срезнево шиловский район храм
Срезнево шиловский район храм
Храню до сих пор маленькое махровое полотенце и простенький в голубой цветочек фартук – вещи, оставшиеся после смерти схимонахини Мариамны. Более 60 лет прожила она в простом сельском храме в честь Покрова Божией Матери рядом с монахинями из разоренных обителей.
Несла послушания, работала, молилась. Потом сама приняла постриг, а когда совсем осталась одна, не покинула приютившую ее церковь, а последнее время даже за ограду храма не выходила. Она была и продолжает быть для меня очень близким, дорогим человеком, к которому я и сейчас молитвенно обращаюсь за помощью в тех или иных ситуациях.
Было это давно, в конце 90-х годов прошлого века. Работала я на телевидении, делала православную программу. Обычно на церковные праздники выбирала храм на карте Рязанской области, где должен был быть престольный праздник, звонила настоятелю и ехала с оператором на съемку.
На Покров Божьей Матери приглянулся мне Покровский храм села Срезнево Шиловского района (тогда он еще не именовался Казанским). Сотовых телефонов в то время еще не было, с настоятелем я связаться не смогла и решила поехать так, без благословения.
Приехали мы в храм, служба уже шла, начали снимать. Смотрю, в уголке у алтаря стоит старенькая монахиня. Маленькая, сухонькая, глаза закрыты, губы шепчут молитву. Толкаю оператора в бок, мол, видишь, какая, снимай. Он стал наводить камеру на матушку, и все… механизм отказался работать. В течение получаса пытались камеру реанимировать, все бесполезно. Пришлось извиняться перед настоятелем и уезжать ни с чем. Отъехав уже километров десять, оператор еще раз попытался разобраться в поломке. Камера, как ни в чем не бывало, включилась, весело подмигивая нам красным глазком. Уж не знаю, что это было… но без благословения уже никуда не ездила. А вот в Срезнево стали ездить часто, с радостью ожидая встречи с матушкой Мариамной.
Матушка Мариамна, а в миру ее звали Марией, родилась в 1924 году в селе Красный Холм ныне Шиловского района.
Совсем рядом находилась тогда уже закрытая Крестовоздвиженская Полунинская община. В 1940 году арестовали последних монахинь обители и отправили в ссылку на 5 лет. Обратно вернулись не все.
Особенно почитала Мария матушку Нину и ходила к ней за духовными наставлениями. Девушка, в отличие от подруг, мечтавших выйти замуж, выбрала себе другой путь. Ее душа рвалась к уединению и покою. Мария мечтала уйти в монастырь. Но по законам того времени трудоспособным крестьянам паспорта выдавали только по весомым причинам.
И тогда она в лютую зимнюю стужу вышла босая на улицу и пошла по селу. Девушку забрали в Рязань в психиатрическую больницу, где она пролежала три месяца. Матушка потом так и говорила: чтобы освободиться, надо было стать «дурочкой». Лечащий врач оказался мудрым человеком. Он понял, что его пациентка не больна, и, выдав ей справку о недееспособности, отпустил домой. Так получив освобождение от работ в колхозе, Мария пошла от села к селу искать уединенного пристанища. В городе Спасске прозорливая старица Платонида направила ее в Срезнево, где в те годы при храме проживали несколько монахинь. Там девушку радушно приняли, и вскоре она была пострижена в монашество. Радость для новоизбранной невесты Христовой была во всем – и в труде, и в молитве.
В 1919 году в Казанский храм села Срезнево игуменом Филаретом (Пряхиным) из закрывшейся Спасской обители была принесена икона Божией Матери «Споручница грешных». Образ был не простой. От него совершалось много чудес.
И вот пришло время из достаточно известного монастыря под городом Пронском перейти ему в потаенное место, подальше от охватившего всю страну безумия. При срезневском храме стали селиться гонимые монахи и монахини, как будто Матерь Божья собирала под Свой покров тех, кто еще уцелел. Слух о чудотворной иконе разошелся по окрестностям, в Срезнево стали приезжать со всех уголков области и из других городов. Был даже установлен день празднования образу – 11 июня, на который стало собираться множество людей. Конечно, это не могло понравиться новым властям. Начались аресты.
Одним из первых арестовали и сослали в лагерь отца Филарета. Потом и других монашествующих. Большинство так и не вернулось, умерев от непосильного труда и болезней. После долгой ссылки в Срезнево вернулась матушка Анна (Столярова). Она-то и приняла девицу Марию под свою опеку, став ей наставницей. А умирая, завещала своей духовной дочери, ставшей уже монахиней, хранить чудотворный образ «Споручница грешных». Так продолжилось стояние воинов Христовых на страже святыни в самые тяжелые для верующих времена.
Много раз мы приезжали в Срезнево, рассказывая о жизни живших когда-то там людей. Матушка Мариамна долго к нам привыкала. Никогда не видевшая телевизора, она не понимала, что мы все крутимся и суетимся в храме. Даже издалека она чувствовала пристальное внимание видеокамеры и всегда исчезала из кадра, как только оператор нажимал на кнопку записи. Но однажды нам позвонил Юрий Николаевич Евтюхин, который много сделал для храма и самой матушки, и сказал, что она согласилась рассказать перед камерой о своей жизни. Мы поторопились в Срезнево.
В храме нас встретила матушка. Она всегда ходила закутанная в несколько платков, на ногах валенки, и напоминала скорее деревенскую бабушку, чем монахиню. Но тут вынесли схиму, я помогла ей одеться. И перед нами предстала Христова невеста.
Сухонькое лицо, испещренное морщинами, как десятками тропочек, исхоженных за всю жизнь, полуприкрытые глаза, уже практически не видящие этот мир, но смотрящие глубоко в себя, жилистые маленькие руки, которые не гнушались никакой работы. Все было прекрасно в этом образе женщины, отдавшей всю свою жизнь на служение Богу, все чисто и непорочно, что редко встречается в нашей жизни. А матушка сидела на табуреточке, смиренно склонив голову, и рассказывала про свою жизнь так просто, будто ничего особенного и не было. Притворилась ненормальной, получила справку и ушла из своего села. Пришла в Срезнево, трудилась, молилась, в 37 лет приняла схиму. На это ее благословил ее духовный отец Иоанн Крестьянкин. «Вот его схима», – говорит матушка, показывая на свое облачение. А еще остались от него письма, и она их помнит наизусть. Старец писал: «Сейчас мало молящихся, но много суетящихся…». И приходит осознание, что это про нас.
Мы все торопимся куда-то, спешим. Ездим по монастырям и храмам в поисках благодати и измеряем ее ощущениями своей мечущейся души. А она почти всю свою жизнь прожила в одном храме и вроде не торопилась никуда, а оказалась на такой недосягаемой высоте, до которой не каждому из нас суждено дотянуться.
Умерла схимонахиня Мариамна в марте 2008 года. Отпевали ее несколько архиереев при стечении множества народа. Стоя у гроба, каждый, наверное, вспоминал свою встречу с матушкой. И я вспоминала. Узенькая келья с небольшим окошечком. Посередине печь, перед ней стол, накрытый клеенкой. На столе хлеб, кружки с чаем, домашним вареньем. После съемок матушка угощает нас обедом. Она протягивает мне металлическую миску с постными щами, приготовленными на печи. Посуда немного замазана сажей, чай пахнет какими-то травками, щи дымком… но торжественней этой трапезы, почетнее угощений, вкуснее блюд я не пробовала никогда. Со дня кончины матушки прошло почти десять лет, но ее образ, как живой, остается в моей памяти. И в минуты печали я по-прежнему призываю: матушка Мариамна, моли Бога обо мне.
Елена Александрина, газета «Благовест»
11 июня — день памяти иконы Божией Матери «Споручница грешных». В Казанском храме села Срезнево Шиловского района храниться список с этого чудотворного Образа
Особо почитаемый список с чудотворного образа «Споручница грешных» есть на Рязанской земле, в Казанском храме с.Срезнево Шиловского района (сейчас это Касимовская епархия в составе Рязанской митрополии). Известно, что после прославления оригинала с него было сделано несколько списков, и один из них до революции хранился в Пронском мужском монастыре. Он также прославился чудесами и исцелениями.Один из насельников обители, игумен Филарет (Пряхин), впоследствии прославленный в лике святых, особо почитал эту икону, и в свою очередь сделал с нее список, чтобы ходить с ним по окрестным селам и деревням.
Он усердно молился Пресвятой Богородице, чтобы и этот образ-список не только был художественной копией оригинала, но и имел ту же благодать. И молитва его была услышана – список с Пронской иконы, как и сама икона, и ее первообраз, вскоре прославился чудесами.
Чудеса эти происходят и до сих пор. Одно из них произошло в Срезнево в 2000 году. «Я тогда был еще школьником и вместе с отрядом организации «Православные витязи» был в палаточном лагере неподалеку от Срезнево, — рассказывает священник Павел Коньков, настоятель Никольского храма при больнице им.Семашко. — Нас – двоих ребят и преподавателя – попросили спилить сухое дерево рядом с Казанским храмом. На веревке, перекинутой через сук, мы с преподавателем стали поднимать нашего товарища наверх, чтобы спилить сначала ветви. Поднимали как раз прямо над острыми кольями ограды. И в самый последний момент сухой сук, казавшийся еще довольно крепким, обломился.
По всем законам физике парень должен был упасть на железные прутья, но мы с изумлением увидели, как он буквально изменил траекторию падения, обогнув ограду и упав на землю. Кто же, как не Создатель Мира, может изменять существующие законы бытия?».
Второе чудо произошло практически сразу же – юноша был оправлен в районную больницу, где ему поставили диагноз «перелом позвоночника». Долго и усердно молился его преподаватель перед чудотворным срезневским образом, и когда мальчика осмотрели в Рязани, то диагноз не подтвердился.
Долгое время считалось, что образ «Споручница грешных» в Казанском храме с.Срезнево – это именно та икона, которая хранилась в Пронском монастыре. Но проведенные исследования этого не подтверждают.
«Это тот список, который сделал с образа игумен Филарет, — поясняет Людмила Евтюхина, директор музея им.И.И.Срезневского в с.Срезнево. И он, безусловно, чудотворный – в село помолиться перед иконой «Споручница грешных» постоянно приезжают паломники, многие рассказывают собственные чудесные истории, произошедшие по молитвам у этого образа. Ведь Пресвятая Богородица слышит просьбы каждого, кто обращается к ней с верой и раскаянием перед Богом.
Церковь Казанской Богоматери в селе Срезнево
Село Срезнево Шиловского района расположено в самом центре Рязанской области, в 80 километрах юго-восточнее Рязани, на правом берегу реки Оки при впадении в нее реки Непложи. Происхождение названия села неизвестно, но есть предположения относительно слова «срезень». Пограничное положение этих мест заставляло местных жителей постоянно держать оборону от печенегов, половцев и других кочевников. Мещерские леса за Окой давали хороший материал для луков и стрел — «срезней», которые были широко распространены на Руси в ХII-XVIII веках. Возможно, от этого слова и произошло название села.
Впервые документально Срезнево упоминается в 1568 году в выписке на вотчины Рязанского Архиерейского дома: «В том селе значится: Церковь Покров Пресвятые Богородицы да церковь Пятница святая да Церковь теплая Николая Чудотворца». В выписке с книг князя Василия Вяземского и подьячего Ивана Кавелина за 1637-1638 гг. село описывается так: «В Старорязанском стану вотчина Пресвятые Богородицы Борисоглебской, что за Рязанским архиепископом Моисеем село Срезнево у Оки реки на берегу, устье речки Непложи, а в селе церковь Покрова Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца да в пределе нарицаемые Пятницы, бревна, кленки, строение та церковь и в церкви образы того же села попа Андрея Киприанова, книги, строения архиеписковы и приходских людей — деревни Тайдаковы крестьян, колокола строенью того же села и деревни Пустого Поля и деревне Тайдаковы крестьян… да двор архиепископов, а в нем живет приказчик Агейка Шепырев…» По окладным книгам 1676 г. в приходе к Покровской церкви показано: «в том селе Срезнево двор преосвященного Иосифа митрополита Рязанского и Муромского, а в I нем живут приказные люди, погодно переменяючись, да в том же селе и в деревне Пустом Поле крестьянских 90 дворов, да бобыльских 14 дворов, да деревня Бортники, а в ней два двора помещиковых, да крестьянских 10 дворов, да двор бобыльскои, да в деревни Тайдакове крестьянских 19 дворов, да бобыльских 3 двора, да в деревне Колеминой двор помещиков…»
Уже в середине XVIII века в селе остался один деревянный Покровский храм, который находился на высоком берегу реки Оки. Со временем берег подмывался, и крестьяне, под руководством деда И.И. Срезневского, священника Евсевия, перекатили церковь на 100 метров в глубь села По преданию, во время этих работ на престол был поставлен сосуд со святой водой, и из него не пролилась ни одна капля. Храм со временем обветшал, и в 1903 году старанием и иждивением Константина Александровича и Зинаиды Александровны Измайловых была заложена новая каменная церковь с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. В сентябре 1905 года ее освятили. Верхний храм, как и прежде, именовался Покровским, и до 1976 года на его престоле оставался антиминс, подписанный Патриархом Никоном Служба в нем совершалась лишь раз в год — на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века трудами и стараниями матушки Елизаветы, супруги священника Николая Множила, при храме был организован музей старинных икон и книг. Но безбожная власть не погладила церковных и культурных ценностей, и многие их них уже безвозвратно утеряны.
В 1890 году, к десятой годовщине со дня кончины академика Срезневского, была построена новая школа, о которой «Ведомости» писали так «каменный, с мезонином, крытый железом дом, выстроенный в 1886-92 годах иждивением бывшего священника села Срезнево Василия Катинского, пожертвованный им в пользу церкви и отданный в ведение Рязанского епархиального училищного совета с тем, чтобы в нем навсегда помещалась церковноприходская школа». Сейчас в бывшей школе расположился музей, посвященный академику. И.И. Срезневскому, священномученикам Филарету и Сергию Срезневским и всем подвижникам благочестия, служившим Господу и России на Рязанской земле. Возле алтаря храма в 1880 году был похоронен знаменитый славист, академик И.И. Срезневский. К 10-й годовщине со дня его кончины была построена школа-памятник ученому с мировым именем, в которой сейчас расположился духовно-просветительский центр им. академика И.И. Срезневского.
Храм действующий, в нём регулярно проходят церковные службы. С начале XX века в церкви имеется чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных», которая приносит помощь всем молящимся. Недавно в храм даровали икону «Срезневской Богоматери», что явилось благим знаком для всех верующих.
Ошибка в тексте, битая ссылка?
Редакция рекомендует | |
Популярные материалы: | |
Иоанн Алексеевич Киструсский настоятель Казанского храма села Срезнево Шиловского района. (Наша родословная. Часть 2.)
Нина Фирсова
Читая с удовольствием публикации своей пятиюродной сестры Татьяны Шустовой «Наша родословная», у меня тоже появилось желание рассказать о родных и близких мне людях.
Протоиерей Иоанн Алексеевич Киструсский.
Село Срезнево.
Мой прадед протоиерей Иоанн Алексеевич Киструсский был простым сельским священником. Он умер 15 февраля 1954 года в один из великих праздников Русской Православной церкви Срететения Господня. В этот день состоялась встреча отца Иоанна с Тем, Кому он служил всю свою жизнь.
Прошло более полувека со дня смерти отца Иоанна, но его помнят и сейчас в селе Шатрищи, где он служил в Борисо-Глебовской церкви, помнят в селе Срезнево, где свои последние годы жизни был настоятелем Казанского храма. Жители вспоминают его как истинного проповедника веры Христовой, как усердного молитвенника пред Всевышним о прощении грехов наших. Через всю свою жизнь отец Иоанн бережно пронес любовь к Господу и к ближнему своему.
Родился отец Иоанн в селе Сушки Спасского уезда в 1873 году. Там его отец Алексей Елисеевич Киструсский служил диаконом в Воскресенской церкви. В семье было девять детей. Его мама Пелагея умерла, когда Иоанну было 16 лет, а самой младшей его сестре всего 4 года.
Борисо-Глебовская церковь, в которой ему довелось служить, была построена в 1863 году. Строением она была деревянная. Из памятников древности в ней находилась икона Божей Матери, именуемая Борисоглебской – Городищенской, которую по преданию принесли в Старую Рязань из Глебова городка некогда находящегося в Зарайском уезде.
Храм был построен на средства разных прихожан и благотворителей, на каменном фундаменте с колокольней в одной связи. В 1913 году храм был еще крепким и крыт железом. Престолов в нем было два один в честь благоверных князей Бориса и Глеба и придельный во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В состав прихода кроме села Старо-Рязанское городище, где было 13 дворов, входили деревни: Казакова, 68 дворов, Шатрище, 122 двора и Дурненки, 11 дворов. Земская школа находилась в деревне Шатрище, в которой приходской священник состоял законоучителем.
С 1899 г. священнником при данной церкви состоял Александр Федорович Каринский. В течение 20 лет священник А.Ф. Каринский и диакон И.А. Киструсский служили вместе в Борисо-Глебовском храме, а в свободное время с семьями любили летом устраивать чаепитие в саду. В той и другой семье росло по шесть детей, примерно одинакового возраста. Из воспоминаний Виктора Киструсского, сына отца Иоанна: «Напротив нашего дома жила семья священника Каринского с шестью детьми нашего возраста, с которыми мы дружили ….».
В 1913 году в Старо-Рязанском городище на высоком берегу реки Оки, с которого просматривался удивительно живописный пейзаж рязанских просторов, было начато строительство нового каменного храма на средства «храмоздательницы дворянки А.В. Стерлиговой». «К февралю 1916 года церковь постройкой закончена вчерне», о чем сообщал благочинный Спасского 1 округа епархиальному начальству. В 1917 году работы по строительству храма не велись из-за дороговизны работ.
В феврале 1919 года от сыпного тифа умер священник А.Ф. Каринский. Вдова Серафима осталась с 6-ю детьми: три старшие дочери от 20 до 17 лет были не замужем и три сына от 9 до 5 лет. Кроме потери кормильца семья пережила пожар, где сгорело все имущество Каринских.
Диакон Иоанн Киструсский собрал общее церковное приходское собрание. В протоколе он писал: «…в виду бедственного положения материального вдовы священника и нашей любви сыновней к умершему батюшке отцу Александру Каринскому ходатайствовать перед Епархией о дозволении приискать жениха к дочери умершего священника, достойного кандидата во священники». Об этом он составил прошение Архиепископу Рязанскому и Зарайскому, а также просил «для исправления церковных служб и треб разрешить временно бесприходскому священнику студенту духовной академии Петру Васильевичу Курбатову находящемуся в г. Спасске в тыловом обеспечении» служить в церкви. Курбатов П.В. исполнял пастырские обязанности около года и вновь Борисо-Глебовский храм остался без священника.
В это время в стране наступили большие перемены. Православная вера и культура нещадно цинично уничтожались. Власть повсеместно закрывала и разрушала храмы и монастыри, священников расстреливали, сажали в тюрмы, отправляли в ссылки. Несмотря на это в 1920 году диакон Иоанн Киструсский принял священнический сан. Рукоположен он был во священника епископом Митрофаном и стал настоятелем сразу двух храмов – действующего Борисо – Глебского и рядом с ним строящегося нового каменного. В это время в селе Старо-Рязанское городище не осталось ни одного двора, поэтому церковь и дом отца Иоанна приписали к селу Шатрище.
В этом же году семья Киструсских была разорена, так как все нажитое имущество вплоть до мелочей домашнего обихода было конфисковано местным Советом. Один из представителей продотряда со злостью сорвал с ушей матушки Анны серьги. Ужас стоял в глазах детей, когда кровь потекла на плечи матери. Матушка, сдержав слезы, только тихо сказала: «Прости их Господи».
В 1924 году строительство храма не было завершено. Приходской церковный Совет просил Губисполком разрешить достроить каменную церковь, «которая стояла без сводов, с непокрытой крышей и без полов». Иоанн Киструсский опираясь на помощь верующих людей из окрестных сел и деревень приступил к завершению строительства нового храма, вызывая недовольство местной власти. Храм покрыли крышой, сделали полы. Отец Иоанн сам принимал участие во всех строительных работах. Из-за недостатка средств не все предусмотренное было сделано. Несмотря на это, службы он стал проводить в новом храме.
В селе Шатрищи прошла почти вся его жизнь с матушкой Анной, которая всегда рядом с ним разделяла радость и горе, а того и другого было у них много. В семье выросли шесть детей, которых окружала родительская любовь и забота. Наверное, поэтому дети были дружны между собой до глубокой старости.
После революцции гонения на отца Иоанна, на родных и близких ему людей не прекращались пока он был жив. Власть подвергала их репрессиям, унижала и гнала из родных мест.
В 1931 году была арестована в возрасте 68 лет его любимая сестра монахиня Елена. Она была приговорена к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой высылки в Казахстан откуда Елена не вернулась.
В 1937 году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в г. Томске расстреляли его двоюродного брата Иоанна – Епископа Раненбургского.
В январе 1941 года храм в селе Шатрище закрыли, а в помещении разместили клуб и детские ясли. Иконы и другую церковную утварь отец Иоанн перевез в свой дом, куда продолжали приходить верующие. В начале Великой Отечественной войны храм приказали разобрать, и кирпич пошел на строительство коровника. Святыня была отдана на поругание и разорение.
Службы отец Иоанн стал проводить в своем собственном доме, куда приходили верующие. Он молился день и ночь, прося у Господа прощение, что не смог сберечь храм.
В 1946 году Ахиепископ Рязанский и Касимовский Дмитрий (Градусов) предложил отцу Иоанну стать настоятелем Казанского храма в селе Срезнево. Эта церковь была действующей одна из немногих в районе. Он дал согласие.
Дети просили отца отказаться от переезда и оставить службу в храме. Они обещали родителям спокойную старость. Отцу Иоанну было тогда 73 года, да и матушка часто болела. Все уговоры были напрасными. Отец Иоанн с радостью принял предложение. Он часто приезжал на службы в Казанский храм, знал всех предыдующих его настоятелей, был хорошо знаком с ныне священномученниками Филаретом и Сергеем Срезневскими. В 1946 г он переехал в село Срезнево и стал настоятелем Казанского храма и хранителем чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Враждебное отношение местных властей к священникам переходило и на их детей, им было трудно устроится на работу, и тяжело учиться. После Великой Отечественной войны был арестован, осужден и выслан из города Ростова сын Александр, в 1948 году был уволен с преподавательской работы в школе сын Дмитрий, в это же время вынужден был уволиться сын Серафим, работавший на военно-промышленном заводе в городе Ленинграде. Главной причиной всех этих несчастий был «священник отец». Смиренно сносил отец Иоанн с матушкой Анной все несчастья и невзгоды того лихого времени.
В 1950 году умерла его жена матушка Анна, которая была дорогим и верным другом. Для отца Иоанна, наступило очень тяжелое время. Здоровье его резко пошло на убыль, хотя духом он был крепок до конца своей жизни.
Но были и утешения. В Казанский храм к отцу Иоанну потянулись монахини. Вернулась в село Срезнево после десяти лет каторжного труда в лагерях монахиня Агния (ныне преподобноисповедница Анна Срезневская), пострадавшая за Веру православную. Отец Иоанн принял ее с радостью. Она по его благословению поселилась в сторожке при храме, пела на клиросе, была псаломщицей, и незаменимым его помощником. А когда сформировался нелегальный монастырь, стала игуменьей.
Благословил отец Иоанн и девицу Марию (ныне покойную схимонахиню Мариамну (в миру Марию Иосифовну Сучкову)) на послушание в храм, увидев в ней усердную молитвенницу. Она стала впоследствии хранительницей чудотворного образа «Споручница грешных» до ухода в мир иной 28 февраля 2008 года.
Я впервые увидела матушку Мариамну в декабре 2004 года. Матушка с теплотой рассказывала мне об отце Иоанне: «Благодатный и добрый был отец Иоанн, есть, кому за тебя и твоих детей молится. Праведник он». Приезжая в Срезнево, я старалась хоть на минутку заглянуть к матушке, и приклонить к ней свою голову. Она ничего не видела и всегда спрашивала: «Это кто?», я отвечала: «Правнучка отца Иоанна Киструсского», тогда она нежно гладила меня по голове и тихонько шептала молитвы.
Матушка Мариамна. Лето 2007 года.
Фото Нины Фирсовой.
Протоиерей Иоанн Киструсский умер в возрасте 81 года и похоронен в с. Срезнево рядом с церковью вместе со своей женой матушкой Анной.
Я стараюсь почаще приезжать в Казанский храм, где постоянно ощущаю заботу и любовь Божей Матери «Споручница грешных» и всех cрезневских святых. Переступая порог храма с верою и покоянием, я чувствую, как силы вновь возвращаются ко мне, душа наполняется радостью бытия, смирением и любовью к ближним.