становление немецкой классической философии и кант и его учение

Вопрос 14. Становление немецкой классической философии. И.Кант и его учение.

«Вещь–в–себе» и «вещь–для–нас» – важнейшие понятия теории познания И.Канта. Первое из них обозначает недоступную для познающего субъекта сущность вещи, а второе – явление вещи, т.е. то, как она предстают перед субъектом в процессе познания.

Априори (лат. – изначально) – понятие, обозначающее то, что имеется в уме человека до приобретения им какого-либо опыта и служит необходимой предпосылкой умственной деятельности и получения на этой основе знаний о действительности. По Канту, априорными являются пространство и время (как формы упорядочивания чувственного опыта), а также основные категории науки, которые он называет априорными понятиями рассудка (такие, как причинность, необходимость, закон и др.).

Антиномия (гр. – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Важную роль это понятие имело в философском учении И.Канта, как свидетельство принципиальной неспособности разума получить достоверное знание о мире.

Вопрос 15. Идеалистическая диалектика г.Гегеля.

«Абсолютная Идея» – центральное понятие гегелевской философии, означающее саморазвивающуюся благодаря внутренним противоречиям и самопознающую себя объективную Мысль (мировой Разум).

Отрицание (по Гегелю) – необходимый момент развития, характеризующий неразрывную связь между новым, зарождающимся и старым, отмирающим состояниями в развитии Идеи, источником которого выступает разрешение внутренних ее противоречий.

Тезис (исходное положение) Антитезис (противоположное ему положение) Синтезис (синтезирующее положение) – по Гегелю, имеющие всеобщий характер последовательно сменяющие (отрицающие) друг друга этапы развития абсолютной Идеи, в каких бы формах она не развивалась. В результате процесс саморазвития Идеи принимает вид «отрицания отрицания».

«Субъективный дух» (по Гегелю) – индивидуальное человеческое сознание.

«Объективный дух» (по Гегелю) – человеческое сознание, выступающее в своих объективированных формах (право, нравственность, гражданское общество и государство).

«Абсолютный дух» (по Гегелю) – высшее проявление человеческого сознания, выступающее как самопознание абсолютной Идеи в формах созерцания и эмоционального переживания (искусство), представления и откровения (религия) и понятия (философия).

Вопросы 16, 17. Философия марксизма.

Диалектический материализм – общее название философского учения марксизма, представляющего собой органическое неразрывное единство материализма и диалектики. Создание Д.м. связано с критической переработкой гегелевской диалектики («очищением» ее от идеализма и мистики) и фейербаховского материализма (освобождением его от метафизики).

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) – открытый основоположниками марксизма принцип осмысления жизни и развития общества, в основе которого лежит признание первичности (определяющей роли) общественного бытия людей, прежде всего их материально-производственной деятельности по отношению к их общественному (и индивидуальному) сознанию.

Отчуждение – одно из важнейших понятий марксистской социальной философии, понимаемое как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную самому человеку и подчиняющую его. Марксизм связывает О. с общественным разделением труда, господством частной собственности, особенно при капитализме, где О. принимает всеобщий характер.

Ленинский этап развития философии марксизма – этап в развитии марксистской философской мысли, связанный с деятельностью В.И.Ленина и его последователей в конце XIX – XX вв. Характеризовался как дальнейшим творческим развитие философии Маркса (выработка нового понимание материи как субстанции бытия, разработка теории отражения и др.), так и определенной догматизацией (особенно после победы большевиков в России в октябре 1917 года) ряда некритически воспринятых выводов марксизма вне их контекста с изменившимися историческими условиями, что привело к значительной утрате марксистской философией своих позиций в современном мировом философском развитии.

Источник

Немецкая классическая философия (И.Кант)

становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение

становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение

становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение

1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления — от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «филосо­фия жизни».

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре­дельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон («категорический императив»);

• выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,

выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).

Людвиг Фейербах 1804 — 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, полу­чивший широкое распространение во второй половине XIX в.

становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть фото становление немецкой классической философии и кант и его учение. Смотреть картинку становление немецкой классической философии и кант и его учение. Картинка про становление немецкой классической философии и кант и его учение. Фото становление немецкой классической философии и кант и его учение

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

• философией Людвига Фейербаха;

• творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-

жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.

6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• политэкономия (экономическое учение);

• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

• рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм);

• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

• выступала с атеистических позиций.

7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

• механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).

8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру­жающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является «философия жизни», ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» — экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуально­сти Бога («Бог умер»).

В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзи­стенциализма.

Философия Иммануила Канта

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• «Критика чистого разума»;

• «Критика практического разума»;

• «Критика способности суждения».

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

«Вещь в себе» — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аф­фицирование») на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «ве­щей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ностипространствои время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в «системе координат» про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Данными классами являются:

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

Сами категории:

количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума».

Главные вопросы «Критики практического разума»:

Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

• чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;

• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

8. В своей третьей книге критического периода — «Критика спо­собности суждения» — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Источник

Немецкая классическая философия

Что такое немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характерные особенности немецкой философии:

Представители

Иммануил Кант (1974–1804)

Основоположником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Авторству ученого принадлежит революционный переворот в развитии философской мысли. По Канту, познание рассматривается как деятельность, существующая по своим правилам и законам. Наиболее значимыми трудами Иммануила Канта являются «Критика чистого разума», «Критика Практического разума», «Критика способности суждения».

Кантовское творчество принято делить на два периода:

Теория познания Канта

«Критика чистого разума» известна также как теория познания Канта. Философ считает, что знания складываются из опыта и чувственного восприятия. Ученый сомневается в истинности знаний человека о мире, поскольку человек в попытках познания сути вещей искажает знания из-за органов чувств. Кант считал, что сначала необходимо определить границы человеческих способностей к познанию. Он полагал, что знания о предметах — это лишь знание о том, как вещи являют нам себя, но не знания о сущности этих вещей. В этой связи Иммануил Кант ввел термин «вещь в себе», обозначающий знание о сущности предмета. Рассматриваемое понятие описывается как непознаваемое. Гносеологическая теория Канта называется агностицизмом.

В основе теории познания Канта стоит признание существования априорного (доопытного) знания, которое является врожденным. К первым из таких форм относятся время и пространство. Познание человека чего-либо происходит в условиях времени и пространства, однако данные формы не присущи «вещам в себе». Познавательный процесс проходит путь от чувств к рассудку, от рассудка к разуму. Рассудок вне границ опыта считается разумом. По Канту, разум стоит выше других возможностей человека к познанию. Врожденная способность человека к ориентировке в пространстве и времени, то есть к сверхчувственному познанию, немецкий философ обозначил как трансцендентальная апперация. Благодаря этому умению в сознании человека накапливаются знания, а затем переходят от врожденных мыслей к идеям познания разумом.

Философскую концепцию Иммануила Канта также принято называть критическим или трансцендентальным идеализмом. Трансценденталии — это интуитивно познаваемые понятия.

Как полагает немецкий мыслитель, человек познает мир посредством практического разума с применением знаний, которые получены с помощью «чис­того» или теоретического разума. Практический разум используется для формирования жизненного и общественного поведения человека, которое основано на «автономной воле» и принятых в социуме правилах. Автономная воля отвечает за побуждение человека к добрым или злым поступкам. Поведение человека наиболее существенно регулирует закон морали или категорический императив, который способен ограничивать волю человека.

Значение морали в философии Канта

Максимумы (правила), на которых должно основываться человеческое поведение (по Канту):

Этическое учение Иммануила Канта является значимым теоретически и практически. По Канту, мораль и следование ей имеют огромную ценность для человека и социума. Недопустимо пренебрежение нормами морали ради своего эгоизма. Общественная мораль должна опираться на следование чувству долга: люди должны проявлять себя по отношению друг к другу как разумное, ответственное и беспрекословно следующее моральным правилам существо.

Иммануил Канту принадлежит идея создания нового «эти­ческого общественного строя», который основывался бы на категорическом императиве и изменил жизнь людей в социуме.

Философ полагал, что человек живет в двух измерениях:

Кант считал, что государственная жизнь не является истинным человеческим миром, поскольку в ней царят обман, предрассудки, пережитки животных влечений в человеке.

По-настоящему свободным человек может стать только при условии добровольного соблюдения законов морали, в первую очередь, категорического императива. Сформулированный Кантом нравственный императив звучит так: «поступай так, чтобы твое пове­дение могло стать всеобщим правилом».

Кроме того, классик немецкой философии выдвинул идею о «вечном мире», в основе которого лежит невыгодность войны с точки зрения экономики и ее правовой запрет.

Иоган Готлиб Фихте (1762–1814)

Фихте является продолжателем идей Иммануила Канта. Его теория носила название «Наукоучение». По мнению Фихте, философская наука является основополагающей и помогает в создании единого способа познания. Основой философского познания ученый считал интуицию интеллекта. Познание происходит следующим образом: сознание познающего при взаимодействии с познаваемым объектом выступает в качестве активного творческого начала.

По Фихте, познавательный процесс состоит из трех этапов:

На вопрос «Существует ли объект без субъекта?» философская концепция Фихте однозначно отвечает: если нет субъекта, то и объекта не существует. Таким образом, лишь активное «Я» или воля познающего через взаимодействие с объектом, могут изменить мир и ут­вердиться в нем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)

Творчество Георга Гегеля считается одним из наиболее значимых среди учений классиков немецкой мыслительной науки. Концепция этого философа является вершиной развития западной философии Нового времени. Среди главных произведений Гегеля «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Ученый рассматривал вопрос равенства мышления и бытия. По мнению Гегеля, в процессе эволюции человеческое сознание проходит этапы, аналогичные тем, через которые прошло человечество за всю историю существования. Следовательно, человек способен дать оценку своей жизни через призму завершившейся истории или «абсолютного духа». Таким образом, мышление и бытие уравниваются.

Эволюция сознания отдельного индивида реализуется с помощью движения от абстрактного к конкретному. Неотъемлемой частью каждой новой стадии этого движения является воспроизведение накопленного на предыдущих этапах опыта на более высоком уровне.

Существует три этапа развития сознания:

В своем учении Гегель объединяет все проявления бытия в одно понятие — «абсолютную идею». Это явление также развивается через движение с помощью природы, созданной Богом для появления человека и его духа.

Георг Гегель является автором трех основных философских законов:

Философские мысли Гегеля способствовали развитию социологии. Его творчество оказало влияние на взгляды Карла Маркса и определили возникновение социологии конфликта. Авторству немецкого философа принадлежит концепция гражданского общества, в которой происходит разделение социума на гражданскую и государственную сферу. Классик мыслительной науки своими трудами повлиял на становление многих философских направлений.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775–1854)

В своем творчестве немецкий философ Фридрих Шеллинг стремился к созданию единой системы знаний посредством исследования познаний истины в отдельных сферах. Позже этот подход получил название «натурфилософия». Данное понятие описывало попытку объединить научные достижения под наблюдением ученого.

Основной идеей обобщенной системы является образ «идеальной природы», основой которой служит мысль о духовности активности природы. Итогом творчества философа в натурфилософском направлении стало доказательство того, что любая сущность является единством противоположных сил. Шеллинг ввел для обозначения явления целостности термин «популярность». В произведениях немецкого мыслителя дается объяснение таким сложным природным процессам как жизнь и организм.

Книга Фридриха Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» описывает разницу между теоретической и практической философией. По мнению философа теория — это объяснение высших принципов знания. Практическая часть философской науки применяется в поисках решения проблем свободы человека.

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)

Концепция Людвига Фейербаха основывается на борьбе несовместимых мировоззрений — религии и философии. Мыслитель стремился к объяснению материалистической формы духа и критиковал христианскую религию. В своих произведениях философ утверждал, что бог является только образом, а не божественным существом. Этот образ появился в сознании людей как отражение сущности человека.

По Фейербаху, возникновение религии обусловлено страхом людей перед явлениями природы. Именно это служит причиной появления могучих образов в людском сознании. Таким образом, бог — это всего лишь творение разума человека, приобретающее форму творца, контролирующего человеческую волю и судьбу. Фейербах считает, что религия античеловечна, так как лишает человека стремления совершенствовать реальную жизнь, призывая его ждать будущего вознаграждения от божественного существа.

История развития философской мысли

Средние века (II–XIV вв.)

Философия в период Средневековья характеризуется сменой мировоззрения. На этом этапе происходят изменения мировых норм и идеалов, переосмысляется назначение человека в мире. Мыслительная наука Средних веков имеет несколько подходов к периодизации. Наиболее распространенный вариант датирования — это II–XIV вв. Этот период пересекается с христианской религией, которую логично соотносят с возникновением библейского учения. По сравнению с философией античности, исследовавшей эволюцию первоздания и природу человека, средневековая наука имеет отношение к теологии.

Характеристика философской мысли в Средние века:

Наряду с теоцентризмом, в философской науке рассматриваемого периода имеют место следующие понятия:

Наиболее известными философами эпохи Средневековья были:

Реформация (XVI–XVII вв.)

Движение Реформации возникает в XVI–XVII вв. как попытка пересмотра религиозной идеологии и отношений между человеком и церковью. Данное течение становится основой для протестантизма.

Главным идеологом Реформации был Мартин Лютер. Он выступал против продажи индульгенций. Инициатор Реформации является автором 95 тезисов о злоупотреблении духовенства, которые он вывесил на дверях церкви. Это послужило толчком для всех оппозиционеров церкви, чтобы выступить в защиту национальной и религиозной свободы Германии. Главной идеей Лютера было исключение посредника (то есть духовенства) между Богом и человеком.

Представители реформационного движения отличались по своим общественным устремлениям. Были и радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и другие. Тем не менее, все ветви протестантства были едины в одном — они утверждали внутреннюю религиозную независимость человека, ценность усилия личности, изменение человеческой роли в мироздании.

Самыми яркими представителями данного периода, кроме Мартина Лютера, являются:

Просвещение (XVII–XVIII вв.)

Эпоха Просвещения характеризуется верой в прогресс. Идеи, пропитанные гносеологическим оптимизмом, получили наибольшее распространение во Франции, а также по всей Европе. Перед идеологами данного периода встают проблемы просвещения народа, освобождение его от предрассудков, воспитать в людях критическое отношение к религии и социальным вопросам.

Представители Просвещения опирались на научное знание, поскольку именно в нем в полной мере используется разум человека. Философы того времени защищали человеческие и гражданские права, критиковали суеверие, религии, пропагандировали концепции религиозной толерантности.

Мыслители рассматриваемого периода толковали разум как возможность истины, то есть предполагалось, что он не дает бесспорных истин и не гарантирует познание тайн бытия. На разуме основывается деятельность, он помогает выстроить контакты между явлениями и событиями. Умение искать истину считалось ключевым свойством человеческого разума.

Ученые эпохи Просвещения утверждали, что все действия, мысли и чувства человека должны быть осмыслены разумом, поскольку он разумное существо. Таким образом, ничего в человеке не может оставаться неосмысленным.

Развитием идей Просвещения занимались:

Концепции XX века

Венский кружок

В 1922 году профессор философии Венского университета Мориц Шлик организовал группу философов, которая стала центром философии неопозитивизма. Членами кружка были Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгл и др. Они разработали манифест, в котором отразили главные составляющие неопозитивизма. Работа была представлена на пражской конференции 1929 года.

Основные принципы неопозитивизма:

Феноменология

Основателем данного направления является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссрель. Рассматриваемая дисциплина, по мнению ее родоначальника, описывает сущностные черты сознания. Для этого феноменологии необходимо строго следовать определенным законам. Научные понятия возникают из повседневности. Для обозначения перехода от изучения отдельного предмета к ее сущности введен термин «феноменологическая редукция». Это понятие подразумевает смещение фокуса ученого с предмета на то, как эти предметы даны человеческому сознанию. Таким образом, становится возможным исследование многообразия опыта человека.

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа — это условное объединение мыслителей критической теории индустриального общества, творчество которых было связано с Институтом социальных исследований (г. Франкфурт-на-Майне). Концепции этого течения являются разновидностью неомарксизма.

К философам Франкфуртской школы относятся:

Представители данного направления полагали, что буржуазное общество потеряло свою классовость и превратилось в тоталитарную систему. Носителями революционных идей в таком социуме стали маргиналы. Мыслители рассматриваемой школы считали, что СМИ и популярная культура распространяют ложное сознание, навязывают культ потребления. Это определяло существование современного технократического общества.

Методологические принципы философии:

Ключевые идеи Франкфуртской школы:

Гуманизм немецкой классической философии

Классики немецкой философии акцентировали роль мыслительной науки в решении гуманистических проблем. Осмыслением жизни человека в той или иной мере занимались все представители рассматриваемого направления. Наиболее значимыми для общества стали следующие разработки:

Историческое значение немецкой философии

Основным итогом творчества мыслителей классической немецкой философии стало изменение мышления в европейской, а следовательно, и в мировой культуре. Новшество заключалось в том, что стиль мышления стал более широким и универсальным.

Философская наука «освежилась», получив новые понятия, такие как идеи эволюции путем разрешения противоречий, активности познающего, единой природы духа и сознания.

Благодаря трудам представителей немецкой философии современное мышление приобрело исторический характер, что является главной заслугой мыслителей рассматриваемого течения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *