средствами обучения в плавании являются
Средства обучения плаванию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет».
Педагогический институт физической культуры и спорта.
Кафедра легкой атлетики и плавания.
Реферат
На тему: «Основы обучения плаванию».
Дисциплина: «Теория и методика плавания»;
Проверил : Распопова Евгения Андреевна;
Выполнил: Студент 2 АФК Б КД Галкина Е.Н.
Москва 2013г.
1) Средства обучения плаванию: общеразвивающие ; подготовительные упражния; имитационные упражнения;
2) специальные упражнения пловца на суше и в воде; Классифиция средств специальной физической подготовки в воде;
3) Подвижные игры в воде
2) Этапы обучения плаванию
Средства обучения плаванию
К средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения, естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски), визуальные средства контроля, наглядные пособия и др.
К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Общеразвивающие упражнения (выполняются на суше), способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, являются средством ЛФК, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп. Общеразвивающие упражнения совершенствуют и расширяют круг умений и двигательных навыков, к эффективному освоению плавательных движений, выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнений на снарядах, на местности, как элементы художественной гимнастики.
Подготовительные упражнения (выполняются как на суше так и в воде), способствуют развитию физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники. Существует две группы подготовительных упражнений: а)имитационные упражнения; б) упражнения для освоения с водой.
А)Имитационные упражнения—для ознакомления с общей формой движений при плавании, выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться, как навык и тормозить освоение движений в воде. К таким упражнениям относят:
— упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног);
— имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления);
— имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине);
2) Упражнения для обучения дыханию. Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны, ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении. Для обучения основам дыхания в воде необходимо освоить следующие умения:
— открывать глаза под водой;
— задерживать дыхание на вдохе;
— дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе;
—делать выдохи в воду.
3)Погружение, всплывание и лежание позволяют ознакомиться с непривычным состоянием невесомости, выталкивающей силой, освоить навык статического плавания, научиться держать равновесие лежа на воде. Погрузившийся с головой в воду новичок начинает чувствовать подъемную силу. Она выталкивает его на поверхность. погружения используются еще и для того, чтобы научить занимающихся открывать глаза в воде и делать глубокий выдох.
К числу основных погружений можно отнести следующие упражнения:
— держась руками за край бассейна или специальные поручни, приседать так, чтобы вода доходила до груди, до подбородка, погружаться в воду с головой; те же упражнения с выдохом в воду;
— стоя на дне (глубина по пояс, а затем по грудь), сделать глубокий вдох и, погружаясь в воду, сесть на дно или попытаться выполнить «упор присев»;
— стоя на дне (глубина по пояс), взяться за руки и на счет «раз» всем вместе погрузиться с головой в воду, на «два» — задержаться под водой (выдох), на «три» — выпрыгнуть над поверхностью (вдох), держась руками за край сливного корытца — вдох, погрузиться с головой в воду — выдох, открыть глаза (рассматривать стену бассейна);
— парами, взявшись за руки (глубина по грудь), одновременно погрузиться в воду, открыть глаза (рассматривать друг друга).
К числу упражнений на всплывание и лежание относятся следующие:
— сделать вдох, обхватить колени руками и, прижав голову к коленям, застыть на некоторое время, почувствовав действие уравновешивающих сил на тело;
— «поплавок» — сделать вдох, присесть, обхватить колени руками, прижать голову к коленям и застыть на некоторое время;
— сделать вдох, взяться двумя руками за край бортика или поручни, вытянуть руки и ноги;
— «звездочка» — сделать глубокий вдох для увеличения плавучести, лечь на воду лицом вниз или на спине, расставить руки и ноги в разные стороны;
4)Скольжения. Скольжения на груди и спине, на боку с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.К числу упражнений на скольжение относятся:
— скольжение на груди — стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды, вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы, сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение, скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды ;
— скольжение на спине — встать спиной к берегу или лицом к бортику бассейна, руки вдоль туловища, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину, поднять выше живот и прижать подбородок к груди, нe садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз);
— скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра;
— скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра;
— скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь и др.
При возникающих сложностях, связанных с отрицательной плавучестью, вновь возникающего страха используется метод непосредственной помощи — поддержки.
5)Прыжки в воду являются неотъемлемой частью подготовительных упражнений по освоению с водой и включают: простейшие прыжки с низкого бортика ногами вниз, при увеличении высоты — с разводом рук в стороны и сгибанием ног в коленях с целью предупреждения удара о дно, спады в воду животом или грудью из положения сидя или в упоре присев на бортике и т. д. При прыжках в воду следует учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты.
Средства специальной физической подготовки в воде классифицируют по:
— Использованию дополнительных средств и приспособлений: с использованием опоры для обучения работе ног (держась за дорожку, бортик и др.); с использованием средств и приспособлений, облегчающих плавание (доски, ласты, поплавки и др.); с использованием средств и приспособлений, усложняющих плавание (различные виды гидротормозов, лопатки и др.); без использования.
— По способу выполнения: в полной координации (различными способами, например, баттерфляем или кролем на груди); по элементам, упражнения по элементам подразделяются на: упражнения с помощью одних ног (различными способами и с чередованием способов); упражнения на согласование дыхания и работы ног (различными способами и с чередованием способов) ; упражнения с помощью одних рук (различными способами и с чередованием способов); упражнения с чередованием ног, рук и дыхания (различными способами, с чередованием способов и совмещением разных способов, например, ноги брасс, руки кроль); упражнения для изучения стартов и поворотов (различными способами).
— По длине составных частей упражнения делятся на: короткие отрезки — 10, 12, 15, 25, 30, 50 и 100 м; средние отрезки — от 125 до 400 м; длинные отрезки от 425 м и более.
— По интенсивности выполнения (по зонам мощности) для начинающих применяются 3 основных варианта: в полную силу (максимально); 34 от максимального;12от максимального.
Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, количества занимающихся в группе, их возраста и подготовленности, условий для проведения игры (температуры воды, глубины, рельефа берега и особенностей дна, инвентаря и оборудования и др.).
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и заключительной частях урока. Продолжительность игры зависит от ее содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовлености участников, их эмоционального состояния и степени утомления.
Рассмотрим несколько таких игр.
«Буря в море». Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде «Начинается буря!» все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде «Буря утихла!» занимают исходное положение. Место для игры ограничивается. Игра проводится в быстром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что волны погоняют играющих и нужно убегать быстрее. Продолжительность игры не более 1 мин. Повторить 2–3 раза.
«Насос». Играющие встают парами и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.
Использование игр занимает особое место в обучении плаванию, особенно в младшем возрасте, поэтому методика обучения плаванию игровым методом в данном учебном пособие выделена в отдельный раздел.
Этапы обучения плаванию
Наиболее благоприятный возраст для овладения навыком плавания — это 6–8–10 лет. В дальнейшем также не должно возникать проблем, однако следует учитывать, что быстрое и качественное освоение новых двигательных умений и навыков идет в определенные возрастные периоды. Поэтому желательно не откладывать начало обучения плаванию на более поздние сроки. Однако и взрослый человек, особенно под руководством инструктора или тренера, беспрепятственно может научиться плавать.
Методика обучения плаванию имеет общую схему, где идет последовательное изучение отдельных элементов изучаемого способа и их согласование, и последовательность этапов. Методика, основанная на обучении спортивным способам плавания, является достаточно эффективной и пригодной для массового обучения навыку плавания.
Общая схема в обучении спортивным способам плавания :
1) обучение дыханию;
2) обучение работе ног;
3) обучение согласованию дыхания с работой ног;
4) обучение работе рук;
5) общее согласование работы ног, рук и дыхания.
Основной смысл схемы — последовательное изучение элементов.
Основное правило — без достаточно прочного освоения и закрепления одного элемента или согласования элементов не стоит переходить к следующему.
Данная схема вполне логична и давно уже апробирована при обучении спортивным способам плавания, может быть основой и для обучения в прикладных и других целях.
Обучение способности держаться на воде должно проходить именно по приведенной выше схеме без нарушения ее последовательности. Пусть даже плавательные движения научившегося плавать будут неловкими и «корявыми», а скорость незначительная, самое главное, чтобы при плавании он ритмично дышал, мог делать выдохи в воду, т. е. комфортно себя чувствовал в водной среде.
Процесс обучения плаванию каким-либо способом условно делится на четыре этапа.
1-й этап — формирование первоначального представления о способе плавания. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела и дыхание, характер гребковых движений), используя показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами, включая демонстрацию учебного видеофильма и использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, фотографий и др.). Таким образом, у детей создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям.
2-й этап — разучивание отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела и дыхание, движения ногами, согласование движений ног с дыханием, движения руками, согласование всех движений, т. е. по общей схеме обучения спортивным способам плавания. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;
— изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);
— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
В связи с быстрой утомляемостью на этапе разучивания обычно целесообразно давать большой объем нагрузки в отдельном занятии, число повторений нового действия определяется, прежде всего, возможностью обучающегося улучшать движения при каждой попытке.
Основными причинами грубых искажений двигательного акта на этапе его разучивания бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. Анализируется характер искажения техники движения, преподаватель в первую очередь должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито, и в зависимости от этого определить дополнительные задания, которые предусматривали бы подготовительные упражнения;
2. Боязнь. Эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуды движений, что нередко наблюдается при непривычных перемещениях тела в пространстве;
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине могут быть допущены самые разнообразные ошибки. Устраняются же они достаточно доходчивым объяснением, качественной демонстрацией, методами активизации внимания и углубленного осмысления двигательной задачи;
4. Недостаточный самоконтроль движений;
Всего вышеперечисленного можно избежать при методически грамотном построении тренировочного (учебного) процесса, опираясь на общепедагогические принципы обучения.
3-й этап — закрепление и работа над ошибками. На этом этапе необходимо обеспечить оптимальное владение двигательным действием в условиях его практического применения и своевременно начать исправление возможных ошибок, так как повторность в упражнениях создает предпосылки для закрепления ошибок:
— Дефекты в исполнении предыдущих частей действия. Эти дефекты устраняют, исправляя ошибочную фазу действия, если оно, естественно, поддается расчленению;
— Утомление. Начальные попытки выполнить новое действие быстрее приводят к утомлению, чем выполнение его на последующих этапах. Это обязывает особенно тщательно соблюдать здесь меру повторений;
— Отрицательный перенос навыков. Основной путь предупреждения или ослабления его заключается в рациональной последовательности обучения;
— Неблагоприятные условия выполнения действий (плохой инвентарь или оборудование, метеорологические условия и т.д.).
на уровне стереотипа.
На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.
4-й этап — углубленного разучивания и совершенствования.
На этапе углубленного разучивания и дальнейшего совершенствования преследуется цель — довести первоначальное владение техникой действия до относительно совершенного.
—Научно – теоретические основы техники плавания. Лекции для студентов факультетов физической культуры. В. С. Васильев, О.Ю. Савельева 1991г.;
Обучение Плаванию
При обучении плаванию занимающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые общие и специальные знания и навыки, предусмотренные комплексом ГТО.
Основные средства обучения
К основным средствам обучения плаванию относятся обще развивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Обще развивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, обще развивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, обще развивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др. Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных способов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания. Подготовительные упражнений для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения. Подготовительные упражнения для изучения облегченных способов плавания создают необходимый двигательный фундамент для эффективного изучения техники спортивных способов. Они включают как простейшие гребковые движения для изучения, элементов техники (движения руками и ногами, дыхания), так и плавание облегченными способами, т. е. в полной координации. Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитационные упражнения и упражнения в воде. К подготовительным упражнениям на суше относятся специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суставах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и набивными мячами. Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде. Подготовительные упражнения в воде помогают освоить все элементы спортивных способов и сами способы в целом. Различают следующие группы таких упражнений: а) для изучения движений ногами, дыхания, согласования движений ногами с дыханием; б) для изучения движений руками, дыхания, согласования движений руками с дыханием; в) для изучения способа в целом. Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся. Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д.). При подборе и проведении игр нужно руководствоваться следующими требованиями.
Каждая игра должна соответствовать возрасту занимающихся. Она должна быть понятна, доступна и интересна играющим. Незнакомые игры нужно вначале провести на суше. Выбор игры определяется уровнем плавательной подготовленности занимающихся.
Преподаватель обязан учитывать условия, в которых проводится игра в бассейне, на естественном водоеме и т. д. При сравнительно низкой температуре воды проводятся непродолжительные игры с большим количеством движений, а разделение участников на команды и объяснение правил игры осуществляется на суше.
Педагог должен направлять и контролировать действия играющих. Добиваясь активности и самостоятельности в достижении цели игры, нужно следить за соблюдением правил игры. При необходимости преподаватель сам участвует в игре.
После каждой игры следует дать оценку деятельности играющих.
Подвижные игры в воде по своей преимущественной направленности делятся на пять основных групп и в связи с этим применяются: 1) для ознакомления с водой; 2) для изучения и совершенствования отдельных элементов техники плавания; 3)для ознакомления с элементами прикладного плавания; 4) для подготовки к игре в водное поло и 5) для развития двигательных качеств. Рассмотрим несколько таких игр.
Буря в море (1). Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде «Начинается буря!» все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде «Буря утихла!» занимают исходное положение.
Место для игры ограничивается. Игра проводится в быстром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что еолны догоняют играющих и нужно убегать быстрее. Продолжительность игры не более 1 мин. Повторить 2-3 раза.
Спрячься в воду (1). Играющие образуют две команды с равным количеством участников в каждой и выстраиваются в одну колонну, команда за командой. Водящий вращает хорошо надутую футбольную камеру, привязанную к шнурку. Играющие должны пройти мимо водящего так, чтобы вращающаяся камера не задела их. Для этого они погружаются в воду с головой. Тому, кто не успел или не сумел этого сделать и был задет камерой, дается штрафное очко. Победителем считается команда, набравшая меньше штрафных очков.
Водящему необходимо вращать камеру с различной скоростью (в начале игры медленно, затем ускоренно и т. д.). Играющим запрещается отходить в сторону, уклоняясь от камеры. Игра повторяется 3-4 раза.
Насос (2). Играющие встают в пары и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.
Звездочка (2). Играющие произвольно располагаются на мелком месте водоема так, чтобы интервал между каждым был 1-2 м. По сигналу все принимают положение звездочки: выполняют глубокий вдох, наклоняются и выводят руки вперед, затем разводят руки в стороны ладонями вниз и ложатся грудью на воду. Одновременно приподняв ноги к поверхности воды, разводят их в стороны как можно шире. Далее выполняется поворот на спину и лежание в том же положении на спине.
Лежание продолжается на заранее установленный счет, который каждый играющий ведет про себя. После окончания игры преподаватель оценивает выполнение задания каждым участником. Во время лежания можно выполнять сведения рук, ног и последующие их разведения и т. д.
Дельфины (2). Играющие становятся в одну шеренгу на глубине чуть выше пояса и рассчитываются на «первый-второй». По сигналу «первые» выполняют глубокий вдох, поднимают руки вверх, приседают и, оттолкнувшись от дна’ обеими ногами, выпрыгивают вперед-вверх, падают на воду и скользят до полной остановки. Затем это же задание выполняют «вторые».
Во время скольжения голова должна быть между руками, лицо в воде, руки и ноги выпрямлены и соединены. Игру можно усложнить, если во время скольжения открыть глаза и следить за «убегающим» дном.
Движения должны выполняться свободно, без излишнего напряжения, не поднимая стопы из воды. Команды могут быть заменены заранее установленным количеством свистков или других звуковых сигналив. Со сменой темпа движений игра продолжается до 1 мин.
Мельница (2). Игра проводится на глубине чуть выше пояса. Играющие отталкиваются от борта бассейна (дна водоема) и после непродолжительного скольжения на груди или на спине (по заданию) делают попеременные движения руками, стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.
Глубина водоема для всех играющих должна быть почти одинаковой. При выполнении движений руками ноги выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. На груди надо плыть с задержкой дыхания. Плавание на груди и на спине следует чередовать.
Салки (3). Играющие произвольно располагаются в водоеме (если в естественном, то пространство ограничивается). По сигналу водящий (салка) догоняет участников, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, играющие ныряют под воду. Кто не успевает погрузиться под воду и будет осален, становится водящим.
Водящему запрещается преследовать продолжительное время одного и того же игрока, ждать, пока он вынырнет из воды. Нельзя также удерживать друг друга под водой. Игра продолжается до 5 мин.
Водолазы (3). Играющие делятся на две команды. Предварительно на дно водоема опускают хорошо заметные предметы (окрашенные камни, цветные тарелочки и пр.). По команде играющие собирают предметы со дна, ныряя с открытыми глазами. Побеждает команда, участники которой соберут больше предметов. Игра повторяется 3-4 раза.
К играм, направленным на подготовку к игре в водное поло и на преимущественное развитие двигательных качеств, относятся: «Бей по цели» (4), «Отдай мяч» (4), «Бой всадников» (5), «Чехарда» (5)) «Кто кого перетянет» (5), «Перетягивание каната» (5), «Мина» (5) и др Проводятся они на мелком месте и только с теми занимающимися, которые хорошо плавают.