стажировка по машинному обучению тинькофф
Стажировка по машинному обучению тинькофф
Лучшие преподаватели Тинькофф Образования
Вас будут учить выпускники и студенты ФКН ВШЭ и ФПМИ МФТИ, сотрудники Тинькофф, которые работают с искусственным интеллектом каждый день
Подойдет начинающим, но с хорошей математикой
Для учеников 9-11 классов, которые интересуются машинным обучением
Для младших курсов технических направлений любых вузов России
Сильным в математике и программировании
Нужно знать математику на уровне производных, синтаксис Python и основы ООП
Занимаемся в офисе компании или онлайн
Формат занятий зависит от ситуации с коронавирусом
Занимаемся раз в неделю в Зуме, удобно для учеников из регионов
В офисе в бизнес-центре «Водный» по адресу Головинское шоссе, 5А
В офисе в бизнес-центре «Ренессанс Правда» по адресу ул. Херсонская, дом 12-14
Курс длится три месяца
Расписание после отбора студентов в личном кабинете на сайте
Лекции + домашние задания
Одно занятие длится три часа: разбираем теорию и решаем задачи. После лекции — обязательная домашняя работа с задачами, в среднем нужно пять часов в неделю
Консультации по сложным задачам
Раз в две недели преподаватели помогут разобраться со сложностями в домашних заданиях. Лично с каждым учеником
Сертификат в конце курса
Чтобы получить сертификат, нужно успешно выполнить все домашки и сдать экзамен
Их будет достаточно, чтобы попасть на стажировку и более продвинутые курсы. Например, вы сможете без отбора пройти на наш курс по глубокому обучению
После занятий — обязательный коллоквиум, где нужно ответить на теоретические вопросы и решить задачи по курсу
Успешные выпускники получат сертификат от Тинькофф Образования, который подтвердит уровень знаний в машинном обучении
Набираем учеников два раза в год
Стартует в 20-х числах сентября
О старте отбора сообщим заранее
Стартует в середине февраля
Об старте отбора сообщим заранее
Набираем до 20 человек в одну очную группу
1. Вступительный экзамен
Экзамен проходит онлайн, его нужно решить до конца отборочного этапа
Перед экзаменом можно потренироваться
Тех ребят, кто немного недобрал до проходного балла, мы пригласим на встречу с кураторами
Знакомим с базовыми алгоритмами и подходами классического машинного обучения, решаем практические kaggle-контесты
Знакомимся с базовыми подходами при работе с текстом и задачами поиска информации
3. Рекомендательные системы
Знакомимся с основными подходами построения рекомендательных систем
4. Погружение в математику
Наращиваем математическую базу, которая нужна в работе с машинным обучением
Преподаватели курса — специалисты в машинном обучении
Это молодые специалисты с большим олимпиадным опытом
Как Ozon, Тинькофф, Яндекс.Практикум, Школа 21 и GeekBrains учат разработчиков
Мы собрали руководителей образовательных проектов «Тинькофф», «Яндекс.Практикума», «Школы 21» и GeekBrains, позвали нашего CTO Антона Степаненко и хедхантера Алену Владимирскую и поговорили о том, чему и как учат компании, и кого готовы нанять. В этом тексте собрали тезисы докладов и ответы на вопросы, конечно.
Ozon: образовательный хаб для ИТ в e-commerce
У Ozon сразу несколько образовательных проектов для взрослых (есть еще и детские, но о них отдельно): курсы Ozon New Skills, магистерская программа в области Data Science и Business Intelligence Ozon Masters, а также школа Ozon Go. Основная цель запуска собственных образовательных проектов — найм специалистов. Так, на языке Go написано порядка 60% сервисов компании, и выпускники школы после ее успешного окончания получат предложения о работе в Ozon. Собственные образовательные программы позволяют научить специалистов нужному стеку технологий и дать навык работы с реальными бизнес-кейсами, а значит, специалисты после их окончания начнут приносить пользу бизнесу быстрее.
Сейчас в IT-лаборатории Ozon открыто порядка 140 вакансий в самых разных направлениях, при этом стать частью команды могут как опытные специалисты, так и начинающие — например, в Ozon работают выпускники «Школы 21» и «Яндекс.Практикума».
Яндекс.Практикум: не обязательно в Яндекс
Программы «Яндекс.Практикума» — это обучение с нуля на специальном тренажере-симуляторе рабочей среды, где участники почти сразу могут получить обратную связь по своим решениям. О них рассказала Анастасия Фатыхова, лид направления по работе с экспертами. В процессе студентов сопровождает команда наставников, кураторов и код-ревьюеров. Большинство проектов, созданных на курсе, можно сразу включить в портфолио.
Несмотря на «Яндекс» в названии, прохождение курсов не гарантирует оффер в компанию. Однако курс помогает в трудоустройстве, причем карьерный трек начинается уже с середины обучения — так сокращается срок поиска работы после его окончания, а значит, выпускники не теряют мотивацию работать в новой сфере. Студентов учат писать резюме, проходить собеседования, помогают составить портфолио, а также дают карьерные консультации.
В результате около 70% выпускников трудоустраивается за 3–5 месяцев после окончания обучения, а некоторые находят работу даже в процессе. И даже после выхода на работу выпускники «Яндекс.Практикума» получают поддержку во время испытательного срока в новой компании.
«Тинькофф»: финтех на практике
Екатерина Шестимерова, руководитель образовательных программ «Тинькофф Банка», рассказала о программах компании:
Второй тип — это люди, которые уже имеют опыт работы в другой отрасли, но хотят перейти в IT. Они тщательно изучают профильные курсы, проходят их, вкладывают дополнительные усилия в образование. Если первый тип людей учится примерно 11 лет, вторая группа получает новые знания примерно за полгода.
У каждого из типов есть свои плюсы и минусы, которые отражают и особенности образовательных программ университетов и бизнеса
При создании курсов «Тинькофф» ориентируется на задачи бизнеса — вакансии, потребности подразделений. А поскольку курсы составляют в том числе сотрудники компании, обучение заточено под реальные задачи, и примерно 15% студентов попадают в штат компании после окончания курсов.
«Школа 21»: обучение peer-2-peer
Светлана Нохрина, директор по работе с партнерами проекта, рассказала, об одном из крупнейших образовательных проектов в IT — «Школе 21», созданной Сбербанком по методике Ecole 42 — французского проекта, ориентированного на практические задачи. В школе занимается около 2 тысяч студентов самого разного возраста, пола и с разным бэкграундом.
В школе нет оценок, учителей и лекций, а само обучение построено по принципу peer-to-peer. Студенты могут выбрать свой трек обучения и проходить его с удобной им скоростью, сначала получая базовые знания, а затем углубляясь в конкретное направление IT или же попробовать различные области, чтобы решить, какая наиболее интересна для них.
Процесс обучения построен так, что ученики развивают soft skills параллельно с профессиональными навыками. Они сами анализируют открытые источники и решают, чем хотят заниматься, каким требованиям они удовлетворяют, а что нужно еще прокачать. Именно здесь помогает peer-to-peer, когда более опытные ученики дают советы новичкам.
Чтобы помочь выпускникам найти работу, Школа приглашает экспертов разных компаний рассказать о о том, на чем сделать акцент в развитии и как пройти собеседование. Около 200 студентов школы сейчас проходят стажировку, а 98%, как показывает практика, получают оффер после завершения стажировки.
В карьерной гонке преуспевают активные люди, которые твердо решили, чего хотят, изучили рынок и постоянно развиваются. А при трудоустройстве наибольшую роль для работодателя играет GitHub кандидата и его soft skills, а не резюме или сертификаты с курсов.
GeekBrains: учеба с гарантиями
Александр Скударнов, EdProduct направления «Программирование» образовательного портала GeekBrains, начал с того, что отметил: гарантирю трудоустройство никто не даст.
Обучение — это двусторонний процесс, трудоустройство по результатам которого во многом зависит от ученика и его усилий, курсы создают для этого благоприятную среду.
Если программа обещает трудоустройство, то в ходе обучения должен быть акцент на продакшен: работа с реальными бизнес-задачами и заказчиками; сроки и дедлайны, когда студент должен приоритизировать задачи; работа в многофункциональной команде; определенные методологии разработки; легаси кода и быстрое обучение на месте. Такой опыт могут дать стажировки, командная разработка, B2B-интеграции, специальные курсы по production, взаимное ревью, хакатоны, буткемпы.
Также Александр дал большой чек-лист для тех, кто ищет себе образовательные курсы с помощью в поиске работы:
Вопросы-ответы
Каковы шансы человека старше 35-40 лет войти в новую профессию с помощью курсов?
Ровно такие же, как у специалистов других возрастов.
Есть ли курсы, ориентированные на международный рынок?
Российские компании используют в работе и обучают передовому стеку технологий, а значит, полученные на курсах знания, будут востребованы и в других странах. У «Яндекс.Практикума» даже можно пройти обучение на английском и записаться на американскую версию курса. А участники «Школы 21», которая является частью Ecole 42, могут сменить кампус и работать в любой стране, где также работает программа.
Алена Владимирская отметила, что российская школа программирования является одной из самых сильных в мире, а потому основной проблемой кандидатов становится не знание кода, а уровень английского языка.
Как вы преподаете системотехнические навыки? Складывается ощущение, что вы делаете акцент на языках программирования.
Любые алгоритмы нужно изучать на примере конкретного языка. Например, Pascal используют для обучения основам программирования. Курсы одновременно дают теоретическую базу и практические навыки в использовании конкретного языка.
Сколько человек проходят ваши курсы до конца?
GeekBrains — 25–30%. Обучение длится год или полтора.
«Яндекс.Практикум» — 70%. Длительность обучения зависит от программы, от 6 до 9 месяцев.
В Ozon Masters на второй год прошли 70%. Программа Ozon Go только началась. Если судить по результатам стажировки, сотрудниками становятся примерно половина студентов.
«Тинькофф Финтех» — 50%, обучение идет 3 месяца. Магистерские программы — 95% (2 года). Стажировки — 95%. «Тинькофф Поколение» — 85-90% (1 год).
Как вы работаете с уровнем преподавателей и их контролем? Ориентируетесь ли на западные методики?
В образовательных программах «Тинькофф» задействовано более 100 преподавателей. Большая часть из них — это выпускники других курсов. Для преподавателей есть внутренняя программа, где им рассказывают про вовлечение студентов и разбавляющие элементы.
В «Яндекс.Практикуме» обучение строится вокруг тренажера. Над каждым тренажером работает команда примерно из 10 человек. Преподавателей на курсе нет, но есть наставники — лучшие разработчики рынка, работающие в крупных корпорациях. Ими становятся только 10% от желающих. Все наставники обучаются в специальной школе.
У «Школы 21» также нет преподавателей, однако методологию курсов развивают постоянно, а обучение идет в ногу с потребностями рынка.
У GeekBrains есть команда методистов, которая следит за преподавателями и за тем, чтобы те были частью команды и были заинтересованы в развитии компании и качестве ее курсов.
В Ozon к моменту запуска курсов был уже достаточно большой опыт внутреннего обучения и активно работающая стажерская программа, поэтому многие разработчики попробовали себя в роли наставников и преподавателей. Подготовиться к лекциям, систематизировать материал, сделать презентации им помогают методисты и специальные тренеры.
А для тех, кто все же предпочитает видео, мы оставим его здесь:
Поколение T: как «Тинькофф» находит будущих сотрудников среди школьников
Каждую субботу Влад, десятиклассник из Брянска, встает в шесть утра, чтобы успеть на утренний поезд до Москвы. Два месяца назад подросток, страстно увлеченный программированием, оказался в числе слушателей курса «Алгоритмы и структуры данных» образовательного проекта для школьников Tinkoff Generation. В свой выходной день ему не в тягость преодолевать 400 км — в Tinkoff Generation он хочет прокачать свои навыки, чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников. Победители состязания могут поступить в университет на профильное направление без учета результатов ЕГЭ.
Работать со школьниками группа «Тинькофф» начала летом 2018 года, надеясь восполнить нехватку IT-кадров на рынке. «Раньше выпускник Физтеха думал, куда бы ему пойти работать: к нам, в Mail.ru Group или «Яндекс». сейчас же конкуренция усилилась», — объясняет Константин Маркелов, вице-президент по бизнес-технологиям Тинькофф Банка. «Охоту» за айтишниками стали вести не только крупные игроки технологичного рынка, но и стартапы, а также представители других отраслей и органы государственной власти, которые взяли курс на цифровизацию. По данным HeadHunter, на одну вакансию в сфере IT приходится меньше трех резюме, тогда как средний показатель по другим отраслям — 5–6 резюме. «Университеты не справляются с потребностями рынка, поэтому компании стали привлекать и обучать более молодую аудиторию», — объясняет Андрей Кравченко, руководивший образовательными проектами в Avito.
Свои факультеты и кафедры в ведущих технических вузах страны есть у «Яндекса», «1С», Mail.ru Group, Сбербанка, Avito. В «Тинькофф» первые образовательные программы запустили семь лет назад — стали проводить кейс-чемпионаты, хакатоны и открытые лекции для молодых разработчиков. Потом открыли бесплатные финтех-школы в восьми городах для выпускников и студентов технических вузов, а затем свою магистратуру в МФТИ и спецкурсы в МГУ им. Ломоносова. Постепенно рубеж образовательных программ сдвинулся к ученикам 6–11-х классов. Работать со студентами 3–4-го курса уже поздно, объяснял на последнем Петербургском экономическом форуме основатель банка Олег Тиньков: «Они уже немножко не те люди, испорченный продукт».
Неиспорченный продукт
Для реализации проекта Tinkoff Generation Константин Маркелов переманил в команду человека, который несколько лет был в числе организаторов одних из самых масштабных школьных соревнований и руководил образовательным проектом для школьников в другой компании. Его имя вице-президент банка называть отказывается, опасаясь, что ценный кадр могут переманить конкуренты. Выбор в пользу такого специалиста был сделан неспроста. Отработать пилотную модель новоиспеченного проекта решили на «топовых ребятах» — участниках и призерах школьных олимпиад по математике и информатике. Таких «Тинькофф» насчитал около шестисот в Москве и области.
Курсы компании сосредоточены на том, чтобы выработать у ребенка необходимые для участия в олимпиадах навыки и помочь ему поступить в ведущие технологические вузы. «Успешные управленцы, аналитики, разработчики часто имеют олимпиадное прошлое», — уверяет Маркелов, который сам, будучи школьником, не раз участвовал в школьных соревнованиях. Таким образом компания планирует увеличить поток талантливых студентов, а в итоге получить как можно больше выдающихся кадров. Но останавливаться на олимпиадниках она не намерена, развивать интерес к отрасли и повышать качество образования в будущем планируется у всех учащихся средней школы.
Tinkoff Generation состоит из четырех программ: «Алгоритмы и структуры данных» и «Олимпиадная математика» для учеников 6–11-х классов, а также «Машинное обучение» и Deep learning для старшеклассников. Преподаватели проекта — студенты профильных вузов, среди них есть призеры чемпионата мира по программированию ICPC и золотые медалисты международной олимпиады для студентов по математике IMC. Также к работе привлекли сотрудников компании и преподавателей таких предметных школ, как «Летняя компьютерная школа», «Комбинаторика и алгоритмы» и др. «Для ребят важна околоолимпиадная тусовка, — объясняет Маркелов. — Чтобы их окружали люди, с которыми они будут на одной волне».
Всего в команде преподавателей 38 человек, 10 из них — это специалисты группы «Тинькофф». Курсы «Машинное и глубокое обучение» разработали программисты банка. Оставшиеся дисциплины три месяца разрабатывали приглашенные преподаватели.
Недетские испытания
В сентябре 2018 года в БЦ «Водный» у метро «Водный стадион» в Москве, где располагается штаб-квартира «Тинькофф», вместе с офисными клерками стали приходить школьники — стартовали занятия в Tinkoff Generation. Самым популярным направлением стали «Алгоритмы и структуры данных»: 850 ребят подали заявку на участие, но прошли только 233.
«Поскольку программа обучения рассчитана на узкий круг людей, затраты на маркетинг были минимальные», — вспоминает Константин Маркелов. Около 20 000 рублей потратили на таргетированную рекламу, разместили пресс-релизы в СМИ, но больше всего в продвижении помогло сарафанное радио. Основной поток учеников пришел после того, как один из преподавателей опубликовал пост о запуске Tinkoff Generation на международной платформе Codeforces.com, где проходят соревнования и олимпиады по математике и программированию.
Популярный курс «Алгоритмы и структуры данных» состоит из пяти параллелей — уровней сложности, рассчитанных на разную степень подготовки ученика. От базового — для тех, кто не занимался олимпиадным программированием, но владеет одним из языков программирования, до продвинутого — рассчитанного на опытных олимпиадников. Чтобы стать участником, нужно пройти испытания. В 2018 году они состояли из 16 задач по программированию, условия которых были связаны с сюжетом книг о Гарри Поттере. Например, ученики должны были написать программу, которая рассчитает, сколько тыкв может посадить Хагрид на своем участке. Уровень сложности каждого задания соответствует уровню курса. Достаточно решить 6–8 задач, по их результатам ученика зачисляют на соответствующую его уровню параллель. Все работы проверяют на антиплагиат. «Тех, кто списывает, мы дисквалифицируем и на занятия не берем», — утверждает Маркелов.
Вступительные испытания для остальных программ состоят из двух частей. Сперва нужно пройти дистанционно тестовое задание, которое состоит из задач по математике или информатике и мотивационного письма. Кандидатов, которые показали лучшие результаты, приглашают на интервью. Собеседования с каждым из них проводят двое преподавателей. Затем приемная комиссия, куда входят учителя и кураторы проекта, по результатам всех испытаний решает, кого зачислить на курс.
Хотя первый год работы Tinkoff Generation был пилотным и по ходу обучения приходилось дорабатывать программы, результатом Маркелов остался доволен. За это время обучение прошли 376 человек. В апреле 36 участников проекта стали финалистами Всероссийской олимпиады школьников по информатике, пятеро из них стали победителями и еще 12 — призерами: ребята получили право поступления в любой вуз России на профильную специальность без вступительных экзаменов.
Убедившись, что программа обучения работает, компания Олега Тинькова решила получить образовательную лицензию. Для этого учредили автономную некоммерческую организацию (АНО) «Тинькофф образование», которая объединила все созданные ранее обучающие курсы для студентов и школьников.
Клуб программистов
Группа «Тинькофф» не единственная компания, которая готовит будущих сотрудников со школьной скамьи. «Яндекс» Аркадия Воложа в 2007 году создал «Школу анализа данных» (ШАД) для студентов, аспирантов и молодых разработчиков. Лицензию на образовательную деятельность ШАД получила в 2015 году. Год спустя на ее базе было решено создать курсы для более молодой аудитории — «Яндекс.Лицей», где ученики 8–9-х классов бесплатно учатся программированию на языке Python. «Среди преподавателей лицея не только школьные учителя. Часто к нам приходят разработчики, которые хотят поделиться своими знаниями с детьми», — говорит представитель «Яндекса». По его словам, компания сама готовит всех преподавателей.
Чтобы стать слушателем курса, нужно пройти онлайн-тест на умение логически мыслить и собеседование. Программа рассчитана на тех, кто хочет научиться программировать. Язык программирования Python легче дается новичкам и широко используется в разных областях, в том числе в статистике и аналитике. За два года обучения ученики восьмых и девятых классов получают основы профессии разработчика и могут получить должность стажера или младшего разработчика в IT-компании.
В «1С» школьников стали учить программированию еще в 2011 году, запустив проект «1С: Клуб программистов». Он состоит из 14 курсов, среди них есть «основы робототехники», «современная web-разработка», «программирование на Java», «3D-моделирование» и другие учебные дисциплины. Программа рассчитана на ребят 10–16 лет, но за обучение придется заплатить. «Для нас это не просто социально значимый, но и прибыльный бизнес, — хвастается Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ в «1С». — Родители готовы платить за обучение детей перспективной профессии». Также «1С: Клуб программистов» развивают по франшизе. Для этого компания семь лет назад оформила образовательную лицензию. Сегодня сеть «1С: Клубов программистов» насчитывает 247 филиалов в 168 городах. За 2018 год обучение прошли 11 500 школьников.
Заинтересованы в работе со школьниками не только представители IT-отрасли. В феврале 2016 года один из авиационных ангаров аэропорта Домодедово переоборудовали в кухню. Там сотрудники фабрики бортового питания «Домодедово кэтеринг» состязались в кулинарном поединке с 16-летними участниками программы «Приток». Нужно было на время приготовить блюдо по фотографиям и названиям. Результат проделанной работы оценивало жюри, в которое входил мишленовский шеф-повар. «Приток» — это комплексная программа целевой подготовки кадров для школьников и студентов, которую группа DME запустила в 2000 году.
Строительство «Притока» начали с отбора ребят в институте, постепенно этот рубеж сдвинулся к учащимся 8–11-х классов. «Воспитывать и обучать будущих сотрудников нужно со школы», — говорил председатель совета директоров группы DME Дмитрий Каменщик Forbes в 2016 году. DME сотрудничает со школами Москвы и Московской области и с восемью учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования, среди которых есть колледжи «Московия», «Царицыно» и университеты — РГГУ и РУДН.
Школьников и студентов, которые заключили договор о вступлении в «Приток», знакомят с корпорацией и будущей профессией, в том числе в формате игрового обучения. Так будущие повара, сотрудники службы безопасности и управленцы осваивают азы профессии. Участник «Притока» выбирает специальность и после школы поступает в одно из партнерских учебных заведений. Компания оплачивает его обучение и выплачивает стипендию, которая зависит от успеваемости: троечники не получают ничего, а отличники вуза — 16 000–22 000 рублей. «Так мы ведем молодого человека с 15–16 до 22 лет, медленно превращая его в сотрудника корпорации», — объяснял Каменщик.
Мертвое озеро
Законодательство обязывает получать образовательную лицензию тех, кто хочет организовать полноценный учебный процесс: в отдельном помещении, с расписанием занятий, постоянными преподавателями, собственной программой и дипломом, рассказывает Маркелов. «Мы планируем масштабировать все наши образовательные программы до уровня, который уже требует лицензии», — говорит он. В ближайших планах — вывести Tinkoff Generation в регионы и охватить не только олимпиадников, но и других ребят, которые хотят прокачать себя в программировании и математике. Руководители проекта уже начали разрабатывать новые программы, в будущем они намерены превратить все образовательные проекты в университет с филиалами в разных городах.
Оформление образовательной лицензии для Tinkoff Generation заняло шесть месяцев. Это хлопотный процесс: нужно собрать кипу бумаг и подготовить обучающие классы, которые должны соответствовать всем нормам СанПиНа, перечисляет Маркелов. Например, окна в помещении должны открываться, чтобы их можно было проветрить, а штаб-квартира группы «Тинькофф» находится в бизнес-центре с панорамными окнами на 25-м этаже. «Проблема была в том, что лицензию дают на фактический адрес, где проходит обучение, — вспоминает Маркелов. — Пришлось доказывать, что у нас отличная система кондиционирования».
В 2019 году группа «Тинькофф» планирует потратить 100 млн рублей на образовательные программы. Инвестиции в это направление выросли в три раза по сравнению с прошлым годом. Во многом этот рост связан с развитием школьного направления.
Гарантий, что школьник, окончив университет, вернется на работу в компанию, нет, признает Маркелов. Но каждый, кто проходил стажировку, был участником финтех-школы, Tinkoff Generation и другой образовательной программы компании, попадает в Candy (сокр. от Candidate) — систему управления и учета студентов и кандидатов группы «Тинькофф». Это позволяет не только сократить время на поиск новых кандидатов, но и лучше оценивать их квалификацию. «Цель программы не только селекция и хантинг», — убеждает Маркелов. Работа со школьниками направлена на то, чтобы сформировать интерес к отрасли у молодой аудитории.
Маркелов сравнивает IT-отрасль с озером, из которого все пьют, и, если его не подпитывать, оно вскоре высохнет. По прогнозам Boston Consulting Group, в ближайшие 5–7 лет дефицит IT-кадров может достигнуть 1 млн человек. «Компании уже сейчас думают о том, кто будет работать через 5 лет, и верно делают, привлекая и обучая талантливых ребят», — говорит Андрей Кравченко из Avito.
Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes
Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes