среднеуральский женский монастырь на карте
Среднеуральский женский монастырь
Среднеуральский женский монастырь — одна из новейших православных обителей Свердловской области, освящённая в 2005-м году. Из небольшого отшельнического прихода она постепенно превратилась в масштабный автономный комплекс, живущий натуральным хозяйством, ежедневно принимающим паству и ведущим активную социальную работу. При монастыре открыт хоспис для неизлечимо больных онкологией, а также сиротский интернат со статусом религиозной гимназии.
История
Начало строительства первых скитов православной обители положено в 2002-м году, когда монастырь Ганина Яма отправил нескольких послушников в качестве рабочих. Для уральского региона это место символичное — именно пригороды Екатеринбурга стали местом массовых захоронений расстрелянных представителей царской семьи. Именно этот факт и сыграет в будущем огромное значение, как в плане расширения монастырских угодий, так и на духовном внутреннем устройстве.
Практически с самого начала строительные работы сопровождались громкими скандалами и судебными делами. Дело в том, что в девяностых несколько гектаров окружающей земли выкупили фермеры из Среднеуральска, а на момент приезда монахов территория-де-факто оставалась частной собственностью. Затянувшееся следствие продлилось почти 14 лет, никаких работ по возведению церквей при этом не прекращалось, несмотря на законную победу фермеров в судах.
Среди первых строителей был и Николай Романов, на тот момент рядовой послушник Ганиной Ямы, но уже активно строивший карьеру священнослужителя. Титул схимника и духовника обители он получил уже на момент возведения первого храма и оставался настоятелем до торжественного освящения земли в 2005-м году. С того момента женский монастырь возглавила игуменья Варвара Крытина, но статус духовника отец Сергий сохранял за собой, что оставляло его первым лицом обители.
Через год с момента открытия монастыря в нём заработал хоспис для пациентов, страдающих последней стадией рака. По свидетельствам многочисленных прихожан, несколько месяцев в молитве и строгом посте у некоторых больных закончились ремиссией и частичным выздоровлением. Практикующими врачами не раз высказывались сомнения в компетентности работы монастырских медсестёр, а десятки сообщений о чудесах скептики называют грамотно созданным пиаром.
Помимо основного комплекса, в изолированной части обители появился Иоанно-богословский отшельнический скит, ставший своеобразным «филиалом» Ганиной Ямы. Допуска посетителям в него нет, это строжайше запрещено монахам. Рядом с жилыми корпусами к 2010-му году обустроили и детский приют. Живут в нём не только сироты, но и подростки из неблагополучных семей, лишённых родительских прав. Сёстры и послушницы берут официальное опекунство над каждым ребёнком.
На 2021 год монастырские кельи рассчитаны на 600 одновременно проживающих монахинь, по разным данным жилые корпуса заполнены примерно на треть. Несмотря на формальные трудности, святая обитель никогда не отказывалась принимать верующих. Богослужения проводятся в ежедневном формате, причём, как утром, так и не прекращаются в ночное время. На дни крупных православных праздников организуются крестные ходы и торжественные проповеди под открытым небом.
Храмы Среднеуральского женского монастыря
С момента открытия, на территории освящено четыре объекта:
Остаться на службу, независимо от времени и выбранной церкви можно только с благословения духовников. Как правило, прихожанам в праве на молитву не отказывают.
Интересные факты
Будущий отец Сергий — Николай Романов — был лишён священного сана в том числе после вскрывшихся деталей своей биографии. На момент поступления в Московскую духовную семинарию он солгал об имеющейся судимости по особо тяжким уголовным статьям, включая разбойные нападения и убийство. Согласно православному и большинству христианских канонов, человек, совершавший в прошлом любой из семи смертных грехов, не имеет права носить церковное одеяние.
В пастве схиигумена неоднократно мелькали «медийные» имена, известные политики и уважаемые представители региона. Именно благодаря им удалось собрать колоссальные суммы на возведение нескольких белокаменных храмов на территории и обеспечить монастырь собственным хозяйством. Среди прихожан, поддерживавших связь с духовником — бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская и участник команды КВН «Уральские Пельмени» Дмитрий Соколов.
Обитель украшена скульптурами, созданными лучшими российскими мастерами. Перед одним из входов стоит так называемый покаянный меч с портретами Николая II, Александра Суворова, и ликами святых. Другая скульптура — бюст последнему российскому императору — укрыта под сенью деревьев. Неподалёку можно увидеть непривычный для православной традиции ростовой памятник Иисусу Христу. Образ спасителя окружает 12 подрастающих саженцев редкой голубой ели — по числу апостолов.
Духовник монастыря неоднократно упоминался в новостных сводках, связанных с громкими скандалами. С 2017-го года он без благословения начал проводить ритуалы экзорцизма, а пару лет спустя обрушился с гневными речами в адрес коммунистов, назвав мавзолей Ленина «алтарём Сатаны». Последней каплей общественного терпения стала проповедь в разгар эпидемии коронавируса, в которой схиигумен проклял всех, кто соблюдает самоизоляцию и не ходит в храмы.
6 июля 2020 года опубликовано открытое письмо митрополита Екатеринбургского Кирилла, в тексте которого детально разбираются спорные высказывания отречённого от церкви отца Сергия. Помимо этого, обнародованы факты шантажа церковного руководства, призывы к совершению государственного переворота, антисемитские проповеди и разжигание ненависти к не-православным. Финальный аргумент — отчисление Николая Романова из семинарии за многочисленные прогулы.
Согласно генеральному плану монастыря, центральным его сооружением должен был стать масштабный кафедральный собор, способный единовременно вместить до 30 тысяч верующих. Предполагаемый архитектор даже создал детализированный макет будущей святыни, но из-за скандалов с духовником и его последующего принудительного изгнания с должности, вопрос остался открытым. Непростая судьба многострадальной святыни до сих пор остаётся в «подвешенном» состоянии.
Как добраться до Среднеуральского женского монастыря
Самый надёжный и быстрый способ доехать до святой обители — сесть на бесплатный автобус, отходящий от Северного автовокзала Екатеринбурга. Время отправления — 6:50, 12:15, 14,20, 19:10, ежедневно. О прибытии на перрон паломникам объявляют по громкой связи, непосредственный отъезд — по мере заполнения салона, обычно это стандартные маршрутки на 20 посадочных мест, в дни больших праздников организуются вместительные автобусы.
Тем, кто едет на обычных междугородних рейсах, нужно выбирать маршруты из Екатеринбурга или Среднеуральска, идущие до остановки по требованию «Поворот на Вашты» на Серовском тракте (трасса Р352). Идти от неё почти полтора километра, но другого варианта не будет — по пути установлено несколько указателей, как перед поворотом к монастырю, так и после него.
Вариант с такси стоит рассматривать только из Среднеуральска, где работают службы Яндекса и Maxim. Тариф считают по пригородным расценкам, поэтому назвать поездку дешёвой не получится. Вызывать машину лучше заранее на конкретную дату — не каждый водитель соглашается выезжать за город с риском вернуться «порожняком».
Путешествующим на личном транспорте следует учитывать, что въезд на территорию монастыря запрещён — перед воротами установлен шлагбаум, пропускающий только «своих». За 200 метров до въезда обустроена импровизированная парковка в тени деревьев (57.040860, 60.499739), но места на ней мало из-за периодически дежурящих автобусов.
Среднеуральский женский монастырь на Google-панораме:
Аэросъёмка Среднеуральского женского монастыря:
Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Епархиальные монастыри РПЦ
История
В данный момент посещение монастыря запрещено и представляет духовную опасность в связи с захватом обители бывшим ее духовником Николаем Романовым, отлученным о Церкви.
19 октября 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение церковного суда Екатеринбургской епархии об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова), ранее изверженного из сана за нарушение священнической присяги, монашеских обетов и ряда Апостольских правил и церковных канонов.
В настоящее время бывший клирик продолжает незаконно удерживать Среднеуральский женский монастырь и совершать недействительные и безблагодатные «богослужения», таким образом, сподвигая к нарушению монашеских обетов доверившихся ему, как бывшему духовнику обители, послушниц и монахинь, а также тех доверчивых прихожан, кто, не желая признавать духовное помрачение бывшего схиигумена, все еще остается с ним.
Все паломнические поездки и экскурсии в Среднеуральский женский монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Спортительница хлебов» приостановлены в первые дни нестроений в монастыре. Возобновление паломнических поездок в обитель возможно только при возвращении Среднеуральского монастыря в лоно Русской Православной Церкви.
В 2005 году назначена настоятельницей, а в 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведена в сан игумении Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» матушка Варвара (Крыгина).
Поля, здания и целые деревни: хозяйство схиигумена Сергия раскинулось на десятках гектаров. Исследование Znak.com
Можно ли в России без особой оглядки на законодательство осваивать гектарами землю, обустраивая на ней собственный мир? Заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий, в миру осужденный за убийство экс-милиционер Николай Романов, доказал: вполне можно. Пока Церковь судит его епархиальным судом за радикальные проповеди на YouTube, Znak.com решил изучить имущество священника. Как оказалось, все его детища — и Среднеуральский женский монастырь, и отдаленные скиты на реке Туре, и потаенный Кыртомский мужской монастырь — строились там, где хотелось самому священнику, часто без должного согласования. Далеко не все земли и здания оформлены надлежащим образом, многие объекты даже не поставлены на кадастровый учет. А размах «хозяйства» Сергия впечатляет.
— Считается, что отец Сергий контролирует три крупных православных обители в Свердловской области. Одна из них — неподалеку от Екатеринбурга, две других — в Алапаевском районе. Речь идет о территории более 100 гектаров.
— В хозяйство, контролируемое Сергием, входят не только религиозные сооружения, но и жилые дома, сельскохозяйственные объекты и промышленные постройки. На северо-востоке области паства Сергия заняла целую деревню.
— Некоторые земли оформлены в собственность или в аренду епархии, но в большинстве случаев участки или вообще не поставлены на кадастровый учет, или на них не зарегистрированы права собственности.
— При этом обитатели православных комплексов воспринимают территории во многом как частную собственность. Вокруг обителей выстраивают заборы, случайным прохожим попасть внутрь невозможно.
— В Свердловской области возникает «своеобразный Ватикан», считает Илья Шуманов из «Трансперенси Интернешнл — Россия». Причем, как показывают последние события, РПЦ не контролирует это микро-государство, первым после Бога в нем является отец Сергий, борющийся с «сатанинской властью» и «жидовским игом».
Монастырь на месте «немецкого хутора»
Среднеуральский женский монастырь находится в 10 километрах от Екатеринбурга. С трассы Екатеринбург — Серов сюда идет асфальтированное ответвление. В годы Великой Отечественной войны в месте, где сейчас располагается монастырь, находился лагерь для немецких военнопленных — так называемый «немецкий хутор». Затем земля относилась к подсобному хозяйству Среднеуральской ГРЭС. В 1992 году администрацией Верхней Пышмы значительный ее кусок площадью около 3,5 гектара передали бессрочную аренду фермеру Сергею Крекову.
Спустя десять лет, в 2002 году, фермеров пригласили на прием к главе Верхней Пышмы Владимиру Лешкову и объявили, что используемые ими участки с этого момента передаются в ведение подсобного хозяйству монастырского комплекса в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, за организацию которого будет отвечать отец Сергий (Николай Романов). Речь идет о монастыре, построенном на месте, где в 1918 году большевики пытались уничтожить тела расстрелянных ими членов семьи последнего российского императора Николая II Романова. Отец Сергий с благословения архиепископа Екатеринбургского Викентия (сейчас — митрополит Ташкентский и Узбекский) был некогда его первым настоятелем.
В публикациях того времени на сайте Екатеринбургской епархии также упоминается, что земельный участок в Среднеуральске, где сейчас находится женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в 2002 году был «безвозмездно передан» монастырю Святых Царственных Страстотерпцев, и на нем было образовано «подворье социального значения». «На момент передачи имущества в состав хозяйства входили три ветхих деревянных строения, старый жилой дом, старая подстанция. В 2002–2005 годах на территории подворья велись активные работы по строительству храмов, животноводческого комплекса, объектов жизнеобеспечения», — отмечалось в епархиальном сообщении.
Летом того же 2002 года в лесном массиве возле хозяйства Крековых появилась первая партия из 26 монашек, насельниц будущего монастыря. Фактически с этого момента и начинается его строительство. Супруга Сергея Крекова Дания Сулейменова в беседах с корреспондентом Znak.com упоминала ранее, что первые насельницы прибыли из Челябинской области. Заведовала ими Нина Крыгина, ближайшая сподручная отца Сергия, кандидат психологических наук и в прошлом профессор Магнитогорского государственного университета. Сейчас ее знают как игуменью Варвару, настоятельницу Среднеуральского женского монастыря
В течение нескольких лет после этого представители РПЦ сумели заблокировать работу фермеров Крековых, фактически вынудив их покинуть это место и начать судебную тяжбу. Тяжба длилась более десятка лет, и Крековы ее выиграли. Но в 2019 году все равно были вынуждены уступить свои земли монастырю, получив за них денежную компенсацию (сумма сторонами не афишируется).
Сейчас на его территории расположены четыре церкви. В том числе построенная первой церковь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», а также церковь Святой Троицы. Нижний этаж последней посвящен «царственным страстотерпцам» — Романовым. По свидетельствам очевидцев, бывавших там, этаж воспроизводит интерьер подвала дома инженера Ипатьева, где расстреляли царскую семью. В январе этого года стало известно о намерении отца Сергия построить на территории монастыря еще одну церковь — на этот раз самый большой христианский храм в мире вместимостью 37 тыс. человек. Глава исполкома ОНФ в Свердловской области Жанна Рябцева, для которой, по данным Znak.com, отец Сергий с некоторых пор является духовником, тогда рассказывала, что проект одобрил схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Последний считается духовным наставником патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В нынешнем своем состоянии монастырь практически автономен. Помимо собственного агрокомплекса и садового хозяйства, у него есть мастерские, православная детская школа, странноприимный дом, что-то вроде хосписа для неизлечимо больных насельниц, кухня-столовая, несколько зданий, выполняющих роль общежитий для монашек и мирян, помогающих монастырю. Точное число насельниц монастыря не разглашается, но примерно их сейчас около 300. К слову, на склоне холма рядом с церковью Божией Матери «Спорительница хлебов» находится кладбище, где, очевидно, хоронят умерших обитателей монастыря. Имеет ли этот погост необходимые разрешительные документы, неизвестно.
Между тем ни одного оформленного земельного участка на территории, где находится православная обитель, на Публичной кадастровой карте найти не удалось. Неподалеку сформированы лишь два участка площадью 27 тыс. и 8 тыс. квадратных метров, но данных об их собственниках в Росреестре нет. Между тем, согласно кадастровому плану территории, эти земельные участки входят единое землепользование. С 13 июня 2019 года оно принадлежит Екатеринбургской епархии, а до этого им владел фермер Сергей Креков.
По адресу монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Znak.com удалось найти в Росреестре девять нежилых зданий общей площадью более 7 тыс. квадратных метров (самое большое — 3,47 тыс. квадратных метров), их общая кадастровая стоимость — 103,9 млн рублей. Кадастровые номера этим объектам недвижимости были присвоены относительно недавно — 15 апреля 2020 года, но права собственности по-прежнему не зарегистрированы (в выписках Росреестра нет информации о владельцах).
Сейчас доступ для представителей СМИ на территорию Среднеуральского женского монастыря ограничен. Соответственно, задать вопрос о правах на земли под монастырем нам не удалось. Возле центральных ворот монастыря, башни которых увенчаны имперскими двуглавыми орлами, стоит будка охраны. При нашем приближении ее обитатель, одетый в камуфляж с хризмой (монограммой имени Христа) на груди молодой человек, покинул свое убежище. Уточнив, кто мы, откуда и с какой целью приехали, монастырский сторож созвонился по сотовому телефону «с матушкой» и после минутного общения объявил вердикт: «Матушка вас не принимает, ни на какие вопросы журналистов она не отвечает». Сам охранник безапелляционно и с раздражением в голосе заверил, что все окрестные земли «принадлежат монастырю» и «нужные документы имеются».
Внутрь монастырского комплекса нас не пустили. Точно так же охранник запретил подходить к воротам расположенного через дорогу Иоанно-Богословского скита. Это филиал мужского монастыря на Ганиной Яме в честь Святых царственных страстотерпцев. Именно на территории этого скита сейчас по указанию митрополита Екатеринбургского и Верхотурского «заключен» схиигумен Сергий.
Скит окружен глухим, метра четыре в высоту, металлическим забором из темно-коричневого профнастила. Точно таким же забором, только еще более протяженным, сейчас огораживают женский монастырь. Попытка проехать вдоль этого забора дальше привела к тому, что встречавший нас у входа охранник отправился за нами следом на видавшей виды «десятке». Несколько раз он даже перегораживал ею дорогу, давая понять, что дальше ехать нельзя. Впрочем, и то, что посмотреть удалось, вполне впечатляет. Практически весь лес вокруг монастырского комплекса и окрестные поля так или иначе используются верующими.
Сразу за мужским скитом в лесу из металлоконструкций возводится некое сооружение, напоминающее собой большой коровник. К югу от монастыря, сразу же за его забором, на сотни метров распаханы гигантские поля. Каждое украшено крестом, очевидно, обозначающим его принадлежность. Вдалеке виднеются многочисленные теплицы, возле которых пасутся многочисленные стада монастырских коров, коз и овец. Между монастырем и Серовским трактом из красного кирпича строится еще какое-то многоэтажное здание. То тут, то там в лесу можно встретить разнообразную строительную технику, включая грузовики, краны и трактора, а также площадки для складирования стройматериалов. По личной оценке авторов, за последние пять лет освоенная монастырем площадка выросла раза в четыре.
В приемной главы Среднеуральска не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, сославшись на то, что работают «в ограниченном режиме» из-за пандемии коронавируса. Председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Максим Миняйло заверил корреспондента Znak.com, что монастырские земли оформлены и поставлены на государственный учет должным образом. При этом он также попросил направить в епархиальную пресс-службу запрос, на который пообещал предоставить расширенную справку (запрос был направлен).
«Все монахи уже скупили. Свободных участков нет»
Перенесемся на двести километров на северо-восток. Здесь, в уральской тайге на реке Туре у Среднеуральского женского монастыря выстроены и стремительно расширяются еще шесть скитов, подконтрольных схиигумену Сергию. Центральный из них находится в деревне Новоселова Махневского муниципального образования. Она располагается примерно в 200 километрах на северо-восток от Екатеринбурга. После поселка Махнево асфальтовая дорога кончается, и более 60 километров необходимо ехать по разбитой грунтовке, которая в дождливую погоду становится почти непроходимой. В советские годы грунтовая дорога шла дальше на восток, до города Туринска. Но сейчас этого пути больше нет, и деревня Новоселова — тупик.
Первый же встречный послушник объяснил нам, что вся деревня сейчас — это «скит». «Есть монастырь Спорительница хлебов, а тут от монастыря уединенное место», — пояснил молодой человек. Он также рассказал, что здесь проживает около 30 послушников, а самим местом заведует отец Сергий (Романов). Насколько удалось понять, деревня-скит разделена на три части: в одной живут монахи, другая предназначена для монахинь, третья для мирян — по преимуществу самой преданной и самой обеспеченной части паствы отца Сергия. «Раньше дома здесь за мешок картошки отдавали. Сейчас по 300 тыс. за участок просят, и то свободных не осталось», — отметил юноша.
По данным Росреестра, в самой в деревне Новоселова у Екатеринбургской епархии в собственности с 2011 года есть земельный участок площадью 5826 квадратных метров «для размещения объектов религиозного и благотворительного назначения», а также жилой дом площадью 214,9 квадратного метра, расположенный на том же участке. Физически здесь расположен обнесенный высоким забором храм во имя Святого мученика Вонифатия и двухэтажный деревянный коттедж. Насколько можно понять из рассказов местных жителей, это место является женской частью скита. В частности, коттедж используется игуменьей Варварой во время ее визитов в скит.
Другая часть скита, расположенная прямо на въезде в деревню, юридически представляет собой участок площадью 5393 квадратных метра, который, по данным Росреестра, предназначен для религиозного использования. Данных о его собственнике в выписке нет.
Сама деревня небольшая, около двух десятков домов идут вдоль берега Туры в одну улицу. Ее название — Центральная. За домами расположены поросшие мелким березняком луга, чередующиеся с распаханными монахами полями. «Последний дом на продажу тут остался у Васи Печенкина, вон тот, — не без гордости в голосе сообщил один из немногих коренных местных жителей по имени Владимир, показав на деревянную развалину без окон и забора. — Если хотите взять, успевайте. Быстро все разбирают. Монахи берут да предприниматели со Свердловска, которые к ним ездят, да монахов кормят». Дом Печенкина, по местным меркам, сейчас стоит совершенно безумных денег — 100 тыс. рублей.
У самого Владимира в доме живет Николай. «Как святой Николай. С отцом Сергием мы тут начали строить», — представился заросший, бородатый мужчина неопределенного возраста в потертой солдатской куртке, одетой прямо на голое тело. Как оказалось, этот собеседник участвовал в 2000-х годах в строительстве Среднеуральского женского монастыря, там был крещен «из тазика» отцом Сергием, а затем направлен сюда помогать с организацией скитов. «Их здесь по лесам штук шесть стоит, дома настроены, что коттеджи некоторые. Девок в лесу штук 100 живет. Вот меня и припудрили к ним: рыбачить учил, как на „моторе“ (моторной лодке. — Прим. Znak.com) ездить и все такое. К ним ведь только на „моторе“ и дойти можно, да на болотоходах», — рассказывает Николай.
Сам он не монашествует и какую функцию сейчас выполняет в ските, осталось неясным. «Я правая рука батюшки Сергия здесь», — пояснил мужчина. «Ага! Коньяком [Сергий] знаешь его как [почует]? Что ты, сразу кружку ему наливает!» — все с той же гордостью, но теперь за компаньона, добавил Владимир. О схиигумене Сергие его «правая рука» отзывается уважительно: «Всякую [ерунду] про него несут больше. Нормальный он, дерзкий только». «Меня, когда крестил, три ведра вылил ледяной воды, у меня аж все свело», — пожаловался Владимир. Впрочем, без всякой обиды в голосе.
Разговор вновь вернулся к жизни деревни, и оба собеседника с удовольствием сообщили, что сейчас у них поселился один из актеров шоу «Уральские пельмени». Его черный внедорожник Lexus LX570 теперь тут нечто вроде местной достопримечательности. «Сейчас строит дом, хочет в Екатеринбурге все продавать и сюда переезжать. И тут много таких, кого также торкнуло», — поделился инсайдерской информацией Николай.
Еще один новопоселенец в другом конце деревни Новоселова рассказал, что свой дом купил примерно три года назад «из-за матери», оказавшейся поклонницей Сергия. Сейчас вся семья перебралась из города в деревню — «тут лучше». Недавно наш собеседник пытался узнать в администрации Махнево, есть ли еще свободные участки и можно ли их купить. «Сказали, что все монахи уже скупили. Свободных нет», — отметил мужчина.
Всего, по данным Публичной кадастровый карты, в деревне Новоселова более 50 земельных участков, на большинстве из них расположены здания. Znak.com удалось найти несколько участков, которые были поставлены на кадастровый учет еще в начале 90-х, но оформлены в собственность только в 2012 и в 2018 годах. Еще несколько участков были сданы в аренду на 20 лет до 2039 года. Но в большинстве случаев в выписках Росреестра нет никакой информации о владельцах, что может свидетельствовать о том, что объекты недвижимости были поставлены на кадастровый учет, но право собственности не было зарегистрировано.
К югу от деревни Новоселова, практически сразу за жилыми домами, есть земельный участок площадью 973 644 квадратных метров, который согласно данным Росреестра, Екатеринбургская епархия получила его в аренду еще в 2008 году на 49 лет (до 2057 года). В выписке говорится, что это «земли сельхозназначения для подсобного хозяйства». Сейчас эта территория пустует, и все выглядит так, словно эту площадку брали на перспективу для расширения своей деятельности.
Председатель Махневской думы Игорь Авдеев сказал Znak.com, что ему неизвестно ни о каких отчетах епархии по поводу развития этой территории. «Это находится в их ведении, мы никакого влияния не оказываем, не контролируем», — сказал он. По данным Авдеева, епархия помогала жителям деревни оформить участки и имущество в соответствии с законодательством, однако никаких подробностей этого процесса он тоже не знает. Также председатель думы затруднился ответить, платит ли епархия земельный налог.
Уточнить это в администрации муниципалитета также не удалось — глава во время подготовки текста был в командировке, в администрации лишь сказали, что земли, где находятся религиозные объекты, «давно находятся в собственности епархии». «Но, конечно, это не вся территория деревни. Там также есть частные дома, дачи», — уточнили в администрации.
Сам Игорь Авдеев ездил в деревню прошлым летом «просто посмотреть», что там строится, но в храм не ходил. Рядом с деревней у епархии, по его словам, действительно, оформлен земельный участок, который планировалось использовать для сельхозугодий.
Кыртомский монастырь
Еще один проект схиигумена Сергия — Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь. Он был основан в 1871 году на реке Кыртомке, которая впадает в реку Тагил неподалеку от того места, где Тагил впадает в Туру. В советское время монастырь был заброшен, но в 2011 году его начали восстанавливать. «Места там глухие, — рассказал один из жителей Новоселова. — Можно от Муратково добраться по старым лесовозным дорогам. Это двадцать километров пешком. Или от Березовки (заброшенная деревня на бывшей узкоколейной железной дороге), но там тоже километров десять пешком. А до самой Березовки только на „пионерке“ (самодельной мотодрезине)».
Земельных участков в районе Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря на Публичной кадастровой карте обнаружить не удалось. Также на карте нет данных о зарегистрированных объектах недвижимости на этой территории, хотя на спутниковых снимках видно, что рядом с монастырем есть еще несколько деревянных построек.
«В Кыртомском монастыре находятся староверы, они к себе не пускают. Когда мы искали потерявшегося мальчика и хотели узнать, нет ли его там, на территорию монастыря пустили только батюшку. А мы на берегу реки постояли», — вспоминает председатель Махневской думы Игорь Авдеев.
«Женский монастырь проявил тогда инициативу»
И скит в деревне Новоселово, и Кыртомский мужской монастырь в лесах территориально относятся к Алапаевской епархии. Однако исполняющий обязанности руководителя епархиальной канцелярии Евгений Шевкунов заявил, что земельные участки под ними епархии «не принадлежат точно», и Алапаевская епархия «никогда не выходила к территориальным властям с вопросом о выяснении принадлежности этих земель». Также собеседник подтвердил, что строительство скита и восстановление лесного монастыря началось примерно в 2011 году — «еще до разделения Екатеринбургской епархии» (решением Синода была разделена на Екатеринбургскую, Каменскую и Тагильскую, в 2018 году из состава Каменской дополнительно выделена Алапаевская епархия).
По информации Шевкунова, только в 2019 году тогдашний наместник Алапаевской епархии епископ Леонид (Солдатов) получил прошение за подписью митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, касающееся этих двух объектов. «Судя по всему, Среднеуральский женский монастырь проявил тогда инициативу. Они обратились тогда к владыке Кириллу с просьбой об организации для себя сельскохозяйственных угодий. Владыка рассмотрел этот вопрос и направил его епископу Леониду. Здесь посчитали, что ничего дурного в этом нет, раз они готовы развивать эту отдаленную лесную зону, особенно бывший Кыртомский монастырь, и у них есть такая финансовая возможность», — добавил собеседник.
Он предположил, что оформление прав собственности на земли могло идти двумя путями: от имени епархии или от имени самого монастыря, который также «является юридическим лицом». Как именно производилось оформление и производилось ли вообще, собеседник не в курсе. Благочинный Алапаевского благочиния Алапаевской епархии игумен Моисей переадресовал все вопросы на этот счет в Екатеринбургскую епархию. В пресс-службе Екатеринбургской епархии свой ответ на них к данному моменту не предоставили.
«На заседаниях Заксобрания я не раз обращал внимание, что власть всегда лояльна к РПЦ. С радостью предоставляет ей земельные участки и, конечно, также лояльно подходит к вопросам их оформления. При этом, когда мы получили земельный участок в Екатеринбурге под строительство немецкой кирхи, тут же нашлись протестующие. В итоге мы были вынуждены отказаться от проекта. У нас в законодательстве прописано, что во время выборов все партии имеют равный доступ к эфиру на телевидении. Считаю, что так же должны быть закреплены равные права всех конфессий», — заявил Znak.com депутат Заксобрания Вячеслав Вегнер.
Официальная позиция Екатеринбургской епархии
«Права на земельные участки, используемые в деятельности Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери „Спорительница хлебов“, оформлены на Екатеринбургскую епархию. Поскольку земли, на которых расположены большинство объектов монастыря, относятся к лесному фонду, передача прав оформлена договорами безвозмездного пользования лесными участками в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства РФ. Лесные участки ставятся на кадастровый учет как части земельных участков, в связи с чем границы таких участков на публичной кадастровой карте не отображаются», — заявила пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова, комментируя вопросы о праве собственности на земли, используемые монастырем и скитами в Среднеуральске и в Алапаевском районе Свердловской области.
Сегодня стало известно о том, что епархия направила в Среднеуральский женский монастырь, протоиерея Георгия (Викторова). Он назначен помощником старшего священника. И как пояснили в пресс-службе епархии, будет совершать канонические богослужения, а также духовно окормлять сестер в ситуации, когда монастырь фактически остался без законного управления. Фактически же, протоиерею Георгию придется разобраться в реальном положении дел в монастыре и всех его приделах.
Духовные лидеры-лоббисты
В России нередки случаи, когда имущество, в частности землю и строения, не ставят на государственный учет, стремясь уйти от налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РФ, Церковь освобождена от уплаты налога от имущества. Но лишь в той части своей собственности, которая непосредственно используется для религиозной деятельности. Прочие объекты, включая монашеские общежития, фермы, мастерские и тому подобное, могут облагаться налогами точно в таких же размерах, кто и для прочих российских налогоплательщиков. Правда, налог на имущество относится к числу региональных, и размеры налоговых сборов по нему устанавливает сам регион. В соответствии с ОЗ-35 об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций, религиозные организации освобождены от этих выплат. Норма была введена еще в 2006 году.
«Церковь у нас отделена от государства, и к религиозным организациям применяются общие нормы законодательства. Если речь идет о муниципальных землях, решение о предоставлении каких-либо льгот принимает муниципалитет, если о государственных — соответственно, государство», — сказал председатель бюджетного комитета Заксобрания Владимир Терешков. С земельными вопросами, касающимися религиозных объектов, к которым имеет отношение отец Сергий, он не сталкивался.
Русская православная церковь пользуется значительной поддержкой государства, например, получая земли под строительство религиозных объектов и налоговые льготы, напоминает замгендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. «Духовные лидеры часто входят в общественные советы органов власти, легитимизируя их решения, а затем выступают лоббистами собственных проектов. Епархии наращивают количество активов, но при этом не всегда в состоянии их рачительно использовать. А государство в свою очередь закрывает глаза на несоблюдение норм по регистрации прав собственности или на ненадлежащее содержание объектов недвижимости», — говорит Шуманов.
Примером такой политики служит ситуация с отцом Сергием, считает он. «В пределах Свердловской области возникает своеобразный Ватикан, когда представителя светской власти, председателя думы, например, могут не пустить в монастырь, который находится на территории, где он работает. Неурегулированность системы приводит к тому, что даже при наличии оснований для наложения штрафов или для привлечения к ответственности представителей РПЦ власти часто этого не делают», — заключил Шуманов.