староладожский успенский монастырь старая ладога
Староладожский Свято-Успенский
девичий монастырь
Братья и сестры!
Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.
Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.
В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.
В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.
С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.
На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).
Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video
В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.
Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.
Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Монастырю нужна помощь
Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.
В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.
Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.
В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.
Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.
Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.
В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.
Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.
Историческая справка
о Староладожском Свято-Успенском монастыре
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.
Основание монастыря
Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.
Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (Св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
Разорение монастыря в смутное время
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Возобновление монастыря
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Староладожский Свято-Успенский
девичий монастырь
Братья и сестры!
Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.
Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.
В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.
В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.
С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.
На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).
Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video
В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.
Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.
Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Монастырю нужна помощь
Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.
В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.
Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.
В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.
Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.
Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.
В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.
Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Наши реквизиты:
Получатель:
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАРОЛАДОЖСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
ИНН 4702008960
КПП 470201001
Р\сч.№ 40703810143060000559
Банк получателя:
Филиал « Центральный» банка ВТБ (ПАО) г. Москва
БИК 044525411
Кор.\сч. № 30101810145250009411
Назначение платежа :
Пожертвование на уставную деятельность
— Карточка сбербанка
Visa № 5469 5500 7683 1129 (Журавлева Ю.)
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь запись закреплена
Звоните +7-921-3336071. Спросить матушку Ангелину
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь поделился ссылкой
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь запись закреплена
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ
В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***
Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***
Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***
«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***
Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***
У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.
В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***
Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».
*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:
Староладожская темница для нелюбимой жёны Петра I
Немного истории. Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.
Фото Максима Ланового
Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А. М. Горностаева в 1861-62 г.г.
Фото Максима Ланового
Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, и мог вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако, роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.
Расскажем немного подробнее о первой жене Петра I (с 27 января 1689 до 1698), матери царевича Алексея, последней русской царице и царствующей равнородной неиноземнной супруге русского монарха.
Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Данное событие имело значение не только для самих молодых, но также и для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры».
Евдокия была воспитана в духе Домостроя, поэтому не разделяла интересов супрпуга, который очень многое из обычаев Западной Европы переносил на русскую почву. По сведениям современников, не отличалась она большим умом и сообразительностью, была настроена против реформаторских шагов своего мужа.
На её сестре Ксении был женат ((с 1691)) Борис Иванович Куракин, который был женат на Ксении, сестре Евдокии, оставил описание о юной жене Петра I в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»:
«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…»
Несмотря на довольно привлектаельную внешность, Евдокия не смогла удержать мужа, который много времени проводил в Немецкой слободе, где сблизился с Анной Монс. После смерти матери Петра, царицы Натальи Кирилловны, в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск, он перестал даже поддерживать переписку с Евдокией. Её родственники Лопухины попали в опалу, а сама иолодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.
Евдокия не хотела постригаться в монахини, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Она попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Молодую царицу под конвоем отправили в Суздальско-Покровский монастырь, где и постригли в монахини под именем Елены.
Евдокия Лопухина в монашеском облачении
Отношение Петра I к свой нелюбимой жене выразилось даже в том, что ей не было назначено содержания от казны не было — её «кормили» родственники. Она писала: «Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую».
Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-10 гг. вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.
Сохранились письма Евдокии к Глебову, которые свидетельствуют о тех чувствах, которые питала женщина к майору. Возможно, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла его знать с детства.
На допросе Глебов показал «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Сама Евдокия признавалась: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».
По сведениям историков, Глебов был посажен на кол и мучался 14 часов перед неизбежной смертью. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни, не разрешали закрывать глаза и отворачиваться.
В 1718 году она была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, где 7 лет жила под строгим надзором до кончины императора, своего мужа. В 1725 её отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы». Для Екатерины I Евдокия представляла угрозу, так как, с точки зрения законности, её брак с Петром I вызывал сомнение, а следовательно, сомнительны были и её права на престол.
С воцарением своего внука Петра II, сына казненного царевича Алексея, она была с почётом перевезена в Москву. После опалы Евдокия жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. На её содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Но никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.
Умерла Евдокия в 1731 году, пережив своего неверного и царственного супруга на 6 лет. Историки рассказывают, что её последние слова были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.
При подготовке использована информация сайтов: