старорусская икона божией матери в старой руссе где находится
Старорусская икона Божией Матери
“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй.
“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).
Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.
Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.
Икона Божией Матери «Старорусская»
Этот образ Пресвятой Богородицы известен как самый большой из всех выносных образов. Его размеры больше двух метров в длину и ширину. Он находится в городе Старая Русса, отсюда и название. Икона имеет богатую историю.
Описание иконы
Есть две версии этого образа:
История иконы Божией Матери «Старорусская»
Как образ был явлен, в настоящее время, информации нет. По первой версии, икона находилась раньше в греческом городе Ольвиополе (около Херсона), но во время нападения турков, греки решили отдать ее на хранение в Россию, чтобы тем самым спасти от поругания. В пятнадцатом веке ее перенесли в город Русу, который сейчас носит название Старая Русса.
Другая версия говорит, что образ раньше находился в Тверской губернии и был перенесен в Старую Руссу.
В шестнадцатом веке в городе Тихвине было моровое поветрие, унесшие жизни многих людей. В отчаянии жители Тихвина попросили старорусцев отдать им чудотворный образ на время. Взамен они обещали дать им список Тихвинской иконы. Те согласились, икону трижды обнесли вокруг Тихвина, и поветрие остановилось. Но возвращать чудотворный образ жители Тихвина не торопились.
В городе Старая Русса вскоре вспыхнула эпидемия холеры. Жители несколько раз посылали прошение о том, чтобы те вернули икону обратно, даже писали государю. Но все старания были безрезультатны. И только император Александр Третий распорядился о том, чтобы икону вернули в Старую Руссу.
В 1888 году икона торжественно была перенесена обратно. С тех пор этот день особо отмечается Церковью. Образ был помещен в Спасо-Преображенском монастыре. В годы советской власти обитель была закрыта, чудотворную икону поместили в музей. Во время Великой Отечественной первый образ бесследно исчез. Вторую икону вывезли во время оккупации из города и поместили в городе Дно. После войны она вернулась на свое место.
Местонахождение иконы в настоящее время
Сейчас чудотворный образ находится в Старой Руссе в храме св. Георгия в киоте.
Существуют списки с иконы, они находятся:
Дни празднования иконы Божией Матери «Старорусской»:
В дни празднования в Старой Руссе отмечается особое торжество, служатся две Литургии.
Сказание о Старорусской иконе Божией Матери
Праздник в честь Старорусской Иконы Божией Матери и ее история, тексты молитв
Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.
Описание и значение образа в православии
Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.
Оригинал и копия
Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.
Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».
Общий символизм и причины различий
На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.
Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.
Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:
Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.
История появления
Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.
Обретение реликвии
Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.
Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.
Одолжение
100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.
В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.
Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.
Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.
Окончание многолетней тяжбы
В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.
Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.
Почитание иконы
Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:
В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.
О чем просят перед образом
В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.
В древности
По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.
Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.
Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.
В современности
Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:
Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.
Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.
Где можно найти оригинал и списки
Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.
Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.
В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.
Тексты
Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.
Молитва
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Старорусская икона божией матери в старой руссе где находится
Интересно, многие ли верующие знают икону Божией Матери, которая именуется «Старорусская»? А между тем эта икона считается самой большой выносной иконой в мире (!): 272 см в высоту и 202 см в ширину. 1 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный возвращению древней иконы на родину – в город Старая Русса. Немало загадок ореолом таинственности окружает именно этот лик Пресвятой Богородицы. О некоторых загадках «Прихожанин» решил рассказать своим читателям.
Загадка № 1. Происхождение чудотворной иконы
Старая Русса – древний и уютный город, расположившийся в 100 километрах от Великого Новгорода близ озера Ильмень, где река Порусья впадает в реку Полисть. Когда появился этот город, неизвестно, археологи спорят о IX-X веках, но возможно здешнее поселение значительно древнее. Многие исследователи подчеркивают, что, согласно древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», этот город был назван в честь легендарного героя по имени Рус. Если верить этому древнему источнику, два легендарных брата, своей родословной восходящие к сыну Ноя – Афету и являющиеся прямыми потомками князя Скифа, основали по берегам озера Ильмень два поселения и назвали их в свою честь – Словенск Великий (позже ставший Великим Новгородом) и Русу.
К слову сказать, до середины XVI века город так и назывался – Руса. Потом к названию прикрепилось слово Старая, указывающее на древность этого города, и чтобы можно было отличать от других поселений, которые назывались Новая Руса. Позже, уже в XIX-XX века, в слове Руса появилась и вторая буква «с», и город стал именоваться на привычный нам сегодня манер – Старая Русса.
Первая загадка, касающаяся иконы Пресвятой Богородицы «Старорусская», связана с ее появлением в городе. Существуют две версии. Согласно первой, икона, написанная византийскими иконописцами, поначалу находилась в древнегреческом городе Ольвиополь близ Херсонеса. Но, когда в 1470 году на Византию напали турки и крымские татары, жители города, боясь, что икона подвергнется поруганию со стороны иноверцев, решили отправить ее к православным русам, в город с таким же названием. Преодолев почти полторы тысячи километров, икону привезли в Русу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре.
Согласно второй версии, эта икона Божией Матери якобы впервые появилась в селе Выдропужске (Выдропусске), где жители молились ее образу в храме святого великомученика Георгия Победоносца. А уже из этого села икону якобы ненадолго перевезли в Русу, где она и осталась.
Обе эти версии несколько озадачивают. Если верить первой, то не совсем понятно, зачем надо было отправлять святую икону в столь дальний путь, как говорится, «за тридевять земель». В этом случае оставалось весьма мало шансов, что икона когда-нибудь вернется обратно в Ольвиополь. Если же говорить о второй версии, то возможно в этом случае могла произойти банальная путаница, потому что в селе Выдропужске была своя знаменитая чудотворная икона – «Одигитрия» Божией Матери «Выдропусская», внешне очень похожая на икону Богородицы «Старорусская». Так что тайну настоящего происхождения этой иконы мы, вероятно, никогда и не раскроем.
Загадка № 2. Тяжба двух городов
Вторая загадка связана с великой тяжбой, которая возникла между двумя городами – Русой и Тихвином, – на предмет, кому владеть этой чудотворной иконой.
У этой тяжбы есть своя предыстория. В 1570 году в Тихвине и его окрестностях вспыхнуло страшное моровое поветрие. И тогда тихвинцы обратились с нижайшей просьбой к жителям Старой Русы дать им святую икону, чтобы с ее помощью победить страшную эпидемию. В качестве временной замены тихвинцы предлагали копию своей знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Рушане (жители Русы) согласились отдать свою святыню на время.
Когда древнюю икону Божией Матери доставили и обнесли вокруг города Тихвина и ближайших сел и деревень, страшный мор действительно прекратился. Тихвинцы обрадовались, что Пресвятая Богородица спасла их город от эпидемии и решили… не возвращать в Старую Русу эту чудотворную икону, а оставить ее себе. И поместили «Старорусскую» икону Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря рядом со своей драгоценной реликвией – Тихвинской иконой. Вот и получается, что тихвинцы отплатили рушанам за доброту черной неблагодарностью.
Жители Старой Русы ждали, ждали, когда же их святыня вернется в родной город, и это ожидание растянулось почти на 200 с лишним лет. Когда же, по прошествии столь длительного срока, они, наконец, осознали, что жители Тихвина не намерены отдавать чужую реликвию, они решили обратиться за помощью к властям. И в 1805 году стали активно ходатайствовать, прося высшие государственные и церковные власти вмешаться в этот спор и помочь вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу.
К кому только за поддержкой они ни обращались! К митрополиту Новгородскому Амвросию (Подобедову), к епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), в Святейший Синод и даже к императору Николаю I. Рушане даже обещали, что предоставят жителям города Тихвина взамен точную копию со святой иконы, украшенную золотом и драгоценностями. Но всё было напрасно. И император, и Священный Синод подтверждали, что данная икона Богородицы, несомненно, является собственностью жителей Старой Русы, но тихвинцы держались упрямо: не отдадим ее – и точка!
Восемьдесят с лишним лет длилась эта тяжба двух городов, пока, наконец, очередное прошение жителей Старой Русы не попало на стол к великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II. Когда-то князь отдыхал на старорусском курорте, и ему там чрезвычайно понравилось, а потому он решил поддержать прошение рушан.
В итоге 7 мая 1888 года император Александр III утвердил свое решение с приказом вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу. 24 августа 1888 года сто с лишним жителей Старой Русы отправились в Тихвин за свой святыней. Взамен, как и обещали, рушане привезли точную ее копию с равноценными украшениями.
К слову сказать, чтобы изготовить эту копию и богато украсить ее золотом и драгоценностями, жители Старой Русы в кратчайшие сроки собрали гигантскую по тем временам сумму – 14 500 рублей серебром.
Все 300 километров, что разделяют Старую Русу и Тихвин, рушане 18 дней (с 31 августа по 17 сентября) крестным ходом несли святыню на руках, совершая по пути благодарственные молебны. Подробное описание торжественного перенесения чудотворной иконы из Тихвина в Старую Русу оставил старорусский мещанин Петр Белянинов. Он, в частности, вспоминал, что, когда рушане выносили икону из храма, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел».
«Когда местные удалились, с великой радостью, – писал Петр Белянинов, – понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами «Богородице прилежно ныне притецем. «, «Пресвятая Богородица спаси нас» и прочие стихиры. И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню».
Наконец 17 сентября (по старому стилю) 1888 года икона Божия Матерь «Старорусская» благополучно вернулась в родной город и была помещена обратно в Спасо-Преображенский монастырь. Вот как Петр Белянинов описывает этот последний торжественный день перехода: «17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ, о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрандцы (имеется в виду солдаты 86 Вильманстрандского полка, квартировавшегося в Старой Руссе – Ред.).
…А четыре года спустя, в 1892 году, в Старой Руссе на территории Спасо-Преображенского монастыря специально для иконы-хранительницы города был выстроен названный в ее честь храм – Церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.
Загадка № 3. Почему отвернулся Христос?
А вот и третья загадка, самая, пожалуй, мистическая. Эта история произошла в 1787 году, за 100 лет до торжественного момента, когда рушане вернули свою святыню в родной город. Соборный староста Спасо-Преображенского монастыря в Старой Русе Иван Петрович Красильников, видя, что переговоры с тихвинцами ничего не дают, решил пойти другим путем – заказать копию чудотворной иконы.
Целый год нанятые им лучшие иконописцы жили в Тихвине и копировали образ Божией Матери. 4 мая 1788 года (кстати, 4 мая – второй праздник этой иконы, установленный в честь принесения копии святыни в Старую Руссу – Ред.) копию торжественно доставили в Старую Русу. Рушане крестным ходом под колокольный звон донесли ее до Воскресенского собора и поместили у правого клироса на второй колонне от западной стены.
Дальше происходит нечто поразительное и загадочное. Когда 100 лет спустя, в 1888 году, древний оригинал иконы Богоматерь «Старорусская», наконец, вернули жителям Старой Руссы, то оказалось, что чудотворная икона и ее копия совершенно не похожи друг на друга! Древняя икона, попавшая в Русу еще в XV веке, представляла собой «Одигитрию» и напоминала одновременно знаменитую Тихвинскую икону Божией Матери и Грузинскую Богородицу. А потому Младенец Христос на древней «Старорусской» иконе, находясь на левой руке Пресвятой Богородицы, обращал Свой взор к Матери Божией. На копии, написанной по заказу старосты Ивана Петровича Красильникова, Младенец Христос отворачивает Свой лик от Богородицы, в правой руке Он держит свернутый свиток, а левой благословляет.
Жители Старой Русы дивились такому несовпадению, гадали, гадали о причинах такой перемены, но тайна измененного образа знаменитой чудотворной иконы так и осталась неразгаданной.
В советские времена обе чудотворные иконы были разорены. Большевики разграбили святыни и похитили золотые оклады и драгоценности: золота и серебра на 16 фунтов, китайский жемчуг, множество драгоценных камней: топазов, гранат, бирюзы, аквамаринов… Разграбив иконы, советская власть сами образа передала в Старорусский краеведческий музей.
Во время войны, когда немцы оккупировали Старую Руссу, древняя икона Богородицы «Старорусская» таинственным образом исчезла. Как таинственным образом она явилась за пять столетий до этого, так и исчезла. Очень вероятно, что прихожане решили спрятать ее в каком-нибудь потаенном месте: в самой Старой Руссе или в близлежащих деревнях. Там она, возможно, и хранится до своего нового явления.
А вот копия, заказанная старостой Иваном Красильниковым, сохранилась. Немцы, которые на первых порах пытались заигрывать с населением на оккупированной территории, разрешили выставить копию святыни в открывшейся церкви. Позже, в период горячих сражений, когда было принято решение об эвакуации гражданского населения, вывезли из города и икону. Три года она находилась в Михайловском храме в городе Дно в Псковской области, а в 1946 году ее вернули в родной город.
Тем паломниками, которые захотят поклониться этой святыне, надо съездить в Старую Руссу, на улицу Георгиевская, 26, где в церкви Георгия Победоносца в левом нефе находится главная хранительница древнего русского города Старая Русса чудотворная икона Божией Матери «Старорусская».