старый храм в люберцах
Преображенский собор
город Люберцы, Московская обл.
О храме
Старые времена
Первый, деревянный храм Преображения Господня в деревне Либерицы был построен владельцем поместья думным дьяком Иваном Грязевым и освящен в 1632 году.
Следующими владельцами села боярином Иваном Михаиловичем Милославским и князем Алексеем Петровичем Прозоровским храм был перестроен в камне.
В 1623 году, когда Либерицы стали известны, как и большинство подмосковных деревень, благодаря писцовой книге поместных и вотчинных земель письма и меры С. В. Котловского и подьячего А. Ильина, в деревне насчитывалось девять дворов. Однако строительство храма и, последовавшего за ним, помещичьего двухэтажного каменного дома приводит к более интенсивному заселению люберецкой земли. В дальнейшем, на протяжении более трехсот лет, храм играл доминирующую, можно сказать, «градообразующую» роль. Благодаря наличию в селе церкви, Либерицы становятся центром округи, разрастаются. Ширятся окрестные деревни: Панки, Подосинки, Жулебино.
В Отечественную войну 1812 года село было занято французами, которые наполовину его сожгли. Храм, милостью Божией, сохранился.
В 1862 году через Люберцы прошла железная дорога. Село начало быстро развиваться. В 1868 году в нем было 69 домов (из них 8 каменных), 6 лавок, 4 постоялых двора. В 1899 году построен завод паровых машин Карла Вейхельта.
Церковь Преображения. Фото Тюльпиной Юлии, 1934г.
В 1705 году, по духовному завещанию Алексея Петровича Прозоровского, владельцем села Либерицы становится Александр Данилович Меньшиков. Задумав создать здесь дворцово-парковый ансамбль, он изменяет название на милое его сердцу Новопреображенское. Дело было не только в желании угодить государю Петру I. К переименованию села Меньшикова подвиг стоявший в Либерицах храм, освященный в честь праздника Преображения Господня. И хотя, после опалы Меньшикова, к селу возвращается прежнее привычное для сельчан название, факт этот говорит о роли Преображенского храма в жизни Либериц и окружающих деревень.
К началу ХХ века приход составлял около 7 тысяч человек.
О значении Преображенского храма для церковной жизни округи говорит тот факт, что на престольный праздник в Люберцы приезжали первоиерархи Русской Православной церкви, пели хор Пятницкого и. С. Козловский. Любил здесь служить знаменитый протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов(†1971).
Икона новомучеников и исповедников Люберецких. Преображенский храм г. Люберцы
Революционные события 1917 года сначала мало затронули приходскую жизнь. Однако после большевистского декрета «об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» проводилась работа по закрытию храма. В 1932 году арестован и отправлен в ссылку последний настоятель храма священник Владимир Ипполитов. Перед разрушением церкви проводится сбор подписей за снос «очага бескультурья». По воспоминаниям современников, за подпись давали отрез сукна. Официальная причина сноса — мешает расширению рязанской дороги.
Возрождение храма
Преображенский храм в городе Люберцы. Современный вид.
В 1993 году среди православных жителей города возникло движение по возрождению Люберецкой святыни, поддержанное городской администрацией. 12 сентября 1993 года по благословению митрополита Ювеналия архиепископом Можайским Григорием на месте строительства нового храма был освящен закладной камень и поставлен памятный крест, у которого первоначально и совершались молебны. Вместе с тем, учитывая необходимость скорейшего начала богослужений, было построено здание небольшой рубленой часовни. В 1996 году к основному зданию часовни была пристроена колокольня с притвором, а в 1997 году — алтарная часть.
Таким образом, небольшая часовня превратилась в красивый уютный храм, по праздникам вмещающий до трехсот молящихся. Он был освящен 5 июля 1998 года архиепископом Можайским Григорием в честь выдающегося подвижника русской земли — святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири, Камчатки, Америки и Приамурья.
Но, к сожалению, после установки фундамента под каменный Преображенский храм, дальнейшие строительные работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования.
Только в сентябре 2006 года при поддержке главы Люберецкого района В. П. Ружицкого строительство продолжилось. И вот чудо — всего за два года храм был завершен, да ещё и расписан. Выходящее на главный проспект города здание храма представляет собой высокий лаконичный объем с одним барабаном, увенчанным русской шлемовидной главой, поставленный на мощный стилобат. Над тремя входами в храм красуются замечательные мозаичные иконы.
Церковь святителя Иннокентия в Люберцах и памятный крест, освященный в тот же день,
что и Преображенский храм
И вот — храм готов к великому освящению. Совершить его 14 сентября 2008 года прибыл митрополит Ювеналий. В сослужении секретаря Московского Епархиального управления протоиерея Александра Ганабы, настоятеля храма благочинного Люберецкого округа священника Димитрия Мурзюкова, протоиерея Петра Иванова, протоиерея Максима Максимова и благочинных Красногорского, Видновского, Долгопрудненско-Химкинского, Павлово-Посадского и Чеховского церковных округов Владыка митрополит совершил освящение главного Преображенского престола и нижнего крестильного придела в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Более тысячи люберчан собралось на территории храмового комплекса. Многие не смогли попасть внутрь храма, но для них велась прямая трансляция богослужения на специально установленном уличном экране. По окончании Божественной литургии состоялось освящение поклонного креста, который был установлен между двумя храмами: деревянным Иннокентьевским и каменным Преображенским в память этого великого для Люберецкой земли дня.
Преображенский храм (Люберцы)
Преображенский храм построен в 2008 году по инициативе местных жителей вместо разрушенного в годы советской власти. История утраченного храма ведется с 1632 года, сначала деревянный, в 1704 году перестроенный в камне, существовавший до 1936 года.
Содержание
История [ править ]
Первый, деревянный храм Преображения Господня в деревне Либерицы был построен владельцем поместья думным дьяком Иваном Грязевым и освящен в 1632 году. Следующими владельцами села боярином Иваном Михаиловичем Милославским и князем Алексеем Петровичем Прозоровским в 1704 году храм был перестроен в камне.
В последующие годы село было владением будущего императора Петра III и его супруги, впоследствии императрицы, Екатерины II, оставившей записи о жизни в Либерицах в своем дневнике. В 1821 году «тщанием и иждивением приходских людей и доброхотных дателей» была проведена реконструкция храма, пристроены два придела: Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского в трапезной. Появились портики с колоннами. Здание приобрело характерный для того времени классический облик, сохранившийся вплоть до сноса в 1936 году.
В Отечественную войну 1812 года село было занято французами, которые наполовину его сожгли. Храм, милостью Божией, сохранился. В 1862 году через Люберцы прошла железная дорога. Село начало быстро развиваться. В 1868 году в нем было 69 домов (из них 8 каменных), 6 лавок, 4 постоялых двора. В 1899 году построен завод паровых машин Карла Вейхельта.
В 1705 году, по духовному завещанию Алексея Петровича Прозоровского, владельцем села Либерицы становится Александр Данилович Меньшиков. Задумав создать здесь дворцово-парковый ансамбль, он изменяет название на милое его сердцу Новопреображенское. Дело было не только в желании угодить государю Петру I. К переименованию села Меньшикова подвиг стоявший в Либерицах храм, освященный в честь праздника Преображения Господня. И хотя, после опалы Меньшикова, к селу возвращается прежнее привычное для сельчан название, факт этот говорит о роли Преображенского храма в жизни Либериц и окружающих деревень.
Революционные события 1917 года сначала мало затронули приходскую жизнь. Однако после большевистского декрета «об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» проводилась работа по закрытию храма. В 1932 году арестован и отправлен в ссылку последний настоятель храма священник Владимир Ипполитов. Перед разрушением церкви проводится сбор подписей за снос «очага бескультурья». По воспоминаниям современников, за подпись давали отрез сукна. Официальная причина сноса — мешает расширению рязанской дороги.
Незадолго до разрушения в Преображенском храме села Люберцы служили священномученик Константин (Соколов), день памяти — 12 (25) марта и священномученик Александр (Виноградов), день памяти — 9 (22) сентября.
Но почти до конца 1980-х гг. на месте оставалась часть разрушенной стены: шоссе прошло мимо. Церковь закрыли, имущество — частично сожгли, частично свезли в подвал одного из цехов завода им. Ухтомского. Центральное паникадило долгое время «украшало» зал заседаний Люберецкого обкома. В здании храма пытались сделать клуб, затем спортзал. После неудачных переделок храм был уничтожен, церковное кладбище за алтарной стеной снесено. На месте разрушенного храма и кладбища располагается ныне городской стадион «Торпедо».
В 1993 году среди православных жителей города возникло движение по возрождению Люберецкой святыни, поддержанное городской администрацией. 12 сентября 1993 года по благословению митрополита Ювеналия архиепископом Можайским Григорием на месте строительства нового храма был освящен закладной камень и поставлен памятный крест, у которого первоначально и совершались молебны. Вместе с тем, учитывая необходимость скорейшего начала богослужений, было построено здание небольшой рубленой часовни. В 1996 году к основному зданию часовни была пристроена колокольня с притвором, а в 1997 году — алтарная часть.
Таким образом, небольшая часовня превратилась в красивый уютный храм, по праздникам вмещающий до трехсот молящихся. Он был освящен 5 июля 1998 года архиепископом Можайским Григорием в честь выдающегося подвижника русской земли — святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири, Камчатки, Америки и Приамурья.
Но, к сожалению, после установки фундамента под каменный Преображенский храм, дальнейшие строительные работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. Только в сентябре 2006 года при поддержке главы Люберецкого района В. П. Ружицкого строительство продолжилось. За два года храм был завершен и расписан. Храм был освящен 14 сентября 2008 года митрополитом Ювеналием.
Архитектура [ править ]
Выходящее на главный проспект города здание храма представляет собой высокий лаконичный объем с одним барабаном, увенчанным русской шлемовидной главой, поставленный на мощный стилобат. Над тремя входами в храм красуются замечательные мозаичные иконы.
Судьба старообрядческой моленной в Люберцах
Люберецкий краеведческий музей, нынешний Музейно-выставочный комплекс, был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, однако городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции. В советские годы эти стены сохранил от сноса проект реконструкции моленной под городское учреждение культуры.
После указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года в России существенно изменилось положение старообрядческих общин. С этого времени староверам любых направлений официально разрешалось возводить храмы с алтарями и другими внешними признаками религиозных построек. В Московском уезде Московской губернии, как следует из статистических данных того времени, незадолго до революции были зарегистрированы только три старообрядческие общины: Казанская в деревне Новинки Нагатинской волости, Троицкая в селе Борисово Царицынской волости и Преображенская в селе Люберцы Выхинской волости. Первые два населенных пункта находятся сегодня в черте города Москвы, а Люберцы впоследствии были преобразованы в город, ставший центром Люберецкого района, а затем и одноименного городского округа Московской области.
Еще до церковного раскола XVII века в старинном селе Люберцы (другие названия Назарово и Либерицы) стояла деревянная Спасо-Преображенская церковь. В Исторических материалах братьев Холмогоровых приводится упоминание этой несохранившейся церкви в книгах патриаршего приказа за 1631-32 годы: «Новоприбылая церковь в Московском уезде, в вотчине дьяка Ивана Грязева, во имя Преображения Господня да в приделе Иоанна Предтечи…» После богослужебных реформ патриарха Никона в Преображенской церкви в Люберцах, как почти повсеместно в российском государстве, стали служить по новому обряду. В XIX веке в Люберцах была построена каменная православная Спасо-Преображенская церковь, а у местных старообрядцев вплоть до 1912 года своей церкви не имелось.
часовня РПЦ во имя всех святых 1995 года. Автор проекта М. П. Изместьев
Подробности постройки старообрядческой церкви на том месте, где впоследствии был открыт краеведческий музей, мы узнаем из статьи этнолога С. С. Михайлова «Из истории старообрядческого храма в селе Люберцы в первой половине XX столетия». В подмосковных селениях Люберцы и Панки старообрядцы белокриницкого согласия составляли примерно четверть от общего числа крестьян. В XIX веке в Люберцах уже существовала староверческая моленная, но только в 1912 году члены общины в составе примерно 50 человек подали прошение государственным властям об официальной регистрации. Эта община распространяла свою деятельность не только на Люберцы, но и ближайшие селения Красково, Панки, Кирилловку, Токарево (где была также староверческая моленная неокружнического направления), Гремячево, Жилино и Пехорку.
В 1912 году члены Преображенской общины поставили вопрос о строительстве в Люберцах полноценной церкви. Был подготовлен архитектурный проект, выбрано место неподалеку от православного Спасо-Преображенского храма, но старообрядцы столкнулись со сложностями, которые оттянули постройку ко времени революции 1917 года. Несмотря на приход новой атеистической идеологии, построить свой храм в Люберцах старообрядцы смогли именно при советской власти в 1924 году. При этом был реализован не дореволюционный проект деревянного храма, а новый вариант кирпичной церкви.
В первые советские годы отношение властей к старообрядцам можно назвать более сдержанным, чем к официальной Церкви, поскольку эта религиозная группа несколько веков страдала от политики царского правительства. Есть, по крайней мере, еще один случай открытия старообрядческого храма в советские годы: в Москве в 1921 году был окончен и освящен Никольский храм у Тверской заставы, строительство которого началось до революции. Известно также несколько примеров переноса и освящения обычных православных храмов в Подмосковье, которые произошли вскоре после 1917 года: в селе Рыжево Егорьевского района (1920-е годы) и в Новой Деревне под Пушкино (1922).
Старообрядческий храм Преображения Господня в Люберцах просуществовал всего 7 лет: в 1931 году помещение было отдано районной типографии. После войны здание храма стало бесхозным, а к 1968 году — это были уже руины в самом центре города. Власти рассматривали вопрос сноса заброшенной церкви, однако этого, к счастью, не случилось. Создатель люберецкого краеведческого музея Михаил Петрович Изместьев выбрал бывшую церковь для организации в ее стенах нового культурного центра города. При этом по описаниям старожилов, которые еще помнили, как выглядела церковь в начале XX века, М. П. Изместьев создал рисунок, реконструировавший ее облик.
После реконструкции здания, старые стены старообрядческого храма оказались законсервированы внутри более современной постройки. Хотя визуально стены не различимы, физически они сохранились. Старые стены музея напоминают о необычной истории бывшего села Люберцы, где в 1924 году был построен и открыт Спасо-Преображенский старообрядческий храм. Напротив входа в музей в 1995 году по инициативе уже упоминавшегося Михаила Петровича Изместьева была возведена кирпичная церковная постройка: часовня всех святых, относящаяся к РПЦ.
Автор: Антон Саков
Источник: mosregtoday.ru
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
shurov_oleg
Олег Шуров
Храмы Люберецкого района
По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…
В путешествии по Православному Подмосковью мы всё ближе к Москве. На этот раз храмы Московского пригорода – Люберецкого района.
Люберцы – Церковь Преображения Господня
Кирпичный однокупольный четырёхстолпный храм с надвратной звонницей. Здание в русском стиле. Был заложен в 1993, однако собственно строительство осуществлено в 2006-2008. Посвящение выбрано в память прежде бывшей церкви. В цокольном этаже крестильный храм Рождества Предтечи.
Люберцы – Церковь Иннокентия, Митрополита Московского
Деревянная шатровая церковь с колокольней, построенная в 1994-1998 у места возведения новой Преображенской церкви. В декоре использованы мотивы модерна. Второй (приставной) престол Георгиевский.
Люберцы – Церковь Троицы Живоначальной, в Наташино
Деревянный шатровый храм в духе модерна, выстроенный в 1912-1913 гг. на средства дачников в дачном посёлке. В советские годы не закрывался, был устроен приставной Никольский придел. В 1970-х горела, но была отремонтирована. В настоящее время главный храм Люберецкого благочиния.
Дзержинский –Николо-Угрешский мужской монастырь
По преданию, основан кн. Дмитрием Донским в память явления ему иконы свт. Николая в 1380, перед Куликовской битвой. В XVI-XVII вв. одно из государевых подмосковных богомолий. Во 2-й трети XIX в. в годы настоятельства игумена Пимена (Мясникова, настоятель в 1852-1880) стал одним из основных духовных центров Подмосковья, тогда же выстроено большинство ныне существующих келейных корпусов, большая часть ограды. Закрыт в 1925, с 1928 занят трудкоммуной ОГПУ, с годами разросшейся в крупный промышленный центр. Во 2-й пол. ХХ в. занят жильем и различными городскими службами. Вновь открыт в 1991, постройки отреставрированы. С 1999 на части территории действует семинария. В настоящее время ставропигиальный монастырь.
Дзержинский – Собор Николая Чудотворца в Николо-Угрешском мужском монастыре
Каменный одноглавый четырёхстолпный собор был выстроен, скорее всего, в 1520-1530-х. Небольшая трапезная была пристроена в 1840-1849. В XVI-XIX вв. место хранения основных монастырских святынь. Закрыт в 1925, разобран в 1940. В настоящее время на его месте выстроен новый храм, стилизующий формы XVI в.
Дзержинский – Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Николо-Угрешском мужском монастыре
Пятикупольный храм 1857-1860 гг. при больничных кельях, находящийся в центре восточной стены монастыря, любопытный формами венчания. Закрыт в 1920-х, венчание сломано. Отремонтирован в 1999.
Дзержинский – Церковь Дмитрия Донского
Новый одноглавый кирпичный храм с колокольней, построенный в 2005-2007 рядом с Макарьевским, в центре города. Средства на строительство выделены объединением Теплотрансстрой. Имеет статус подворья Николо-Угрешского монастыря.
Дзержинский – Церковь Макария (Невского), митрополита Алтайского
Небольшой деревянный храм простых форм в центре города. Освящен в 2003 г. в память жившего в Угрешском монастыре в 1917-1926 св. Макария Алтайского (в 1912-1917 митр. Московского).
Дзержинский – Церковь Сошествия Святого Духа, на кладбище
Кирпичная церковь на городском кладбище Дзержинского, построенная в 2005-2006. Основной объем в виде неравногранного восьмерика увенчан шатровой кровлей, колокольня сооружена отдельно. Имеет статус подворья Николо-Угрешского монастыря.
Дзержинский – Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на заводе «Крисмар»
Каменная часовня, освященная 21.04.2007 на территории дорожно-строительной фирмы «Крисмар». Ярусная восьмигранная постройка простой архитектуры. Приписана к Казанской церкви в Котельниках.
Жилино – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Одноглавый четверик церкви 1753-1754 гг. в стиле провинциального барокко, в построенной в 1850-1852 трапезной устроены Троицкий и Никольский приделы. В советские годы не закрывался.
Коренёво – Церковь Преображения Господня
Восьмигранный центрический храм 1762-1777 гг. в стиле барокко, выстроенный на средства А. В. Нарбекова. Трапезная пристроена в 1913. Отдельно стоявшая колокольня 1794 сломана в советские годы. Храм закрыт в нач. 1930-х, перестроен. Открыт в 1992, отреставрирован.
Котельники – Церковь Казанской иконы Божией Матери
Каменный пятиглавый храм 1675-1680 гг. на подклете, выстроенный в дворцовом селе при царе Федоре Алексеевиче. В подклете Никольский придел, позже были устроены приделы Панкратьевский (1821) и Феодосия Черниговского (1902). Закрыт в 1938, венчания сломаны. Открыт в 1990, отреставрирован.
Котельники – Церковь Виктора Воина
Кирпичный восьмигранный в плане храм в русском стиле с ярусным завершением «иже под колоколы». Заложен 31 мая 2009 Патриархом Кириллом, малое освящение было 27.11.2010. Построен по инициативе и при помощи руководителя группы компаний «Белая Дача» В. А. Семенова. Имеет статус подворья Николо-Угрешского монастыря.
Красково – Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
Однокупольная церковь в стиле позднего классицизма, выстроенная на средства И. Д. Орлова. В 1894-1895 пристроены боковые Сергиевский и Константино-Еленинский приделы. Закрыта в 1934, несколько перестроена. В 1990 возвращена верующим, отремонтирована.
Лыткарино – Церковь Николая Чудотворца в Петровском
Небольшой усадебный храм, завершенный декоративным шатром, выстроенный в 1680-е на средства И. М. Милославского. Первоначально Петропавловский, переосвящен в Никольский в 1805. В сер. ХХ в. сильно перестроен, в 1970-х отреставрирован.
Лыткарино – Церковь Петра и Павла
Каменный ротондальный храм 1798-1805 гг. в стиле классицизма с боковыми притворами, выстроенный на средства Г. А. Демидова. Закрыт в кон. 1930-х. Открыт в 1990, отремонтирован.
Лыткарино – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Тураево
Деревянная старообрядческая церковь конца 1900-х с кирпичной колокольней, перестроенная из молитвенного дома. Практически не закрывалась.
Малаховка – Церковь Петра и Павла
Деревянная церковь в дачном поселке, завершенная куполом под шатром. Построена в 1902-1903 гг. Архитектор предположительно Щусев А.В. Боковые приделы княгини Ольги и Алексия Митрополита. Закрыта в 1938, венчание разобрано. Открыта в 1992, отремонтирована.
Октябрьский – Церковь Сошествия Святого Духа
Деревянная церковь с шатровым куполом, с боковыми притворами, гранёным алтарём и звонницей над западным притвором. В целом сооружена в 2009-2010 как первый храм комплекса Троицкой церкви.
У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.
26 сентября 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура
В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь