статусы про казанский собор
Казанский собор
На башне древнего собора
Уже давно истлевшая рука
Вписала слово «рок», но вскоре
И слово стёрлось словно из песка.
Роман родился с подписью Гюго:
Горбун, цыганка и священник
В смертельной схватке преданных врагов.
Парижской Богоматери собор:
В дожде к стальному цвету ближе
Величества готический узор.
О страшный суд с фасада храма!
Кому-то в рай идти, кому-то в ад.
И вся религия как драма.
Где-то там, на краю земли,
За стеною высоких гор,
Куда войны поход не вели,
Был построен великий собор.
Туда люди приходят порой,
Но не Бога о чём-то просить,
Они делятся доброй душой,
Чтобы к лучшему мир изменить.
Но дорога туда не легка,
Через жизнь всю проходит путь,
Эта цель высока-высока,
И не всем открывается суть.
Как мне хочется быть среди тех,
Тех, чьи помыслы вечно чисты,
и забыть что такое грех,
За собою сжигая мосты.
Разве Богу молитвы нужны?
И приходы с.
В груди —
застывшая астматина
под кожей тлеющих рубах.
Собор
Парижской
Богоматери
вскормила грубая крупа.
На куполах,
под небо взвинченных,
в колоннах,
обращённых к нам,
простёрли идолы язычные
мирскую сутолку окна.
Громадой,
толкотнёй,
гротескностью
чертя священную скрижаль,
он отвращает
свадьбу детскую
от траектории стрижа.
И полыхает
звоном матерным,
зачёркнутый
под звон фанфар,
Собор
Парижской
Богоматери —
благоухающий
фонтан.
Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)
(22 октября / 4 ноября)
.
.
Пожары смут и войн, умов
над Русью издавна пылают,
но Богородицы покров
дух православия спасает.
В огне Казанского Кремля
закалена углями вера –
Защитницей земля крепка
под образами с ликом Девы.
У мирных дней короткий срок,
Москва – мятежная… Растёт
предателей и лживых хор –
усобиц, нестроений сор.
Зелёный свет на светофоре
народ накрыл шоссе волной
и я уже в Морском соборе
летает вера надо мной.
Я Николаю-чудотворцу,
Являл он кротость и любовь,
ему святому миротворцу
свечу под звон колоколов
К нему – спасителю и к Богу,
и к Богородице святой
иду с молитвой от порога.
Пусть сохранят морей покой.
Я храню тебя, Нотр-дамский собор
И сплетенье колений вплетаю в узор
Но не криком, ни словом, молчанье приму
И тебя не отдам, никому никому.
А под шорох и шепот заснеженных вех
Там, где судьбы вломились устами у всех
Я тебя никогда не приму, не прощу
Отойди, отойди, отойди в старину.
Стихи о Казанском соборе
Призрачно тихо в Казанском соборе.
Светят лампады и пахнет свечами.
Многих людей привело сюда горе,
Многих — нелегкая жизнь за плечами.
Что они просят, стоя у иконы?
Мира, здоровья, любви, исцеления?
Или нарушили Божьи законы
И на коленях молят о прощении?
Что им дают золоченые рамы,
Взгляд из-под купола — взор поднебесный?
Что они ждут прислонясь к стенам храма?
Только для них эта правда известна.
Все мы приходим своими путями,
Только вот цели… уж больно похожи.
А у молитв нет границ между нами:
Грешник, святой или просто прохожий.
Темно под арками Казанского собора.
Привычной грязью скрыты небеса.
На тротуаре в вялой вспышке спора
Хрипят ночных красавиц голоса.
Спят магазины, стены и ворота.
Чума любви в накрашенных бровях
Напомнила прохожему кого-то,
Давно истлевшего в покинутых краях…
Недолгий торг окончен торопливо —
Вон на извозчике любовная чета:
Он жадно курит, а она гнусит.
Проплыл городовой, зевающий тоскливо,
Проплыл фонарь пустынного моста,
И дева пьяная вдогонку им свистит.
И полукруг, и крест латинский,
И своенравен римский сон
Ты перерос по-исполински —
Удвоенной дугой колонн.
И вздыбленной клавиатуре
Удары звёзд и лет копыт
Равны, когда вдыхатель бури
Жемчужным воздухом не сыт.
В потоке лёгком небоската
Ты луч отвергнешь ли один,
Коль зодчий тратил, точно злато,
Гиперборейский травертин?
Не тленным камнем — светопада
Опоясался ты кольцом,
И куполу дана отрада
Стоять колумбовым яйцом.
И распростерлась предо мною колоннада
На храм Петра своим обличьем походя
Мы приближаемся с надеждой, — прочь из ада,
А там — Благая Мать, и с Нею Бог-Дитя
Устав от тяжести погоды петербургской
Помпезных зданий и эстетики чужой
Напоминаю я себе: ведь я же русский
Тогда лишь в церкви здесь убежище святой
Меня обнял своей колоннадой
Мой любимый Казанский собор…
И мне большего счастья не надо!
Я на купол направил свой взор
И увидел за ним в синем небе
Знак, что я там, где должен я быть.
Я давненько здесь, кажется, не был.
Только здесь я смогу позабыть
Все печали, обиды, невзгоды,
Что терзали меня с давних пор.
Ты спасаешь меня год от года,
Мой любимый Казанский собор!
Казанский, руки распластав,
Пытается обнять: —
Идите все под мой покров
Колоннами стоять.
Расставив крылья широко,
Идёт на зов.
Спешите сирые птенцы
Под мой покров.
Плотиной стану я в потоп,
И вас спасу.
Над вами свой высокий крест,
Я вознесу.
Но, разлилась во всю река,
Не уберёг.
И разошлись на берега,
На крест дорог.
Одни кричали: «Сказка — бог!»
Другие — шли на крест.
А ты, как шлем держал покров
И возносил свой перст.
Увёл от войн? Укрыл от бед?
От голода сберёг?
Казанский Питерский собор
Стоять лишь только мог.
И он стоял в раздор, в огне,
Не прячась, не таясь.
Стоял, когда меняли все
Окрас и власть.
В блокаду в небо он взывал: —
Я здесь, круши меня!
Так птица водит от гнезда,
Раскрыв себя.
…вчера в Казанском мне казались свечи
светлее, словно ярче, чем всегда…
распространилось сердце издалече
и радость вновь наполнила меня…
вчера в соборе задушевный вечер
напел мне песню дивную свою
и серебром креста коснулся плечи,
даруя сладость сердцу моему…
вчера в Казанском солнечная радость
с молитвой пред Иконою Святой
вошла в меня и навсегда осталась
в моих стихах серебряной волной.
Статусы про казанский собор
Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Любой петербуржец с большим удовольствием сказал бы, что именно Казанский собор стал прообразом собора Святого Петра в Риме, однако, конечно же, на самом деле всё произошло в точности наоборот.
Собор в Петербурге был заложен в 1801 году на месте старинной придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, тогда как история римского храма насчитывает уже свыше четырёх сотен лет. Кстати, именно в этой придворной церкви с простым деревянным куполом, возведённой в 1737 году в пышном стиле барокко, венчался в 1773 году тогда ещё цесаревич Павел Петрович, этот храм также был местом, где отмечались многие победы русской армии, так что Казанский собор стал настоящим правопреемником церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Император Павел Первый, который надеялся превратить Петербург в новый мировой религиозный центр, проводя конкурс проектов строительства нового собора на месте придворной церкви, надеялся, что храм станет практически точной копией собора Святого Петра, но надеждам самодержца не суждено было полностью оправдаться.
Да, на первый взгляд сходство налицо, однако Казанский собор, как отмечает потомок архитектора собора игумен Александр ( Фёдоров), гостеприимно распахивает свои « крылья» — ряды стройных колонн — перед посетителями и проходящими по Невскому проспекту пешеходами, тогда как римский храм, напротив, скрывается за своей колоннадой чуть более закруглённой, практически замкнутой формы.
Конкурс проектов строительства петербуржского храма начался в 1799 году, свои работы представили такие именитые мастера того времени, как архитекторы П. Гонзага, Д. Тромбара, Ч. Камерон и Ж. Тома де Томон. Однако Павел Петрович не утвердил ни один из предложенных мастерами проектов.
Только спустя год граф Александр Сергеевич Строганов принёс императору Павлу I проект своего бывшего крепостного, на тот момент мало кому известного архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. В итоге именно этот проект был утверждён и в 1801 году по велению и при личном присутствии Александра Первого, к тому времени уже занявшего трон отца, состоялась закладка первого камня будущего собора.
Строительство храма на Невском проспекте заняло десять лет, что для столь крупных сооружений не слишком большой срок. Таким быстрым темпам строительство во многом было обязано активной деятельности Андрея Воронихина, который, по свидетельствам современников, буквально жил на строительной площадке, лично разрабатывал проекты барж для доставки камня и контролировал все этапы возведения. Для бывшего крепостного, который до этого занимался лишь отделкой интерьеров Строгановского дворца ( принадлежавшего его покровителю, а ныне ставшего филиалом Русского музея) и перестройкой Строгановской дачи, возведение Казанского собора стало шансом реализовать свой самый масштабный проект.
Кстати, многие считали, что Воронихин — внебрачный сын графа Строганова. Действительно, с чего бы иначе вельможе так покровительствовать никому не известному юноше — отправлять на учёбу за границу, нанимать лучших учителей по иконописи и, в конце концов, давать вольную? Прапрапраправнучатый племянник Воронихина — отец Александр, опровергает подобные предположения. Что ж, разве не мог граф просто разглядеть талант будущего архитектора и не пожалеть средств на его развитие?
Как бы то ни было, Казанский собор стал самым известным проектом Андрея Воронихина, скончавшегося в 1814 году. После завершения стройки император лично пожаловал архитектору орден Святого Владимира четвёртой степени, а после освящения храма в честь чтимого списка чудотворной и почитаемой иконы Божией Матери Казанской Воронихин получил орден Святой Анны второй степени и пожизненную пенсию.
Строительство собора обошлось казне в 4,7 миллиона рублей, а отделочные работы во внутренних помещениях продолжались вплоть до 1829 года, когда храм уже стал памятником воинской славы и местом хранения трофеев войны 1812 года.
Колонны и фасад Казанского собора были облицованы так называемым пудожским камнем, который добывали в Гатчинском районе. Говорят, что поначалу он был таким мягким, что легко резался обычным ножом, но со временем затвердел. Однако пудожский камень оказался весьма капризным к технологиям реставрации и причинял немало неудобств во время последующих ремонтов.
18 января 1921 года митрополитом Вениамином ( Казанским) был освящён так называемый « пещерный» зимний придел, который носит имя священномученика Ермогена, бывшего Патриархом Московским. В целом после революции Казанский собор, конечно же, не избежал судьбы многочисленных храмов и церквей, подвергшихся разграблению и ставших собственностью государства. Так, интерьер помещений собора сильно пострадал во время проводившейся в 1922 году реквизиции ценностей, а в 1932 году храм был закрыт и переименован в Музей атеизма и религии.
Так как Казанский собор серьёзно пострадал во время блокады Ленинграда от авианалетов и обстрелов, в 1964—1968 годах были проведены масштабные реставрационные работы по обновлению здания.
Богослужения не проводились в Казанском соборе вплоть до 1991 года, только в 1994 году над куполом снова был поднят крест, а полное освящение храма было проведено в 1998 году.
Сегодня Казанский собор является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, данный статус он получил в 2000 году.
Интересные факты и легенды
В истории Казанского собора есть множество интересных фактов и легенд. Некоторые из них в дальнейшем нашли подтверждение, другие, напротив, были развенчаны историками.
Например, считается, что Воронихин, создавая проект строительства Казанского собора, чтобы подчеркнуть национальный характер здания, решил придать куполу форму знаменитой шапки Мономаха. Так ли это, доподлинно неизвестно, однако внешнее сходство, безусловно, просматривается.
Одна из самых « громких» легенд здания связана с захоронением Кутузова — так как фельдмаршал умер внезапно, находясь на одной из военных дорог в Силезии, в небольшом городке Бунцлау ( сейчас — польский Болеславец), то властям пришлось срочно решать вопрос с перевозкой тела на Родину. Тело Михаила Илларионовича было сразу же забальзамировано, дорога из Пруссии заняла почти два месяца, Александр Первый принял решение оказать фельдмаршалу самые высокие почести и захоронить его, а Казанском соборе. Спустя некоторое время появился слух, что сердце Кутузова покоится отдельно — на кладбище Тиллендорф, всего в трёх километрах от Бунцлау. Якобы, умирая, Кутузов приказал оставить своё сердце в Пруссии, чтобы русские солдаты, воевавшие в Силезии, знали, что фельдмаршал по-прежнему с ними.
Этот слух был так живуч, что в 1913 году, когда страна отмечала столетие со дня смерти князя Кутузова, на одном из заседаний Военно-исторического общества Москвы всерьёз рассматривала вопрос о возвращении сердца фельдмаршала на Родину. Свыше полутора столетий данная версия поддерживалась такими солидными источниками, как Большая советская энциклопедия.
Ещё один интересный факт: так как власти СССР любили скрывать свои действия от народа, о находке комиссии объявлено официально не было и ещё во время Второй мировой войны советские солдаты, попавшие в окрестности Бунцлау, решили оказать сердцу Кутузова воинские почести, полагая, что оно находится на местном кладбище.
Именно в Казанском соборе в 1913 году торжественно отмечался юбилей династии Романовых — 300-летие семейства и проводилось праздничное богослужение. К сожалению, организаторам торжеств не удалось предусмотреть, что придёт такое большое количество народа и в давке погибли 34 человека ( только по официальной версии). Конечно, молва сразу же усмотрела в этом плохой знак для правящей династии и это именно тот редкий случай, когда она оказалась права — до событий 1917 года Романовым оставалось не так много.
Легенда связана и с главной святыней Казанского собора — почитаемым списком с Казанской иконы Божией Матери. Ранее она принадлежала царице Прасковье Фёдоровне, вдове царя Ивана V, сводного брата Петра Первого, затем вдохновляла народное ополчение, возглавляемое князем Пожарским, и хранилась в придворной церкви Рождества Богородицы. После того, как храм в 1932 году закрыли и превратили в музей, святыня многократно меняла « место жительства» и вернулась в собор только в 2001 году. Некоторые историки утверждают, что советские власти продали драгоценную икону, и нынешняя — обычная копия, не обладающая особой ценностью. Назывались даже возможные места нахождения святыни — униатский храм в Фатиме ( Португалия) и даже домовая каплица римского папы.
Высота Казанского собора — 71,5 метра, ширина — 56,7 метра, общая длина — 72,5 метра, а длина каждого из величественных крыльев колоннады — 42,7 метра.
Колоннада северного фасада состоит из 96 колонн.
Еще 56 колонн, выполненных из розового финского гранита, добываемого на севере Карелии, с золочёными капителями и коринфскими ордерами, установлено внутри храма. Вес каждой колонны — порядка 30 тонн, а высота 10,7 метра.
На облицовку иконостаса главного придела ушло 40 пудов серебра, которое было отнято у французов и прислано в Петербург донским атаманом Матвеем Ивановичем Платовым. После революции серебряный иконостас был утрачен, в настоящее время облицовка полностью восстановлена.
Чтобы выстроить здание собора пришлось снести 11 частных домов, стоявших на Невском проспекте до 1801 года.
У храма имеется три входа: северный ( со стороны Невского проспекта), главный он же западный ( с Казанской улицы) и южный. Напротив главного входа в Казанский собор располагается небольшая площадь, которая ограничена полукольцом чугунной решётки длиной около 171 метра.
В 1813—1814 годах в Казанском соборе были выставлены на обозрение публики 107 трофейных знамён французской армии и штандартов разгромленных полков войска Наполеона, а также 93 ключа от городов, крепостей и замков, взятых русской армией, и жезл маршала Даву. В 1914 большая часть военной коллекции была передана в Московский исторический музей.
В 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне, перед Казанским собором были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю-де-Толли, причем о желании увековечить образ военачальников Александр Первый заявлял еще в 1818 году.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали композитора П. И. Чайковского.
И напоследок — очень красивая ( хотя и несколько пессимистичная) легенда связана с пустующими пьедесталами, расположенными справа и слева от главной колоннады. В действительности связано это с тем, что проект Андрея Воронихина так и не был полностью завершён — согласно его плану эти места должны были занять бронзовые фигуры архангелов ( были изготовлены их гипсовые копии, совершенно обветшавшие уже через несколько лет). В народе же возникло поверье: пока в России не появится мудрый, разумный, справедливый и честный политик, эти пьедесталы так будут пустовать. Как видим, таковых в нашей стране пока не нашлось.
Возвращение Казанского собора
Беседа с историком Михаилом Шкаровским
Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества – судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. В этом году мы отмечаем его 200-летие. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, рассказывает доктор исторических наук, профессор Михаил Шкаровский.
– XX век – тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья.
– Кто стал настоятелем собора после мученической кончины отца Философа?
– После отца Философа настоятелем стал не менее выдающийся пастырь протоиерей Николай Чуков – будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В Петрограде он возглавил воссозданный после закрытия Петроградской духовной академии Богословский институт, а позднее Высшие богословские курсы, которые просуществовали до конца 1920-х годов. Отец Николай служил в соборе вплоть до известной кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1922 году. Она сильно ударила по Казанскому собору. Тогда большевики поставили задачу не просто изъять церковные ценности, но разгромить Церковь как централизованную организацию. В ходе этой кампании был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) – будущий священномученик – и его ближайшие сподвижники, в число коих попал и отец Николай Чуков. Он пытался, насколько это возможно, спасти от изъятия и уничтожения святыни Казанского собора. Удалось сберечь чудотворную Казанскую икону Божией Матери, а вот уникальный серебряный иконостас Казанского собора, изготовленный по проекту Константина Тона, изъяли и переплавили на первые советские полтинники. А ведь иконостас был сделан из того самого церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили. Верующие защищали это замечательное произведение церковного искусства, дошли до всероссийского старосты М.И. Калинина. Он приказал не трогать иконостас, но председатель Петроградского ЧК Бакаев, который командовал губернской комиссией по изъятию ценностей, не посчитался с этой телеграммой и отправил иконостас на переплавку. Уж больно крупной показалась ему добыча. Человек, о котором мы ведем рассказ, – протоиерей Николай Чуков – был активным участником этой истории, и его вместе с митрополитом Вениамином приговорили к смертной казни, но потом все-таки помиловали.
– Чем был собор для жителей Петрограда в те годы?
– Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Летом 1922 года храм был захвачен обновленцами. Это случилось, пока настоятель отец Николай томился в застенках ЧК. На какое-то время храм вообще стал кафедральным собором Петроградской епархии обновленческой Церкви. Ну а окончательно он был закрыт в 1932 году. К этому времени подвалы храма были изъяты и переданы ГПУ, и там были устроены склады. Верующие в очередной раз начали апеллировать к властям, написали в ЦИК, но все же собор был закрыт.
– Что стало с Казанской иконой Божией Матери?
– Некоторое время она пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась, кстати, и в течение всей Великой Отечественной войны. Наконец в конце 1990-х годов реликвия вернулась в Казанский собор.
– Как использовался собор после закрытия?
Выставка агитационных плакатов на колонаде Казанского собора. 13 октября 1941 г. |
– Там разместился знаменитый Музей истории религии и атеизма. В этом качестве он действовал до начала Великой Отечественной войны. История собора в годы войны довольно интересна. Музей прекратил свое существование уже в июле 1941 года. Причина тому – изменившийся характер церковно-государственных отношений в Советском Союзе.
Довольно скоро советские власти поняли, что не могут вести успешные боевые действия, взывая только к гражданскому патриотизму, и были вынуждены обратиться к старым русским национальным патриотическим традициям, которые были тесно связаны с церковной темой. Не случайно тогда стали выпускать ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Кроме того, я думаю, тут не обошлось без влияния союзников – Великобритании и США, которые требовали от советского руководства уступок Церкви. Еще одна причина была в том, что на оккупированных немцами территориях стали стихийно открываться храмы и началось возрождение религиозной жизни. Тогда открылось около 9 тысяч церквей, и важно было этому что-то противопоставить. Конечно, нужно принять во внимание и то, что оставшееся духовенство с первого дня войны заняло патриотическую позицию: как известно, Церковь первая сказала людям правду о войне.
Все эти факторы привели к тому, что практически сразу прекратилась атеистическая пропаганда, был распущен Союз воинствующих безбожников, прекратилось издание книг и плакатов, оскорбляющих чувства верующих. Экспонаты Музея истории религии, которые находились в Казанском соборе, были эвакуированы, а величественный храм стал местом патриотического воспитания жителей Ленинграда и воинов советской армии.
Возложение цветов на могилу М. И. Кутузова. 1943 г. |
В конце августа – начале сентября 1941 года перед Казанским собором стали приносить клятву бойцы, которые уходили на фронт. В колоннаде Казанского собора была развернута выставка патриотических картин и плакатов. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли не обложили мешками с песком, как другие, защищая от артобстрелов, а оставили как есть, чтобы при взгляде на них люди вспоминали о великом прошлом своей Родины.
Потом собор открыли, и люди получили возможность приходить к могиле Кутузова; сюда привозили бойцов Ленинградского фронта. В подвалах храма в разное время размещались штаб одного из соединений, детский сад, бомбоубежище и много других учреждений.
– Как собор удалось сохранить от обстрелов?
– Церковные здания, которые являются удобной мишенью, очень активно маскировали. На купола надевали специальные чехлы, или же забивали их фанерой и красили серой краской, чтобы на фоне серого неба они не были заметны. Применялись также маскировочные сети. Но, конечно, снаряды в Казанский собор попадали, и у нас есть уникальная карта зданий, которые пострадали во время артобстрелов; она была составлена в конце войны, и из нее явствует, что в Казанский собор было несколько попаданий. Но поскольку здание большое и прочное, серьезных повреждений оно не получило, хотя были зафиксированы попадания в купол. После войны началась реставрация собора, она заняла не один год.
– Были ли какие-то службы в Казанском соборе во время войны?
Ленинградские ополченцы уходят на фронт |
– Нет. Всю войну в городе действовали всего десять храмов, в том числе Князь-Владимирский собор, где хранилась Казанская икона Божией Матери и куда даже в тяжелейшие годы войны приходили паломники. Но в Казанском соборе богослужений не было.
– Сейчас можно встретить много свидетельств о той роли, которую сыграли Казанская икона Божией Матери и митрополит Гор Ливанских Илия в судьбе города на Неве. Что здесь правда, а что – вымысел?
– Конечно, в этой истории много легендарного. Достоверно известно, что никто с Казанской иконой вокруг Ленинграда на самолете не облетал и крестным ходом с этой святыней никто весь город не обходил. Так что легенда о том, что немцев остановили как раз по линии, где пролетел самолет с иконой, не достоверны. Крестные ходы с чудотворным образом совершались – но в ограде Князь-Владимирского собора.
Истинное в этой истории то, что митрополит Илия действительно приезжал в 1947 году и в Ленинград – в сопровождении Косыгина, посетил Духовную академию, Музей блокады Ленинграда и Князь-Владимирский собор, где оставил запись в книге почетных гостей. А потом возложил к иконе позолоченную коронку и рассказал верующим о своем видении, в котором Богородица открыла ему, что город на Неве выстоит. До недавнего времени еще оставались живые свидетели этого выступления владыки.
– А как складывалась судьба собора после снятия блокады и окончания войны?
– В Казанский собор вернулся Музей истории религии и атеизма. Отмечу, что на тот момент в Советском Союзе подобных музеев практически уже не было; музей, разместившийся в соборе, остался едва ли не единственным на территории РСФСР. Именно в послевоенный период из закрывшегося в столице Центрального музея атеизма различные реликвии, изъятые у Церкви в 1920-е годы, привезли сюда. В частности, привезли мощи очень многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких.
– Вы упомянули про мощи святых, которые хранили в соборе. Можно ли говорить, что эта ссылка в запасники спасла их от уничтожения?
– Сама по себе ссылка в запасники еще ничего не гарантировала. Вот, например, какая история произошла с мощами Иоасафа Белгородского. Это нетленные мощи, и они очень хорошо сохранились, но в 1950-е годы директор музея приказал их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, по фамилии Соколов, решил спрятать их на чердаке Казанского собора. В конце 1980-х годов он был еще жив; его дочь тогда обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи. Приснопамятный митрополит Иоанн создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем угля на чердаке собора действительно нашли мощи святителя.
– А как были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского?
– Они находились в специальном ларце. Их не было в основной экспозиции, они хранились в запасниках, и когда в 1989 году на ларец обратили внимание, то не было известно, кому принадлежат эти мощи. Специальная комиссия провела освидетельствование этой реликвии. При ней были обнаружены документы и вещественные доказательства, которые подтверждали, что это мощи преподобного Серафима. Все эти работы велись в 1989 по 1991 год.
Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г. |
Второму рождению многих святынь помогали сотрудники музея, которые знали, чьи именно останки находятся в экспозиции и запасниках. Когда гонения на Церковь прошли, они помогли вновь обрести утраченные святыни. Надо сказать, что среди сотрудников музея были верующие люди, и 20 лет назад, когда в соборе появился настоятель, именно они стали инициаторами начала работы по передаче мощей.
– Как собор был передан Церкви? Чья это была инициатива?
– Первым, кто попытался вернуть Казанский собор, был митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – о нем я уже рассказывал. Но тогда, сразу после войны, эта попытка потерпела неудачу, несмотря на усилия Патриархии и Отдела внешних церковных сношений, который тогда возглавлял митрополит Николай (Ярушевич). Известно, что он приезжал в Ленинград и вел переговоры с тогдашним первым секретарем обкома партии Попковым. И Попков ему даже пообещал вернуть храм верующим, но в последний момент советское руководство решило, что это будет слишком большой уступкой Церкви. Так что Казанский собор для Церкви был потерян еще на 40 лет, до конца 1980-х годов. В те годы инициативу проявили верующие города на Неве и тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) – будущий патриарх Алексий II. Он активно поддержал эту идею, но реализовать смог только после того, как взошел на Патриарший престол. В самом начале 1990-х в собор назначили настоятеля, но какое-то время здесь еще продолжал работать музей. Экспозиция выехала только в середине 1990-х, когда для музея сумели найти помещение. Для исследователей собора большую ценность представляет архив Музея истории религии. В нем хранится очень много документов, которые были изъяты из действующих храмов и монастырей при их закрытии. Причем не только из петербургских, но и со всей России.
После войны музей долгое время возглавлял Владимир Бонч-Бруевич. Он был управделами Совнаркома еще при Ленине, но известность в научных кругах приобрел не этим, а своими трудами по истории сектантства и старообрядчества. На посту директора музея он продолжил свои изыскания. Личный архив Бонч-Бруевича и архивы других руководителей, которые занимались церковными делами в 1920-е годы, конечно же, представляют большую ценность.
Настоятели собора, которые делили его с музейщиками, менялись достаточно часто, пока не появился протоиерей Павел Красноцветов, который ранее был настоятелем Князь-Владимирского собора и много лет был связан с Казанской иконой. Ему удалось добиться и возвращения Казанской иконы: при нем собор получил статус кафедрального.
– Какие самые интересные находки и открытия сделали исследователи Казанского собора в последнее время?
– Буквально на прошлой неделе к нам пришло письмо из-за границы от одной из исследовательниц Казанского собора. Она написала, что удалось обнаружить рисунок, изображающий знаменитый серебряный иконостас собора, и авторский чертеж алтарной преграды. Она написала, что есть возможность приобрести этот уникальный документ на аукционе.
Конечно, сейчас у исследователей по-прежнему много работы в соборе. Несколько лет специалисты восстанавливали внутреннее убранство храма, общими усилиями Церкви и государства это практически удалось сделать. Например, воссоздан знаменитый серебряный иконостас. Такое огромное количество серебра современным храмоздателям найти было трудно, и тогда было принято решение восстановить алтарную преграду по другой методике – серебряным напылением. Внешне иконостас полностью соответствует своему историческому предшественнику, но, конечно, искусствоведческие нюансы остались.
– Как воспринимают Казанский собор сегодняшние жители Петербурга – как памятник или все же как храм?
– Расположенные неподалеку Исаакиевский собор и храм Спаса-на-крови воспринимаются и остаются в сознании массовой публики музеями, а Казанский собор – единственный действующий православный храм в этом районе уже 15 лет. За это время отношение к собору у людей изменилось. То, что он кафедральный, тоже привлекает к собору повышенное внимание – ведь там регулярно служит митрополит Владимир. Но при этом для верующих жителей этого района города Казанский собор все же остается их приходским храмом. Его воспринимают как живой приход, здесь много постоянных прихожан. На мой взгляд, это замечательно.
Сейчас в нижних, крестильных помещениях собора планируется создать культурно-просветительский центр с постоянной экспозицией и лекционными залами. Мы надеемся, что в будущем все больше и больше людей смогут познакомиться с историей собора.