стефана махрищского чудотворца монастырь
Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь (Александров)
Мiръ Россия Владимирская область село Махра Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь (Александров)
Монастырь находится в 15 км к югу от Александрова, у берегов р. Молокчи.
Содержание
Святыни [ править ]
Мощи Стефана Махрищского Мощи Варлаама Махрищского
История [ править ]
Основал обитель прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным.
Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ.
Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля.
В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.
Варлаам возобновил устроенную Стефаном Троицкую Авнежскую пустынь. В 1570 г. игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского. В 1583 г. он вернулся на покой в Махрищский монастырь в Александрове, где вскоре скончался.
При Иоанне Грозном и отчасти на его пожертвования в монастыре в Александрове был построен каменный Троицкий собор с приделом в честь прп. Стефана. В Смутное время монастырь разорили. Попечением митрополита Московского Платона, который отдыхал здесь почти каждое лето, его отстроили вновь в 1791-1808 гг. Закрыв обитель, коммунисты уничтожили Троицкий собор и церковь прп. Стефана.
Современное состояние [ править ]
В 1993 г. монастырь был возобновлён как женский. Это благоустроенная, процветающая обитель. В ней около 40 сестёр.
Заново построен храм преподобного Стефана, во многом напоминающий прежний. В нём почивают мощи прп. Стефана Махрищского и прп. Варлаама. В новом медном иконостасе – новописаные иконы. Действует также надвратный храм Петра и Павла (1806), сохранилась надвратная церковь Сергия Радонежского (1792).
Храмовый комплекс [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Раздел нуждается в заполнении.
Паломнику [ править ]
Адрес: 601700, Владимирская обл., Александровский р-н, с. Махра. Тел.: (49244) 5-53-54, 5-10-96. Проезд: От автовокзала Александрова 7 рейсов в день до Махры. Время работы: Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 6.00, по воскресным дням – в 7.00 (литургия – в 8.30). Вечернее – в 17.00 или 18.00.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь расположен на реке Молокча в древнем селе Махра в пятнадцати километрах от города Александрова Владимирской области. Обитель была основана как мужской монастырь в середине XIV столетия преподобным Стефаном Махрищским, в прошлом монахом Киево-Печерского монастыря. Оставив родной Печерский монастырь, преподобный Стефан прибыл в Москву и, несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (отца великого князя Димитрия Донского) остаться в любом из московских монастырей, испросил дозволения поселиться в уединенном безлюдном месте. После долгих поисков преподобный избрал себе тихое место в лесной глуши, в тридцати пяти верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь он водрузил крест, соорудил убогую келью и начал возделывать землю; вскоре к нему стали стекаться окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Уступив настойчивым просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. А вскоре митрополит Московский Алексий благословил освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна Кроткого преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.
Преподобный Стефан, великий угодник Божий и чудотворец, был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, первым наставником преподобного Кирилла Белозерского, его лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович II (Кроткий). В Житии святого говорится, что великий князь Димитрий Иоаннович неоднократно призывал его для духовных бесед, а последняя их беседа продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились этому.
Достигнув глубокой старости (в возрасте около девяноста лет), предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последние наставления братии и поручил управление оби-телью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14 июля /27 июля 1406 года преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма.
После смерти своего основателя обитель переживала самые разные времена: и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь игумена Махрищского преподобного Стефана.
В 1557 году настоятелем монастыря стал святитель Варлаам, будущий епископ Суздальский. Он собрал все сведения о жизни первооснователя обители и вскоре было составлено Житие и Служба преподобному Стефану.
Царь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство нового каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи преподобного Стефана. Они были оставлены под спудом, и над ними вскоре была сооружена каменная церковь в честь преподобного, которая стала северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей в монастырь облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного.
В 1615 году разоренный поляками монастырь пришел в запустение и был приписан к Троице-Сергиевой обители. Новый его расцвет связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника. Были заново выстроены Троицкий собор, храмы преподобного Стефана Махрищского, святых апостолов Петра и Павла и надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского.
В 1922 году обитель закрыли, в 1942 году были взорваны колокольня, Троицкий собор и храм преподобного Стефана.
В стенах монастыря в разное время размещались сельскохозяйственная школа, детский дом для беспризорных детей, больница, пионерский лагерь, в закрытых храмах были устроены склады.
В конце 80-х начале 90-х годов на месте уничтоженного Троицкого собора и Стефановского храма находилась спортплощадка, крытая асфальтом, где под спудом почивали мощи святых угодников Божиих. Обитель предстояло возрождать из руин.
В 1993 году в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы во главе со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 году стал самостоятельным.
В 1996 году в обители начались раскопки: был открыт фундамент Стефановского храма и могила преподобного.
В 1997 году над местом упокоения святого был восстановлен храм в его честь, разрушенный в годы войны, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака, в прежнем облике был восстановлен храм прп. Стефана Махрищского. 25 ноября 1997 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
В 2004 году монастырь обрел статус ставропигиального.
В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Троицкого храма обители.
Будем рады принять девушек и женщин, желающих помолиться за монастырскими богослужениями, разделить с сестрами труд монастырских послушаний, приносящий душе особую радость и духовную пользу.
Стефано-Махрищский монастырь дышит молитвой
Об этом свидетельствовали многие гости, собравшиеся здесь в день успения основателя обители – преподобного Стефана, Махрищского чудотворца. Об этом говорили давние прихожане обители и паломницы, приехавшие сюда потрудиться. О силе нашей молитвы и величайшей потребности в ней в неспокойном современном мире говорил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский.
Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, Владыка напомнил те удивительные факты из жития преподобного Сергия Радонежского и его современника преподобного Стефана Махрищского, когда вначале преподобный Сергий потерпел искушение от братии и покинул родную обитель, затем и его духовному другу преподобному Стефану тоже пришлось из-за злых людей смиренно уйти отсюда в далекий Вологодский край. Что было дальше? После того, как троицкие старцы обратились к святителю Московскому Алексию с просьбой вернуть в осиротевшую обитель их наставника, преподобный Сергий вернулся, и вся братия поспешила к нему навстречу со слезами радости, со слезами раскаяния. Что касается преподобного Стефана, то он со своим учеником Григорием основал Троицкую Авнежскую пустынную обитель, слава о которой достигла великого князя Димитрия Донского, повелевшего преподобному явиться в Москву и пожаловавшего его монастырям земельные и лесные угодия и озера. По благословению святителя Алексия преподобный больше не оставлял свою Махрищскую пустынь. В обоих случаях произошло торжество добра над злом!
. Чувствовалось, что люди, для которых вера стала стержнем их жизни, слушали архипастыря не просто со вниманием, а с огромным сердечным волнением.
– У каждого из нас своя встреча со злом, – сказал владыка Феогност. – И наше сердце бунтует, яко хочет преодолеть это зло. Но злом зло не победишь… Потому Господь и говорит: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5). Не звероподобные, не могучие, не сильные, а кроткие. « Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа», – говорит премудрый Давид. И сегодня, в день памяти преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, мы вновь и вновь должны вопросить себя: с кем же я? И принимаю ли я Христа и Его заповеди. По преподобному Серафиму Саровскому, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Только так можно победить зло, неправду и несправедливость, победив их в себе. Не зря наши благочестивые предки говорили: не ищи счастья в селе, а ищи его в себе. Не борись со злом вовне – борись со злом внутри. И тогда Сам Господь через тебя благодатью Духа Святого победит зло вовне. И у нас есть примеры – наши святые, и им несть числа.
В этот праздничный день мне удалось поговорить с разными людьми, для которых обитель стала особенно дорога и душа которых просится сюда, в этот «духовный улей, где ежедневно бурлит жизнь», как образно написано в альбоме, изданном к 20-летию возрождения Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. Рассказы были настолько искренние, что захотелось, чтобы читатели тоже ее почувствовали и глазами моих собеседников смогли увидеть святую обитель.
Галина СЫРЦОВА: «В житии преподобного Стефана Махрищского меня больше всего поразили свидетельства его величайшего смирения». О самой обители я узнала на Святой Земле, где во время паломничества познакомилась с одной из сестер Стефано-Махрищского монастыря. К вере я пришла благодаря поездкам в лавру преподобного Сергия Радонежского и, прочитав, что преподобный Стефан Махрищский был духовным другом и собеседником игумена Земли Русской, захотела приехать сюда. Приехала. Это было около двух лет назад. С тех пор при всякой возможности еду в полюбившуюся обитель. Стараюсь бывать здесь почаще и с радостью несу разные послушания: в курятнике, на огороде, в трапезных, в сестринской и другие.
Если говорить о житии преподобного Стефана, то, думается, что не только меня, но и многих верующих особенно поразил следующий факт: в ожидании преподобного Сергия махрищский игумен благословил ударить в било и со всей братией вышел ему навстречу. А встретившись, два подвижника просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Трогательно было узнать, что преподобный Стефан и братия едва умолили гостя благословить их. Два великих святых – и такое смирение! Еще меня поразило, что после кончины преподобного от его тела исходило благоухание. Это явило миру, что преставился ко Господу не простой монах, игумен, а святой человек. Приезжая сюда, я остро чувствую, что приезжаю в обитель к нему, что он здесь хозяин и скорый помощник. И каждый раз получаю духовную и душевную отраду. Работаю я в рекламном агентстве в Москве, где ритм жизни мегаполиса, мягко говоря, напряженный. А тут с первых же минут пребывания в монастыре появляется ощущение, что попала в райский уголок. Здесь совсем по-другому течет жизнь: и молишься, и трудишься, и на все хватает времени! И ничто в обители не мешает молитве.
Елена СУХАНОВА: «Для нашей семьи этот монастырь стал абсолютно родным местом, потому что с ним связано все важное, что может произойти в жизни православного человека». В 1999 году я пришла работать в концерн «Росэнергоатом» и узнала, что он помогает восстановлению монастыря в российской глубинке. Первый раз мы приехали сюда с мужем, чтобы покрестить нашего сына, когда тому было 3 года. Сейчас Илье семнадцать с половиной. Здесь мы венчались на день Ангела моего супруга – 28 июля. Поэтому для нас 27 и 28 июля, 2 августа (день Ангела сына) – очень важные даты. Здесь, в обители, моего супруга отпевали. То есть мы проживаем свою жизнь вместе с монастырем. Благодаря монастырю наша семья воцерковилась. Чтобы быть ближе к обители, мы в свое время построили в ста метрах от нее дом, став поселянами. И такой момент (с одной стороны, скорбный, но с другой, – радостный): мой супруг преставился возле стен монастыря. Прибыв сюда в 2007 году перед Великим постом на Прощеное воскресение, он через полчаса умер в нашем махрищском доме. И первыми людьми, которые оказались рядом с усопшим и сопроводили его душу ко Господу, были монахини и монастырские батюшки.
Часто вспоминаются слова покойного супруга: «Сюда приедешь, на исповедь к отцу Николаю сходишь, по голове получишь, причастишься, а дальше можно жить». Отец Николай был удивительным пастырем! Белый, как лунь, с небесно-голубыми глазами. Трогательно было видеть, как в ясную летнюю погоду он приезжает на службу на велосипеде. Он был строгим и одновременно любящим. Его строгие наставления мы воспринимали как горькое лекарство, крайне необходимое для выздоровления. Могилка иерея Николая Ерохина, прожившего чуть более 80 лет, находится за алтарной частью Троицкого храма.
Этот монастырь помогает мне пережить тяжелые и непростые ситуации, дает силы. Я вижу, как сестры радуются успехам моего сына. Если что-то случается, то первым делом звоню сюда и прошу сугубых молитв сестер. Обитель для нас и многих других прихожан стала духовной лечебницей.
Марина ДЕМИДОВА: «Даже не знаю, пришел бы мой внук к вере, если бы не Махрищская обитель». Мы живем в Москве, а здесь, в деревне Юрцово, купили дом. Ездили в магазин мимо монастыря, в котором царила мерзость запустения. Тогда он еще не был передан Русской Православной Церкви. Но, зайдя на его территорию, нельзя было не почувствовать, что это святое, веками намоленное место. Помню, как появилась тут матушка Елисавета с двумя насельницами, как расчищали они мусор, не ведая отдыха. Потом был возрожден первый монастырский храм – небольшой храм в честь Святых апостолов Петра и Павла. Я стала ходить сюда с пятилетним внуком, а за ним потянулись и другие мальчишки из деревни. Мы трудились, делая то, что по силам. Трудились и воцерковлялись. И что примечательно: у нас в деревне среди местных жителей практически верующих не было, но вот стали приезжать дачники, купившие в деревне дома для летнего отдыха, и обитель тоже их притянула к себе, как и нас. Многие начали ходить в храм, воцерковляться. Сегодня в Юрцове 65 домов, и верующих людей много.
Моего внука зовут Петр. Каждый год он приезжает в Стефано-Махрищский монастырь на праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Еще один интересный момент: здесь был такой человек – Дмитрий, вначале паломник, затем трудник. Он так хорошо организовывал всех детей, занимая их работой во славу Божию! Сейчас он подвизается в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон – отец Философ.
Наш участок в деревне расположен таким образом, что выходишь из дома и видишь монастырь, его храмы. Красота необыкновенная, особенно вечером. Смотрю я на монастырь и молюсь его основателю, ставшему для меня особо почитаемым и близким святым. Молюсь не формально – чувствую живую связь с преподобным, ощущаю его молитвенное заступничество.
Татьяна ЕФРЕМОВА: «И в физическом плане, и в духовном я родилась здесь». В одном из монастырских зданий полуразрушенного монастыря находился роддом, в котором я появилась на свет. Помню, где-то с пяти лет бабушка начала мне рассказывать о преподобном Стефане Махрищском и водила меня в дом, где женщины тайно молились на коленях. Сейчас я живу в Королеве, но приезжаю сюда на службы, привожу в обитель своих внуков. Обитель поднималась из руин на моих глазах. Игумения – матушка Елисавета – великая молитвенница и неустанная многоопытная строительница. Не было такого года, чтобы она вместе с сестрами не восстановила или не подновила какое-то здание. Восстановление разрушенных храмов, нынешнее их благолепие – это тема отдельного разговора. Монастырь поднялся за 20 лет, стал благолепным, а матушка с сестрами продолжает приводить его в такое совершенство, что каждый раз диву даешься. Кто-то называет территорию обители «уголком Крыма». Но я бы сказала по-другому: сестры, которые ухаживают за цветами, настолько чувствуют красоту сочетания цветов, зелени и выращивают все с молитвой, что кажется, будто это не рукотворная красота, а красота небесная.
Монастырь дышит молитвой. Сколько друзей и знакомых я сюда привозила, и многие потом говорили, что время здесь удлиняется. В мирской жизни оно короткое, а здесь все идет спокойно, размеренно и люди не чувствуют стремительного бега времени. Стараюсь приезжать в обитель из Королева, где живу, каждое воскресенье, так как мой духовный отец, подвизающийся в монастыре, сказал, что если в воскресенье не помолишься, то вся неделя будет не омоленная.
Андрис ЛИЕПА, заслуженный артист РСФСР, народный артист России: «У нас дома были потир и дискос. После смерти отца мы решили передать их в храм и привезли в Махрищскую обитель в то время, когда она особенно нуждалась в богослужебной утвари». Мой отец Марис Лиепа, солист балета, народный артист СССР, не был православным, но с невероятным трепетом собирал православные иконы. Меня с моей младшей сестрой Илзе тоже крестили в лютеранской вере, однако я (и, спустя время, Илзе) перешли в Православие. Как-то крестный моей дочери, названной в честь блаженной Ксении Петербургской, сказал, что хочет повезти меня в монастырь, которому старается помогать, чем может. Мы набрали гостинцев и приехали. Познакомились с матушкой Елисаветой. Затем с моей сестрой (в крещении Елисаветой) решили привезти сюда потир и дискос. Привезли, а матушка-игумения говорит: «Приезжайте к нам на престольный праздник». – «А когда?» – «27 июля». Мы так и вскинулись: это ведь день рождения нашего отца! И вот уже многие годы, если я в это время не на гастролях, приезжаю в обитель на престольный праздник. Вчера был на Ваганьковском кладбище – убрал могилку отца, помолился, а сегодня взял с собой близких друзей и приехал сюда.
Еще мы дружим с монастырским приютом «Ковчег» и приглашаем его воспитанниц на наши представления. Девочки были в Кремлевском Дворце съездов на спектаклях балета «Жар-птица» и «Шехерезада». Потом приезжали в музыкальный театр имени Натальи Сац, где я поставил оперу-балет «Золотой петушок». Моя сестра, у которой своя балетная школа-студия, тоже приглашает их на спектакли. Благодетели подарили приюту автобус, и теперь девочки с наставницами, что называется, мобильны.
А что касается Стефано-Махрищской обители, то скажу, может быть, слишком эмоционально: она возродилась фантастически! Огромная заслуга в этом матушки-игумении. Я всегда привожу ей красивый букет. Знаю, что матушка отнесет эти цветы в храм. Вижу, как много красивых цветов на территории самого монастыря. Но для меня подарить ей букет означает отдать дань глубокого уважения к человеку, который ежедневно совершает подвижнический труд.
Девятнадцатилетняя студентка Даша ЗАКИТКИНА: «Я студентка МГПУ имени Крупской. Закончила первый курс факультета романо-германских языков и приехала в обитель потрудиться. Все послушания стараюсь выполнять хорошо, но наибольшую радость доставило мне послушание на клиросе». Вообще-то я езжу сюда уже четвертый год. Живем мы в Королеве, дачу купили в Александрове и сразу начали с мамой расспрашивать, какие монастыри есть поблизости. Узнали о Махре. Мне здесь сразу понравилось. Как только наступает лето или зимние каникулы, я еду сюда. Мама, преподаватель математики в старших классах, тоже приезжает в монастырь потрудиться. Здесь я поняла, что за всякое послушание нужно браться с удовольствием, будь то подметание дорожек на территории обители или работа на огороде. Каждый день вывешивается список с распределением, кто чем должен заняться. Дважды за это лето я пела с сестрами на клиросе и думала: как замечательно! Как мне повезло!
Если сам монастырь многие его прихожане называют духовной лечебницей, то престольный праздник – духовной трапезой. Она продолжилась после Божественной литургии и крестного хода от Троицкого храма к храму Преподобного Стефана Махрищского. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност привел близкие ему по духу слова одного богослова XX века, высказавшего такую мысль: у христианина должно быть чувство радости всегда. Но, если у него радости нет, должно быть хотя бы благодушие. Но если и благодушия нет, то хотя бы чувство юмора он должен иметь.
Там, где есть радость, расцветают таланты. Слаженно и проникновенно пели девочки из монастырского приюта уже после службы. А какой дивный концерт подготовили насельницы обители! Фортепиано, аккордеон, металлофон, барабаны, домра, дуклар, блок-флейта – все эти музыкальные инструменты были задействованы при виртуозном исполнении народной оперы «Квартал ангелов» Микиса Теодоракиса. И особое волнение вызвала исполненная ими песня «Я люблю тебя, Россия. » – песня о Родине, которая «веками непонятна чужеземным мудрецам». Слушая ее, нельзя было не вспомнить, что преподобный Стефан Махрищский был постриженником Киево-Печерского монастыря и оставил родную обитель в середине XIV столетия, когда там начались притеснения православных от униатов. Прошло столько веков, и снова Украина страдает. А Россия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех русских храмах возносится усиленная молитва о мире на Украине. «Ты добром своим и лаской, ты душой своей сильна», – пели сестры Стефано-Махрищской обители о стране, ставшей земным Отечеством небесного покровителя их монастыря.
Автор: Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ