старинные иконы на дереве фото и название
Старинные иконы — описания святых образов
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство. Похожим образом создавались и панагии —небольшые образы Богоматери. Купить панагии можно перейдя по ссылке https://ladanshop.com.ua/g90166264-panagii.
Историческая справка
В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.
По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.
Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее.
В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.
Как создавались иконы на Руси
На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.
В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги.
Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:
Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:
Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой.
После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.
Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.
Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:
Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.
Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.
Описание древних икон
Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.
Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».
Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
Виды старинных икон
Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.
Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время
Иконы с окладом
Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.
Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.
По материалу изготовления различают оклады из металла:
Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.
Иконы с серебряным окладом
На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.
Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.
На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.
Складни металлические
Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.
Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:
Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.
Продажа старинных икон
Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.
Проведение экспертизы по оценке икон:
Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.
Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным. Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.
Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:
На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.
Старинные иконы
С давних времен, люди проживающие свою жизнь в этом прекрасном и замечательном мире осознавали, что в основе всего живого, включая появление человека, как отдельно взятого индивидуума, обязательно стоит главный создатель, величие которого не досягаемо обычным смертным. И в знак благодарности за подаренную людям жизнь, его священный образ изображается на старинных иконах. Точное время его первоначального появления, в связи с давним историческим прошлым, невозможно установить. Однако, в старинных летописях упоминается, что создание первых древних икон относится к 1 веку от рождества Христова.
Историческая справка
В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.
По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.
Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее. В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.
Самые ранние священные образы, которые удалось дошедшие до наших дней, являются иконы 12 века
Иконопись в Древней Руси
Появление древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.
Первыми иконами на Руси являются работы великого иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:
Донская икона Божией Матери
Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор
Апостол Петр
Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.
Творчество Андрея Рублева сумело внести огромный вклад и важное значение в развитие русско-православной иконографии.
К числу наиболее признанных его произведений относят:
Икона «Троица»
Икона«Спас»
Преображение Господне
Рождество Христово
Как создавались иконы на Руси
Данный процесс подразумевал применение сложного профессионального мастерства. В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги. Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой. Заключительным этапом, после предварительной шлифовки и просушки, доводящие изделие до мраморного блеска, оставалось нанести само изображение.
Сохранившиеся антикварные иконы, обладают высокой ценностью. Для их точного определения необходимо обладать особыми профессиональными знаниями. Людям, которых интересует стоимость найденной или сохраненной старинной иконы, необходимо обратиться в музей или специальный антикварный салон, где мастера своего дела смогут наиболее точно определить возраст иконы на доске.
Иконы на дереве. Стоимость. Скупка
Каждая эпоха добавляла своей стилистики в иконописании. Старинные иконы на дереве не теряют своей популярности и поражают выразительностью образов и потрясающими красками. В изобилии русского иконописания очень много настоящих шедевров, которые всегда интересовали именитые аукционы, антикварные лавки и разных коллекционеров. Поэтому, чтобы продать икону на дереве, важно не просто найти самое выгодное предложение, но и подобрать официального представителя антикварного рынка.
Главные отличительные черты икон на дереве
Все иконы на дереве подразделяют на две основные категории. Одна из них предполагает работу на дереве с красочными изображениями. А вторые изготавливаются с помощью резных ликов святых.
Дерево всегда относилось к качественным материалам, из которого можно не просто создавать старые иконы на дереве, но и уникализировать каждый отдельный экземпляр. Для работы, мастера использовали очень качественные породы деревьев, брался прочный средний слой ствола, а затем, мастер делал ковчег (углубление), где и создавался лик святого. Со временем, углубление принимало меньший размер и мастера начинали писать иконы на ровной доске.
Какие виды икон на дереве привлекают коллекционеров?
Иконы, написанные на дереве, насчитывают огромное количество возможных изображений на них. Название многих из них основано на той местности, где создавались иконы. Прежде, чем продать икону на дереве, специалисты перед выкупом обязательно проводят экспертизу.
В числе известных экземпляров стоит выделить:
Икона Казанской Божьей Матери. Икона Казанской Богоматери имеет свою историю, связанную с пожаром в Казане, когда в 1957 году маленькая девочка нашла по велению Божьей Матери во сне, нашла икону прямо на пепелище.
Изображения Богородицы. Каждое изображение имеет свою историю, которое легло в основу написания каждого лика. Поэтому, стоимость икон на дереве имеет самые разные предложения, зависящие от основных факторов.
Иконы с изображением Николая Чудотворца, которые считались чудотворными. Еще при жизни, Николай отличался только хорошими благими делами по отношению к каждому. Обращение к лику Чудотворца всегда связано с исполнением желаний верующих, которые просят его о здравии, исцелении, помощи.
Лик Иисуса Христа Спасителя. Поскольку на всех иконах лик Христа очень похож, специалисты отмечают, что образ был сформирован еще до начала иконописания. Поэтому, Спаситель изображается, как хранитель, судьи, земного человека с нимбом.
Где выяснить, сколько стоит икона на дереве?
Прежде, чем продать шедевры разных эпох, владелец пытается выяснить, сколько стоит икона на дереве. И чтобы получить квалифицированный ответ, важно обращаться за профессиональной и квалифицированной помощью.
Профессиональный антикварный магазин Золотой совет имеет большой опыт в работе с антикварными, исторически значимыми вещами. Штат компании сформирован из высокопрофессиональных экспертов столицы. Ведущие специалисты не только имеют богатый опыт, но и прекрасно ориентируются в любых экземплярах разных эпох. Официальное выполнение своих обязательств и работа в рамках правового плана, обеспечивает должную репутацию компании в числе официальных представителей антикварного рынка.
Стоимость любого предоставленного экземпляра, зависит от ряда показателей. Эксперт учитывает:
Общее состояние иконы. Специалист обращает внимание на состояние дерева, наличие краски, сохранность колорита. Наличие непрофессиональной реставрации значительно снижает шансы клиента на выгодную сделку.
Дата написания. Опытные специалисты антикварного магазина сразу определяют отношение представленного экземпляра к определенной эпохе.
Оклады. Несмотря на то, что деревянные иконы редко украшались дополнительно, на практике часто встречаются подобные шедевры. Поэтому, наличие украшений и обрамлений в разы увеличивают стоимость икон.
Редкие сюжеты, которые отображают определенные события в истории, увеличивают цену.
Как проводится экспертиза? Продать икону на дереве
Чтобы оценить стоимость, специалисты антикварного магазина предлагают упрощенный вариант для своих клиентов, которые предполагает дистанционную оценку. Она представляет собой:
Икону следует сфотографировать. Если на окладе имеются дефекты, их нужно отдельно сфотографировать крупным планом.
Отправить полученные фото по электронному адресу или через мобильное приложение. Оценка проводится в течение 10-30 минут, и эксперт представляет заключение клиенту.
Если условия сделки устраивают клиента, то представитель компании выезжает для окончательного расчета.
Важно отметить, что магазин работает не только с жителями столицы. Обратиться за профессиональной консультацией может житель любого региона страны и зарубежья. При необходимости, представитель компании готов выехать в любой город России, Украины или Белоруссии.
Компания Золотой совет тесно сотрудничает с ведущими аукционами, коллекционерами и антикварными лавками. Проведение регулярного мониторинга антикварного рынка позволяет оперативно ориентироваться в исторической и материальной ценности каждого представленного экземпляра и выкупить икону за достойную стоимость.
Старинные иконы на дереве
Подавляющее количество сохранившихся старинных образов составляют иконы на дереве – святыни православия. Они отличаются по возрасту, степени сохранности, размеру и другим параметрам, влияющим на их стоимость.
Существует два вида старых икон на дереве:
Оба вида пользуются популярностью у антикваров и коллекционеров. За некоторые из них они готовы отдать целое состояние, так как уверены, что со временем цена деревянных образов будет только расти.
Кроме рассмотренных видов, можно назвать еще и венчальные пары, мерные, обетные, семейные, именные. Они различаются по назначению: например, мерные – писались ко дню Крещения ребенка, а обетные – в память о значимом событии или по особому обещанию.
Как устанавливается стоимость икон на дереве?
Рыночная стоимость церковной утвари устанавливается только оценщиками – профессионалами в этой сфере. Прежде чем назвать цены на старинные иконы на дереве, им необходимо определить:
Иконы ручной работы из натурального дерева оцениваются по более чем 15 критериям.
Образы, которые ценятся у коллекционеров
У православных людей, коллекционеров очень ценятся старинные деревянные иконы с образами Господа Вседержителя, Богородицы, Георгия Победоносца и Николя Угодника. Приведем примерный список популярных образов с ценами:
Если у вас есть старинная икона на дереве, то дорого оценить и купить ее могут специалисты салона «Дом Антиквара». Чтобы установить стоимость изделия, достаточно загрузить фото. Оценка будет проведена в режиме онлайн.
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Самые знаменитые и ценные иконы России 🕔 1 мин.
Иконы имеют старинную и очень богатую историю в России. Веками они защищали православных от всевозможных напастей, катаклизмов и войн, помогали сохранять присутствие духа и заставляли снова и снова подниматься с колен…
Древние российские иконы останавливали вражеские армии и подбадривали свои, исцеляли недуги и насылали мор на неприятеля, спасали от пожаров и наводили грозные силы природы на злодеев.
Какие иконы России самые знаменитые и ценные? Назовем 30 русских православных икон, которые точно можно определить как самые известные.
1. Владимирская икона Божией Матери
По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.
Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.
Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
2. Икона «Троица»
Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.
Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
3. Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.
Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.
4. Тихвинская икона Божией Матери
Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.
Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.
5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.
Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.
6. Иверская икона Божией Матери
Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.
В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.
7. Донская икона Божией Матери
Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.
На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 19 августа. В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.
8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.
До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.
9. Курская-Коренная икона Божией Матери
Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.
По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».
В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
10. Феодоровская икона Божией Матери
Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.
Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.
11. Псково-Печерская икона «Умиление»
Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.
Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.
12. Святой Николай (Угрешская икона)
Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.
Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
13. Икона «Спас Елеазаровский»
Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.
С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.
14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.
Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.
15. Икона Божией Матери Семистрельной
Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.
На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.
16. Икона Святой Матроны Московской
Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.
Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.
17. Икона блаженной Ксении Петербургской
Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.
Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.
18. Икона Преображение Господне
Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.
20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу
Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.
Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.
21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова
Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.
Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
22. Икона Спас в силах Андрея Рублева
Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.
Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.
23. Икона Серафима Саровского
Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.
24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)
Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
25. Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.
26. Покров Святой Сергий Радонежский
Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского — это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
27. Икона Апостолы Пётр и Павел
Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.
Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.
28. Икона. Спас Златая риза
Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.
29. Икона. Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.
Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
30. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.
Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.