срок обучения в военном училище в ссср
Дипломированные недоучки
Проблема обучения военным наукам многоуровневая и многогранная, но наиболее важной ее стороной является совмещение с общей системой образования, существующей в государстве. Наиболее выдающиеся полководцы и военные теоретики оказывались при этом и весьма знающими, разносторонне подготовленными людьми. Даже Александр Македонский, которому власть в государстве и армии досталась по наследству, постигал философию Аристотеля, чтобы занимать достойное место в обществе эллинов.
Прусская система военного образования, которую копировали в России, была самой передовой в Европе. Такие имена, как Дитрих фон Бюлов, Карл фон Клаузевиц, Гельмут фон Мольтке, вписаны в мировую историю. Особенностью прусской системы было то, что под военное образование подводилась солидная база общего. И если Александр Великий постигал философию Аристотеля, то для прусских офицеров труды Гегеля были «хлебом насущным». В царской России взяли лучшее из прусской системы. Военные училища, в частности пехотные, такие как Александровское и Алексеевское в Москве, Константиновское и Павловское в Петербурге, готовили во всех отношениях блестящих офицеров. Причем представители других сословий в Алексеевском пехотном училище ничем не уступали дворянам в Александровском. Например, выпускник Алексеевского Б. М. Шапошников стал Маршалом Советского Союза, а «александровец» А. И. Куприн – известным писателем. В СССР военное образование, несмотря на революционные потрясения, опиралось на царскую традицию и заняло достойное место в системе высшей школы. Его дискредитация была произведена умышленно, когда при необдуманном хрущевском сокращении ВС СССР большое количество офицеров оказались ненужными. Именно после этого проблема трудоустройства в послеармейской жизни стала постепенно заслонять главную цель военного образования – учить тому, что необходимо на войне. В следующий период упадка, после развала СССР вновь остро встал вопрос адаптации уволенных в запас.
Таким образом у военного руководства прогрессировала навязчивая идея сделать дипломы об окончании ввузов востребованными в народном хозяйстве СССР, а затем на рынке труда постсоветской России. Вроде бы замысел благой: чем плохо, когда человек получает не одно образование, а два? Но это на первый взгляд.
В 60-х годах срок учебы на офицера увеличили: в командных – на один год, в технических, которые стали инженерными, – на два, дабы приравнять дипломы выпускников к вузовским. Но затраты времени на общеобразовательные предметы не повлияли на дальнейшую адаптацию офицеров в народном хозяйстве СССР, так как первые обладатели таких дипломов стали достигать пенсионного возраста в то время, когда Советский Союз прекратил существование. «Дикий» рынок породил дефицит экономистов и юристов, инженеры оказались невостребованными. При этом увеличение времени обучения в ввузах не привело к повышению качества усвоения военно-профессиональных дисциплин.
Во второй половине 90-х годов уже в постсоветской России в программах ввузов стали происходить странные изменения. В 1995-м убрали выпускную квалификационную работу – выбросили, как лишнюю запчасть, не считаясь с тем, что академическое образование является по квалификации высшим военным. Следующим шагом было переименование командных училищ в военные институты и увеличение срока обучения в них до пяти лет в ущерб академическому, сокращенному до двух лет. Ненужность такого изменения обнаружилась быстро, и в командных училищах вернули прежний срок обучения, однако в видовых академиях курс оставили двухгодичным. Интересно бы сейчас спросить тех, кто принимал эти решения: они какой-то цели хотели достичь или просто за должности держались? Может, таких людей имел в виду А. А. Свечин: «Как известно, приказы иногда пишутся не только для исполнения, но и для сложения с себя ответственности. Эта ужасная форма управления убивает всякий авторитет подписывающего такой приказ, появление ее свидетельствует о процессах разложения в командном составе, о гражданской трусости, об измене государственным интересам во имя шкурных…»
Все попытки повысить востребованность военных дипломов на рынке труда не приводят к положительному результату по причине того, что тактики и стратеги под камуфляжем непонятных управленцев не нужны. Даже на рынке охранных услуг больше востребованы бывшие работники правопорядка, так как они юристы. Зато получается отрицательный результат в военном профессионализме, ибо выпускники ввузов не получают знаний и самое главное – умений, как прежде.
Пусть это покажется крамольным, но настало время отказаться от встраивания военного образования в общее высшее. Оно должно базироваться на общем, но совмещать их нельзя, иначе наносится ущерб профессиональному, опираясь на которое, командиры должны принимать решения.
В качестве примера стоит привести духовное образование в России. С момента создания первого университета в Москве светское и духовное образование в России в отличие от Европы было разделено. Теологических факультетов у нас не было – все богословское образование было сосредоточено в духовных семинариях и академиях. После 1917 года, когда Церковь отделили от государства, духовное образование стало полностью самостоятельным, хотя связи со светским не утратило. Современные священники имеют среднее общее образование, многие – высшее и даже ученые степени. Но в духовных учебных заведениях не стремятся плясать под дудку Министерства образования и науки. Никто не внедряет светские дисциплины в ущерб теологическим и не задается вопросом, как трудоустроится, если что, поп-расстрига.
Военное образование, на наш взгляд, также должно идти своей дорогой, параллельной с общим, но не встраиваясь в него. Каждый военнослужащий должен иметь общее среднее образование, а офицеры – высшее, но объединять их в одном флаконе нельзя. Чтобы обучение в военных училищах стало эффективным, нужно сосредоточиться только на главной задаче – подготовке офицера со средним военным образованием.
Соответственно в военные училища необходимо набирать кандидатов только после срочной службы в Вооруженных Силах, тогда отпадет необходимость делать из новобранца солдата. Эта функция останется за воинскими частями. Впрочем, так и было при создании русской регулярной армии, когда Петр I указал всем дворянам начинать службу в гвардейских полках рядовыми. Такое нововведение, а все новое – хорошо забытое старое, поднимет престиж срочной службы и освободит училища от несвойственной функции. Кроме того, позволит сократить срок подготовки офицера.
Вторым изменением необходимо исключить дисциплины общего образования из курса военных училищ, что позволит сосредоточить все внимание на военных предметах и также сократить время обучения.
Итак, до призыва на военную службу каждый должен получить общее среднее образование. Кандидатом для поступления в военное училище может стать гражданин РФ, прошедший срочную службу. При этом должно поощряться заочное обучение военнослужащих в гражданских вузах. Оно позволит не замыкаться только в своей сфере деятельности, а наоборот – развивать связь с обществом. В то же время ввузы избавятся от несвойственных им функций.
Болонская система, может быть, и неплохая, если проявить волю и выбросить из нее все либеральное словоблудие. Если офицеры в ходе военной службы будут обучаться в гражданских вузах и получать степень бакалавра – хорошо. Но в условиях рыночной экономики сложно предсказать, какие профессии будут актуальны на рынке труда в перспективе. Степень бакалавра позволяет в короткий срок получить ту или иную специальность, востребованную на рынке труда, в отличие от курсов по переподготовке военнослужащих, которые сейчас существуют и чьи дипломы на коммерческих работодателей никакого впечатления не производят.
Но сразу необходимо указать военнослужащим приоритетные науки, в которых им рекомендуется получать степень. Для командиров – это педагогика, так как, несмотря на техническое оснащение Вооруженных Сил, им придется работать в первую очередь с людьми и учить их. Для офицеров-вооруженцев – прикладные науки.
Набор в военные училища кандидатов после прохождения срочной службы в Вооруженных Силах и отказ от подготовки по гражданским специальностям позволит сократить срок обучения в военных училищах и увеличить его в видовых академиях. В академии поступают уже зрелые люди, которым нужна солидная оперативно-тактическая подготовка и просто так увольняться из Вооруженных Сил они не заинтересованы.
Таким образом, на наш взгляд, современное военное образование должно отказаться от несвойственных ему функций, но вместе с тем повысить требования к кандидатам на его получение, а также к обучаемым и выпускникам.
Приказ НКО СССР от 27.09.1938 № 224
Об установлении двухгодичного срока обучения в сухопутных военных училищах и порядке их комплектования Приказ Народного комиссара обороны СССР |
Дата создания: 27 сентября 1938 года. Источник: РГВА Ф. 4. Оп. 15. Дело 17 Лист 517 Типографский экземпляр (Цитируется по книге: Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 — 21 июня 1941 г. — М.: Терра, 1994. — Т. 13 (2—1). — С. 64—65. — (Русский архив: Великая Отечественная). — ISBN 5-85255-484-7. ) |
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Об установлении двухгодичного срока обучения в сухопутных военных училищах и порядке их комплектования
№ 224 | 27 сентября 1938 года |
В связи со значительным повышением общеобразовательной подготовки молодежи, поступающей в военные училища, что позволяет сократить срок обучения в военных училищах без ущерба для качества подготовки молодых командиров, и в целях быстрейшего накопления командных кадров приказываю:
I [ править ]
1. Начиная с осеннего набора 1938 года, все артиллерийские, бронетанковые, автомобильно-технические, пехотные, специальные, технические, кавалерийские и военно-хозяйственные училища перевести на двухлетний срок обучения.
2. В военные училища принимать молодежь в возрасте 17—23 лет, а кандидатов из частей РККА и долгосрочного отпуска — в возрасте до 24 лет.
3. Восемь артиллерийских училищ: 1-е и 2-е Ленинградские, 1-е и 2-е Киевские, Одесское, Московское, Севастопольское и Ростовское комплектовать исключительно лицами с законченным средним образованием (10 классов).
4. Остальные артиллерийские училища, все специальные и технические училища комплектовать лицами с образованием не ниже 9 классов средней школы и только при недостатке кандидатов принимать лиц с 8-классным средним образованием.
5. Пехотные, кавалерийские, бронетанковые (кроме технических) и военно-хозяйственные училища комплектовать лицами с образованием не ниже 8 классов средней школы.
6. Для кандидатов из красноармейцев второго года службы, младших командиров срочной службы и сверхсрочников, а также для первых трех младших возрастов долгосрочного отпуска требования по общеобразовательной подготовке при приеме в училища снизить соответственно на 1 класс и принимать их в первую очередь.
7. Для лиц с законченным средним образованием (10 классов), поступающих в артиллерийские училища, установить преимущества по окончании артиллерийского училища:
а) после двух лет службы в войсках на командных должностях предоставить право поступления в военные академии не по конкурсному экзамену, а по конкурсу результатов испытания на выпуске из училища; б) лиц, желающих поступить на инженерный факультет, принимать на 2-й курс.
8. Выпуск из всех военных училищ (сухопутных) производить 1 сентября.
II [ править ]
9. Курсантам 3-го курса (набор 1936 года) сухопутных военных училищ РККА произвести выпуск в период с 15 декабря 1938 г. по 1 января 1939 г., за исключением училищ: военных сообщений, военно-топографического, Ульяновского военно-технического, медицинских и ветеринарных фельдшеров, выпуск в которых произнести 1 мая 1939 г.
10. Курсантам 2-го курса (набор 1937 года) всех сухопутных военных училищ произвести выпуск 1 сентября 1939 г.
11. Взамен выпускаемых курсантов 3-го курса к январю 1939 г. укомплектовать училища младшим комсоставом сверхсрочной службы с образованием за 7 классов как из кадра, так и из запаса. Срок обучения для них установить в 8 месяцев и выпустить 1 сентября 1939 г. младшими лейтенантами, а по выслуге одного года в РККА присвоить звание лейтенанта.
12. Начальникам центральных управлений НКО:
а) пересмотреть программы обучения в военных училищах таким образом, чтобы сокращение срока обучения в минимальной степени отразилось на качестве подготовки лейтенантов; б) не позднее 5 октября дать соответствующие указания начальникам военных училищ.
13. Начальнику Артиллерийского управления РККА немедленно дать указания начальникам артиллерии округов об отпуске училищам к 15 октября с.г. необходимых огнеприпасов для практических стрельб декабрьского выпуска.
14. Начальникам Управления обозно-вещевого снабжения РККА и финансового отдела НКО обеспечить училища к 15 октября с.г. всем положенным довольствием для производства выпуска.
III [ править ]
15. Приказы НКО 1938 г №№ 031, 090 и 78 — отменить.
Срок обучения в военном училище в ссср
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Установление сроков обучения в военных училищах перед войной
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДВУХГОДИЧНОГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ В СУХОПУТНЫХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ И ПОРЯДКЕ ИХ КОМПЛЕКТОВАНИЯ № 224
27 сентября 1938 г.
В связи со значительным повышением общеобразовательной подготовки молодежи, поступающей в военные училища, что позволяет сократить срок обучения в военных училищах без ущерба для качества подготовки молодых командиров, и в целях быстрейшего накопления командных кадров приказываю:
1. Начиная с осеннего набора 1938 года, все артиллерийские, бронетанковые, автомобильно-технические, пехотные, специальные, технические, кавалерийские и военно-хозяйственные училища перевести на двухлетний срок обучения.
2. В военные училища принимать молодежь в возрасте 17—23 лет, а кандидатов из частей РККА и долгосрочного отпуска — в возрасте до 24 лет.
3. Восемь артиллерийских училищ: 1-е и 2-е Ленинградские, 1-е и 2-е Киевские, Одесское, Московское, Севастопольское и Ростовское комплектовать исключительно лицами с законченным средним образованием (10 классов).
4. Остальные артиллерийские училища, все специальные и технические училища комплектовать лицами с образованием не ниже 9 классов средней школы и только при недостатке кандидатов принимать лиц с 8-классным средним образованием.
5. Пехотные, кавалерийские, бронетанковые (кроме технических) и военно-хозяйственные училища комплектовать лицами с образованием не ниже 8 классов средней школы.
6. Для кандидатов из красноармейцев второго года службы, младших командиров срочной службы и сверхсрочников, а также для первых трех младших возрастов долгосрочного отпуска требования по общеобразовательной подготовке при приеме в училища снизить соответственно на 1 класс и принимать их в первую очередь.
7. Для лиц с законченным средним образованием (10 классов), поступающих в артиллерийские училища, установить преимущества по окончании артиллерийского училища:
а) после двух лет службы в войсках на командных должностях предоставить право поступления в военные академии не по конкурсному экзамену, а по конкурсу результатов испытания на выпуске из училища;
б) лиц, желающих поступить на инженерный факультет, принимать на 2-й курс.
8. Выпуск из всех военных училищ (сухопутных) производить 1 сентября.
9. Курсантам 3-го курса (набор 1936 года) сухопутных военных училищ РККА произвести выпуск в период с 15 декабря 1938 г. по 1 января 1939 г., за исключением училищ: военных сообщений, военно-топографического, Ульяновского военно-технического, медицинских и ветеринарных фельдшеров, выпуск в которых произнести 1 мая 1939 г.
10. Курсантам 2-го курса (набор 1937 года) всех сухопутных военных училищ произвести выпуск 1 сентября 1939 г.
11. Взамен выпускаемых курсантов 3-го курса к январю 1939 г. укомплектовать училища младшим комсоставом сверхсрочной службы с образованием за 7 классов как из кадра, так и из запаса. Срок обучения для них установить в 8 месяцев и выпустить 1 сентября 1939 г. младшими лейтенантами, а по выслуге одного года в РККА присвоить звание лейтенанта.
12. Начальникам центральных управлений НКО: а) пересмотреть программы обучения в военных училищах таким образом, чтобы сокращение срока обучения в минимальной степени отразилось на качестве подготовки лейтенантов; б) не позднее 5 октября дать соответствующие указания начальникам военных училищ.
13. Начальнику Артиллерийского управления РККА немедленно дать указания начальникам артиллерии округов об отпуске училищам к 15 октября с.г. необходимых огнеприпасов для практических стрельб декабрьского выпуска.
14. Начальникам Управления обозно-вещевого снабжения РККА и финансового отдела НКО обеспечить училища к 15 октября с.г. всем положенным довольствием для производства выпуска.
15. Приказы НКО 1938 г №№ 031, 090 и 78 — отменить.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Другие новости и статьи
Запись создана: Вторник, 18 Сентябрь 2018 в 9:41 и находится в рубриках Межвоенный период, Тыл: образование и наука.
Советский офицер
Брешь между офицерами и сержантами в Советской Армии была гораздо больше, чем в западных армиях. Жизнь советского офицера резко контрастировала с жизнью советского сержанта.
Не все офицеры получали профессиональное образование в военных училищах. В войсках всегда был большой процент офицеров-двухгодичников, так называемых «пиджаков», – выпускников гражданских ВУЗов, прошедших подготовку на военных кафедрах своих институтов и университетов. Низший офицерский чин – младший лейтенант. В армии младших лейтенантов практически не было. Выпускникам гражданских и военных ВУЗов сразу присваивали лейтенанта. Обязательный срок службы профессионального офицера устанавливался в 25 лет.
Старший лейтенант (слева) и майор из одного мотострелкового полка Советской Армии, март 1981 г. Оба офицера одеты в овчинные тулупы. Лейтенант держит в руке сигнальный флажок белого цвета. Сигнальные флажки очень широко использовались для подачи команд, позволяя соблюдать режим радиомолчания.
Офицерскую карьеру молодой человек начинал с поступления в одно из 140 военных училищ. Офицерский корпус составлял 15% от численности вооруженных сил – больше, чем в армиях НАТО. Роль младших офицеров в войсках сходна с той, которую в армиях НАТО играют сержанты. Другой фактор, влияющий на численность офицерского корпуса – большое количество замполитов.
Рекруты для военных училищ черпались из трех источников: сержанты срочной службы, пожелавшие продолжить военную карьеру в качестве офицеров; суворовские и нахимовские училища; выпускники средних общеобразовательных школ. Верхний предел по возрасту для поступающих в военные училища был ограничен 23 годами. Кандидаты в курсанты в обязательном порядке сдавали вступительные экзамены, близкие по содержанию вступительным экзаменам в гражданские ВУЗы, и дополнительно проходили физический отбор. В офицерском корпусе Советской Армии преобладали русские – 85%.
Первые суворовские училища были созданы в 1943 г. для детей, потерявших на войне родителей. В Советском Союзе имелось девять суворовских училищ, поступить в которые мог любой школьник после окончания восьми классов средней школы, при условии что он был политически сознательным представителем советской молодежи и успешно сдал вступительные экзамены (отсев на экзаменах достигал 25 %). Нахимовские училища – аналог суворовских училищ, но – в структуре ВМФ. В годы войны нахимовские училища были сформированы в Ленинграде, Риге, и Тбилиси. Курсанты суворовских и нахимовских училищ кроме изучения школьного курса 9 и 10 классов проходили повышенную военную подготовку. Качество образования в суворовских и нахимовских училищах отвечало самым высоким стандартам, и учиться в них считалось престижным. Среди курсантов доминировали славяне. Суворовцы и нахимовцы пользовались приоритетом при поступлении в высшие военные училища и составляли элиту советского офицерского корпуса.
Другой путь в военные ВУЗы лежал через клубы ДОСААФ. В первую очередь в ДОСААФ готовили юношей к поступлению в высшее военно-десантное училище и летные ВУЗы ВВС.
Возраст выпускников общеобразовательных школ, пожелавших стать курсантами военных вузов, ограничивался 17-21 годами. Выпускники школ обычно направляли свои документы в военные училища через военкоматы.
Старший лейтенант пехоты в плаще, введенном в ходе реформы одежды в 1969 г.
Советские военные ВУЗы были гораздо более специализированными по сравнению с военными академиями Запада. Так в США имеется единственная военная академия Вест-Пойнт, которая готовит офицеров для всех родов войск. В СССР свои ВУЗы имел каждый род войск, причем по несколько: восемь высших танковых училищ, семь артиллерийских и т.д.
Военные училища подразделялись на три категории. Военно-технические училища со сроком обучения три года готовили офицеров низшего звена для инженерно-технических служб. Одно время таких училищ насчитывалось 70%, но затем большинство из них повысили в статусе до ВУЗов.
«Карьерных» офицеров готовили командные (78 училищ) и инженерные (26) высшие военные училища. Срок обучения в таких училищах составлял четыре года. 60% учебных часов отводилось на изучение военных предметов, 30% – на академические науки – физику, математику и т.д., 10% – политические занятия. Срок обучения курсантов инженерных училищ – пять лет, здесь больше времени, чем в командных, отводилось изучению технических дисциплин. Каждый род войск готовил кадры в собственных командных и инженерных училищах. Так в танковых войсках имелось восемь командных и одно инженерное высшее военное училище.
Советские офицеры проходили службу на командных и штабных должностях, причем чаще всего командная и штабная линия не пересекались. Перспективные офицеры-карьеристы поступали в военные академии. В структуре министерства обороны имелось примерно 20 военных академий. Академии делились на три типа: командные, инженерные и смешанные – командно-инженерные. Наиболее престижной считалась Военная Академия Генерального Штаба имени маршала Ворошилова. Академия Генштаба практически открывала выпускнику дорогу к любой должности в вооруженных силах. Срок обучения в академии составлял от трех до пяти лет.
Служба офицером в армии была не только престижной (это действительно так было), но и выгодной. Лейтенант, только окончивший военное училище, получал в месяц 220 рублей и имел массу льгот. Молодой специалист после окончания гражданского ВУЗа получал в месяц 120 рублей, а льгот у него не было совсем. При этом уровень общетехнической подготовки в среднем военном ВУЗе практически не отличался от уровня подготовки в политехническом институте среднего пошиба. Офицерская пенсия была много больше гражданской, на пенсию офицеры могли выйти после 25-летней выслуги, в то время как гражданский специалист мужского пола был обречен Конституций пахать до 60 лет вне зависимости от трудового стажа. Отрицательными моментами в офицерской карьере являлись часты смены гарнизонов и зачастую удаленность гарнизонов от цивилизованных мест. Так, базы РВСН размещались в самых глухих углах Советского Союза.
В целом же карьера офицера Советской Армии не сильно отличалась от карьеры офицера любой западной армии. Регулярно проводились аттестации офицерского состава, успешное прохождение аттестации позволяло рассчитывать на преодоление очередной ступеньки в карьере. Карьера советского офицера в какой-то степени получалась более формализованной, чем, к примеру, офицера армии США. Как уже говорилось, штабная и командная линии редко пересекались. Командир полка, ставший начальником штаба дивизии – исключение, а не правило. В армии США, наоборот, практиковалось чередование на протяжении одной карьеры командных и штабных должностей. При желании офицеры Советской Армии могли служить гораздо дольше, чем офицеры армий Запада. Предельный возраст для лейтенанта устанавливался в 40 лет, для майора – в 50.
Генерал-майор М.М. Зайцев на командном пункте своей мотострелковой дивизии, учения «Днепр», 1976 г. Старшие офицеры поверх формы одеты в маскировочные комбинезоны КЛМК без знаков различия. Элита армии – слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Офицеры одеты в шинели.