средняя продолжительность обучения в беларуси

Образование в Беларуси. А как у них?

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

Источник

Как устроено образование в Белоруссии и чем оно отличается от российского

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Мария Кучерова знает о проблемах российского образования очень многое, а о нашем ЕГЭ, кажется, всё. На этот раз она отправилась в Белоруссию, где её потрясли многие вещи: чистота, порядок и система образования. Здесь Мария придумала новый проект для своего блога.

Когда я вернулась из поездки, я уже точно знала, что у меня созрел новый интересный проект. Я ничего подобного не ожидала от этого краткосрочного путешествия. Конечно, я как блогер, пишущий о ЕГЭ, думала, что непременно поспрашиваю там, как белорусские школьники сдают выпускные экзамены, как устроена белорусская образовательная система и как абитуриенты поступают в вузы, но я не ожидала, что эта поездка так сильно меня встряхнёт. Я уехала из Москвы накануне 12 июня, дня рождения суверенной России. Я не понимала, как фантом рухнувшей империи СССР будет сопровождать меня в прямом и переносном смысле на белорусской земле.

Теперь я очень хочу исследовать вот какой вопрос: как образовательная система Советского Союза, в котором я родилась и выросла, трансформировалась и видоизменилась на постсоветском пространстве.

Про Россию, как я тогда думала, мне было вроде бы всё более или менее понятно. Однако именно в Беларуси поняла, что, размышляя о судьбе классического советского образования, я многого не знаю и не учитываю.

Что же произошло с образовательными системами в бывших странах СССР после его краха 26 декабря 1991 года? Прошло уже более 25 лет, пора подвести хоть какие-то итоги. Сегодня многие ностальгируют по советской образовательной системе, сетуют, что мы безвозвратно её потеряли. Выросло уже не одно свежее поколение школьников, но она не умерла, на мой взгляд. Чтобы проследить, что произошло с этой махиной, мало отследить реформирование образовательного пространства, ограничиваясь картой России. Не надо думать, что мы, россияне, — основные носители этой образовательной идеологии. Только увидев комплекс изменений на всём постсоветском пространстве, можно понять весь масштаб трансформаций.

Какие метаморфозы претерпело знакомое моему поколению советское образование за эти 25 лет? Согласитесь, вопрос и масштабный, и жутко интересный. Попробую рассказать вам, как всё это вижу я. Открыть свою летопись хочу именно с Беларуси, в которую просто влюбилась.

Чтобы россиянину попробовать понять Беларусь, первое знакомство надо начать именно с автомобильного путешествия. Я очень рада, что границу между нашими странами впервые пересекла именно на машине. Это неизгладимое впечатление теперь навсегда в моей памяти. Никаких особых примет международной границы вы не увидите, поэтому понимание того, что вы уже на другой земле, будет приходить к вам не сразу.

Большие белые аисты на длинных красных ногах, важно разгуливающие вдоль дорог. Просторы полей, где засеян каждый кусочек, и полное отсутствие борщевика. Ухоженные обочины, чистые и прямые дороги, на которых значительно меньше машин и водители соблюдают правила дорожного движения. Выбеленные коровники и стада довольных коров. В какой-то момент я вдруг поняла, что и лес тоже другой, он прозрачный. Белорусы говорят «звенящий». И все это вместе взятое прямо или косвенно можно назвать рукотворным чудом, включая очищенный от бурелома лес. Оказывается, лес тоже можно прореживать…

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Да, Республика Беларусь — это страна чистоты и порядка на простом бытовом уровне. Чтобы понять это, достаточно даже одного дня пребывания в этой стране. Такая она — Белая Русь. Я заранее прошу прощения за свою восторженную субъективность, но трудно быть беспристрастным, когда находишься в ситуации очарования от первого знакомства.

Жили мы три дня в небольшом городе Березино, а одни сутки посвятили беглому, но очень приятному знакомству с Минском. Для меня самым ценным было общение с людьми, и здесь я получила не только огромное количество радости и позитива, но и массу полезной информации. Безусловно, природа и люди — главное богатство этой страны. Кстати, именно это сочетание, как мне кажется, зашифровано в государственном флаге этой республики.

Березино — это небольшой город с населением 12 000 человек, расположенный примерно за 100 километров от Минска. В нём три школы и одна гимназия. О качестве образования предметно судить не могу — много узнать за три дня не получилось. Семья, которая нас приютила у себя дома, — это лишь частный пример. Однако из таких частностей складываются закономерности.

Две дочки оканчивали школу в этом небольшом городе уже после развала СССР, обе работают сейчас в крупных международных компаниях, одна в Москве, другая — в Минске. Даже в таком небольшом городе удалось дать им отличное образование: старшая дочь в совершенстве знает немецкий язык, младшая — английский. С эрудицией у обеих полный порядок, никакого налёта провинциальности.

Расскажу немного о Березино, поскольку для любого путешественника места, где он побывал, со временем становятся своеобразным олицетворением всей страны. Это, конечно, субъективный взгляд: Беларусь очень разная. Все в один голос говорили, что надо обязательно побывать на западе страны, чтобы получить более полное представление, однако мне хватило и небольшого города, чтобы кое-что понять.

Меня сильно поразило, как белорусы относятся к оставшейся от СССР инфраструктуре, они её бережно оберегают и содержат в идеальном порядке. Своим ровесникам, рождённым в 70-х, советую съездить в любой маленький белорусский городок, чтобы просто зайти в универмаг или Дом быта. Это такая сильная и настоящая ностальгическая волна детства!

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

История не терпит сослагательного наклонения, поэтому не будем сейчас гадать, что было бы, если бы империя не рухнула. Одно наблюдение из этой поездки я точно привезла домой: Республика Беларусь не проклинает своё советское прошлое и не пытается его вымарать из своей памяти. На главной улице по-прежнему стоит Ленин, в городском универмаге всё так же, как было лет 30 назад. Старый стадион в идеальном состоянии: и поле, и беговые дорожки, и трибуны.

И ещё один факт мне бросился в глаза. В небольшом Березино есть настоящая историческая архитектурная жемчужина — это усадьба польских князей Потоцких. Так вот она стоит заброшенная и законсервированная.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Одна из немногих архитектурных достопримечательностей города (если верить «Википедии») — это главный его позор. Не подумайте, что белорусы не умеют восстанавливать архитектурные памятники. Ещё как умеют! В этом я убедилась в Минске. Качеству и достоверности проделанной работы в центре белорусской столицы может позавидовать даже Москва и Питер.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Просто в маленьком городе Березино приоритеты расставлены так, что дворянская усадьба явно не на первом месте. В этом я увидела определённую закономерность. И именно на этой ноте предлагаю вернуться к разговору о реформах в образовании.

Финское образовательное чудо стало уже предметом многочисленных иронических комментариев российских блогеров и журналистов: не знаешь, что писать об образовании, напиши о Финляндии. Но рассуждения о финских образовательных реформах не должны становиться общим местом, поскольку это яркий пример того, как за непродолжительный период времени можно оказаться в другой образовательной реальности.

Россия и Финляндия пошли разными дорогами, однако обе страны участвуют в международных исследованиях качества образования. Но я точно знаю, пока наш Выборг не станет таким же красивым и «облизанным» реставраторами, как финские города, находящиеся буквально в нескольких километрах от нашей границы, России нечего делать и в Болонском процессе, и в PISA. Всё это лишь имитация вовлечения в общеевропейский процесс.

В Беларуси я увидела лишь одну заброшенную усадьбу, поэтому выводы делать не имею право. Что за три дня точно можно было оценить, так это спортивные сооружения города Березино. В это невозможно поверить, пока сам не увидишь. Есть не только собственный стадион, но даже и футбольный клуб!

А недавно в городе отстроили шикарный даже по московским меркам бассейн. Знаю не понаслышке — сама в нём плавала. Находится он в здании Березинской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва. Кроме плаванья здесь есть секции греко-римской борьбы, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, мини-футбола, есть и тренажёрный зал. И это не единственный спортивный комплекс в городе. Как видите, со спортом у березинцев всё в полном порядке. Вот новостной выпуск об открытии бассейна.

Кстати, отношение к здоровью и спорту в Беларуси — это не пустые слова. По данным ВОЗ (2015 год) средняя продолжительность жизни в Беларуси выше, чем в России: мужчины — 72,3 (в России — 70,5), женщины — 78 (в России — 76,3).

Она вошла в первую сотню стран, заняв 98 место (у России — 110 место.)

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Образование в Российской Федерации и Республике Беларусь после развала СССР

Так выглядят сухие цифры становления новых (постсоветских) образовательных систем в двух странах.

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть фото средняя продолжительность обучения в беларуси. Смотреть картинку средняя продолжительность обучения в беларуси. Картинка про средняя продолжительность обучения в беларуси. Фото средняя продолжительность обучения в беларуси

Как мы видим, масштаб реформ по сравнению с Россией у белорусов скорее косметический. В 2008 году многие начинания были остановлены искусственно, причём сделано это было централизованно, на самом высоком государственном уровне.

Беларусь не торопится догонять Россию, поэтому с осторожностью относится к идеям подушевого финансирования и стимулирующей системе оплаты труда педагогов. С 2017 года планируется подключить к эксперименту по внедрению нормативно-подушевого финансирования некоторые дошкольные учреждения. Ведутся разговоры и о новой системе оплаты труда, правда, пока все на уровне дискуссий, как я поняла.

А вот сухие цифры, показывающие доход учителей в двух странах.

Россия

Ставка учителя — 18 часов.

Средняя зарплата учителя (в зависимости от региона, учебная нагрузка не учитывается) — от 10 000 до 80 000 рублей (1701 350 долларов США).

Средняя зарплата по России — 30 800 рублей (примерно 522 доллара США).

Беларусь

Ставка учителя — 20 часов.

Средняя зарплата учителя — 500600 белорусских рублей (примерно 15 00020 000 российских рублей или 250300 долларов США).

Средняя зарплата в Республике Беларусь — примерно 750 белорусских рублей (385 долларов США).

Для сравнения — зарплата учителя в Финляндии составляет 3 500 евро.

Комментировать цифры не буду, сами делайте выводы. Скажу только, что цены на продукты в Республике Беларусь ниже, чем в Москве, например. Причём продукты эти высочайшего качества, поскольку многое производят сами белорусы. С сельским хозяйством и животноводством тут всё в порядке.

Хочу оговориться в одном важном вопросе: я не сторонница искусственной консервации советской образовательной системы как единственного блага. Работая учителем с 1995 по 2012 годы, я всеми фибрами души ощущала необходимость перемен в российской школе. Но не такими темпами, не такими средствами и не такой ценой!

В России проектное обучение, на мой взгляд, провалилось и носит чисто формальный характер. Профильное обучение породило и прочно закрепило философию разумного эгоизма выпускников.

ФГОС для большинства учителей — это филькина грамота, трудночитаемые документы с трудновыполнимыми требованиями, и, главное, всё равно большинство работает по старинке

Новая система оплаты труда учителей выстроила бетонную стену между преподавателями и администрацией, породив барство среди директоров и ректоров и полностью деформировав нормальные человеческие отношения внутри педагогических коллективов. Объединение в комплексы, на мой взгляд, вообще попахивает диверсией. Про ЕГЭ даже в двух словах не могу сформулировать своё отношение. Об этом мною написана не одна статья.

Централизованное тестирование вместо ЕГЭ

Особо хочу отметить, что в Республике Беларусь централизованное тестирование (ЦТ) имеет ряд серьёзных различий с российским ЕГЭ, хотя белорусы не скрывают, что первые тестовые материалы разрабатывались именно в Москве. О белорусском централизованном тестировании я обязательно расскажу отдельно в следующей статье. Именно различия белорусского ЦТ и российского ЕГЭ поразили меня больше всего. Это был мой личный масштабный культурный шок, поскольку многое в системе поступления выпускников в вузы в этой стране совпадает с моими предложениями по реформированию российского ЕГЭ. Я-то думала, что это мои фантазии, а оказывается, целая страна живёт по таким правилам.

Несмотря на консерватизм и выжидательную тактику, сама политика реформирования в Беларуси порой более гибкая, чем в России. Президент страны не боится заявить: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере, большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали». Очень нагляден эпизод с возвратом к 11-летнему образованию в 2008 году. Александр Лукашенко публично признался в ошибочной стратегии, и решение о возврате к старой системе принимало не Министерство образования, а Администрация президента.

Такое же настороженное отношение у Беларуси, на мой взгляд, и к вступлению в Болонский процесс.

Республика дважды подавала заявку на включение её в общеевропейский процесс (в 2012 и 2015 годах). Можно сказать, что в 2015 году Беларусь приняли в Болонский процесс условно, поставив перед страной ряд задач:

Январский отчёт 2017 года Общественного Болонского комитета по Республике Беларусь нельзя назвать оптимистичным, основные выводы в отчёте неутешительные: реформирование высшего образования идёт в стране не так, как хотелось бы комитету. Вот, почитайте сами.

У меня сложилось впечатление, что с Болонским процессом в Беларуси всё более чем неоднозначно. Моё интуитивное ощущение, что подобные поступки руководства страны можно объяснить если не лукавством, то крайней осторожностью. И такое поведение вполне вписывается в образ главы государства как крепкого хозяйственника: семь раз отмерь — один раз отрежь. Можно по-разному относиться к этим фактам, но я поняла следующее.

Людям, которые могут своими руками обработать каждый клочок земли и которые победили борщевик вдоль дорог, я бы доверила воспитание собственных детей!

Я преклоняюсь перед европейской цивилизацией за то, что она подарила нам высшее образование как институт, и очень хочу, чтобы все выпускники получали качественное и современное образование независимо от того, в какой точке Земли они живут. Но чудес не бывает, всё постсоветское пространство переживает сейчас образовательный кризис, поэтому нужно очень осторожно менять коней на переправе.

Для Беларуси момент истины настанет в 2018 году, когда будут обнародованы первые результаты исследования PISA. Кстати, это будет момент истины и для российского образования. В этом я не сомневаюсь ни на минуту. Более 20 лет Беларусь сохраняла (как могла) свою традиционную среднюю школу, доставшуюся в наследство от советского периода. Сама жизнь предоставляет нам уникальную возможность провести сравнительное исследование двух образовательных систем в развитии. Я с нетерпением жду официальных цифр статистики от PISA по белорусским подросткам в 2018 году. Ведь PISA — это сравнительное исследование 15-летних школьников на предмет их готовности к жизни.

Из того, что я узнала о молодой Республике Беларусь, хочется выделить главное: мне очень по душе тот факт, что многое в образовательной политике строится на простой житейской мудрости и чёткой логике. Например, учебники в школах выдаются в библиотеках, централизованно, как и у нас, но за пользование ими каждая семья должна заплатить. Согласитесь, в этом есть резон.

Многие, наверняка, знают, что в республике до сих пор существует система распределения по окончанию вузов для бюджетников. Обычно — это работа в течение двух лет (для медиков — три года). Подобная ситуация вызывает много критики, но нельзя не признать, что и в этом есть положительная логика и выгода для государства, которое берёт на себя оплату обучения каждого студента из бюджета страны. В Европе подобная тактика была бы спорной, а вот в России, например, подобные шаги пошли бы явно на пользу экономике. Кроме того, ни для кого не секрет, что наши выпускники не всегда работают по специальности, воспринимая диплом об окончании российского вуза как своеобразный пропуск на тот или иной социальный лифт.

Государственная философия в отношении студентов высших учебных заведений в Республике Беларусь вообще, на мой взгляд, не терпит никаких сантиментов: от молодых абитуриентов и выпускников требуется полная самостоятельность в принятии решений и ответственность за свои поступки.

Они стремятся выпускать профессионалов, а не владельцев заветных дипломов с неопределенными планами собственного трудоустройства

Есть одна общая для всех бывших союзных республик проблема — это возвращение родного языка в речевую практику молодежи. На мой взгляд, белорусы делают это деликатно: любой выпускник может сам решить, какой язык (русский или белорусский) выбрать для итоговой аттестации. История Беларуси преподается только на родном языке. В Минске я видела несколько рекламных щитов с ненавязчивой и милой социальной рекламой, призывающей учить белорусский язык. Часто общественность поднимает вопрос, что процесс возвращения белорусского языка организован очень медленно. Даже Светлана Алексиевич, лауреат нобелевской премии по литературе, слышит в свой адрес упрёки, что пишет на русском. Я думаю, что в этом вопросе не надо торопиться. Если делать всё не спеша и, главное, осмысленно, то результат будет обязательно.

Много критики обрушивается на реформаторов в Беларуси, и главная претензия — это консерватизм и нежелание двигаться в сторону последних трендов. Но мне очень нравится именно тот факт, что чиновники не торопятся апробировать российские и европейские образовательные новшества на собственных детях.

Надеюсь, что выжидательная тактика в отношении подрастающего поколения в Республике Беларусь продиктована мудростью, а не самодурством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *