средства обучения географии в школе
Средства обучения географии,их классификация и значение.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Средства обучения географии, их классификация, значение. Шашина Виктория Андреевна
Все многообразие требований, предъявляемых к средствам обучения подразделяются на следующие группы: 1. научно- педагогические 2. технические ( технологические и экономические) 3. эргономические 4. гигиенические и техники безопасности 5. специфические, обусловленные содержанием предмета.
Оснащение кабинета географии в соответствии с ФГОС.
Функции средств обучения Обеспечения операционной деятельности учащихся; Управление учебно – познавательной деятельностью учащихся; Развивающая; Пополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических обьектах и явлениях; Управления учебно-воспитательным процессом Воспитывающая; Наглядности.
Классификация карт по масштабу по пространственному охвату по содержанию Классификация карт по масштабу Планы- 1:5000 и крупные Крупномасштабные 1:10000; 1:200000 включительно. Среднемасштабные 1:200000, 1:1000000 включительно Мелкомасштабные мельче 1:100000
Классификация карт по пространственному охвату Карты солнечной системы Карты планет Карты полушарий Материков и океанов Карты стран Карты субъектов РФ Карты промышленных и с/х районов Карты отдельных территорий ( заповедников) Карты населенных пунктов карты городских районов.
Карты океанов Карты морей Карты заливов Карты проливов Карты гаваней. Классификация карт по содержанию Общегеографические Тематические Специальные
Общегеографические карты С ровной подробностью отображают все элементы местности и имеют универсальное применение при изучении территории, ориентировании на ней, решении научных практических военных задач. Топографическое 1:1000000 и крупные обзорно- топографические 1: 200000 и 1: 1000000 Обзорные мелкие 1:1000000
Тематические карты Это наиболее обширная и разнообразная категория карт, содержание которых определяется той или иной конкретной темой. Карты природных явлений: охватывают все компоненты природной среды и их комбинации. Пример : карты геологические, тектонические, полезных ископаемых, сейсмичности и вулканизма. 5. Геофизические ( магнитного поля, сейсмометрические) 3. Рельефа земной поверхности и дна океанов 4. Метеорологические и климатические ( температурный режим) 5. гидрологические ( водного режима, загрязнения вод)
6. океанологические ( флора и фауна морей и океанов, загрязнения океана.) 7. Почвенные ( загрязнение почв, почвенное реанимирование) 8. Геоботанические ( современный растительный покров) 9. Зоогеографические ( ареалы отдельных видов животных) 10. Общие физико-географические карты ( охраны природы)
Карты общественных явлений Группа карт постоянно расширяется за счет появления новых тем характеризующих общество. Карты населения ( трудовых ресурсов, миграций) Карты хозяйства ( промышленности, транспорта и связи. Карты науки и культуры (памятников культуры) Карты обслуживания и здравоохранения ( отдыха и туризма) Карты политические и политико- административные Карты исторические ( военно-исторические)
Специальные карты предназначены для решения определенных технических задач или для определенного круга пользователей. карты навигационные Карты кадастровые Технические проектные ( учебные, экскурсионные, тактильные карты для слабовидящих)
Использование карт: сферы: Ориентирование на местности и навигация Хозяйственная деятельность, разведка ископаемых. Инженерное проектирование и строительство Контроль экологической обстановки Научные исследования и прогноз Культурно- просветительская деятельность, образование. Обеспечение принятия решений в области внутренней и внешней политики. Обеспечение обороноспособности страны Использование карт для познаний изображенных на них явлений- картографический метод исследования (ориентирован на потребителя)
Тематическая карта Математическая основа Картографическое изображение легенда Доп.оснащение проекция масштаб компоновка графическая основа Тематическая основа гидрография границы Населенные пункты Пути сообщения Элементы тематического содержания Текстовые пояснения таблицы знаки тексты диаграммы Карты врезки схемы графики
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДA-041785
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средства обучения географии и их классификация
Предмет методики (технологии) обучения географии.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения и такой проектирующий процесс, который имеет чётко заданный материал. Технология обучения гарантирует достижение учащимися запланированных результатов, т.к. стремится определить все то, что способствует реализации заданной цели. Технология обучения требует постановки учебной цели и построения последовательной поэлементной процедуры, с помощью определенных методов и средств обучения и форм организации учебной деятельности, специально сформированных для этих целей, которые должны быть решены учащимися входе выполнения контрольных, самостоятельных работ.
Предмет технологии обучения географии – это школьная дисциплина, где ее содержание и структура представляет собой особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения учащимися содержания географического образования при взаимной деятельности учителя и учащихся. Технология обучения географии дает ответ на вопрос: «Зачем учить географию, каково должно быть содержание этого школьного предмета, с помощью каких средств, методов и форм организации осуществляют и рассматривают в школах эту дисциплину».
Как наука технология географии имеет два аспекта: теоретический и прикладной (практический). К основам методологии и теоретическим проблемам, которая она рассматривает, относят предмет и методы научного исследования, цели обучения предмета, принципы отбора содержания, психологию педагогических основ обучения географии.
2. Цели обучения географии.
Цели обучения географии выводятся исходя из главной цели обучения и воспитания в школе, т.е. формирование всесторонне-развитой личности с учетом содержания проблематики и методов исследования географической науки. География – единственный предмет в школе, в сферу рассмотрения которого входят и естественные, и общественные, и социальные объекты и явления. Благодаря чему цели очень широки.
Цели:
1. Раскрыть географическую карту мира, включающую природу, население и хозяйство, дать понимание территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значение для жизни людей.
2. Выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и объектов, на пространственные особенности этой взаимосвязи.
3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать у них любовь к родине с широким взглядом на мир.
4. Раскрывать естественнонаучные, социально-экономические основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования.
5. Является важным условием умственного развития.
В понятии «географическая культура» В. П. Максаковский выделяет такие основные компоненты: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии, которые важны как признаки и для специальной, и для массовой географической культуры, но раскрываются с разной глубиной для каждого из аспектов.
В широком понимании географическая культура школьника слагается из следующих составных частей:
1. научное восприятие окружающего мира;
2. владение языком географической науки (понятиями, терминами, именами);
3. развитое географическое (аналитическое) мышление, связанное с умением определять причинно-следственные связи;
4. развитые пространственные представления, умение «переложить» географическое знание на карту, умение пользоваться картой;
5. геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
6. умение использовать географические знания на практике, в повседневной жизни.
Средства обучения географии и их классификация.
Средства обучения необходимы для формирования подлинных научных знаний о природе и обществе, для решения основных задач обучения и воспитания школьников. Одной из основных функций средств обучения является обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний.
Средства обучения служат одним из важнейших источником знаний. Работа, с которыми развивает познавательные способности, их мышление, речь.
Все средства обучения делятся на 4 группы:
натуральные объекты: а) природные объекты и предметы (коллекции, гербарии); б) природные объекты и предметы, изучающиеся на экскурсиях
Эти средства обучения служат цели образование непосредственных представлений об изученных предметах и явлениях, их свойств, связей.
2. Изображение натуральных географических объектов и явлений: а) модели объемные; б) иллюстративные пособия (карты, лопаты)
3. Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры): а) вербальный (учебники); б) картографические пособия; в) схематические пособия; г) статистические пособия (графики); д) вербальный (учебник.)
4) предметы для воспроизводства и анализа явлений природы.
6. Методы и этапы научного исследования в технологии обучения географии.
Методы изучения географии: картограф, статистический, наблюдение, сравнит, полевых географических исследований.
1.Теоретические: применяется на этапе осмысления фактов и построения теории. Литературный, исторический, сравнительный, системно-структурный, статистико-математический.
2. Эмпирические: используется на этапе когда идет накопление фактов о проблеме исследования лабораторные, наблюдения, анкетирование, изучение и обобщение переданного опыта, изучение школьных документов, беседы.
3. Эксперимент различают:
1) по времени действия (длительные и кратковременные)
2) по составу изучения явлений (простой и сложный)
3) по организации (лабораторный и естественный)
4) по целям. Самый распространенный метод наблюдения
Первое и непременное условие всякого исследования – начало выявления проблемы, которое начинается со знакомством с литературой. Применяется анализ методической литературы позволяющий выяснить, что уже достигнуто по данной проблеме. С целью учёта результатов опыта применяется статистико-математический метод. Методом сравнения проводится критический анализ отдельных систем знаний. Суть системно-структурного вопроса состоит в том, что предмет исследования рассматривается в целостной системе, состоит из взаимосвязи элементов, разработанных не один урок, а целая система уроков. Объектом наблюдения могут быть приёмы учебной работы организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, постановка домашнего задания и т.д. Анкетирование. Разработка анкет для методистов, учителей, учащихся с целью сбора информации по различным проблемам. К методам изучения передового опыта школы относятся: беседа, изучение документации школы, результаты аттестации учителей, результаты массовых проверок.
Средства обучения в кабинете географии.docx
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Средства обучения и воспитания в кабинете географии
-Таблицы по курсу географии
-Портреты выдающихся географов-путешественников
-Модель солнечной системы
-Страны мира (электронный словарь по физической и экономической географии
-Электронный трехмерный атлас Земли (2СД)
-Комплект видеофильмов для кабинета географии
-Слайд-альбом «Ландшафты Земли»
-Слайд-альбом «Стихии Земли»
-Слайд –альбом «Минералы и горные породы»
-Слайд альбом «Население Земли»
-Глобус Земли физический
-Глобус Земли политический
-Глобусы Земли физические лабораторные
-Гербарий растений природных зон России
-Коллекция горных минералов
-Набор раздаточных образцов к коллекции горных минералов
Великие географические открытия
Климатические пояса и области
Строение земной коры и полезные ископаемые
Австралия и Океания. Политическая карта/ Австралия и Океания. Физическая карта
Европа. Политическая карта/ Европа. Физическая карта
Северная Америка. Политическая карта/
Северная Америка. Физическая карта
Южная Америка. Политическая карта/ Южная Америка. Физическая карта
Антарктида. Политическая карта/
Антарктида. Физическая карта
Африка. Политическая карта/
Африка. Физическая карта
Евразия. Политическая карта/
Евразия. Физическая карта
Северная Америка. Социально-экономическая.
Южная Америка. Социально- экономическая.
Африка. Социально- экономическая.
Зарубежная Европа. Социально- экономическая.
Австралия и Новая Зеландия. Социально- экономическая.
Евразия. Социально- экономическая.
Тектоника и минеральные ресурсы.
Социально- экономическая карта.
Машиностроение и металлообработка.
Химическая и нефтехимическая промышленность.
Чёрная и цветная металлургия.
Центральная Россия. Физическая карта.
Центральная Россия. Комплексная карта.
Урал. Физическая карта.
Урал. Комплексная карта.
Поволжье. Физическая карта.
Поволжье. Комплексная карта.
Западная Сибирь. Физическая карта.
Западная Сибирь. Комплексная карта.
Европейский юг России. Физическая карта.
Восточная Сибирь. Физическая карта.
Дальний Восток. Физическая карта.
Мир. Физическая карта.
Мир. Политическая карта.
Россия. Физическая карта.
Россия. Политико – административная карта.
Россия. Контурная карта.
Карта Звёздное небо.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-580670
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Средства обучения (или учебно-наглядные пособия и источники знаний) – это разнообразные материальные предметы и орудия, используемые в процессе обучения для решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются: 1) активизация познавательной деятельности учащихся, 2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний, 3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс,
Правильному использованию средств обучения помогает знакомство с их классификацией. В основу классификации средств обучения целесообразно положить принцип их группировки по способу изображения географических объектов и явлений, поскольку предметом школьной географии является изучение реальных предметов и явлений и пространственно-территориальных систем. Исходя их этого, все средства обучения географии могут быть подразделены на следующие четыре группы:
а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в условиях класса (коллекции, гербарии и т.п.);
б)природные объекты и продукты хозяйственной деятельности в естественной среде, изучаемые на экскурсиях.
Эти средства обучения служат задачам образования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, отношениях.
2.Изображение натуральных географических объектов и явлений:
а)модели объемные (модели форм земной поверхности, хозяйственных объектов и т.п.);
б)иллюстративные пособия плоскостные (настенные картины, рисунки, фотографии, портреты, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты).
Средства обучения этой группы также способствуют образованию конкретных представлений и научных географических понятий о природных и хозяйственных объектах и явлениях.
3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры):
а) вербальные (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы, хрестоматии);
б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, карты-схемы и т.д.);
в) графические схематические пособия (схемы структурные и классификационные, схемы связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);
г) графические статистические пособия (графики, диаграммы, таблицы).
Средства обучения этой группы служат целям формирования географических представлений, раскрытию сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их пространственно-территориального размещения; они помогают усвоению теоретических знаний.
4.Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы:
а) приборы для проведения измерительных работ на местности;
б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы;
в) приборы для картометрических работ;
г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения Земли (теллурий и др.).
Главные функции этой группы средств обучения – формирование умений и навыков пользования приборами, фиксации и обработки материалов, анализа разнообразных явлений природы и общества (93).
КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ,
ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОБОРУДОВАНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ
Средства обучения географии могут быть успешно использованы в учебном процессе при условии их размещения в определенной системе, обеспечивающей их быстрое введение в учебный процесс. Такие условия могут быть созданы только лишь в специально оборудованных подразделениях школьного здания. Специфика учебного предмета требует, чтобы наряду с кабинетом географии в школе были также созданы краеведческий музей и географическая площадка. Необходимость географических кабинетов общепризнанна и не нуждается в специальном дополнительном обосновании.
Кабинет географии рассматривается как сложная система, включающая систему средств обучения, мебель и приспособления для рабочих мест учителя и учащихся, устройств для хранения учебного оборудования, установки и передвижения технических средств обучения, экспозиционные материалы, комплекты научно-методических пособий. Рассмотрим некоторые компоненты системы школьного кабинета географии.
Рабочее место учащегося в кабинете географии – это двухместные столы и стулья. Одно из важнейших антропометрических требований, предъявляемых к рабочему месту учащегося заключается в соответствии высоты стола и стула росту учеников. Поскольку в кабинете географии занимаются учащиеся 6-11-х классов, то при отборе мебели для рабочих мест необходимо в его комплекте предусмотреть наличие разных по высоте групп мебели.
При расстановке ученических столов в кабинете необходимо исходить их общих гигиенических требований. Столы и стулья лучше всего ставить в три ряда, они должны располагаться от доски на расстоянии не менее 2 м и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковыми стенками были не менее 60 см. Столы и стулья последних рядов должны быть отделены проходом от шкафов, расположенных у задней стенки кабинета.
Рабочее место учителя по существу является местом демонстрации наглядных средств обучения. Поэтому важно при его оборудовании предусмотреть условия, позволяющие осуществить демонстрацию средств обучения с наименьшей потерей сил и времени, так, чтобы в определенный момент урока нужные пособия были под рукой и при этом ничто не мешало бы сосредоточить внимание учеников на демонстрируемых объектах.
Общеизвестно, что при обучении географии наибольшее количество времени в ходе урока у учителя уходит на работу с географическими картами. Отсюда необходимо предусмотреть в рабочей зоне деятельности учителя максимально благоприятные условия для демонстрации прежде всего картографических пособий. С этой целью используются различной конструкции картоподъемники и подставки с приспособлениями для демонстрации карт.
На уроках географии осуществляется значительное количество демонстраций объемных средств (макетов, моделей, а также приборов). В целях обеспечения наилучшей видимости этих средств обучения в оборудовании рабочего места учителя важно предусмотреть демонстрационный стол. За демонстрационным столом учитель работает стоя, поэтому, исходя их антропометрических данных, высота стола должна составлять 900 мм, рабочая поверхность демонстрационной части стола – 1200 х 750 мм. На поверхности демонстрационного стола можно разместить пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой, зашториванием окон, подъемом и опусканием карт, помещенных в картоподъемнике.
Кроме демонстрационного стола, необходимо иметь еще и рабочий стол, на котором учитель заполняет журнал, размещает книги и некоторые предметы, используемые по ходу урока. За таким столом учитель работает сидя. Для работы сидя рекомендуется стол высотой не более 750 мм, с рабочей поверхностью 750 х 760 мм.
Классная доска используется учителем и учащимися для выполнения различных заданий и упражнений, для письма, зарисовки, вычерчивания схем, диаграмм, карт-схем, заполнения контурных карт и т.д., а также для размещения демонстрационных таблиц и картин, аппликаций и проецирования экранных пособий. Кроме того, с помощью классной доски нередко проводится опрос: на ней также помещается информация, которую учитель дает учащимся в «готовом» виде в записи (задания, планы характеристик рек, озер, материков, стран, государств и т.д. Поэтому практически всегда возникает проблема увеличения полезной площади классной доски. В этом плане наиболее целесообразно использовать для оборудования кабинетов географии универсальную раздвижную доску.
Прямо под доской размещаются специальные ящики для хранения учебных картин и таблиц. Под классной доской можно разместить до четырех таких ящиков. На дверцах (с внутренней стороны) должна располагаться опись находящихся в шкафах таблиц и картин. При таком хранении таблицы и картины могут быть весьма оперативно введены в учебный процесс по мере возникновения необходимости в этом.
Средства обучения размещаются и хранятся в кабинете географии по разделам программы и классам. Для этого наиболее приспособлены секционные шкафы. Они имеют переставные полки и полуполки, которые используются для размещения разногабаритных приборов и других наглядных пособий. В конструкции секционных шкафов необходимо специально предусмотреть возможности для хранения карт и других картографических пособий. Следует выделить также емкости для хранения приборов и приспособлений для проведения практических работ на местности, коллекционных и гербарных материалов. В секционных шкафах должны храниться аудивизуальные пособия, книги, журналы, инструменты для ремонта мебели.
В конструкции стандартных секционных шкафов предусмотрено 14 секций, размещенных в три этажа (длина 5 760 мм, высота 2800 мм, ширина 400 мм). Центральная часть занята картохранилищем, вмещающим более 100 карт. Карты, набитые на рейки, свернуты в рулоны и с помощью крючков подвешены на горизонтальные штанги; каждая карта имеет свой номер и размещена в картохранилище по основным разделам, темам и курсам школьной географии. Передняя стенка картохранилища закрывается раздвижной мягкой шторкой из ткани или пластика.
Для кабинета географии необходим комплект технических средств обучения, диапроекторы, кинопроекторы, видеомагнитофон, телевизор, графопроектор для работы с изображениями на прозрачной пленке.
Проекционная аппаратура размещается на специальных передвижных подставках, для телевизора используются передвижные шкафы-подставки.
Неотъемлемой принадлежностью географического кабинета географии являются картотеки различного содержания:
-картотеки подготовки учителя к уроку (в них зафиксировано содержание урока, названы методы и приемы обучения, а также средства обучения);
-картотека предметов ученого оборудования (названия предметов, номер или шифр места его хранения);
-картотека задач и упражнений для учащихся по темам программы;
-картотека письменных проверочных работ;
-тематическая картотека (на карточках записаны отрывки из художественной литературы и хрестоматий, материалы по топонимике и т.д. по отдельным темам программы).
Картотеки – важный элемент научной организации труда учителя. Для подготовки средств обучения к уроку географии достаточно, например, передать соответствующую карточку дежурному (или ученику-лаборанту), который и подберет необходимые материалы для занятия.
Для экспонирования и использования в учебном процессе краеведческого или текущего физико-географического или политико-географического материала оформляются специальные стенды, которые содержат сменяющийся материал по соответствующим темам. В опыте работы современных общеобразовательных школ находит широкое распространение оформление экспозиционных стендов по таким темам, как «По странам и континентам», «Новое в географии», «Географическая летопись» и др.
При оформлении информационных материалов, связанных с определенной темой, важно использовать сочетания различных наглядных средств (картин, карт-схем, графиков и диаграмм, фотографий и т.д.). Текстовые материалы целесообразно сопровождать рисунками, имеющими элементы занимательности. Кроссворды, ребусы, различного рода шарады могут быть использованы для воспитания географической смекалки. Экспозиционные материалы расширяют возможность организации самостоятельной работы учащихся, если в экспозицию включены задания или вопросы, требующие от учащихся активного и осмысленного отношения к этому материалу.
Справочную, научно-популярную литературу легче включать в учебный процесс, если на стендах даются аннотации и задания, связанные с содержанием той или иной книги. В этом случае материалы стендов побуждают школьников знакомиться с литературой (93).