средневековый монастырь в алавердском районе армении
Монастырь Ахпат (Haghpat)
К востоку от Санаина расположен один из красивейших монастырских комплексов средневековой Армении под название Ахпат. Художественные достоинства этого сооружения известны далеко за пределами страны. Монастырь расположен недалеко от города Алаверди в одноименном селе. Разместившись на высоком плато между ущельями, он заметно выделяется на фоне соседних лесистых склонов. Ансамбль комплекса дополнен примыкающими церквушками. Считается, что этот памятник градостроительства был возведен в X веке теми же зодчими, которые возводили Санаин. Сегодня оба комплекса внесены в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Отличительными чертами монастыря являются единство и компактность планировки. В числе построек комплекса церкви Сурб Григор и Сурб Ншан: книгохранилище, трапезная, притвор и колокольня. На территории Ахпата находится самый большой притвор Армении. Это сооружение для проведения утренних и вечерних молитв представляет собой свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Интерьеры всех построек весьма аскетичны. Самая древняя постройка — это церковь Сурб Ншан, основанная в конце X века женой царя Ашота III Багратуни. Архитектором этого здания считается знаменитый Трдат. Чуть позже была возведена церковь Сурб Григор Лусаворич. Здесь также, как и в Санаине находился древний просветительский центр, в котором изучали гуманитарные науки, богословие, медицину, живопись, а также переписывали книги.
uritsk
Страница путешественника
Попрощавшись с Дилижаном, мы поворачиваем на дорожной развилке направо и берем курс на соседний Ванадзор – третий по величине (после Еревана и Гюмри) город Армении, столицу Лорийской области.
Первая дорога в этих краях была построена в 70-х годах XIX века русскими солдатами Семеновского полка, несшего службу на Кавказе. Российская империя создавала форпосты, демонстрирующие Персии и Турции постоянное присутствие русских войск в этих, занятых по праву войны областях. Так на севере Восточной Армении появилось несколько военных поселений при штаб-квартирах полков, где осели и сосланные царским правительством русские молокане (молокане – это разновидность духовного христианства, преследовавшаяся в Российской империи). Так образовались поселения Семеновка, Саратовка, Фиолетово, Лермонтово и другие.
1. Дорога между Дилижаном и Ванадзором проходит через молоканские поселения Фиолетово и Лермонтово. Это два крупных русских молоканских села Армении населением более 1000 человек. Вот одно из них, Фиолетово, основанное в 1820 году ссыльными молоканами Тамбовской губернии.
2. Молокане до сих пор держатся очень обособленно, говорят в основном по-русски (хотя за многие годы жизни в Армении, естественно, знают и армянский язык), очень легко узнаваемы по характерной старой русской одежде и выглядят весьма колоритно (особенно в праздники, когда одеваются в парадные одежды). Молоканские селения также отличаются внешне от армянских.
Возле одного из крепких деревенских домов у дороги сидел очень колоритный старик с огромной окладистой бородой – Гагик спросил его, правильно ли мы едем (сначала по-армянски, потом по-русски). Дедушка что-то пробормотал в бороду, указал рукой в сторону Ванадзора и вновь погрузился в себя. Очень мне хотелось сфотографировать этого колоритного старика, поговорить с ним, но как-то неудобно было – чего лезть в душу к людям, да и ехать надо было…
3. Молоканские поля…
4. А на этой фотографии на заднем плане за деревней Фиолетово видна железнодорожная линия Дилижан – Раздан, уходящая в Памбакский (а также известный как Меградзорский и Иджеванский) тоннель.
Этот тоннель протяженностью 8311 метров насквозь пронзает Памбакский хребет и выходит за хребтом к Севану. Тоннель был открыт в 1985 году, а вскоре после открытия железная дорога в тоннеле была электрифицирована. Памбакский тоннель – самый длинный железнодорожный тоннель на Кавказе и второй по длине (после 15-километрового Северомуйского тоннеля на БАМе) – в странах СНГ. Этот тоннель должен был стать одним из ключевых железнодорожных объектов советского Закавказья – его пуск значительно сокращал путь из Еревана в другие республики, значительно улучшал транзитное железнодорожное движение через Армению. Но эксплуатировался он недолго – в конце 80-х, с началом армяно-азербайджанского конфликта, регулярное движение поездов через Памбакский тоннель прекратилось.
В настоящее время железнодорожная сеть Армении вообще переживает не лучшие времена – сейчас армянская железная дорога, долгое время являвшаяся одной из крупнейших транспортных транзитных артерий Закавказья (и обеспеченная соответствующей инфраструктурой), изолирована: границы с Азербайджаном (которые до сих представляют собой обоюдные многокилометровые ряды окопов и огневых точек) блокированы, а железнодорожное полотно на этих участках (пограничные участки Газах – Иджеван и Ерасх – Шарур) разобрано. Единственный международный выход нынешняя армянская железная дорога имеет на Грузию, но дальше опять-таки тупик – через грузинско-абхазскую границу железнодорожного движения давно нет, а грузинско-азербайджанская граница не пропускает армянские поезда и грузы. Так и остается железнодорожная сеть Армении изолированной, ограничиваясь парой поездов Ереван – Тбилиси и Ереван – Батуми, несколькими десятками четырехвагонных пригородных электричек по республике, да немногочисленными местными грузовыми перевозками.
5. Приближаемся к Ванадзору. Впереди нас неторопливо пылит старенький «РАФ». Путешествие на машине по Армении доставляет массу удовольствия – пожалуй, нигде за последнее время я не видел столько советских автораритетов! Тут вполне себе массово ездят и «Запорожцы», и «Рафики», и старые «Волги», и «Козлики», не говоря уж про «Жигули» разных мастей и моделей! В далеких селениях можно встретить и совсем уникальные экспонаты на ходу (вроде «Побед» или древних «Москвичей»)! А легендарный «Рафик» скорой помощи я не видел «живьем», наверное, с начала ну или середины 90-х. У нас в городах (особенно крупных) и «Жигули» то в потоке уже нечасто встретишь. А тут, глядя на всё это, порой возникает какая-то приятная ностальгия – по детству, наверное! 🙂
6. Ванадзор – крупный город, но мы проезжаем его транзитом. Пока ехали, сделал несколько «дежурных» снимков через лобовое стекло машины – вот, например, одна из центральных улиц Ванадзора. В советское время Ванадзор назывался Кироваканом, в то время он стал промышленным городом республиканского значения, и, кстати, довольно многие жители (в основном, кто постарше) до сих пор называют его по-старому.
7. А мы минуем Ванадзор и выходим на трассу, ведущую на север к грузинской границе. Трасса проходит ущельем вдоль реки Дебед, поэтому шоссе и «железка» идут тут параллельно друг другу. На трассе попадается много фур (армянских, грузинских, видел пару украинских и российских) – границы Армении с Турцией и Азербайджаном закрыты, поэтому сухопутная связь с внешним миром возможна лишь через Грузию (и дальше на Россию по Военно-Грузинской дороге через КПП Верхний Ларс) и через Иран (по пограничному мосту через Аракс в городе Мегри). Естественно, оба этих коридора сильно загружены транспортом.
8. Параллельно шоссе все время идет железка, перепрыгивающая с одного берега Дебеда на другой, пересекающая трассу мостами, укрывающаяся от отвесных скал тоннелями, защитными стенками и галереями. За железной дорогой (хоть по ней сейчас и ходит всего один поезд в день) следят – над головами промелькнула свежевыкрашенная ферма.
9. А эта яркая ажурная конструкция и вовсе рай для ценителей мостов и железнодорожного транспорта!
11. Дорога от Ванадзора на Грузию и Алаверди необычайно живописна!
12. Вдали показались кварталы города Алаверди…
14. Мы отлично отобедали в одном небольшом кафе – люля с лавашом, овощи, зелень, соленья, необычайно вкусный грузинский лимонад, сто грамм под мясо для аппетита… Очень простая в принципе еда, никакие не рестораны, а очень-очень простые кафешки в селениях, и до чего вкусно. Я давно так вкусно не кушал, как тут в Армении! Кавказская кухня великолепна! А после обеда можно сделать и ещё небольшую остановку у придорожного магазина…
16. От основной дороги до Ахпата по прямой – совсем недалеко, но на машине нужно поколесить изрядно. Ахпатский монастырь X века стоит на высоком скалистом плато и создавался в течение трёх столетий. Основная группа памятников Ахпата – небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин, крестово-купольная церковь Сурб Сион, главная церковь Сурб Ншан, книгохранилище, трапезная и колокольня.
17. До чего же красиво. А ласковое вечернее солнце озаряет мягким светом поросшее садами и кипарисами плато и окружающие его лесистые горы…
19. Внутри монастырского комплекса…
23. Один из десятков резных хачкаров Ахпатского монастыря…
28. На стене одного из монастырских зданий обнаружились солнечные часы. Да, вечереет – а нам еще предстоит долгая обратная дорога до Еревана… Еще немного погуляем, и пора по машинам…
31. На вершине соседней горы величественно возвышается какая-то древняя крепость… Сколько столетий она охраняет это ущелье?
33. И еще небольшая остановка в пути… На Арагацкий перевал засветло уже всё равно не успеть… До Еревана еще далеко… Постепенно темнеет… Полной грудью вдыхаешь чистый воздух, любуешься вечерней дымкой гор… Уходит вдаль пустынная железная дорога…
По пути нас попросили подвезти до Еревана женщину с какими-то тюками – пришлось потесниться в машине. Так и ехали остаток пути вчетвером, болтали о том о сём, успешно преодолели серпантин Арагацкого перевала и поздно вечером вернулись в Ереван. Первый день в Армении получился необычайно насыщенным и интересным, но главное путешествие было ещё впереди – завтра нам предстояло отправиться в долгий путь до Нагорного Карабаха – 300 километров в один конец. Это больше, чем сегодня весь кольцевой маршрут. Успеем ли? Получится ли хоть что-нибудь посмотреть или весь день уйдет только на дорогу? Я внутренне немного волновался, но Армен успокоил – завтра мы поедем с Варданом, а он водит пошустрее Гагика, да и дорога там получше. Погуляв еще на ночь по Еревану, полный эмоций и впечатлений я практически мгновенно уснул в гостинице, с нетерпением ожидая наступления завтрашнего дня…
Монастыри Алаверди
Монастырь Санаин
Храм был построен в Х веке и состоит из крестово-купольных церквей Сурб Аствацацин и Аменапркич – кафедрального собора Лорийского царства, школы Академии, колокольни, самого большого в Армении книгохранилища, часовни Сурб Григор. Вместе эти сооружения представляют уникальный архитектурный ансамбль, который был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1996 году. В Х веке Санаин был просветительским центром Армении: школу преобразовали в Академию Григора Магистроса Пахлавуни, в которой особое внимание уделялось гуманитарным дисциплинам.
Храм находится в селе Санаин над городом Алаверди на горе высотой около 1000 м над уровнем моря. С вершины горы отлично виден храм-собрат Санаина – Ахпат. Многие туристы совершают пешие походы по горам от одного монастыря к другому.
В разные времена монастырь грабили сельджуки и персы, многое уничтожило землетрясение. В прошлом году на восстановление храма властями было выделено 90 млн драмов или около 245 тыс. долларов.
Координаты: 41.09694400,44.66277800
Монастырь Одзун
Монастырь Одзун в Алаверди был построен в эпоху раннего средневековья, и это именно то место, где можно увидеть каменную кладку V века, а также советский серп и молот.
Координаты: 41.05553800,44.61801900
Мужской монастырь Алаверди
Мiръ Грузия край Кахетия Мужской монастырь Алаверди
Алаверди — монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди — обиходное название. Официально — монастырь св. вмч. Георгия Победоносца. Слово «Алаверди» (ალავერდი) имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение — во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост.
Содержание
История [ править ]
В начале одиннадцатого века, царь Квирике Кахи, на месте маленькой церкви Святого Георгия построил большой кафедральный собор, который и поныне, является одним из крупнейших соборов в Грузии. Церковь Святого Георгия была основана Иосеба Алавердели, одним из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества.
Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским, святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком. Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Он дал авве Иосифу обет воздвигнуть храм в Алавердской пустыне и исполнил обещание: заложил фундамент Алавердского монастыря.
Вскоре население узнало о пребывании в Алаверди святого старца. Толпы народа устремились туда, чтобы своими глазами увидеть его и услышать назидания и проповеди старца. Многие из тех, кого привлекала жизнь монаха-пустынника, безграничная любовь и чудотворения старца, оставались с ним. Постепенно число пустынников увеличилось настолько, что образовалась большая община. Авва Иосиф Алавердский был первым настоятелем этой братии. Святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.
Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи. Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в ХVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. В IХ веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.На могиле преподобного старца происходят множество чудотворений.
1 октября 1929 года монастырь был закрыт. Возобновлен в 1990-х годах XX века.
Архитектура [ править ]
Весь архитектурный ансамбль окружен крепостной стеной и состоит из построек различного назначения, в число которых входят трехэтажные палаты. В XVII-XVIII столетиях здесь функционировала женская обитель, в которой проживали особы царского рода принявшие иночество. С XI века собор был и местом погребения кахетинских царей. Здесь же захоронены привезенные в Кахети монахами-августинцами святые мощи умершей мученической смертью царицы Кетеван.
Первая значительная его реставрация, была проведена в 15 столетии, царем кахетинским Александром. После этого, землетрясение 1742 года вновь повредило храм и в 1750 году царица Тамара начала новую реставрацию, которая была закончена царем Ираклием II. В девятнадцатом веке собор был полностью выбелен изнутри, после исследовательских работ проведенных в 1966 году, было обнаружено несколько слоев настенной живописи, некоторые фрагменты которой относятся к XI веку.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Монастырь находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 — от Ахметы. При этом он находится в стороне от основных трасс — в 9 километрах от трассы Телави — Ахмета.
Адрес: с. Алаверди, Ахметский район, Грузия
Монастырь Алаверди
Конфессия: Грузинская православная церковь
Дата основания: VI в.
Статус: Действующий монастырь
Состояние: Хорошее
От Тбилиси: 106 км / 1 ч. 57 мин
С 11-го века Алаверди был королевским дворцом и здесь были похоронены члены Кахетинского королевского дома.
Храм Алаверди неоднократно был разрушен в результате землетрясений и оползней. В 1742 году во время землетрясения монастырь была повреждена. Королева Тамар начала восстановление, а завершил Иракли II. В 1966 году, когда внутренние стены были очищены от побелки, сделанные в конце XIX века, под слоем побелки были найдены несколько слоев живописи, в том числе фрагменты картин 11-го века. На стенах есть фрески XV-XVI веков (южная стена) и фрески XVI-XVII веков (на западных и северных стенах).
Окруженный забором XVII-XVIII веков, монастырский комплекс Алаверди, включает в себя здания построенные в разные века. В том числе трехэтажная палата, одна из важнейших в своем роде в Грузии. Его большой сводчатый зал, расположенный в нижнем этаже, в XVI-XVII веках был трапезной. В начале XVII века из кирпича был построен дворец правителя Гянджи Фейкар-хана, а его главной стоянкой является восьми арочное здание с широкими арками, на котором построена квадратная низкая комната. Есть и другие жилые здания, а также баня, погреб, колокольня и многое другое.
Первоначально Алаверди был отцовским монастырем, а в XVII-XVIII веках был основан еще и женский монастырь. Здесь, как монахини, жили члены королевской семьи.