станица гундоровская успенский храм

Храм в честь Успения Божией Матери

История храма и станицы.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храмГундоровский, Свято-Успенский храм начал свою историю с Архангельского храма.

По дореволюционным справкам, церковь «значится построенной в 1786 году, зданием деревянным». Но частые наводнения причиняли разрушения не только куреням казаков, но и церковному зданию. И вот с 1828 года, по обследованию: «имеющаяся в здешней станице деревянная церковь Божия, во имя Святого Архистратига Михаила сооружённая, почти ежегодно водою, подвергается повреждению» … «Фундамент с южной стороны обнизился до такой степени, что крылос стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась».

Но Архиепископ Афанасий объявил в 1830 году свою волю: строить церковь каменной.

Казаки согласились с решением церковного начальства и «сограждане в 1832 году единодушно изъявили своё согласие на постройку каменной церкви, на что был составлен план со сметою, простиравшейся до 70.000 рублей». Но «неурожай 1833 года, падёж скота и малоимению станичных сумм» не позволили обществу приступить к постройке храма. Решили отремонтировать старую церковь.

9 августа 1843 года Приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова».

Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов».

На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений.

В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться.

После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили.

12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром.

4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм.

Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей».

В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом».

В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана.

Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев

В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года.

В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри».

В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли. Основные ремонтные работы начались в 90-е годы – храм оштукатурили, повесили новые колокола. В 2000-х годах поменяли купола.В 2010-2011 гг. поменяли отопление на газовое.

Источник

Духовенство области войска Донского

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Фамилия, имя, отчество

Срок пребывания в службе

Власов Георгий Гаврилович

Ефимов Михаил Алексеевич

Алферов Степан Семенович

Войтов Константин Михайлович

Грачинский Кирилл Михайлович

Семенов Яков Степанович

Кочканда Порфирий Васильевич

Манохин Антон Михайлович

Щетковский Михаил Степанович

3 0.04.1873 – 07.12.1900

Власов Степан Филиппович

Гиляровский Михаил Константинович

Манохин Тихон Антонович

Дементьев Иван Гаврилович

Сысоев Николай Антипович

17.09.1913 – после 1918

Власов Матвей Тимофеевич

Власов Василий Александрович

Дьяков Андрей Петрович

Протопопов Василий Петрович

Попов Иван Андреевич

Протопопов Василий Петрович

Попов Аким Андреевич

Агафонов Лазарь Акимович

Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)

Попов Павел Ефимович

Ефимов Григорий Павлович

Попов Андрей Иванович

Соколов Степан Иванович

Власов Федор Александрович

Дьяков Николай Андреевич

Пашутин Илья Петрович

Глаголев Василий Александрович

Попов Степан Николаевич

Протопопов Василий Иванович

Крыгин Ефим Васильевич

Пашутин Николай Васильевич

Пашутин Николай Васильевич

Ефремов Георгий Андреевич

0 9.10.1911 – после 1918

Петровский Михаил Иванович

06.07.1910 – после 1918

Пономари (упразднены в 1868 г.)

Попов Андрей Иванович

Власов Василий Александрович

Попов Николай Федорович

Протопопов Василий Петрович

Попов Иван Андреевич

Соколов Михаил Степанович

Попов Александр Андреевич

Грачинский Тимофей Кириллович

Попов Степан Андреевич

Попов Иван Андреевич

Кравцов Иван Андреевич (казак)

Власов Яков Алексеевич (урядник)

Пискунов Иван Исаакович (урядник)

Кравцов Иван Андреевич (казак)

Ересенков Иван Андреевич (войсковой старшина)

В еликов Тимофей Дмитриевич (крестьянин Рязанской губернии)

Чукавов Ефим Георгиевич (урядник)

17.10.1899 – после 1909

Ермолова Евдокия (вдова казака)

Попова Марфа Ефимовна (вдова сотника)

Пшеничная Анастасия Федоровна (вдова есаула)

Чернова Мария Ивановна (жена казака)

Изварина Феодора Ивановна (вдова казака)

Коноводова Александра Васильевна (вдова урядника)

Мануйлова Прасковья Ивановна (вдова казака)

Дикова Матрена Максимовна (вдова урядника)

Кондратьева Устина Ильинична (дочь казака)

Чулкова Мария Андреевна (вдова священника)

Максимова Наталья Алексеевна (жена псаломщика)

Попова Наталья Васильевна (жена псаломщика)

Но Архиепископ Афанасий объявил в 1830 году свою волю: строить церковь каменной.

Казаки согласились с решением церковного начальства и «сограждане в 1832 году единодушно изъявили своё согласие на постройку каменной церкви, на что был составлен план со сметою, простиравшейся до 70.000 рублей». Но «неурожай 1833 года, падёж скота и малоимению станичных сумм» не позволили обществу приступить к постройке храма. Решили отремонтировать старую церковь.

9 августа 1843 года Приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова».

Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов».

На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений.

В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться.

После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили.

12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром.

4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм.

Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей».

В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом».

В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана.

Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев.

В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года.

В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри».

В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли.

Источник

Донецк. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Статьи

Казачье поселение в Гундоровской зарождалось в конце XVII века. В 1681 году казаку Кагальницкого городка Михаилу Иванову с товарищами была выдана войсковая заимная грамота «на занятие Гундоровского юрта». Несколько раз за свою более чем трехсотлетнюю историю станица меняла местоположение. В первый раз станица поменяла местоположение во второй половине XVIII века. Приблизительно в это же время, в 1786 году, была построена и деревянная Михайло-Архангельская церковь. Но близость Донца грозила станичникам постоянными наводнениями, от которых страдал и храм. В скором времени фундамент церкви «с южной стороны обнизился до такой степени, что крылос стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась». Станичное правление через есаула Гавриила Ковалева ходатайствовало о том, чтобы перенести церковь на более возвышенное и твердое место. Но архиепископ Новочеркасский и Георгиевский Афанасий не благословил переносить храм, а строить каменный. Исполняя распоряжение правящего архиерея, войсковым архитектором есаулом Фаниным был составлен план строительства новой каменной церкви, но по причине нехватки средств храм не был построен.

В 1843 году деревянная Михайло-Архангельская церковь полностью сгорела. В 1851 году Гундоровская станица была перенесена на новое место «при реке Большой Каменке, где хутор Станичной», там же началось и строительство нового каменного храма. «В 12 день минувшего ноября 1852 года Государь высочайше соизволил утвердить проект на постройку каменной церкви в Гундоровской станице Войска Донского». 4 июня 1853 года было освящено место под будущим храмом. И сразу же началось строительство, длившееся до 1860 года. Построенный храм был двухпрестольным. Свято-Успенский храм станицы Гундоровской, ныне Донецка, один из немногих храмов уцелевших на донской земле в годы советской власти. В 30-е годы храм был закрыт и использовался как зернохранилище.

Гундоровский Свято-Успенский храм начал свою историю с Архангельского храма. По дореволюционным справкам, церковь «значится построенной в 1786 году, зданием деревянным». Но частые наводнения причиняли разрушения не только куреням казаков, но и церковному зданию. И вот с 1828 года по обследованию «имеющаяся в здешней станице деревянная церковь Божия, во имя Святого Архистратига Михаила сооружённая, почти ежегодно водою, подвергается повреждению… Фундамент с южной стороны обнизился до такой степени, что крыло стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась».

9 августа 1843 года приходская церковь Божия Архистратиха Михаила «пришедшая в обветшалость… вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но «церковные антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах и часть «низшего пояса иконостаса посредством стёкшегося народа были спасены и помещены в обывательском доме есаула Ивана Трофименкова».

Гундоровцы решают строить каменный храм «зданием о трёх престолах (первый – под названием Архистратига Михаила, 2-й – во имя Успения Пресвятыя славные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 3-й – на память 1-го Воронежского святителя Митрофана) именно на том месте, где стояла прежняя церковь, из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, именем которого назывался Храм, и где покоились прахи похороненных там праотцов».

На сходе было выяснено мнение гундоровцев как о строительстве храма, так и о переносе станицы на правый берег Донца, для того чтобы обезопаситься от ежегодных наводнений. В марте 1851 года пришло «высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место». Ожидалось большое переселение: «в приходе оной церкви дворов – 942, в них мужского пола – 2896, а женского – 3162 души», и большинство из станичников согласны были переселиться. После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, а потом ещё долгое время, по старой памяти, трудились они на старых своих наделах, что остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей хутором Михайловкой. А временную Архангельскую церковь, выстроенную на месте сгоревшей, оставили.

12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект на постройку каменной. По смете исчислено было 32.107 рублей серебром. 4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили избранное для церкви место. И сразу же станичники начинают строить свой храм. Из послания архиепископу Иоанну: «строящаяся церковь в 1853 г. начата каменным, кирпичным зданием и воздвигнута до первых икон, работа производилась исправно и прочно и остановилась только по позднему времени и недостатку кирпичей». В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идёт уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом».

В 1861 году храм был завершён, но не трёхпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией Матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана. Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). Всего обошёлся храм в 38.500 рублей, кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев В церкви были перенесённые из старого казачьего храма: Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года.

В 1911 году, как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях», «в храме сейчас идёт капитальный ремонт. Приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри».

В годы гонений храм закрыли. Использование храма для зернохранилища спасло его. В 1943 году храм вновь открыли. Основные ремонтные работы начались в 1990-е годы – храм оштукатурили, повесили новые колокола. В 2000-х гг. поменяли купола. В 2010-2011 гг. поменяли отопление на газовое.

Источник

Статьи, очерки, зарисовки

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

2 Таблички и вывеска на здании говорят сами за себя. Здание в 140 лет возрастом, отчасти отделано т.н. вагонкой силами сбербанка, который в своих рекламой даёт понять о своём пристрастии к отечественной истории, а сам тем временем, переобозвался в модное «Банк», вместо традиционного «Сберегательные кассы» и здесь пожмотился на отделку всего здания, а лишь исказил внешний вид исторического памятника этой самой вагонкой. Здесь же приютилась безденежная организация – библиотека, которая вместо изготовления новой вывески вынуждена была изменить своё подданство от «РСФСР» до «РФ», всего лишь закрасив лишние буквы, на старой табличке. Один дом – и целая история.
При фотосъёмках здесь, к нам подошла добродушная дама – местная жительница и узнав предмет нашего интереса, кое, что рассказала из известного ей, и конечно же эту информацию я приведу далее по ходу повествования.

Гундоровская Успенская церковь. Когда была построена, не знаю. Возможно, именно отсюда и прибыл в «древний» Ростов тот самый священник Хрещатицкий Георгий.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Церковь для поселка столь небольшого размера огромна.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Внутри это ощущается ещё больше.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

К сожалению, в здании происходил ремонт, и это очень сильно ограничило возможности съёмок. Леса стояли аккурат под главным куполом в центре здания.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Качественная съёмка здесь оказалась затруднительна, поэтому так:

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Надпись внизу холста говорит: «В Гундоровскую Успенскую церковь от Степана Григорьева Власова».
А вот почему я о ремонте сказал «к сожалению». Это не от того, что мне было неудобно делать фото. Как и повсюду сейчас стало модно, мощные и крепкие окна церкви заменяются на металлопластик.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Я уверенно пишу, что старые окна были крепкими, т.к. избавиться от всех их ещё не успели, и одно из них лежало в эти дни на мусорной свалке в церковном дворе.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Каламбур из Советской жизни.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Помнит станица и ещё одного Власова – полковника и, вероятно, брата Степана, Георгия Георгиевича,

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

отдавшего «свою жизнь в Русскую землю в первую империалистическую войну». Удивительно, это единственное известное мне захоронение времен Великой войны.
Далее по станице – здание школы, куда местная жительница нам очень рекомендовала пройти, т.к. здесь, при школе, находится единственный музей истории станицы.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

В музей мы попасть не смогли, т.к. здесь был выходной, но хватило, честно сказать и внешних впечатлений.
Во первых от исторического вида здания

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

1906 год постройки на козырьке над замурованным входом в здание, в самом настоящем смысле слова, ретро-звонок, размером в мой чемодан.
Во вторых от того, что школа, как оказалось была расстреляна в годы войны и сегодня носит имя мальчика убитого врагами в 1942 году.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

К комплексу школы относится и вот это очень колоритное здание незапамятных годов постройки:

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Экскурсия наша произошла стихийно и не была продолжительной. Следующее здание, которое так же хочу представить, может быть не такое уж и вычурно-красивое, но всё равно оно исторично, красиво по своему, и несёт на себе так же не мало информации.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Здание находится на магистральной улице бывшей станицы, носящей имя братьев Дорошевых, бывших купцов, которые, вероятно, поняв неотвратимость новой жизни, перешли на сторону Красной армии, благодаря чему мы сегодня и знаем их имена. Само здание, очень старое, и сегодня оно приютило в себе местную больницу со старинным названием «Амбулатория».
К сожалению, объём страницы не позволяет выложить все фотоснимки из села которое вроде бы и существует, и которого, фактически, уже нет.
Последним кадром для выкладки здесь я выбрал вот этот амбар с той же улицы бр. Дорошевых. Что там сегодня не знаю.

станица гундоровская успенский храм. Смотреть фото станица гундоровская успенский храм. Смотреть картинку станица гундоровская успенский храм. Картинка про станица гундоровская успенский храм. Фото станица гундоровская успенский храм

Источник

Станица гундоровская

Столетиями живут казаки на Дону. Имеют они свою древнюю историю и историю нового времени.
В средней школе ученик учит историю Петра Великого и историю взятия Бастилии, открытие Колумбом Америки и о строительстве Великой Китайской стены. Знает молодой человек о том, кто изобрёл компьютер, и первым слетал в космос.
Но знает ли молодой человек о тех, кто жил до него на этой земле, по которой он ходит?
А если не знает, то нужна ли ему чужая история?
Незнающий родства человек – не может правильно ориентироваться в пространстве. Любой человек, знающий чуток сути проблемы, становится его поводырём. Но поводырь может быть не только добрым дядей, но он может и завести в такие дебри рассуждений и размышлений, из которых незнающему человеку выбраться трудно.
Начиная очерк о Гундоровском юрте, неплохо бы кратко осветить сам вопрос возникновения казачества, и кто они такие: казаки.
Казачий словарь-справочник, вышедший в 1968 году в Сан Ансельмо, Калифорния, США, так освещает вопрос возникновения казачества, как на Дону, так и в других местах: Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа Кос-Саки (или Ка-Саки) и Приазовских славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов).
От глубокой двадцавековой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям.
От глубокой древности, и до наших дней жизнь Казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. (Жизнь Восточно-Азиатских казаков в данной работе не рассматривается). Перемещение их предков в ранний кочевой период позначены «торческими» курганными погребениями с одним конём. Они указывают первоначальное переселение в III-II в.в. до нашей эры из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды ( Северы – Плиния и Сувары – Птоломея). В результате процессов, которые в археологии принято называть «внедрением Сарматов в среду Меотов», на Северном Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившийся на ряд племён (войск).
Распространились они и в верхне-донскую лесостепь, где арабские историки ХIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племён, оставшаяся на Кавказе, смешалась с Гуннами, Болгарами, Казарами, и Асами-Аланами, в царстве которых Приазовье и Тамань стали называться Землёй Касак (Гудуд ал Алэм). Касски Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за волги Печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Печенегов покорилась Удзам и Торкам, и вместе с ними переселились на Нижний Дон.
Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но и до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительным надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарским.
В 965 г. Земля Касак путём завоевания попала под власть Киева. В 988 г. она передана в управление одному из Рюриковичей, Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева и со своими Коссаками (Казягъ летописей) и Казарами занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани. До 1060 г. Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этого казачьего государства начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060г.) Юг державы, Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, ещё полтора века после этого оставалась независимым государством. Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же центральной степной части государства, занятой Половцами, отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью, называясь Чёрными Клобуками. В русских летописях Чёрные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они, попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою очередь, часть населения державы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском и колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.
С приходом Монголов в 1223г. Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240г. ) все Казаки оказались в границах монгольского государства. Тут они пользовались автономными правами, имели свою церковь, и в большинстве своём сохранили славянский язык.
Когда в Орде начались междоусобия, Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских мусульман. Однако, разгром войск Мамая на Куликовом поле (1380 г.) не принёс освобождения для Руси и стал роковым для Казаков: Ордынцы принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Днепровские и Перекопские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т.е. в конце ХV в., Азовские же оставались на местах до начала ХVI в., а потом, рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских.
Последними ушли от ханов Ордынские Ногайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого века.
Протестом против служения Московской (Рюриковичей) и Литовской (Гедеминовичей) власти, ячвилось образование двух казачьих «речных республик» (государств) на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили очагами возрождения казачьей независимости.
Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах в Московии, Литве и Польше. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались так же на далёком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные племена, они освоили для московских царей огромные пространства Сибири. Единые по происхождению, они оказались разделены огромными пространствами и жизнь их потекла по своим особенным путям.
На следующем историческом этапе в ХVI-ХVIII в.в. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских (Кубанских), в конце восемнадцатого века.
Поэтому, мы можем заключить, что Казаки указываются в качестве особого славянского народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покорёнными Поляками (Малороссами).
Предлагаемый очерк о Гундоровском юрте основан на исторических документах, проверенных фактах, воспоминаниях участников событий. Так что связь времён не теряется и древний предок становится близок и понятен, так же, как и наш современник.
И тогда жизнь становится осмысленна и понятна.
Книга расчитана на тех кто интересуется историей казачества, историей своего края и той «малой родины» которая именуется: Гундоровским юртом.

Возрождение Гундоровского юрта
1990 – 2004 гг..

Осенью 1990 года инициативная группа в составе: Казаков Владимир Борисович (председатель), Моисеев Пётр Никитич, Юрий Жуков, Владимир Гришанин, Нехлебаев, Яцков, Волченсков, Жариков, Горелов, решила собрать сход казаков по вопросу возрождения казачества и восстановления исторической справедливости по отношению к исконно проживающему на Дону народу.
3 ноября 1990 года в Гундоровском клубе состоялся сход казаков в составе 180 человек. Сход постановил возродить Гундоровский юрт, делегировать казаков на Войсковой круг в г. Ростов-на-Дону. На сходе был выбран первый атаман возрождённого Гундоровского юрта Журавлёв.
После проведения Первого Войскового круга, восстановления Всевеликого Войска Донского, в марте 1991 года в станице Гундоровская, в клубе, состоялся станичный круг, на котором присутствовало 47 человек и был выбран атаман станицы В. Баламутин. В апреле того же года были созданы хуторские казачьи общества: Дорошовка, атаман Ю. Жуков, Песчановка, атаман Плешаков, городская (Донецк), атаман Яцков, Западное, атаман Попов, станичное (куренное), атаман Ивнев, Краснодон (Сорокинский куст), атаман Герасимов.
В августе 1991 года Гундоровцы находились на сидении в атаманском дворце (при войсковом атамане Мещерякове), когда решался вопрос вплоть до перехода государственной власти в казачьи руки.
Деятельность по возрождению Гундоровского юрта согласовывалась с Программой по возрождению казачества, где говорилось о реабилитации казачества в политической, экономической, правовой деятельности, восстановлении самостоятельного представительства в органах местного самоуправления, восстановление территориально-этнического единства казаков, традиционно этнического уклада жизни, быта и культуры.
В связи с принятой программой по возрождению казачества, деятельность казачьего общества Гундоровский юрт, развивалась так же по общему плану.
Было собрано 3 тысячи подписей по передаче поймы Северского Донца казачьему юрту. и согласно с законом о реабилитации репрессированных народов, пойма была передана юрту.
В июне-июле 1992 года был организован казачий трудовой лагерь. Возглавляли лагерь Журавлёв, Горелов, Гарбузов.
В 1992 году, вместе с другими казаками Всевеликого Войска Донского, казаки Гундоровского юрта в количестве 17 человек оказывали помощь по стабилизации сложного положения в Приднестровье. Возглавлял группу юртовой атаман Журавлёв.
В 1993 году был организован летний лагерь «Казачок», который просуществовал 3 года. В первый год прошло 2 потока, в последующие годы 3 потока за лето. В первый год при лагере существовал 1 казачий взвод (30 человек), в последующие годы по 2 взвода (35-40 кадетов), со своими казачьими воспитателями и наставниками. Начальником лагеря работал Гарбузов.
В том же 1993 году Гундоровцы активно проявили себя в вопросе создания Донской республики. Более 300 гундоровских казаков участвовали в пикетировании областного законодательного собрания с требованием объявления «Донской республики». Пикетирование привело к принятию требований казаков. Под знаменем Гундоровского юрта, которое держали Журавлёв и Фетисов, было объявлено создание «Донской республики» за которую проголосовал 191 депутат «за» и 1 «против».
Через десять дней решение Законодательного собрания было опротестовано областным прокурором.
Как сказал один из журналистов того времени: «Действие казаков можно свести к следующим словам: «Казаки долго запрягают, а потом никуда не едут».
Осенью 1993 года гундоровские казаки участвовали в стабилизации обстановки в Москве (А. Кольцов, Я. Скляров и др. Всего 40 – 50 человек).
В октябре 1993 года состоялся Большой круг Гундоровского юрта, на котором юртовым атаманом был избран В.А. Фетисов. Новый юртовой атаман стал добиваться помещения для юртового правления. В 1994 году юрт получил помещение по адресу пер. Осипенко 1. К тому времени в юрте состояло только служилых казаков более 300 человек.
В 1994 году прошла перерегистрация казачьей общины в казачье общество. Кроме Гундоровского, на территории юрта были зарегистрированы следующие общества: 1. Станичное, атаман Фетисов. 2. Городское общество, атаман Кольцов. 3. Хутор Станичный, атаман Ивнев. 4. Хутор Дорошовка, атаман Жуков. 5. Западное, атаман Попов. 6. Двадцатка, атаман Шурупов. 7. ЦОФ (приграничное), атаман Фирсов. 8. Ореховское, атаман Захаров. 9. Комиссаровское, атаман Маринюк. 10. Донское (микрорайон), атаман Токмачёв. 11. Донецкое, атаман Яцков.
С этого года казаки Гундоровского юрта стали работать согласно государственной концепции по отношению к казачеству, указам президента и законам Российского государства.
В 1995 году была создана программа «Выживание», с целью обеспечить жизнепропитание казаков и их семей. В связи с этой программой организовали хутор «Степной». Выкупили землю, имущество. Каменская администрация в лице Бочарова стала активно мешать казачьему хозяйству. Дошло до того, что было отключено электричество, а электрические провода (отвод от силовой линии) были сняты на протяжении 6 километров. И всё же казаки выжили. Они на свои деньги закупили технику и посевной материал. Сами обрабатывали землю и ухаживали за скотиной. Вся техника и живность были куплены за счёт средств казаков, деньги казачьего правления, казаков, которые вложили большую часть своего имущества в создание хутора Степной (в особенности личное имущество казака А.А. Шурупова). Сам Шурупов является на сегодняшний день управляющим хутора «Степной». Он бывший атаман Двадцатки.
На сегодняшний день на хуторе Степной 3 большиколёсных трактора, 1 малоколёсный, 1 гусеничный, полный комплект крепёжного и навесного оборудования для обработки земли. Имеет хутор и свой комбайн.
Особенно отличились в становлении хутора казаки Сухоносов, Шурупов-младший, Юрий Руссо, Эдуард Гельм. Помогало и войско: топливом и семенами.
В 1996 году прекратил своё существование лагерь «Казачок». Местная администрация равнодушно отнеслась к проблемам казачества, а такие представители, как балабан – активно мешали казачьему возрождению.
В 1996 году в Донецке закрылось большинство шахт. Закрылась и шахта «Донецкая» на которой председателем профкома работал Н.Н. Кесилашвили. Через него много денег выделялось на программы Гундоровского юрта, в том числе и на лагерь «Казачок». Оставшись без финансовой поддержки местной администрации и потеряв помощников в виде денежноспособных предприятий, юрт свернул свою программу по летнему воспитанию молодёжи в казачьем духе, но не забыл о пункте программы Возрождения казачества в отношении подрастающего поколения.
Общее развитие Гундоровского юрта нацелилось на развитие хозяйственной жизни, самостоятельности на собственных предприятиях и финансовой независимости.
В июне 1997 года проводится очередной Большой юртовый круг Гундоровцев. На круге новым юртовым атаманом становится Воронкоа А.И. В этом же году, в ходе эксперимента, совместно с ФПС России была организована казачья пограничная стража, которая с января по декабрь охраняла границу. В пограничную стражу входило 20 гундоровцев, которые крепко стояли на своём месте и не позволяли мерзавцам наживаться на пограничной «халяве».
28 августа 1997 года состоялось первое на Дону открытие памятника белому казаку-офицеру. Этим памятником стал памятник Иосифу Захаровичу Изварину, который, лишённый ног, в феврале 1920 г., вместе со своей женой затащил на гору Свистуху станковый пулемёт и долгое время не давал красным пройти по дороге со стороны Каменской на Луганск. Казак Изварин был последним казаком, защищавшим Гундоровский юрт от пролетарских бандитов.
Памятник был поставлен на казачьи деньги, которые были собраны, как от общей «казны», так и при помощи личного долевого участия казаков. Открытие памятника освещала печать. Сюжет о памятнике снимало Ростовское телевидение.
В том же году, на Покрова гундоровцы, на 12 автобусах выезжали на парад в город Новочеркасск. Тогда А. Кольцов был заместителем окружного атамана Донецкого округа Демьяненко. Общее количество выезжающих казаков юрта превысило за 300 человек.
В январе 1998 года состоялся Большой круг в Белой Калитве. Сразу же после круга А. Кольцов съездил в Новочеркасск к Козицыну, переговорил с ним и получил от атамана МСКОВД представительство на управление общественной организацией «Гундоровский юрт». 8 февраля 1998 года на Гундоровской шахте были собраны атаманы всех хуторских организаций, к тому времени существовавших. Там, на совете атаманов было принято решение о создании общественной организации «Гундоровский юрт». Атаманом юрта был проголосован А. Кольцов. Так получился раскол Гундоровского юрта на «реестровых» и «вольных».
После раскола было принято решение зачинщиков раскола не принимать в казачью организацию, а рядовому составу дорога к возвращению была гарантирована.
На протяжении года кака-то работа в «вольном» казачестве ещё проводилась, но к концу года реальная работа Кольцовского юрта прекратилась. Из хуторских организаций на сегодняшний день в «вольном» юрте остались только городская организация «Вольное» (которая работает сама по себе), атаман И.В. Аникин и Станчная хуторская организация (атаман Шпалов).
Сообразуясь с концепцией воспитания молодых казаков в духе казачьей культуры и быта, юртовый атаман Воронков в 1998 году попробовал организовать кадетские классы в 1 школе станицы Гундоровской. Первая попытка не удалась, но через два года юрт вернулся к этому вопросу.
В 1999 году была организована войсковая организация «Возрождение» – клуб радиолюбителей, готовящая специалистов-радистов для войска и службы в Российской армии. «Возрождение» работает с информационной связью, делает выезды «в поле», на соревнования и квалификацию. Руководит работой «Возрождения» Фетисов и Бабкин.
В 2000 году появился «Пересвет» – учебный центр по подготовке молодых казаков к службе в армии. Первым руководителем центра был Смертин, а после его кончины в 2001 году центр возглавил В. Волков, поборник казачьего воспитания, умеющий из пацанов делать мужчин.
В 2000 году Большой круг Гундоровского юрта вновь переизбирает атаманом А.И. Воронкова и решает поставить на площади возле Успенской церкви в Гундоровке памятник всем погибшим казакам сгинувшим в годину Гражданской войны и годы репрессий.
28 августа 2001 года, на Успение, на площади перед Успенской церковью, при большом стечении людей, состоялось торжественное открытие памятника. На открытии были представители Войскового управления, атаман Войска В.П. Водолацкий, представители администрации, украинские казаки. Там же, после открытия памятника, мэру города Донецка Ю.Н. Тарасенко Войсковым атаманом за заслуги перед казачеством было присвоено звание Войскового старшины.
В 2001 году в юрте была организована казачья Муниципальная дружина. Работая, согласно законов, и положений Российского государства, дружина ведёт работу по охране общественного порядка, профилактике правонарушений. Были на счету дружинников задержание наркоманов, квартирных воров, хулиганов. Первым руководителем дружины был Шумейко, потом Николай Голдобин. Сейчас, с 2003 года дружину возглавляет Э.А. Воронков. В дружине 20 человек – 15 в Донецке и 5 в М.Каменке.
В том же, 2001 году разрешился вопрос о организации кадетских классов в СШ № 1. После согласования с Войском и подготовки всех документов, с сентября 2002 года в Гундоровской средней школе два 7 класса стали казачьими кадетскими классами. А в 2003 году вся школа стала казачьей. От Войска была выделена материальная помощь, мебель, методическая литература. Вместе с казачьим воспитанием в школе идёт подготовка к армии.
В 2003 году, в окрябре, перед Покровами, на месте первоначального основания станицы Гундоровской был установлен крест с мемориальной доской. Поисковая работа достигла своего результата. Было найдено место первоначальной казачьей церкви, майдана, казачьих дворов и левад.
Поисковая и краеведческая работа на территории юрта продолжается.
На территории юрта имеется два казачьих народных хора: «Казачья воля», руководитель Волченсков и фольклёрная группа «Станичники».
Юрт приобрёл картины художника В.Н. Тишакова, председателя Совета стариков Донецкого округа в целях реабилитации исторической правды и воспитания молодёжи в духе казачества.
М. Каменка (атаман А.Ф. Островерхов) и Волченск, атаман Саляников в 2004 году вошли в Юрт. Вступили в юрт так же Вязовка, Михайловка, Зелёновка, Должанка, старобельск.
Основным направлением Гундоровского юрта на 2004 год являются: возрождение хозяйственных структур, воспитание молодёжи и поисково-краеведческая работа.
26 сентября 2004 года на Большом отчётно-перевыборном круге в результате единогласного голосования казаков был воссоздан Гундоровский юрт в своей исторической общинной границе в составе станиц: Гундоровская, Сорочинская, М.Каменка, а также всех хуторов, что существовали в юрте до революции. Первым атаманом возрождённого юрта был выбран А.И. Воронков, его первым заместителем В.А. Фетисов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *