ссылка софьи в монастырь
Романова Софья Алексеевна
Царевна Софья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, родилась 27 сентября 1657 года в Москве.
Она получила домашнее образование. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Софья хорошо знала латынь, польский язык, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей.
Жизнь Софьи Алексеевны совпала с жестокой междоусобицей, которая разгорелась между родственниками ее умершей матери, Милославскими, и мачехи, Нарышкиными. В эти годы, после смерти Алексея Михайловича, наследником престола стал младший родной брат Софьи Федор из Милославских.
В 1682 году, со смертью Федора, царевна Софья начинает принимать участие в политике России, так как не была довольна тем, что на царский престол избрали малолетнего Петра, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной. После стрелецкого бунта, в мае 1682 года, враждующие группировки достигли компромисса, и на престоле оказались два царя, два сводных брата – Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I. Софья Алексеевна возглавила правительство при обоих несовершеннолетних царях.
Софья добилась того, что ее имя вошло в официальный царский титул «Великие государи и Великая государыня Царевна и Великая Княжна Софья Алексеевна». Через несколько лет ее изображение чеканилось на монетах, а с 1686 года она уже именовала себя самодержицей и в следующем году оформила этот титул специальным указом.
Политика правления царевны Софьи во многом способствовала обновлению общественной жизни. Заметно стала развиваться промышленность и торговля. В стране начали изготавливать бархат и атлас. Открылась Славяно-греко-латинская академия. Налаживаются международные связи. Софья начала реорганизовывать армию по европейскому образцу.
В эти годы был заключен Вечный мир с Польшей, в результате которого за Россией закрепились Левобережная Украина, Киев и Смоленск. Был заключен Нерчинский договор (1689 год) с Китаем. Началась война с Турцией и Крымским ханством.
В 1689 году отношения между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживающей Петра I, обострились до крайности. В результате партия Петра I одержала окончательную победу, а царская биография Софьи закончилась. Все сторонники царевны лишились реальной власти, ее имя было исключено из царского титула. Сама Софья Алексеевна отправляется без пострижения в Новодевичий монастырь в Москве, где переписывает церковные книги и много пишет.
Во время стрелецкого восстания 1698 года Софья повторила попытку пройти во власть. В своих письмах стрельцам она просила поддержать ее и выступить против царя. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Софья Алексеевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и прожила еще семь лет.
Ссылка софьи в монастырь
Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам.
Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни.
Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии.
Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля.
Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам.
Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни.
Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии.
Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля.
Ссылка софьи в монастырь
Старшая сестра одного из самых знаменитых русских монархов Петра Первого Софья, осуществив коварную затею, фактически заполучила царский трон. Но как только братец повзрослел, он ей это припомнил и «уважать себя заставил».
Некрасива, но умна
У российских царевен была, в общем-то, незавидная судьба. Читать и писать их не учили, потому как незачем – замужество таким девицам не светило (за придворных отдавать не полагалось, а браки с отпрысками европейских именитых фамилий воспрещались потому что надо было принимать католичество). Как только царевна подрастала, ее отправляли на постриг в монастырь: по сложившейся традиции российский престол наследовался по мужской линии.
Софье Алексеевне удалось эту традицию переломить. Во-первых, к своим 10 годам девочка научилась грамоте и освоила иностранные языки, чему отец, царь Алексей Михайлович, не противился. Напротив, он даже поощрил такую тягу к образованию. Софью интересовали науки, она неплохо знала историю.
Судя по воспоминаниям современников, красавицей Софья не была – низкорослая и толстая, с непропорционально огромной головой и усами под носом. Зато сызмальства ее отличал тонкий, острый и «политичный» ум. Кода батюшка Алексей Михайлович почил и на трон взошел хворый телом брат Софьи 15-летний Федор, сестра, присматривая за братцем, параллельно завязывала отношения с боярами, смекала, как и на чем строятся придворные интриги.
7 лет в роли регентши
Царство Федора III Алексеевича закончилось через 5 лет. Двадцатилетний монарх умер, не оставив наследника. Возник династический кризис – с одной стороны за воцарение 16-летнего Ивана хлопотал клан Милославских (его мать, покойная царица Мария Ильинична, в девичестве была Милославской), с другой на трон 10-летнего Петра хотели поставить Нарышкины (вдова Алексея Михайловича, мать Петра, до замужества носила эту фамилию). Перевесили Нарышкины, поддерживаемые протопопом Иоакимом, именно он во всеуслышание объявил, что будущий правитель России – Петр I.
Не желая мириться с подобным раскладом, сестра Петра Софья, использовав в своих целях как нельзя кстати назревшие на тот момент недовольства стрельцов (тем якобы задерживали жалованье), замутила бунт. Царицу поддержали Милославские и часть видных бояр, среди которых были Василий Голицын и Иван Хованский (тот стрелецкий бунт, очевидно, именно поэтому стали называть Хованщиной).
В результате Софья добилась положения регентши при Иване и Петре. Ее царствование, при котором Милославские получили при дворе неограниченное влияние, продолжалось 7 лет. Все это время Петр с матерью жили в летней царской резиденции. Когда в 1689 году он по наущению матушки женился на Евдокии Лопухиной, у Софьи де-юре закончился срок опекунства – престолонаследник получал все права на то, чтобы занять царский трон.
Была власть, да не натешила всласть
Софья ни при каких обстоятельствах не хотела сдавать власть. Стрельцы поначалу были на ее стороне, ближайшее боярское окружение, получившее бразды правления из рук регентши, тоже стояло за Софью. Обстановка накалялась, поскольку обе стороны затянувшегося противостояния подозревали друг друга в намерениях развязать для разрешения спора кровавую разборку.
В начале августа 1689 года Петру донесли, что на него готовится покушение. Перепуганный Петр скрылся с несколькими телохранителями в Троице-Сергиевом монастыре. Наутро в обитель прибыли и матушка царевича вместе с его супругой Евдокией Лопухиной. Их сопровождал потешный полк, довольно внушительная по тем временам военная сила. Тут уж действительно запахло кровавой междоусобицей. Софья послала было для переговоров в монастырь патриарха Иоакима, да он по прибытии в обитель вопреки воле регентши взял да и опять объявил Петра царем.
Вскоре Петр издал указ и уже в качестве царя призывал всех стрелецких полковников предстать перед ним, иначе угрожал казнью. Софья в свою очередь пообещала порешить каждого, кто на такое решится. Некоторые все же ослушались, и поехали на аудиенцию к Петру. Видя, что дело не выгорает, Софья попыталась было сама переговорить с братцем, но ее к нему не пустили верные Петру стрельцы. Постепенно на сторону нового царя перешли все военно-политические силы, кроме начальника стрелецкого приказа Федора Шакловитого, остававшегося верным Софье и удерживавшего стрельцов в Москве. Но Петр с помощью верных людей устранил и его. Шакловского арестовали, допросили с пристрастием и после пыток обезглавили.
Устранение и заточение
Лишившаяся власти Софья по приказу Петра I удалилась сначала в Святодуховский, а потом в более дальний от Москвы Новодевичий монастырь, там она находилась под стражей. Есть версия, что Софья имела отношение к стрелецкому восстанию 1698 года. Однако маловероятно, что она могла руководить им из монастырских застенков. Царь в момент назревания бунта стрельцов находился за границей. Его гвардия жаловалась на неуплату жалованья, часть воинства дезертировала с северо-западных границ России, где несла службу и направилась в Москву «за правдой». Появились письма, якобы переданные Софьей стрельцам из монастыря и взывающие к восстанию.
Бунт был подавлен правительственными войсками, а с мятежниками вернувшийся из заграницы царь жестоко расправился. Допрашивал он и свое окружение, родственников на предмет причастности к заговору. В том числе, и Софью. Та от обвинений открестилась.
Более Софья Алексеевна ничем о себе не заявила. Скончалась она в 1704 году. Есть легенда, что мятежная сестра Петра I сбежала из монастырского заточения с двенадцатью стрельцами. Но достоверных доказательств этой красивой гипотезы так никто и не привел.
«Без пяти минут императрица». Царевна Софья в борьбе за власть
До эпохи дворцовых переворотов, охватившей большую часть восемнадцатого столетия, обличенных властью женщин в Российском государстве можно было в буквальном смысле пересчитать по пальцам одной руки. Княгиня Ольга, отомстившая древлянам за гибель мужа и упорядочившая систему сбора дани. Елена Глинская – регент при малолетнем Иване IV, павшая жертвой боярских интриг. И, наконец, царевна Софья, которую в июне 1682 года объявили «великой государыней» при взрослеющих братьях – Иване и Петре.
Двойной трон для юных правителей и окошко – для мудрой царевны
Дочь второго царя из династии Романовых росла сообразительной, любопытной и активной. С возрастом к этим качествам прибавились жажда власти и честолюбие. Софья выгодно отличалась от своих родных братьев, болезненных, нерешительных Федора и Ивана. Когда Тишайший царь скончался в 1676 году, престол унаследовал Федор Алексеевич, но в государственных делах участвовал неохотно, правил всего шесть лет и не оставил наследников. Казалось бы, у Софьи Алексеевны были все шансы стать единовластной правительницей России, если бы не одно «но»: нашелся более перспективный претендент на трон – ни много ни мало будущий Петр Великий. Сводный брат царевны Петр Алексеевич хоть и не мог пока править страной самостоятельно, однако представлял для Софьи большую опасность. В отличие от прочих родственников по мужской линии, Петр Алексеевич отличался крепким здоровьем, а главное – был не по годам амбициозен и деятелен. В 1682 году, после первого стрелецкого бунта, наследники Алексея Михайловича от разных браков (с Марией Милославской и Натальей Нарышкиной) разделили престол «поровну». Иван и Петр стали соправителями, а их регентом – Софья Алексеевна.
За семь лет пребывания у власти Софья сталкивалась и с другими сложностями. Ее бывший единомышленник, начальник стрелецкого приказа Иван Хованский, обернулся против государыни, вслед за ним выступили старообрядцы, мечтавшие о «реванше» после никоновской реформы. Со всеми противниками Софья Алексеевна расправлялась решительно и без сожалений. Хованского казнили – назначенный на его место дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках. Что до раскольников, то гонения на них вновь усилились – отказываться от преобразований своего отца Софья и не думала. После того, как враги были повержены, начался период относительно мягкой политики: царевна запретила взыскивать долги с вдов и сирот, применять смертную казнь за «возмутительные слова», способствовала развитию образования.
Внешняя политика: от триумфа до провала
В период царствования Софьи Алексеевны произошло немало знаковых событий во внешней политике России. В 1686 году Польша окончательно уступила Москве Киев и все территории, приобретенные русскими еще по Андрусовскому перемирию 1667 года. Так был заключен Вечный мир. Польский король пошел на этот шаг неслучайно – он стремился привлечь Россию к союзу против Турции. Фаворит царевны князь Василий Голицын дважды предпринимал походы на Крым, стараясь отбить его у турок, но ни одна из кампаний не увенчалась успехом.
Незадолго до завершения правления Софьи между Россией и Китаем был заключен первый договор. 27 августа 1689 года в Нерчинске подписали документ, регулирующий отношения между государствами-соседями. Текст договора составили на русском, маньчжурском и латыни. Увы, переговоры шли в неблагоприятной обстановке для послов России: Нерчинск осадили войска Империи Цин, численность которых в 15 раз превышала русские. Казаки и стрельцы отбивались от противника, не имея достаточного количества боеприпасов и продовольствия. Эта ситуация стала причиной уступок со стороны русской делегации. По Нерчинскому договору определился порядок разрешения приграничных споров, а границу провели по рекам Горбица и Черная. Земли к северу от реки Амур признали нейтральными. Условия договора пересмотрят лишь в XIX веке.
Предательство князя и последний бунт царевны
В годы правления Федора Алексеевича резко возросло влияние князя Василия Голицына. Он принимал большинство решений вместо беспомощного правителя, советуясь, разве что, с Софьей Алексеевной. Когда царевна стала регентом, Голицын, как ее фаворит, только усилил свои позиции во власти. Он являлся обладателем высших чинов и должностей, был богат, образован и не скрывал своих симпатий к западным традициям. Современники рассказывали, что дворец Голицына был похож на дом какого-нибудь итальянского дожа. Как военачальник (хотя и не слишком успешный) Голицын имел огромное влияние на «полки иноземного строя», но в решающий момент не стал открыто поддерживать царевну. За событиями нового стрелецкого бунта он наблюдал из своего имения. Хитрый царедворец осознавал, что столкновение между Софьей и Петром рано или поздно стало бы неизбежным.
Софья Алексеевна (царевна)
Софья Алексеевна родилась 17 (27) сентября 1657 года в Москве.
Когда ей было 12 лет, умерла мать. Отец женился повторно на Наталье Нарышкиной. С мачехой у Софьи отношения не сложились, они взаимно ненавидели друг друга.
Шаткость положения Софьи заставляла искать надежных друзей. Она поставила на своего родственника Милославского и на понравившегося ей боярина Василия Голицына.
27 апреля (7 мая по новому стилю) 1682 года после 6 лет правления скончался ее брат, болезненный царь Федор III Алексеевич. Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришел клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог царствовать из-за крайне слабого здоровья. Организаторы фактически дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Федором Алексеевичем своему младшему брату Петру, но достоверных свидетельств тому предъявлено не было.
Софья Алексеевна
Личная жизнь царевны Софьи Алексеевны:
Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. Ходили слухи об их любовной связи. Эти слухи отображены, в частности, у де ла Невилля и Куракина. Несколько сохранившихся писем царевны Софьи показывают ее глубокое чувство к Голицыну. Письма были написаны во время второго Крымского похода, весной 1689 года, в одном из писем она пишет: «Свет мой, братец Васенька, здравствуй батюшка мой на многие лета. А мне, свет мой, веры не имеетца, што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во обьятиях своих тебя, света моего».
Регентство Софьи Алексеевны
В первые годы соправительства Ивана и Петра имя Софьи Алексеевны практически не упоминается в официальных документах. Почти полное отсутствие имени Софьи в официальном делопроизводстве в первые годы соцарствия даже позволило некоторым исследователям утверждать, что Софья формально не получала регенства в 1682 году, но правила неформально, постепенно концентрируя власть в своих руках. Скорее всего это было связано с тем, что по этическим нормам того времени Софья не могла действовать публично, но, несмотря на это, по словам исследователей, уже с первых дней соцарствия ее политическое влияние ощущалось повсюду.
Но к 1686 году имя Софьи стало добавляться к именам братьев в царских указах.
Постепенно власть Софьи укреплялась, ее начинали прославлять придворные панегиристы. Письменные и устные похвалы ее мудрости и добродетели постепенно нарастали и достигли пика к 1686 году, когда был заключен Вечный мир с Польшей. Поэты и литераторы часто отождествляли Софью с Божьей премудростью. Симеон Полоцкий посвятил Софье несколько своих стихотворений, сохранившихся в посвящениях к книгам, подаренным им Софье. Позже Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только ее честолюбием».
Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвиненных в «расколе».
В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге.
Внешность Софьи Алексеевны:
Описание внешности Софьи оставил ее современник, французский дипломат Фуа Де ла Невилль: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере 40 лет. Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, настолько же ум ее тонок, проницателен и искусен».
Карион (Истомин) в своих стихотворных панегириках прославлял Софию-Мудрость как строящую, созидающую силу, благоразумную правительницу.
Сильвестр (Медведев) в своей речи, обращенной к царевне говорит, что Софья «есть дом солнечный, жилище солнца истинного Христа Господа», сравнивает ее с Александром Великим, заявляя при этом, что она превосходит Александра в своем поиске совершенства, которое «богом истинным» воплощено в царевне.
Ее профили печатали на монетах, ее называли благочастивой, милосердной, премудрой и христолюбивой царевной, сравнивали с Пульхерией, Семирамидой, княгиней Ольгой и с «Елисавеф Британской».
монета с изображением царевны Софьи Алексеевны
В последние годы правления Софьи проявляется явное желание ее окружения устроить царевне помазание на царство с тем чтобы сделать ее самодержавной правительницей, равной по статусу ее братьям. С этой целью рассылались послы в стрелецкие полки, иностранные дворы и к Вселенским патриархам.
С 8 января 1686 года имя Софьи Алексеевны стало включаться в царский титул, ее официально начали именовать самодержицей. Стали появляться золотые монеты с изображением Софьи, были созданы портреты царевны в полном царском облачении со скипетром и державой в руках на фоне двуглавого орла. Под портретом печатался полный царский титул и стихи о ее добродетелях, которыми царевна «царство аки седми столпы укрепила».
Портреты правительницы стали распространяться при помощи специальных политических плакатов. К лету 1689 года несколько сот плакатов с портретом Софьи были распространены по Москве и посланы за рубеж. Сочинялись поддельные акты о «всенародном и единогласном» избрании Софьи правительницей России в мае 1682 года.
Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь
30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления.
Петр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только ее распоряжения.
Между Кремлем (резиденцией Софьи) и двором Петра в Преображенском установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путем.
В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Петр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.
В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.
Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против нее, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь ее не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
У правительницы не осталось приверженцев, готовых рисковать головой ради ее интересов, и когда Петр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле, ей пришлось подчиниться. Вскоре Петр решил, что держать ее вдалеке небезопасно, и перевел в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.
Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре
Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать ее на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Софья Алексеевна умерла 3 (14) июля 1704 года, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
После воцарения Петра I образ Софьи подвергся резкой негативизации и оставался таковым на протяжении большей части XVIII века. Все последующие русские авторы описывали правление Софьи Алексеевны исключительно в отрицательных тонах.
Образ Софьи Алексеевны в кино:
Наталья Бондарчук в роли царевны Софьи Алексеевны