старообрядческий храм на павелецкой официальный сайт
В кафедральном соборе Русской Древлеправославной Церкви
Игумен Кирилл (Сахаров)
Настоятель храма Николы на Берсеневке (Москва)
15 ноября 2020 года группа прихожан церкви святителя Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым) посетила Покровский кафедральный собор РДЦ у станции метро «Павелецкая» на Новокузнецкой улице.
Экскурсию провел глава Отдела информации и правового обеспечения РДЦ протодиакон Виктор Кузнецов. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что с 2000 года в соборе находится кафедра предстоятеля РДЦ патриарха Александра. Здесь же располагается духовное училище. Существует мнение, что Покровский храм был построен московской общиной христиан беглопоповцев, но это не так. После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве.
Покровский собор на Павелецкой в Москве — духовный центр Русской Древлеправославной Церкви
В 1908 году в Замоскворечье на средства Ф. Е. Морозовой был приобретен участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. Проект здания был создан архитектором В. П. Десятовым. Всего на постройку здания было потрачено 100 000 рублей.
После закрытия храма в нем расположилось отделение Общества содействия обороне авиационному и химическому строительству Осоавиахим. С 1970-х годов в здании располагался ОРС Метростроя, была проведена перепланировка, в результате которой внутреннее пространство было разделено на три этажа. Печальным следствием такой реконструкции стало нарушение всей акустики помещения.
О. Виктор обратил наше внимание на ниши под окнами храма, есть предположение, что строителями внутри колонн и сводов была оборудована не только отопительная система, но и своего рода акустические каналы, которые впоследствии были разрушены в ходе работ по перестройке внутреннего предела. Восстанавливать их не пытались, так как на сегодня это чревато опасностью для самого здания.
Некогда существовавшие обширные подвалы храма залили бетоном, поскольку в помещении было установлено станочное оборудование отдела Мосметро. На сегодня остался лишь небольшой фрагмент подвала под притвором храма, также в процессе строительной реконструкции храм лишился одного из входов, как предполагается хозяйственного назначения.
Ранее храм общины располагался на Рогожке со стороны кладбища, но в начале девяностых годов архиереи РДЦ обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить для богослужений один из храмов, исторически принадлежавших беглоповцам. Таковыми в Москве являются: Никольский храм на Малой Андроньевской улице, затем молитвенный дом на Бауманской улице между улицами Ольховской и Спартаковской, сейчас здесь располагается колокольня великомученицы Екатерины, владение купцов Карасевых, которые известны своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Третьим по значимости рассматривалось помещение за зданием кинотеатра «Пять звезд» на улице Бахрушина, где по одной из версий была расположена моленная, но архивные изыскания о. Виктора заставили усомниться в этом. Ему удалось выяснить только то, что некое строение, расположенное здесь, было разрушено, а на его месте было построено то здание, которое существует сейчас.
В результате стараниями нынешнего Предстоятеля РДЦ старообрядцам передали храм здесь, на улице Новокузнецкой. В 1992 году была начата реставрация храма. Работы идут только внутри, потому что исконное внутреннее убранство не сохранилось, а снаружи реставрация не ведется, так как храм является историческим памятником, и все строительные планы и сметы теперь следует утверждать через Департамент культурного наследия.
Группа прихожан церкви святителя Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым) посетила Покровский кафедральный собор РДЦ
Росписи в храме — новые, работы закончили в 2006 — 2008 гг. В общей сложности расписывали около 10 лет. Основная часть икон была перенесена общиной из храма на Рогожке, но среди них есть и новые. Например, стараниями прихожан была заказана и написана роспись священномученика Аввакума. Кроме того, аналои Покровского храма изготовлены знаменитыми городецкими резчиками по дереву.
Покровский собор находится в центре города, проходимость у него большая, и многие жалуются, что не находят в нем икон Матроны Московской, царской семьи и Серафима Саровского. Объяснить людям это очень сложно, и до сих пор основную массу нестарообрядцев возмущает то, что в центре Москвы отсутствуют такие образа.
О. Виктор рассказал, что есть у них священнослужители весьма почтенного возраста, которые настаивают на том, что в притворе должен быть установлен умывальник, чтобы прихожанин, заходя в храм, чистыми руками брал подручники и прочие храмовые предметы. Сегодня, к сожалению, этого нет, а люди старшего поколения за это журят. Была ли такая традиция в древнем старообрядчестве — сложно сказать, скорее всего она имела региональное распространение.
На большие праздники в соборе проходят архиерейские службы, последняя из них была совершена на Рожество Пресвятой Богородицы. В храме есть мощевик, в котором находятся мощи святых как Вселенской Церкви (прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста и других), так и Русской Церкви (свт. Алексия и других).
После экскурсии около часа продолжалось наше общение с о. Виктором. Главной темой была работа с молодежью. Мы также узнали, что в Нижегородской губернии образовался митрополичий округ РДЦ, где вместе с митрополитом есть еще четыре архиерея.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Русская Древлеправославная церковь (РДЦ)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. Духовный центр древлеправославных христиан (РДЦ)
Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) — официальное название последователей беглопоповцев, не принявших в 1846 году белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 года создавших свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева; 1853–1934 гг.). Архиепископ был присоединен по второму чину в Саратове в храме великомученика Димитрия Солунского. Чиноприем совершил настоятель храма о. Никола Тихомиров. В том же храме 19 декабря 1923 года состоялось собрание, постановившее именовать Николу Позднева «архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан».
С 25 по 30 мая 1924 года в Москве проходил Всероссийский собор Древлеправославной церкви, который постановил: «Считать архиепископа Николу… крещенным трехпогружательно», «…что он под запрещением до перехода… в старообрядчество не состоял», «…считать отныне трехчинную иерархию в нашей церкви восстановленной…». На этом же соборе был учрежден высший орган РДЦ — Главный церковный совет. 16 сентября 1929 года к РДЦ присоединился единоверческий епископ Стефан(Расторгуев; 1861–1937 гг.), а 18 сентября архиепископ Никола в сослужении с ним рукоположил епископа Пансофия (Ивлева; 1881–1937 гг.).
Архиепископ Никола (Позднев) | Епископ Стефан (Расторгуев) |
Преемниками архиепископа Николы были архиепископ Стефан (1934–1937 гг.), архиепископ Михаил(1938–1944 гг.), архиепископ Иоанн (1944–1955 гг.), архиепископ Епифаний (1955–1963 гг.), архиепископ Иеремия (1963–1969 гг.), архиепископ Павел (1969–1977 гг.), Варсонофий(местоблюститель 1977–1979 гг.), архиепископ Геннадий (1979–1996 гг.), архиепископ Аристарх (1996–2000 гг.). С 2000 года на первосвятительскую кафедру был избран архиепископ, а затем патриарх Александр (Калинин).
Патриарх Александр (Калинин)
Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924–1955 гг. она находилась в Москве при Никольском храме на Рогожском кладбище, в 1956–1963 — в г. Куйбышеве, при храме Покрова Богородицы, куда архиепископ Епифаний был вынужден перенести свою резиденцию по принуждению властей. С 1963 г. духовно-административный центр РДЦ находился в г. Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме. После возведения ныне здравствующего первосвятителя церкви Александра (Калинина, род. 1957 г.) в достоинство патриарха, руководящий центр Древлеправославной церкви вновь переместился в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице.
В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублев, Максим Грек, Митрополит Московский Макарий, Патриарх Московский Гермоген, протопоп Аввакум.
В начале 1990-х гг. на территории Грузии образовалась Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь, к которой перешли некоторые традиционные приходы РДЦ. В 1999–2000 гг. епископы Аполлинарий и Евмений вместе с 8 приходами покинули РДЦ и образовали собственную Древлеправославную церковь России. В основе всех перечисленных расколов лежали претензии к руководству Архиепископии по части соблюдения древних церковных обычаев и чистоты старообрядческой идеологии. Московская Древлеправославная Патриархия кроме церковного календаря издает и разнообразную церковную литературу.
15 августа 2010 года к Русской Древлеправославной Церкви присоединились (через миропомазание) два иерарха «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — епископ Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и епископ Богородский Гедеон(Михайлов). Они были рукоположены Арсением (Киселевым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ (Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприем по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе никонианской и экуменической) и исповедью, совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприема особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».
Епархии РДЦ
По состоянию на 2017 год.
В конце 1920-х гг. насчитывалось не менее 150 приходов РДЦ. К концу 1960-х гг. их оставалось около 15. По итогам прошедшей регистрации религиозных организаций на 1 января 2002 года в России имелось 74 общины РДЦ. Кроме того, по несколько приходов существует в Казахстане и на Украине, и от 2 до 5 в Румынии. В приложении к календарю за 1991 год говорится о «приблизительных оценках» — 400 тысяч человек активных прихожан. В Новозыбкове имеется Высшее Духовное училище. Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.
Старообрядческий храм на павелецкой официальный сайт
Официальный сайт Московской митрополии
Постановления Освященного Собора РПСЦ 2021. Читать
Календарь
13 ноября 2021 года по н. ст.
31 октября 2021 года по ст. ст.
Суббота
Глас третий
21 суббота по Пятидесятнице
Свв. апп. Стахия, Урвана, Амплия, Наркисса, Апеллия и Аристовула от 70-ти (4). Св. мч. Епимаха (4). Прп. отец наших Спиридона просфорника и Никодима. Прп. отца нашего Анатолия затворника. Прп. матери Мавры, иже в Карфагене.
Пища скоромная. Приходные и исходные поклоны поясные.
Книги церковной лавки
Церковная лавка
Официальный интернет-магазин отдела рассылки Митрополии ismaragd.ru. Духовная литература и церковная утварь с доставкой.
Адрес лавки: 109052, г. Москва, ул. Рогожский поселок 29, стр. 9. Телефон: 8 (495) 918-13-92
Документы
Полезные ресурсы
Рекомендованные к посещению информационные ресурсы о старообрядчестве:
Агафья Лыкова
Краткая история жизни и подборка новостей сайта РПСЦ о самой известной таежной отшельнице старообрядчества Агафьи Лыковой.
Контакты
Адрес Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви: 109052, г. Москва, улица Рогожский Поселок, д. 29, стр. 3.
Телефон: 8 (495) 361-51-91
e-mail: mmitropolia@gmail.com
Подробнее →
175 лет восстановления церковной иерархии
12 ноября, на память свт. Амвросия Белокриницкого, Церковь вспоминает великое событие — восстановление трехчинной иерархии.
Погребение епископа Силуяна
В Новосибирске состоялось погребение преосвященного еписопа Новосибирского и всея Сибири Силуяна.
Украинская архиепископия простилась с протоиереем Евфимием Кузьминым
Архиепископ Киевский и всея Украины Никодим возглавил погребение протоиерея Евфимия Кузьмина.
Упокоился епископ Силуян
Отошёл ко Господу преосвященный епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян.
Хиротония в Казанской епархии
Преосвященный епископ Евфимий рукоположил во священники диакона Димитрия Четвергова.
Возвращение рогожской святыни
В Покровский собор на Рогожском после двухлетней реставрации вернулась икона Богородицы Казанской.
Поздравления с Днем народного единства — 2021
Поздравления, поступившие в адрес митрополита Корнилия по случаю Дня народного единства.
Упокоился протоиерей Евфимий Кузьмин
Отошел ко Господу настоятель храма во имя святителя Николы в Измаиле.
По Москве старообрядческой
В Москве подготовлен цикл мероприятий, посвященных 250-летию образования Рогожского и Преображенского старообрядческих кладбищ.
Знакомство с верой через творчество
Клинцовская община подвела итоги конкурса детских рисунков «Старообрядчество в Клинцах».
Начинается новый учебный год «Воскресной школы онлайн»
31 октября в 17:40 состоится первый вебинар учебного года. Регистрация на курс доступна для всех желающих.
Митрополит Корнилий отметил 16 лет интронизации
Предстоятель Церкви принял поздравления с годовщиной интронизации.
Памяти неравнодушного пастыря
В дни Собора его постоянные делегаты наверняка ощутили утрату одного из активных участников заседаний — настоятеля Покровского храма Хабаровска иерея Александра Чукаленко.
Освященный Собор подвел итоги работы
В Москве на Рогожском прошли ежегодные заседания Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви.
25 лет Дому русского зарубежья
По случаю своего 25-летия культурно-просветительский центр принял гостей, в числе которых благотворители, соотечественники из разных стран мира, историки, официальные лица.
Юбилейная выставка Олега Молчанова
В Академии художеств открылась выставка Олега Молчанова «Под шум берез…».
Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2021 года
«Боголюбивые участники Освященного Собора, благодарю вас, что в столь непростое время, вы нашли возможность приехать на Собор».
Конференция к 250-летию Рогожского кладбища
На Рогожском прошла конференция, посвященная 250-летию основания Рогожского кладбища.
Торжества по случаю 250-летия Рогожского
В духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище состоялись торжественные мероприятия, посвященные 250-летию его основания.
Шаг на пути к просвещению
Старообрядческая церковная лавка и интернет-магазин открылись в Виннице.
© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Старообрядческий Покровский храм, Новокузнецкая ул., 38.
Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — кафедральный собор Русской древлеправославной церкви. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины на Новокузнецкой улице, 38 в Москве изначально строился по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству
.
Проект храма разработал архитектор В.П. Десятов. Работы по строительству начались 12 октября 1908 и менее чем через 2 года, 26 сентября 1910 года, вновьсозданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
.
.
В начале 30-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
.
.
Оригинальный в своем исполнении собор красной кирпичной кладки, что гораздо чаще встречается в католических храмах. Внешне выглядит довольно просто.
.
.
Архитектура храма – типичная старообрядческая постройка, выполненная в «древнерусском духе» с элементами стиля модерн.
.
В архитектурном решении здания храма Покрова Богородицы Замоскворецкой общины сочетаются формы и декоративные приемы византийской (шлемовидный купол с крупными окнами, неоштукатуренная кирпичная кладка стен, пониженные боковые апсиды)
.
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Страница официального сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви в социальной сети ВКонтакте.
Страница содержит фото и видео материалы о старообрядчестве, а также приводит ссылки на новости официального сайта.
В меню «РАЗДЕЛЫ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА» Вы найдете необходимые ссылки о:
— Христовой Церкви
— Истории старообрядчества
— Старообрядческих приходах
Русская Православная Старообрядческая Церковь запись закреплена
Русская Православная Старообрядческая Церковь запись закреплена
Правовое положение старообрядцев в начале XX века
Иоанн Распопин
Старообрядческая часть населения Российской империи не пользовалась особенной любовью ни правительства, ни Русской Православной Церкви. История существования раскола связана с постоянным состоянием гонения, притеснения, положения вне закона.
Показать полностью. Относительные послабления при отдельных императорах никак не меняли общую картину положения. К началу XX века существовал целый ряд законодательных актов, ущемляющих гражданские права «раскольников» и, вместе с тем, рядом существенных преимуществ обладала Русская Православная Церковь. «Правовое положение старообрядцев к началу XX века в России было очень непростым. Их общины не имели официального статуса, не имели права владеть движимым и недвижимым имуществом, старообрядцам не разрешалось открывать школы и монастыри, самостоятельно вести метрические книги, преподавать своим детям Закон Божий, иметь особые кладбища, старообрядцы не были уравнены с лицами инославных исповеданий в отношении заключения браков с православными, старообрядческие настоятели и наставники не имели права так официально именоваться и не освобождались от призыва на действительную военную службу, не имели права официально отправлять требы в частных молитвенных домах, и целый ряд других ограничений». [1]
Канун 1905 года поставил перед правительством проблему назревающего кризиса. 26 февраля 1903 года Николай II был вынужден подписать Высочайший Манифест «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», в котором отмечалось, что «смута волнует умы…и необходимо принять меры, чтобы удовлетворить назревшим нуждам государства». [2] В том числе была отмечена необходимость осуществления «заветов веротерпимости». В манифесте подчеркивалось первенствующее и господствующее положение Православной Церкви, но отмечалось, что все подданные инославного и иноверного исповедания должны пользоваться свободным отправлением своей веры и богослужения.
В развитие положений, провозглашенных манифестом 1903 года, в декабре 1904 года был дан именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату, которым предписывалось «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к иноверным и инославным исповеданиям». [3] Этот Указ поставил перед правительством две проблемы. С одной стороны, косвенно ограничивались права господствующей Православной Церкви, она попадала в неравные условия с инославными конфессиями, так как еще существовал Святейший Синод с его обер-прокурором, определяющим деятельность Церкви. Инославным же конфессиям предоставлялась полная свобода действия. Этот вопрос должен был быть упорядочен. С другой стороны, правительству предстояло привести существующее гражданское законодательство, ущемляющее правовое положение старообрядцев и инославных вероисповеданий, в соответствие с манифестом.
Для обсуждения положения Православной Церкви было собрано соответствующее специальное совещание под председательством С.Ю. Витте. Решению другого вопроса — снятию ограничений законодательства в отношении, в первую очередь, раскольничьих толков, не желавших перейти в единоверие, был посвящен ряд заседаний Кабинета министров зимой 1905 года. Как свидетельствует Особый журнал Комитета министров, выписка из которого была опубликована в журнале «Миссионерское обозрение», на заседаниях был затронут большой ряд разнообразных вопросов. Во-первых, была определена отмена уголовного наказания за переход из официального Православия в другое вероисповедание. Было определено вероисповедное положение детей от смешанных браков, детей-сирот. Обсуждались отмена уголовного наказания за нарушение ограждающих православную веру постановлений, упорядочение системы метрических записей раскольников, отправления их духовных треб. На совещании было предложено отменить саму оскорбительную формулировку «раскольник», а также подвергнуть систематизации все раскольнические и сектантские толки в зависимости от их государственной и вероисповедной «вредности». Совет министров высказал свое положительное мнение «о признании за раскольническими благотворительными учреждениями и молитвенными домами значения юридических лиц… о порядке сооружения молитвенных старообрядческих и сектантских домов, закрытии их и о распечатании запечатанных молелен… об устройстве старообрядческих скитов и обителей… о публичном оказательстве раскола… о лицах, отправляющих у старообрядцев и сектантов духовные требы… о надзоре за старообрядческими печатными изданиями… о правах старообрядцев и сектантов по службе государственной и общественной». [4] Отдельным пунктом совещание рекомендовало «разрешить устройство старообрядцами и сектантами начальных школ и преподавание детям их Закона Божия». [5] Результатом обсуждения этих вопросов стало Постановление Комитета министров, легшее в основу Именного Высочайшего Указа Правительствующему сенату «Об устранении стеснений в области религии и об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года.
Положения Указа являлись поворотными в истории русского старообрядчества, значительно расширили свободу старообрядцев. Первый пункт этого Указа провозглашал свободу вероисповедания.
«Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий.
Присвоить наименование «старообрядец», взамен ныне употребляемого названия «раскольник», всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
Признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания». [6]
Эти основные пункты ставили старообрядцев на относительную высоту гражданских прав в России. Указ косвенно признавал ошибки прежнего руководства, определяя старообрядцев не раскольниками. Разрешение распространения старообрядческого образования свидетельствовало о даровании свободы вероучения.
Указ вызвал бурную неоднозначную реакцию во всех слоях населения Российской империи. Вместе с очень положительными оценками либералов, православное духовенство однозначно оценило Указ не только как нарушение господствующего положения Православной Церкви, но и умаление ее в правах в сравнении с другими исповеданиями. Епископ Гурий Симбирский отмечал, что «гражданское правительство едва ли имеет компетенцию решать двух с половиной вековой спор. Если правительство желает переменой имени тешить самолюбие раскольников, то оно тем самым унижает церковь». [7]
Указ был издан 17 октября 1906 года. Его полное название звучало так: «Именной Высочайший Указ, данный Сенату — О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия сектантов». Этот законодательный акт (впоследствии несколько измененный и переработанный в Закон) явился завершающим звеном в деле введения свободы вероисповедания для старообрядцев. На основании данного Указа был определен порядок образования старообрядческих общин — всего лишь явочный. Группа старообрядцев, не менее 50 человек, подавала в губернское или областное правление заявление. Заявление учредителей служило основанием для внесения общины в реестр. Внесенные в реестр общины получали право избирать духовных лиц, сооружать храмы, молитвенные дома, проводить операции с недвижимостью (но на операции с недвижимым имуществом на сумму свыше 5000 рублей требовалось получение Высочайшего разрешения), учреждать богоугодные заведения и школы.
Помимо того, циркуляром МВД от 18 августа 1905 г. устанавливался следующий порядок перехода из православного в инославные или иноверные исповедания.
«Лица, желающие перейти из православия в одно из инославных христианских исповеданий, обращаются о том с заявлением к местному Губернатору непосредственно или через уездную административно-полицейскую власть.
Губернатор, при получении заявления… незамедлительно уведомляет о том православное епархиальное начальство и засим не позднее, чем в течение месячного срока со дня получения заявления, препровождает таковое на усмотрение местного инославного духовного начальства.
О совершившемся присоединении православного к инославной вере духовное инославное начальство извещает Губернатора, который сообщает о том надлежащей православной духовной власти».
Можно сделать вывод, что, решая внутренние политические и государственные вопросы и уступая значительному давлению со стороны старообрядческой общественности, правительство было вынуждено идти на законодательные уступки в отношении старообрядчества. В результате старообрядцы как конфессия получили ряд значительных вероисповедных свобод. После издания Указа 1906 года старообрядчество испытало определенный подъем своего развития. С одной стороны, староверы имели теперь возможность в свободных условиях осуществлять необходимые действия, напрямую связанные с их обрядовой и вероучительной стороной жизни. Сразу же всколыхнулись старообрядческое храмоздательство, благотворительность, налаживалось положение дел в системе гражданского состояния – что касалось заключения семейных браков, записей в метрических книгах. Старообрядчество получило возможность свободно проводить богослужения, сохранять уклад своей жизни. «В итоге период с 1905 по 1917 г. мы вправе назвать духовным Ренессансом старообрядчества». [9] Перед старообрядчеством встали те проблемы, которые в прежние времена не имели актуальности вследствие полулегального существования этой значительной части населения. Эти проблемы накапливались веками, и некоторые из них требовали немедленного разрешения. Это вопросы взаимоотношений внутри старообрядческих согласий, когда они получили возможность легально объединяться под руководство единого центра; это взаимоотношения старообрядчества с господствующей церковью и гражданской властью; это соблазн участия в политической жизни государства; это возможность научной и периодической печати; и, наконец, вопросы образования, которым предстояло уделить большую часть сил.
Высочайший Указ о даровании вероисповедных свобод был результатом стечения многих обстоятельств. Но ни гражданское общество, ни Русская Православная Церковь, ни сами старообрядцы в своей массе не были готовы к такому внезапному обретению свободы. Требовалось значительное время, чтобы те же старообрядцы поняли, что с этой свободой можно сделать. Неопределенность позиции вынуждала постепенно нащупывать общие направления развития. Таким явным движением из стороны в сторону характеризуется наступивший период золотого века старообрядчества.
Список использованной литературы
Ореханов Г., иерей. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М.: ПСТБИ, 2002. С. 29.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третие. Т. XXIII. 1903 г. СПб., 1907, №22581.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третие. Т. XXIV. 1904 г. СПб, 1908, №25495.
Миссионерское обозрение. М., 1905. С. 1039–1053.
Миссионерское обозрение. М., 1905. С. 1055.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третие. Т. XXIV. 1905 г. СПб., 1908.
Старообрядчество: история, культура, современность. Альманах. Издательский отдел Музея истории и культуры старообрядчества. М., 1995. Вып. 3. С. 18.
Правила 17 октября 1906 года о старообрядческих общинах и их духовных лицах. М.: изд. Московской старообрядческой книгопечатни, 1915. С. 29.
Ореханов Г., иерей. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М.: ПСТБИ, 2002. С. 30.