средства и методы обучения в избранном виде спорта
Характеристика средств и методов обучения в спортивных играх.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых передаются знания, осваиваются умения и навыки. Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием учебного материала, подготовленностью занимающихся, имеющимися материально-техническими возможностями.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов :специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
методы строго регламентированного упражнения;
игровой метод (использование упражнений в игровой
форме);
соревновательный метод (использование упражнений в
соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы включают в себя:
методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
7. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки на различных этапах учебно тренировочного процесса.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
— соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
— специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.
Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий
Урок – основная форма занятий спортивными играми в школе. План-конспект урока
Взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий принято называть структурой урока
В системе физического воспитания урок принято делить на три части: ВВОДНУЮ ( подготовительную), ОСНОВНУЮ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ. Выделение этих частей обусловлено определёнными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями и обеспечивает строго постепенное включение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности.
В вводной части используются самые разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или поддаётся быстрому овладению. Чаще всего различные построения, некоторые гимнастические упражнения общеподготвительного характера, различные варианты ходьбы, бега, выполняемых с постепенно повышающейся нагрузкой
В ОСНОВНОЙ части урока реализуются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программой и планом текущей работы. В основной части урока могут применяться любые физические упражнения, служащие эффективному решению перечисленных задач. Основная часть урока по спортивным играм продолжительностью 25-30 мин. Её назначение обучить специальным знаниям и навыкам и их совершенствование.
Задачи: 1)повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся, формирование правильной осанки и совершенствование координации движений; 2) воспитание моральных и волевых качеств; 3) овладение техникой и тактикой игры; 4) применение приобретённых навыков в усложнённой и постоянно меняющейся обстановке с целью их использования в различных условиях игры
Средства: при разучивании и совершенствовании отдельных приёмов следует больше использовать подготовительные игры, двусторонние игры, упражнения в технике и тактике игры. В начале основной части урока, пока нервные центры не утомлены и имеют оптимальную возбудимость, целесообразно обучать новым двигательным навыкам. Совершенствовать технику, работать над движениями, требующими координации. Восприимчивость в это время будет больше.
Основная часть может состоять из двух разделов:
Обучение технике и тактике с помощью специальных упражнений;
Закрепления изучаемого материала в двусторонней игре с заданием. Однако отдельные уроки можно строить и на основе одного из этих разделов
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние, а так же создание установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части являются а) снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц б) регулирование эмоциональных состояний в) подведение итогов урока, краткий обзор, если необходимо, отдельных моментов учебной деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием, задания на дом и др. Продолжительность 5-7 минут
Наиболее характерные упражнения для заключительной части урока: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленных на постепенное снижение напряжённости функций систем: упражнения на расслабление и осанку; специальные упражнения на внимание.
План – конспект урока
План – конспект урока – конечный документ планирования учебной работы, который составляется на основе поурочного плана. Его отличает детализация задач и содержания. При подготовке плана – конспекта урока, в зависимости от условий, контингента занимающихся их подготовленности, учитель, опираясь на свой педагогический опыт может изменять, дополнять, чередовать задачи урока
Составление плана – конспекта урока
Записываются общие задачи урока по формированию знаний, двигательных умений и навыков, воспитательные и образовательные задачи.
Перечисляются инвентарь, наглядные пособия, средства ТСО, которые будут использоваться на уроке. В конце конспекта – подпись, используемая литература с указанием страниц.
Формирование общих задач урока должна быть простой, конкретной и составляться в повелительной форме: « Ознакомить», «научить», «закрепить», «проверить», «учить», «подвести итоги», и тд.
Образовательные задачи включают:
Ознакомление с техникой выполнения специальных упражнений
а) обучение перемещениям в нападении и защите
б) совершенствование техники перемещений в нападении и защите в игре 1х1
в) контрольные нормативы, «защитный квадрат»
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место.
Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости.
Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры – перебежки, «Волк во рву» в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например «К своим флажкам», «Пустое место». В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения.
Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.
Особенности проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста. Этот период (13-15 лет учащиеся 7-8-х классов) в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.
Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Девочки ещё больше увлекаются музыкальными играми, а мальчики – силовыми. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, метанием на дальность необходимо строго следить за одинаковым кол-вом мальчиков и девочек в каждой команде, а в некоторых случаях проводить такие игры раздельно. Круг у подростков сужается.
В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры.
Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность. У подростков ещё большое место занимают игры в воде на занятиях плаванием и игры с элементами борьбы. Широко применяют соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствия, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелезанием, а так же по полуспортивным играм.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
Постоянное внимание нужно уделять увеличению двигательной активности учащихся, ежедневный объем которой должен составлять не менее двух часов. Он включает утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры и школьные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия физкультурой и спортом.
В процессе учебных занятий в старших классах общеобразовательных школ у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В таких условиях пассивный отдых не обеспечивает полноценного восстановления. Таким образом, возникла необходимость применения средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимо планомерное развитие физкультурных занятий: прогулки, походы, подвижные игры, спортивно-любительские занятия и т.д.
Итак, физическое воспитание детей и подростков должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Статья «Средства и методы спортивной тренировки «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Средства и методы спортивной тренировки
Такое состояние достигается посредством соответствующей подготовки. Одной из основных сторон подготовки является физическая подготовка. Для обеспечения физической подготовки в распоряжении тренера находятся следующие компоненты тренировки: средства, методы, нагрузка и отдых.
Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий, путь их применения.
Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.
Средства и методы спортивной тренировки
Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения. Важнейшим признаком классификации физических упражнений является их принадлежность к одному или другому вида спорта. На этой основе упражнения делятся на две группы:
а) огромное влияние на функции организма,
б) нецелесообразно их повторение на освоенном уровне необходимо постоянное усовершенствование,
Тренировочные упражнения разделяются на две группы. Специальные тренировочные упражнения включают элементы соревновательных упражнений, а также действия, схожие с ними по форме и характеру (прохождение беговых отрезков с соревновательной скоростью, выполнение комбинаций из соревновательной программы в гимнастике, и т.д.). Вторую группу специальных тренировочных упражнений составляют имитационные упражнения, близкие по своему характеру к соревновательным (роллеры у лыжников, прыжки на батуте для прыгунов в воду и т.д.).
Только в том случае мы можем считать упражнение специальным тренировочным, если оно содержит какой-нибудь важный элемент соревновательных упражнения данного вида спорта.
Средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Различают две большие группы таковых: соревновательные и тренировочные упражнения (общие и специальные тренировочные).
Общефизические упражнения. В эту группу входят упражнения, обеспечивающие общефизическую подготовку спортсменов. Их подбор и содержание по сравнению с другими группами упражнений наиболее разнообразны.
При подборе общефизических упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
1) общефизическая подготовка должна обеспечить всестороннее развитие спортсмена; выбор упражнений должен способствовать развитию всех физических качеств и расширять круг навыков, необходимых в повседневной жизни,
2) общефизическая подготовка спортсмена должна содержать поддержку спортивной специализации путем переноса качества общей тренированности на специальную тренированность.
Общефизические упражнения выполняют в спортивной тренировке следующее функции:
— формирование общих навыков и освоение упражнений, на базе которых вырабатываются специальные техническо-тактические навыки в выбранном виде спорта,
— развитие и поддержание общефизической работоспособности и тех необходимых физических качеств, на которые специальная тренировка в виде спорта действует недостаточно,
— активный отдых, ускорение восстановления работоспособности и предотвращение монотонности.
Средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Различают две большие группы таковых: соревновательные и тренировочные упражнения (общие и специальные тренировочные).
Методы спортивной тренировки разделяются условно на три группы: словесные, показательные и практические. Подробнее рассмотрим практические методы развития двигательных навыков. При развитии двигательных навыков особо важную роль играет точность регулирования нагрузки. Упражнения применяются непрерывно или через интервалы отдыха с установленной интенсивностью и продолжительностью. Возможна также нерегламентированная тренировка. Исходя из вышеизложенного, выделяют следующие методы развития физических качеств:
• строго регламентированные методы тренировки,
Строго регламентированные методы тренировки характеризуются высоко упорядоченными действиями и точной регуляцией факторов воздействия, что выражается в следующем:
а) соответствие программе с заранее запланированными действиями, их последовательностью и переменностью,
б) возможно точное нормирование нагрузки, управление его динамикой по ходу тренировки, регуляция интервалов отдыха и чередование их с рабочими фазами,
Вышеуказанными факторами обеспечивается контроль тренировочного эффекта.
Существует четыре принципиально различных строго регламентированных метода тренировки.
Непрерывный метод характеризуется относительно длительной однородной нагрузкой с константной интенсивностью. Минимальная длительность упражнения 5-10 мин. Это эффективное тренировочное средство для молодых начинающих спортсменов. Основные результаты применения непрерывного метода:
• рост энергетического потенциала организма,
• экономия энергетических расходов,
• рост функциональной стабильности организма,
• рост аэробной работоспособности.
Непрерывный метод: продолжительная непрерывная деятельность (минимальная продолжительность 5-10 мин.), частота сердечных сокращений (ЧСС) 130-150 уд./мин. Обеспечивает развитие общей и аэробной выносливости.
Переменный метод может также использоваться в течение длительного непрерывного упражнения, однако его спецификой является перемена интенсивности или характера упражнения. Развивает как общую, так и специальную выносливость. Физиологическое влияние переменных нагрузок находится в зоне между непрерывным и интервальным методом в зависимости от уровня, длительности и количества переменных частей тренировки.
Переменный метод: отличается от непрерывного метода чередованием интенсивности или характера, происходящим без пауз для отдыха. ЧСС повышается до 170-190 уд./мин. Оказывает влияние также на анаэробный компонент выносливости.
Интервальный метод характеризуется строго регламентированным прохождением отрезков (длина дистанции, время прохождения) через определенные паузы отдыха. Каждый последующий отрезок проходят в условиях неполного восстановления и кислородной задолженности. Этим организм адаптируется к работе в условиях кислородного долга, что повышает анаэробную работоспособность. Субмаксимальное упражнение приводит к быстрому нарастанию кислородного долга вплоть до его максимальных величин. Достижение критических величин кислородного долга приводит к прекращению упражнения, и поэтому период действия на организм состояния глубокого кислородного долга остается ограниченным. В целях увеличения длительности влияния на организм состояния кислородного долга дистанция разделяется на отрезки, которые преодолеваются через короткие интервалы отдыха.
При преодолении бегом отрезка накапливается кислородный долг. При интервале отдыха начинается фаза компенсации долга, однако интервалы отдыха коротки и недостаточны для полной ликвидации кислородного долга. Старт на новый отрезок наступает раньше ликвидации долга, и таким образом кислородный долг увеличивается от отрезка к отрезку.
В результате интервальная тренировка позволяет:
• Длительное воздействие на организм кислородного долга,
• Повторять упражнение в условиях нарастающего кислородного долга,
• Нарастание кислородного долга к концу тренировки до величин выше тех, которые возможны при одноразовом субмаксимальном упражнении.
Оптимальный уровень ЧСС при прохождении отрезков 180-190 уд/мин. Увеличение ЧСС выше указанных величин приводит к снижению ударного объема сердца, что приводит к неблагоприятному снижению минутного объема крови.
Оптимальная длительность интервалов отдыха должна обеспечить снижение ЧСС до 120-130 уд/мин. К этому моменту большая часть кислородного долга ликвидирована, однако его достаточное влияние на организм сохраняется. Более короткие паузы, обеспечивающие снижение ЧСС до 130-150 уд/мин, приводят к крайнему увеличению нагрузки интервальной тренировки на организм.
Интервальный метод становится эффективным при наличии достаточной аэробной базы, и он применяется в комплексе с другими методами тренировки. Применению интервального метода предшествует создание аэробной базы с применением непрерывного и повторного метода.
Интервальный метод : конкретные действия выполняются в условиях неполного восстановления, т.е. в условиях кислородного долга. Обеспечивает адаптацию организма к работе в условиях кислородного долга. Оптимальным значением ЧСС в конце отрезка считается 180-190 уд/мин. Обеспечивает рост анаэробной работоспособности организма.
Повторный метод: многократное повторение одного и того же действия при оптимальной готовности к следующему упражнению. Используется при развитии всех физических способностей, при освоении и закреплении двигательных навыков, сохранении достигнутого уровня работоспособности.
• Варьирование величины игровой площадки в спортивных играх,
• Матчи с несколькими противниками подряд в боксе, борьбе,
• Использование более тяжелых снарядов в метаниях (ядро, диск, копьё).
Облегчение соревновательных условий:
• Упрощение соревновательной программы,
• Использование облегченного снаряда, снижение высоты сетки (волейбол),
• Использование предъявления форы более слабому противнику и т.д.
Соревновательный метод очень эффективен, при его применении учитывается квалификация спортсмена, его технико-тактическая, физическая и психическая подготовленность. Активно применяется в подготовке высококвалифицированных спортсменов.
Игровой метод обеспечивает развитие способностей в рамках определенных технико-тактических приемов и ситуаций. Игровая деятельность характеризуется повышенной эмоциональностью, связанной с непрерывным разрешением технико-тактических и психологических задач. Игровые ситуации требуют от участников инициативы, смелости, самостоятельности и совладания с эмоциями, подчинения личных интересов коллективным, организационных способностей, быстрой реакции, мышления и оригинальных решений. Вышеуказанное подтверждает высокую эффективность игрового метода, который применяется в большинстве видов спорта.
Непрерывный метод: продолжительная непрерывная деятельность (минимальная продолжительность 5-10 мин.), частота сердечных сокращений (ЧСС) 130-150 уд./мин. Обеспечивает развитие общей и аэробной выносливости.
Переменный метод: отличается от непрерывного метода чередованием интенсивности или характера, происходящим без пауз для отдыха. ЧСС повышается до 170-190 уд./ мин. Оказывает влияние также на анаэробный компонент выносливости.
Интервальный метод: конкретные действия выполняются в условиях неполного восстановления, т.е. в условиях кислородного долга. Обеспечивает адаптацию организма к работе в условиях кислородного долга. Оптимальным значением ЧСС в конце отрезка считается 180-190 уд/мин. Обеспечивает рост анаэробной работоспособности организма.
Повторный метод: многократное повторение одного и того же действия при оптимальной готовности к следующему упражнению. Используется при развитии всех физических способностей, при освоении и закреплении двигательных навыков, сохранении достигнутого уровня работоспособности.
Под тренировочной нагрузкой подразумевается влияние физических упражнений на организм, вызывающее активные реакции функциональных систем. Тренировочная нагрузка является дополнительной функциональной активностью организма. Это физиологическое воздействие на организм, которое отражается в виде конкретных функциональных реакций.
Интенсивность, глубина и направленность адаптационных процессов в организме спортсмена обусловлена интенсивностью, объемом и направленностью тренировочных нагрузок.
По своему характеру тренировочные нагрузки разделяются:
• На тренировочные и соревновательные нагрузки,
• На специфические и неспецифические нагрузки,
По величине и воздействию на организм нагрузки разделяются на: легкие, средние, большие и околопредельные.
По направленности нагрузки разделяются:
• На развитие физических качеств (сила, скорость, выносливость, координация, гибкость),
• На развитие отдельных компонентов определенных качеств (аэробная выносливость; лактатная и алактатная анаэробная выносливость и т.д.),
• На развитие координации,
• На развитие психической устойчивости,
• На развитие тактического мастерства.
Нагрузка: влияние физических упражнений на организм, физиологическая мера влияния, вызывающая определенные адаптационные реакции. Нагрузку характеризуют объем (сколько?) и интенсивность (как?).
По влиянию на организм нагрузки разделяются на:
• Чрезмерные (превышают адаптационные возможности функциональных систем, приводят в состояние перенапряжения),
• Развивающие (приводят к развивающим структурным и функциональным изменениям в организме),
• Поддерживающие или стабилизирующие (закрепляют адаптационные изменения, препятствуют реадаптации),
• Восстанавливающие (влияют положительно на восстановительные процессы, препятствуют реадаптации),
Выделяются внешние и внутренние характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок.
Внешнюю сторону тренировочной и соревновательной нагрузки характеризуют объем и интенсивность.
Объем характеризует квантитет нагрузки (сколько?). Суммарным объемом нагрузки являются показатели длительности тренировки, число серий, число повторений в сериях, километраж, число тренировок в неделю (месяц), число соревнований, стартов и т.д. При анализе суммарного объема выделяются: соотношение общей и специальной подготовки, объем на развитие отдельных качеств, средства и методы, доля интенсивной работы в общем объеме.
Интенсивность характеризует квалитет нагрузки (каким образом? каков уровень напряжения?). Показателями интенсивности являются темп движений, скорость, длительность упражнения, плотность тренировки, величина сопротивления, тяжести и т.д.
Внутренние показатели нагрузки характеризуют реакции организма, мобилизацию функциональных систем при нагрузке и их изменения при восстановлении. Внутренняя нагрузка оценивается по уровню активности функциональных систем организма, обеспечивающих нужную работоспособность.
Отдых является компонентом тренировки в случаях его организованности и соответствия закономерностям развития работоспособности. Слишком долгий или недостаточный отдых между нагрузками может нарушить структуру тренировочного процесса, вызывая перетренировку или пониженную тренированность. Рационально организованный отдых выполняет две функции:
• Обеспечивает восстановление работоспособности после нагрузки и делает возможным её повторное использование,
• Является средством оптимизации влияния нагрузок на организм,
Развитие методики тренировки тесно связано с целесообразным использованием этих функций.
Восстанавливающий эффект отдыха достигается:
• Чередованием использования активного и пассивного отдыха,
• Переключением на инородную деятельность,
• Использование приемов психорегуляции,
• Использованием дополнительных восстановительных средств
Заключение
Компонентами спортивной тренировки являются средства, методы, нагрузка и отдых.
Основным средством тренировки служат физические упражнения. Выделяются соревновательные и тренировочные упражнения. Последние разделяются на общие и специальные.
Список литературы
1. Верхошансшй Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М., 1985.
2. Гогін О.В. Легка атлетика: Курс лекцій /Харк.держ.пед.ун-т ім.Г.С.Сковороди. – Харків:»ОВС», 2001. – 112 с.
3. Легкая атлетика/А. Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987.
5. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
6. Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колод-ницкий. — М., 1993.
7. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. — М., 1997.
8. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — Киев, 1999.
9. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. — Киев, 1984.
10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев, 1997.