сретенский монастырь крещение ребенка
Таинство Крещения
В издательстве Сретенского монастыря в серии «Таинства Церкви» вышла новая брошюра священника Валерия Духанина «Таинство Крещения».
Что подается человеку в таинстве Крещения? Какие изменения происходят с его душой? Как благодать таинства преображает новокрещеного? Зачем, собственно, вообще креститься самому или крестить своего ребенка? Этим вопросам посвящена данная брошюра. Она будет полезна как тем, кто только готовится к таинству Крещения, думает стать крестным или покрестить ребенка, так и тем, кто давно крещен и желает лучше осознать ценность воспринятого таинства.
Предлагаем вашему вниманию главу из новой брошюры.
Что такое таинство Крещения
Одной девушке было дано видение недавно почившей некрещеной родственницы. Та лежала как парализованная, не могла двинуть ни рукой, ни ногой и только с печалью сказала: «Если не крестишься, то будешь как я». Некрещеный человек, действительно, в каком-то смысле парализован — не обладает теми духовными, благодатными силами, которыми наделен крещеный человек.
Что же такое Крещение?
Оно — первое из таинств Церкви или, как еще говорят, дверь в Церковь Христову. Церковь — дом Божий, а Крещение — дверь. Итак, это — единственный способ вступить в вечное Царство Божественной благодати. Невозможно войти в рай тому, кто некрещен. Радость и счастье духовной жизни возможны лишь для принявшего таинство Крещения. Не может исповедоваться во грехах или причаститься Святых Таин некрещеный, так же как не может он освятить свой брак Венчанием или в тяжелой болезни пособороваться. Иными словами, свобода от груза грехов, благословение Божие в жизни, единение с Господом возможны только для крещеных людей.
Итак, Крещение — таинство Церкви. А что такое вообще таинство? Это особое священнодействие, которое посредством видимых действий и символов приносит в душу человека незримую Божию благодать. Ценность благодати познается только опытно, как познал ее святой князь Владимир, когда в момент Крещения исцелился от болезни глаз и воскликнул: «Теперь увидел я истинного Бога». Путь познания Бога, познания вечной жизни начинается с первого шага — Крещения.
Согласно богословскому определению, Крещение — это таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.
Расстаться с убивающими душу грехами и возродиться для вечности с Богом — это ни с чем не сравнимые радость и счастье. Бог подает нам это счастье даром через Крещение. О самом же таинстве мы узнаем из самой главной книги Священного Писания — Евангелия.
Содержание
Книгу можно приобрести:
· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Сретенский монастырь крещение ребенка
Сретенский Монастырь запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
В Сретенском монастыре каждый месяц проходят три катехизические (подготовительные) беседы для желающих принять Крещение, их родных и для готовящихся стать крестными родителями.
Все беседы в данный момент проходят на платформе Zoom. Зарегистрироваться можно по ссылке: https://forms.gle/fYLxg7scxMbxJD9g8
На наших беседах крещаемые и крестные могут глубже раскрыть для себя понимание православного вероучения, познакомиться с христианским представлением о Боге и Церкви, больше узнать о вере, спасении и духовной жизни.
Кроме того на этих встречах обсуждается смысл и подробности Таинства Крещения, что помогает осмысленно подойти к этому важному для каждого человека событию. Во время бесед у наших гостей всегда есть возможность пообщаться со священником и задать интересующие вопросы как о христианской вере, так и о самом Таинстве.
По окончании курса из трех бесед выдается свидетельство, которое дает возможность стать крестными родителями.
Ближайшие беседы состоятся 14, 19 и 23 октября в 19:00.
Крещение в Сретенском монастыре
Стилизованная фотосессия
Как выбрать фотографа на Таинство крещения
Крещение в Сретенском монастыре
Всем известна московская улица Сретенка. Москвичи знают, что названа она по имени или Сретенского монастыря, или события, которое произошло много лет тому назад. Православные знают, что сретение — это встреча. А в честь какой встречи названы улица и монастырь?
Интересную историю я прочитала об этой встрече. В XIV веке в Москву из Владимира везли икону Божией Матери в надежде защитить город от нашествия Тамерлана. На месте встречи москвичей с иконой был построен монастырь как благодарность за заступничество Богородицы. Ведь по непонятным причинам Тамерлан повернул своё войско прочь от Москвы. В XVII веке главный храм был перестроен на новом месте. А к улице Сретенка монастырь не имеет отношения, он находится на Лубянке.
Таинство крещения в Сретенском монастыре проходит в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В его нижнем храме святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов находится крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для Священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей. В провинциальных городах не часто встретишь такое благолепие. И я благодарю Бога, что имею возможность видеть такие места, где столько красоты и благодати, где избавляются чувства от всего наносного, и душа становится чистой, как у этого младенца, который принял сегодня своё первое Таинство.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Пастырские встречи. Таинство Крещения
Нужно ли крестить ребенка в младенчестве или ждать, пока он сам сделает свой выбор? Какова роль восприемников, и как говорить о Христе и вере с крещаемым? Обязательно ли приступать к Таинству Исповеди в семилетнем возрасте? Как преодолеть трудности воцерковления? Иеромонах Никодим (Бекенев) на встрече с прихожанами в кафе «Несвятые святые» ответил на вопросы о Таинстве Крещения.
– Отец Никодим, у меня вопрос о восприемниках или крестных родителях. Кто они, какова их главная задача?
– Как ни странно, в отношениях с Богом есть некая договорная часть. Ветхий и Новый Заветы являются договором Бога и человека. По сути, дело крещения – тоже договор. Через Таинство Крещения мы становимся частью единого богочеловеческого организма, заключаем с Богом некий договор, давая обеты в Святом Крещении. И человек, становясь восприемником, становится неким поручителем в этом договоре за семью, в которой крестят ребенка. Изначально так и было, что функции восприемников – это функции поручителей. Священник или епископ, то есть сама Церковь несет ответственность за тех людей, которым преподается Таинство. И Таинство Крещения совершалось после определенной подготовки – оглашения. Разумеется, это было обусловлено еще и тем, что большинство людей были просто неграмотными, не умели читать и писать. Естественно, чтобы их как-то просветить в вере, надо было с ними проводить отдельные занятия. У нас остались исторические памятники – огласительные гомилии святителя Иоанна Златоуста, а также святителя Кирилла Иерусалимского. Эти труды довольно-таки объемные – у святителя Иоанна Златоуста 19 бесед перед крещением и пять после крещения. Также люди, которые готовились к крещению, приходили в храм на службу. Они присутствовали в начале литургии, молились вместе с верующими, слушали чтения из Посланий и Деяний апостолов, отрывки из Евангелия. Подготовка к крещению была сложной и неизменной процедурой, но были случаи, когда надо было совершать крещение поскору, и невозможно было провести эту длительную процедуру целиком. Тогда кто-то из знакомых человека, желавшего принять крещение, из уже православных христиан, выступал в качестве поручителя. И гарантировал, что человек получит достаточное образование и будет находиться в Церкви, правильно понимая и изучая все законы, все то, чему его не успели научить.
Изначально восприемничество появилось именно так, а потом уже оно приобрело несколько иную форму, форму родства. Стать восприемником – это значит получить возможность породниться с какой-то семьей, с кем-то близким, связать себя некими духовными узами.
– Спасибо! И все-таки, какова после крещения роль восприемников?
– Мы крестим детей по вере родителей. То есть крестный не может вторгаться в семью и требовать чего-то. К сожалению, бывают такие ситуации, когда молодые люди приглашают кого-то из верующих родственников – свекровь, тещу, бабушку – стать крестной мамой своего ребенка. И этот родственник, как ему кажется, получает некую власть над семьей и начинает вторгаться в семью, требовать от них соблюдения неких правил, которые он считает нужными.
Становясь крестными родителями, вы должны изначально договориться с родителями физическими, потому что вы не главнее их. Вы являетесь гарантами. Вы должны сказать: «Вы приглашаете меня быть крестным – это определенная ответственность. Я выступаю перед Богом поручителем за вас и хотел бы договориться о том, что несколько раз в году мы с вами должны будем посещать храм». И вы должны являть ребенку веру. А если вы не обладаете даром веры, как вы можете передать ее ребенку? Ведь вопрос о том, можно ли крестить младенцев, возник еще в первохристианские времена. Святые отцы, принимая решение крестить младенцев, руководствовались жизнью апостолов, которые, как мы знаем из Деяний, приходили в дома и крестили семьи. В Деяниях не сказано, что была градация по возрасту, апостолы крестили всех. И если родители принимали эту веру, этот дар, то было понятно, что они передадут его своим детям. И любой родитель, наверное, должен это воспринимать так. Ведь самое ценное, что мы имеем, мы отдаем своим детям. Не материальные ценности, хотя и они, безусловно, важны, а духовные. Самое главное – мы даем детям нравственное воспитание, некие внутренние законы. И вера – это, наверное, самый главный родительский подарок, с которым приобретается все нравственное, что мы можем передать ребенку. Потому что этот дар не обесценится, если только мы его не обесценим. И вот это нужно донести до родителей. Что это не просто красивый обряд, когда мы макнем ребеночка в купель и довольные и счастливые поедем потом в ресторан, и станем еще более близкими друзьями. Нет, это определенная ответственность.
«Быть крестным – это определенная ответственность. Я выступаю перед Богом поручителем за вас»
– Прежде всего об этом нужно говорить священнику во время огласительных бесед?
– Да, на наших огласительных беседах мы стараемся об этом говорить, и я провожу их перед крещением. Конечно, это не 19 бесед, как у святителя Иоанна Златоуста, и не 24, как у святителя Кирилла Иерусалимского, и мы не заставляем оглашаемых ходить и слушать проповеди. Мы обозначаем некие важные понятия, рекомендуем духовную литературу, которую люди могут почитать, и объясняем меру их ответственности. Чтобы не получилось так, что человек делает это с желанием, но не понимая, что происходит.
– Давайте посмотрим на эту тему с другой стороны. А как о вере говорить с детьми?
– Конечно, в воцерковлении детей надо быть аккуратным, потому что можно просто переборщить. Взрослый человек может предъявлять себе требования и понимает, что ему нужно ходить в храм. Он определяет для себя некую интенсивность. Мы держим в уме апостольские правила, насколько часто нужно ходить. Но с ребенком немного по-другому. К сожалению, многие воспринимают это формально. Они считают, что надо почаще причащать ребенка, пока есть возможность. Благодать – не горох, не пух, не песок, ее невозможно затолкать и набить побольше. Она не измеряется количеством, здесь нужно какое-то разумение. И, приводя ребенка в храм, надо стремиться привить ему любовь к богослужению. Надо делать для него поход в храм событием торжественным, хорошим.
Я скоро разменяю третий десяток своего служения в священном сане и наблюдаю, как иногда наши благочестивые дети, которые приходят в храм с папами и мамами, через какое-то время перестают ходить. И еще и становятся противниками, иногда даже ярыми атеистами. Потому что родители перебарщивают.
С одной стороны, есть проблема взросления. Безусловно, в пубертатный период, когда начинает утверждаться взрослая личность, ребенок начинает говорить «нет». И это нормально. Не надо воспринимать это как что-то ужасное, кричать. И часто это «нет» в таких православных семьях бывает в адрес похода в храм. Почему? Дело в том, что есть некий социум, в котором живет ребенок. И он понимает, что школу прогуливать, конечно, можно, но ее нельзя отодвинуть, хотя это одно из самых нелюбимых мест, в основном. А что касается храма – большинство сверстников не ходит в храм. И в воскресенье они спят, они отдыхают, они счастливы. А его будят, и он идет и стоит на службе в храме. И это некий труд, и, возможно, это даже некий родительский произвол. И почему бы не сказать «нет» в ответ на этот произвол? Другое дело, если ребенок понимает, что это его жизненная позиция, что его вера – это его сокровище. И он имеет возможность выбрать. И может решить сам, что сегодня он высыпается, что он действительно устал. Но вы будете знать, что он все равно в какое-то ближайшее воскресенье пойдет в храм, потому что он будет желать этого, будет считать, что это его жизненная ценность, его принцип. И это выражение его самостоятельности.
Воцерковлять ребенка нужно деликатно. И поход в храм для него действительно должен быть праздником. И это не мое личное изобретение, об этом говорит и практика дореволюционного воцерковления, и практика работы с детьми.
– Согласно церковным правилам, дети начинают исповедоваться с семи лет. А можно чуть раньше или чуть позже?
– Да, многие считают – наступило семь лет, все, пора исповедоваться, вперед. А что может на исповеди сказать семилетний ребенок? Его учат родители. Некоторые мамы пишут детям на бумажке грехи. «Иди, скажи батюшке то-то и то-то, пускай он тебя поругает». И ребенок идет и привыкает, что исповедь – это некая пустая формальность, во время которой можно слукавить. С одной стороны, ребенку это интересно, потому что он становится как взрослый: все взрослые подходят, что-то говорят, и он. Но ребенок привыкает на исповеди лукавить. Потом, когда начинаются эти сложности, взволнованные мамы начинают говорить: «Батюшка, то скажите, то скажите…» Не работает уже. Потому что ребенок уже все знает. Стандартный грех, формальный, и каких-то особых переживаний по этому поводу нет.
Запрещать ребенку идти на исповедь – неправильно. Но толкать на нее – тоже неправильно. Иногда можно просто подвести ребенка и взять благословение на Причастие. И надо с неким разумением подходить – не стандартно, не формально. Самое страшное – это формализм в отношении с детьми. И знаете, парадокс – в советское время, когда были гонения, когда люди боялись ходить в храм, у многих остались прекрасные воспоминания о тех редких Причастиях, когда они приходили, как об удивительных событиях. И люди всю жизнь несут их в сердце. Это действительно потрясающе. А многие наши дети, которые в храм идут с ужасом, начинают ненавидеть Церковь, потому что надо утром вставать, потому что религиозные фанатичные родители заставляют их это делать. Деликатность нужна. Взрослый человек может себя заставлять, и для ребенка это тоже пример, когда он видит серьезность, такое родительское мужество, терпеливость, последовательность, когда родители от себя требуют и идут. Если хочет – присоединится, конечно, это надо приветствовать. Если не хочет, то тут тоже момент деликатный, потому что не хотеть он тоже может начать всегда. И надо искать какой-то подход. Чтобы это было его личной позицией.
Запрещать ребенку идти на исповедь – неправильно. Но толкать на нее – тоже неправильно
– Я хочу верить в Бога, и Россия – православная страна, но когда я прихожу в церковь, не всегда все понимаю. Как быть?
– Вопрос о том, как сделать богослужение более доступным, является для нас камнем преткновения. Есть ряд Поместных Православных Церквей, например, Болгарская и Сербская, где часть богослужения проводится на современном языке. Но здесь есть проблема. Есть наши исторические реалии – в Церкви много людей, которые не готовы будут это принять. Мы рискуем спровоцировать некие церковные споры, и в этом есть опасность.
Безусловно, церковнославянский язык – язык общения с Богом. И человек со временем начинает его понимать. Это вопрос навыка. Мы же читаем тексты. Хотя, конечно, с Богом надо учиться разговаривать и своими словами, и просить. Не всегда нужны мудрые и длинные фразы. Иногда можно просто сказать от сердца: «Господи, помоги!» Но с другой стороны, церковнославянский стал для нас такой поэзией в общении с Богом. Что же делать? И знаете, удивительная вещь: вера – это дар Божий. Это внутреннее состояние человека, и это не предмет для агитации. Человек получает этот дар и начинает стремиться к Богу, начинает выстраивать свои внутренние, сугубо личностные отношения с Богом. И тут уже начинается особый период формирования человека в Церкви. И если мы будем все переводить, делать все доступным, легким, я не думаю, что мы приобретем толпы молодежи и людей в храмах. Парадокс такой, но человек, приобретая этот дар, начинает общаться с Богом. Для него становятся понятны и язык, и богослужение. Церковнославянский язык дает какой-то дополнительный, более глубокий смысл, он открывается даже без специального обучения.
Человек, приобретая дар веры, начинает общаться с Богом. Для него становятся понятны и язык, и богослужение
– Отец Никодим, могут ли спастись неверующие? Я знаю, что часто этот вопрос задают, но вокруг меня очень много атеистов.
– Мы уже говорили, что Господь бесконечно милосерден и справедлив. И мы с вами не гадатели здесь. Мы не определяем – этот спасется, этот не спасется. Знает один Бог. Мы живем согласно законам Церкви, мы стали с вами православными христианами, мы знаем, что есть заповеди Божьи. Мы знаем, что мы грешники, и творим и хорошие дела, и плохие, но стараемся идти по пути заповедей Божьих и надеемся на спасение. Но мы также знаем, что Господь бесконечно милосерден, человеколюбив и судить будет всех по Своему милосердию, человеколюбию и по Своей Божественной справедливости. И если человек хороший, жертвенный, я думаю, что Господь воздаст ему. Это же гадание какое-то – спасется, не спасется. Знаем, что будет милосердный суд Божий над всеми людьми. А остальное – кто будет оправдан, кто нет – узнаем, если Господь даст нам такую возможность. Мы надеемся в нашей жизни только на то, что судить Он нас будет больше по милосердию и человеколюбию, чем по справедливости.
Мы надеемся только на то, что Господь будет судить нас больше по милосердию и человеколюбию, чем по справедливости
– Есть хорошие друзья, но они атеисты. И мне хочется с ними общаться, но они тянут меня за собой. Что мне делать?
– Вы знаете, в общении с неверующими можно найти какие-то точки соприкосновения. У нас у всех есть друзья атеисты. Я лично как священник принципиально решил для себя, что я общаюсь с разными людьми. Я ничего им не навязываю. В общении всегда можно поставить некие флажки – где можно, а где нельзя говорить о вере. В какой-то момент можно сказать, только деликатно, уважительно. Ведь интересно, что если бы апостолы общались исключительно с христианами, только с верующими людьми, то, думаю, по всему миру Евангелие бы не распространилось. Хочет человек – спрашивает, если я могу ответить – отвечу. Если я затрудняюсь ответить на какой-то вопрос, я не стесняюсь об этом сказать. Если его очень интересует этот вопрос, я наведу справки и дам ответ. Знаю, что бывают такие ситуации, когда человек может обратиться и сказать: «Батюшка, так и так, можешь помочь?» Тогда не отказываешься. Веры своей стесняться не надо, но и нахрапом брать тоже не надо. И определенные границы надо ставить, чтобы, самое главное, не глумились над вашими взглядами. Любыми взглядами. Ведь речь может идти не только о христианской вере, но и просто о жизненных принципах.
Крестины
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.
Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?
Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.
Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.
Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.
Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.
Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.
Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.
Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.
Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.
Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.
А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.
Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.
Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.
Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.
Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.
Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.
Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.
Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.