старые фото храма христа спасителя в москве
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Старые фотографии Волхонки
Волхонка — старинная улица Москвы, одна из тех, которая создает неповторимый облик города. Она имеет долгую историю — когда-то здесь находился Опричный двор и палаты Малюты Скуратова (и похоронен он был неподалеку). Потом здесь располагался знаменитый Пречистенский дворец, где поселилась Екатерина Великая. Затем — фешенебельный район, застроенный усадьбами самых блестящих фамилий России. В начале ХХ века здесь был построен Музей изящных искусств. Ну и, конечно, Волхонка немыслима без грандиозного Храма Христа Спасителя.
Но в то же время Волхонке не повезло — многие дома, стоявшие на ней, были разрушены. И сейчас поражает ее нехарактерная для центра города ширина — след снесенных построек. А какой она была, Волхонка? Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и посмотрим старые фотографии, найденные на просторах интернета.
Волхонка, 1931 год
Посмотрите на это здание на фотографии — то, перед которым идет трамвай. Оно было снесено, сейчас на этом месте расширение дороги, в результате чего Волхонка здесь больше напоминает площадь, чем улицу.
Вид Волхонки в сторону Кремля
А вот вид в сторону Кремля, слева виден Пашков дом. Увы, сейчас эта панорама закрыта огромными домами в псевдоклассическом стиле, построенными в последние годы.
Вид на Колымажный переулок
Вид на Колымажный переулок. Название говорит само за себя — с XVI века здесь, на месте Музея изобразительных искусств, был Колымажный двор, где хранились царские кареты. Слева — здание музея. Впереди по правой стороне улицы — храм священномученика Антипы Пергамского, построенный в XVI веке. А вот на месте красивого дома с башенкой сейчас стоит современный жилой дом в неоклассическом «лужковском» стиле.
Волхонка 22 июня 1941 г.
Москва, Волхонка, 22 июня 1941 года. Думаю, эта фотография в пояснениях не нуждается — объявлена война.
Волхонка, 1931 г. Вид в сторону Кремля
Фотография 1931 года. Вид в сторону Кремля. Сосуществуют трамваи и телеги. Благодаря малоэтажной застройке улица кажется просторной.
Волхонка, вид в сторону Храма Христа Спасителя
Вид в сторону Храма Христа Спасителя. Здесь улица еще вымощена брусчаткой, старые столбы, виднеются разнообразные лавочки.
Волхонка, д. 8, во дворе
Волхонка, д.8, во дворе — палаты Волконских. Фотография сделана в 50-е года, видно, что этот красивый особняк находится в ужасном состоянии.
Палаты Волконских
Еще одна фотография палат Волконских, на сей раз современная. К сожалению, здание продолжает разрушаться…
Волхонка, д.10
Волхонка, д.10 — здание на углу Колымажного переулка, сейчас входит в комплекс музеев ГМИИ. А особняк, который правее — уже более 10 лет в строительных лесах, идет «капитальный» ремонт. И сколько еще продлится — неизвестно.
Волхонка, д.13 (Галерея Илья Глазунова)
Д.13 — галерея художника Ильи Глазунова. Здесь хорошо видно, каким это здание было раньше и как оно выглядит сейчас — довольно сильно перестроено, покрашено в ярко-синий цвет.
Волхонка, д.14, ворота; фото 1957 г.
Ворота усадьбы Голициных, где ныне располагается Институт философии РАН (Волхонка, д. 14), со стороны Малого Знаменского переулка. Фотография 1957 года. Сейчас они отреставрированы.
Волхонка, д.14, флигель, фото 50-х гг. ХХ в.
А это флигель усадьбы Голицыных. Также фотография 50-х годов. Сейчас флигель тоже находится не в лучшем состоянии — колонны поддерживают металлические подпорки.
Волхонка, д. 14, фото 1957 г.
Главный дом усадьбы Голицыных, ныне здание Института философии РАН. Институт получил это здание в 1929 году. Двухэтажный особняк был достроен. Сквер перед зданием сейчас затенен огромными деревьями — теми самыми, что на этой фотографии еще совсем молодые.
Палаты Голициных
А вот — старая картина усадебного дома Голицыных — двухэтажного особняка. Интересно, что дорога ведет к правому входу, а сейчас вход слева.
Старый Храм Христа Спасителя
Старый Храм Христа Спасителя. Монументальное здание, хотя и несколько тяжеловатое.
Вид на Храм Христа Спасителя
Вот еще один вид Храма Христа Спасителя. Церковь, которая справа, также была снесена в 30-е годы.
Подготовка к сносу Храма Христа Спасителя
Подготовка к сносу Храма. Известный кадр. И здесь хотелось бы вспомнить одну вещь. Сейчас многие подчеркивают, что Россия до революции была православной страной, люди были истово верующими и т.п. Но тогда почему всего спустя 10 лет те же самые православные стали разрушать храмы? Мой прадед, умнейший и светлейший человек, на этот вопрос когда-то сказал так: «Попы достали. Было ужасное мракобесие». Поэтому не надо идеализировать прошлое, не надо вновь пытаться построить Третий Рим. Дабы не было второй антирелигиозной кампании.
Храм Христа Спасителя
Перед Храмом был сквер, вместо нынешней площади.
Взорванный Храм Христа Спасителя
Наверное, это немое свидетельство того, как толпа рушит свои идеалы. Только были ли тогда они?
Улица Волхонка
Еще одна фотография Волхонки — в сторону набережной Москва-реки. Уже построен Дом на Набережной, а конец этой церквушки уже предрешен.
Вид на Храм Христа Спасителя
Еще одна классическая фотография вида на Храм Христа Спасителя.
Строительство станции Кропоткинская
Строительство станции метро Кропоткинская. Когда-то предполагалось, что она будет своеобразным вестибюлем Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Строгое, светлое оформление станции должно было настроить на торжественный лад.
Строительство метро
Вот так строили здесь метро — открытым способом. Во дворе музея и Института философии стоят вентиляционные будки. А когда проходит внизу поезд, можно ощутить дрожание земли.
Музей Изобразительных Искусств
Вид на Музей изобразительных искусств. Голубые ели и лиственницы в сквере перед музеем еще совсем низкие, по улице едет трамвай — на Волхонке уже давно трамвайных путей нет.
Музей Александра III
Как видно из подписи к этой открытке, Музей изобразительных искусств носил имя Александра III.
Взрыв Храма Христа Спасителя
Взрывание Храма Христа Спасителя. Наверное, это могло бы стать своеобразным напоминанием того, что любые идеалы весьма легко рушатся.
Сейчас улица Волхонка сильно изменилась. Многое разрушено, напротив вновь построенного Храма Христа Спасителя за счет сноса первой линии домов (еще в 30-е годы ХХ века) она стала значительно шире. В посте Прогулка по Волхонке вы можете посмотреть на фотографии нынешней улицы и переулков.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Все таки раньше все как то красивее было, даже учитывая что не так чисто все и аккуратно но как то красивше 🙂
Мне тоже больше нравится как все выглядело раньше — более просторно и спокойно. А сейчас уж очень суетно — особенно когда скапливаются пробки 🙂
Надо поселиться в каком то небольшом европейском городке и наслаждаться уютной архитектурой :)… Большие города — они имеют тенденцию развиваться и застраиваться…
Точно. Хотя и там иногда могут что-то такое построить, что хоть стой, хоть падай. Когда я была в Падерборне (Западная Германия), все поражалась — рядом с огромным старинным Кафедральным собором построили уродливое современное здание — музей Собора.
сколько же всего хорошего ты нам рассказала