть нельзя стоять на одном месте, надо развиваться. И как раз церковные конференции, форумы дают стимул для дальнейшего развития монашеской жизни. А по поводу «пинг-понга» я категорически не согласна. Даже если в иных докладах бывает много цитат из Святых Отцов, то, полагаю, лишний раз услышать их духоносные мысли никому из нас не помешает.
– И последний вопрос, матушка. Вернемся к вашему монастырю – к детскому приюту. Интересно, его воспитанницы, среди которых мы увидели и девочек-школьниц, и дошколят, знают жития великих святых: преподобного Сергия Радонежского и его духовного друга и сподвижника, основателя вашей обители преподобного Стефана Махрищского? Чтут их?
– Эти два великих святых им особо близки. Девочки не раз совершали паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Все они хорошо знают тот факт, что однажды Игумен Земли Русской преподобный Сергий, терпя скорби от братии, покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где несколько дней провел с преподобным Стефаном в беседах о спасении души. Юные воспитанницы, как и сестры обители, постоянно с молитвою обращаются к небесному покровителю монастыря преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу. Каждую неделю они бывают на службе, исповедуются и причащаются. И я вижу, с каким благоговением девочки прикладываются к раке, поставленной над почивающими под спудом мощами великого святого. Не могу не сказать, что, подрастая, достигая совершеннолетия, наши воспитанницы самостоятельно, без всякого давления, выбирают свой дальнейший путь – работу, учебу в высшем учебном заведении. Мы с сестрами радуемся их успехам и надеемся, что та «закваска», которую они получили, живя при монастыре, тот молитвенный настрой и настрой на доброделание помогут им в жизни.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Талицы. Чтобы почувствовать связь времен…
Талицы… местечко в 35 километрах от Москвы по старой Ярославской дороге. Талицы входят в конгломерацию сакральной топографии Куликовской битвы. По преданию именно здесь в 1380 году останавливался на отдых великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, совершая паломничество в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением на битву. Место, овеянное легендой, сохранилось. Здесь была сооружена часовня в память об историческом отдыхе князя. Впоследствии это место относилось к разным монастырям, а в начале XIX века было отписано Стефано-Махрищской обители, насельники которой помимо несения всех послушаний стали копать пещеры, тем самым смиряя свою плоть, ища уединения и тихой молитвы.
В те времена многочисленные паломники шли на богомолье в лавру именно этой дорогой. Так и повелось, вслед за благоверным князем Димтрием Донским, останавливаться на отдых в Талицах. Местные крестьяне использовали народный поток, устраивая в Талицах постоялые дворы и чайные.
Теперь не те времена. Богомольцы и паломники чаще направляются в лавру по новому Ярославскому шоссе или на электричках. В Талицы заглядывают редко. Место тихое, уединенное. Только два года назад, когда были масштабные работы по устройству федеральной трассы М8, из-за того, что приходилось объезжать мучительные пробки, поток путников в Талицах был значительным.
В середине 90-х годов прошлого века здесь вновь было устроено подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. В 2007 году начались археологические и реставрационные работы по восстановлению пещер, протяженность которых составляла более ста метров. Были обнаружены четыре очень тесные кельи, и одна достаточно просторная, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был устроен храм в честь небесного покровителя благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского – великомученика Димитрия Солунского. Ранее пещерного храма не было.
Позже на подворье в Талицах пережили масштабную стройку. И на средства благотворителей был возведен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Посвящение не случайно, так как Куликовская битва произошла именно в день этого праздника. Храм получился величественный. Многие паломники даже спрашивают о дате его постройки и удивляются, когда узнают о том, что церковь в стилистике XVII века построена в наше время.
На подворье тихо, все идет своим чередом. Падает снег.
С годами устроился быт сестер, которых в монастыре сейчас девять. Еще здесь подвизаются трудницы, помогают паломницы. Как и раньше, в Талицах рады всякому богомольцу, паломнику. Здесь, как и в стародавние времена, есть возможность отдохнуть и подкрепить силы, попробовав монастырского чая, вкуснейших пирогов и приготовленную по собственному рецепту коврижку.
Инокиня Анастасия (Ханова) знакомит нас с подворьем. Сначала нас ведут в пещеры. Когда-то это удивительное место привлекало большое число богомольцев. Впрочем и сейчас оно никого не оставляет равнодушным.
– Мы, монахи XXI века, восхищаемся подвигом наших предшественников. Первые монахи несли подвиг, который нам не по силам, – рассказывает инокиня Анастасия. – Они копали эти пещеры вручную. Изначально это был подвиг ради умерщвления плоти. Позже появилась возможность уединения и молитвы. Сейчас мы проводим здесь богослужения, читаем псалтирь. А монахи здесь жили. Господь всегда один и Тот же. Но стремление людей к Нему бывает разным. Современный человек не вверяет себя в руки Божии, настолько, насколько это делали наши предшественники, которые стали святыми.
При входе в пещеры монахи ископали колодец. Его вода очень прозрачна. И если заглянуть в колодец, то можно увидеть свое отражение как в зеркале. Инокиня Анастасия, подвизается на подворье 8 лет. Она рассказывает нам, как один паломник утопил в колодце свой телефон. Сейчас потерять этот гаджет, кажется, легче, чем лишиться головы. Сестры, видя отчаяние человека, оставшегося без телефона, решили откачивать воду. Снарядили его высокими резиновыми сапогами и отправили на поиски. В песке нашелся сначала один телефон, потом обнаружились второй и третий. Но все они оказались чужими. И только четвертый гаджет паломник идентифицировал как свой. Он и был быстро просушен и починен.
– Здесь в пещерах очень хорошо молиться, – рассказывает инокиня Анастасия. – Мобильная связь отсутствует.
В моих глазах матушка видит удивление. Для исполнения послушаний самой инокине Анастасии телефон необходим. Она – старший помощник на подворье. Звонки раздаются довольно часто, нужно решать много вопросов. Они связаны со строительством, вопросами жизнеобеспечения подворья, туристами и со многим другими проблемами. Матушка использует телефон только для вопросов, связанных со своим послушанием.
– Дежурство или чтение псалтири в пещере – это такое послушание, которое всем по душе, ведь здесь особая атмосфера. Это как некое погружение в прошлое, когда границы пространства и времени раздвигаются. Но, представьте, сейчас в пещеры проведены освещение и отопление, а ведь раньше у монахов ничего этого не было. Они подвизались в совершенно других условия, которые закаляли людей, помогали им «стяжать дух мирен». Потолки были очень низкими, в помещениях было сыро и холодно. Это действительно был подвиг лишения себя какого бы то ни было комфорта. Здесь очень маленькие кельи, где могут поместиться только стасидии. Но и сейчас из пещеры не хочется уходить. Здесь особенно чувствуется связующая нить времен. Хотя мы, конечно, очень сильно отличаемся от тех монахов, которые были полны решимости устроить это место молитвы.
Матушка Анастасия показывает нам старую кирпичную кладку. Там, где это было возможно, реставраторы постарались сохранить ее. Кладка значительно отличается от современной.
Когда-то инокиня Анастасия, которая родом из Сибири, решила предпринять паломничество и отправилась по монастырям. В ее блокноте был целый список святых мест, предназначенных для посещения. Но на Страстной седмице она попала в Стефано-Махрищский монастырь. Матушка Елисавета, настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря сказала: «Куда ты поедешь в такое время. Надо быть здесь и молиться, встретить Пасху». Так и произошло. Потом наступила Светлая седмица. И намеченный список был сокращен до одного монастыря. Вернулась в свой родной край с подарком от матушки в виде иконы преподобного Стефана Махрищского и акафиста святому, который после этого паломничества стал близким.
В следующий раз инокиня Анастасия приехала в монастырь в июле, на день памяти преподобного Стефана. И эта дата совпала с днем Крещения самой инокини. Все было промыслительно. И так Господь привел ее в обитель преподобного Стефана, святого, так любившего тишину. В монастыре она пробыла восемь месяцев, где познакомилась с сестрой, которая восхищенно рассказала ей о Талицах и об удивительных пещерах. Прошло еще какое-то время прежде, чем инокиню Анастасию привезли в Талицы. Она вспоминает:
– Было такое впечатление, что она меня вымолила из Махры. Когда я сюда приехала, еще шла большая стройка храма Рождества Богородицы. Вечером было всенощное бдение под праздник святителя Николая. И я не увидела обычной суеты, которая присутствует в большом монастыре. Как-то здесь все было очень просто. Сначала у меня было чувство, что меня отделили от чего-то очень для меня важного. Первые два дня на подворье меня не ставили на послушания. Я была предоставлена сама себе, мне дали небольшой отдых, чтобы я могла осмотреться и влиться в жизнь подворья. Ну, а потом все стало происходить очень быстро. В связи с тем, что нас здесь мало, пришлось многому научиться. Если в Махре у меня были определенные послушания – территория, кухня, то здесь пришлось заниматься всем – трапезной, трудиться поваром, печь пирожки, церковничать, читать, водить экскурсии и т.д.
– А есть ли любимое послушание? – спрашиваем.
– Я люблю делать свечи. Мы сами производим восковые свечи.
Другое послушание инокини Анастасии – экскурсии. Кто приезжает в Талицы, может набрать номер телефона, который указан на табличке у пещер, и мать Анастасия с радостью расскажет паломникам о любимом подворье, проведет и в пещерный храм.
– Все зависит от группы. Если люди хотя бы немного воцерковлены, то с ними гораздо проще. До них легче донести информацию, и, конечно же, с ними приятнее общаться. Но не было ни разу, чтобы приехавших в монастырь людей ничего не интересовало. Обычно всем паломникам, как я уже говорила, очень нравится бывать в пещерах. Раньше я никогда не водила экскурсии. Но Господь дает силы за то, что я люблю это место. Считаю его, подворье, своим домом.
В пещерном храме службы не так часты. Пространство его маленькое. В Димитриевском храме сестры молятся ночью. По благословению игумении Елисаветы, настоятельницы Стефано-Махрищского монастыря, Божественная Литургия на подворье совершаются 4 раза в неделю. Иногда случается, что и прихожан нет. Но сестры молятся неукоснительно.
– Вы спрашиваете, откуда брать средства для существования, если нет прихожан, – отвечает на мой вопрос инокиня Анастасия. – Но ведь Господь видит, что мы молимся, совершаем богослужения, приносим дар Богу, и не оставляет нас. Ведь мы здесь не ради того, чтобы получать, а ради того, чтобы отдавать. Даже в первую волну пандемии, когда храмы закрылись, мы не остались без средств. Находились люди, которые приносили продукты, материально помогали. Когда нет прихожан, бывает грустно только оттого, что в этот день никто не причащается. У сестер благословение причащаться раз в неделю.
Мы всё осмотрели на подворье. Талицы оставляют теплоту в сердце, сюда хочется вернуться. Напоследок матушка Анастасия привела нас в одну из трапезных. На подворье действует пекарня. Есть и свои козы. Как и положено – огороды, хозяйство. А еще на территории подворья есть две скульптуры известного скульптора Вячеслава Клыкова. Его мастерская располагалась недалеко отсюда в восстановленной ныне усадьбе купцов Аигиных.
Сейчас почти для всех людей жизнь перешла в он-лайн формат. Именно так мы проводим теперь совещания, встречи, так же и общаемся. Когда будет выход из этого формата, пока неизвестно. И все же, чтобы что-то почувствовать, прикоснуться сердцем, проникнуться атмосферой, необходимо живое общение, личная встреча. Талицы от Москвы недалеко. Здесь тихо. Зимой пейзаж подворья так же красив, как и созданный монахами прошлого и настоящего удивительный мир, в котором время имеет свойство останавливаться и дает возможность отрешиться от повседневной суеты. А весной, когда тает снег, здесь можно увидеть, как речка вдвое увеличивается в объеме, наполняясь талыми водами. Но весны ждать не обязательно. В любое время года на подворье в Талицах можно почувствовать, что есть некая константа времени, жизни, молитвы…