староверческий монастырь в москве
shurov_oleg
Олег Шуров
Старообрядчество: Московские храмы (часть 3)
В третьей части речь пойдет о старообрядческих храмах других согласий. В первой и второй частях я рассказал о храмах Белокриницкого согласия, самого крупного среди староверов. Их духовный центр на Рогожской был основан в 1771 году в связи с эпидемией чумы. В том же году и по той же причине возникла и Преображенская община федосеевцев. Особую роль сыграл один из дворовых людей князей Голицыных, купец Илья Алексеевич Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России. В 1784—1811 годы по проекту архитектора Ф. К. Соколова (на средства и под руководством купца Ковылина) был построен большой комплекс сооружений (в который входили мужской и женский монастыри) в подражание Выгорецкой пустыни.
Федосеевский монастырь, позже Никольский единоверческий
Старообрядческая (федосеевская) церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Старообрядческая (поморская) церковь Успения Пресвятой Богородицы и Никольский храм
Восточная, старообрядческая часть храма
Старообрядческая (федосеевская) часовня Николая Чудотворца «О девяти крестах» на Преображенском кладбище
Старообрядческая (федосеевская) часовня Воздвижения Честного Креста Господня на Преображенском кладбище
Ещё одна надмогильная Федосеевская часовня на Преображенском кладбище
Моленная Успения Пресвятой Богородицы
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ
Страница Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря города Москвы.
Сообщество посвящено истории и культуре московского Преображенского старообрядческого центра.
Показать полностью.
Возникающая полемика между подписчиками данного сообщества ограничивается по усмотрению администраторов.
Здесь категорически запрещены:
1) Оскорбления и непристойная ругань
2) Размещение рекламы и материалов, не относящихся в тематике сообщества.
***
Научно-исследовательский отдел Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря был создан в апреле 2020 года с целью широкой научно-исследовательской деятельности, содействующей просвещению современного общества в вопросах истории и культуры старообрядчества на примере общины Преображенского кладбища.
Основными задачами НИО являются:
• Разработка научно-исследовательских и культурных проектов, связанных с изучением и сохранением историко-культурного наследия Преображенского кладбища;
• Введение в научный оборот новых документов и изобразительных материалов по истории и искусству общины Преображенского кладбища;
• Поиск, систематизация и введение в научный оборот биографических сведений об основных деятелях Преображенской общины (духовных отцах, попечителях, начетчиках) с целью увековечения их памяти;
• Привлечение историков, филологов, искусствоведов и генеалогов к изучению истории и культуры общины Преображенского кладбища;
• Координация научно-исследовательских работ по истории Преображенского кладбища с музеями, архивами, библиотеками и старообрядческими общинами;
• Популяризация культурного наследия общины Преображенского кладбища;
• Оказание содействия внедрению решений староверов общины Преображенского кладбища в вопросах исторического и культурного достояния;
• Установление устойчивых контактов и связей с российскими и зарубежными научными сообществами;
• Оказание методической помощи организациям, ведущим как совместные проекты с НИО, так и самостоятельные, но представляющие интерес для общины Преображенского кладбища.
Основная деятельность НИО:
• Поиск архивных, вещественных и изобразительных материалов по истории и культуре общины Преображенского кладбища;
• Публикация новых материалов в периодических изданиях, сборниках конференций и монографиях;
• Участие в конференциях, чтениях и круглых столах с целью популяризации деятельности общины Преображенского кладбища;
• Создание как постоянной экспозиции по истории Преображенского кладбища, так и временных выставочных проектов;
• Подготовка материалов для изданий буклетов, каталогов экспозиции и новых выставок;
• Подготовка конференций, чтений и круглых столов, посвященных истории и культуре общины Преображенского кладбища;
• Создание единой базы источников по истории и культуре общины Преображенского кладбища;
• Проведение лекции и экскурсии для разных категорий населения;
• Консультации по атрибуции произведений старообрядческого медного литья.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Т.В. Игнатова
==============================================================
Использованные источники:
• ЦГА Москвы Ф.16. Оп.110. Д.803 «Дело канцелярии московского военного генерал-губернатора о колоколах на Преображенском богаделенном доме». Начато 22 мая 1853 года. На 3 л.
• ОР РГБ Ф.98 №2011 «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год». На 874 л.
==============================================================
Письменные и изобразительные источники по истории Преображенского старообрядческого монастыря выявляются, расшифровываются и копируются в рамках грантового проекта № 21-2-019584 «Создание музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы».
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ запись закреплена
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О КОЛОКОЛАХ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ
24 августа 2021 года был произведен подъем колоколов на колокольню Крестовоздвиженской соборной моленной. Это торжественное событие заставляет задуматься, какова была история колоколов Преображенского старообрядческого монастыря. Поделимся с участниками данной группы некоторыми известными нам фактами.
Показать полностью.
***
Еще в 1778 году старообрядцам было запрещено иметь колокола на храмах и моленых (см. постановление МВД от 6 апреля 1778 года «О недозволении строить раскольнические церкви и часовни и иметь при них колокола»). Указ этот, несомненно, распространялся и на Преображенский старообрядческий монастырь.
Однако в 1853 году московскому генерал-губернатору стало известно, что в Преображенском богаделенном доме данное постановление грубо нарушается.
22 мая 1853 года московский генерал-губернатор граф А.А. Закревский обратился к смотрителю ПБД со следующим письмом:
«Дошло до моего сведения, что во вверенном Вам Преображенском богаделенном доме имеют колокола и производится благовест для призыва раскольников на молитву.
Предписываю Вашему высокоблагородию донести мне сколь можно поспешнее, где именно находятся у раскольников означенные колокола, какого они веса и в какое время производится раскольниками благовест и звон» (ЦГА Москвы Ф.16. Оп.110. Д.803 Л.1).
На следующий же день, 23 мая, смотритель Казначеев отчитался по данному вопросу. Приведем здесь его рапорт целиком:
«Секретно
Графу Закревскому
Коллежского асессора Казначеева
Рапорт
Во исполнение предписания Вашего сиятельства от 22 мая текущего года за №722 честь имею донести, что в Преображенском богаделенном доме находятся по два колокола на двух больших молельнях, находящихся одна на мужском, другая на женском дворе.
Весу на них не выставлено, но приблизительно определить можно: большой на мужском дворе в 50 пудов, а малый в 25 пудов; другой большой на женском дворе в 100, а малый в 50 пудов.
Благовест в большие колокола производится по большим праздникам, а в малые ежедневно, для призыва к обеду, на молитву, и на работы, и для обозначения часов. Звона же, или так называемого трезвона в два колокола вместе никогда не производится.
При сем имею честь присовокупить, что по инструкции и делам моим, не имеется в виду запрещений производить благовест, и на неоднократные вопросы мои по сему предмету раскольники объявляли, что запрещений на то ни с чьей стороны никогда не было.
Коллежский асессор Казначеев
Мая 23 дня 1853 года» (ЦГА Москвы Ф.16. Оп.110. Д.803 Л.2-2 об.)
24 мая 1853 года было решено назначить особое заседание Секретного комитета по делам раскола, чтобы решить вопрос о колоколах в ПБД (ЦГА Москвы Ф.16. Оп.110. Д.803 Л.3). По всей видимости, в инструкции смотрителей ПБД были внесены изменения, по которым они имели право запрещать колокольный звон.
Именно так поступил следующий смотритель ПБД, «свирепый и угнетательный» Лев Иванович Арнольди, назначенный на эту должность из Санкт-Петербурга. Он вступил в богаделенный дом 3 февраля 1854 года. (ОР РГБ Ф.98 №2011 Л.176-176 об.)
Л.И. Арнольди провел в ПБД строжайшую ревизию всего имущества, приказал запереть соборные моленные на обоих дворах, отобрал ключи от них и «в тот же день приказал, чтобы более с того времени звону на колокольне к службе не было на обеих дворах». (ОР РГБ Ф.98 №2011 Л.177 об.)
Итак, в середине XIX века на соборной Крестовоздвиженской моленной женского двора было два колокола: большой весил 100 пудов (1600 кг), малый – 50 пудов (800 кг). Несмотря на запрет звона, сами колокола с Крестовоздвиженской моленной не снимали. Их можно видеть на фотографии 1880-х годов и затем на снимках конца XIX века и рубежа XIX – ХХ столетия (см. иллюстрации).
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Т.В. Игнатова
========================================================
Использованные источники:
• ЦГА Москвы Ф.16. Оп.110. Д.803 «Дело канцелярии московского военного генерал-губернатора о колоколах на Преображенском богаделенном доме». Начато 22 мая 1853 года. На 3 л.
• ОР РГБ Ф.98 №2011 «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год». На 874 л.
========================================================
Письменные и изобразительные источники по истории Преображенского старообрядческого монастыря выявляются, расшифровываются и копируются в рамках грантового проекта № 21-2-019584 «Создание музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы».
Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе
Рогожская слобода – исторический район Москвы, возникший в конце ХVI века, традиционное место поселения старообрядческих купеческих семей, ставшее духовным центром московского старообрядчества. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия.
02 Рогожский поселок начала ХVIII века (гравюра)
Огнем и плетью. Именно так в России три с половиной века назад расправлялись с раскольниками. В мае 1666 года был проклят и отправлен в ссылку главный противник никоновских реформ протопоп Аввакум. Именно это событие многие историки считают началом раскола русской церкви. За свою свободу старообрядцам пришлось бороться не одно столетие
Храм-колокольня во имя Воскресения Христова
В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звоницу.
Колокольня запоминается изящной резьбой
04
05
06
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
08
09 Рогожское кладбище. 1912-1920
10
11
13
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку.
14
15
16
17
18
20
Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
21
22
Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем
Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.
Иордань.
На северном мосту возведена Иордань в виде парковой беседки
23 Парковая беседка-иордань
24
Христорождественский собор
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова. Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. В нем обустроили два самостоятельных придела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).
25
26
27
Поклонный крест.
Матвею Ивановичу Платову (1751-1818), старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года
28 Поклонный крест
Водосвятная часовня.
На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня.
29 Водосвятная часовня
Новые палаты (Дом Причта).
Здание конторы, гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных зала для устройства поминок, а также комната для приезжих.
30
В советское время здание сначала использовалось под школу, в конце 1920-х годов здесь разместили студенческое общежитие, затем жилой дом и снова общежите.После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, различных служб Рогожской общины и Митрополии
31
Несколько общих видов
32
33
34
35
36 Святые врата
Пруды
В восточной васти Рогожского расположены два пруда, соединенные между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское вркмя пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организовали стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов
37
38
39
40
Рогожский поселок
Вид на Рогожский поселок с высоты птичьего полета
Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.
Храмы Рогожской слободы
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (. ). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова
Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.
Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.
Храм Николы Чудотворца
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…
… вот так причудливо оформлены окна…
… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом
Храм Николы Чудотворца с колокольней
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения
В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.
Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
Изображение пеликана на арке окна
В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни
Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.
Старообрядческая ярмарка
По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.
На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…
…вручную расшитые полотенца…
… разнообразную домашнюю утварь…
В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси
На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.
Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.
Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.
Как попасть в Рогожский поселок
Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская
Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской
Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху
Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»
Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.
Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.
На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.
ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:
«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:
Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.
Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.
Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».
НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.
В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.
Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.
Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка
От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание
По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку
Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.
Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.
Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.