средства используемые в дистанционном обучении
Средства дистанционного обучения
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин «программно-технические средства обучения».
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
— предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
— обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
— поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
— учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
— электронные учебные материалы (электронные учебники);
— компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).
В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
— учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
— при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
— обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:
— компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;
— возможность оперативного внесения изменений;
— возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;
— возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);
— возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;
— передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.
Современные электронные учебники (автоматизированные обучающие программы) способны решать следующие задачи:
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— визуализация учебной информации;
— моделирование и имитация изучаемых процессов или явлений;
— осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
— осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
— развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
— усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств или использования игровых ситуаций).
Дидактические звуковые и аудиовизуальные учебные материалы широко используются не только в дистанционном образовании, но и в традиционном. В настоящее время в основном записываются на аудиои видеокассеты, лазерные компакт-диски или просто передаются в электронном виде по компьютерной сети.
Компьютерные программы учебного назначения заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров. Изначально эта категория компьютерных программ включала все программные учебного назначения. В настоящее время удобно под этой категорией понимать вспомогательные специализированные программные средства, предназначенные для решения следующих задач:
— высвобождение учебного времени за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ: различных расчетов и моделирования, обработки и визуализации опытных данных и т.д.;
— проведение лабораторных работ в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
— проведение лабораторных работ в условиях удаленного доступа к реальному оборудованию.
В зависимости от используемых программно-технических средств доставки учебных материалов можно разделить на три группы:
— почта (в том числе курьерская);
Дистанционное образование ориентируется в первую очередь на сетевые средства доставки. Можно выделить следующие сетевые средства доставки учебных материалов:
— протоколы ftp и http.
Средства организации общения, также как и средства доставки, можно разделить на три группы:
— почта (в том числе курьерская);
— радиосвязь и телефонная связь, телевизионное вещание;
Средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия интегрируют в себе разнообразные сетевые средства общения для организации дистанционной совместной групповой работы. Кроме этого, средства коллективного взаимодействия позволяют вести пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение командной цели, определение требуемых
материальных ресурсов, контрольных точек. Все эти возможности позволяют организовать совместную учебную и научно-исследовательскую работу в распределенном режиме.
Методы и средства дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы и средства дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудио конференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.
Средства обучения могут представлять собой:
· 1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
· 2. Сетевые учебно-методические пособия;
· 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
· 4. Аудио учебно-информационные материалы;
· 5. Видео учебно-информационные материалы;
· 6. Лабораторные дистанционные практикумы;
· 7. Тренажеры с удаленным доступом;
· 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
· 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
· 10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);
· 11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);
· 12. Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:
· Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
· Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.
· Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.
· Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.
· Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры,
широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.
Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно- ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.
Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Дистанционное обучение- одна из форм организации учебного процесса
Автор: Аделова Розалия Равилевна
Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг — телевидение. Но на заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень. Теперь появилась возможность реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».
Целью работы является разработка и внедрение ДО в Старокулаткинской средней школе №1
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционного обучения как формы организации учебного процесса профильного обучения
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения: организация профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Старокулаткинской средней школе №1 будет целесообразна и соответствовать целям обучения, если:
ü проведен анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;
ü проведен анализ имеющихся информационных сред для организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения и определена наиболее соответствующая среда целям и задачам обучения;
ü предложен и разработан механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:
· провести анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;
· разработать механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;
Практической целью работы является внедрение ДО по биологии в профильном классе.
Средством реализации ДО является созданный сайт, реализующий ДО в Старокулаткинской средней школе №1
Глава 1. Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса
1.1. Концепция дистанционного обучения
Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.
Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
1.2. Средства и методы дистанционного обучения
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. причины.
Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.
Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа «соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе» и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.
Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).
В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.
Для того чтобы дистанционный курс достиг своей цели. Необюходимо при его разработке учитывать дидактические особенности и структуру дистанционных учебных курсов.
1.3. Дидактические особенности и структура дистанционных учебных курсов
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным :
более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
· максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
· наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
· особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.
В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие :
1. Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления. Часто бывают открыты и сами курсы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль, свою Web-страницу на сервере и стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя с перспективой, при условии успешного окончания курса, получить соответствующий сертификат обучающей организации.
2. Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.
3. Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.
4. Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям.
5. Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления.
6. Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).
Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ ДО.
Глава 2. Модель организации ДО в рамках профильного обучения школьников»
2.1. Механизм организации учебного процесса с использованием технологий ДО
Современное образование ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого школьника, успешную социализацию и адаптацию выпускников на рынке труда, что является важнейшим требованием к школе.
Достижение нового качества общего образования предполагает:
Осуществляя работу по внедрению профильного обучения, анализируя внутреннюю и внешнюю среду нашего и близлежащих ОУ, мы столкнулись со следующими серьезными проблемами:
Нами установлены следующие характеристики обучения:
2.2. Создание учебно-методической среды ДО
На курсах я познакомилась с платформой Moodle.
Ø это свободное программное обеспечение, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты.
Ø это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма
Ø это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения, является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Ø Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный редактор. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Таким образом, Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.
Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы.
Я освоила правила и формы работы в ней и на сайте создала страничку дистанционного обучения по общей биологии для профильных классов.
В течение двух лет шла работа по разработке дистанционного курса по предмету.
С переходом на профильное обучение наша Старокулаткинская средняя школа №1 представила возможность каждому учащемуся выбрать свой индивидуальный учебный план. Учеников, которые хотели бы изучать биологию на профильном уровне, оказалось достаточно.
Исходя из моего опыта работы в системе дистанционного обучения, могу сказать, что для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация ученика на «добывание знания»,- это первое, что должно быть сформировано у ребенка, Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо — заставил. В нашем случае в школе мы изучаем тему урока, дома на сайте изучают дополнительную литературу по теме, выполняют онлайн тесты.
Роль сетевого преподавателя не менее важна для получения хорошего результата. Меня, как учителя радуют новые возможности обучения ученика в системе ДО:
· не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний учеников параллельного класса (олимпиады, конференции и т.д.);
· диалог с другими учащимися (форум);
· создание собственной образовательной траектории обучения;
· выбор индивидуальной траектории обучения;
· непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.)
· быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
· осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
· осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;
· визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;
· проведение лабораторных работ в условиях имитации в образовательном ресурсе реального опыта или моделирование эксперимента, который практически невозможно показать в школьной лаборатории (уровень микромира);
· комфортность условий для творческого самовыражения;
Все эти положительные стороны ДО позволяют формировать моим ученикам ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную, кооперативную.
Эффективность освоения учащимся дистанционного курса по биологии обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:
· методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
· систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
· последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
· мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
· тренажеры по предметам;
· лабораторный практикум удаленного доступа;
· комплексные домашние задания и творческие работы;
· богатый иллюстративный материал;
· архивную и энциклопедическую информацию;
Курс «Биология» ориентирует сетевого учителя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и развитие у учащихся таких навыков, как:
Этому способствует методика работы учащихся с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый урок сопровождается ознакомлением учащегося с планом, темами, подтемами и разделами урока.
В рамках изучения курса «Биология» предусмотрена возможность освоения учащимся различных тем не только на уровне, предусмотренном профильным стандартом, но и на более углубленном. Такая возможность реализуется через размещение специальных разделов тем в гиперссылках, которые позволяют учащемуся ориентироваться в учебном материале и самостоятельно выбирать уровень его освоения.
Система оценивания базируется на комплексной задаче максимальной объективизации оценивания учебных достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и приоритетов. Именно поэтому в системе присутствует оценивание как в on-line, так и в off-line режимах. Так, проверяя домашние задания, лабораторные и контрольные работы, учитель имеет возможность не только оценить правильность решения задач, но и отметить степень творческого участия каждого ученика, которую он демонстрирует в процессе их выполнения.
Особо существенной является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого учащегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления учащемуся права осваивать урок заново с условием ротации тестовых заданий. Таким образом, учащийся может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.
Методическое и педагогическое сопровождение дистанционного учебного процесса, осуществляемое сетевыми учителями и педагогами-кураторами, является основным фактором управления учебным процессом. Ключевыми направлениями их деятельности являются:
Если у ребенка сформирована высокая степень ответственности, если ребенок мотивирован на изучения профильного уровня курса биологии, то результат будет высоким. Что и позволило моим ученикам получить хорошие знания, успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗы.
1.Арсланова Гульшат : «Я считаю, что ДО представляет много возможностей как для дальнейшего поступления в ВУЗ, так и для получения дополнительной информации в интересной и нужной мне области знаний. Работать с компьютером всегда интересно, а в платформе Moodle — тем более»
2. Мустафин Ильнур: «Узнаешь много нового, учишься в удобное для себя время, как только перестаешь учиться, сразу получаешь письмо от преподавателя. И сразу понимаешь — ты на контроле. Твоя учеба всегда в поле зрения, о тебе заботятся. Здорово, что дистанционное обучение появилась в моей жизни»
Заключение.
Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.
Список литературы.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. / Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2015., входящий в Федеральный перечень и рекомендованный для профильного обучения
3. Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.