старинная икона георгия победоносца
С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.
Георгий Диасорит и Феодор Стратилат на конях. Ок. 1260-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне, — возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.
Святой Георгий. 1096 г. Церковь во имя Архангелов, Ипрари, Грузия
Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.
Великомученик Георгий. Русь. Около 1170 г. Успенский собор Московского Кремля
Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах — эпизоды мученических страданий святого.
Великомученик Георгий с житием. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Великомученик Георгий. Икона. Новгород. 1130-40-е годы. Москва, ГТГ
Георгий Победоносец. Москва. Начало XV в. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)
В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).
Чудо Георгия о змие. До 1350 г. Монастырь Дечаны, Сербия
Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия — «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, — небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.
На Руси сюжет «Чудо Георгия о змие» широко известен с середины XII века.
Чудо Георгия о змие. Фреска. Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога
До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня — конь может быть вороной или гнедой масти.
Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. Конец XIV — начало XV вв.
Чудо великомученика Георгия о змие. Икона. Новгородская провинция. 2-я половина XVI века. 113.5 х 79.7. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Чудо Георгия о змие. Новгород. Середина XIV в. Москва, ГТГ
Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV — начало XVI вв. Санкт-Петербург, ГРМ
Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.
Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святыми. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Происходит из Георгиевской часовни в д. Шотогорка Пинежского района Архангельской области
Чудо Георгия о змие, с житием Георгия. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва, Россия
Чудо Георгия о змие, с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. Устюженский краеведческий музей, Вологда. Из собора Рождества Богоматери в Устюжне
Великомученик Георгий, с житием. Москва. Начало XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ
Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.
Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).
Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.
Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.
Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.
Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.
Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».
В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».
Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай
Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.
Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.
Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва
Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.
Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва
Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия
Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай
Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.
Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон
Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.
Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция
Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.
Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины
Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля
Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва
Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция
Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси
Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия
Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва
Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.
Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив
Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва
Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва
Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее
Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария
Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан
Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.
Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция
Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон
Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж
Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция
Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение
Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид
Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва
Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва
Оценка иконы Георгия Победоносца
Для экспертов антикварного салона «Дом Антиквара» поставили не самую простую задачу, цель которой сравнить икону коллекционера «Святого Георгия Победоносца» с аналогичной иконой по сюжету, которая хранится в Русском музее. Далее в статье мы подробно расскажем, как проходил анализ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Приобретена в 1989 году у частного лица из Новгорода и хранится у коллекционера более 23 лет.
СОСТОЯНИЕ. Изначально икона была с лицевой стороны покрыта настолько темной олифой, что при обычном дневном или искусственном освещении выглядела почти черной (см. фото 1989 года). Примерно раз в 5 лет протиралась раствором спирта, воды, масла и диметила для проявления олифы, ее размягчения и для сохранности красочного слоя. В 2005 году лицевая сторона была расчищена и укреплена. Задняя сторона иконы была покрыта частично сохранившимся и осыпающимся зеленым левкасом, была зачищена, как и торцы доски.
СРАВНЕНИЕ С ИКОНОЙ ИЗ ГРМ. Поскольку данная икона аналогична иконе из ГРМ большего размера, описание которой дано в каталоге: Смирнова Э. С. И др. Живопись Великого Новгорода 15 века. М., 1982, с. 227-228. Кат № 17, то есть смысл их сравнить.
ОТЛИЧИЯ ОТ ЭКЗЕМПЛЯРА ИЗ ГРМ:
1. На иконе из ГРМ нимб белый. Но это ошибка, по канону нимб должен быть золотым, как на данной иконе.
2. Что интересно, на иконе из ГРМ острие копья, выходящее из головы змия, не является продолжением линии древка копья, сильно смещено вправо. Это ошибка реставрации, так как на месте острия копья должен находиться черный рог, по форме аналогичный второму, коричневому рогу, выходящему из головы змия, что и видно на данной иконе. Острие копья не должно выходить из головы змия, так как по легенде «Сказание св. Георгия о змие» он «поразил змия копьем в гортань, царевна сняла пояс, повязала змию на шею, привела в город, где Георгий отрубил змию голову мечем, после чего жители города приняли христианство». Часть черного рога рядом с острием копья сохранилась и на иконе из ГРМ.
3. Сектор между крылом змия, горкой и шеей змия на иконе из ГРМ бурого, красно-коричневого цвета. Но это просто часть красного фона, что более правильно и что видно на данной иконе.
4. На данной иконе задняя нога коня выходит на лузгу и поле ковчега, имеет более правильную форму, чем на иконе из ГРМ.
5. На данной иконе хвост коня выходит на поле ковчега, имеет более правильную форму и заканчивается тупой линией, а не острой, как на иконе из ГРМ.
Вывод. Данная икона ввиду лучшей сохранности и сохранила большее количество изначальных правильных деталей, чем неточно отреставрированная ввиду утрат икона из ГРМ.
ГРАФЬЯ. Графья видна на осыпи кисти руки Георгия, держащей древко копья (видна прорисовка пальцев), вокруг хвоста коня, выходящего на поле ковчега, и на уздечке на шее коня. Значит, графья была наложена изначально на всем поле лицевой стороны данной иконы.
ДОСКА. Скол на доске посередине правого ковчега – темного цвета, как это и бывает на доске древних икон.
Сколы и округленные углы доски бывают только у старых икон, так как углы повреждаются и стираются при хранении на протяжении длительного времени, что и видно на данной иконе.
Задняя сторона доски на момент приобретения иконы была покрыта темно-зеленым левкасом, который в период реставрации зачистили. Изначально задняя сторона доски иконы была неровной и затем перед поновлением и покрытием темно-зеленым левкасом была сглажена инструментом от 2-х до 5 мм, что видно по торцам вверху и внизу, для защиты от жучков и изгиба из-за высыхания. Поэтому доска не имеет сильного изгиба. Также изгибу препятствовало то, что доска вырезана из середины ствола дерева, что видно по годовым кольцам на торцах сверху и снизу.
Торцы также были закрашены зеленой краской, аналогичной зеленой краске рамки иконы по золоченому ковчегу или черно-зеленому цвету левкаса задней стороны. В 2016 году боковые торцы были также зачищены, стали видны следы красной краски от позднего поновления и охры по белому левкасу, скорее всего, торцы доски иконы были изначально покрыты тонким белым левкасом и охрой.
Следы от гвоздей на торцах говорят о том, что изначально на иконе была басма. На торцах сверху и снизу между годовых колец доски видны провалы, так как со временем доска гниет, крошится и выпадает между годовых колец – это признак старой доски.
ПОНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ. Судя по твореному золоту полей ковчега и нимба, икона была поновлена в 18 веке, изначально охряные, коричневые поля ковчега были покрыты твореным золотом, обведены зеленой рамкой и малиновой полосой на рамке сверху и снизу, вновь покрыта олифой, попавшей в место утраты красочного слоя по красному фону под плащем Георгия, и закрашены торцы и задняя сторона иконы. Тогда же был вновь покрыт золотом нимб Георгия и на древке копья сверху появился маленький крест.
КОВЧЕГ. Икона имеет идеально выполненный глубокий ковчег, округленную гладкую лузгу, так как по ней идет живопись и важные детали изображения, выходящие даже на поля ковчега. Как и у древних икон, верхнее и нижнее поле ковчега шире, чем левое и правое, что очень важно для экспертизы.
СОЧЕТАНИЕ КОВЧЕГА И ТОРЦЕВЫХ ШПОНОК. Наличие идеально выполненного ковчега древнего типа является настолько важной характеристикой иконы, что полностью снимает вопрос о шпонках, почему шпонки торцевые, а не на задней стороне доски. Архаический ковчег делает вопрос о шпонках второстепенным. Скорее всего, торцевые шпонки использованы потому, что на задней стороне доски, вырезанной из середины ствола дерева, есть 6 сучков, с одной стороны, препятствующих врезке шпонок, а с другой стороны, сами выполняющие роль врезных шпонок для укрепления доски, если только торцевые шпонки не врезаны позднее, в 18 веке.
Кроме того, врезные шпонки на задней стороне иконы из ГРМ играют роль скрепления иконы, состоящей из 2-х досок, а данная икона сделана из одной доски. На византийских иконах малого размера подчас вообще не было шпонок, среднего размера – имели торцевые шпонки, а большого размера – имели задние шпонки.
Толщина доски данной иконы – 3 см, как и у иконы из ГРМ, что также навряд ли является случайным совпадением.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Когда эксперт видит расчищенную яркую икону архаического письма с глубоким ковчегом и живописью, выходящую не только на лузгу, но и в 4-х местах (хвост коня, плащ Георгия, древко копья, нога лошади) на поле ковчега, его охватывает растерянность, так как он никогда ничего подобного не видел и не держал в руках. А не найдя сзади шпонок и видя только следы недавней расчистки лицевой стороны, зачистки торцов и задней стороны, он, не раздумывая, назовет скорее икону поздней копией, чем подлинником, не вникая в другие экспертные искусствоведческие детали и даже не зная, что прототип из ГРМ был найден только в 1937 году и в том же году расчищен и реставрирован.
ВИД ИКОНЫ ПОСЛЕ РАСЧИСТКИ. Первоначально икона была покрыта настолько темной олифой, что при обычном дневном или искусственном освещении казалась черной, блестящей (см. фото поверхности и кракелюра 1989 года). Изображение проглядывало только на солнечном свете или при сильном освещении. Задняя сторона и торцы также были покрыты черно-зеленым левкасом (его следы видны в углублениях на задней стороне доски), затем многократно зачищались и протирались раствором воды, спирта, диметила и масла.
После расчистки, укрепления и покрытия лаком в 2005 году лицевая сторона иконы стала выглядеть иначе, как бы «новой», поэтому эксперту трудно поверить, что это древняя икона. Хотя икона из ГРМ также была в 1937-1938 годах не только расчищена и укреплена, но и дописана и также, аналогично выглядит «новой».