сретенский монастырь в москве настоятель
Синод поставил наместника Сретенского монастыря во главе Тверской митрополии
Также назначены новые наместник Троице-Сергиевой лавры и руководитель Московской духовной академии
Так, главой Тверской митрополии вместо митрополита Саввы решено назначить архиепископа Верейского Амвросия, викария патриарха, с освобождением его от должности наместника Сретенского монастыря Москвы и ректора Сретенской духовной семинарии.
По сообщениям СМИ, среди главных претензий к митрополиту Савве были покровительство ультралиберальному братству протоиерея Георгия Кочеткова и кадровая политика. Теперь митрополит Савва будет руководить Вологодской кафедрой.
Наместником Сретенского монастыря столицы назначен иеромонах Иоанн (Лудищев), воспитанник митрополита Псковского Тихона (Шевкунова), с именем которого связано возрождение этой обители.
Исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии стал протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета РПЦ.
Епископа Сергиево-Посадского Парамона решено освободить от должности наместника Троице-Сергиевой лавры. Вместо него наместником главного монастыря РПЦ станет епископ Бронницкий Фома, викарий патриарха, который будет при этом освобожден от должностей наместника Донского монастыря Москвы и первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления РПЦ.
Что касается председателя Финансово-хозяйственного управления, митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, то он тоже освобожден от занимаемой должности, а на его место председателя назначен епископ Наро-Фоминский Парамон, викарий патриарха.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий стал сегодня генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино» и был освобожден от должности главы синодального отдела религиозного образования и катехизации. Теперь этот отдел возглавит епископ Бронницкий Евгений, викарий патриарха.
Сменился на сегодняшнем Синоде и руководитель Московской духовной академии: вместо епископа Звенигородского Питирима ректором станет епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, бывший ректор Рязанской семинарии, а епископ Питирим отправится на его прежнюю кафедру в Скопино (Рязанская область).
Наместник
«Монах все должен делать как служение Господу Богу», – напоминает первый наместник возрожденного монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
В настоящее время наместником Сретенского монастыря является иеромонах Иоанн (Лудищев). На это послушание он определен 25 августа 2020 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с решением Священного Синода о назначении архиепископа Амвросия (Ермакова) главой Тверской митрополии (Журнал заседания Священного Синода №49 от 25 августа 2020 года).
В Сретенской обители отец Иоанн (в миру Дмитрий Владимирович Лудищев) подвизается уже без малого два десятилетия.
Родился Дмитрий в 1974 году в городе Красноармейске Московской области. В возрасте 15 лет он принял святое крещение с наречением имени в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (день молитвенной памяти – 11/24 февраля).
По окончании школы поступил в Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в КИБ № 2 города Москвы.
В 1999 году Дмитрий пришел в Сретенский монастырь. Полученная профессия пригодилась монастырской братии: в течение пяти лет он трудился врачом при медицинском кабинете обители. Одновременно исполнял и другие послушания: работал на книжном складе, в казначействе монастыря.
Окончил специалитет Сретенской духовной семинарии.
После пяти лет трудов в обители, избрав монашеский путь, 2 января 2003 года Дмитрий был пострижен в мантию своим духовным отцом наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне митрополитом Псковским и Порховским, с наречением имени в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (день молитвенной памяти – 20 декабря / 2 января). В том же году отец Иоанн был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
С 2004 по 2018 год иеромонах Иоанн исполнял послушания благочинного монастыря и проректора Сретенской духовной семинарии.
Будучи благочинным обители, занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время революции и в первые десятилетия XX века.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
30 августа 2019 года решением Священного Синода наместником Сретенского монастыря был назначен архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков). Тогда же Владыка Амвросий стал ректором Сретенской духовной семинарии.
Биография
С 1982 года будущий архипастырь нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в Вооруженных Силах поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 года ректором Московских духовных школ Преосвященнейшим Филаретом, епископом Дмитровским, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры был пострижен в монашество с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.
29 мая 1994 года ректором МДАиС епископом Филаретом в Покровском академическом храме МДАиС монах Амвросий был рукоположен во иеродиакона.
В сентябре 1994 года иеродиакон Амвросий был назначен регентом образованного по благословению ректора 3-го академического хора.
8 октября 1994 года в Покровском академическом храме МДАиС иеродиакон Амвросий был рукоположен в сан иеромонаха Преосвященнейшим Стефаном, епископом Пинским и Лунинецким.
В июне 1995 года иеромонах Амвросий окончил Московскую духовную семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс Московской духовной академии. В июне 1999 года он окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». По окончании Академии иеромонах Амвросий был оставлен в духовных школах преподавателем и регентом Академического хора.
В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий был назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и был определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, отец Амвросий исполнял послушания благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.
В 2003 году иеромонах Амвросий прошел обучение в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».
3 июня 2004 года Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Орехово-Зуевским, иеромонах Амвросий в Сретенском соборе монастыря был возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 года игумен Амвросий был избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.
28 декабря 2004 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II игумен Амвросий был возведен в сан архимандрита.
26 марта 2005 года в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2006 года Преосвященнейший Амвросий, епископ Прокопьевский, викарий Кемеровской епархии, был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года Преосвященнейший Амвросий, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, был назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Одновременно владыка Амвросий был назначен на должность ректора Санкт-Петербургских духовных школ.
2 апреля 2011 года владыка Амвросий был назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года присвоен титул «Петергофский».
1 февраля 2014 года на Божественной литургии в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом епископ Амвросий был возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Петергофский, был освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ и назначен на должность ректора Московских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию была выражена благодарность. Высокопреосвященнейшему Амвросию Священный Синод РПЦ определил быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
9 июля 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Преосвященный архиепископ Верейский Амвросий назначен временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии с сохранением должности ректора МДА.
Член Межсоборного присутствия; член Синодальной библейско-богословской комиссии; член Синодальной комиссии по канонизации святых; член Координационного совета по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.
Стаж работы по специальности: 10 лет
Митрополит Псковский и Порховский Тихон:
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда она ищет Бога»
«Духовные законы – непреложны»
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Владыка Тихон наставляет: «Верности ждет от нас Господь, верности, больше ничего. Верности Духу Божию. Верности нашей вере. Верности Христу».
Напоминает: «Преданность и верность Господу – бесконечное сокровище, хранящееся в каждом из нас. Только бы прочувствовать нам это и, как заботливому садовнику, ухаживать за плодом верности и преданности Богу, печься о нем, размышлять о нем, пестовать это чувство. И тогда, если возделывание этого плода мы поставим главнейшей своей целью, всё остальное приложится, как прилагается всё к любви и к истинной вере».
Замечает: «Человеческая душа жива лишь тогда, когда она ищет Бога. Даже если ты архимандрит, епископ, митрополит. Если останавливается поиск Бога, душа начинает мертветь».
О духовных законах владыка говорит: «В нашем мире существуют непреложные духовные законы. В них можно верить или не верить. Они могут нравиться или не нравиться. Но они непреложны, как, если хотите, закон всемирного тяготения».
Говорит также: «В Священном Писании сказано: “Даст тебе Господь по сердцу твоему”. Это относится не только к полезному для нас. Если человек или народ чего-то страстно желает себе во вред, то Господь вначале долго и терпеливо вразумляет и отводит от вожделенной, от пагубной цели. Но если в конце концов люди продолжают упорствовать, Господь “отходит в сторону”, предоставляя нам вкусить от плодов собственных заблуждений и самонадеянности. В результате мы получаем то, чего хотели. Только не в виде наших розовых фантазий, а в суровых реалиях – таких, какие они есть».
«Преданность и верность Господу – бесконечное сокровище, хранящееся в каждом из нас. Только бы прочувствовать нам это»
Предупреждает: «Есть непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: “Не давайте повода ищущим повода”» (2 Кор. 11: 12).
Предупреждает еще: «Есть такой духовный закон: никогда не ищи виновников на стороне, знай: виноват всегда в первую очередь ты. Это основа православной аскетики».
Объясняет: «Есть главная причина всех наших невзгод, есть ее главный виновник – это мы сами. Чтобы мы не строили никаких иллюзий. Если человек здоров, его иммунитет силен, он может сопротивляться внешнему воздействию вирусов, бактерий и так далее. Какие бы болезни к нему ни приступали, он преодолеет все. Мы знаем это по своему личному опыту. Если же наш организм ослаблен, если мы поступаем не так, как необходимо поступать для того, чтобы поддерживать наше физическое здоровье, – иммунитет, защитные свойства человеческого организма падают, и любая бактерия, любой вирус становятся причиной тяжкой болезни или любой другой, а иногда и причиной летального исхода».
Упоминает еще о таком духовном законе: «Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: “Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы”».
«Они подвели к самому великому и главному – к вере»
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 года в Москве в семье служащих.
Это было время нового гонения на Русскую Православную Церковь. Н.С. Хрущев, ставший председателем Совета Министров СССР как раз в 1958 году, горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви.
Началось массовое закрытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений, епархий, бушевала агрессивная атеистическая пропаганда. Но все же вера в народе жила. Владыка Тихон говорил, что в те годы бабушки и тетушки часто крестили ребенка в тайне от неверующих родителей, и замечал о себе: «Крещен ли я был в детстве, никто не знал». Мир христианства откроется ему позднее – в годы учебы в институте.
Творческая натура Георгия проявилась уже в детстве. И, окончив школу, одаренный юноша поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – одного из самых знаменитых вузов страны.
«Мои студенческие годы – это конец 1970-х – начало 1980-х годов. Прекрасное, замечательное время, – вспоминает владыка. – Я был студентом сценарного факультета ВГИКа. Это был особый институт, в первую очередь потому, что там была удивительно домашняя, семейная атмосфера, очень дружеская обстановка. Мы жили обычной студенческой радостной, полной открытий жизнью, которая, впрочем, была очень напряженной: мы много и с охотой учились…
У нас были замечательные преподаватели. Многих из тех, кто учил нас тогда во ВГИКе, по идеологическим соображениям не брали в большие вузы, например, в университет. Такие преподаватели считались неблагонадежными, например, Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ, хотя сам себя он философом никогда не называл. Говорил, что философы – это Платон, Гегель, Кант, а он занимается философией. Наше институтское начальство на удивление как-то решало проблему с преподаванием у нас “неблагонадежных” профессоров».
Георгий и его однокурсники много читали, ездили по стране. А еще любили гулять по Москве, по Замоскворечью. «Все-таки Москва тридцать лет назад была во многом другая: более спокойная, доброжелательная, хранящая еще красоту старинных улиц. Эти прогулки, наши бесконечные юношеские разговоры и споры, столь важные тогда для становления личности, запомнились на всю жизнь как очень светлое ощущение», – напишет владыка о своей студенческой юности.
Студенты… стояли перед иконой и читали акафист
Владыка признается позднее: «Мы любили свою страну, но относительно власти и системы не питали никаких иллюзий. Наше поколение, отторгая навязчивый, лживый идеологический официоз, училось находить духовную опору сначала в русской и мировой культуре, литературе, а уже они постепенно подвели нас к самому великому и главному – к вере, к упованию и надежде на Господа Бога».
Примечателен такой эпизод из студенческой жизни тех лет. Общежитие нередко инспектировала комиссия во главе с проректором. Как-то раз такая нежданная проверка наткнулась на противоположные сцены: в одной из комнат стоял дым коромыслом и шла пирушка, а в соседней студенты, и Георгий Шевкунов среди них, перед иконой читали акафист. Появление высокой комиссии их не смутило: они спокойно продолжали молиться. В конце 1970-х репрессии могли последовать скорее за молитву, чем за обычные в студенческой жизни пирушки, но привыкшая ко всему администрация ВГИКа не стала наказывать ни тех, ни других. Что двигало студентами, молившимися в присутствии грозной комиссии: исповедничество или молодой задор? Трудно сказать. Но трусами эти парни точно не были.
Георгий с друзьями стал часто ходить в Тихвинскую церковь, что была недалеко от ВГИКа. Иногда их туда водил заслуженный деятель искусств, профессор Николай Николаевич Третьяков – тайком от институтского начальства. Время было непростое, за посещение храма и профессор, и студенты могли серьезно поплатиться. Но Николай Николаевич не боялся гонений. Фронтовик, человек духовный, он был выдающимся педагогом, благодаря которому к Богу пришли многие молодые люди.
«Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича Третьякова начиналось воцерковление»
Владыка Тихон позднее рассказывал о своем наставнике: «Вспоминаю его удивительные лекции, которые вводили нас в новый, неизвестный мир Божественного Духа. После лекций – посещение Третьяковской галереи, потом – храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем».
В Тихвинской церкви в те годы служил замечательный священник отец Владимир Чувикин (ныне настоятель храма Николо-Перервинского монастыря, ректор семинарии), и молодых людей до глубины души поражали его горячие проповеди.
Будущий владыка чувствовал потребность в духовном окормлении и начал общаться с недавно рукоположенным отцом Александром Шаргуновым, который тогда служил в Скорбященском храме на Ордынке (ныне митрофорный протоиерей, настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах).
С отцом Александром приходилось беседовать не в церкви, где за ним следили, а… в метро
Нужно понимать, что в те годы встреча со священником была целым событием, а священника за любые контакты с молодежью могли наказать вплоть до запрета в служении. Так что отцу Александру и жаждущему духовного окормления юноше приходилось беседовать не в церкви, где за священником следили, а в метро. Отец Александр обычно ждал Георгия, уже будучи в светской одежде, чтобы избежать слежки. Они выходили из метро, бродили по улицам, и священник отвечал на многочисленные вопросы молодого человека, что внушало тому уважение и доверие.
Свою дипломную работу будущий владыка писал о патриархе Никоне: личность этого церковного иерарха и государственного деятеля произвела на него большое впечатление. Патриарх Никон был пострижеником соловецкого Анзерского скита, и молодой человек даже отправился на Соловки, чтобы собрать материал для своего диплома и воочию увидеть эти места.
Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника. 1928 года рождения, отец Николай учился в духовной академии у прошедших еще дореволюционную школу преподавателей. Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, – в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно.
Протоиерей Николай Смирнов
К окончанию ВГИКа Георгий ежедневно читал Евангелие, и постепенно это стало для него настоящей потребностью. В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься. До юбилейного 1988 года – года 1000-летия Крещения Руси, – когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет.
Крестил юношу замечательный батюшка – отец Алексий Зотов – в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых. Дети так истошно кричали, а батюшка произносил молитвы настолько неразборчиво, что молодой человек ничего за эти полтора часа не понял. Он не знал еще и того, что Господь уже избрал его и имеет на него большие планы.
«В Псково-Печерском монастыре мне открылся не сравнимый ни с чем мир»
Задумав креститься, Георгий был так поглощен своим решением, что не подумал о крестном, и его крестной стала уборщица храма – одна из тех жертвенных «белых платочков», благодаря которым сохранилась Русская Церковь в годы гонений. Через эту глубоко верующую женщину, трудившуюся в храме не из корысти, а из жертвенной любви, Господь совершенно чудесным образом явил молодому человеку Свой Промысл и внушил ей сказать Георгию слова, которые определили всю его дальнейшую судьбу.
Она посоветовала крестнику: «Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы. Но когда приедешь в монастырь, сразу не уезжай, проживи не меньше десяти дней». «Хорошо, – ответил он, – посмотрим».
Через день Георгий взял билет на поезд Москва–Таллин и отправился в Псково-Печерский монастырь. Он еще не знал, что эта поездка перевернет всю его жизнь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – место удивительное: это одна из самых крупных и известных обителей в России, которая ни разу не закрывалась с момента своего основания в 1473 году. Здесь придерживались многовековых традиций, служили в намоленных за пять веков храмах, и – самое главное – здесь в те годы жили великие старцы и подвижники: «светлейший старец Печорский», как звали его иноки монастыря, архимандрит Серафим (Розенберг), великий «солнечный» старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Адриан (Кирсанов), архимандрит Нафанаил (Поспелов). Жива была память о великом наместнике архимандрите Алипии (Воронове; † 1975), схииеромонахе Симеоне (Желнине; † 1960) и других подвижниках Печор.
В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники
Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир».
С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу – на несколько минут. Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, – о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, – отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино – это язык. Им можно провозгласить: “Распни, распни!” А можно и прославить Бога». Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн (Крестьянкин) станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря.
Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь
Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника».
Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок. Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание – бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь. Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно – все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность».
Георгий (Шевкунов), послушник
Псково-Печерского монастыря
Владыка писал о том периоде жизни: «Единственное место, где я чувствовал себя хорошо, был храм. Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа – ничто не касалось моего сердца. Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною за двадцать четыре года не шло ни в какое сравнение».
А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли продолжать свою обычную жизнь и, бросив все, поспешили за Господом, чтобы стать Его учениками. Так и Георгий вскоре снова оказался в обители, променяв будущую блестящую карьеру, перспективу счастливой семейной жизни и прочие земные радости на тяжелые иноческие труды в Псково-Печерском монастыре.
Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился: «Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы».
Один почтенный питерский протоиерей сказал как-то: «Один год Псково-Печерского монастыря – это все равно что пятьдесят лет духовной академии». И Георгий теперь начал учебу в этой монашеской академии, возрастая у ног своего духовного отца – великого старца Иоанна (Крестьянкина).
Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин Сретенского монастыря и духовное чадо владыки Тихона, вспоминал о тех годах: «Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу (так звали Георгия его друзья. – Ред.) он вынюхивал издалека и всякий раз призывно мычал. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку».
О придирках и незаслуженных обидах говорил другу: «Неужели не понимаешь, что они учат меня смирению?»
Он же вспоминал: «Как ни старались вгиковские профессора, пророчившие Гоше великую славу, вытащить его из этого новообретенного и вожделенного для него мира, ничего у них не получалось. И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника. Но когда я замечал со стороны этого начальства чрезмерную строгость и несправедливую придирчивость к Гоше и говорил, что нельзя допускать столь незаслуженные обиды, он успокаивал меня: “Неужели ты не понимаешь, что они учат меня смирению? Я должен им руки целовать за такое попечение о моей душе!”»
Молодой послушник подвизался в Печорах четыре года, а в августе 1986-го был переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, возглавляемый митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), для участия в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.
«Будешь строить монастырь»
В течение девяти лет духовный отец старец Иоанн (Крестьянкин) не давал послушнику Георгию Шевкунову благословения на монашеский постриг, поставив условие: дождаться благословения матери. Но мама, хотя и благословляла сына служить Церкви в священническом сане, не хотела, чтобы он шел по монашескому пути. Старец же твердо стоял на условии: дождаться согласия матери. Говорил: «Если по-настоящему хочешь быть монахом, проси этого у Бога, и Он управит все в нужное время». И Георгий следовал наставлению духовного отца: спокойно ждал, доверившись Промыслу Божию о нем.
Вспоминая годы своего послушания, владыка Тихон позднее говорил, исходя из собственного духовного опыта: «Истинные послушники получают от Бога бесценный дар – святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы».
И вот однажды, приехав к старцу в Печоры, Георгий рассказал ему, что скоро открывают Донской монастырь, который очень любили москвичи. И тут отец Иоанн сказал: «А ведь это пришло твое время. Иди проси у мамы благословения. Думаю, теперь она не откажет. А за то, что девять лет терпел и не самочинничал, увидишь, как Господь не оставит тебя особой милостью. Будет тебе подарок».
По молитвам отца Иоанна в этот раз мама неожиданно согласилась с давним желанием сына и благословила его иконой Божией Матери. А Святейший Патриарх Алексий II определил послушника Георгия в немногочисленную тогда братию московского Донского монастыря. 2 июля 1991 года, в самый день рождения, когда Георгию Шевкунову исполнилось 33 года, Святейший постриг его в монашество с именем Тихон – в честь любимого Георгием святого и покровителя Донского монастыря святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Отец Тихон (Шевкунов) стал первым пострижеником возрожденной обители. В июле того же года он был рукоположен Святейшим в иеродиакона, в августе – в иеромонаха. Уже будучи иеромонахом, отец Тихон участвовал в обретении мощей своего Небесного покровителя – Святейшего Патриарха Тихона.
«Обратившись ко мне, отец Иоанн произнес: “А теперь слушай волю Божию…”»
Позднее владыка Тихон рассказывал об этом так: «Батюшка взял меня за руку и подвел в центр алтаря, к престолу. Здесь он сделал три глубоких поклона, с благоговением приложился к Святой Трапезе и велел мне сделать то же. Потом, обратившись ко мне, он произнес: “А теперь слушай волю Божию…” Никогда до этого я не слышал от отца Иоанна подобных слов. “Ты вернешься в Москву и сразу пойдешь к Святейшему Патриарху, – объявил мне отец Иоанн. – Проси у него, чтобы он благословил тебя перейти из Донского в братию Псково-Печерского монастыря. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье”».
А нужно заметить, что к 1993 году в Русской Церкви было возрождено уже 360 монастырей, и с каждым месяцем их число увеличивалось. И отец Тихон знал, что многие из этих провинциальных обителей хотели иметь свои подворья в столице и так донимали Патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались. Все это отец Тихон и объяснил своему духовнику, но тот даже бровью не повел. «Ничего не бойся! – сказал он. – Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший все благословит».
Вскоре иеромонаху Тихону (Шевкунову) представился удобный случай встретиться с Патриархом, и он с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал ему духовный отец: и о переводе его в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К большому удивлению отца Тихона, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной, и в 1993 году отец Тихон был назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерской обители, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.
Спустя годы владыка Тихон вспоминал: «Со дня открытия подворья… всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва, благословение, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна (Крестьянкина). Он передал нам множество своих икон, в том числе и любимую – Владимирскую. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка следил буквально за каждым шагом в возрождающейся обители. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь».
«В дни радостей и испытаний нас поддерживала молитва и благословение отца Иоанна (Крестьянкина)»
Отец Тихон говорил еще: «Братия Сретенской обители почитает батюшку отца Иоанна как старца, благословившего создание нашего монастыря, как своего молитвенника, духовного наставника и благодетеля. Каждый день мы возносим молитвы о упокоении его души. Его проповеди, письма и наставления – настольные книги братии обители, студентов семинарии и многих наших прихожан».
В 1995 году отец Тихон стал наместником возрожденного Сретенского ставропигиального монастыря с возведением в сан игумена, в 1998 году он был возведен в сан архимандрита. Он также стал ректором созданной при монастыре духовной семинарии, руководителем издательства Сретенского монастыря и интернет-портала «Православие.ru».
Так старец Иоанн (Крестьянкин) вел будущего митрополита Тихона (Шевкунова) по жизни, открывая ему волю Божию.
«Отец Иоанн на самом деле – один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее как настоящее, – напишет о своем духовном наставнике владыка Тихон. – В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной Церкви их именуют старцами… Да, это было самым главным: отцу Иоанну открывалась воля Божия о людях».
«Господь на то и ставит священника, чтобы он вел людей ко спасению»
Владыка Тихон замечает: «Услышать, понять и почувствовать волю Божию о себе, а потом и найти силы эту волю Божию исполнить – думаю, это самое главное в жизни человека».
Говорит: «В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божию совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать. Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение – это “искусство из искусств и наука из наук”».
«Жизнь священника, монаха, христианина – самое высокое в мире творчество, доступное человеку»
Объясняет также: «Пастыри постепенно, шаг за шагом, открывают вместе со своими духовными детьми волю Божию. Через саму жизнь, через Священное Писание, через вопрошание более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви».