средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это

Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»

средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть картинку средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Картинка про средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это Валерия Бабкина
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основевладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.

• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитиюречи используются следующие методы:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Источник

«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста». Из опыта работы

средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть картинку средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Картинка про средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это лена гулякина
«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста». Из опыта работы

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь».В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформленияслов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т. е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве, по словам Д. Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления.

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную я серьезную работу по освоению языка.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.

Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

Изучив теоретические основы вопроса становится совершенно очевидно, что своевременное и качественное развитие речевой культуры ребёнка оказывает большое влияние на все стороны развития личности дошкольника. Придя работать в детский сад,я столкнулась с проблемой низкого уровня развития большинства компонентов речи воспитанников:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Моя работа по развитию речи детейпредусматривала следующие направления: воспитание культуры речевого общения, обогащение, активизация и уточнение словаря, развитие диалогической и монологической речи, подготовка к обучению грамоте.

Был разработан перспективный план работы с детьми, конспекты занятий, картотека речевых игр и упражнений, наглядно-методические пособия.

Технологическое описание опыта:

Работая над темой,я поставила для себя цель и задачи:

Цель: способствовать формированию речевой культуры детей дошкольного возраста.

1. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и

2. Обогащать и активизировать словарь.

3. Развивать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

4. Развивать речевое творчество.

5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

6. Развивать умение владеть речью как средством общения и культуры.

7. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте.

Свою работу я проводила в трёх направлениях: с детьми, с родителями, с педагогами.

С детьми использовала следующие формы работы: НОД, КВН, литературные викторины, проекты, встречи с интересными людьми, игры-драматизации, словесные игры, сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу и чтение художественной литературы, целевые прогулки, например, в библиотеку, школу; самостоятельную деятельность детей.

Учебным планом предусмотрена следующая образовательная деятельность, в ходе которой проводится целенаправленная работа по развитию речи дошкольников:

— НОД «Подготовка к обучению грамоте».

Во время НОД использовала следующие методические приёмы:

например, из нашей речи исчезли все гласные звуки… Что произойдёт в этом случае? Такой подход не только вызывает интерес, но и заставляет детей задуматься над поставленной проблемой. В итоге дети делают вывод о важности употребления всех звуков языка, в том числе, гласных. Интересны детям занятия в форме увлекательных путешествий в страну Русского языка, где мы знакомимся с основными законами этой страны.

Учитывая, что игра является видом деятельности, наиболее адекватным детскому возрасту, во время НОД применяла задания в виде дидактических игр и упражнений. Например, при формировании связной речи я использовала игру «Магазин игрушек», в которой ребенок должен описать ту или иную игрушку. Аналогично проводится игра «Овощной магазин». Также дети выполняли индивидуальные задания по составлению творческих рассказов с фабульным развитием сюжета по картине и серии картин, описательный рассказ. При составлении творческих рассказов, коллективных рассказов, сказок использовались опорные схемы и картинки. Для развития словаря я также использовала различные дидактические игры и упражнения, например, «Дополни предложение», «Доскажи словечко», «Найди рифму», «Скажи, что нарисовано», «Назови 1 словом», «Назови по-другому», «Расскажи стихотворение».

В своей работеиспользовала следующие современные образовательные технологии:

-ИКТ; Информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат. Использовала ИКТ в режимных моментах (показ мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений).

— Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика). В конце каждого занятия всегда проводила рефлексию.

Помимо НОД проводились следующие режимные моменты в соответствии с циклограммой.

Для развития речевого аппарата ежедневно проводим артикулляционную гимнастику, например «Лягушка», «Слон», «Рыбка», «Часики», «Качели», «Лопаточка», и другие, игры по ЗКР на дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха, на развитие слухового внимания. Например, «Волшебный кубик», «Кто больше слов придумает», «Кто внимательнее», «Кто что слышит», «Найди игрушку» и другие.

Заучиваем с детьми скороговорки и чистоговорки,в группе имеется картотека скороговорок и чистоговорок.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

ИГРЫ–ДРАМАТИЗАЦИИ: Стараюсь в повседневной жизни развивать диалогическую речь детей, этому способствуют ежедневные беседы на темы интересные детям. Также развитию диалогической речи способствуют игры-драматизации, в которых дети учатся говорить с разной силой голоса, использовать интонационную выразительность, стараются при помощи речи передать характер героя.

СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту. В игре развиваются коммуникативные навыки ребенка, совершенствуется диалогическая речь. Ежедневно, согласно циклограмме совместной деятельности планируются сюжетно-ролевые игры. («Школа», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Больница», и другие.)

В своей работе использую целевые прогулки, например, в библиотеку, где дети знакомятся не только с книгами, но ещё воспитывается любовь и интерес к художественной литературе. Действует клуб юных читателей «Барбарики». Многие дети уже стали постоянными посетителями клуба.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок. В последнее время появилось много произведений, которые переделаны на новый лад, я стараюсь придерживаться литературной дошкольной классики (Л. Н. Толстой, К. Ушинский), оригинальной народной сказки, которые не подвергались литературной обработке. В группе имеется полочка умных книг, книжный уголок.

С РОДИТЕЛЯМИ: Конечно, без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по речевому развитию детей. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.

Игротека. Успешной формой работы стало использование игротеки речевых игр, которые можно организовать в домашних условиях. «Только весёлые слова», «Волшебная цепочка», «Подбери слово», «Слова мячики» и другие.

В информационный уголок для родителей размещала информацию.Например: «Как сделать речь ребёнка грамотной», «Как лучше учить стихи», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления с книгой».Использовались папки-передвижки на следующие темы: «Подготовка к школе», «Воспитываем самостоятельность»

Очень нравятся детям традиция «Встречи с интересными людьми». Каждый год приглашаем наших ветеранов. В этом году в связи с Олимпийскими играми в Сочи была проведена встреча с нашими спортсменами. Все встречи проходят в дружеской и тёплой обстановке.

Использовала следующие формы работы:

Мастер-класс. В ноябре проведён мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Семинар. Приняла участие в семинаре-практикуме «Задачи речевого развития детей дошкольного возраста».

Консультации. Проведена консультация «Какая должна быть речь педагога».

Обобщение опыта. На учрежденческом уровне обобщила педагогический опыт по теме «Формирование речевой культуры детей дошкольного возраста.

В ходе проделанной работыбыли достигнуты следующие результаты:

1. Возрос познавательно- речевой интерес;

2. Расширился словарный запас;

3. Улучшилась звуковая культура речи;

4. Выразительность, образность речи;

5. Стала более насыщенной монологическая и диалогическая речь детей.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию речевой культуры дошкольников.

средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть картинку средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Картинка про средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста этоИз опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.

Формирование основ досуговой культуры у детей дошкольного возраста Познавательно-исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира «Отдых в городе»Актуальность В настоящее время актуальной.

средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть картинку средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Картинка про средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста этоИз опыта работы «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Выяснилось что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их.

средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Смотреть картинку средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Картинка про средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста это. Фото средства развития речевой культурной практики детей дошкольного возраста этоИз опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 1 Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 2.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством.

План работы «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Цель: воспитывать доброжелательные отношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *