ссудный процент в ветхом завете
Ссудный процент в ветхом завете
Уважаемый батюшка, мой вопрос касается отношения Библии к ссудному проценту. Вот в газете «Знание-власть» встретил такой фрагмент ///Доктрина “Второзакония-Исаии”.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Прежде всего, старайтесь держаться золотого правила не читать ничего вредного и неполезного. Ведь очевидно, что человек не будет есть ничего заведомо ядовитого и опасного. Для души вредная пища гораздо опасней, чем для тела, которое легче уврачевать.
История дает нам множество примеров, как человеческая греховность грубо искажает Слово Божие. Спаситель мира благовествует Царствие Небесное, открывает высочайшие нравственные истины, а вожди иудеев возводят на него страшные обвинения. Поэтому Господь сказал: «как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:34-35). Библия – это не книга евреев и не идеология евреев. Думать так, значит клеветать на слово Божие. Библия является богодухновенной книгой о путях Божественного Промысла в деле спасения людей. Нигде в ней нет об этническом превосходстве евреев. Все содержащиеся в ней оценки имеют духовный смысл. Когда Спаситель говорит женщине хананеянке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26), то имеет виду языческое нечестие, которое часто называется мерзостью (Иез11:21). Пророки называют идолослужение развратом, а к блуднику в Библии применяется слово пес: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Вт.23:18). Когда же язычники являют высоту веры, Иисус Христос воздает им высшую похвалу: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11-12). Да и как можно быть столь слепым и предвзятым, чтобы не замечать, что еврейский народ, когда он согрешал, Господь сурово обличает: «народ глупый и несмысленный» (Вт.32:6); «народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!» (Ис.1:4); «князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). Слова «господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Вт.15:6) имеют ввиду не како-то мировую гегемонию, а относятся к историческому Израилю при непременном условии, что он будет верен Господу. Реально это исполнилось при Давиде и Соломоне, когда был расцвет внешнего могущества Израиля. Когда же еврейский народ отступил от Завета, Господь говорит ему через пророка: «За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою» (Иез.22:4-5). Можно приводить и другие цитаты, однако и приведенной достаточно, чтобы увидеть крайнюю слепоту и предвзятось в той публикации, о которой Вы пишете.
Также относительно ссудного процента надо определенно сказать, что данное законоположение имеет конкретный исторический смысл. Законодательство любого государства, как в древности, так и в наше, время дает своим гражданам преимущество. Посмотрите на римское право. Сколько привилегий оно давало римскому гражданину. Ни у кого это не вызывает негодование. С тех пор, как существуют деньги, существуют и различные виды кредита. Любые формы экономической деятельности стабильны только тогда, когда имеется мотивация. Поэтому существует и ссудный процент. Все это нормально. Грех начинается тогда, когда назначаются в целях наживы необоснованные высокие проценты. Это называется ростовщичеством. В Библии об этом ничего не сказано. Недопустимо практику еврейского ростовщичества нового и новейшего времени проецировать на священное Писание и искать там истоки его. Ссудный процент брали и финикийцы, и греки, и халдеи и др. Брали как со своих, так и с чужих. Моисеев закон ограничил сферу еврейских кредиторов и запретил брать со своих братьев проценты.
К сожалению, многие из тех, кто обращается к Библии с собственными целями и интересами, плохо знакомы со священными книгами, не дают себе труда прочесть их целиком и внимательно. Трудно не заметить в законе Моисея специальные установления, которые защищали чужеземцев, живших в Израиле. Закон требует быть к ним милостивым: «и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя» (Вт.26:11). Их запрещено притеснять: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.21:22). Моисей призывает соплеменников чтить Господа, «Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Вт.10:18).
Никакие нападки за 2 тысячи лет не поколебали авторитета Библии. Восстающие на нее могут повредить лишь себе, «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).
Ссудный процент в ветхом завете
Филипп, Спасибо вам за время и внимание уделённое заметке.
Я не ставил себе задачей разобраться в богословских вопросах. Хотел лишь показать, что тут мы имеем дело с цитатами, вырванными из контекста и произвольно склеенными. Из-за чего они имеют совсем другой смысл.
Библия действительно исправлялась. Но это уже совсем другой разговор. Если коротко. То вы напрасно противопоставляете христианство исламу. Нет единого христианства (как в принципе и ислама). У Православия с традиционным Исламом больше общего, чем с католицизмом и особенно Протестантизмом. Протестантизм действительно является духом капитализма, в то время как с Православием всё иначе. Запрет на ссудный процент – один из базовых библейских запретов. В старообрядческих общинах он сохранился, по сей день. Взгляните на старообрядцев и на мусульман. Они и внешне очень похожи: платки, бороды и т.п. Нынешняя РПЦ, конечно, не та, что была до Никоновской реформы, но ушла не так далеко, совсем другое дело Протестантизм – это уже совсем другая философия.
По поводу «»Будешь ты взаймы давать,а сам не будешь брать» это идёт после того,как будешь ты якобы одарён богатствами.Но ведь это и понятно,что взаймы можно давать уже когда есть что давать и держать на коротком поводке кого-либо.Разве вот речь не об этом?»
Вы конечно, по крайней мере, частично правы. Однако, здесь «Бог», говорит, что если будешь меня слушаться (соблюдать наказанное), то так тебя вознагражу, что не просто тебе хватит, но и другим сможешь отдать и потом больше…
Но далее: «Складывается картинка,что если даёшь в долг чужеземцу то будешь богат,а если будешь богат,то и будешь держать в долгах чужеземца.»
Вы не правы. Вы как раз склеиваете две вырванные цитаты, не просто из разных мест библии, а из разных книг относящихся сейчас к канону, вместе.
По поводу правки библии, есть не мало комментариев, разных авторов. Не только правки, но и включения и исключения из канона разных библейских текстов. В данном случае обсуждается синодальный перевод, т.к. он общепризнанный и самый распространенный.
В ранних изданиях библии трудно искать, что либо ибо, даже зная церковно-славянский, невозможно воспользоваться компьютерным поиском. Не то что бы очень активно, но я пытался поспрашивать по этому поводу на древлеправославных форумах, но внятного ответа не получил. У меня в принципе основным вопросом был другой. На него ответ, можно сказать я нашёл.
Однако я всё же очень сомневаюсь, что аналогичные слова имеются в Острожской, тем более Геннадьевской библии. А ранее на Руси использовалась Палея. Я на 99% уверен, что в Палее такого нет.
Вы, конечно, можете быть этим сильно обескуражены, но лично я склоняюсь к версии Фоменко и Нососвского. У них по этому поводу есть книга «Библейская Русь». Там сравниваются разные варианты библии. Конечно, их вопрос о ссудном проценте вообще не волновал, но всё равно очень интересно. Правда, для того чтобы правильно воспринять эту книгу необходимо прочитать предыдущие 6 книг или часть из них. Некоторой заменой (введением в тему) могут послужить фильмы цикла «История: наука или вымысел?»
Например здесь:
http://vk.com/video1426757_165923543
http://vk.com/videos1426757?section=album_42429111
Сразу, хочу оговориться, что все, что я сказал выше никак не связано с выкладками Фоменко и Нососвского.
Новое в блогах
Содержит ли Библия идеи «ростовщической экспансии»? Как бы не ошибиться.
В работе «Экономическая азбука» Ефимов называет библейский запрет давать деньги в рост единоверцам «библейской алгоритмикой ростовщического порабощения». В этой статье мы ясно покажем искаженность восприятия Ефимова, как и Предиктора в целом, по данному вопросу.
Терминология Предиктора, которая так обозначает общечеловеческий (здесь мы пока не даём моральной оценки) обычай давать деньги под проценты может ввести в заблуждение. Не евреи положили ему начало, а потому называть так ростовщичество некорректно.
Ростовщичество существует сколько существует натуральный обмен или товарно-денежные отношения, а еврейские письмена Ветхого Завета моложе. Итак, не Библия положила начало ростовщичеству, это запомним крепко.
Что же такого написано в Библии, вокруг чего такой «сыр-бор»?
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23 : 19).
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]» (Второзаконие 28 : 12)
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.» (Исаия 60 : 10-12).
Конец цитаты. Теперь всё по порядку.
Текст Вт. 23:19
Более полная картина складывается, если мы прочитаем мысль полностью: «19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею«.
Смысл текста таков: В МИРЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ обычай брать проценты, а евреи, когда войдут в «землю обетованную» не должны делать как это водится у ОКРУЖАЮЩИХ народов. Но не потому, что это в сути своей ‒ безнравственное явление (иноземцу, который пришёл просить у тебя денег взаймы ‒ дай), а для поддержания особых братских отношений в еврейском народе (даже обычный русский обыватель вряд ли будет требовать у родного брата проценты). Недополученную прибыль (разновидность убытков) обещает компенсировать Бог тем, что «благословит тебя во всем, что делается руками твоими».
Таким образом Яхве не говорит: «Давайте в рост и так вы заработаете, и так поработите народы», а говорит: «Относительно своих братьев не делайте, как делают другие народы, и так вы будете благословлены». Никаких идей «ростовщической экспансии» в Библии нет.
Если кто понимает текст следующим образом: давай в рост иноземцу, чтобы тебя благословил Бог властью над другими народами, то мы на это скажем ‒ абсурд и перевирание :))))
Текст Вт. 28:12
Ефимов далее цитирует из Вт. 28:12: «…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]». Обращаем внимание читателя на квадратные скобки в тексте. Они указывают, что этих слов в оригинальных еврейских рукописях НЕТ! И Ефимов это знает. Откуда они взялись? Но это уже другая тема. Лишь заметим: Аллах-Яхве прекрасно сохранил рукописи Своего Писания.
Ситуация, когда ни у кого не берешь взаймы, а всем даёшь, указывает на финансовое благополучие. Вряд ли Ефимов сам отказался бы от такого благополучия. Кстати, в этом тексте ничего не сказано не только о господстве, но и о процентах. Мы пожелаем Ефимову быть более честным критиком.
Вся глава Вт. 28 посвящена перечислению благословений от соблюдения заповедей Аллаха и проклятий от их несоблюдения, но речи о «колониализме» через ссудный процент НЕТ, и не подразумевается!
Ефимов манипулирует текстами, приводя выдержки в нужной ему последовательности и в нужном ему объёме, и тут соответствии с нужным ему интересом появляется выдержка третья:
Текст Ис. 60: 10-12:
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.»
Как же по плану Аллаха-Яхве должны «сыновья иноземцев. строить стены твои, и цари их – служить тебе»?
Пророчество Исаии предсказывает величие еврейского народа лишь на условии повиновения заповедям Аллаха. Эта закономерность была в силе всегда но наиболее полно осуществилась в правление Соломона, когда посмотреть благополучие Израиля и узнать о его причинах приходили в Иерусалим множество царей. Они приносили в дар множество драгметаллов и ценностей того времени. Иностранные строители были на стройках Иерусалима, но не как рабы, а в командировке.
Предиктор плохо объяснил в чём состоит порочность получения прибыли прибыли методом предустановленного процента. Последователи Предиктора тоже не очень уверенно это объясняют. Приводится аргумент закабаления через невозможность отдать баснословно высокий процент. А если процент маленький (например, 3% в год), тогда что, всё нормально? Поэтому эта статья написана почти наугад. О верности толкования текстов мы ручаемся. Не ручаемся лишь в том, что мы поняли Предиктора.
Конечно, если вы взяли кредит и рентабельности вашего предприятия не хватает для покрытия процентов (например вы –авантюрист, или не дружите с математикой), то так и будет. И тут виноваты в своём рабстве только вы, а не злые дяди-банкиры, которые не хотят уменьшить договорной процент (ведь «договор дороже денег»), или вообще простить долги.
Значение греха ростовщичества
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Когда-то слово «спекулянт» считалось ругательным. Теперь спекуляция составляет основу бизнеса. Продавать что-либо по завышенной стоимости или ссужать деньги под процент стало делом обыденным. На таком вот финансовом паразитизме и зиждется экономика современного государства.
Огюст Шарпантье. «Ростовщик».
Однако все это недопустимо по православным канонам и изобличается святыми отцами церкви как грех. В чем же суть ростовщичества и почему святитель Григорий Нисский уподобляет его краже?
На Руси отдавать деньги в рост считалось лихоимством
В современном мире этот термин редко употребим. Его вытеснило другое слово – кредит. Банки дают деньги в долг под проценты сплошь и рядом. Но, если подойти к этому вопросу с позиции христианства, то кредит – это не что иное, как узаконенная форма мошенничества. Ибо сказано в Библии:
Рост – это, собственно, и есть процент. Таким образом, ростовщичество – это выдача денег в долг под процентную ставку. В русском языке когда-то было другое название этого понятия – лихоимство.
Под этим термином в современной трактовке можно подразумевать не только взыскание процента, но и:
Отношение в православии
Позиция Православной Церкви к ростовщичеству однозначна: его осуждают и считают грехом. В Ветхом Завете есть ряд указаний, свидетельствующий о недопустимости займов под процент. Они послужили базой для утверждения церковных канонов, строго воспрещающих клирикам заниматься ростовщичеством.
А итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, наблюдая за зарождавшимися на Западе торгово-рыночными отношениями, возмущенно писал:
«Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности».
По своей сути процентная плата – это плата за время. Но время, по Фоме Аквинскому, принадлежит всем, ибо дано Богом для всех в равной степени. И если ростовщик требует вознаграждения за время как плату за предоставленное им благо, то он обманывает и ближнего, которому проданное время принадлежит, и Бога, за дар которого он требует вознаграждение.
Ненасытность в приобретении материальных благ усиливает и укрепляет алчность – один из смертных грехов, которые, по словам Феофана Затворника, отнимают у человека его нравственно-христианскую жизнь. Следует помнить, что, раз закравшись в душу, греховная мысль будет точить ее как червь яблоко.
Вот почему неправедное деяние, которое пусть даже и кажется маленьким, не должно иметь места в вашей жизни. Следует бороться со своими страстями и просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от мыслей о жадности и быстрой финансовой наживе.
Что говорит Священное Писание Ветхого и Нового Завета
«иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле».
Это цитата из ветхозаветной книги «Второзаконие» (23:20). По ней получается, что Бог не наложил запрета на ростовщичество как таковое, а осудил его лишь в отношении «брата» своего. Это место является наиболее трудным для понимания в отношении заимодавцев, поскольку Бог не разделял людей на «своих» и «чужих».
Наоборот, в Нагорной проповеди Христос учит молиться и прощать своим обидчикам и врагам, не делая акцента на том, откуда они явились. Так кто же этот пресловутый «иноземец», с которого можно брать «лихву»? Свое толкование ветхозаветному тексту дает протоиерей Олег Стеняев:
«Иноземец (в данном контексте) – потенциальный враг, могущий напасть на страну евреев. И, если он просит взаймы, ему не запрещается давать под проценты».
Под «своим» в широком понимании этого слова здесь подразумевается брат по вере, а не только соплеменник, то есть иудей.
В Библии сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22: 25); и еще: «Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).
Исходя из книги Левита, ссуда должна использоваться не в качестве наживы кредитором, а для поддержки бедняка (Лев.25:35-37). Вот почему запрещается взимание процента. Эта заповедь объясняется во Второзаконии тем, что в народе еврейском не должно быть бедности. (Втор.15:4).
Особенно порицается в библейских текстах обогащение за счет повышения цен на продукты питания в тяжелые или дефицитные времена. «…не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25: 37). Под хлебом здесь разумеется любая пища.
Праведник «в рост не отдает и лихвы не берет»
Несмотря на отсутствие прямого запрета в Библии на занятие ростовщичеством, этот вид деятельности не приветствовался у иудеев. Пророк Давид в 14 псалме, говоря о добродетельном и нравственно совершенном человеке, отмечает, что он избавлен греха лихоимства. То же находим в книге пророка Иезекииля, где праведник «в рост не отдает и лихвы не берет».
Порицание ростовщичества в иудейском сообществе подкреплялось еще и тем фактом, что стяжание порождало алчность, жадность и сребролюбие. То есть греховные страсти, идущие вразрез с заповедями Божиими. Упование на Бога подменялось надеждой на прибыль:
«Взаймы давайте, не ожидая ничего»
Тот, кто попирал прописанные в священных текстах истины, не мог надеяться на Царствие Божие. Накопительство ради материальной выгоды не приветствовалось ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Как сказал Христос:
«удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Матф.19:24
Тема милосердия и сострадания к ближнему в Новом Завете звучит отчетливее, чем в Ветхом. «Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», — говорит Евангелие от Луки (6:30). То есть, ссужая в долг, не только не требуй процентов, но даже не надейся на его погашение:
В первом послании к Коринфянам апостол Павел сурово осуждает впавших в грех лихоимства, запрещая не только общаться с такими людьми, но и даже есть за одним столом.
Что ожидает человека за неправедно приобретенные богатства
Согласно христианским верованиям душу новопреставившегося человека на пути в горний мир ожидают так называемые мытарства. Это препятствия, через переход которых душа подвергается «таможенному досмотру» со стороны демонов – родоначальников всех пороков и грехов.
Каждая преграда символизирует искушение, которому душа предавалась (или не предавалась) в своей земной оболочке, и падшие духи всячески стараются обличить ее в том или ином грехе, препятствуя ее восхождению к Богу.
Лихоимство – это восьмое мытарство, на пороге которого «истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и притеснителей чужого». Об этом мы знаем из трудов преподобного Георгия (ученика Василия Нового), которому в видении был открыт посмертный опыт одной души – блаженной Феодоры.
Святые отцы о корыстолюбии
Святые отцы в своих поучениях всячески клеймят этот грех. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в беседах говорит следующее:
«..крайне бесчеловечно, когда один, имея нужду в необходимом, просит взаем, чтобы поддержать жизнь, другому не довольствоваться возвращением данного взаем, но придумывать, как извлечь для себя из несчастий убогого доход и обогащение».
«Надлежало облегчить убожество человека, а ты увеличиваешь нужду, стараясь отнять и последнее у неимущего. Как если бы врач, пришедши к больным, вместо того чтобы возвратить им здравие, отнял у них и малый остаток сил…»
Далее святитель риторически вопрошает, не знает ли заемщик о том, что не прибыль себе приращает, а грехи.
И ни тому, кто дал, ни тому, кто взял не будет отныне покоя: один считает барыши, а другой дни, когда срок займа истечет. Последний же, впрягаясь в долговое ярмо, теряет свободу. Ссылаясь на книгу Притчей, Василий Великий приходит к выводу, что лучше вообще не брать ссуды.
«Пий воды от своих сосудов(Притч. 5:15), то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих каплей собирай для утешения в жизни».
По мысли святителя лучше продать последнее из дома своего, чем лишиться свободы.
«Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это».
Далее Василий Великий бичует уже не ростовщиков, а тех, кто готов влезть в долги ради ненужной пышности или удовлетворения женских прихотей. Такой круговорот бесконечных займов сравнивается с нашествием холеры, когда охваченный недугом организм беспрестанно извергает из себя пищу, не успев наполнить ею желудок. Метафорически это следует понимать так: не успев рассчитаться с одним кредитором, человек тут же оплетает себя цепью нового процентного соглашения.
«Как многих погубило чужое добро! Как многие, видев себя богатыми во сне, понесли ущерб!» — сетует святитель.
Купленные под процент блага оказываются эфемерным фундаментом настоящего благосостояния. Живя не посредствам, заемщик сталкивается с реальной угрозой разорения и нищеты.
Не находит отклика в душе святителя и ссуда, полученная на развитие предпринимательского дела. На мысль будто бы подобные займы не разоряют, а обогащают, святитель возражает:
«…говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли».
Далее архиепископ порицает ростовщичество уже как само явление, вне связи его с эксплуатацией бедняка и лишения свободы. Он клеймит хитрость и жадность заимодавца, который умудряется брать прибыль с вещи, которая по своей природе не может давать прирост:
«Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв, жнешь».
Деньги, приумноженные из ничего, — неправедные деньги, ибо золото не способно к «рождению».
Не менее категоричен в своих суждениях касательно ростовщичества еще один святитель – Иоанн Златоуст.
«Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать в рост… Ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, тягости другого обращает себе в прибыли. под видом человеколюбия роет яму глубже, помогая теснить нищего; подавая руку, толкает его».
Не оправдана и милостыня, творимая с процентных денег:
«Но что еще говорят многие: «я возьму проценты и подам бедным?» Хорошо говоришь ты, друг, — только Богу не угодны такие приношения. Не хитри с законом. Лучше совсем не подавать нищему, чем подавать приобретенное такими средствами».
Иоанн Златоуст сильно скорбит о том, сколь велика власть сребролюбия и как глубоко этот грех пустил корни в сердцах людей. Пороку подвержены все: и власть имущие и бедняки, и мужчины, и женщины и даже дети. Говоря о чрезмерной любви к накопительству, святитель восклицает:
В нынешнее время слова звучат более чем актуально. Ведь вся система работы европейских банков базируется именно на ростовщичестве!
Преподобный Максим Грек называет ростовщичество «богомерзким злом» и советует избегать участия в нем всеми способами.
«Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами (Пс.71:14; Лк. 4:18.); ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами».
Речь преподобного, обращенная к заимодавцам предельно сурова и изобилует красочными эпитетами: ростовщик уподоблен зверю-кровопийце, который даже из сухих костей умудряется высосать мозг. Поэтому кредитор не лучше пса или ворон, ибо они питаются падалью.
Золото сравнивается со змием-искусителем, затягивающим своего владельца в тенета роскоши все сильнее и сильнее. Тело становиться подвержено плотским искушениям, ум закостеневает в духовной лености – тут уже не молитв и размышлениях о горнем. Сердце сребролюбца становится уязвимо и для других грехов человеческих: тщеславия, гордыни, жадности…
Святитель Григорий Нисский среди тяжелейших душевных недугов перечисляет такие как воровство, разорение могил и святотатство. И далее рассуждает:
«И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора».
Если обратиться к толкованию сего места епископом Никодимом, то становиться понятно: святитель лихву и рост сопрягал со стяжанием чужого, то есть приравнивал вышеупомянутые деяния к краже.
Григорий Нисский как и Иоанн Златоуст непомерное стремление к наживе считали чем-то сродни идолопоклонству. В те времена местом торга, в том числе ростовщичества, выступали языческие капища. А в послании к Колоссянам апостол Павел прямо называет любостяжание идолослужением (Колос. 3:5).
Христианский богослов II – III веков Климент Александрийский писал:
«Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу».
Таким образом, видим, что во все века мысли святоотеческих праведников и западных богословов совпадали. Ростовщичество – это грех, впадая в который человек отвращает помыслы от божественных истин и упивается земными благами больше, чем следует.
Церковные каноны: «Подобает удержавати похоть любостяжания»
Духовенству запрещено заниматься сужением денег под процент под угрозой извержения из сана. Вот как звучит запрет в общем виде:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило).
Здесь упоминаются только три степени священства, в дальнейшем круг лиц, которым не разрешается заниматься ссудами под процент, расширяется.