станица гундоровская успенский храм
Храм в честь Успения Божией Матери
История храма и станицы.
Гундоровский, Свято-Успенский храм начал свою историю с Архангельского храма.
По дореволюционным справкам, церковь «значится построенной в 1786 году, зданием деревянным». Но частые наводнения причиняли разрушения не только куреням казаков, но и церковному зданию. И вот с 1828 года, по обследованию: «имеющаяся в здешней станице деревянная церковь Божия, во имя Святого Архистратига Михаила сооружённая, почти ежегодно водою, подвергается повреждению» … «Фундамент с южной стороны обнизился до такой степени, что крылос стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась».
Но Архиепископ Афанасий объявил в 1830 году свою волю: строить церковь каменной.
Казаки согласились с решением церковного начальства и «сограждане в 1832 году единодушно изъявили своё согласие на постройку каменной церкви, на что был составлен план со сметою, простиравшейся до 70.000 рублей». Но «неурожай 1833 года, падёж скота и малоимению станичных сумм» не позволили обществу приступить к постройке храма. Решили отремонтировать старую церковь.
9 августа 1843 года Приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова».
Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов».
На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений.
В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться.
После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили.
12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром.
4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм.
Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей».
В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом».
В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана.
Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев
В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года.
В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри».
В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли. Основные ремонтные работы начались в 90-е годы – храм оштукатурили, повесили новые колокола. В 2000-х годах поменяли купола.В 2010-2011 гг. поменяли отопление на газовое.
Духовенство области войска Донского
Фамилия, имя, отчество Срок пребывания в службе Власов Георгий Гаврилович Ефимов Михаил Алексеевич Алферов Степан Семенович Войтов Константин Михайлович Грачинский Кирилл Михайлович Семенов Яков Степанович Кочканда Порфирий Васильевич Манохин Антон Михайлович Щетковский Михаил Степанович 3 0.04.1873 – 07.12.1900 Власов Степан Филиппович Гиляровский Михаил Константинович Манохин Тихон Антонович Дементьев Иван Гаврилович Сысоев Николай Антипович 17.09.1913 – после 1918 Власов Матвей Тимофеевич Власов Василий Александрович Дьяков Андрей Петрович Протопопов Василий Петрович Попов Иван Андреевич Протопопов Василий Петрович Попов Аким Андреевич Агафонов Лазарь Акимович Дьячки (с 1868 г. Псаломщики) Попов Павел Ефимович Ефимов Григорий Павлович Попов Андрей Иванович Соколов Степан Иванович Власов Федор Александрович Дьяков Николай Андреевич Пашутин Илья Петрович Глаголев Василий Александрович Попов Степан Николаевич Протопопов Василий Иванович Крыгин Ефим Васильевич Пашутин Николай Васильевич Пашутин Николай Васильевич Ефремов Георгий Андреевич 0 9.10.1911 – после 1918 Петровский Михаил Иванович 06.07.1910 – после 1918 Пономари (упразднены в 1868 г.) Попов Андрей Иванович Власов Василий Александрович Попов Николай Федорович Протопопов Василий Петрович Попов Иван Андреевич Соколов Михаил Степанович Попов Александр Андреевич Грачинский Тимофей Кириллович Попов Степан Андреевич Попов Иван Андреевич Кравцов Иван Андреевич (казак) Власов Яков Алексеевич (урядник) Пискунов Иван Исаакович (урядник) Кравцов Иван Андреевич (казак) Ересенков Иван Андреевич (войсковой старшина) В еликов Тимофей Дмитриевич (крестьянин Рязанской губернии) Чукавов Ефим Георгиевич (урядник) 17.10.1899 – после 1909 Ермолова Евдокия (вдова казака) Попова Марфа Ефимовна (вдова сотника) Пшеничная Анастасия Федоровна (вдова есаула) Чернова Мария Ивановна (жена казака) Изварина Феодора Ивановна (вдова казака) Коноводова Александра Васильевна (вдова урядника) Мануйлова Прасковья Ивановна (вдова казака) Дикова Матрена Максимовна (вдова урядника) Кондратьева Устина Ильинична (дочь казака) Чулкова Мария Андреевна (вдова священника) Максимова Наталья Алексеевна (жена псаломщика) Попова Наталья Васильевна (жена псаломщика) Но Архиепископ Афанасий объявил в 1830 году свою волю: строить церковь каменной. Казаки согласились с решением церковного начальства и «сограждане в 1832 году единодушно изъявили своё согласие на постройку каменной церкви, на что был составлен план со сметою, простиравшейся до 70.000 рублей». Но «неурожай 1833 года, падёж скота и малоимению станичных сумм» не позволили обществу приступить к постройке храма. Решили отремонтировать старую церковь. 9 августа 1843 года Приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова». Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов». На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений. В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться. После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили. 12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром. 4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм. Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей». В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом». В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана. Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев. В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года. В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри». В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли. Донецк. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.Карта и ближайшие объектыСтатьиКазачье поселение в Гундоровской зарождалось в конце XVII века. В 1681 году казаку Кагальницкого городка Михаилу Иванову с товарищами была выдана войсковая заимная грамота «на занятие Гундоровского юрта». Несколько раз за свою более чем трехсотлетнюю историю станица меняла местоположение. В первый раз станица поменяла местоположение во второй половине XVIII века. Приблизительно в это же время, в 1786 году, была построена и деревянная Михайло-Архангельская церковь. Но близость Донца грозила станичникам постоянными наводнениями, от которых страдал и храм. В скором времени фундамент церкви «с южной стороны обнизился до такой степени, что крылос стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась». Станичное правление через есаула Гавриила Ковалева ходатайствовало о том, чтобы перенести церковь на более возвышенное и твердое место. Но архиепископ Новочеркасский и Георгиевский Афанасий не благословил переносить храм, а строить каменный. Исполняя распоряжение правящего архиерея, войсковым архитектором есаулом Фаниным был составлен план строительства новой каменной церкви, но по причине нехватки средств храм не был построен. В 1843 году деревянная Михайло-Архангельская церковь полностью сгорела. В 1851 году Гундоровская станица была перенесена на новое место «при реке Большой Каменке, где хутор Станичной», там же началось и строительство нового каменного храма. «В 12 день минувшего ноября 1852 года Государь высочайше соизволил утвердить проект на постройку каменной церкви в Гундоровской станице Войска Донского». 4 июня 1853 года было освящено место под будущим храмом. И сразу же началось строительство, длившееся до 1860 года. Построенный храм был двухпрестольным. Свято-Успенский храм станицы Гундоровской, ныне Донецка, один из немногих храмов уцелевших на донской земле в годы советской власти. В 30-е годы храм был закрыт и использовался как зернохранилище. Гундоровский Свято-Успенский храм начал свою историю с Архангельского храма. По дореволюционным справкам, церковь «значится построенной в 1786 году, зданием деревянным». Но частые наводнения причиняли разрушения не только куреням казаков, но и церковному зданию. И вот с 1828 года по обследованию «имеющаяся в здешней станице деревянная церковь Божия, во имя Святого Архистратига Михаила сооружённая, почти ежегодно водою, подвергается повреждению… Фундамент с южной стороны обнизился до такой степени, что крыло стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась». 9 августа 1843 года приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова». Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов». На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений. В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться. После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти, трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную Архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили. 12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром. 4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм. Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей». В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом». В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией Матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана. Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года. В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри». В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли. Основные ремонтные работы начались в 1990-е годы – храм оштукатурили, повесили новые колокола. В 2000-х гг. поменяли купола. В 2010-2011 гг. поменяли отопление на газовое. Статьи, очерки, зарисовки2 Таблички и вывеска на здании говорят сами за себя. Здание в 140 лет возрастом, отчасти отделано т.н. вагонкой силами сбербанка, который в своих рекламой даёт понять о своём пристрастии к отечественной истории, а сам тем временем, переобозвался в модное «Банк», вместо традиционного «Сберегательные кассы» и здесь пожмотился на отделку всего здания, а лишь исказил внешний вид исторического памятника этой самой вагонкой. Здесь же приютилась безденежная организация – библиотека, которая вместо изготовления новой вывески вынуждена была изменить своё подданство от «РСФСР» до «РФ», всего лишь закрасив лишние буквы, на старой табличке. Один дом – и целая история. Гундоровская Успенская церковь. Когда была построена, не знаю. Возможно, именно отсюда и прибыл в «древний» Ростов тот самый священник Хрещатицкий Георгий. Церковь для поселка столь небольшого размера огромна. Внутри это ощущается ещё больше. К сожалению, в здании происходил ремонт, и это очень сильно ограничило возможности съёмок. Леса стояли аккурат под главным куполом в центре здания. Качественная съёмка здесь оказалась затруднительна, поэтому так: Надпись внизу холста говорит: «В Гундоровскую Успенскую церковь от Степана Григорьева Власова». Я уверенно пишу, что старые окна были крепкими, т.к. избавиться от всех их ещё не успели, и одно из них лежало в эти дни на мусорной свалке в церковном дворе. Каламбур из Советской жизни. Помнит станица и ещё одного Власова – полковника и, вероятно, брата Степана, Георгия Георгиевича, отдавшего «свою жизнь в Русскую землю в первую империалистическую войну». Удивительно, это единственное известное мне захоронение времен Великой войны. В музей мы попасть не смогли, т.к. здесь был выходной, но хватило, честно сказать и внешних впечатлений. 1906 год постройки на козырьке над замурованным входом в здание, в самом настоящем смысле слова, ретро-звонок, размером в мой чемодан. К комплексу школы относится и вот это очень колоритное здание незапамятных годов постройки: Экскурсия наша произошла стихийно и не была продолжительной. Следующее здание, которое так же хочу представить, может быть не такое уж и вычурно-красивое, но всё равно оно исторично, красиво по своему, и несёт на себе так же не мало информации. Здание находится на магистральной улице бывшей станицы, носящей имя братьев Дорошевых, бывших купцов, которые, вероятно, поняв неотвратимость новой жизни, перешли на сторону Красной армии, благодаря чему мы сегодня и знаем их имена. Само здание, очень старое, и сегодня оно приютило в себе местную больницу со старинным названием «Амбулатория». Станица гундоровскаяСтолетиями живут казаки на Дону. Имеют они свою древнюю историю и историю нового времени. Возрождение Гундоровского юрта Осенью 1990 года инициативная группа в составе: Казаков Владимир Борисович (председатель), Моисеев Пётр Никитич, Юрий Жуков, Владимир Гришанин, Нехлебаев, Яцков, Волченсков, Жариков, Горелов, решила собрать сход казаков по вопросу возрождения казачества и восстановления исторической справедливости по отношению к исконно проживающему на Дону народу.
|