старинные открытки с праздником пасхи
Старинные открытки к Пасхе отпечатанные для России
Дорогие друзья! В этой публикации я бы хотела продолжить тему создания старинных открыток, которую я начала в своей предыдущей публикации: Зарубежные старинные пасхальные открытки. На этот раз я расскажу об открытках выпускаемых к Пасхе в нашей стране и специально для России зарубежом более ста лет назад.
К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки и издательская деятельность общины, ставшей впоследствии самым крупным издателем открыток по всем темам. В этом же году выходят открытки с сюжетами позволяющими поздравлять и с Пасхой, и с Рождеством, и с Новым годом авторства таких художников как: Елизавета Бем, М.Виллие, В.Овсянникова, C.Соломко и др. Все они выполнены хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов. В открытку пришли художники с большим опытом работы в книжной и журнальной графике. Н.Каразин ввел в моду летящие в пургу тройки, боярышень с пирогами, сценки из деревенской жизни. Елизавета Бем создавала открытки с деревенскими детишками и подписями-пословицами, но не иллюстрировала пословицу, а наоборот, перефразировала пословицы под свои сюжеты. Вслед за ней появилась целая плеяда менее искусных, но преданных этой теме художников: Е.Лебедева-Анохина, В.Лебедев, В.Табурин, С.Веров.
Русская тема стала основной в отечественной иллюстрированной открытке. C первых поздравительных сюжетов Н.Каразин и Е.М.Бем создали изобразительную и нравственную направленность в русской теме, где изображение необыкновенно точно отражает одежду и быт населения деревни и городских окраин, а исторические сюжеты, если и приукрашены, то полностью соответствуют массовому восприятию времени.
В 1910-е годы расширяется круг русских издателей открыток, но большинство из них гонится за легкой наживой и большими тиражами, пользуется тонкой бумагой низкого качества, загнанными литографскими станками для первых тиражей и дешевой цветной автотипией для последующих перепечаток. Почти все эксплуатируют русскую тему редко упоминая имя художника.
Русской продукции не хватало. Специфика русской цензуры вынудила торговцев заказывать поздравительные открытки в Германии и Франции, а издателей открыть издательства со смешанным капиталом в Стокгольме и русское издательство И.Лапина в Париже. И Лапин печатал открытки хромолитографией с золотом и золотым обрезом и цветной автотипией, стокгольмские издатели предпочитали цветную автотипию. Европейское качество по сочности и четкости изображения превосходило возможности большинства русских типографий. C конца XIX века отечественный рынок был расцвечен европейскими поздравительными открытками с сюжетами, для нас чуждыми, но привлекательными по изображению.
Открытки были дорогим удовольствием. Хромолитография и трехцветная автотипия продавались по 10 копеек за штуку, фототипия – по 5 копеек. Были открытки более низкого качества по 1 копейке.
И вдруг всему пришел конец. Кончился мир с Германией – и вместе с ним кончились “бромосеребряные”, “плюшевые”, “настоящие гравюрные с золотым обрезом”. История открыток в России прервалась на долгие годы.
После 1914 года открытки худо-бедно в России печатали. А вот после революции 1917 года выпуск поздравительных открыток в России прекратился. Окончательно. Потому что открытки(как и многое другое)- примета буржуазного общества и пролетариату они не нужны. Да и Рождество с Пасхой официально не отмечали. Но люди все равно продолжали поздравлять друг друга. Самые запасливые использовали для этого старые, дореволюционные открытки.
Чтобы Вам приятнее было любоваться на эти старинные открытки, я в графическом редакторе улучшила их качество — контрастность, яркость, четкость.
shurov_oleg
Олег Шуров
100 дореволюционных пасхальных открыток
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева
Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.
“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным
Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:
Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:
Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…
Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:
Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:
На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.
И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:
Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.
30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович
Старинные открытки с праздником пасхи
Старинные русские пасхальные открытки. Часть 1
Формат: jpg
Количество: 360 открыток.
Размер: 98 Мб, zip-архив.
Качество: 472х295
В коллекции представлены открытки таких известных художников, как Борис Зворыкин, Елена Лебедева, Иван Билибин, Елизавета Бём, Любовь Эндаурова, А. Лавров, В. Кадулин, Клименко, А. Апстис, М. Гермашев, А. Бенуа, открытки известных издательств «Общины Святой Евгении», А.Ф. Постнова, «Ришар», «Гранберг» и др.
С фотокамерой и без…
Фото путешествия и много другого интересного
Старинные пасхальные открытки 2
Старинные пасхальные открытки-2-1-23
Смотрим подборку на тему Старинные пасхальные открытки 2
Совсем скоро светлый праздник христианской Пасхи.На какая же Пасха без крашеных яиц? Крашеные вареные яйца символизируют для христиан возрождение и новую жизнь.Во многих обычаях и играх христиан принято обмениваться пасхальными яйцами. То есть, яйцо является символом чудесного Воскресения Христова.Самая распространенная легенда гласит, что во времена правления императора Тиберия Мария Магдалина преподнесла в дар императору яйцо, как символ Воскресения Христа. Тиберий усомнился и заявил, что скорее яйцо станет красным, нежели мертвые воскреснут. В тот же миг яйцо покраснело. Красный цвет является традиционным для раскрашивания пасхальных яиц, как цвет жизни и победы. Самые дорогие пасхальные яйца делал ювелир Петер Карл Фаберже. Его постоянным покупателем был сам император Александр, который каждый год на Пасху заказывал жене набор пасхальных яиц от знаменитого ювелира. Самое большое пасхальное яйцо находится в Канаде в городе Вегревилле провинции Альберта. Его вес достигает двух тонн, а длина составляет примерно 8 метров.
В Америке существует красивый обычай прятать в вечером в канун Воскресения Христова пасхальные яйца. Дети проснувшись утром начинают искать спрятанное и находят множество разноцветных яиц и шоколадных зайцев.
Старинные российские пасхальные открытки.
Светлое Христово воскресение — торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен ещё во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток: христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни. Из всех праздничных открыток — пасхальные — всегда считались самыми красивыми. Открытки передают добрые, светлые пожелания, — любовь людей от сердца к сердцу.
Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.
Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.
Старинные пасхальные открытки.
Когда появились первые «открытые письма», точно сказать невозможно. Некоторые историки утверждают, что подобные послания отправляли еще в Древнем Египте. Непосредственными предшественницами современных открыток были гравированные карточки, изобретенные французским гравером Демезоном в 70-е годы XVIII века. Новшество популярностью не пользовалось, поскольку пересылка по почте приветствий и поздравлений с текстом, который мог прочитать любой, считалась нескромной. А вот в России подобные гравированные карточки прижились, хотя общественной почте их не доверяли.
«Почтовое» хождение открытки получили лишь спустя столетие, в 1870 г. и снова во Франции – в военное время в армии не хватало бумаги для писем. С легкой руки книгопродавца Леона Бенардо почтовую бумаги стали заменять кусочками картона. На одной стороне писали адрес, а другая предназначалась для письма. Некоторые солдаты делали на картонках рисунки. Вдохновившись этим, Бенардо украсил адресную сторону открытки патриотической виньеткой и выпустил первую французскую открытку. По другим данным, первую иллюстрированную открытку выпустил книготорговец Шварц из Ольденбурга. В 1874 г. был установлен единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм, который в 1925 г. заменили на новый — 105 х 150 мм.
Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, затем начали выпускать цветные и фото-открытки. Писать что-либо, кроме адреса, на оборотной стороне открытки было запрещено. В результате отправителю невольно приходилось портить изображение. В 1904 г. появились открытки, на оборотной стороне которых было выделено место для письма.
Изображения на открытках были самыми разнообразными по тематике, но самыми распространенными стали поздравительные открытки, в том числе и с религиозными праздниками. В России по числу отправлений, безусловно, лидировали пасхальные и рождественские открытки, а также открытки с поздравлениями ко Дню Ангела.
Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.
Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.
Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.
Старинные пасхальные открытки.
последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху родным и знакомым «открытые письма» с поздравлениями. Это были открытки с красочными рисунками, на которых изображались пасхальные яйца, куличи, дети, христосующиеся люди, весенние пейзажи, цветы, птицы, храмы. Пасхальные открытки выпускались в дореволюционной России в большом количестве, они были востребованы, популярны и любимы. Тогда над ними работали лучшие художники и многие из этих открыток представляют собой маленькие полиграфические шедевры.
Старинные пасхальные открытки Бориса Зворыкина.
В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек.
Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве. (Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф.680 оп.2 д.1165)
«Родители его: отец потомственный почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания».
После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах. Ещё в юности, он увлёкся русской темой, наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской старине, истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. В 1921 году эмигрировал в Париж. Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже.
Русская пасхальная открытка начала XX века. Открытки Елизаветы Бем.
Пасхальные открытки в наши дни совершенно разнообразны. Они яркие, красочные, радостные соответственно дню Христова Воскресенья. Но на фоне всего этого многоцветья глаза неизменно останавливаются на репродукциях старых милых открыток Елизаветы Бём. Такие милые, немного наивные, трогательные. В них есть та чистота и искренность, которой так не хватает порой в наши дни. Открытые письма занимают большую часть наследия талантливой художницы.
Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914) училась в 1857-1864 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и закончила ее с серебряной медалью. Дарование художницы было разносторонним. Она была признанным мастером силуэтной техники, успешно работала акварелью, занималась иллюстрированием детских книг и журналов, разрабатывала эскизы для изделий из стекла.
Однако едва ли не в первую очередь имя Бем известно благодаря открыткам. Их по ее рисункам вышло более трехсот в разных издательствах. Первым из них, для которого она начала работать, было издательство Общины святой Евгении; много открыток было выполнено ею для петербургского издательства «Ришар», а также для парижской фирмы И.С. Лапина.
На пасхальных открытках Елизаветы Бём нет привычных глазу пасхальных сюжетов. Главное персонажи этих открыток — это маленькие крестьянские дети, жанровые сценки из их жизни. Они выполнены с мягким юмором и душевной теплотой и сопровождаются народными пословицами. Как и в случае с другими работами художницы, интересно проследить, какие тексты она включает в свои композиции. В основе нескольких – пасхальное песнопение, стихира праздника: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Старинные пасхальные открытки Бориса Зворыкина.
В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек.
Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве. (Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф.680 оп.2 д.1165)
«Родители его: отец потомственный почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания».
После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах. Ещё в юности, он увлёкся русской темой, наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской старине, истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. В 1921 году эмигрировал в Париж. Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже.
Пасхальные открытки.
последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху родным и знакомым «открытые письма» с поздравлениями. Это были открытки с красочными рисунками, на которых изображались пасхальные яйца, куличи, дети, христосующиеся люди, весенние пейзажи, цветы, птицы, храмы. Пасхальные открытки выпускались в дореволюционной России в большом количестве, они были востребованы, популярны и любимы. Тогда над ними работали лучшие художники и многие из этих открыток представляют собой маленькие полиграфические шедевры.
Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.
Старинные пасхальные открытки.
С конца XIX века одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов Праздника праздников становится пасхальная открытка. По всей видимости, в Россию эта традиция пришла из Европы.
Вообще история открыток, то есть «открытых писем», уходит в глубокую древность и насчитывает не одно столетие, а возможно, и тысячелетие.
Одни называют родиной открыток Египет. Другие указывают, что прообразом открытых писем могли стать своеобразные «визитные карточки», распространенные в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету, как утверждают некоторые исследователи, если посетитель не смог застать человека, которого хотел поздравить, он мог оставить на пороге дома свою визитную карточку с пожеланиями к празднику.
Сюжеты пасхальных открыток отражали символику христианского праздника. На открытках изображали пасхальные яйца, ветки вербы и цветы, детей, птиц и зверей. На них печатались четверостишья знаменитых поэтов и лаконичные поздравления с праздником Святой Пасхи.
Открытки являлись художественной иллюстрацией, запечатлевшей для истории празднование Пасхи и пасхальные традиции.
Отрадно, что пасхальная открытка как неотъемлемый символ светлой Пасхи, возвращается в нашу жизнь.