сретенский монастырь плащаница христа
Туринская Плащаница в Сретенском монастыре
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Туринская Плащаница в Сретенском монастыре
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Тайны Туринской Плащаницы
Туринскую Плащаницу называют «пятым Евангелием». О том, как она благовествует, об истории ее научного изучения, – рассказ, который ведется в крипте Владимирского собора. А еще – о верности Христу даже до смерти.
Туринскую Плащаницу – длинный кусок материи, которым было обернуто тело Господа Иисуса Христа при погребении, – называют «пятым Евангелием». Она благовествует современникам, которые больше привыкли доверять доводам науки, нежели жажде и уверениям собственного сердца.
В Сретенском монастыре находится одна из пяти в мире изначально созданных точных копий этой святыни. В 1997 году при передаче ее в дар Сретенской обители эта Плащаница была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя.
Пройдя в крипту древнего собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Вы окажитесь в храме, напоминающем Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме, где тело Господа, снятое с Креста, и было 2000 лет назад буквально на три дня упокоено. Здесь, в нашей кувуклии, Вы услышите прежде всего евангельский рассказ о происшедшем тогда.
Все раны Иисуса, о которых упоминается во всех четырех Евангелиях, видны на помещенных здесь позитивном и негативном отображении Плащаницы.
Все раны Иисуса видны на Плащанице – и это поистине потрясающее свидетельство
В совсем еще недавнем прошлом при советской власти именно здесь, где начинается эта экскурсия, пытали и убивали многих наших соотечественников, исповедующих Христа. Когда Сретенский монастырь в 1993 году только начали возрождать, в том числе из этого подвального помещения выносили так и брошенные здесь в злости непогребенные их останки. Почему с таким бешенством и зачастую изощренными пытками убивали тела этих новомучеников? Да потому, что не могли заставить их души отречься от Христа!
Именно здесь пытали и убивали тех, кто оставался верным Христу
Тебя, Христе, Иосиф приготовил к погребению. В Сретенском монастыре прошла великая вечерня с выносом Плащаницы Господа Иисуса Христа
По всей Иудее стоит мертвая тишина. Христос уже умер. Уже «завеса храма раздралась, земля сотряслась, солнце померкло». Всё закончилось.
Голгофа опустела. Люди разошлись по домам встречать Пасху. На Кресте висит безжизненное тело, стоят рыдающие сестры Марфа и Мария, ведь умер Тот, Кто неделю назад воскресил мертвого. Стоят Дева Мария и ученик Иоанн: теперь Она для него Мать, а он – сын. Они ждут того, кто снимет тело Христа и положит во гроб.
В дом входит Иосиф, член синедриона, один из самых влиятельных людей Иерусалима. Пользуясь своим положением, он просит мертвое тело Иисуса. Пилат не верит, что Тот, Кто называл Себя Сыном Божиим, уже умер. И только когда сотник подтверждает слова Иосифа, он отдает тело Спасителя.
Иосиф, подойдя ко Кресту, не дерзает прикасаться к Пречистому телу:
«Увы мне, Сладчайший Иисусе! Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение. »
Он обратился с проповедью к молящимся:
«В растерянности предстоим перед Тем, Кому совсем недавно восклицали: «Осанна!», и с ужасом понимаем, что ведь Он, умерший на Кресте, и есть та самая Любовь, Которая создала этот мир и призвала каждого из нас из небытия к бытию.
Его Крест – это откровение о Боге, любящем людей, даже когда они злодействуют; о Боге, прощающем нас даже тогда, когда мы проявляем к Нему враждебность; о Боге, желающем, чтобы грешник обратился и жил, и ради этого согласившемся быть отверженным и преданным смерти».
На повечерии архиепископ Амвросий прочитал канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Слова канона описывают страдания Божией Матери. Оставление Сына Божия Отцом и схождение Его во Ад разделила с Ним Она. На всех сюжетах Страданий Дева Мария стоит в тени, Ее переживания мало описаны Евангелистами, но Ее боль очевидна:
Великую вечерню Великой Пятницы совершил наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужила братия обители в священном сане. За богослужением пел хор Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы.
Тебя, Христе, Иосиф приготовил к погребению. В Сретенском монастыре прошла великая вечерня с выносом Плащаницы Господа Иисуса Христа
По всей Иудее стоит мертвая тишина. Христос уже умер. Уже «завеса храма раздралась, земля сотряслась, солнце померкло». Всё закончилось.
Голгофа опустела. Люди разошлись по домам встречать Пасху. На Кресте висит безжизненное тело, стоят рыдающие сестры Марфа и Мария, ведь умер Тот, Кто неделю назад воскресил мертвого. Стоят Дева Мария и ученик Иоанн: теперь Она для него Мать, а он – сын. Они ждут того, кто снимет тело Христа и положит во гроб.
В дом входит Иосиф, член синедриона, один из самых влиятельных людей Иерусалима. Пользуясь своим положением, он просит мертвое тело Иисуса. Пилат не верит, что Тот, Кто называл Себя Сыном Божиим, уже умер. И только когда сотник подтверждает слова Иосифа, он отдает тело Спасителя.
Иосиф, подойдя ко Кресту, не дерзает прикасаться к Пречистому телу:
«Увы мне, Сладчайший Иисусе! Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение. »
Он обратился с проповедью к молящимся:
«В растерянности предстоим перед Тем, Кому совсем недавно восклицали: «Осанна!», и с ужасом понимаем, что ведь Он, умерший на Кресте, и есть та самая Любовь, Которая создала этот мир и призвала каждого из нас из небытия к бытию.
Его Крест – это откровение о Боге, любящем людей, даже когда они злодействуют; о Боге, прощающем нас даже тогда, когда мы проявляем к Нему враждебность; о Боге, желающем, чтобы грешник обратился и жил, и ради этого согласившемся быть отверженным и преданным смерти».
На повечерии архиепископ Амвросий прочитал канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Слова канона описывают страдания Божией Матери. Оставление Сына Божия Отцом и схождение Его во Ад разделила с Ним Она. На всех сюжетах Страданий Дева Мария стоит в тени, Ее переживания мало описаны Евангелистами, но Ее боль очевидна:
Великую вечерню Великой Пятницы совершил наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужила братия обители в священном сане. За богослужением пел хор Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы.