староверы празднуют рождество когда

Православные и староверы отмечают Рождество

В ночь с 6 на 7 января прихожане Православной и Древлеправославной церквей Латвии празднуют Рождество Христово. Свои поздравления им направили митрополит Рижский и Латвийский Александр и глава Древлеправославной Поморской церкви Латвии отец Алексий Жилко.

«В эти святые дни мы молитвенно прославляем родившегося Богомладенца Христа. Тихо и смиренно приходит Господь в наш мир. (. ) Совершается великое чудо, но оно не было столь очевидным для людей: мир продолжал жить своими заботами и планами, страстями и переживаниями, и только бедные пастухи и восточные мудрецы пришли почтить Сына Божия, пришедшего ради нашего спасения. (. )

Святые апостолы, научая народы, созидали Церкви и проповедовали Евангелие, привлекая сердца людей ко Христу. Апостольская проповедь была исполнена силой веры и радостной надежды. Эта проповедь и сегодня звучит в наших храмах. Последуем и мы святым апостолам и отложим дела тьмы и неправды: ложь, обман, зависть, клевету. Облечемся в дела света и последуем Христу, неся веру, мир, любовь, радость и надежду», — сообщается в приветствии митрополита Александра.

Лидер Православной церкви Латвии в своем поздравлении напоминает верующим: Евангелие учит не разделять людей на ближних и дальних, но к каждому относиться с христианским терпением и любовью, подтверждая свою веру добрыми делами.

Глава старообрядческой церкви отец Алексий также напоминает, что Сын Человеческий «не в величии, а в смирении и нищете» пришел в этот мир для спасения людей.

«. Вновь даруется нам духовное лицезрение таинства нашего спасения. Слово Божие, Сын Божий сходит с небес, становится человеком ради избавления падшего человека от вечной смерти и уничижения. Невидимый Бог становится видимым и осязаемым. (. ) Прославляем и славим великое Рождество Христово! В благодарении молимся и ожидаем Его Второе пришествие, уже не в нищете, но во славе и страшной силе. Когда вместе с воскресшими усопшими, пойдём на Его страшный Суд, где никто: ни мать, ни отец, ни брат не спасёт, но токмо от наших дел крепость.

Духовные отцы! Братия и сестры! Желаю Вам провести праздник Рожества Христова и последующие «святочные» дни в духовной радости, молитвах, благотворении, христианской любви! Желаю добра, мира Вам, семьям Вашим, Вашим близким! Желаю телесного здравия и душевного спасения!» — пишет в обращении к единоверцам о. Алексий Жилко.

Рождественские богослужения состоятся во всех латвийских православных храмах. Ночную Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова можно будет посмотреть на LTV и LSM. Начало в 23.50.

Источник

Почему в старообрядчестве используется название праздника «Рожество» вместо «Рождество»?

Добрый день. Скажите, пожалуйста, почему в старообрядчестве используется название праздника «Рожество» вместо «Рождество». В чем смысл исключения буквы «д»? Спаси Христос!

Добрый день, Андрей!

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время, «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т. п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге.

Итак, Вы смело можете поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.).

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Православные и староверы всего мира отмечают Рождество

rus.DELFI.lv

7 января православные христиане всего мира, а также старообрядцы, отмечают Рождество. Это второй по значимости праздник после Пасхи, посвященный событиям земной жизни Иисуса.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когда

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь на 7 января (по Юлианскому календарю, или новому стилю) встретили Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. Одно из центральных богослужений состоялось в Вифлееме — в базилике, построенной над сводами пещеры Рождества Христова.

В эти дни в храмах проходят праздничные богослужения. На рождественские богослужения православные приходят целыми семьями.

С 7 января и вплоть до праздника Крещения Господня, который будет отмечаться 19 января, у православных верующих будут продолжаться святки — святые и радостные дни, когда люди отмечают рождение Спасителя. Традиция многодневных святок восходит к практике древней Церкви, когда Рождество и Крещение отмечались вместе как одно событие Богоявления.

Митрополит Рижский и всея Латвии Александр в своем рождественском послании отметил, что «основное препятствие на пути к внутреннему покою — самолюбие, поэтому каждый должен быть благоразумен и обращаться к Богу с сердечной мольбой».

«Сегодня мы часто слышим призывы к внешней свободе. Такая свобода приводит человека только к распущенности и вседозволенности. Воплотившийся Спаситель мира Христос призывает нас к истинной свободе — внутренней свободе от гнева, ненависти, гордыни, себялюбия, зависти, алчности и тщеславия», — говорится в послании Александра.

В Латвии проживает более 300 000 православных, действует 117 православных приходов и три монастыря (два женских и один мужской). Богослужения в храмах проходят, в основном, на русском языке, но есть и латышские приходы.

Православное Рождество в Латвии не является официальным праздничным днем. В некоторых самоуправлениях Латгале, а также в Риге (с 2015 года) в Рождество работники могут использовать выходной.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поздравляя православных верующих с праздником Рождества, призвал каждого проявить в эти дни лучшие стороны своей натуры. «Даже малые дела способны сделать этот мир добрее и светлее. Это по силам каждому из нас, потому что с нами Бог», — цитирует его «Интерфакс».

Святейший отметил, что человеческое общество всегда строилось на принципах разделения: удачливые и невезучие, счастливые и несчастные, умные и ограниченные, живущие в достатке и нуждающиеся, однако христиане понимают, что «все несовершенство мира — это последствие греха» и что одними человеческими усилиями победить в себе грех невозможно — нужна Божественная помощь.

«Поэтому Спаситель предлагает нам самое главное — Себя; Он дает каждому человеку уникальную возможность соединиться с Ним. Это соединение происходит в Церкви через участие в ее Таинствах. Когда мы приходим ко Христу, устраняются все противоречия, стираются социальные различия. Христос любит каждого из нас», — напомнил глава РПЦ. Он пожелал, чтобы Рождество вдохновляло людей на добрые дела и чтобы помощь родившегося Спасителя пребывала с верующими на всех путях жизни.

Источник

Православные и староверы отмечают Рождество

В ночь с 6 на 7 января прихожане Православной и Древлеправославной церквей Латвии празднуют Рождество Христово. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр поздравил верующих. Ночную службу в Христорождественском храме можно увидеть онлайн.

Помимо традиционных рождественских тем, в этом году в обращении пастыря особо подчеркнута необходимость помогать тем, кто нуждается в поддержке:

«Господь призывает нас отказаться от эгоистического образа жизни и обратить свой взор на ближних, на тех, кто нас окружает – в семье, на службе, в церковной общине, в родном городе, государстве и постараться в усилии веры и упования распахнуть для них своё сердце, услышать их нужды и протянуть руку помощи», — сказано в обращении к прихожанам.

Без любви к ближнему бесполезны для спасения души строгое соблюдение церковных ритуалов, отказ от материальных благ и мирских соблазнов, отмечает митрополит, ссылаясь на изречения святых.

«В уходящем году мир постигло великое испытание — всё более широко распространяется опасное инфекционное заболевание. Я призываю вас, отцы, братия и сестры, к достойной христианской жизни, постоянному памятованию о Боге, к усиленной непрестанной горячей молитве.

Будем бережно и с любовью относиться друг к другу!

Необходимо соблюдение санитарных норм и мер предосторожности, рекомендованных медицинскими работниками. Призываю благословение Божие на тех, кто сейчас самоотверженно трудится в больницах, на медицинский персонал и на тех, кого постиг тяжелый недуг. Да пошлёт им Господь Свою помощь и скорое исцеление».

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, для прихожан Древлеправославной Поморской Церкви Латвии канун праздника омрачился уходом из жизни их многолетнего наставника Алексея Жилко, который ранее поздравлял верующих с Рождеством.

Рождественские богослужения состоятся в ночь с 6 на 7 января во всех латвийских православных храмах. Ночную Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова можно будет посмотреть на LTV и Rus.LSM.lv. Начало в 23:50.

Источник

Рождество Христово

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когда

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

Содержание:

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаКогда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).

Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Читать онлайн в оригинале

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЛубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаДля употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристославы

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЛубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаИкона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаРождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаИкона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаПоклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаРождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаРождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЦерковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЦерковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЦерковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЦерковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаЦерковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХрам во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаМироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаCобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХрам РПсЦ Рождества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХрам РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

староверы празднуют рождество когда. Смотреть фото староверы празднуют рождество когда. Смотреть картинку староверы празднуют рождество когда. Картинка про староверы празднуют рождество когда. Фото староверы празднуют рождество когдаХристорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *