статуи на острове пасхи раскопали
Загадка Острова Пасхи: Что известно археологам о гигантских истуканах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ученые предполагают, что коренные народы, проживавшие на острове, создавали каменные статуи моаи в память о предках. Новая скульптура появлялась в честь каждого усопшего вождя племени или другой важной особы.
Островитяне вырезали статуи из вулканической породы. Чтобы осуществить задуманное, скульпторы разработали специальную технологию. Вначале они обильно смачивали породу, дожидаясь ее размягчения, и только после этого начинали работать с ней. Над одной статуей обычно работала команда из 5-6 скульпторов, на создание моаи требовался примерно год. Процесс изготовления проходил на каменоломне, расположенной в центре острова в кратере потухшего вулкана. Многие статуи до сих пор остаются там. Главная загадка связана с теми моаи, которые установлены на побережье. Понять, как островитяне доставляли каменных исполинов к нужному месту, пока не представляется возможным. Вес одной статуи – около 20 тонн, но есть и такие, которые достигают 75-90 тонн, работа была проделана колоссальная.
Европейцы впервые побывали на острове в 1722 году, здесь высадилась экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевена. Записи путешественника свидетельствуют, что статуи поразили его воображение, и он не мог понять, как удалось туземцам соорудить и водрузить такие скульптуры. За последние триста лет ученые не теряют надежды разгадать тайну острова Пасхи.
Во время одной из первых серьезных исследовательских экспедиций в 1914 году было установлено, что статуи, которые выглядели, как гигантские головы, на самом деле прикреплены к торсу. Это было обнаружено в процессе раскопок. То, что скульптуры частично ушли под землю, спровоцировано естественными процессами эрозии.
Несмотря на то, что это археологическое открытие было сделано еще в начале ХХ века, информация не получила широкой огласки, и на протяжении десятилетий люди продолжали верить в загадочные головы с далекого тихоокеанского острова.
Исследованию статуй посвятила свою жизнь археолог Джо Анна Ван Тилбург, она стала инициатором проекта, в рамках которого при помощи новейшей техники были описаны все статуи острова (всего их более 1000).
Когда археолог опубликовала фотографии статуй на своем сайте, то была шокирована количеством откликов. Пользователи удивлялись тому, что на самом деле большая часть статуй скрыта под землей. Для большинства людей в мире эта информация оказалась неизвестной, ведь обычно познания об острове Пасхи ограничиваются рекламными буклетами.
Во время раскопок ученым удалось найти базальтовые камни с нанесенными на них изображениями в форме полумесяца. Предположительно, это может быть каноэ. Мотив повторяющийся, возможно, так островитяне хотели увековечить память о собственной культуре. Рисунки и статуи могли быть одним из способов самоидентификации, поскольку община постепенно утрачивала эти сведения.
Основной вопрос, которые не дает покоя ученым: как статуи перемещались по острову? Согласно легендам, исполины шли самостоятельно. Ученые выдвигают различные теории, наиболее правдоподобно выглядит предположение об использовании веревок-канатов и Y-образных деревянных салазок. В 1998 году под руководством Анны Тилбург был проведен эксперимент: при помощи деревянных салазок одну из статуй попытались переместить. Для этого понадобилась команда из 60 человек. Общими усилиями глыбу переместили на 100 метров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайны острова Пасхи: кто и зачем построил там сотни каменных истуканов
Гипотеза Хейердала
Впервые теорию о том, что много веков назад остров Пасхи заселили инки, озвучил норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал. Он обратил внимание, что аборигены полинезийского острова вяжут лодки, очень похожие на тростниковые плоты южноамериканских индейцев. Норвежец уверял: тростник сюда не могли принести ни ветры и ни морские течения, растение на остров завезли переселенцы из озера Титикака.
Доказать свою гипотезу исследователь решил на практике. Он собрал команду, чтобы повторить путешествие вождя Контики. На лодке из тростника и бальзового дерева он прошел 5 тысяч километров, переплыв Тихий океан. Тур Хейердал доказал: плот вождя инков действительно мог достичь берегов острова Пасхи.
Загадка острова Пасхи
По мнению ученых, рапануйцы возводили статуи в честь умерших вождей или для ритуалов. Профессор Клаудио Кристино много лет изучает историю острова Пасхи. Самым загадочным он считает не само создание статуи, а их таинственное перемещение по острову.
Как статуи перемещали по острову?
С помощью экспериментов исследователи доказали, что статуи можно перемещать в раскачку, используя канаты. Впрочем, это не единственный возможный способ транспортировки изваяний.
Ученые провели геологический анализ и установили, что раньше весь остров Пасхи покрывали леса и пальмовые заросли. Именно с помощью деревьев жители острова передвигали статуи. Из бревен они делали катки и волоком на деревьях тащили многотонные изваяния.
Куда пропали рапануйцы с острова?
Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове полностью вырубили, из-за чего наступил голод. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда в 1774 году на остров высадился капитан Джеймс Кук, он насчитал всего 4 тысячи жителей вместо 20 тысяч, о которых докладывал первооткрыватель Якоб Роггевен. А к 1877 году на острове Пасхи осталось всего 111 человек.
Разрушители культуры
В начале марта 2020 года в одну из статуй врезался пикап, уничтожив национальной памятник. А в 2008 году турист из Финляндии умудрился сломать ухо древнему истукану. Но отказаться от путешественников на острове Пасхи не могут. Туризм остается основным источником дохода для населения.
Недалеко от острова Пасхи находится крошечный необитаемый остров Моту-Нуи. На нем археологи нашли платформу, на которой раньше стояли истуканы. Как рапануйцы могли туда их доставить, ученые не могут объяснить до сих пор.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Фото 1.
И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.
Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами — длина тел достигает 7 метров.
Фото 2.
Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.
Фото 3.
Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.
Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.
Фото 4.
887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров :
Фото 12.
А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого :
… и я даже могу вам рассказать Как строили Стоунхендж (Stonehenge)
Кликабельно 2000 рх
[ источники ] источники http://www.bestreferat.ru/referat-273234.html http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=3034 Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи)-Александр Кондратов http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2072743/
Давайте я вам расскажу еще версию, про Остров, который посещали инопланетяне или например вспомним Шары острова Чампа и Мячи богов
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Остров Пасхи – удивительное место, попасть куда стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы уже многое с вами обсуждали про остров Пасхи. Анализировали и последний пальмовый побег и искали НОГИ У ГОЛОВ на острове и даже я вам показывал подводные статуи Пасхи.
Но во всех этих обсуждениях я как то мало обращал внимания на то, где и как возникали эти огромные головы и статуи. Это место находится на нижних склонах Теревака — самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи).
Давайте посмотрим внимательней на это …
Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое – вулканический кратер «Рано Рараку» из спрессованного вулканического пепла или туфа. Этот кратер таит интереснейшие загадки.
Рано-Рараку — потухший вулкан высотой около 150-ти метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в 1 километре от побережья. Юго-восточный склон вулкана частично обрушился и обнажил породу — жёлто-коричневый туф с многочисленными включениями. Именно этой породе и обязан вулкан своей популярности – он стал местом рождения знаменитых каменных истуканов Моаи.
В овальном же кратере размером 350 на 280 метров лежит пресноводное озеро, берега которого густо заросли камышом тотора. Вплоть до недавнего времени это озеро служило местному населению источником пресной воды.
Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Когда произошло его последнее извержение, неизвестно.
Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет пятьсот одиннадцать метров. Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен.
В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.
Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно
В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.
Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.
Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.
Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова.
В кратере вулкана Рано Рараку находится большое пресноводное озеро с чистой водой. В этом озере раз в год жители острова в наше время проводят соревнование по плаванию. Один из склонов утыкан истуканами. Средний размер статуй немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники — весьма сложная задача. Есть гипотеза — это ни что иное как учебная площадка древнего ПТУ №1 острова Рапа Нуи для подготовки квалифицированных каменотёсов и статуи не были предназначены для вывоза.
В кратере живёт табун диких лошадей. Лошадей, диких и домашних, на острове огромное количество, людей не боятся и их можно встретить в самых неожиданных местах. Будь у древних рапануйцев лошади, они бы обстругали всю эту гору до основания.
Моаи — каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.
Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.
В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.
В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.
Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.
Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.
Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.
Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейрдалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждние.
По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ»[1]. Туземцы — участники эксперимента ‘ ‘сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая как это делать и заставля повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
Оставалась загадка, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и, в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.
Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех.
Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).
Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» — особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.
Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи.
Головы на острове Пасхи не просто головы.
Мы как-то привыкли видеть фотографии с острова Пасхи с загадочными головами, торчащими из земли.
Поэтому так странно узнать, что все не так-то просто.
Ученые обследовали около 150 каменных голов, расположенных в районе Рано-Рараку.
За последние годы было раскопано несколько голов, под которыми обнаружились семиметровые туловища.
По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
О том, что головы имеют тела, прежде писал известный путешественник и исследователь Тур Хейердал. Вероятно, он узнал об этом от аборигенов.
Там же рядом с головами находятся и Моаи.
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи[1] на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеет вес более 10 т.
Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.
Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.
А вообще крупнейшая статуя — El Gigante, размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.
Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[5]
Комментарии 21
Да раньше вон руками все а сейчас дорогу засывать не могут
а потом окажется, что они ещё и стоят на чёмнить))
Все хорошо описано в книге Хейердала «Аку-аку» ))
Ну так ведь это сразу ясно, что не одна только голова, если стоять рядом.
прикольно, надо же! Интересная информация!
Археологи и палеонтологи исследуют сохранившиеся строения, домашнюю утварь, моаи, а также останки животных, которых употребляли в пищу. Так как летописи рапануйцев написаны иероглифами, которые трудно расшифровать, все даты, предшествующие времени контактов островитян с европейцами, установлены приблизительно и многие предположения невозможно доказать. Кроме того, некоторые из перечисленных ниже событий могут пересекаться по времени. Все даты относятся к нашей эре.
400 На остров высаживаются от 20 до 50 полинезийских поселенцев. Они приплывают, вероятно, на больших 15-метровых (или даже более длинных) пирогах, пригодных для выхода в океан и способных перевозить груз более 8 000 килограммов.
800 В отложениях уменьшается количество пыльцы деревьев. Это означает, что на острове вырубается лес. Увеличивается количество пыльцы трав, так как некоторые очищенные от леса площади зарастают травой.
900—1 300 Около трети костей, оставшихся от животных, мясом которых питались в этот период, составляют кости дельфинов. Чтобы ловить дельфинов в открытом океане, островитяне используют большие пироги, которые делают из стволов пальм. Деревья служат также основой приспособлений, с помощью которых передвигают и поднимают в вертикальное положение моаи, сооружаемые сейчас в больших количествах. Люди все активнее занимаются сельским хозяйством и заготовляют дрова, продолжая тем самым уничтожать леса.
1 200—1 500 Сооружение статуй в самом расцвете. Все ресурсы и силы островитян направлены на создание моаи и церемониальных платформ, на которые их устанавливают. Археолог Джо Энн Ван Тилберг пишет: «Социальная структура рапануйского общества настойчиво поощряла островитян к созданию новых и все более крупных статуй». Она добавляет, что «за период от 800 до 1 300 лет было сооружено около 1 000 статуй… то есть одна статуя на каждые 7—9 человек в то время, когда численность населения острова была, по оценкам, максимальной».
Очевидно, статуям моаи не поклонялись, хотя они и играли определенную роль в обрядах погребения и в обрядах, связанных с сельским хозяйством. Возможно, их считали жилищем духов. Похоже, что они также символизировали силу, положение и родословную тех, кто их сооружал.
1 400—1 600 Население достигает максимума: от 7 000 до 9 000 человек. Исчезают последние участки леса. Частично это объясняется вымиранием лесных птиц, которые опыляли деревья и переносили семена. «Исчезли все местные лесные виды птиц», — говорится в журнале «Дискавер». Исчезновению леса способствовали и крысы. Найдены свидетельства того, что они поедали орехи пальм.
Начинается эрозия почвы, пересыхают реки, не хватает воды. В пластах отложений, датируемых примерно 1500 годом, исчезают кости дельфинов. Возможно, на острове не осталось деревьев, пригодных для строительства больших океанских пирог. Островитяне теперь уже не могут покинуть остров. Людям начинает не хватать пищи, и они истребляют морских птиц. Люди едят все больше куриц.
1 600—1 722 Отсутствие лесов, расширение сельского хозяйства и истощение почвы все чаще приводят к неурожаям. Начинается голод. Рапануйцы делятся на две противоборствующие группировки. Появляются первые признаки социального хаоса, возможно даже людоедства. На острове правит закон силы. Стремясь обезопасить себя, люди перебираются жить в пещеры. Численность населения стремительно падает, и примерно в 1700 году на острове остается всего около 2 000 человек.
1 722 Голландский мореплаватель Якоб Роггевен становится первым европейцем, открывшим остров. Это происходит на Пасху, отсюда и название острова. Роггевен пишет: «Общий пустынный вид [острова Пасхи] производил впечатление крайней бедности и бесплодности».
1 770 Примерно в это время соперничающие кланы оставшихся в живых рапануйцев начинают опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. Когда в 1774 году остров посещает английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук, он видит, что многие статуи повалены.
1 804—1 863 Увеличивается число контактов островитян с другими цивилизациями. Рабство, распространенное в это время в тихоокеанских странах, и болезни уносят много человеческих жизней. Исчезает традиционная культура рапануйцев.
1 864 К этому времени опрокинута последняя моаи, у многих статуй умышленно отколоты головы.
1 872 На острове остается только 111 коренных жителей.
В 1888 году остров Рапа-Нуи был присоединен к Чили. В настоящее время на острове проживает около 2 100 человек: коренных островитян и переселенцев. Правительство Чили объявило весь остров историческим памятником. Чтобы сохранить уникальные черты и историю острова Рапа-Нуи, многие статуи вновь были установлены.
Почему рапануйцы не поняли, куда они идут, и не попытались предотвратить катастрофу? Вот что говорят об этом ученые.
«Лес… исчез не внезапно, он уменьшался постепенно, десятилетиями. […] Даже если кто-то из островитян и пытался предупредить соплеменников о том, чем чревато уничтожение леса, его предупреждением пренебрегали, потому что это затрагивало эгоистичные интересы скульпторов, правителей и их прислужников» («Дискавер»).
«То, что произошло на Рапа-Нуи, означало, что бесконтрольный рост населения и стремление распоряжаться ресурсами окружающей среды, переходя за определенную критическую точку, были не просто признаками индустриализации мира; это характерная особенность человека» («Нэшнл джиогрэфик»).
В книге «Остров Пасхи — остров Земля» есть поразительные слова: «Тот, кто срубил [на Рапа-Нуи] последнее дерево, видел, что оно было последним. Но он (или она) все же срубил его» («Easter Island—Earth Island»).