сретенский храм во владимире

Сретенская церковь перебралась с берега Клязьмы в Солдатскую слободу

Вы знали, что храмы тоже путешествуют? Причем не только во времени, но и в пространстве. Так случилось с церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери во Владимире. Еще храм называют Сретенским. В XVIII столетии он перебрался с берегов Клязьмы в Солдатскую слободу (район Перекопского городка), где и находится по сей день.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Что же заставило церковь совершить путешествие в несколько километров, какая знаменательная встреча (сретение) произошла на Клязьме в XII веке и при чем здесь князь Андрей Боголюбский и его Успенский собор, узнаете в новом выпуске программы «Точка на карте». Невероятную и драматичную историю Сретенской церкви рассказывают народный гид Владимир Новиков и настоятель храма, протоирей Виктор Егоровский.

Святыня пришла по воде

В 1164 году князь Андрей Боголюбский по реке перевёз чудотворную икону Богородицы из града Боголюбова во Владимир, чтобы поместить ее в уже к тому времени построенном Успенском соборе. Это была та самая икона, которая, согласно легенде, указала князю путь из Вышгорода в северо-восточные земли.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Фото: volh.in

На месте высадки святыни, на берегу Клязьмы, и была основана в том же 1164 году деревянная церковь Сретения (то есть встречи) иконы Божией Матери во Владимире. По этому случаю даже учредили праздник и крестный ход. Икону торжественно перенесли в Успенский собор, а церковь осталась на берегу реки в знак памяти о перенесении святыни в столицу. Храм можно увидеть ещё на плане 1715 года. Здесь даже отмечен «мост через ручай к Сретенью». Церковь стояла примерно на пересечении улиц Муромской и Николо-Галейской.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Праздник подменили

Однако в дальнейшем судьба не баловала Сретенскую церковь. Во-первых, она была деревянной и регулярно горела. Во-вторых, спустя несколько лет после убийства Андрея Боголюбского учрежденный им крестный ход отменили. А с начала XV века праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери прочно закрепился за Москвой. И это совсем другая история.

Напомним, что в Москве икону встречали как заступницу от полчищ Тамерлана, который без видимых причин отступил. По легенде, именно Богородица защитила город. И на месте встречи иконы основали Сретенский храм, а позднее — Сретенский монастырь. А праздник Сретения иконы в Москве отмечается до сих пор 8 сентября по новому стилю.

А вот про Сретение во Владимире было забыто. Напоминала об этом лишь та самая деревянная церковь, которую продолжали называть по празднику, которого уже не было. Такой вот казус.

Переезд деревянного храма

В 1785 году церковь переехала. Дело в том, что жители Солдатской слободы Владимира остались без храма и попросили разрешения у епископа Владимирского и Муромского Виктора перенести к ним из города Христорождественскую церковь, которая стояла неподалёку. Преосвященный просьбу удовлетворил, но с одним нюансом. Перенести велено было не Христорождественскую, а Сретенскую церковь с берега Клязьмы. Потому как церковь на своем старом месте переживала не лучшие времена: деревянное здание разваливалось, а в приходе осталось всего три двора. Таким образом, и жители Солдатской слободы получили желаемое, и храм получил приход.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Дела пошли в гору, и уже в 1809 году церковь перестраивают в камне. Получается относительно небольшой храм с трапезной и колокольней. Интересно, что бревна старой деревянной церкви использовали для обжига кирпичей при строительстве новой.

Колокол в полторы тонны

Но приход храма особо богатым не стал. Утварь, согласно описям имущества, в основном была медная. Главной же гордостью прихода были колокола. В 1809 их было четыре. И самый крупный весил около полутонны. За 70 лет приход регулярно менял колокола на более тяжелые. И к концу XIX века с колокольни вещал уже колокол в полторы тонны. По меркам губернского города и небольшой слободы это было достойно уважения. Революция колоколов не пощадила, все они были утрачены.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Собрание провинциальной живописи

Внутреннее убранство церкви тоже не сохранилось. Исключением является икона Всех Скорбящих Радость XIX века, которая была возвращена в храм в 90-е годы после реставрации. Ее спасли из костра прихожане, когда храм закрывали в советское время.

А еще музей-заповедник подарил церкви из своих хранилищ несколько икон, которые, вероятно, были собраны по храмам города и губернии. Так что сейчас здесь можно увидеть небольшую коллекцию провинциального академического письма позапрошлого столетия.

Иконостас храма тоже имеет интересную историю. Первый настоятель нового времени отец Маркелл Егоровский схоронил у себя на чердаке фрагменты иконостаса из какой-то церкви города. Какой именно, неизвестно. А когда пришло время возрождать храм, иконостас собрали и установили.

Мотивы Рублёва на стенах

Старинные стенописи время не пощадило. В советское время церковь была мебельным складом и часто горела. Росписи на стенах, выполненные неизвестным художником, это уже XXI век. В сюжетах узнаются работы и Марка Матвеева из Княгинина монастыря, и Андрея Рублева из Успенского собора, который, как и саму Сретенскую церковь, основал князь Андрей Боголюбский. Вот так и замкнулся круг истории.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Фрагмент Рая на стенах Сретенской церкви

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Фрагмент Рая Андрея Рублева в Успенском соборе

Отец Маркелл из древнего рода служителей

Возрождением Сретенская церковь обязана своему первому настоятелю в новое время – отцу Маркеллу Егоровскому, потомственному священнику, предки которого начали служить еще в середине XV столетия. В 90-е годы XX века стараниями этого человека храм был восстановлен, заново расписан и обустроен.

Близкие вспоминают: в отце Маркелле было столько энергии, что даже в последние годы жизни, когда болезнь отнимала силы и не позволяла трудиться физически, он находил другие разнообразные занятия: писал прекрасные стихи и даже сам шил себе на машинке облачение для богослужений.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Не стало отца Маркелла летом 2005 года. Похоронили его рядом с церковью, которую он вернул к жизни. На могиле всегда цветы и многочисленные посетители. Прихожане с теплотой и благодарностью вспоминают своего любимого батюшку, к которому со всего города шли с горестями и радостями, и для каждого у него находилось мудрое наставление и доброе слово. Сегодня в социальной сети «ВКонтакте» создана группа памяти архимандрита, где опубликованы его стихи, собраны фотографии.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

А в Сретенской церкви служат сын и внук священника Маркелла – отец Виктор (нынешний настоятель храма) и отец Михаил. Преемственность поколений сохранилась. Вот такие строки написал архимандрит за 10 дней до своей кончины:

Я вас не покину. Душа вездесуща
Душе не предписан предел,

Я сам не просил себе смерти у Бога,
Я вас оставлять не хотел.

Но Бог нас смиряет безмерным страданьем,
Страданьям есть тоже предел.
Я умираю спокойно и тихо,
Я этого очень хотел.

Частный сектор. Тихие улочки. Бывшая Солдатская слобода. Сретенская церковь с ярким голубым куполом. Она, как маяк, возвышается над одноэтажными домиками и словно передает привет далекому берегу Клязьмы, с которого когда-то переехала. А с небольшой колокольни вдалеке видны золотые купола Успенского собора, где покоится создатель обоих храмов князь Андрей Боголюбский и до XV столетия находилась главная святыня русского православия — икона Владимирской Божией Матери. И в Сретенской церкви она по-прежнему особо почитается. 4 октября здесь даже отмечают престольный праздник Сретения владимирской иконы, несмотря на то, что этого дня никогда не было в церковном календаре.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Подготовили Владимир Новиков и Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Источник

Сретенский храм во владимире

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (Сретенская церковь, Солдатская церковь)

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы (около наплавного моста) по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1164 г. Повод для ее возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую по р. Клязьме в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменен.
Во время разорения Владимира в 1238 г. «дикия орды монголовъ ворвались въ городъ, между прочимъ, Воложскими воротами, бывшими близъ сей церкви, она конечно была разорена или, можетъ быть, совсемъ даже уничтожена». С тех пор она долго не возобновлялась.
В 1656 г. упоминается в архивах «прибылою вновь».
Очевидно, существующая в 1656 г. церковь пришла в ветхость. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается «церковь Пресвятыя Богородицы, деревянная, построена въ 1674 г.» Построение церкви в 1674 г. подтверждается заметкой в документах патриаршего казенного приказа: «178 (1670) г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что онъ строитъ на берегу церковь во имя Сретения Богородицы денегъ ему 10 руб. дано». Очевидно Сретенская церковь была приписана к Успенскому собору.
В 1710 и 1715 гг., как значится в патриарших данных книгах, при этой церкви был священник, а также и в 1722 г.

Владимирская Стрелецкая слобода

В Стрелецкой слободе или точнее в Гатилове слободе на реч. Лыбеди въ старину была церковь во имя св. Николая Чудотворца. В патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за земляною осыпью в Стрелецкой слободе… дани 4 алтына». В писцовых книгах г. Владимира 1639 и 1640 гг. в Гатилове слободе значится «место церковное», что была церковь Николы Чудотворца воинского с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения, потому что положенная дань в 1628 г. была уплачена. Впоследствии же в патриарших окладных книгах под 164 (1656) г. стоит такая отметка: «церковь стоит пуста, попа и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодий нет, дани иметь не с чего и впредь той церкви в приходную книгу не писать».
Около полутораста лет в этой местности не было никакой церкви; затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ее нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая к Стрелецкой слободе, когда с другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность в церкви для населения Стрелецкой и ближайших к ней слобод.

При Сергии Лебедеве и старосте Кречетникове украшена была живописью холодная церковь: Ярославский мещанин Михаил Швецов расписывал в 1842—43 годах купол и стены, написано было и много новых икон.
В 1866 г. был выстроен северный придел, престол которого освящен в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость». Новый придел устроен был в теплом храме в симметрии с приделом — Сретения Господня и занял то место, где поставлен был в двадцатых годах старый иконостас холодной церкви и где помещалась между прочим икона «Скорбящих Радости».
23 декабря 1866 г., исключенный из среднего отделения Владимирского Духовного Училища ученик Николай Лавров, назначен причетником к Сретенской церкви.

Трёх своих дочерей Лебедевы выдали замуж за полковых священников. Как известно, их дочь Павла была замужем за Александром Ивановичем Виноградовым, участником Крымской войны.
Дочь Мария соединила свою судьбу с полковым священником Михаилом Стефановичем Альбовым (их дочка Ольга Альбова вышла замуж за Евлампия Васильевича Якиманского, тоже полкового священника, который в 1915 году погиб на фронте в Первую мировую войну).
Следующая дочь Ольга вышла замуж за Андрея Ивановича Виноградова. В 1867 году Андрей Иванович Виноградов принял место священника в Сретенской церкви у своего тестя Сергея Андреевича Лебедева.
В 1876 году д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячева (4 вер. от Владимира, при р. Дериножке, 27 дворов, 200 жит. в 1877) – к церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что в Солдатской слободе.
При священнике Сретенской церкви Андрее Виноградове теплая церковь была перестроена и увеличена в объеме пристройкой в задней части. Это расширение храма производилось на основании указа Консистории от 19 мая 1877 года на церковную и жертвуемую прихожанами сумму.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Владимирскому купцу Семену Васильеву, заштатному священнику Сергею Лебедеву и прихожанам гор. Владимира Сретенской, что в Солдатской слободе, церкви, за пожертвования в свою церковь первым 250 р., вторым 50 р. и последними 619 р.; чиновнику Александру Либеровскому, за пожертвование в пользу причта той же церкви билета в 50 руб. и Владимирскому мещанину Андрею Новикову, за пожертвование 5% билета в 500 р.
В 1880 году с западной стороны церкви пристроена паперть кирпичная под железом, которая подведена была к стенам и крыше храма так, что снаружи составила с ним одно общее целое здание.
Иконостас холодной церкви сделан при священнике Михаиле Беляеве (с 1888 года) и старосте Григории Васильеве-Люлине. Иконостас-же теплой церкви — в приделе Сретения Господня поставлен в 1884 году, а в Скорбященском — 1882 г.
Стенная живопись в холодной церкви от начала 40-х годов XIX века, лишь подновленная, а живопись в теплой церкви закрыта масляной краской согласно резолюции преосвященного Иакова от 21-го июля 1879 года.
После смерти Андрея Ивановича Виноградова в 1888 году его место священника в этой же церкви принимает его зять, священник Михаил Степанович Беляев, который женился на дочери Андрея Ивановича Виноградова и Ольги Сергеевны Лебедевой, Евлампии. 23 января 1890 г. в семье Михаила Степановича Беляева родился сын Николай Михайлович Беляев (советский учёный в области теории прочности, член-корреспондент АН СССР, педагог высшей школы, профессор).
В кон. XIX в. причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные».
О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик.

Благочинный IV Владимирского округа, протоиерей Сретенской гор. Владимира церкви, Михаил Беляев, 19 июня 1913 г. назначен благочинным градо-Владимирских церквей.
2 декабря 1913 года диакон-псаломщик Сретенской гор. Владимира церкви Иоанн Орлов определен на священническую вакансию к церкви Николо-Волосова женского монастыря.
27 августа 1916 г. диакон Сретенской ц. Михаил Доброхотов согласно прошению перемещен на штатное место к церкви с. Горки, Ковровского уезда.
16 сентября 1916 г. диакон псаломщик с. Эдемского Полетаев согласно прошению перемещен к Сретенской церкви г. Владимира.
Михаил Степанович Беляев служил в церкви до революции 1917 года.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Сретенская церковь в Солдатской слободе
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Колокольня Сретенской церкви
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Мозаичная икона

Оскверненный храм побывал и мебельным складом, а в перестроечный период в почти развалившемся храме (его причислили к I категории разрушений) обосновался деревоперерабатывающий кооператив.
В начале февраля 1992 года о. Маркелл, проходя мимо развалин Свято-Сретенского храма, спросил местных жителей: «Ну, что, восстановим храм?». И услышал гул всеобщего одобрения и в то же время недоверия: многим казалось, что дело это – неподъемное. Однако разрешение от Ленинского райисполкома было получено.
Первое Богослужение после открытия храма было совершено архимандритом Маркеллом Егоровским 15 февраля 1992 г., в 10 утра отслужен водосвятный молебен и совершен первый Крестный ход вокруг храма. Отопления не было, окна на время были заложены кирпичом, хламу, как писал архимандрит Маркелл в Богослужебном журнале, было до потолка. Одного мусора и грязи вывезли более 20 машин. Окна затянули целлофаном, провели электропроводку-времянку.
К началу Великого поста, в том же 1992 г., службы в храме стали проходить ежедневно утром и вечером. Отопление уже было готово к Святой Пасхе, снята кирпичная кладка с окон, были остеклены новые и частично отремонтированы старые рамы, покрыта и покрашена крыша, отремонтированы полы.
Пасху отслужили первую полную литургию. Верующие убеждены: ничто так не лечит храм, как литургия.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
У Сретенского храма архимандрит Маркелл с прихожанами

С 1994 г. началось строительство двух иконостасов и по благословению архиепископа Евлогия положено начало фресковой живописи по образцу древнерусской московской школы. Ремонтные работы по восстановлению храма продолжались.
12 июля 1998 г., Высокопреосвященнейшим Елогием был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире. Так был открыт новый период в жизни храма.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Деревянный, пристроенный с северо-западной стороны теплый флигель церкви.
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимиресретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Архимандрит Маркелл весной 2005 года

Сын о. Маркелла, проучившись год в Ивановском медицинском институте, все же пошел по стопам своих предков, закончил семинарию и служил в Спасо-Преображенском соборе в Коврове.
— У меня три внука, – с гордостью говорил о. Маркелл. – Молю Господа Бога нашего, чтобы даровал Он им свое святое и многомощное заступление.
Сам себя о. Маркелл подвижником не считал.

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире
Могила архимандрита Маркелла (1929 – 2005)

Источник

Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Сретенская церковь, Солдатская церковь

Карта и ближайшие объекты

сретенский храм во владимире. Смотреть фото сретенский храм во владимире. Смотреть картинку сретенский храм во владимире. Картинка про сретенский храм во владимире. Фото сретенский храм во владимире

Статьи

Сретенская церковь в Солдатской слободе

В 1992 году, через 55 лет после закрытия, Русской Православной Церкви передан храм во Владимире, известный в истории как Сретенский в Солдатской слободе. Поставленный на нынешнем месте в 1785 году, он между тем имеет более длинную историю, насчитывающую ни много, ни мало… 8 веков!

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм.

При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 году соборным причтом крестный ход был отменён.

Во время разорения Владимира в 1237 году «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 году упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй половины XVII столетия. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 году в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник.

А теперь на время оставим деревянный Сретенский храм на берегу Клязьмы и перенесёмся на «эту» (правую) сторону речки Лыбедь в Гатилову слободу, соседствовавшую со слободой Стрелецкой. Здесь с давних пор стоял Никольский храм, о котором принято думать, что во времена «литовского разорения» прекратил своё существование, хотя в 1628 году он ещё платил дань в патриаршую казну. Правда, уже в 1640 году храма не было, как не было и кладбища, «да на церковной же земле место пустое попово». К началу XVIII столетия, на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода, а поскольку своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский и Казанский храмы. Позднее Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, причисленные при учреждении губернии к владимирскому городскому мещанству и купечеству, в 1784 году просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 года храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе.

В 1788 к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли.

В начале XIX века, когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В начале 1805 года прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной [церкви] по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 года, епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма.

Пока возводился каменный храм, богослужения продолжали проходить в деревянном холодном храме. Правда, паперти его разобрали, как сломали и тёплую церковь. Полученное дерево употребили на обжиг кирпича. В 1807 году был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 году освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским.

Как отмечает опись, составленная в 1809 году, церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры.

Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 году заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 году. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 году был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми.

Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 года на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 году колокол заменили другим, весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же – в 1817 году – и этот колокол сняли, заменив его более тяжёлым, весившим 66 пудов 2 фунтов (1084 кг). И, наконец, в 1875 году был установлен 100-пудовый «голос», а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий, порождённых Октябрьским переворотом 1917 года.

В конце XIX века причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные». О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик.

7 марта 1930 года Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом.

До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 году. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 года НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви…

Осквернённый храм побывал и мебельным складом, и деревообрабатывающим предприятием. Массивные стены, на «ветхость» которых ссылались товарищи при ликвидации церкви, выдержали все невзгоды и испытания советского гнёта. Церковь как и прежде сияет, лаская и радуя глаз, своим возвращением доказывая о неминуемой победе Света над Тьмой.

Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6 / Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012, С. 51–53.

Церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится в так наз. Солдатской слободе, прилегающей к г. Владимиру с западной стороны. Приход этой церкви обнимает слободы Солдатскую и Стрелецкую. Если первая принадлежит к сравнительно позднейшим поселениям, то Стрелецкая слобода при Владимире существовала издавна. Стрельцы в старину бывали не только в городах, но и при некоторых монастырях. Владимирские стрельцы жили исстари в особой слободе вместе с пушкарями. В Стрелецкой слободе в 1592 г. стрельцов было 100 человек, сотником был Василий Есипов. Вместо денежного жалования им даны были «лавочные и каменные места и сусленой и квасной промысел, а вместо хлебного жалования дана земля и сенные покосы».

После литовского разорения Стрелецкая и Пушкарская слободы значительно запустели. По писцовым Владимирским книгам 1639-40 гг. и по государевой грамоте по новому письму и мере и по стрелецкой сказке… значилось 30 человек стрельцов. При открытии Владимирской губернии по именному высочайшему повелению императрицы Екатерины II все жители Стрелецкой слободы по недальнему расстоянию от г. Владимира записаны во Владимирское купечество и мещанство.

В Стрелецкой слободе или точнее в Гатилове слободе на речке Лыбеди в старину была «церковь великого чудотворца Николы за земляною осыпью в Стрелецкой слободе…» В писцовых книгах г. Владимира 1639-40 гг. в Гатилове слободе значится «место церковное», что была церковь Николы чудотворца воинского с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения, да на церковной же земле место пустое попово». В последствии в патриарших окладных книгах под 1656 г. стоит отметка: «церковь стоит пуста, попа и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодий нет, дани иметь не с чего и впредь той церкви в приходскую книгу не писать».

Около 150 лет в этой местности не было никакой церкви. Затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ее нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая к Стрелецкой слободе, когда с другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность в церкви для населения Стрелецкой и ближайших к ней слобод.

В 1784 г. переносится сюда церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, находившаяся на берегу реки Клязьмы, но поставлена эта церковь уже на новом месте в Солдатской слободе. Эта Сретенская церковь имеет также свою историю. В первый раз она была устроена вел. князем Андреем Боголюбским в 1164 г. по следующему поводу. Выстроив в своем стольном городе великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, князь Андрей решил поставить в нем и ту чудотворную икону Богоматери, которую он привез с собою из Вышгорода и которая до сих пор оставалась в Боголюбове. Икона торжественно была привезена по реке Клязьме и во Владимире на берегу реки торжественно встречена князем, духовенством и народом. В память сей встречи князь Андрей и устроил на берегу Клязьмы церковь Сретенскую и учредил в нее крестный ход 21 сентября. В 1177 г. этот крестный ход был отменен.

Первоначально построенная церковь, вероятно, была деревянная. Во время татарского нашествия в 1237 г. она была очевидно разорена или может быть совсем даже уничтожена. До XVII ст. о ней нет никаких известий. В патриарших окладных книгах под 1656 г. значится прибылою вновь «церковь Пресвятой Богородицы Сретенской у реки Клязьмы»; это свидетельствует, что на месте древней церкви существовала уже новая. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается церковь Пресвятой Богородицы, деревянная, построена в 1674 г. Построение церкви в этом году подтверждается заметкою в документах патриаршего казенного приказа: «1670 г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что он строит на берегу церковь во имя Сретения Богородицы, денег ему 10 руб. дано».

Очевидно, существовавшая в 1656 г. церковь пришла в ветхость и протопоп Успенского собора, к которому должна быть приписана Сретенская церковь, заботился о ее устроении. В 1710 и 1715 гг., как значится в патриарших данных книгах, при этой церкви был священник, а также и в 1722 г. В 1746 г. церковь платила дани 42 коп. В 1784 г. Сретенская церковь перенесена была в Солдатскую слободу, а на ее месте теперь стоит небольшой столбик с крестом наверху.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1791 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержанием причта служат: доходы от служб и треб, проценты с капитала 3075 руб., пожертвованного разными лицами на вечное поминовение, и арендная плата с церковной земли. Земли при церкви: усадебной 2104 кв. саж. и сенокосной 1 дес. 2378 кв. саж. План на эту землю имеется. В приходе Сретенской церкви по клировым ведомостям числится 603 души муж. пола и 641 жен., в том числе 107 душ муж. пола и 106 жен. в сельце Тельмячееве, в 2 верстах от церкви; все православные.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *