старая русса икона божьей матери старорусская

Старорусская икона Божией Матери

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская
Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Источник

Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

Источник

Праздник в честь Старорусской Иконы Божией Матери и ее история, тексты молитв

Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.

Описание и значение образа в православии

Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.

Оригинал и копия

Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.

Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».

Общий символизм и причины различий

На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.

Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:

Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.

История появления

Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Обретение реликвии

Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.

Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.

Одолжение

100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.

В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.

Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.

Окончание многолетней тяжбы

В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.

Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Почитание иконы

Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:

В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.

О чем просят перед образом

В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.

В древности

По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.

Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.

В современности

Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:

Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.

Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.

Где можно найти оригинал и списки

Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.

В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.

Тексты

Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Источник

Лекарство Достоевского

старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть фото старая русса икона божьей матери старорусская. Смотреть картинку старая русса икона божьей матери старорусская. Картинка про старая русса икона божьей матери старорусская. Фото старая русса икона божьей матери старорусская

В самый первый приезд в Старую Руссу в 1872 году они остановились в доме священника Румянцева, служившего в этой церкви. Вот как пишет Анна Григорьевна: «Наконец, в три часа дня, пароход подошел к пристани. Мы забрали свои вещи, сели на линейки и отправились разыскивать нанятую для нас… дачу священника Румянцева. Впрочем, разыскивать долго не пришлось: только что мы завернули с набережной реки Перерытицы в Пятницкую улицу, как извозчик мне сказал: “А вон и батюшка стоит у ворот, видно, вас дожидается”. Действительно, зная, что мы приедем около 15 мая, священник и его семья поджидали нас и теперь сидели и стояли у ворот. Все они нас радостно приветствовали, и мы сразу почувствовали, что попали к хорошим людям. Батюшка, поздоровавшись с ехавшим на первом извозчике моим мужем, подошел ко второму, на котором я сидела с Федей на руках, и вот мой мальчуган, довольно дикий и ни к кому не шедший на руки, очень дружелюбно потянулся к батюшке, сорвал с него широкополую шляпу и бросил ее на землю. Все мы рассмеялись, и с этой минуты началась дружба Федора Михайловича и моя с отцом Иоанном Румянцевым и его почтенной женой, Екатериной Петровной, длившаяся десятки лет и закончившаяся только с смертью этих достойных людей».

Георгиевская церковь стоит на одноименной улице. Улица Георгиевская находится недалеко от соборной площади города. И если идти от центра площади, то маршрут будет пролегать мимо невысоких городских домов, похожих на белую пастилу. А если идти от дома Достоевских, то справа и слева будут окружать вас уютные деревянные деревенские домики, тесно прижатые друг другу заборами. Вдоль улицы высажены кусты калины. Именно по этой улице шел Дмитрий Карамазов: «»Калина, ягоды, какие красные!» – прошептал он, не зная зачем».

Мы остановились у ворот церкви, у которых сидели местные бедные люди, жители города. Это единственный храм в городе, где мы увидели людей с протянутой рукой. Подумалось, что это, наверное, провидение именно здесь и сохранило их. «Вот какова она, жизнь-то бывает! О, Варенька, мучительно слышать Христа ради, и мимо пройти, и не дать ничего, сказать ему «Бог подаст». Иное Христа ради еще ничего. (И Христа ради-то разные бывают, маточка). Иное долгое, привычное, заученное, прямо нищенское, этому еще не так мучительно не подать, это долгий нищий, давнишний, по ремеслу нищий, это привык, думаешь, он переможет и знает, как перемочь». (Бедные люди).

Достоевский сам всегда подавал милостыню, несмотря на постоянную нужду. «Когда у моего мужа не найдется мелочи, а попросили у него вблизи нашего подъезда, то он приводил нищих к нам на квартиру и здесь выдавал деньги». (А. Достоевская, «Воспоминания»).

Дочь Достоевского, Любовь Федоровна, вспоминает, что Достоевский «подавал всем бедным, встречавшимся на его пути, и никогда не мог отказать в деньгах, если кто-нибудь говорил ему о своем несчастье и просил помощи».

Миновав нищих, насовав в их протянутые руки сладости, мы вошли в храм. Теперь пишу и думаю, что если перед дверями рая окажутся стоящие нищие, убогие, больные, бедные? Попадем ли в рай, минуя их?

В храме готовились к празднику Успения. На деревянном полу была выстелена дорожка из травы и цветов до алтаря и возле Старорусской иконы. Старорусская икона впечатляет не только размерами (278 см высота и 202 см ширина), но и уникальной историей. Икона была принесена когда-то в Старую Руссу из Греции, из города Ольвиополя.

Предание гласит, что когда в 1570 году в Тихвине случилось моровое поветрие, то жители города просили позаимствовать чудотворную икону. Крестным ходом тихвинцы обошли город и на руках внесли его в Успенскую церковь Тихвинского монастыря. Мор прекратился.

С возвращением иконы тихвинцы не торопились, а вскоре и совсем отказались ее вернуть. И только в 1787 удалось получить лишь список чудотворной иконы. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников сам поехал в Тихвин, и когда икону в очередной раз отказались вернуть, тогда по его заказу тихвинские живописцы скопировали Старорусскую икону «мера в меру». В 1788 году рушане встретили образ, который стал главною святынею Воскресенского собора Старой Руссы. Несмотря на то, что этот список неоднократно являл чудотворную силу, исцеляя физические и душевные болезни, жители не оставляли надежды вернуть старинный образ. Радостное событие случилось в правление императора Александра III,который распорядился утвердить положительно прошение рушан. Желая достойно проститься со святыней, хранившей их город триста лет, тихвинцы обнесли чудотворную икону крестным ходом вокруг Тихвина. А Старая Русса готовилась достойно ее встретить! День 18 сентября стал для Старой Руссы знаменательным событием. Такого стечения духовенства и богомольцев здесь давно не видели. Колокольным звоном, который сливался с голосами множества певчих, встречали икону. Богослужение окончилось лишь к трем часам дня. А звон колоколов не утихал в монастыре целый день. Радуйся, райских дверей отверзение! (из Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии).

Святыня вернулась на родную землю, а в Тихвине остался точный список. Долгожданное возвращение произошло к всеобщей радости горожан. Но оказалось, что святые лики на иконах расположены по-разному. Лик Богородицы кротко обращен на каждого приходящего к Ее образу. На левой руке изображен Ее Божественный Младенец, но лик Его обращен от Нее в сторону. В монастыре на иконе Младенец так же покоится на левой руке Богоматери, но лик Его обращен на этом образе к Ней.

До сих пор это различие объяснить не могут. Многие толкуют по-разному о том, что стало причиной того, что Младенец «отвернулся». Одна из версий такова: Младенец скорбит о грехах людских. Другие считали, что Он отвернулся в сторону при виде порочной жизни жителей города. Возможно и то, что, восстанавливая потемневший от времени образ, иконописцы изменили положение лика, но не исключали и чудесное преображение иконы.

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переносится Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а серебряная риза, инкрустированная драгоценными камнями, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного ораза, который является самым почитаемым в городе. Перед ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию.

Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Глаза Богородицы глядят бесстрастно. Ее молчание – молитва. Она сама – молитва! И она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно, и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью. Всё делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временное измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех Скорбящих Радость. Надо сказать, что этот образ Богородицы был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», – пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва».

– А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, – сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечой, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

– Икона наша Старорусская – чудотворная, – продолжала говорить, медленно произнося каждое слово, старушка, – Она Заступница наша, она нас и воспитывает, и исцеляет, – тут бабушка вздохнула, – у каждого свои болезни-то ведь.

– Видите, Младенец как бы отвернулся от Богоматери, – так же тихо и медленно произнесла она. – Все-то думают, что Он отвернулся, а это Он к нам повернулся, к нам обращен.

Мы посмотрели на икону – и нам показалось, что всё движение Богородицы на иконе направленно навстречу к людям. Она как бы говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5).

Началась праздничная служба, и мы уже не смели отвлекать старушку расспросами.

И сразу вспомнились слова духовного отца, который часто говорил: «Пресвятая Богородица – наше первое лекарство».

После этих слов я считала, что вторая часть очерка закончена, и как обычно, написала «продолжение следует». Но на следующий день я получила сообщение от правнука писателя о его личном исцелении от Старорусской иконы. Перед тем как я приведу целиком воспоминание Дмитрия Андреевича Достоевского, я расскажу предысторию. После одной операции врачи повредили ему желудок и предупредили, что возможно последствие – язва. Так и случилось, и страдал он от язвы двадцать лет. Но однажды…

«Случилось это лет десять назад. В конце мая я, как обычно, поехал в Старую Руссу в тамошний музей на Достоевские чтения. В это время, как правило, в городе солнечно, тепло, и повсюду буйствует расцветшая сирень. Здесь Достоевский обрел счастливые годы семейной жизни и радушную атмосферу для своего творчества. «За границей решительно не могу писать, другое дело в Руссе, когда за стенкой детки шумят», – писал он жене. Обрел он близкого друга, священника Георгиевской церкви отца Иоанна Румянцева. Люба и Федор Достоевские почти весь день проводили на дворе батюшки, играя с его многочисленными детьми, а писатель частенько наведывался «на чаек» к батюшке для долгих бесед на церковные темы. «Батюшка этот дал мне много материала для моего романа», – записывает Достоевский.

Эту атмосферу тихого, спокойного в своей неспешной жизни провинциального городка чувствуют и все участники чтений, стараясь озвучить здесь свои самые последние и сокровенные мысли о творчестве писателя. Я внимательно выслушивал доклад, но меня больше интересовали ежевечерние встречи достоеведов, как говорится, за круглым столом, у кого-нибудь в номере гостиницы, где я включался в общий разговор о Достоевском.

В один из вечеров я, уже зная, в каком из номеров состоится встреча, забежал к себе, чтобы переодеться. Выйдя из дома, обнаружил, что буквально мои ноги понесли меня в противоположную сторону – к Георгиевской церкви. Я попытался противиться этому, думая, как неудобно будет, если я опоздаю, но тут же появилась «спасительная» мысль, что на одну минуту забегу в церковь и вполне успею вернуться в заветный номер. Опять появилась мысль, что зря я иду, ведь служба уже кончилась, и храм, наверное, закрыт, но уже издали вижу открытые ворота. Я уже в церкви, она пуста, и только бабушки как заправские матросы драят пол. Они все как по команде посмотрели на меня, мне стало неудобно, но я уже не владел собой. В простенке висит огромная чудотворная икона, и я, очутившись перед ней, грохнулся на колени, уже совершенно не понимая, что со мной. Слезы градом покатились из глаз, я выключился из пространства и времени. Прошло пять минут, а может час, я пришел в себя, наступила какая-то отрешенность, и я тихо вышел из церкви.

Всё ещё не понимая, что со мной было, вернулся в номер, не было желания куда-либо идти, и я заснул.

Наутро всё пошло своим чередом, мысль о вчерашнем легко заменялась вернувшимся интересом к докладам.

К вечеру готовился с сожалением уехать в Петербург. Дело в том, что из-за застарелой язвы желудка, которая ежегодно осенью укладывала меня в больницу, я не мог на известковой воде в Руссе продержаться более двух дней – как правило, начинались боли, и я мчался домой. На этот раз ничего не случилось, и я решил остаться до утра. Без проблем остался до окончания чтений и на прощальном ужине все с удивлением обнаружили мое присутствие.

Год понадобился, чтобы понять, что со мной случилось чудо. Язва в одночасье ушла и, как я ее ни провоцировал, чтобы убедиться, – ушла безвозвратно. Я исцелился от иконы!»

И сейчас я с большой радостью пишу: «продолжение следует».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *