сталин икона казанской божьей матери над москвой
Чудо над Москвой 8 декабря
«Милок! Какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!»
Православный писатель Николай Блохин в интервью «Русской линии»:
«А вот историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском «Дугласе» был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии «Тихвинская», я услышал от главного участника события маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой. Он подтвердил рассказ главного маршала авиации.Александр Евгеньевич рассказывал, что, мягко говоря удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель — в нескольких метрах ничего не видно. »
Далее читайте факты.
Никогда не останется Россия без помощи Господа и Царицы Небесной! Никогда.
Слава Богу за всё! Наступление под Москвой, которое началось 6 декабря, в день памяти святого Александра Невского, невозможно было выиграть без помощи Свыше. Известно одно предание, свидетелей которого уже невозможно найти, но которое укладывается в логику событий. Предание о том, что одному валаамскому старцу накануне войны было видение Спасителя и Богородицы, которая просила Сына своего помиловать Россию. И Он ответил: «Накажу, но помилую».
Немецкие генералы писали в своих мемуарах: «Нас Мадонна (Матерь Божия) не впустила в Москву. Мы видели её в облаках с Ангелами и отступили».
Та великая главная Победа ХХ века начиналась в декабре 1941 года. Мы чтим память героев той войны. Но гораздо меньше вспоминаем тех, кто держал битву духовную. Приехавший в 1947 году, по велению самой Богородицы, в Россию митрополит Гор Ливанских Илия поведал имена тех, чьими молитвами была помилована Россия. Первым среди них Богородица назвала старца Серафима Вырицкого.
Казанская икона Божией Матери в Великую Отечественную войну. Легенды и факты
Великая Отечественная война — это время не только ужасных трагедий и великих побед, но и время удивительных чудес и явлений, свидетелями которых зачастую становились сотни людей.
Некоторые из этих чудес были официально задокументированы, а некоторые передавались устно, обрастая все новыми подробностями и в конечном счете превратились в благочестивые легенды. Сегодня мы расскажем самые распространенные и попробуем разобраться, что есть правда, а что вымысел.
Икона Казанской Божьей Матери
Пожалуй, самой известной является история о воздушном крестном ходе над Москвой, который остановил наступление немецкой армии.
Москва 1941 год. Вид с высоты птичьего полета.
Говорят, что по приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась Казанская икона Богородицы. Хотя иногда упоминаются и другие Богородичные образы. Одни говорят про чудотворный список с Тихвинской иконы Божией Матери, хранившийся в храме села Алексеевское. Другие — про аналогичную икону, но уже из самого Тихвина или из Ленинграда. Есть и еще один вариант, по которому Тихвинская икона участвовала в воздушном крестном ходе, а Казанский образ был пронесен по оборонительным позициям.
Нужно честно сказать, что ни свидетельств летчика, который совершал или мог бы совершить такой полет, ни воспоминаний священников, проводивших подобный молебен, не сохранилось. Мы можем предполагать, что документы, в которых могло быть зафиксировано подобное событие в декабре 1941 года, или до сих пор засекречены, или таких и вовсе нет.
Сегодня в различных изданиях можно встретить ссылки на воспоминания Валентина Владимирова, который в 1941-м году служил в охране Кремля. «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, — вспоминает он, — мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву.» Также часто упоминается рассказ ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, который заявил, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина – облета Москвы самолетами с иконами на борту. Правда, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трехместных» самолетов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках.
Однако ни историки, ни духовенство официально не подтверждают версию о прошедшем крестном ходе, но и не опровергают её категорически. Так что максимально близкий к подтверждению ответ: «да, доказательств нет, но сила Господня неизмерима, так что подобное чудо вполне могло и случиться».
Но нужно заметить, что, по чудесному совпадению, на следующий день после предполагаемого воздушного крестного хода резко похолодало и пошел сильный снег, от чего упала видимость, и это дало возможность Красной Армии перегруппироваться и начать контрнаступление.
Вторая, часто рассказываемая история связана с блокадой Ленинграда.
Служба в Никольском соборе блокадного Ленинграда.
Митрополиту Антиохийскому Илие (Караму) в Ливане после трехдневной молитвы было явление Богородицы, в котором она объявила: «По всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов, выпустить из тюрем. Сейчас готовятся сдать Ленинград — делать этого нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Потом она должна оказаться в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если все это не будет исполнено, Россия погибнет». После этого, как гласит легенда, по каналам Красного Креста Илия связался с советским правительством и передал слова Пречистой. В это время вокруг Ленинграда уже сомкнулось кольцо блокады. Рассказывают, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия и поручил исполнить то, что передал Илия.
Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. Кто-то рассказывает, что крестный ход был не пешим, а так же, как и над Москвой, был совершен облет. Документальных подтверждений этому до сих пор не найдено.
Однако действительным фактом является то, что в десяти храмах города начались регулярные богослужения, в церквях проходили таинства причастия, хотя для этого требовались красное вино и мука. Малоизвестным фактом является то, что власти блокадного Ленинграда согласились выдавать священникам минимальное количество вина и муки, для причащения. В одном из городских музеев хранится расписание служб декабря 1941 года в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбежек. С 1942 года власти Ленинграда разрешили крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери внутри ограды вокруг Владимирского собора. А в Пасху 1942-го освящали не куличи, а кусочки блокадного хлеба. Само же богослужение перенесли на 6 часов утра, т.к. фашисты именно к Пасхе приурочили особенно яростный налет на город.
11 октября 1943 года произошло уникальное событие. Впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священников, в том числе и митрополит Алексий, были награждены правительственными наградами: медалями «За оборону Ленинграда».
Когда Казанскую икону перевезли в Сталинград, она побывала на самых трудных участках фронта. Решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворным образом. Победа под Сталинградом, где враг потерял убитыми, ранеными и пленными до полутора миллионов человек, стала коренным переломом во Второй мировой войне. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Казанский собор в Сталинграде.
Фронт двигался на запад, а вместе с ним и Казанская икона.
Остатки немецкого гарнизона сдаются в Кенигсберге.
К неоспоримым фактам, связанным с Казанской иконой Божией Матери, относится освобождение Киева нашими войсками в день празднования в честь Казанского образа – 4 ноября 1943 года.
В 2009-ом стало известно еще об одной удивительной истории, главную роль в которой сыграл Казанский образ Богородицы.
События, описываемые в ней, произошли в один из дней кровопролитных боев в древнем городе Мценске. Солдат Вермахта Йозеф Бертрам, верующий католик, обнаружил на развалинах храма Казанскую икону Божией Матери. Несмотря на то, что все вокруг выгорело дотла, образ был не тронут огнем, икона оказалась неопалимой. К сожалению, не осталось четких упоминаний о том, в каком конкретно храме находился этот образ. До революции в городе было 14 церквей, а после войны осталось вдвое меньше. Как глубоко верующий человек, Йозеф взял икону с собой и пронес её до конца войны. Он был уверен, что именно этот образ Пречистой помог ему невредимым вернуться домой. До конца своих дней бывший солдат Вермахта хранил чудотворную икону, спасшую ему жизнь, в своем доме, а перед смертью завещал вернуть её в Россию. Сын Йозефа Бертрама стал монахом и подвизался в Бенедиктинском аббатстве под Мюнстером, куда после смерти отца он передал икону. В августе 2009 года было выполнено завещание старого солдата. Монахи Бенедиктинского аббатства привезли святыню в Москву и передали архиепископу Волоколамскому Илариону. 8 ноября того же года состоялась торжественная встреча чудотворного образа на центральной площади Мценска, а затем крестным ходом Казанская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Троицкий храм. Согласно оценкам искусствоведов, эта икона написана в XIX веке и является одним из списков с явленного в XVI веке в Казани чудотворного образа.
Современная копия «Мценской» Казанской иконы Божией Матери.
Эта удивительная история еще раз показывает нам, как много мы еще не знаем о Казанской иконе Богородицы.
В заключение хочется все-таки попробовать ответить на вопрос: «какие из известных нам событий являются правдой, а какие — благочестивой легендой?».
Многих документов действительно нет. Историческая наука здесь бессильна. Но как мы знаем, предания, писания, былины и многие исторические документы никогда не были скреплены ни печатями, ни подписями, ни входящими номерами. Это вопрос веры, который каждый решает для себя сам.
Об облете Москвы с иконой и прочих религиозных мифах СССР во Второй Мировой войне
Облет на военном самолете с иконой Божией Матери вокруг Москвы
Самый известный эпизод – облет на военном самолете с иконой Божией Матери вокруг Москвы в конце 1941 года. Достоверность этого события вызывает множество сомнений. Во-первых, неизвестно, с каким именно чудотворным образом он производился (Тихвинским, Казанским, Владимирским), во вторых, когда именно это произошло (в ноябре или декабре). Но даже если отбросить подобные нюансы, сославшись, например, на то, что облет совершался по тайному приказу самого Сталина, это не умаляет других очевидных контраргументов, приводимых не только военными историками, но и священнослужителями РПЦ.
Широко распространенную версию этого события, изложенную православным писателем Николаем Блохиным в его романе «Рубеж», тщательно проанализировал иерей Николай Савченко. Книга выпущена в канун 70-летия Битвы под Москвой Институтом экономических стратегий РАН. Автор, сын мастера-наездника, утверждает, что летом 1952 года услышал эту версию семилетним мальчиком на конюшне Центрального московского ипподрома от маршала авиации Александра Голованова (к слову, внука террориста Кибальчича, участника убийства императора Александра II). Свидетелями рассказа были Блохины-старшие, а также генерал-полковник Михаил Громов и генерал-лейтенант Василий Сталин, занимавший тогда должность командующего ВВС Московского военного округа. Последний якобы тут же подтвердил достоверность изложенных маршалом событий.
Согласно этой версии, облет с образом Тихвинской иконы Божией Матери произошел 8 декабря 1941 года во время сильной метели на прототипе американского «Дугласа», советском самолете ПС-84. Голованов совершил полет в одиночку, на борту также находились священник и трое церковных певчих. Трансляция духовных песнопений напрямую передавалась в Кремль.
1. Между тем доподлинно известно, что в 1941 году православная святыня находилась в Тихвинском краеведческом музее, поскольку все городские храмы ранее были закрыты большевиками. Немцы захватили Тихвин 8 ноября 1941 года, перед оставлением города они вывезли икону в тыл и передали ее в Риге главе Псковской православной миссии митрополиту Сергию (Воскресенскому). После окончательного отступления гитлеровцев икона покинула нашу страну и вернулась в Россию лишь в 2004 году.
2. С погодой также серьезные нестыковки. Согласно данным московской метеостанции, именно 8 декабря 1941 года, после сильных морозов в начале месяца, температура резко повысилась до 0…+1 градуса. Таким образом, сильная метель исключается.
3. Есть и противоречия технического плана. В экипаж ПС-84 входили два пилота, бортмеханик и радист. Однако в своем рассказе Голованов утверждал, что летел один, оставив на земле даже штурмана, что является грубейшим нарушением регламента полетов. Кроме того, штатная бортовая радиостанция не обладала техническими возможностями трансляции песнопений, в том числе посредством громкой связи.
И это лишь самые основные нестыковки в версии Николая Блохина, тщательно доказанные священником.
Другой священник, который провел всю войну в Москве, отозвался о вероятности облета так: «Сильно сладко сказано… не жили вы тогда и не знаете».
Что же касается «религиозной оттепели» на освобожденных Красной Армией территориях, то, как и в прежние годы, для Русской православной церкви наступили трагичные дни. Православные храмы, открытые и восстановленные в кратковременный период оккупации на территории Московской и Тульской областей, были вновь закрыты, а служившие в них священнослужители подверглись репрессиям.
В качестве сравнения приведем характерную картину религиозной ситуации на одной из оккупированных территорий. В Гатчинском районе 13 июля 1941 года заняли Воскресенскую церковь для своих нужд советские войска, и богослужения в ней временно прекратились. 20 августа село Суйды заняли немцы, через два дня церковь привели в порядок, и после нового освящения в ней возобновились службы. Однако вечером 28 августа деревянный храм вспыхнул в результате попадания советского снаряда и сгорел до основания. С помощью немецкого военного пастыря крестьяне спасли большую часть церковного имущества и перенесли его в Воскресенский храм, закрытый в 1937 году. Уже на следующий день прот. Н. Быстряков стал служить в этом храме и оставался его настоятелем вплоть до ареста советскими органами 22 октября 1944 года.
Молебен перед Казанской иконой Божией Матери перед Сталинградской битвой.
Согласно очередной легенде, Казанская икона Божией Матери якобы находилась в расположении советских войск на правом берегу Волги, и поэтому немцы были обречены на неминуемое поражение: «Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой…». По мнению православного публициста Николая Каверина, назвавшего книгу с «сенсациями» от В. Швеца «энциклопедией православного мифотворчества», описывая такую неправдоподобную идиллию (огромная часть русского священства в это время находилась в тюрьмах, лагерях и ссылках), автор, вероятно, спутал Сталинградскую битву с Бородинской. События происходили более чем за полгода до упомянутой выше встречи советского правительства с последними из выживших в ходе репрессий церковных иерархов.
Даже в очередном одиозном сборнике «Чудеса на дорогах войны» утверждается, что нет никаких достоверных сведений как о молебне перед иконой перед началом Сталинградской битвы, так и о неком «таинственном знамении» советским бойцам в ее критический момент.
Сталинградская битва зародила и другую небылицу: духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) и «тот самый» героически сражавшийся сержант РККА Павлов, именем которого назван дом, – якобы одно и то же лицо.
Между тем настоящий сержант – Яков Федотович Павлов – был весьма далек от духовных подвигов. Духовной семинарии он предпочел Ленинградскую высшую партийную школу. Согласно свидетельству его сына, третий секретарь Валдайского горкома партии по сельскому хозяйству Павлов не то что в церковь не ходил, но даже дома икон не держал. Однако последствия благочестивой сказки оказались трагичными: после «сенсационной» новости у супруги Якова Павлова начались серьезные проблемы со здоровьем.
Крестный ход под Кенигсбергом
Не обошли стороной псевдоцерковные мифы и сражение за Кёнигсберг. В рассказе советского ветерана Николая Бугаенко с легкостью выдается за чистую монету очередное сомнительное явление:
С громовым «Ура!» мы бросились за ними. Без единого выстрела взяли тот участок фронта. А потом и город стал наш, хоть и успели немцы затопить свои подземные заводы»…
Между тем более здравомыслящие участники того сражения, причем как с советской, так и с германской сторон, далеки в своих оценках от столь идиллической картины. Так, Пётр Кириченко, кавалер шести орденов и 19 медалей, в том числе медали «За взятие Кёнигсберга», дает совсем иную оценку причинам победы советских войск. Очередному фронтовому «чуду» способствовало сосредоточение командующим 3-м Белорусским фронтом Маршалом Советского Союза А. М. Василевским войск четырех общевойсковых армий (свыше 137 тыс. человек), около 52 тыс. орудий и минометов, 538 танков и самоходных орудий, а также 2400 самолетов. Превосходство над немцами было многократным. Сигнал к началу общего штурма Кёнигсберга был дан не после того, как в результате молебна стрельба с немецкой стороны резко прекратилась. Огонь прекратился лишь тогда, когда советские войска с немалыми потерями преодолели сопротивление противника и полностью овладели городом.
Аналогичные мифы с «крестными ходами» и «знамениями» для красноармейцев выдуманы и в других сражениях, например, на Курской дуге и Корсунь-Шевченковской операции. Отчасти их зарождение и распространение можно объяснить не только деятельностью В. Швеца, но и традиционным народным верованием в божественную помощь при победе над захватчиками. (Куликовская битва, Отечественная война 1812 года).
«Возрождение» под контролем
Без упоминания каких-либо документальных источников В. Швец утверждает, что во время войны было открыто 20 тыс. церквей. Эта цифра очень далека от реальности, к тому же подавляющая часть из нескольких тысяч храмов была открыта на оккупированных территориях. Cогласно отчету Совета по делам РПЦ МП (фактически контролирующий орган НКВД) количество открытых храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7547. По другим источникам их количество составляло порядка 10 тыс.
Реальная картина «помощи» советского правительства РПЦ хорошо прослеживается в секретной справке, составленной Г. Карповым 31 октября 1945 года:
«За 1944–45 года по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных).
По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край) исполкомов Советом открыто за 1944–45 года – 529 церквей. За тот же период времени отклонено ходатайств верующих об открытии церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство.
Таким образом, удовлетворено за 1944–45 года 9,8 % всех рассмотренных ходатайств…».
В реальности же батюшка вряд ли мог оказаться в расположении красноармейцев, а тем более штрафников. Одним из основных постулатов пропаганды в коммунистических отрядах было воспитание бойцов в воинственно-антирелигиозном духе. Естественно, уже не могло быть и речи о присутствии в них священников и о бывших прежде молебнах. С формы исчезли погоны и награды в виде крестов, традиционные христианские восьмиконечные звезды заменялись пятиконечными, а православные воинские стяги – красными знаменами. Все эти принципы остались незыблемыми в армии атеистического государства на протяжении всей истории ее существования, в том числе и в 1941–1945 годах.
Поэтому документальных свидетельств присутствия священников в советских войсках практически нет, за исключением ряда пропагандистских фотоснимков, например митрополита Николая (Ярушевича) на фоне танковой колонны «Дмитрий Донской».
Сергей НЕПОДКОСОВ «БОГ ВОЙНЫ» «Совершенно секретно», No.30/325
Жилье в новостройках подорожает по неожиданной причине
Чем Россия ответит на «кулак Пентагона» в Черном море
Как избежать превращения московских окраин в гетто
Для сохранения русского символа в Латвии придется идти на хитрости
Стычка в Новой Москве требует показательного процесса
За спиной главного конкурента Макрона обнаружились Ротшильды
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Случившееся с Украиной – симптом общей болезни
Алексей Алешковский, сценарист
На Украине в следующем году снова сменится власть
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
У директора ЦРУ миссия в Москве
Война полиции с ягодицами
Россия вступит в эру беспилотников
Мигранты атаковали границу Польши с Белоруссией
Москву накрыл «туман-долгожитель»
На каналах Амстердама появились лодки-беспилотники
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
Главная тема
борьба с COVID-19
спорный пункт
«Свобода слова»
Видео
антимонопольное расследование
кризис на границе
либеральная коалиция
оборона москвы
хартия о партнерстве
мощная оппозиция
Похороны великой иллюзии
интересы олигархии
на ваш взгляд
Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
Казанская икона Божьей Матери, спасающая Москву от захвата нацистами. Тайный визит Сталина к святой Матроне Московской. «Воздушный крестный ход» по приказу Верховного главнокомандующего. Эти и другие чудеса многие потомки победителей считают частью истории Великой Отечественной войны. Но как отличить правду от мифа?
Распространенная легенда гласит: в конце 1941 года в самый разгар Битвы за Москву по приказу Сталина над городом был совершен «воздушный крестный ход» – столицу облетел самолет с иконой Богородицы и тем самым спас город. Известно и о других религиозных чудесах, якобы произошедших в годы ВОВ, среди которых – пророчество Матроны Московской, прозвучавшее во время встречи со Сталиным, и особая роль Казанской иконы Божьей Матери в обороне Ленинграда и Сталинградской битве. Естественно, в советской историографии обо всём этом не было и не могло быть упоминаний. Так откуда мы сегодня знаем о чудесах в годы Великой Отечественной? И почему одни в них верят, а другие отрицают?
Казанская икона и спасение России
Я спрашивала: «Матушка, а когда это будет?» – После войны! Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители один хуже другого. Растащат Россию
Еще в позднем СССР в самиздате ходили рассказы о Великой Отечественной войне, озаглавленные «Казанская икона Божьей Матери – благословение России и Петербургу» или «Чудеса от Казанской иконы Божьей Матери». Их авторство оставалось неизвестным вплоть до начала 90-х, но после крушения Союза выяснилось, что составителем являлся протоиерей Василий Швец. С 1993 года эти рассказы получили широкую известность, войдя в сборник «Россия перед вторым пришествием» православного журналиста и писателя Сергея Фомина.
«Когда началась Великая Отечественная война, – писал Швец (цитата по книге Фомина), – патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский патриархат). Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет».
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя, – якобы сказала Богородица. – Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
#
«20 000 храмов Русской православной церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства)», – утверждает протоиерей.
«Воздушный крестный ход»
История, согласно которой в конце 1941 года Москву облетел самолет с иконой Богоматери, также получила широкое распространение благодаря писателю Фомину и протоиерею Швецу. Вот еще одна цитата из упоминавшегося выше рассказа: «Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву».
На этом месте Фомин дает сноску: «Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 года освобожден Тихвин».
А дальше Швец пишет: «Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград».
Возможно, именно из-за такой подачи материала в истории о «воздушном крестном ходе» 1941 года впоследствии возникло столько путаницы. В ней по сей день фигурирует то Тихвинская икона, то Казанская.
На эту тему
По словам Блохина, при этом разговоре присутствовал Василий Сталин, который «подтверждал историю об облете Москвы с чудотворной иконой, которую рассказывал Голованов; наверное, слышал о ней от отца или его приближенных».
Сегодня в прессе также можно встретить ссылки на воспоминания Валентина Владимирова, который в 1941 году служил в охране Кремля. «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, – вспоминает он, – мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось, зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег».
В преддверии 72-й годовщины Победы информагентства распространили рассказ 92-летнего ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, который заявил, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина – облета Москвы самолетами с иконами на борту. Правда, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трехместных» самолетов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках.
Пророчество Матроны Московской
Вновь обратимся к сборнику Сергея Фомина «Россия перед Вторым Пришествием». Впервые он увидел свет в 1993 году, был отпечатан в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, впоследствии многократно переиздавался и все издания выходили, как указано в биографии автора, по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Николая (Гурьянова). То есть перед нами вполне солидное православное издание, чем и объясняется повышенное внимание к нему.
В этой работе, в частности, сказано: «Блаженная Матрона Димитриевна Никонова в 1939–1940 гг. говорила: «Ну что, вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Бесспорным фактом является приезд к ней в Царицыно в октябре 1941 г. И. В. Сталина. Блаженная сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Фомин ссылается на «Сказание о житии блаженной старицы Матушки Матроны» (составитель З.В. Жданова, 1993 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Там приводится воспоминание одного из близких Матроны: «Мой дядя, Никита Ермаков, работал во время войны в Кремле, подвозил продукты. Когда немцы приблизились к Москве, вот-вот возьмут, то Сталин готовился к выезду из Москвы. Мой дядя сумел к нему подойти и сказать, что есть такая блаженная мать Матрона, прозорливая, которая может сказать Вам, как поступить: уезжать или нет. И дал адрес. К ней он приезжал, она сказала: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
#
Третье упоминание Сталина в житии Матроны Московской звучит так: «Были другие предсказания. Как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник». Я спросила: «У кого?» Она: «У Кагановича и всех Тех!». Это было сказано Матушкой в 1943 году. Потом она часто говорила мне: «Не горюй, скоро всю 58-ю статью распустят, не будет того, что было». Я спрашивала: «Матушка, а когда это будет?» – После войны! Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители один хуже другого. Растащат Россию».
В 1999 году Матрона Московская стала местночтимой святой Московской епархии, а в 2004 году состоялось ее общецерковное прославление. Тогда же и выяснилось, что, по выражению специалиста по древнерусским житиям Андрея Зайцева, «ей катастрофически не повезло с житием». «Народное почитание Матроны было огромным, – писал Зайцев. – Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было».
«Сказание о житии блаженной старицы Матушки Матроны» было подвергнуто резкой критике со стороны Синодальной комиссии по канонизации. В итоге был составлен канонический текст жития, в котором были устранены «исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о святой». В частности, исчезли все упоминания о Сталине.
И вновь о Сталине
Даже в православных СМИ можно найти немало критических (а в рамках блогов – остро критических) публикаций о встрече Матроны Московской со Сталиным, о секретной операции по облету Москвы с иконой Богоматери и об истории, рассказанной в свое время протоиереем Василием Швецом.
Православный журнал «Фома» корректно сообщает: «Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов» Иосиф Сталин. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред».
Многочисленные публикации практически одними и теми же словами утверждают, что облет Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери был попросту невозможен: «Доподлинно известно, что в 1941 году православная святыня находилась в Тихвинском краеведческом музее, поскольку все городские храмы ранее были закрыты большевиками. Немцы захватили Тихвин 8 ноября 1941 года, перед оставлением города они вывезли икону в тыл и передали ее в Риге главе Псковской православной миссии митрополиту Сергию (Воскресенскому). После окончательного отступления гитлеровцев икона покинула нашу страну и вернулась в Россию лишь в 2004 году».
В сетевых публикациях о корректности подчас забывают вовсе. О многом говорят уже заголовки. Например, такой: «Разоблачение национал-коммунистических мифов истории: облет Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года».
Действительно, и «Чудеса» протоиерея Василия Швеца, и рассказы о «воздушном крестном ходе» по приказу «отца народов», и житие Матроны Московской от Ждановой можно при желании трактовать как создающие определенный образ Сталина. Не обязательно положительный, просто сложный и не однозначно отрицательный. И это порождает острую полемику в церковных и околоцерковных кругах.
Так было или не было?
Священник Николай Булгаков, первый или, по крайней мере, один из первых публикаторов в печатной прессе (еще в 1991 году) «Чудес» Василия Швеца, в 2011 году писал: «Слово о Казанской иконе стало широко публиковаться. Но и сегодня можно услышать рассуждения о том, что это сказание – якобы «благочестивый миф». Причем «основанием» для таких утверждений бывает лишь: «это невозможно», «нет документов». У предания документов по определению быть не может. Впрочем, и у писания тоже может их не быть. Ни печатей, ни подписей, ни «единиц хранения» у очень многих исторических источников, как известно, не было».
Документов действительно нет. Историческая наука здесь не помощник. Это вопрос веры.