старополье церковь рождества христова
Церковь Рождества Христова (Старополье)
Церковь Рождества Христова была построена архитектором И.Б. Слупским в 1878-1888 годах в эклектичном стиле. В настоящее время храм реставрируется.
Содержание
История [ править ]
В 1711 году вместо описанной церкви, вероятно сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 года, также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 года, уже после сооружения каменной Ильинской церкви.
В 1817 году был выстроен и освящен малый каменный храм во имя святого Илии Пророка с приделом святого Георгия Победоносца. Поскольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине XIX века, когда население села и прихода весьма выросло: в праздники зачастую половина молящихся стояла на улице. В 1870-х годах, при священнике Валентине Кедрове, решили выстроить в селе новый просторный каменный храм. Место новой церкви располагалось на холме и отделялось от старой небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино.
Храм строился по проекту архитектора И. Б. Слупского: трехпрестольный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с высокой пятиярусной колокольней. Император Александр II лично пожертвовал на строительство 6000 рублей. Светлая и просторная церковь строилась 10 лет и была освящена в 1888 году.
Причт храма составляли в начале XX века три священника, диакон, три псаломщика и просфорня. Старостой (с 1911 г.) был крестьянин дер. Морди Косьма Елеазарович Михеев. Приход села Старополья составлял 6200 человек и включал само село Валово (Старополье), а также деревни Куреши, Чудская Гора, Заклепье, Шакицы, Собольцы, Менюши, Рудицы, Засосье, Хотило, Межники, Замошье, Корино, Марино, Морди, Дубок, Круте, Овсище, Дубоем, Велетово и Чудка.
Церковь Рождества Христова закрыли в 1938 году и использовали сначала как гараж и склад. Во время войны службы возобновились благодаря деятельности Псковской миссии, затем храм обрекли на запустение и разруху.
В 1990 году решением администрации Сланцевского района церковь Рождества Христова была передана верующим. Летом 1998 года при активном участии прихода святого Георгия Победоносца на Средней Рогатке началась реставрация «старопольской жемчужины». По историческим чертежам восстановлены святые врата и колокольня, в нижнем ярусе которой оборудован придел во имя пророка Илии, а на Воздвижение 2003 года освящен и поднят на колокольню крест. На 2008 год шла реставрация сводов и алтарной части, богослужения совершались в домовой церкви рядом с Рождественским храмом.
СТАРОПОЛЬСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Храм Рождества Христова в деревне Старополье, 2013 год. Фото с сайта sobory.ru |
Храм Рождества Христова в деревне Старополье (Гатчинская епархия)
В 1711 году вместо описанной церкви, вероятно сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 года, также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 года, уже после сооружения каменной Ильинской церкви.
В 1817 году был выстроен и освящен малый каменный храм во имя святого Илии Пророка с приделом святого Георгия Победоносца. Поскольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине XIX века, когда население села и прихода весьма выросло: в праздники зачастую половина молящихся стояла на улице. В 1870-х годах, при священнике Валентине Кедрове, решили выстроить в селе новый просторный каменный храм. Место новой церкви располагалось на холме и отделялось от старой небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино.
Храм строился по проекту архитектора И. Б. Слупского: трехпрестольный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с высокой пятиярусной колокольней. Император Александр II лично пожертвовал на строительство 6000 рублей. Светлая и просторная церковь строилась 10 лет и была освящена в 1888 году.
Причт храма составляли в начале XX века три священника, диакон, три псаломщика и просфорня. Старостой (с 1911 г.) был крестьянин дер. Морди Косьма Елеазарович Михеев. Приход села Старополья составлял 6200 человек и включал само село Валово (Старополье), а также деревни Куреши, Чудская Гора, Заклепье, Шакицы, Собольцы, Менюши, Рудицы, Засосье, Хотило, Межники, Замошье, Корино, Марино, Морди, Дубок, Круте, Овсище, Дубоем, Велетово и Чудка.
Церковь Рождества Христова закрыли в 1938 году и использовали сначала как гараж и склад. Во время войны службы возобновились благодаря деятельности Псковской миссии, затем храм обрекли на запустение и разруху.
В 1990 году решением администрации Сланцевского района церковь Рождества Христова была передана верующим. Летом 1998 года при активном участии прихода святого Георгия Победоносца на Средней Рогатке началась реставрация «старопольской жемчужины». По историческим чертежам восстановлены святые врата и колокольня, в нижнем ярусе которой оборудован придел во имя пророка Илии, а на Воздвижение 2003 года освящен и поднят на колокольню крест. На 2008 год шла реставрация сводов и алтарной части, богослужения совершались в домовой церкви рядом с Рождественским храмом.
Старополье. Церковь Рождества Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В XVII в., по возобновлении храма в с. Валовом (Старополье) церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в с. Валовое. Писцовая книга Осьминской управы, составленная в 1676 г., свидетельствует также: «что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жившие на погосте, должны перейти в деревню Курешу». Это указывает на то, что прежде Старополье (Валово) было военным поселением, где жили вольные служилые люди, поселенные сюда, очевидно, во времена царя Иоанна Грозного или ранее, при укреплении обороны северо-западных границ Русского государства со Швецией. Со временем оборонное значение местности, видимо, снизилось и Валовому определено было стать церковным погостом.
О церкви в Старополье священником Евфимием Евсевиевым в церковной описи, составленной в 1827 г., сказано: « в означенном погосте церковь деревянная, однопрестольная, освящена 1711 г. октября 7 дня; оная церковь назначена к разобранию».
В 1817 г. причт и прихожане просили у начальства дозволения построить новую каменную церковь и на это получили разрешение 16 апреля, за № 726. В упомянутой выше церковной описи сказано: « церковь каменная во имя св. пророка Илии, с таковою же колокольнею, заложена 1817 г. июня 24 дня, а освящена 1820 г. сентября 6 дня». В числе храмоздателей указаны: священник Евфимий Евсевиев, староста крестьянин деревни Замошья Афанасий Егоров и петербургский купец Вукол Поляков.
Придельная же каменная церковь св. Георгия выстроена 1824 г. и освящена 1826 г. мая 10, при церковном старосте Патрикии Федорове. На построение каменное употреблено 15 013 руб. 75 коп. Под построением каменным разумеется плита, из которой выстроен главный храм и придел. Антиминс в храме св. Илии освящен епископом Христофором в 1853 г. июля 19 и подписан митрополитом Никанором; антиминс Георгиевской церкви освящен Григорием, епископом Ревельским, 1824 г. октября 28 и подписан митрополитом Серафимом. Храм строили без архитектора и потому он не отличался ни удобствами, ни изяществом. В праздники половина молящихся стояла вне храма.
С 1878 г. начат новый каменный храм на следующие средства: с каждой ревизской души назначено снимать сперва по 1, а потом по 2 руб., до 1887 г.; церковной суммы употреблено 7 348 руб. 21 коп.; кроме того, многие лица участвовали подвозом материалов и др. способами. От государя императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны пожертвовано было 6000 руб.; от Департамента Уделов отпущено 700 штук бревен и 350 куб. саж. дров для обжигания кирпичей; крестьянин деревни Овсищ Николай Пантелеев пожертвовал разных предметов на 3000 руб.; крестьяне дер. Замошье Иван Евдокимов и дер. Засосья Даниил Галактионов пожертвовали на устройство железной кровли.
Церковь строится по проекту архитектора Ивана Благиевича Слупского, и ценность постройки определена в 71 372 руб. 10 коп. Храм строится пятиглавый, в 3 престола. Длина его с притвором 22 саж., ширина 15 саж., высота до креста 15 саж. Высота колокольни до креста 21 саж. Из колоколов замечательны два: один весом около 6 пуд., датируется 1645 г.; другой в 30 фунт., 1763 г., работы Алексея Кузмина. Документы церковные существуют с 1720 г.; описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 гг.; метрические книги с 1811 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.
palborum
palborum
По отдалённым приходам Ленинградской области. Старополье.
Нежданно-негаданно, довелось посетить несколько отдалённых храмов Ленинградской области. По большей части в Сланцевском районе. Вы не поверите, какие грандиозные сооружения высятся в этих, казалось бы Богом забытых местах. Вот, к примеру, церковь Рождества Христова из села Старополье. Не каждый губернский город может похвастаться подобным великолепием…
Рождественская церковь. 1878 – 1888. Арх. И.В. Слупский.
… Первое упоминание о Старополье, или погосте Валово, находим в Писцовой книге Шелонской пятины за 1498 год. Где-то в версте от него, близ нынешней деревни Куреши, стояла небольшая деревянная церковь, в память великомученика Георгия Победоносца, окормлявшая близлежащую округу. Времена были смутные, лихие. Храм неоднократно горел, перестраивался, разрушался, восстанавливался и вновь горел. В начале XVII века он был перенесён в село Валово (Старополье).
Старинный каменный крест.
(Возможно, с Ильинского погоста).
Южный фасад. Крыльцо. XIX век.
Церковь оказалась достаточно скромной и не могла вместить в себя всех желающих. Спустя какое-то время положение попытались улучшить пристройкой Георгиевского придела, но это не помогло, и в дни церковных праздников половина прихожан вынуждена была молиться на улице.
Дом причта (?). Конец XIX века.
В середине 1870-х годов было решено начать очередное строительство. Место для храма выбрали на холме, над оврагом, метрах в двухстах от старого сельского погоста. Автором проекта явился архитектор Иван Власьевич Слупский. Деньги собирали по всей округе: сначала по рублю в год с каждой ревизской души, затем – по два. По 6 тысяч выделили Александр II и императрица Мария Александровна, да Департамент Уделов, которому некогда принадлежало село, отпустил изрядную сумму. Всего на строительство ушло 71 тысяча 372 рубля 10 копеек.
Северный портал. 1880-е гг.
(Часть стены выломана для прохода сельскохозяйственной техники).
Храм получился просторным и светлым, а звон большого колокола 45-метровой колокольни разносился на 25 вёрст. Главный престол – Рождества Христова – освящён в 1888 году. Боковые приделы – в память святителя Николая Чудотворца и Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» немного позднее. При храме действовала школа (в бывшей Ильинской церкви). Перед революцией в ней обучалось 62 мальчика и 57 девочек…
Старополье. Церковь Рождества Христова. 1878 – 1888.
В 1938 году храм был закрыт, после чего разграблен. Здание передали машинно-тракторной станции. В годы Великой Отечественной войны его вновь открыли, но в 1944 году закрыли уже окончательно. Долгое время в стенах церкви размещался гараж сельскохозяйственной техники и ремонтные мастерские, затем склад…
14 июня 1990 года храм Рождества Христова села Старополье был возвращён верующим.
Церкви озера Самро: Ивановское, Старополье, Заручье, Зажупанье
Озеро Самро, лежащее на границе Лужского и Сланцевского районов является для рыбаков своеобразной Меккой. Рыбы здесь много. Однако нас интересовала не рыба. Для нас, район озера Самро – это край больших величественных церквей, которым место в стольном граде, а не в этом Богом забытом месте. Это удивительное противоречие пробудило в нас огромное желание увидеть всё своими глазами. Поездку мы назвали церковным туром. Общий километраж – 550 км. Забегая вперёд сообщим, что поездка получилась, чрезвычайно богата на впечатления и эмоции. А количество фотографий оказалось таким, что рассказ о поездке получился аж в 5 (!) частях.
Церковь в селе Ивановское
Итак. Первая остановка – село Ивановское (Кингисеппский район) и белокаменная церковь Иоанна Богослова с шатровой колокольней и луковичными главками.
Интересно, что село Ивановское было пожаловано императором Николаем I Александру Ивановичу Блоку (прадед русского поэта Александра Блока). А к началу 20 века эти земли принадлежали Наталье Гирс (внучка А. И. Блока), которая и выступила инициатором строительства храма.
Сохранившиеся декоративные элементы входной группы.
Церковь Иоанна Богослова была построена и освящена в 1909 году. При советской власти, как и большинство храмов, была закрыта в 1936 году. Во время войны была серьёзно повреждена и с тех пор была хаброшена. Однако местная религиозная община не дала храму умереть. С 2001 г. идут восстановительные работы, а с 2004 г. проводятся службы.
Рядышком расположилось аутентичное отделение почты России.
Церковь в деревне Старополье
Подъезжаем к деревне Старополье (Сланцевский район). В окружающем пейзаже купола церкви Рождества Христова выглядят особенно величественно и эффектно.
Пятиглавый храм в русско-византийском стиле, построенный по проекту архитектора И.В. Слупского. В голове крутится назойливый вопрос: откуда в этой глухомани такие грандиозные храмы? Оказывается, ещё 100 – 150 лет назад в этих местах существовали процветающие многолюдные деревни… Сейчас этого нет.
Колокольня высотой в 45 метров.
Храм был построен в 90-е годы 19 века. Как выяснилось, на строительство храма скидывались всем миром: в течении 9 лет каждый крестьянин вносил по 1-2 рубля в год. Зажиточные крестьяне вносили более весомые пожертвования и помогали стройматериалами.
Небольшое историческое кладбище у входа в церковь.
Здесь покоится почётный гражданин Елеозар Михеевич Михеев.
Надгробные кресты. Сколько же им лет?
При советской власти, в 1938 году в церкви устроили гараж и ремонтную мастерскую для тракторов. Кресты были сброшены с куполов. Однако, в 1942 году, храм был вновь открыт и даже кресты были водружены на купола. Но стоило советской армии переломить ход войны, как в 1944 году церковь вновь объявляется закрытой и там опять устраивается гараж для тракторов и комбайнов. Жестокая спираль времени. Через какое-то время здание было заброшено. Никому не нужный осквернённый храм медленно разрушался. Ситуация поменялась в 1990 году, когда силами местных жителей была создана православная община. Они добились передачи церкви Рождества Христова верующим и сумели найти финансирование. По фотографии видно, что до полного восстановления храма ещё далеко, однако то, что они пытаются спасти, эту величественную красоту вызывает глубокое уважение к этим людям.
Византийский стиль в архитектуре.
С тыльной стороны здания, мы увидели огромный пролом в стене. Пролом настолько велик, что обрушение стены – это вопрос времени. Также, мы обратили внимание, что каких-то видимых восстановительных работ, в настоящее время, не проводится. Нет наличия строительной деятельности, и, самое главное, контур здания был бы закрыт. Осадки, сырость и влажность являются основными факторами разрушения здания.
Из стройинвентаря нами обнаружена только выгнутая временем лестница.
Наш друг и помощник в путешествиях по Ленинградской области.
Продолжаем поездку. Асфальт в этих местах есть не везде.
Церковь в деревне Заручье
Следующая точка на карте – деревня Заручье (Сланцевский район). Где на Доложском (Михайловском) кладбище, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская).
Святой лик на часовеньке.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы, когда-то хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах.
Успенская церковь, как и большинство храмов в нашей поездке, находится в стадии медленного-премедленного восстановления.
Чудом сохранившиеся деревянные двери.
Увидев открытую дверь, мы не преминули зайти внутрь.
В большей части помещений находились строительные материалы…
А в этом закутке шла служба. Кстати, поэтому нам и удалось попасть внутрь здания.
Наслаждаемся пустой дорогой…
…и прекрасными русскими пейзажами.
Церковь в деревне Зажупанье
В поисках храма в деревне Зажупанье наткнулись на этот оригинальный забор из лыж.
Впереди церковь Михаила Архангела… Виден крест над верхушками сосен. Размеры храма потрясают.
Просто посреди соснового бора стоит забытый всеми огромный храм. Как такое может быть?!
Сосны расступились… и мы были поражены величием храма. Церковь Михаила Архангела была построена и освящена в 1908 году. В 1939 г храм был закрыт советской властью. Однако, в 1942 году, храм в Зажупанье, как и большинство, ранее закрытых церквей на оккупированной фашистами территории Ленинградской области, был открыт. Способствовала этому политика немецких захватчиков о возвращении церкви на оккупированных территориях. В этом наши враги видели один из способов искоренения большевизма. Подведено это было под указ митрополита Литовского о создании т.н. «православной миссии в освобождённых (читать «оккупированных») областях России». После войны церковь не закрыли и в ней продолжались службы до 1960 года.
Заросшие травой ступени… Церковь обнесена строительными лесами, но следов восстановительных работ мы не увидели. А строительные леса, судя по внешнему виду, были сколочены лет 10-15 назад.
Шалости глупой ребятни. Для них это была обычная «заброшка»…
Поразило… один из недоумков, на стенах храма в праздник Пасхи, оставил надпись об этом…
Проход опасен! Реставрационные работы, начавшиеся в 2000 году, были ограничены только восстановлением обрушившегося купола колокольни.