срок действия обучения по экологии руководителей и специалистов
Обучение
Оставить заявку на обучение
Наша компания проводит подготовку в рамках профессионального дополнительного образования для непрерывного повышения квалификации по программам:
Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления — 72 часа и 112 часов.
На этих курсах экологов обучаются работники, которые по роду своей службы обязаны хорошо ориентироваться в законодательных актах, касающихся экологии, а также практического использования стандартов и нормативов по охране защите окружающей среды на производстве. В дальнейшем они должны проходить курсы повышения квалификации экологов не реже, чем один раз в пять лет.
обучение по экологии должны проходить руководители и специалисты организаций, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
обучение по экологии вобласти обращения с опасными отходами должны проходить ВСЕ лица имеющие допуск к обращению с отходами I-IV классов опасности.
За нарушения в области экологии организации и должностные лица несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Правовые методы регулирования охраны окружающей среды определены в Главе XIV (Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды) Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Обучение по экологии руководителей и специалистов. Периодичность обучения
Давайте разберемся кто должен проходить обучение по экологии руководителей и специалистов на предприятии и какова периодичность этого обучения. Не путать с обучением лиц, ответственных за обращение с опасными отходами!
Если будут приняты какие-либо изменения в этом вопросе, то эта статья будет дополнена новой информацией.
Подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, если предприятие осуществляет вышеперечисленные виды негативного воздействия на ОС, то руководитель предприятия и ответственные должностные лица в обязательном порядке должны иметь обучение по программе, в которой есть ссылка на ст. 73 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Если у предприятия имеются назначенные приказом ответственные за экологическую безопасность лица, то возникает необходимость обучения и этих должностных лиц.
Хочу обратить внимание, что в программе ПЭК имеется:
Должностные лица, указанные в этом разделе также должны быть обучены, т.е. иметь подготовку в области ООС и ЭБ.
Ответственность за отсутствие обучения по экологии у руководителей и специалистов
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях данная ответственность не установлена!
Срок действия обучения по экологии руководителей и специалистов
Практика сопровождения специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР» проверок в сфере экологии показывает, что наиболее частым нарушением является отсутствие у природопользователей специальной профподготовки, предусмотренной законодательством.
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр рационального природопользования» (ЧУ ДПО «ЦРП») является лицензированным образовательным центром, который в составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» проводит обучение по приведенным далее специализированным курсам.
1. «Профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности». Требование о необходимости данного обучения определено ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обучение проводится для специалистов тех организацией, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности в области обращения с отходами, то есть хотя бы одним из следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. В случае, если в профиль деятельности организации такие виды деятельности не входят, указанное обучение носит рекомендательный, но не обязательный характер. Стандарт обучения предусматривает не менее 112 образовательных часов по данному курсу.
2. «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность». Требование о необходимости данного обучения определено ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Обучение проводился для руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. В случае проведения в отношении организации или предприятия проверки, связанной с соблюдением экологических требований, наличие обучения по курсу «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» у руководителя организации проверяется в обязательном порядке. Стандарт обучения предусматривает не менее 72 образовательных часов по данному курсу.
По многочисленным просьбам ГК «ЭКО ЦЕНТР» введена форма дистанционного обучения, которая дает возможность прохождения образовательного процесса без отрыва от основного места работы.
Вместе с тем возможна организация очного обучения как на территории образовательного центра ГК «ЭКО ЦЕНТР», так и на территории предприятия или организации. В составе организованных учебных групп ГК «ЭКО ЦЕНТР» было проведено обучение специалистов крупнейших холдингов и производственных предприятий РФ.
В образовательном центре ГК «ЭКО ЦЕНТР» проходят обучение более 1000 слушателей в год.
Слушатели курсов снабжаются актуальной методической литературой, в том числе учебными пособиями, разработанными специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР» на основе практического опыта.
Результатом оказания услуг является выдача документов установленного образца о прохождении обучения.
Отсутствие профессиональной подготовки у ответственных лиц может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по ст. 8.1 КоАП РФ.
Обучение и профподготовку нужно пройти в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
При прохождении обучения и профподготовки в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
Повышение квалификации по экологической безопасности в России
Скачайте шаблон заявки:
Наш учебный центр проводит курсы повышения квалификации по экологии и экологической безопасности для руководителей и специалистов, деятельность которых связана с обеспечением экологической безопасности на предприятии.
Статья 7 Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает руководителей и специалистов, которые при исполнении своих должностных обязанностей могут принимать решения, которые оказывают или могут оказать влияние на экологию, должны пройти обучение в части защиты окружающей среды и экологической безопасности
Обучение по экологической безопасности цена
№ | Экологическая безопасность | Часов | Код | Периодичность | Цена |
1 | Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления | 72 ч. | ЭБ-1 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
2 | Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля | 102 ч. | ЭБ-2 | 1 раз в 3 года | 10000 |
3 | Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности | 112 ч. | ЭБ-3 | 1 раз в 3 года | 10000 |
4 | Обращение с опасными отходами лечебно-профилактических учреждений | 72 ч. | ЭБ-4 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
5 | Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности | 72 ч. | ЭБ-5 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
6 | Экологическая безопасность в промышленном и гражданском строительстве | 72 ч. | ЭБ-6 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
7 | Современные технологии сбора, транспортировки, сортировки и рециклинга отходов | 72 ч. | ЭБ-7 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
8 | Проектирование, строительство и эксплуатация экологически безопасных полигонов захоронения отходов | 72 ч. | ЭБ-8 | 1 раз в 5 лет | 10000 |
дистанционная или очно-заочная
Срок действия удостоверения по экологии
Сроки и стоимость обучения
В зависимости от выбранной программы обучение длится 72, 90, 112 или 200 часов, самая длительная программа рассчитана на специалистов экологических служб. Стоимость варьируется от 5 до 8 тыс. руб.
Основание для повышения квалификации по экологии
Программы курсов по экологии учитывают следующие нормативные документы:
Цена: 11000 руб. Цена: 9350 руб. Подробнее…
Обучение по экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления
Кому необходимо обучаться?
На этот вопрос есть ответ в ст. 73, 7 ФЗ.: «ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду». Говоря простым языком, если организация осуществляет негативное воздействие, то лица, принимающие решения, должны понимать степень опасности своих решений.
Что будет, если не обучаться?
Если Вы не планируете работать дольше 3 лет, то скорее всего не будет ничего, т.к. за этот период Вас попросту не успеют проверить и за что-то оштрафовать. Конечно, если на Вас никто и никуда не пожалуется, в таком случае проверка обеспечена. В этом случае диапазон штрафов будет следующим: от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. ст. 8.2 КОАП РФ.
Какие должны быть удостоверения?
Форма удостоверения о повышении квалификации определена постановлением Госкомвуза в 1995 году. Периодичность обучения по экологической безопасности установлена приказом Ростехнадзора № 793. После чего, при переходе функций по экологическому надзору в Росприроднадзор, выпустили приказ № 197 об отмене приказа № 793, на что Ростехнадзор выпустил разъяснение о применении первого приказа. На практике, большинство организаций обучается 1 раз в 5 лет.
Программа расчитана на 72 часа.
Что из себя представляет обучение?
Обучение бывает разным по формам обучения. Есть формы обучения, подразумевающие лекции, и есть формы, в которых лекции не предусмотрены. Формы обучения можно посмотреть здесь. Как правило, если форма обучения подразумевает лекции, то это 1 день Вашего времени, либо если Вы выбрали форму обучения без лекций — срок обучения определяется Вашей готовностью сдать тест после освоения учебной программы.
Как пройти обучение, и сколько оно стоит?
Для того чтобы пройти обучение, Вам нужно, во-первых, определиться с составом обучающихся и, во-вторых, подать заявку. После чего Вам позвонит наш методист и более подробно расскажет о дальнейших действиях. Сроки обучения по формам, подразумевающим лекционные занятия, Вы можете посмотреть здесь. Сколько стоит обучение? Средняя стоимость обучения по экологической безопасности составляет 8500 рублей. Стоимость может меняться в зависимости от региона и количества обучающихся. Так, к примеру, 5 человек обучать дешевле, чем 1 человека, 10 человек обучать дешевле, чем 5 человек и так далее. Подробнее о ценах.
Методические материалы (доступно для скачивания)
Бланки приказов для экологов Журнал первичного учета
Нормативные базы:
Плата за негативное воздействие
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды
Приказ Ростехнадзора № 182 « Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204″Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213″Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Постановление правительства от 12 июня 2003 г. N 344 Утвердить нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Постановление правительства от 28 августа 1992 г. N 632)
Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. N 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»
Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 06.03.2012) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и томному надзору от 19 октября 2007 г. N 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»
Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17″Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Приказ Росстата от 07.07.2011 N 308″Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»
ГОСТ 17.2.1.04-77 «Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы»
96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»
ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий»
ОНД-90 «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы»
Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
СанПиН 2.1.5.980-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»
СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Штрафы за отсутствие обучения по экологии
Отсутствие необходимых документов, подтверждающих обучение по экологии и экологической безопасности, является прямым и грубейшим нарушением экологического законодательства РФ, а именно — влечет за собой административную ответственность (см. гл. 8 КоАП). Размеры штрафа зависят от тяжести нарушения и могут быть от 1 000 рублей до 250 000 рублей.
Согласно Постановлению 1062 п.4.а. от 3 октября 2015 года
«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». Грубым нарушением лицензионных требования
является допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки.
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Приведем «злополучную» ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:
Извлечение из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности 1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности. 2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации[5]. 3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Несмотря на то что п. 3 вступил в силу 1 июля 2020 г., порядок профессиональной подготовки и требования к ее осуществлению до сих пор не утверждены. Более того, даже проекта соответствующего документа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ нет.
В то же время в проекте поправок к проекту Федерального закона № 392898-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и иные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении 19 марта 2014 г., в ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ предлагается внести следующие изменения:
Давайте сравним ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в действующей редакции со ст. 15 в редакции, которая предложена рассматриваемым законопроектом (выделено автором):
Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ планируется привести в соответствии с нормами действующего законодательства, в первую очередь Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Дело в том, что в данном нормативном правовом акте нет понятия «профессиональная подготовка», поэтому законопроектом предлагается заменить его на «профессиональное образование» и «профессиональное обучение».
СЛОВАРЬ
В соответствии с пп. 12 и 13 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ: •профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности; •профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Также в Федеральном законе № 273-ФЗ нет понятия «сертификат», а термин «свидетельство» используется в несколько ином контексте, в связи с чем в предлагаемой норме данные документы заменены дипломами и удостоверениями, что соответствует современному законодательству об образовании.
Кроме того, законопроектом предлагается заменить уже рассмотренное нами ранее положение об установлении федеральным органом исполнительной власти порядка профессиональной подготовки и требований к ее осуществлению: так, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование должны будут осуществляться в соответствии с законодательством об образовании. Таким образом, п. 3 в действующей редакции, скорее всего, будет «истреблен», так и не заработав на практике.
Что ж, оставим пока данную коллизию и рассмотрим ситуацию, сложившуюся в области профессиональной подготовки, как будто п. 3 вообще нет в ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ.
Кто должен пройти обучение?
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональную подготовку обязаны иметь лица, допущенные к обращению с отходами I–IV класса опасности. Если строго следовать этой норме, то обучение должны пройти все сотрудники предприятия (организации), т.к. любой сотрудник рано или поздно выбросит что-нибудь в урну, тем самым став образователем отхода, передавшим его на накопление. Чем не лицо, осуществляющее обращение с отходами? Но если в этом случае еще можно поспорить, сказав, что урна, в которую сотрудник бросил, например, салфетку, ему не принадлежит и, соответственно, он не занимается деятельностью по накоплению отходов, то как быть с уборщицей, которая выбрасывает мусор из урны в контейнер? Она занимается деятельностью по обращению с отходами?
Пространность формулировки рассматриваемой статьи используется чиновниками по своему усмотрению, причем в последние годы «чиновничье усмотрение» все чаще смещается в сторону «чиновничьего волюнтаризма». Если ранее достаточно было обучить одного ответственного за обращение с отходами, затем — несколько человек, то сейчас нужно чуть ли не поголовное обучение, причем встречается даже практика торга.
Например, такой информацией поделился участник семинара по обращению с отходами: надзорный орган соглашается на то, чтобы 40 сотрудников обучили на специальных курсах вне предприятия, а остальной штат (500 человек) — с помощью внутренних ресурсов предприятия и заполнением соответствующего журнала (с Ф.И.О. и подписями обученных).
Такая тенденция нашла отражение и в судебной практике, которая, к сожалению, с каждым годом вселяет все меньше оптимизма.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Общество обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами. В рамках рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов была проведена внеплановая выездная проверка Общества, в ходе которой Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста. Другие работники Общества, допущенные к деятельности по обращению с отходами (персонал на КПП, мастер по строительным работам, нормировщик), не имели профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности. Решением Центрального управления Ростехнадзора было отказано Обществу в предоставлении лицензии на основании ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение и постановление, поскольку они были приняты незаконно и необоснованно. Согласно мнению федерального арбитражного суда, суды правильно установили, что Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности только на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста; свидетельств на других сотрудников представлено не было. Кроме того, заявителем не были приведены доказательства того, что технология рекультивационных работ на участке производства работ исключает необходимость участия в работах с отходами I–IV классов опасности персонала на КПП, мастера по строительным работам, нормировщика. Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 № КА-А40/7167-11 по делу № А40-131967/10-152-803).
Таким образом, по мнению суда, должны быть обучены даже те сотрудники, которые сидят на КПП. Или нужно доказать, что эти лица обращения с отходами не осуществляют. При этом бульдозерист, отходы закатывающий, и экскаваторщик, отходы грунтом засыпающий, с точки зрения надзорного органа и суда точно осуществляют деятельность по обращению с отходами. Транспортируют их, что ли?
К слову, в рассмотренном ранее законопроекте положение п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ о лицах, обязанных иметь профессиональную подготовку (согласно законопроекту — профессиональное образование), не изменилось: такое образование должны иметь все лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV классов опасности. То есть норма, создающая основные трудности, остается неизменной, что в совокупности приведет к росту издержек предпринимателя на обучение в сфере обращения с отходами. Пока закон не принят, имеет смысл предложить законодателю уточнить перечень лиц, «допущенных к обращению с отходами».
По какой программе нужно пройти обучение?
Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно уже упомянутому ранее письму Ростехнадзора от 24.09.2009 № АФ-43/3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности»:
Отметим, что Приказ № 868, которым была утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (к слову, она рассчитана на 112 ч), силу не утратил, но особо и не приобретал (не был опубликован и не проходил регистрацию в Минюсте России).
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В ходе плановой проверки Общества по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Управлением Росприроднадзора было установлено, что Общество допустило к обращению с отходами I–IV классов опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами. В связи с этим Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2[7] КоАП РФ в виде 100 тыс. руб. штрафа. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности. Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований Общества было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению федерального арбитражного суда, поскольку в материалы дела не были представлены доказательства того, что к работе с отходами I–IV классов опасности допущены лица, прошедшие обучение по Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами в объеме 112 ч, утвержденной Приказом № 868, согласованной с Минобрнауки России, вывод судов о наличии в действиях Общества состава правонарушения является правомерным. Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2014 по делу № А01-1409/2013).
Справедливости ради отметим, что в рассматриваемом деле Общество вообще не предпринимало никаких попыток по обучению персонала. Кстати, мы не встретили ни одного судебного дела, в котором факт обучения не засчитали бы по причине того, что в результате обучения было получено удостоверение, а не сертификат, или продолжительность программы составила не 112 ч, или программа не соответствовала Приказу № 868.
Удостоверения по экологической безопасности
В соответствии с требованиями № 273-ФЗ «Об образовании» для зачисления в группу ОБЯЗАТЕЛЬНО