старочеркасский войсковой собор воскресения христова
Войсковой Воскресенский собор и царская семья
12 февраля 2019 года Войсковому Воскресенскому собору в станице Старочеркасской исполняется 300 лет. Три века собор был свидетелем многих событий истории государства Российского и Всевеликого Войска Донского. Казаки верой и правдой служили русскому престолу, поэтому цари, императоры, великие князья были частыми гостями на Донской земле.
История возведения каменного храма тесно связана с именем Петра I. Проезжая два раза через Черкасск к Азову в мае и августе 1696 года царь обратил внимание на отсутствие храма у донцов и ускорил дело постройки собора. Пётр I присылает на Дон в Черкасск план, мастеров, два колокола, связное железо, 100 рублей денег в дополнение к отпущенным прежде суммам. Царь считал, что с укреплением православия на Дону, казаки будут более управляемы. Однако вспыхнувшая крестьянская война под предводительством Кондратия Булавина на несколько лет остановила начатую постройку собора. Работа по возведению храма возобновилась лишь в 1709 году, после подавления восстания и расправы с его участниками и после посещения в апреле этого года Черкасска Петром I. Он лично поощрял народ к прочному и скорейшему окончанию собора, причём сам с князем Долгоруким носил кирпич на соборную постройку и собственными руками положил на алтарном среднем окне несколько камней и залил их известкою, что вслед за ним повторили войсковой атаман Пётр Рамазанов и другие старшины. [1. 6.]
18 сентября 1817 года станицу Старочеркасскую посетил великий князь Михаил Павлович – младший брат Александра I. Он родился 28 января 1798 года в Санкт-Петербурге и был четвертым сыном Павла I и Марии Федоровны, младшим братом императоров Александра I и Николая I. Михаил Павлович был всеобщим любимцем в императорской семье. Он был очень сильно привязан к старшему брату Николаю, и с годами их сплотила крепкая дружба. Столь же добрые отношения Михаил поддерживал и с другим братом Константином. Великий Князь Михаил Павлович был серьезным, строгим, гроза всех военных, хотя в душе был добрым и великодушным. Как военный проявил себя исполнительным и опытным генералом. Но в государственных делах он не играл серьёзной роли, предпочитая пассивное самоустранение и играя роль первого слуги своего царственного брата.
В 1817-1819 годах Михаил Павлович с целью завершения образования совершил путешествие по России и Европе в сопровождении генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича. В этой поездке великий князь посетил донскую столицу, город Новочеркасск, откуда отправился в станицу Старочеркасскую. [2.] В Старом городе его высочество осмотрел всё достойное внимания и помолился в Воскресенском соборе. Об этом событии напоминает чугунная плита со следующей надписью: «На сем месте приносил молитвы великий князь Михаил Павлович. 1817 года сентября 18 дня».[3. 421]
Император Александр I (1777-1825) любил путешествовать. Он исколесил всю Россию, бывал в соседних странах. 1 сентября 1825 года он выехал из Петербурга – в Таганрог, в который прибыл 13 сентября. В городе на берегу Азовского моря Александр пробыл без малого месяц – и его позвала дорога! Он отравился в поездку – сначала на нижний Дон, а затем в Крым. Там, в Крыму, он заболел и 5 ноября возвратился в Таганрог и умер 19 ноября 1825 года.[4.133.]
Станицу Старочеркасскую Александр I посетил 14 октября 1825 года. Прибыв в бывшую донскую столицу в сопровождении свиты, царь был встречен атаманом и духовенством станицы. После молебна в Воскресенском соборе потомки рода Ефремовых устроили для царя и его свиты парадный обед в атаманском дворце на собственном подворье. В двухэтажном родовом дворце, построенном 60-е годы XVIII века, Александра I принимала вдовствующая полковница Евдокия Акимовна Ефремова. В Воскресенском соборе поныне сохранилась чугунная плита, положенная стараниями священника Григория Левитского.[3. 419-420.] Надпись на ней гласит: «На сем месте умиленные молитвы приносил великий государь Александр Павлович I-й, 1825 года октября 14 дня».
Великий князь Николай Александрович во время своего путешествия по России побывал на земле донской летом 1863 года. Второй ребенок, после сестры Александры, и старший сын еще цесаревича Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II) и цесаревны (впоследствии императрицы) Марии Александровны. Родился 8 сентября 1843 года в Царском Селе, умер 12 апреля 1865 года в Ницце. Николай — единственный наследник российского престола дома Романовых, доживший до взрослого возраста и не взошедший на престол в связи с трагической кончиной. В 1863 году Николай Александрович отправился во второе путешествие по России.[5.] Летом он посетил станицу Аксайскую, Новочеркасск, где наследник вступил в «Большой круг» войска Донского и принял знаки войскового атамана всех казачьих войск. 5 августа 1863 года он прибыл в станицу Старочеркасскую. Здесь он молился в Воскресенском соборе, а потом был принят в атаманском дворце игуменьей женского монастыря Лаврой.[3.421.] В старочеркасском Воскресенском соборе хранится чугунная плита с надписью: «Место, на котором с примерным усердием молился наследник Всероссийского престола великий князь Николай Александрович. 5 августа 1863 года в 3 часа пополудни». Благодаря хлопотам священника Григория Левитского в 1863 году рядом с собором был сооружён обелиск в память приезда в Старочеркасск наследника цесаревича Николая Александровича.[6. 3]
Старый город Черкасск является жемчужиной Донской земли. Многие деятели русской культуры и искусства побывали в станице Старочеркасской, стремясь прикоснуться к уникальной истории донского казачества. Не исключением были и представители царской династии Романовых. Самый древний храм на территории Всевеликого войска донского – Воскресенский собор готов и сегодня встретить всех, желающих прикоснуться к уникальной казачьей истории и духовной культуре.
Воскресенский войсковой собор (Старочеркасская)
Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской — первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.
Содержание
История [ править ]
В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор, на площади возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров, случавшихся в Черкасске (тогдашнее название города) собор два раза сгорал.
Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Также считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами.
Кроме того сохранилась информация (подтверждённая современными исследованиями фундамента собора), что храм построен на болоте: «Гасили трясину бутом и дубовым лесом».
Описание [ править ]
Воскресенский войсковой собор — это девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня.
С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.
Интерьер [ править ]
Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19×23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком.
Напротив средних царских врат собора (перед иконостасом) висит отлитое из меди пятиярусное паникадило весом более 550 кг. Считается, что оно было привезено в 1643 году из Предтеченской церкви Азова атаманом Иосифом Петровым.
В больших полукруглых окнах окружающей собор галерее (с южной её стороны) раньше стояли нацеленные на задонскую степь пушки. В бытность Черкасска столицей донского казачества, на этой же галерее, в кладовых с сохранившимися и поныне массивными железными дверями, хранились регалии Войска Донского.
Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились российские императоры и великие князья.
В библиотеке собора собраны как церковные книги (многие изданы ещё в XVII веке), так и старинные светские (например, Славянская грамматика 1646 года и букварь на славянском, латинском и греческом языках 1701 года).
Наружное убранство [ править ]
Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству.
Между папертью и колокольней выложены захваченные во время Азовском сидения трофеи:
Колокольня [ править ]
Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Колокольня возведена по образцу строившихся в Москве восьмигранных шатровых колоколен и состоит из четырёх частей: подклета (подвала), четверика, восьмерика и увенчанного крестом восьмигранного шатра. На первом и втором этажах колокольни в 1744—1857 годах хранился войсковой казачий архив, а в подклете долгое время держали преступников.
В настоящее время колокольня передана Донскому Старочеркасскому монастырю.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Соборная ул., 1, Старочеркасская, Ростовская обл., Россия, 346701
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Воскресенский войсковой собор
Первый каменный храм на Дону, построенный ещё в 1719 году. Вплоть до 1805 года был главным храмом Донского казачьего войска.
Весной 2016 года заботу о соборе принял приход Святого Георгия Победоносца Ростова-на-Дону https://vk.com/prihod_sgp (на ул. 339-й Стрелковой дивизии, 33). Духовенство и прихожане храма участвуют в воссоздании исторического облика Донской святыни, совершают богослужения по субботам, воскресеньям и в церковные праздники.
Раз в две недели по воскресеньям от прихода Георгия Победоносца отправляется бесплатный автобус для желающих посетить литургию в соборе. Сбор в 7:30, а после литургии автобус возвращается в Ростов. Узнать подробнее и записаться можно по телефону 8-903-460-34-24 (сестра Людмила).
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Запланируйте свои выходные!
Помолимся вместе
13 ноября, суббота
Апостолов от 70-ти Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия и Аристову́ла. Мученика Епима́ха
Показать полностью.
15.00 – Панихида
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь.
14 ноября, воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятница. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
08.30 – Часы.
09.00 – Божественная Литургия. Общая исповедь.
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Доброго утро и хорошего дня!
panfilov.jpg
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
С праздником Казанской иконы Божией Матери!
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Расписание богослужений с 3 по 7 ноября:
3 ноября, среда
Преподобного Илариона Великого
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь
Показать полностью.
4 ноября, четверг
Казанской иконы Божией Матери
08.30 – Часы
09.00 – Божественная Литургия.
Общая исповедь.
6 ноября, суббота
Димитриевская родительская суббота
Поминовение усопших
15.00 – Панихида
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь
7 ноября, воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Праведной Тавифы
08.30 – Часы
09.00 – Божественная Литургия.
Общая исповедь.
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите. Апостол Павел
Хорошего дня
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
Помолимся вместе
30 октября, суббота
Пророка Осии. Преподобномученика Андрея Критского
15.00 – Панихида
Показать полностью.
16.00 – Всенощное бдение. Исповедь
31 октября, воскресенье
Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Апостола и Евангелиста Луки
08.30 – Часы.
09.00 – Божественная Литургия
Общая исповедь.
Воскресенский войсковой собор запись закреплена
25 октября 2021 года в станице Старочеркасской открыт памятный знак о включении первой столицы Донского казачества в Ассоциацию самых красивых деревень России.
В ходе торжества с приветственными словами к присутствующим обратились глава Администрации Аксайского района Сергей Бодряков, глава Старочеркасского сельского поселения Евгений Голицин и президент Ассоциации самых красивых деревень России Александр Мерзлов.
Показать полностью.
В мероприятии также приняли участие заместитель директора Ростовского регионального филиала Россельхозбанка Наталья Логвинская, настоятель Воскресенского Войскогового собора станицы Старочеркасская протоиерей Валерий Волощук, исполняющий обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), клирики митрополии, многочисленные гости станицы.
После открытия памятного знака, президент Ассоциации самых красивых деревень России совместно с главами Администраций Аксайского района и Старочеркасского сельского поселения в Атаманском дворце подписали хартию о включении станицы в Ассоциацию и разрешение на использование бренда Ассоциации.
Ассоциация «Самые красивые деревни России» объединяет сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий.
panfilov.jpg
История создания и реконструкции Воскресенского собора в Старочеркасске
Едва ли есть в России край с такой бурной драматической историей. Кого только не видели его бескрайние степи! Как волны, проходили и уходили племена и народы, оставляя после себя иногда только имя и курганы, многие из которых до сих пор хранят свои тайны…
Дом в центре станицы Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Наиболее серьёзные архитектурно-строительные и художественно-реставрационные работы были проведены в Воскресенском соборе. Его историей, исследованием государственных архивов Москвы и Ленинграда никто до начала реставрации не занимался. Практически, автору проекта реставрации Воскресенского собора Н.Д. Цацак и бригадиру художников-реставраторов М.Е. Соколенко самим пришлось работать в архивах, составлять исторические справки и т.д. Без этого невозможна научная документация и определение характера реставрационных работ.
Ратная церковь в станице Старочеркасской. 2009 год. Фото Е. Абидовой
История Воскресенского собора вкратце такова.
В 1637 году казачье войско выступило в поход на Азов, который был взят штурмом и удерживался до 1642 года. Отправляясь в поход, казаки дали обет, что если они возьмут Азов, то построят собор во имя Воскресения Христова. Во время Азовской защиты (знаменитого «Азовского сидения») казаки вновь дают обещание: в случае поражения турок построить церковь. «Эти обеты остались почему-то невыполненными, и когда в 1649 году на Дону было страшное моровое поветрие, казаки вновь вспомнили о забытых обетах и поклялись исполнить их. В 1650 году ими был заложен деревянный собор в честь Воскресения Христова.
В 1670 году собор сгорел. На следующий год его восстановили, но в 1678 году, от взрыва порохового погреба, он вновь сгорел дотла.
В том же, 1687 году, были получены новое разрешение, а также средства на восстановление собора. «Москва в это время вела борьбу с турками и татарами, а потому и стремилась поддерживать добрые отношения с донскими казаками, которые к этому времени являлись уже грозной силой для турок и татар». (Лавровский Н. Черкасск и его старина. М., издательство «Искусство и жизнь», 1917, с. 17.)
Ворота Азовской крепости, перенесенные казаками на площадь перед собором в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
В 1696 году Петром I был предпринят поход на Азов, успешно закончившийся не без помощи донских казаков. «И когда в 1607 году начали вновь строить пышный девятиглавый собор, Петр I прислал из Москвы план, мастеров, два колокола, связное железо, утварь и сто рублей к прежде отпущенной сумме, а в 1709 г., будучи в Черкасске, собственными руками положил сам на алтарной стене несколько камней и залил известью». (Левицкий Г. Старочеркасск и его достопримечательности. Новочеркасск, 1906, с. 5-6.)
В 1714 году Петр I издал указ, запрещающий строить каменные сооружения в Российском государстве (ему нужны были мастера для строительства Петербурга). Но Воскресенский собор продолжал строиться. Возможно, царь хотел показать Турции и Крымскому ханству, что уходить с этих рубежей Россия не намеренна. Кроме того, в конце XVII века на Дон бежало много старообрядцев, и строительство пышного собора преследовало цель потеснить раскольников, утвердить в казачестве дух официального православия.
К сожалению, имя зодчества осталось неизвестным.
«А по окончанию строительства в 1719 г. февраля 1 дня собор этот окончен и освящен был с трехдневным празднованием целого города и многих окрестных станиц».
В те времена русло дона пролегало недалеко от собора, и строители хотели, чтобы здание отражалось в зеркале многоводной реки. И весной, осенью, осенью в период разлива, собор белой лебедью плыл в половодье, затоплявшем «донскую Венецию».
В 1744 году, во время страшного пожара, сгорела почти вся утварь и иконостас с иконами. Восстановление собора шло довольно быстро. Но в конце XVIII века с завоеванием крымского ханства, значение Черкасска стало падать. 18 июня 1805 года состоялась торжественная закладка Нового Черкасска. А 9 мая 1806 г., по вешней воде совершился переезд войсковой канцелярии в новую казачью столицу.
Переезд правления Войска Донского губительно сказался на состоянии собора, ибо у станичного общества не хватало средств для ремонта. Этому способствовали и разрушительные наводнения. Вода затопляла подвальные помещения, где хранился бесценный войсковой архив. Исчез богатый архив Черкасска, частично уничтоженный в 1744 г., а частью проданный впоследствии на обертки. В 70-е гг. прошлого века жалкие остатки этого архива, пострадавшего в 1858 г. от пожара, небрежно хранились в восточном подвале Воскресенского собора, чуть ли не ежегодно на четверть аршина заливаемого разливами Дона. То, что не успело сгнить в подвале колокольни, сгнило здесь.
Предметы, обнаруженные под полом Воскресенского собора, их назначение пока не известно. Фото Е. Абидовой
Обеспокоенные состоянием собора, станичные власти несколько раз пытались организовать реставрацию храма. Но не было ни понимания, ни денег, ни специалистов. Только-только хватало сил на небольшое подновление наиболее пострадавших икон и утвари.
Правление Войска Донского с 1894 г. начинает переписку с императорской Археологической комиссией (ИАК) по вопросам реставрации храма. Об этом ещё будет разговор ниже, а сейчас следует заметить, что последняя предреволюционная реставрация затронула интерьер собора, иконостас и хоры, но не архитектурную часть.
Поэтому в 70-е гг. пришлось начинать почти с нуля. Автор проектной реставрации Н. Цацак немало поработала в архивах Москвы, пытаясь найти архитектурные аналоги Воскресенского собора. В XIX веке в Старочеркасск приезжал художник Ознобишин, сделавший план донских церквей и объявивший их вариантом украинской архитектуры. Его версию приняли В. Суслов (Суслов В. Очерки древнерусского зодчества. П., 1889. Автор сам не был в Черкасске), а затем и все авторы, писавшие о Старочеркасске и его главном соборе. Н. Цацак с этим категорически не согласна. Воскресенский собор построен в традициях московской архитектуры, утверждает она.
Многоглавие Воскресенского собора в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Во время раскопов открыты фундаменты крылец, разобранных в середине XIX века. К сожалению, не сохранилось ни чертежей, ни зарисовок этих крылец, лишь в стенах собора обнаружена анкировка для лучшего их крепления.
В 1894 году по указанию духовной консистории была составлена метрика и полная опись церковной утвари собора, которые позволяют представить нам богатство храма и являются неоценимым подспорьем для проведения научных и реставрационных работ. О царских вратах в метрике говорится следующее: «Царские врата кованы из серебра и позолочены, с шесть серебряными позолоченными иконами… на вратах надпись: сии врата деланы зданием Войска Донского при войсковом атамане Алексее Ивановиче Иловайском смотрением Зимовей станицы атамана и депутата Ивана Артемьева Янова, а работал серебряных дел мастер Василий Иванов в Москве 1781 г. июня 8 дня…»
В соборе имелись два придела: Иоанна предтечи и Благовещенский. В пределе Иоанна Предтечи царские врата были кованы из серебра, на створках изображены коленопреклоненные ангелы с лестницей и крестом в руках. И надпись: «Сделаны сии врата по усердному желанию Войска Донского г. Бригадира Тимофея Федоровича Грекова во славу божию в Соборную Воскресенскую церковь и предел великого иже в пророцех Предтечи и крестителя Иоанна в память его родителей, скончавшихся благочестно. А ныне старанием и усердием докончены и сооружены сыном их Евдокимом Тимофеевичем Грековым 1793 года декабря дня».
В Благовещенском приделе царские врата были также кованы из серебра. Надпись на них гласила: «…В 1784 г. сделаны сии царские врата тщанием и радением Марком Никитичем господином Грековым, а сделаны в Москве мастером Федором Серебряниковым и Студенсовым».
С горечью приходится говорить, что все царские врата и наиболее древние и ценные иконы были вывезены белоказаками в 1919 г. Но сохранились фотографии, имена художников.
Приведу ещё одно краткое свидетельство, взятое из метрики: «Воскресение Христово», «Благовещение» и «Крещение Господне» давнего письма… Все три иконы в великолепных, вызолоченных киотах с зеркальными стеклами. На одном из киотов надпись: «Дар царя Алексея Михайловича в 1671 г.».
Все перечисленные иконы или неверно датировались, или же бесследно пропали, так как иконостас сохранился полностью, но ни одной иконы XVII века, а тем более XVI в нем не обнаружено. Эту загадку тоже необходимо решить.
Плита на полу собора, отмечающая место, где стоял Александр I. Фото Е. Абидовой
Но все эти поновления выполнены были дилетантски. И в конце XIX века правление Войска Донского возбуждает ходатайство перед ИАК об оказании помощи в реставрации Воскресенского собора и его внутреннего убранства. Вначале эта переписка идет довольно вяло, но чем меньше времени до юбилея собора (1919 г.), тем более интенсивной и деловой она становится, особенно оживляясь после 1911 года.
Колокольня Воскресенского собора в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
В 1917 году в Старочеркасск приезжает с инспекцией сам Покрышкин. О ходе реставрации в мастерской Чирикова он сообщает в акте осмотра, в которой дается оценка уже проделанной работе и тем иконам, росписям, что находились в процессе реставрационных работ.
После революции собор оставался действующим до 1956 года. В 1939 году в галерее собора был устроен местный музей. Великая Отечественная война помешала закончить составление его экспозиции.
Изъятие церковных ценностей в 1921 г. Фотография в музее станицы Старочеркасской
В 1958 году на базе станичного музея образован филиал Новочеркасского музея истории донского казачества и создана новая экспозиция. После решения Совета Министров РСФСР об организации в Старочеркасске музея-заповедника, решения Ростовского облисполкома об организации реставрационных мастерских в их составе появилась бригада художников-реставраторов, которому было поручено восстановление внутреннего убранства Воскресенского собора. Во главе бригады с первых дней стоял М. Соколенко.
Прежде чем приступить к реставрации, группа в составе М. Соколенко, Ф. Баутовой, В. Пустоветова, а позднее А. Кабарухина и Г. Пахомова прошла стажировку во Владимирской реставрационной мастерской по реставрации станковой темперной живописи.
После осмотра собора и составления задания Соколенко, Баутова и Пустосветов приступили к расчистке икон местного чина. Но вскоре задание было изменено. Так как росписи хор оказались в аварийном состоянии, то решено было в первую очередь предохранить живопись от дальнейших разрушений, полностью укрепить левкас (грунтовку) и красочный слой росписей, а потом уже вести все остальные реставрационные работы.
Эта живопись была в ужасном состоянии: около 20 процентов её осыпалось, большая часть сохранившейся держалась чудом, всюду были вздутия, шелушения. В местах соединения досок щели проклеены холстом, и этот холст сыграл роковую роль. Когда поднимались на хоры, доски, очевидно, пружинили, прогибались, и холст вибрировал, «играл гармошкой».
Работы по реставрации хор были начаты 5 июня 1972 года. Процесс укрепления разрушенного грунта и красочного слоя начинается с пропитывания левкаса по трещинам спиртово-ацетоновой смесью. Через 4-5 минут мягкой кистью левкас пропитывается восьмипроцентной дисперсией ВАЭ (винилацетатная эмульсия). Подведение дисперсии проводится до тех пор, пока она не начнет просачиваться по трещинам снизу вверх. Участок покрывается микалентной бумагой и подведение эмульсии продолжается 4-6 раз с интервалом 15-20 минут, после чего микалентная бумага снимается с поповерхности живописи, а излишки ВАЭ удаляются слегка влажным тампоном.
Хоры и иконостас Воскресенского собора в Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Что же представляют собой росписи под хорами? Все сюжеты делятся на две части: композиции Ветхого завета и Нового (евангельские). Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга.
Внизу, как правило, посредине композиции, находится картуш, в котором имеется пояснительная надпись, иногда рифмованная. Так, композиция «Иисус перед Каиафой» сопровождается надписью:
Ветхозаветные композиции на хорах Воскресенского собора в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
У композиции «Познание греха», справа от дерева, надпись: «Адам! Где еси?», а внизу, в картуше:
Когда приступили к систематической расчистке росписей, то в каждой композиции после удаления записей открывались изменения. Так, в сцене «Грехопадение» появился рисунок листьев дерева, изменивший характер самого изображения, сделавший его более тонким, изящным. Очистились из-под записей фигуры Адама и Евы. На груди у Евы стало просматриваться ещё одно изображение головы. Видимо, художника не устраивали пропорции фигуры, и он увеличил её в масштабе. Яблоко в руках Евы после расчистки уменьшилось почти вдвое, а у ног Адама слева, раскрылось изображение куста розы.
В результате расчистки живопись приобрела охристо-умбристый колорит, который заставляет особенно празднично звучать красный, синий, желтый и зеленый цвета. Живопись стала густой, мажорной. Изменился орнамент картуша по цвету и пластике.
Композиции Нового завета более насыщены и жестки по цвету. Трактовка фигур, характер композиций близки по духу немецкой школе эпохи Возрождения (особенно сцены «Христос перед Каиафою», «Бичевание Христа», «Распятие»).
Новозаветные композиции на хорах Воскресенского собора в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Иконостасу в декоре любого храма принадлежит главное и первостепенное значение. Поэтому место каждого сюжета строго определено устоявшейся веками традицией.
Осенью 1972 года в Старочеркасске, прямо в Соборе, была проведена профилактическая заклейка иконы папиросной бумагой. 9 февраля 1973 года в Старочеркасске, прямо в соборе, была проведена профилактическая заклейка иконы папиросной бумагой. 9 февраля 1973 года икона «Воскресение Христово» была взята из иконостаса, упакована и вывезена в г. Ростов для реставрации, которая продолжалась несколько месяцев.
Работу реставратора часто сравнивают с работой хирурга: и там и здесь нельзя ошибиться. Но если работа хирурга длится часы, то работа реставратора растягивается на долгие месяцы, а иногда и годы. И эта работа требует большой культуры, умения чувствовать руку, стиль мастера, эпохи; требует чутья к поверхности красочного слоя, силе воздействия растворителя на грязь, копоть, записи и так далее, которое приобретается только длительной практикой. И, как всякое большое, настоящее дело, требует любви и самоотверженности.
Страшный суд. Икона (фрагмент) Воскресенского собора в станице Старочеркасской
Но вернемся к храмовой иконе Воскресенского собора.
Но самое удивительное в этой иконе, что слева, внизу, правее ног Адама, сохранилась надпись, выполненная белой краской: писаны сия святые иконы в 1749 г. в Москве, а писал иконописец Егорий Иванов Грек».
В Ленинград, в Государственный Русский музей (ГРМ) срочно отправляется письмо с просьбой выслать краткие сведения о работах и фото подписи художника. Затем в трудах известного знатока древнерусского искусства М.К. Каргера отыскивается упоминание о Егоре Греке и описание двух упомянутых выше икон, находившихся до революции в Петергофском дворце-музее.
Богослужебные книги в музее станицы Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Предварительное знакомство с иконостасом свидетельствует, что около трех четвертей икон созданы одним художником. Это придало всему иконостасу Воскресенского собора удивительно цельный в художественном и стилевом отношении характер. Искуствоведы получили редкую возможность изучить стиль художника, его наиболее излюбленные приёмы и т.д.
Русская иконопись и монументальная живопись XVIII века сейчас практически открываются заново. Каждый факт, вводимый здесь в научный обиход, помогает расширить, углубить наши представления о русской культуре XVIII века.
В 1976 году в Ростовском музее изобразительных искусств была устроена выставка отреставрированных икон Воскресенского собора. Она вызвала пристальный интерес ростовчан, явилась событием в культурной жизни города. Приведем несколько записей из книги отзывов:
У иконы Божьей Материв Воскресенском соборе станицы Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Наверное, не меньшим художественным значением, чем живопись иконостаса, обладает его резьба в стиле барокко, выполненная в середине XVIII века. Живопись и резьба на редкость едины по духу, ощущению времени. Но если теория и практика реставрации живописи имеет давние, устоявшиеся традиции, то в области реставрации резного золоченого декора интерьеров нет ещё единого принципиального подхода.
М. Соколенко пишет в обосновании своей методики реставрации декора Воскресенского собора:
В реставрации же резного декора такой подход, к сожалению, сохраняется, и многие мастерские занимаются поновительством. Они счищают ослабленный и отставший левкас с позолотою, заново грунтуют, левкасят деревянную резьбу и золотят. При этом искажают не только формы резьбы новым, произвольным слоем левкаса, но и золотят листами другого оттенка, а также совершенно не используют старую практику покрытия отдельных золоченых поверхностей различными лаками.
Царские врата в Воскресенском соборе станицы Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Ленинградские реставраторы имеют большую практику по воссозданию утраченной резьбы. Ими были восстановлены интерьеры Екатерининского и Павловского дворцов, почти полностью разрушенные в годы Великой Отечественной войны. Метод воссоздания разрушенных или уничтоженных интерьеров по чертежам, репродукциям, рисункам, фотографиям и сохранившимся деталям оправдывает себя в крайних обстоятельствах. Однако переносить его на ансамбли резьбы, которые хорошо сохранились и нуждаются лишь в консервации и расчистке, совершенно не допустимо. К таким памятникам относится и иконостас Воскресенского собора.
Поэтому совершенно необоснованно реставраторы Ярославской мастерской, которой в начале 60-х гг. поручена была реставрация резного декора иконостаса Воскресенского собора, счистили старый левкас с резьбы, нанесли новый и вновь вызолотили нижний ярус. Антинаучность методики Ярославской мастерской в «Акте осмотра местного яруса Войскового собора ст. Старочеркасской» от 2 марта 1972 года. Договор с ярославской мастерской был расторгнут, и в составе Ростовской мастерской организовали группы по реставрации резьбы.
Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Фото Е. Абидовой
Художник-реставратор должен работать в тесном контакте с товарищами. Он ежечасно проверяет свою работу, справляясь о мнении коллег. Одному человеку зачастую крайне трудно принять решение. Нужен совет, ибо любая оплошность недопустима и ведет к гибели памятника. Очень важны и единство методики, её отработка, единство ведения и корректировки документации.
После распада группы Елисеева работы по реставрации декора в соборе были приостановлены. И только в летнее-осенний период 1976 года в группе Соколенко, кроме реставрации иконописи, по рекомендации объединения Росреставрация, было поручено и воссоздание резного золоченого декора, то есть практически в бригаде Соколенко сформировалась вновь группа резчиков.
Вид на Старочеркасскую с высоты птичьего полета. Фото Е. Абидовой
За год с небольшим бригада провела работу по укреплению четырех сеней в интерьере собора. На 60 колоннах укреплен левкас с позолотой и удалена почерневшая патинировка времени реставрации братьев Чириковых, расчищена от загрязнений древесина. На колоннах проведены экспериментальные тонировки новой и расчищенной старой древесины в тон позолоте нанесено защитное покрытие воско-смоляной мастикой.
Идея, вернее методика, группы М. Соколенко сводится к консервации сохранившейся резьбы и левкаса, их укреплению и очистке от поверхностных загрязнений, тактичной тонировке заметных частей, не нарушающей общего характера резьбы XVIII века.