средства обучения в дополнительном образовании

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриев И. В., Субботина О. В., Веснина А. С.

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-57-64

Информация об авторе:

Дмитриев Игорь Вячеславович, кандидат технических наук, директор проектного офиса проекта «Территория интеллекта», АНО ДПО «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9, стр. 1, Томск, Россия, 634045). E-mail: school@omu.ru Субботина Ольга Владимировна, директор АНО ДПО «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9 стр. 1, Томск, Россия, 634045). E-mail: school@omu.ru Веснина Антонина Сергеевна, заместитель директора по проектной деятельности и сетевой форме взаимодействия проектного офиса проекта «Территория интеллекта» АНО ДПО «Открытый молодежный университет» (ул. Мокрушина, 9 стр. 1, Томск, Россия, 634045). E-mail: school@omu.ru

Актуальность проектирования и реализации новых технологий и средств организации образовательного процесса дополнительного образования является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. Степень изученности данной темы значительно отстает от запросов педагогической науки и практики. Осуществлен анализ новых технологий и средств обучения в системе дополнительного образования по следующим вопросам: достаточность нормативно-правового обеспечения их реализации и использования; примеры современной и эффективной практики реализации новых технологий и средств обучения в секторе дополнительного образования; особенности новых технологий дополнительного образования в традиционной схеме педагогических технологий и выявление их потенциальных возможностей в процессе поэтапного формирования значимых компетенций детей; определение списка наиболее актуальных новых развивающих технологий; концептуальные положения новых информационных технологий при использовании компьютера как средства обучения, в том числе в форматах цифровых образовательных платформ; сравнительный анализ применения новых технологий и средств обучения с традиционными технологиями и проявление их эффективности и актуальности в условиях нового технологического уклада. Анализируются задачи вхождения в образовательную среду новых педагогических технологий и средств обучения, а также острота проблемы несоответствия традиционных педагогических технологий производственным технологиям, уже реализуемым в современных производствах нового технологического уклада. Предлагается обоснование особенностей технологий дополнительного образования.

Ключевые слова: новые технологии и средства обучения, нормативно-правовое обеспечение новых технологий и средств обучения, классификация педагогических технологий и средств обучения, информационные технологии, концептуальные положения новых информационных технологий

Библиография:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 07.12.2020).

2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 07.12.2020).

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.12.2015 № 09-3482 «Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники, который снимает традиционные барьеры в установлении партнерских взаимоотношений между различными организационно-правовыми формами образовательных организаций и проектов». URL: http://crtdu56.ucoz.ru/IKT/24-met-rek-po_org-cii_setevogo_vzaimodejstvija.pdf (дата обращения: 07.12.2020).

4. Детский технопарк «Кванториум». URL: http://kvantoriumtomsk.ru/ (дата обращения: 07.12.2020).

5. Общенациональный союз некоммерческих организаций «КИДБУРГ». URL: https://rosnko.ru/kidburg (дата обращения: 07.12.2020).

8. Шерстнёва Н. А. Педагогическая технология: понятие, сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10, ч. 3. С. 114–117.

9. Проект «Территория интеллекта». URL: https://tintel.ru/ (дата обращения: 07.12.2020).

10. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. 453 с.

11. Киселёва Л. А. Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей // Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация. URL: https://open-lesson.net/5938/ (дата обращения: 07.12.2020).

12. Современные педагогические технологии. Методические рекомендации / МОУ ДО «Межшкольный учебный центр Красноперекопского района». URL: https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html (дата обращения: 07.12.2020).

13. Шваб К. Четвёртая промышленная революция: пер. с англ. М.: Эксмо, 2019. 288 с.

Выпуск: 1, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Источник

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МАУ ДО «ЦДТ». Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в МАУ ДО «ЦДТ» средства обучения:

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

Средства обучения и воспитания, используемые в Центре для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с условиями реализации дополнительных общеобразовательных программ, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении мероприятий.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения Вы можете познакомиться ниже.

Оборудование и материалы, технические средства для обучения

Источник

32. Средства обучения в дополнительном образовании детей.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.

Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

33. Сотрудничество, сотворчество и общение детей м педагогов до во время каникул

Сотрудничество — совместная деятельность.

Сотворчество — совместное творчество.

Во время каникул дополнительное образование детей не перестает действовать.

Формы организации деятельности детей лекции, семинары, практикуны, учебные игры, презентации, защиты проектов, групповые и индивидуальные занятия, культпоходы, турпоходы.

Плюсы: смена вида деятельности, смена стиля и круга общения, смена обстановки, непрерывность образования.

Минусы: нестабильный детский коллектив, дополнительные нагрузки, расходы.

ГДЕ: лагеря, санатории, пришкольные лагеря, УДОД, летние детские выездные фестивали, смотры-конкурсы, выездные школы.

34-35. Специфика содержания образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

Система ДО специфическая открытая социально-педагогическая система, не имеющая гос.стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждений идей гуманизации и демократии.

Приниципы в системе ДО:

общестратегические (развития, гуманизации, демократизации)

ценностно-ориентационные (природосообразности, культуросообразности, жизнесообразности)

конструктивно-технологические (детоцентризм, индивидуальзация образования, увлекательности и творчества, системности,сотрудничества)

К содержательным особенностям можно отнести:

многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

36-39. Специфика содержания и организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Кто организует дополнительное образование? Формы организации. Направления сотрудничества школы с учреждением дополнительного образования детей. Уровни организации.

Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении – является органичной частью единого образовательного пространства школы, тесно связана с основным образованием.

Дополнительное образовании увеличивает пространство, в котором школьники демонстрируют способности, которые зачастую остается невостребованными основным образованием.

Опора на содержание основного образования является специфической чертой дополнительного образования в школе. Это позволяет сблизить процессы воспитания. Обучения и развития.

Доп.образование – доминанта воспитания. Эффективное воспитание, незаметное.

Психотерапевтическая. Ситуация успеха, развитие способностей, которые не находят поддержки в школе.

Расширяет культурное пространство школы.

Тесная связь с внеурочной воспитательной работой.(праздники, игры, экскурсии).

Клубы. Экспедиции, лаборатории. Отсутствие продуманной программы действия.

Разнообразные творческие объединения работают на основе единой обр.прогаммы.

Предполагает сочетание основного и доп.образования, организационное и содержательное основных структур школы.

Учебно-воспитательный комплекс – учреждение, в котором под одной крышей объединяет общеобр.школу и филиалы музыкальных. Худ., спортивных школ, работающих по единому плану.

Школа-клуб. Под клубом подразумевается любое УДО, с которым устанавливаются тесные взаимоотношения на регулярной основе.

Школа-гимназия. Проф. ориентация учащихся.

Адаптивная школа. Ориентация на личностные особенности школьников.

Школа самоопределения. И др.

Заместитель директора по дополнительному образованию. Координация деятельности всех педагогов ДО, контроль за выполнением учебных планов, помощь в создании авторских обр.программ.

Педагог-организатор руководит по одному из направлений деятельности учащихся. Координирует работу педагогов по направлениям, организовывает методическую помощь.

Педагог ДО занимается развитием талантов и способностей школьников, комплектует состав кружков и секций.

Классный руководитель, вожатые и воспитатели групп продленного дня, социальный педагог, учитель-предметник, школьный библиотекарь.

Направления сотрудничества школы и ДО:

Кадровое обеспечение (режиссер, хореограф)

Методисты могут оказать помощь в разработке обр.программ, реализуемых в внешкольной деятельности.

Расширение обр.программ за счет кадров.

1 уровень. Характеризуется случайным набором кружков и секций,работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.В такой ситуации содержание и формы работы не отражают особенности данного образовательного учреждения,а ценность дополнительного образования не осознаётся.

2 уровень.Более сложный и более развитый. Он отличается определённой внутренней консолидарностью.Для него характерны такие формы деятельности как клубы,экспедиции,лаборатории и др. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе.Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования.

3 уровень. Это организация дополнительного образования в отдельное подразделение школы,когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы,а педагоги могут координировать свою деятельность.

4 уровень. Предполагает сочетание основного и дополнительного образования,организационное и содержательное единство основных структур школы.На этом уровне их деятельность строится с учётом основных концептуальных идей,обеспечивающих развитие учреждения в целом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *