сретение господне история возникновения праздника

15 февраля 2021 — Сретение Господне

Что значит слово «Сретение»?

Очистительная жертва от Пречистой Девы

Встреча в Иерусалимском Храме

Анна-пророчица

Смысл праздника Сретения

Песнь Симеона Богоприимца

История празднования

Богослужение Сретения

Обычай освящения свечей

Народные традиции Сретения

3 интересных факта о Сретении

Иконы Сретения

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

Сретение. Иосиф Бродский

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ. После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

сретение господне история возникновения праздника. Смотреть фото сретение господне история возникновения праздника. Смотреть картинку сретение господне история возникновения праздника. Картинка про сретение господне история возникновения праздника. Фото сретение господне история возникновения праздника

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

сретение господне история возникновения праздника. Смотреть фото сретение господне история возникновения праздника. Смотреть картинку сретение господне история возникновения праздника. Картинка про сретение господне история возникновения праздника. Фото сретение господне история возникновения праздника

сретение господне история возникновения праздника. Смотреть фото сретение господне история возникновения праздника. Смотреть картинку сретение господне история возникновения праздника. Картинка про сретение господне история возникновения праздника. Фото сретение господне история возникновения праздника

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

сретение господне история возникновения праздника. Смотреть фото сретение господне история возникновения праздника. Смотреть картинку сретение господне история возникновения праздника. Картинка про сретение господне история возникновения праздника. Фото сретение господне история возникновения праздника

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«. Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. »

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец.

...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

Поэзия:

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Источник

Праздник Сретения Господня

Вступительное замечание

По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив­шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво­рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине­сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его ( Мф. 5: 17 ), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем­ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за­кона, который существовал в то время среди народа еврейского.

Каждый новорожденный младенец мужеского пола у Евреев подвергался обрезанию крайней плоти в восьмой день после рождения и Христос был обре­зан в восьмой день по рождении Своем ( Лк. 2: 21 ).

В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный испол­нитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иеру­салимский. Это последнее событие – принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и по­читается Православною Церковью дванадесятым празд­ником «Сретения Господня».

Обряд обрезания среди народа еврейского

Из истории детства Иисуса Христа евангелисты рассказывают только о четырех событиях: об об­резании в восьмой день после рождения Его ( Лк. 2: 21 ); принесении Его во храм в сороковой день ( Лк. 2: 22 – 39 ); поклонении волхвов и бегстве в Египет ( Мф. 2: 1 – 15 ).

«По прошествии восьми дней, когда над­лежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде за­чатия Его во чреве» ( Лк. 2: 21 ).

Обрезание, совершенное над Богомладенцем Иису­сом в восьмой день по рождении Его, было одним из священных действий Ветхого Завета, установленное Самим Богом. Оно служило памятником завета, заключенного Богом с родоначальником еврейского народа – Авраамом ( Быт. 17: 10 ) и подтвержденное потом через Моисея.

Этот священный обряд состоял в обрезании камнем или каменным ножом ( Исх. 4: 25 ) крайней плоти младенца, что составляло знак вечного завета Божия с потомством Авраама. Обрезание, подобно крещению в христианской Церкви, служило дверью, вводящею обрезанного в общество еврейского народа Божия. По высокому значению своему, обрезание было вменяемо в обязанность всем вступающим, в об­щество народа Божия, не исключая рабов и домочад­цев ( Быт. 17: 10 – 14 ).

Каждый еврей мог совершать обрезание, но пре­имущественно – семейства ( Быт. 17: 23 ); в слу­чае нужды обрезание могли совершать даже и жен­щины ( Исх. 4: 25 ). За несоблюдение же обряда обре­зания виновные в этом осуждались на лишение жизни ( Быт. 17: 14 ).

Обрезание служило отличительным признаком народа Божия, отделяя его от всех других народов, и глубоко уважалось евреями, как знак народного превосходства ( Быт. 34: 4 ; Нав. 5: 2 ; Суд. 14: 3 и др.).

Вместе с тем этот обряд имел другое нрав­ственное значение, указывая на внутреннюю потреб­ность духовной чистоты и святости, которые должны отличать избранный народ от других народов ( Втор. 10: 16; 30:6 ).

Получив свое начало в лице Авраама, закон обрезания был подтверждаем на Синае ( Лев. 12: 3 ); и сам Моисей дознал необходимость его потому что Бог угрожал и ему смертью за необрезание сына его ( Исх. 4: 24 ).

Имя, принятое Божественным Младенцем при обрезании, означало, что рожденный есть Спаситель или Искупитель грешного рода человеческого, как изъяснил Ангел ( Мф. 1: 21 ). Какою силою облечено было это благодатное имя, видно как из обетований Самого Спасителя (Мат. 10:20; Мар. 16: 17 ; Ион. 14: 14 ), так и из деяний св. апостолов, творивших этим именем знамения и чудеса ( Деян. 4: 30 ) и почерпав­ших в нем силу для своей спасительной пропо­веди.

Обрезание Господне Православною Церковью празд­нуется 1-го января, как, один из великих (хотя не дванадесятых) праздников.

Сретение Господне

Вторым событием из детства Иисуса Христа было принесение Его сорокодневного от рождения во храм Иерусалимский.

В народе еврейском во времена ветхозаветные все перворожденные дети мужеского пола, по заповеди Божией, должны были посвящаться на служение Богу. Эта заповедь Божия дана была по случаю чудесного избавления от смерти первенцев Еврейских при выходе Евреев из Египта.

Избранный народ Божий, изнемогая под Египет­ским игом, в молитвенном вопле взывал к Богу отцов своих о своем освобождении. Господь, услы­шав этот вопль, внушил Моисею требовать от фараона освобождения народа еврейского. Но когда ни кроткие убеждения его, ни видимое предстательство Божие за Евреев не тронули сердца фараона, тогда Всемогущий Господь, желая наказать ожесточенное упорство фараона и явить милость Свою к избран­ному народу Своему, чудесным образом поразил смертью всех первенцев египетских, пощадив при этом всех первенцев Еврейских ( Исх. 13: 12–16 ). В благодарность Богу за спасение своих первенцев, евреи и должны были отдавать их Богу на служение при скинии ( Исх. 13: 2 ).

В последствии вместо первенцев Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое и служило Ему при скинии, а затем и храме. А перворожденные младенцы мужского пола в сороковой день обыкно­венно приносились в храм Иерусалимский. Здесь они искупались все, кроме младенцев из колена Левиина, от служения Богу особою платою, которая состояла из пяти сиклей серебра и поступала на содержание служащих при храме ( Числ. 3: 47; 18: 16 ; Исх. 13: 13 ). Еврейский сикль равняется четырем драхмам, а драхма = 22 ½ коп. серебра, отсюда сикль = 90 коп. Сле­довательно цена выкупа за первенца мужского пола равняется на наши деньги 4 р. 50 к. 3 Выкуп про­изводился и за младенцев женского пола и равнялся 3 сиклям еврейским, на наши деньги 2 р. 70 коп.

«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его во Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужскаго пола разверзающий ложесна (новорожденный), был посвящен Господу» ( Лк. 2: 22 – 23 ).

Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих. Но, как пришедший на землю не на­рушит закон, а исполнить, то он и исполняет его со всею точностью.

Преблагославенная Мария принесла Своего Пер­венца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении.

«Чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк. 2: 24 ).

В храме Иерусалимском, как единственном в то время святилище, в часы молитв и жертвоприно­шений собиралось много народа. И в то время, когда Пресвятая Дева с обручииком Своим Иосифом при­несла сюда своего Божественного Младенца, дворы храма наполнены были толпами молящихся, среди которых находились праведный Симеон и пророчица Анна.

Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Бедность не позволила им даже принести в жертву овна, а при­несли они две горлицы, или двух птенцов голуби­ных. По-видимому, все было обыкновенно, и ничто не отличало святого семейства от других бедных семейств, пришедших во Иерусалим для испол­нения того же долга. Но не так совершилось на самом деле. Как в Вифлееме пастухи и восточные волхвы, или мудрецы, наставленные чудесным обра­зом, явились проповедниками славы дивного рождества единородного Сына Божия, благоволившего об­лечься в естество человеческое: так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого таинства. Праведный Симеон и пророчица Анна возвещают, о тайне, проповедуют наступление спа­сения, и прославляют Иисуса, Спасителя мира.

«Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2: 25–26 ).

В то время, когда Пречистая Дева Матерь пред­стала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как – бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии. Имя Симеон означает услышание ( Быт. 29: 33 ).

Старец Симеон был человек праведный, бла­гочестивый, исполненный даров Св. Духа, глубоко понимающий Св. Писание, и всем сердцем ожидав­ший обещанного Избавителя мира. Он ожидал первого пришествия Христа подобно тому, как истин­ные христиане, исполненные благодати Св. Духа, ожи­дают второго страшного пришествия Христа, когда Он со славою придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. И вот в награду за это ожидание и святую благочестивую жизнь Си­меона, ему обещано было Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Древнее Церковное предание свидетельствует, что Симеон получил это обещание за 270 лет до Рож­дества Христова при следующих обстоятельствах.

Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано–как, когда и где? Это, вероятно, потому, чтобы и вера и упование старца не ослабли, но постепенно увеличивались, дабы он достойным обра­зом мог встретить Христа. Можно судить, чем сделалась после этого жизнь для Симеона, прожив­шего весь предел земной жизни, уставшего от жизни, исполненной множеством своих и народных испытаний; загорается у него сильнее, чем когда – либо, живая надежда избавления; с каждым часом он ожидает явления в мир давно желанного Мессии, с каждым восходом солнца старец ожи­дает востока с высоты, а с каждым заходом – вспоминает о своем западе и чем ближе к концу склоняется его жизнь, тем живее и напряженнее становится его ожидание. Когда Иисус был прине­сен в 40-й день Св. Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Духа.

Пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Мла­денца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взяв Его на руки, благословил Бога и сказал» ( Лк. 2: 27, 28 ).

Праведный Симеон в это время жил за горо­дом, в предместии Иерусалима; по старости лет и слабости здоровья он уже не посещал храма, как раньше, но по внушению Духа Божия сегодня соби­рается с последними силами, идет в храм для встречи Богомладенца Иисуса, так как он полу­чил откровение, что Матерь Божия принесет Мла­денца в храм, чтобы представить пред Господа ( Лк. 2: 22 ).

Видя эту картину, праведный Симеон на мгнове­ние останавливается в немом благоговении пред чудным Младенцем, который сиял, как лучезарный столп на руках Своей Матери. Затем Боголепный старец Симеон, благословив Бога, берет Мла­денца себе на руки, он не целует Его, не ла­скает Его, как делают обыкновенно с детьми: он держит Его только пред собою и с любовью и радостью смотрит на Него, потому что это его Спаситель, его утешение и мир. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Дух Святой открывает ему в сем Мла­денце обетованного Мессию, и святой, убеленный сединами старец, подобно лебедю, поющему свою последнюю песнь, объятый священным восторгом, произносит свой чудный предсмертный гимн.

«Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычни­ков, и славу народа Твоего, Израиля» ( Лк. 2: 24 – 32 ).

Какие чистые и возвышенные мысли о Спаси­теле высказывает в своем священном гимне праведный Симеон. Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу, – от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Видит в Нем и славу народа Израиль­ского, так как Спаситель мира среди этого народа жил, учил, творил чудеса и из него же избрал апостолов – просветителей вселенной.

«Иосиф же и Матерь Его дивились ска­занному о Нем» ( Лк. 2: 33 ). Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон.

Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Сколько высоких мыслей, сколько глу­боких чувствований, сколько благоговения возродилось в душе Богоматери при этих пророческих словах. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!

После слов, сказанных святым родителям Си­меоном, являет присутствие свое во храме, престарелая пророчица Анна, которая также указывала мно­гим на Богомладенца Иисуса, как на обетованного Мессию Христа.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Ассирова, достиг­шая глубокой старости, проживши с му­жем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2: 36 – 38 ).

Вторым свидетелем столь дивного события явле­ния в храм Иерусалимский Богомладенца Иисуса была пророчица Анна. Святая Анна пророчица, дочь Фануилова, происходила из колена Ассирова, кото­рое отличалось богатством, силою и, вместе с тем, кротостью и миролюбием ( Быт. 49: 20 ; Втор. 33: 24 – 25 ). От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Не до­вольно было евангелисту сказать: «проживши с му­жем семь лет», но он прибавляет «от девства своего». Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния.

Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события – явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Приходит во храм согбен­ная от старости и постоянного поста старица, и ее сердце забилось. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. семейства, и не только здесь во храме, но и везде, где только были люди, жившие верою в Иисуса Христа и ожидавшие Его скорого явления для спасения людей.

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею в го­род свой Назарет» ( Лк. 2: 39 ).

Святое семейство с Божественным Младенцем Иисусом возвратилось из Иерусалима в город Вифлеем. А отсюда, избегая преследования Ирода, Иосиф, по откровению от Ангела, берет Младенца и Матерь Его и уходит в Египет ( Мф. 2: 14 ).

Эта страна, бывшая некогда убежищем для де­тей Иакова, теперь поступила убежищем для Бого­младенца, скрыв Его от убийц царя Ирода. После смерти Ирода, Господь воззвал Сына Своего из Египта ( Мф. 11: 19 – 21 ), подобно тому, как Он раньше вывел сынов Израилевых из Египта и ввел их в землю обетованную. По возвращении из Египта Иосиф и Мария отправились в Галилею, в род­ной свой город Назарет (Лук, 2: 39), да сбудется реченное чрез пророков, что Он (Христос) Назореем наречется ( Мф. 2: 23 ).

В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2: 52 ). Здесь то в тиши семейной, вдали от шумной сто­личной жизни, вдали от земной и ложной учености, Иисус Христос готовился к великому служению, которое Он принял на Себя, как исполнение воли Отца Небесного.

Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Сама Пресвя­тая Дева Матерь и Св. Иосиф удивлялись, как говорит евангелист: «и бе Иисус и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем» ( Лк. 2: 33 ). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, а по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Господа, а Иосифа попечителем Её. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. С одной стороны, торжественная в храме встреча Христа и пророче­ское приветствие Симеона, с другой стороны, явление в Иерусалиме восточных мудрецов, вопрошающих: где родившийся царь Иудейский ( Мф. 2: 2 )? напол­няют молвой весь многолюдный Иерусалим; молва доходит до ушей царя Ирода. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. Одни ищут рожденного Христа, чтобы принести дары, как Царю и Господу Своему, и поклониться Ему; другие встревожились Его явлением, ищут Его по­губить, как, напр., Ирод царь.

После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.

По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев.

Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, Который устами псалмо­певца Давида взывал: к Тебе привержен есть от чрева Матери Моея ( Псал. 21: 119 ), приносится для особого посвящения Господу. Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.

По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего. С молитвами о мла­денце соединяются молитвы и о самой матери, дабы восстановить ее союз с Церковью, прерванный бо­лезнями.

История праздника

В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня.

Об этом празднике упоминают свв. Отцы Церкви III, IV и V века. В III в. о празднике Сретения говорит Мефодий Тирский или Патарский, в своем слове о Симеоне, Анне и Богоматери. В IV в.–св. Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, св. Амфилохий епископ Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. В V в. – Феодот епископ Анкирский. Из этого же века Право­славная Церковь имеет песнопения на день Сретения, изложенные Анатолием, епископом Константинопольским. 25 Но за все это время праздник Сретения Господня не был всеобщим, и не составлял большого церковного торжества. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю.

В конце октября месяца 542 года в Константинополе и прилежащих к нему областях появилась страшная моровая язва, длившаяся три месяца и от которой ежедневно умирало от 5 до 10 тысяч чело­век. Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными. Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании. Тогда Гос­подь открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ, прекратятся, как скоро установлено будет торжественное празднование Сре­тения Господня. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. И когда наступил второй день февраля 543 года и совершено было торжественное церковное празднество со всенощ­ным бдением и крестным ходом, моровая язва прекратилась. Вслед за этим греческий император Юстиниан повелел по всей империи день этот причислить к торжественнейшим дванадесятым празд­никам Церкви.

Свв. Отцы и Учители Церкви своими бессмертными трудами украсили Богослужение настоящего празд­ника соответствующими событию молитвословиями и песнопениями, которыми и доселе Православная Цер­ковь восхваляет празднуемое событие. Так, стихиры на Господи воззвах – произведение Германа, патриарха Константинопольского и Иоанна Дамаскина; стихиры на Литии – творчество Анатолия, патриарха Константинопольского, Иоанна Монаха, Андрея Пирра, Германа и Андрея Критского. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Составле­ние всего канона на этот день принадлежит Козьме, епископу Маиумскому. Из хвалитных стихир последняя принадлежит Герману, а остальные неиз­вестно кем написаны.

Богослужение праздника

Сретение Господне в Православной Церкви празднуется 2-го февраля и, по уставу Церкви, принадле­жит к числу дванадесятых Богородичных праздников. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскре­сенье, воскресная служба опускается. Иногда празд­ник этот называется – Сретением Пресвятой Бого­родицы. 26

Последнее наименование праздника дает большее право причислить настоящее событие к числу двана­десятых Богородичных праздников. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм. Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому. Главным действующим лицом настоящего священно – исторического события является Богоматерь, а отсюда и празднуемое событие должно отнести более к Ней, чем к Богомладенцу Иисусу, что и увидим ниже из богослужебных песнопений на сей день.

Еще с 15 января Церковь начинает напоминать чадам своим о приближении праздника (Сретения Господня пением ирмосов этого праздника «Сушу глубокородительную землю».

Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 2-го фе­враля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. Если же сам праздник случается в первые дни Великого поста, то церков­ное празднование переносится на предыдущее воскре­сение пред постом и тогда попразднственных дней не бывает.

На всенощном бдении праздника читаются три паримии: первая ( Исх. 12: 51; 13: 1 – 3; 13: 10 – 16 ; Лев. 12 ) об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Исаии 16) о духовном очищении от грехов, виденном пр. Исаиею в прикосновении горящего угля к устам Исаии; третья (Исаии 19: 1 – 21) о видении Исаиею Египта, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения египетские от лица Его и ведом будет Господь Египтянам: что вскоре после Сретения Го­спода действительно и исполнилось, когда Он с Мариею, Матерью Своею, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

Евангелие на всенощном бдении читается от Луки (2: 25 – 32) и оканчивается словами праведного старца, что он видел «Свет во откровение язы­ком, и славу людей твоих Израиля».

В день 2-го февраля на литургии читается Апо­стол – послание апостола Павла к Евреям (7: 7 – 17) о вечном превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову пред священством ветхозаветным. Евангелие на литургии читается от Луки (2: 22 – 40).

В некоторых местах пред началом литургии, в воспоминание избавления от моровой язвы, бывшей в 542–543 гг., исходят с литиею вне обителей и, но время крестного хода, поют стихиры и канон праздника.

Как на особенность в совершении Богослужения можно указать следующее. Хотя Сретение принадле­жит к Богородичным праздникам, но в этот день, как бывает в праздник Господень, поло­жено – «входное», после которого поется тропарь и кондак праздника; но праздничные антифоны не положены, а поются изобразительны с блаженными, после же служб – всенощной и литургии положен особый отпуст, как и в праздники Господни.

На другой день Сретения – 3-го февраля Церковь совершает память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Общая нравственная мысль описываемого нами праздника – внушение смирения и беспрекословного повиновения воле Божией. В частности поступок родителей Иисуса Христа научает всех родителей тому, что они должны прежде всего обращаться с плодом благословения Божия к Богу, Который один дает дыхание и жизнь, и в деснице коего заклю­чается вся участь человека. Пример Преблагословенной Матери Сына Божия, исполнившей, подобию обык­новенным женам, обряд очищения, внушает каждому из нас заботиться об очищении себя от вся­кой скверны плоти и духа, каковым сквернам мы действительно более или менее подвергаемся.

Народные обычаи в день Сретения

В некоторых местах России существует обычай в день Сретения освящать в церкви воду от «пристрита», т. е. от сглаза – дурной встречи с чело­веком, могущим причинить своими глазами вред встретившемуся. Всякая болезнь человека и живот­ных, необъяснимая и непонятная для простолюдина, относится им к области «пристрита» и лечится чрез кропление Сретенской водой и впрыскивание солью; этою же водою вспрыскивают при самом рождении дитя и животное, чтобы предупредить над ними «пристрит». Началом этого обычая, может быть, послужило известное в древне – христианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца, в противодействие суеверным не христианским обрядам, которыми сопровождались празднования новомесяца. Непонятно, почему именно Сретенской, а не Богоявленской воде приурочено исключительное значение и действие от «пристрита». Думают, что на это имело влияние самое название праздника – Сре­тение, т. е. встреча, откуда «пристрит». Во всяком случае вера в «пристрит» есть суеверие, и освя­щение воды от «пристрита» есть поддержка этому суеверию. Тем менее имеет для себя это освяще­ние оснований, что церковным уставом не установ­лено торжественное и нарочитое освящение воды в день Сретения.

Что касается магического значения человеческих глаз вообще, то явление это наблюдается у разных народов и даже в самом священном писании. По этому вопросу подробную справку дает о. Архиман­дрит Мефодий (Великанов) в статье: «Молитвы св. Церкви жене-родильнице».

– «У разных народов глаза с заключающеюся в них какою-то магнетическою, магическою силою могут служить и служат поводом к соблазну, прель­щению, чарам, порче, и т. п. Недаром великий наш поэт и знаток сердца человеческого по отношению к женщине (ам) сказал: «Твои (ваши) плени­тельные очи яснее дня, темнее ночи». По словам пророка Исаии «вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием («стрелянием») очес. и ногама купно играющия» (Исаии 3: 16). По народному же поверью следует опасаться вообще всякого «злого глаза», недоброго, лихого человека. Он может «сглазить». Средством против этого «сглазу» служит для народа «вспрыскивание чрез уголек».

Сильное влияние, или воздействие, при посредстве глаз на других наблюдается у многих знаменитых людей. Известно, что у Петра Великого были гениаль­ные, «прядающие» глаза. У великого князя Иоанна Третьего были такие проницательные, «магнетические» глаза, что робкие, нервные женщины, по свидетель­ству Карамзина, падали в обморок при взгляде на них государя. Император Николай Первый тоже имел пронзительные, «острые» глаза. Многие лица трепетали пред жгучим, «магическим» взором приснопамятного святителя Московского Филарета.

Подобная являемость усматривается в нашей эпи­ческой поэзии и вообще в разных родственных между собою арийских языках: «отверзлись (у пророка) вещия зеницы, как у испуганной орлицы» (Пуш­кин). Имя древне – русского князя «Димитрий» сопро­вождается украшающим эпитетом Грозные – очи. В скандинавской мифологии, в Эдде, встречается выражение: «Sigurdr ormr I anga» = 3игурд с змием в очах. То же воззрение лежит в основе гре­ческих речений: «δράχων» (одного корня с глаголом δέρχω, δέρχομαι = взирать, смотреть) и οφβαλμòς = глаз (‘όφεως + λαμυοζ = жилище змия 29 ).

Нравственно испорченной природе человека есте­ственно отражаться в глазах: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь. ( Мф. 7: 3 – 5 ); «С тех пор, как Вечный Судия мне дал всеведенье про­рока, в очах людей читаю я страницы злобы и порока» (Лермонтов). Значит, истинно вековечное мудрое изречение: «Глаза (sive лицо) есть зеркало души». Нечистая и сожженная совесть у людей ха­рактеризуется нередко дико блуждающими или не прямо смотрящими в лицо очами, или же так назы­ваемыми «кровавыми мальчиками». Адам и Ева, пре­ступившие заповедь Творца своего и мучимые укоряющею совестью, не могли более лицезреть Господа Бога, убоялись и скрылись от лица Его между де­ревьями рая ( Быт. 3: 6, 8 ). «Как молотком стучит в ушах упреком, – Борис Годунов,– и все тошнит и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах» (Пушкин). После всего сказанного касательно «глаз» сами собою становятся понятными слова молитвы о жене-родильнице: «со­блюди ю. ей Господи, от ревности и зависти, и от очес призора». Здесь изобра­жается исконное поверье и некую таинственную для людей силу глаз.

На северо-западе праздник Сретения известен под именем громниц, от обычая в этот день освящать в церкви свечи, называемые громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых ча­родеями или волшебницами. Эти свечи дают и уми­рающим для поражения и отогнания сатаны. Просто­людины этими свечами в день Сретения обжигают друг другу крестообразно на голове волосы в пре­дупреждение и излечение головной боли. Все эти воз­зрения на значение Сретенских свечей достаточно говорят против обычая освящения их в церкви.

В виду приведенных заблуждений и суеверий простого народа касательно великого дванадесятого праздника «Сретения Господня», не мешает кому следует обратить особенное внимание на заблуждаю­щихся пасомых и не только устною проповедью, но и кратким печатным словом укрепить в умах и сердцах простого народа истинное понятие о на­званном празднике.

История второго Иерусалимснаго храма от его основания и до последних дней

Перенесемся мысленно к тому второму храму Ие­русалимскому, в который впервые внесен был со­рокадневный Богомладенец Иисус и посмотрим, что представлял собою храм в то время, когда праведный Симеон встретил Господа, и что нахо­дится в настоящее время на месте древнейшего еврейского святилища.

В то время, когда родился и жил на земле Господь Иисус Христос, в Иерусалиме стоял об­ширный великолепный так называемый второй Иерусалимский храм, построенный Заровавелем, после возвращения евреев из плена Вавилонского, на месте прежнего, разрушенного Навуходоносором, храма Соломонова. По сведениям, сохранившимся в книгах Ездры и Неемии, а также в повествованиях книг Маккавейских и в замечаниях Гетакея, приводимых Иосифом Фланием в его сочинении, храм Заровавеля построен, как выше было за­мечено, на месте Соломонова храма, потому же плану, но в меньших размерах. Определенный стиль но­воустроенному храму вавилонские пленники заимствовали частью из воспоминаний о Соломоновом храме, частью из сохранившихся до них значительных его развалин. Хотя и значительно по объему умень­шен был храм Заровавеля, но имел два двора, внешний и внутренний, с притворами, хранилищами богослужебных принадлежностей и помещениями от­дельных лиц, имевших отношение к храму. Уже Неемия упоминает здесь помещение первосвящен­ника Елияшива; помещение Товии, внука первосвященника, его жены и детей, переделанные из кладовых. Эти помещения главным образом были во внеш­нем дворе, особенно у ворот с притворами, охра­нявшимися по древнему обычаю левитами. Ворота, как и в Соломоновом храме, были на всех четы­рех сторонах.

Во внутреннем дворе стоял жертвенник, по­строенный, согласно с законом Моисея, из нетеса­ных белых камней в виде четырехугольника 20 локтей длины и ширины и 12 локтей высоты. Сам храм был построен, как и Соломонов, из боль­ших камней и дерева; камни были те же самые, которые входили и в стены Соломонова храма, а дерево, сгоревшее при пожаре храма, во время его разрушения, было заменено новым. В первом от­делении храма, подобно как и в скинии Моисея, находился, по свидетельству Гетакея, один жертвен­ник каждений и один светильник, а по свидетель­ству 1 Макк, жертвенник фимиамов, светильник и трапеза хлебов. Но существенное отличие храма Заровавеля от Соломонова и далее от скинии Мои­сея представляло внутреннее отделение храма. Хотя, по древнему образцу, место, соответствовавшее святому святых, и здесь было отделено завесою, как завесою же закрывался и вход в первое отделение храма, но бывших некогда здесь священных при­надлежностей – ковчега с очистилищем и херувимами, теперь здесь не было. Таким образом, ковчег завета был только один для всего ветхозаветного периода, и его потеря, во время вавилонского плена, не могла быть вознаграждена другим ковчегом. Утвердилось верование, что ковчег завета вместе, с другими остатками скинии Моисеевой, хранившимися при хра­ме Соломоновом, во время разрушения Иерусалима, по повелению Божию, был сокрыт пророком Иере­миею в некоторой ближайшей пещере, где он должен был оставаться в неизвестности до последних времен; так как, по этому верованию, ковчег Мои­сеев не переставал невидимо присутствовать среди народа, то какому либо новому ковчегу не было места. Святое Святых после пленного храма было совер­шенно пусто; на том месте, где некогда стояли херувимы и ковчег завета, виднелся ничем не покры­тый простой камень. Указывая на этот камень, свя­щенники говорили: «там, под скалою, глубоко, в земле, есть пещера, а в пещере стоит сокрытый от человеческих взоров ковчег завета». Во вся­ком случае, тяжелая картина пустоты Святаго Свя­тых давала знать имеющим очи видеть, что второй Иерусалимский храм был святилищем осиротелым, что народ Иудейский, хотя и возвращенный из плена, не возвратил всего прежнего благоволения Иеговы. Известно, что начатый постройкою в 534 году, храм Заровавеля, после многих препятствий к постройке, был, наконец, окончен в шестом году Дария Гистаспа в месяце Адаре, в третий день месяца (516 г. до Р. X.).

Так как храму Заронавеля много не доста­вало в сравнении с Соломоновым храмом, то и после его постройки продолжались в нем разные дополнительные работы, по образцу того же храма Соломонова. Особенно большие работы были произве­дены первосвященником Симоном праведным. Во время Симона дворы храма сравнялись с простран­ством дворов первого храма во всех пунктах. Кроме того Симоном были возобновлены некоторые сосуды, не достававшие второму храму. Им было сде­лано медное море по образцу Соломонова, место кото­рого до селе заменял большой каменный сосуд для воды или далее одно из водохранилищ по дворе храма. В связи с медным морем стоит исправ­ление Симоном водопровода, имевшего значение для храма. По всей вероятности, Симоном были сде­ланы и золотые венцы и другие золотые украшения, бывшие в притворе храма. В описании Соломонова храма венцов мы не встречали. Вероятно они были сделаны теперь.

Далее следует целый ряд опустошений Иерусалимскаго храма и затем его исправлений, при чем каждый раз прибавляется нечто новое в видах укрепления и украшения храма. В одно из таких исправлений храма получил происхождение особенный праздник: «обновление храма». Самое большое опустошение в храме было произведено Антиохом Епифаном; все сокровища и сосуды храма были в то время похищены, а самый храм осквернен идолослужением, на большом каменном жертвеннике Заровавеля был поставлен малый жертвенник Юпитера Олимпийского.

Восстановление храма последовало при Иуде Мак­кавее. Он построил новый жертвенник всесож­жений из новых камней, а камни жертвенника, оскверненного Антиохом, разобрал и сложил в особом месте во дворе храма, где они оставались во все время существования храма. Затем были сде­ланы Иудою остальные священные сосуды; фронт храма опять был украшен золотыми венками, к которым прибавлены еще щиты, как символ переживаемого беспокойного времени. Приведен был также в порядок и внешний двор, и окружающие его стены, пострадавшие в разных местах, были снова исправлены и возвышены. Затем стены внеш­него двора снова были повреждены Антиохом V Евпатором и опять восстановлены Ионафаном Маккавеем, и особенно Симоном Маккавеем. Нако­нец, при завоевании храма Иродом великим была сожжена западная галерея внешнего двора и храм осквернился кровопролитием. Но Ирод, чтобы из­гладить свои проступки и желая угодить евреям, капитально перестроил храм Заровавеля, велико­лепно украсил его, употреблявши на постройку самые лучшие строительные материалы и громадные камни в сорок локтей длины. Об этих то кам­нях и сказал Господь ученикам, обращая взор Свой к Иерусалиму, что настанет время, когда от этой колоссальной постройки не останется камня на камне.

Таким образом первым побуждением к пере­делке храма для Ирода было желание исправить те повреждения, какие он сам сделал на святом месте, и которых не могли ему простить не только ближайшие служители храма, но и весь народ. Но это естественное побуждение реставрировать храм, в планах Ирода слилось с другими честолюби­выми побуждениями – создать себе в истории славу Соломона, строителя храма, наложить на храм пе­чать своего вкуса, и чрез реставрацию храма высту­пить в глазах народа исполнителем пророчества Агея о имеющем открыться величии второго храма, понятом Иродом в смысле внешнего великолепия.

Не будем детально касаться внешнего пере­устройства Иродом храма: поднятия его стен в высоту, устройства его крыши и дворов, так как подробное описание займет слишком много времени и места в описываемом нами событии. Заметим только, что реставрированный Иродом храм принял вид большого великолепия, сравнительно с прежним храмом, а величина дворов и объем самого храма достигли в полном составе площади Соломоновского храма. Что же касается внутренней отделки храма, то предание указывает, кроме принадлежностей богослужения и сосудов, только отдель­ные украшения, которые были развешены здесь, не зависимо от архитектурной отделки храма.

Внутри притвора богослужебным законом не предписывалось содержать какие-нибудь богослужеб­ные сосуды. Но в период Иродова храма здесь находим два мраморных стола; один по правую, дру­гой по левую руку. По позднейшему преданию здесь, в притворе, еще висел меч, сделанный из таланта золота с надписью: «дерзнувший взойти сюда иностранец да будет казнен смертью». Из при­твора в залу святого вела, так называемая «вели­кая дверь». Название «великой двери» дано ей только для отличия от находившейся рядом с нею малой боковой двери.

Не смотря на свое сложное устройство «великая дверь» храма закрывалась еще снаружи богатейшею завесью, висевшею на золотом пруте и состоявшею из четырех цветов завесы скинии с новыми изо­бражениями небесных звезд; Иосиф Флавий назы­ваете выделку этой завесы вавилонскою. Некоторые исследователи относят к внешней завесе храма, а не к завесе святаго святых Евангельское свиде­тельство о завесе, раздравшейся на двое сверху до низу в час смерти Иисуса Христа, на том основа­нии, что чудесные явления этого часа совершились на глазах всех, а между тем раздрание одной вну­тренней завесы пред святым святых не было бы заметно народу и было бы чудом для одних свя­щенников.

Об украшении самого помещения храма Иосиф Флавий делает только общее замечание, что Тит, осмотрев его, нашел, что оно превосходит все описания; но в чем состояло его великолепие Иосиф не показывает. Резные изображения херувимов на сте­нах были разве только на некоторых выдающихся пунктах, потому что вся внутренность храма белилась перед Пасхою. Следовательно и золотой обкладки, какую имели стены Соломонова храма, здесь не было. Среди храма висела большая виноградная кисть из золота. Что касается богослужебных принадлежностей средней части храма, то стол и светильник, увеличенные в числе Соломоном, теперь снова были сокращены до того минимума, который был назначен Моисеем для скинии; они стояли на 26-м локте от входа, один по правую, другой но левую сторону храма. Замечательно, что жертвенника каждений римские по­бедители, ворвавшиеся во храм, не нашли. По крайней мере в числе трофеев, взятых Титом из Иеру­салимского храма, упоминается только светильник и стол предложений. И на арке Тита в Риме нет жертвенника каждений. Нужно думать, что он, как наиболее драгоценный сосуд, был сокрыт священ­никами где-нибудь в подземельях храма во время осады Иерусалима. Но важнейшим трофеем, взятым из Иерусалимского храма, Тит считал свиток Иудейского закона. Внутреннее отделение храма или святое святых не получило никаких украшений и в храме Ирода было совершенно пусто. Если по преданию здесь были херувимы, то не херувимы, осе­нявшие ковчег, а вероятно резные изображения на стенах, сделанные по примеру Соломонова храма, так как ковчега завета здесь не было.

Начавшийся постройкою в 18 году царствования Ирода, храм строился полтора года в своем глав­ном корпусе, отделка же дворов продолжалась 8 л. Таким образом торжественное освящение храма нужно полагать зимою 12-го года до Р. Христова. Но объявленное официально окончание постройки храма не было полным окончанием. Некоторые работы про­должались в нем еще очень долго, до прокуратора Альбина, 62 или 64 года по Р. X. В этот то реставрированный Иродом второй храм Иерусалимский и внесен был сорокадневный Богомладенец Иисус, где принял Его на руки свои праведный, маститый старец Симеон, получивший от этого название Бо­гоприимца. Проследим кратко дальнейшую историю второго храма Иерусалимского до его окончательного разрушения и посмотрим на площадь бывшего храма в настоящее время.

Площадь храма с её постройками в настоящее время

Не долго суждено было стоять ветхозаветному храму по его обновлении Иродом. В 70 году по Р. X. ис­полнилось над ним пророчество Иисуса Христа. Тридцатого апреля Тит, уже владевший так назы­ваемою третью и второю стеною Иерусалима, обратил свои усилия против храма и прежде всего против башни Антония, столь ненавистной иудеям прежде, но теперь представлявшей последний оплот спасения. Сильные наступательные движения римлян были сначала успешно отражены евреями; но чрез два месяца, 23-го июня, крепость Антония была уже в руках римлян. Впрочем внешний двор храма вме­сте с этим не перешел еще во власть римлян, и только 15 и 16 июля римляне с большими поте­рями овладевают западною и северною частью внеш­него двора. Теперь осажденные заключились во внут­реннем дворе храма. Двадцать первого августа рим­ские стенобитные машины были придвинуты к север­ной стороне, внутреннего двора и после шестидневной работы не принесли ни какого вреда стене и воротам. Но 3-го сентября один римский воин, подня­тый своими товарищами, успел незаметно для заклю­ченных вбросить в высокое окно одной из камер двора горящую головню, которая скоро зажгла камеру, а затем и всю окружность внутреннего двора. Среди произошедшего при этом между осажденными смятения, римляне проникли в последнее убежище Иудеев и, не смотря на желание Тита сохранить храм, сожгли его, как говорить Иосиф Флавий, в тот самый день, в который первый храм был сожжен вавилонянами.

От разрушения Иерусалима Титом до императора Адриана ветхозаветный храм был грудою развалин, в которой однако ж ясно можно еще было отличить значительную часть каменных стен корпуса храма, дворовых камер и наружной стены. Сюда заходили для сетования и молитв иудейские книжники. Первое свидетельство о так называемом плаче евреев на развалинах храма, продолжающемся до ныне, нахо­дим у Иосифа Флавия, который говорит о некоторых старцах, сидевших на пепелище храма и оплаки­вавших его участь.

Император Адриан, который, изгнав из Иеру­салима всех без исключения иудеев и запретив им под страхом смерти приближаться к городу и храму, основал здесь римскую колонию Элия Капи­толина, а развалины храма Иеговы переделал в храм Юпитера Капитолийского.

С воцарением императора Константина Великого, храм Юпитера в Иерусалиме был разрушен, и опять площадь храма обратилась в огромное поле развалин. И только чрез вековое безмолвие, царство­вавшее на площади разрушенного ветхозаветного храма при императоре – богоотступнике Юлиане было приступлено к возобновлению древнейшего храма. По распоряжению Юлиана было собрано много пожертвований от иудейских общин для постройки святилища по его древнему плану. Но едва было приступлено к закладке оснований, как страшное землетрясение, соединенное с извержением пламени из древних катакомб храма, навело такой ужас на работников храма, что уполномоченный по постройке, Алипий, при­нужден был оставить свое предприятие в самом начале. Явление было понятно всеми, не только христианами, но и язычниками и иудеями, как выражение небесного гнева, так как Иисус Христос предска­зал бывшему храму всегдашнее разрушение.

В VII в. по завоевании св. града Калифом Ома­ром, арабы магометане связали это место с именем Магомета и, сделав его своим третьим, после Мекки и Медины, святилищем, воспретили вход христианам под страхом смертной казни. Только в прошлом столетии после посещения площади храма Соломонова великим князем Константином Николаевичем доступ туда христианам был открыт. Вся обширная площадь до 1½ версты в окружности, вымощена ши­рокими каменными плитами и обнесена с восточной стороны древнею стеною, а с остальных сторон разными частными домами.. В восточной стене нахо­дятся, ныне заложенные, золотые ворота, стоящие, по преданию, на месте тех врат, чрез которые Спа­ситель торжественно вступил в Иерусалим пред своими крестными страданиями. По средине площади возвышается восьмиугольная, великолепно разукрашен­ная снаружи и внутри, мечеть Скалы или Омара с огромным куполом. Это и есть центр мусульманских святилищ, занявших площадь ветхозаветного храма, называемого у местных арабов Куббет ес – Сахра, т. е. купол скалы, а у еврейских писателей «мечеть Омара» Внутри мечети, посредине находится природная скала, на которой, по преданию, стоял жертвенник пред «святое святых» еврейского храма. Между арабскими надписями, входящими в состав украшений мечети, нельзя не указать надписи, опре­деляющей время построения мечети, решающей все новейшие споры о национальности и религии ее строи­телей: «во имя Бога милостивого и Милосердного! Раб Божий, Обдалла Имам ель – Мамун, повелитель всех верующих построил храм сей в 72 году Гиджары (691 году по Р. Хр.).

Впечатление паломника

Приведенные нами сведения о втором Иерусалим­ском храме, его запустении и окончательном упразднении восполним впечатлениями паломника, посетив­шего площадь древнего храма и находящиеся на ней постройки в настоящее время.

В воскресение, 19 Марта, в конторе русских построек в Иерусалиме объявили подписку желающим посетить «Святое святых», на месте которого теперь находится мечеть Омара и огражденный двор при ней. Для наших паломников, конечно, не инте­ресны мусульманские мечети, но им дорого то место, где стоял священный храм Соломонов, а главное где находилось «Святое святых», в которое имел доступ только один раз в год первосвященник. Сколько я мог заметить русский богомолец постольку чтит библейские места, поскольку они связаны с новозаветными событиями; так, при воспоминании храма Соломонова, они не говорят о том, что в нем стоял Ковчег завета, что в нем являлась «Слава Господня» и друг. Нет, они приурочивают к «Святому Святых» главным образом священное придание о вхождении в него Божией Матери.

Желающих посетить это святое место оказалось не мало. Каждый должен был предварительно вне­сти в контору Палестинского общества небольшую плату, потому что заведывающие мечетью Омара пу­скали в нее христиан только за деньги. После посе­щения Гроба Господня меня особенно сильно тянуло увидеть, место храма Соломонова, в доподлинности которого не может быть никакого сомнения. Я тоже записался в конторе и мне выдали, как и всем билетик для свободного прохода в мечеть Омара. По числу этих билетиков Палестинское общество платило туркам договоренную плату. После обеда объявлено было, чтобы все, записавшиеся на осмотр «Святаго Святых», собирались к персиковому дереву на дворе Палестинского Общества. Это персиковое дерево очень красивое, тенистое и раскидистое, всегда привлекает к себе массу паломников для отдыха и бесед. Здесь происходит перепродажа вещей паломников, здесь можно услышать пророческую заповедь о кончине мира, здесь же собираются и караваны богомольцев. Когда собралась толпа при­близительно сотни в две паломников, черногорец – кавас (турецкий жандарм) повел ее через весь го­род, мимо храма Воскресения к мечети Омара. Часть дороги проходила по так называемому «Страст­ному пути» и в настоящее время к нему применимо название «страстный», потому что до сих пор нельзя пройти по нем спокойно, без содрогания при виде такого множества слепых, прокаженных, увечных и вообще страдающих от разных болез­ней людей. Все они шпалерами вытянулись вдоль улицы и отчаянно вопят о милостыне – «Я слабу! Я слабу»! (т. е. я слепой!); чаще всего слышится среди общего шума просьба. Но если вы остановитесь и окажете внимание одному убогому человеку, как мигом окружит вас толпа нищих с протяну­тыми руками. Перед стеною обширного двора Омаро­вой мечети произошла задержка. Посылали извеще­ние о паломниках магометанским властям. Тут я заметил горбатенького грека-монаха, который присое­динился к нам в качестве проводника и истолкова­теля святых мест. Я уже имел случай послушать его беседы. Он изъясняется довольно свободно по-русски и приобрел большую сноровку в обращении с нашими паломниками. Прежде чем начать объяснение, он не мало потратил слов на приглашение к тишине. Ему, как видно, надоело ждать перед воротами и он, энергично поговорив с кавасом и с турецкими солдатами, смело двинулся вперед, а за ним вошла во двор вся толпа. Это чисто восточ­ный прием с разными задержками и препятствиями, сколько я мог заметить в своем путешествии по городам Сирии и Палестины.

Кстати о подземелье. Что бы выровнять вершину горы Мориа, на которой предназначался двор для храма, Соломон покрыл это место гигантскими сооружениями, состоящими из множества сводов, а уж поверх их была выровнена на пространстве около двенадцати десятин красивая площадь, извест­ная в настоящее время под названием Харам – Эш – Шериф, т. е. благородное святилище. Подземные своды хорошо сохранились до сих пор и образуют огромное решительно ничем не занятое помещение. Во времена крестоносцев здесь содержались их лоша­ди. Смотря на эти колоссальные каменные сооружения, простоявшие около трех тысяч лет и выдержавшие вероятно не одно землетрясение, невольно вспоми­наешь предсказания пророков об «останке Израиле» ( Ис. 10; 20: 22 ). В нынешнее время, говорит апо­стол Павел, по избранию благодати сохранился остаток. И к этому остатку, к этому корню дерева прививались другие народы, другие религии. Так и на сводах Соломоновых по разрушении еврейского храма Иеговы, стояли и языческие храмы (юпитера Капитолийского при императоре Адриане) и магоме­танские (при эмире и его преемниках), и христианские (по времена крестоносцев); от христианских хра­мов на площади Харам – Эш – Шериф осталась, полагают, Юстиниановская базилика, превращенная маго­метанами в мечеть. Она известна здесь под назва­нием Эль-акса («удаленная»).

Проводник – грек подвел нас к двум рядом стоящим колоннам и рассказывал, что они слу­жили для испытания греховности людей. Грешный человек, не мог пройти между ними. Но с тех пор, как один неудачник застрял между колон­нами, приказано было загородить проход металли­ческими прутьями.

Служба 1-го янв., Великая веч. стих. на Господи воз. 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *