среднебельский женский монастырь амурской области
Среднебельский Богородичный женский монастырь
Мiръ Россия Амурская область село Среднебелая Среднебельский Богородичный женский монастырь
Монастырский комплекс Среднебельского женского монастыря в честь Албазинской иконы Богородицы возводится на основе разрушенных зданий на въезде в село с 2012 года.
Содержание
История [ править ]
По соседству с первоначальным местоположением монастыря, на окраине города Зеи, находился небольшой водоем, известный с дореволюционных времен под названием «Теплый источник.» Вода в нем не замерзает даже в сильные морозы. Используется она как целебная при желудочно-кишечных и кожных заболеваниях. Ранее у источника стояла часовня, а в пост-советские времена был поставлен большой деревянный крест с образом святителя Николая Чудотворца. Женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери в Зее был учреждён поблизости 6 октября 2001 года. Насельницы держали собственное хозяйство, в монастырь регулярно приезжали паломники.
В декабре 2006 года прибывшим из Благовещенска игуменом Серафим было освящено место под строительство храма в честь Албазинской иконы Божией Матери. Строительство велось на пожертвования под кураторством главного зейского архитектора Александра Романов. Предполагалось завершить работы к концу 2009 году.
16 июля 2013 года, согласно прошения владыки Благовещенского Лукиана, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил перевести монастырь на новое место в село Среднебелое Ивановского района Амурской области. В 2012 году было учреждено Благовещенское подворье обители, а при переезде в Среднебелое монастырское заведение в Зее было также обращено в подворье.
Современное состояние [ править ]
При монастыре действует швейная мастерская.
Святыни [ править ]
Один из самых известных и почитаемых в Амурской области списков чудотворной Албазинской иконы Божией Матери.
Святыня подарена храму епископом Лукианом.
Часть мощей святой подарена храму епископом Лукианом.
Святая Урсула считается покровительницей молодежи и особенно – будущих учителей. Ее именем названы многие университеты Европы.
Святыня подарена храму епископом Лукианом.
Великомученица Анастасия считается особой покровительницей заключенных и их родных.
Часть мощей Иоанна Предтечи
Часть мощей мученицы Урсулы Кельнской
Часть мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 676920, Амурская обл., Ивановский р-н, с. Среднебелая, ул. Лазо, 15
Паломнику [ править ]
В монастыре совершается монашеское правило (утреннее в 7 часов, вечернее в 19 часов), воскресные и праздничные богослужения проходят в скиту.
Одни приходят в монастырь жить, другие — спасаться
Журналисты АП провели день на северном подворье женского Богородично-Албазинского монастыря
В морозной утренней дымке мы сначала увидели золоченые купола православного деревянного храма, окруженные хороводом вечнозеленых сосен, а затем разглядели впереди железные ворота с крестами и рядом два флага. Всю жизнь я мечтала побывать в монастыре. И когда узнала, что еду в командировку в Зею, дала себе слово: на этот раз я сделаю все возможное, чтобы посетить северную монашескую обитель. Расположенное в живописнейшем месте в 12 километрах от города, Варваринское подворье окутано ослепительно-белым снегом и тишиной. Едва ступив на протоптанную среди сугробов узкую тропинку, я ощутила какую‑то особенную атмосферу покоя и умиротворения.
Благословенное место
С этой таежной обители началось возрождение монастырей на амурской земле. Когда в 2001 году в Зее еще только собрались открывать женский монастырь, первый в новое время, встал вопрос: где будут жить монахини? Неподалеку от аэропорта пустовал пятиэтажный дом, который бросили военные-ракетчики.
— И вот туда — в неотапливаемые помещения, где не было даже света, поселили женщин. И они не жаловались! — вспоминает прихожанка Ирина Черкашина. — Уже потом монастырь перебрался в это заброшенное подворье бывшего хозяйства Зейской ГЭС, где постепенно все обустроили и в 2007 году начали строить храм в честь Албазинской иконы Божией Матери.
Его возводили с большими трудностями и надеждами. Средства верующие собирали по крупицам всем миром. Первые насельницы держали стадо коров, десяток овец, свиней, домашнюю птицу. Продукты натурального хозяйства продавали желающим. Монастырский доход шел на духовную новостройку.
Фото: Андрей Ильинский
На подворье есть своя теплица.
— Казалось бы, что может на этом склоне вырасти? — моя попутчица окинула взором заснеженную территорию монастыря. — А тут все благоухает. Осенью у нас в Зее уже все замерзло, а монастырский двор еще цветет сентябринками. Весной везде еще лежит снег, а здесь уже все тает — первые подснежники появились. Потому что сопки защищают от сильных ветров. Поблизости два освященных источника. Благословенное место!
Не с пустыми руками
Мы привезли монахиням витаминные гостинцы от АП. Чтобы фрукты, свежие помидоры и огурцы не замерзли на морозе, первым делом направились в трапезную. Дорогу показали супруги Черкашины, которые на машине довезли нас до монастыря, за что спасибо большое главе города Сергею Александровичу Матвееву. А Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы с многолетним стажем, оказалась еще и хорошим гидом в духовной поездке.
Женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери был основан в Зее 6 октября 2001 года. Он стал первым женским монастырем нового времени в Амурской области.
В трапезной приятно обдало теплом и запахом свежего хлеба. Статная высокая монахиня, облаченная в черные одежды, под монотонные звуки молитвы с сотового телефона готовила обед.
— Может, с дальней дороги сначала чайку горячего? — предложила матушка Анастасия, принимая пакеты с гостинцами. — Нас здесь три сестры. Матушка Меланья — самая старшая, она единственный свидетель того, как здесь все начиналось. И матушка Серафима тоже сейчас подойдет, она где‑то по делам на территории бегает. Сама я приехала сюда недавно, но 4 года назад была здесь послушницей. Тогда в монастыре жили четыре монахини, три послушницы и еще наемные рабочие — скотник, пастух, доярки. Раньше большое хозяйство было, а сегодня уже нет ни коровушек, ни свиней… Стало труднее найти людей, которые бы бесплатно монастырю помогали. А разве мы сами это потянем?
— Вы бы выдели, какие у них огороды огромные — конца и края не видно! И как они втроем со всем этим справляются?! — удивлялась моя спутница.
Фото: Андрей Ильинский
Такого вкусного супа, как в монастыре, я никогда еще не ела, хотя он был без мяса. Может, потому, что матушка Анастасия всегда готовит пищу с молитвами?
— Ничего, с Божьей помощью. Прихожане приезжают, паломники бывают, — вступила в разговор с порога матушка Серафима.
Сама она родом из Приморья, а корни — в нашей, зейской земле. Мама родилась в поселке Ясном, дед на прииске «Октябрьский» работал. Когда‑то женщина приехала посмотреть на мамину родину, и так понравилось, что осталась. Была семья, двое детей, частный бизнес. Только в 40 лет женщина неожиданно для многих ушла в монастырь. Больше года она была послушницей и уже восемь лет как монахиня. «Что подвигло к такому решению?» — мой вопрос остался без ответа.
Сестры всегда рады гостям, хотя возможности принимать паломников на Варваринском подворье ограниченны.
Трудная дорога к Богу
Когда человек принимает постриг, прошлое отходит на второй план. Новое имя, новая жизнь, наполненная любовью и смирением.
— Главное, вера должна быть непоколебимой, — задумчиво произнесла матушка Серафима, глядя в окно, выходящее на храм. — Мы друг у друга не спрашиваем, кем раньше были, чем жили. И даже паломникам лишних вопросов не задаем.
Фото: Андрей Ильинский
— Здравствуйте, люди добрые!
Это в трапезную зашла матушка Меланья. От темных проницательных глаз монахини, ее лица исходил какой‑то особенный благодатный свет. У нее своя, трудная дорога к Богу. По образованию инженер-технарь, работала в Шимановске на заводе. А когда в 90‑е предприятие развалилось, и хлеб пекла, и на бирже труда стояла. Однажды зашла в храм — и так на душе хорошо стало… Крестилась, невзирая на то, что ее отец много лет в качестве политнагрузки читал в городе лекции по атеизму. Можно представить, что пережил убежденный коммунист, когда ему сказали, что дочь ходит в церковь! Со временем родители с верой смирились, но ее решение уйти в монастырь стало для них настоящим потрясением. И убеждали, и отговаривали. Все бесполезно! Дочь ушла в монастырь сначала послушницей, а в 57 лет приняла постриг. За годы монашества матушка Меланья перенесла немало трудностей и лишений. Однако они только укрепили ее веру.
Фото: Андрей Ильинский
Содержание храма обходится дорого, а добираться до него далеко, не каждый поедет, особенно зимой. Из-за долгов энергетикам год назад хотели церковь разобрать по бревнышку и поставить в другом месте. Состоятельные прихожане помогли погасить долги и храм сохранили.
Молитва и труд
Идем к храму, издали любуясь, как золото куполов режет небесную синь. В Благовещенске такое ясное и чистое небо разве увидишь?! У каждой монахини свое послушание, зона ответственности матушки Меланьи — храм, монастырская лавка, общение с прихожанами и паломниками. Для себя отмечаю, какая на всей территории монастыря и в храме идеальная чистота. Все это требует больших усилий.
Фото: Андрей Ильинский
Виктор приехал в зейскую обитель из Райчихинска в гости к батюшке и остался навсегда. Семья распалась, дочь выросла. Говорит, что там никому не был нужен, а здесь снова обрел себя. Уже три года трудником помогает монахиням по хозяйству, выполняет обязанности звонаря.
— Что для Бога делается, все через труд. А что легко идет, это от нечистого, так нас учили, — с добродушной и смиренной улыбкой наставляла меня матушка, пока мы стояли и наблюдали за работой пестрого дятла на высокой сосне. — Кому‑то монастырские будни покажутся слишком тяжелыми и однообразными: молитва да труд, труд и молитва… Жизнь в монастыре действительно требует от человека напряжения всех его способностей и возможностей. Но здесь ты живешь в полную силу, у тебя открывается масса талантов, способностей. Это дает возможность лучше узнавать себя, побеждать свои слабости.
— Уход в обитель — дело добровольное, а обратная дорога есть?
— Для этого и дается время послушничества. Одному требуется год, а другому нужно лет пять, чтобы определиться, действительно ли он готов посвятить себя Богу. Кто‑то из послушников возвращается снова в мир, создает семью. Но если человек уже дал обеты, он не может их нарушить.
2013 год — по решению Священного синода Богородично-Албазинскую обитель перенесли в село Среднебелое Ивановского района, а в урочище Теплый Ключ осталось подворье монастыря с храмом великомученицы Варвары.
Я смотрела на эту маленькую, худощавую, улыбчивую старушку с такими ясными карими глазами, слушала ее тихий проникновенный голос, и появилось ощущение, словно какая‑то чистая светлая энергия наполняет меня всю. Она не говорила ежеминутно о Боге, но свидетельствовала о Нем своими делами, своей жизнью.
Фото: Андрей Ильинский
У монастырского погоста
Из основоположниц зейского монастыря матушка Меланья осталась одна. Остальные ее духовные сестры уже покинули этот мир и покоятся рядом на монастырском кладбище. Среди них и первая настоятельница монастыря монахиня Васса. Это была удивительная женщина. Несмотря на преклонные годы, она отлично водила машину, легко управляла трактором. Паломницы-горожанки поражались ее физической и духовной силе. Люди шли к матушке Вассе потоком.
«Прихожане называли ее Шумахер в юбке. Она с ходу решала все вопросы», — вспоминала матушка Серафима, пока мы через сугробы пробирались к монастырскому погосту. Проходим по мостику через ручей и дальше — к голубому забору, за которым возвышаются четыре православных креста.
— Христос воскресе, сестры! — услышала я рядом шепот, и все молча перекрестились.
— А почему вы так говорите, ведь еще не Пасха?
— А усопших так надо приветствовать. У них там всегда вечная Пасха, — светло улыбнулась матушка Меланья.
Фото: Андрей Ильинский
Я обратила внимание, что на каждом кресте, кроме церковного имени, в скобках указана мирская фамилия монахинь.
— Я когда приезжаю в Шимановск на родину к себе, люди же не все воцерковленные, кто знает меня, старым именем так и называет. В миру у меня остались дочь, внучка и уже есть правнуки, — поделилась старейшая из монахинь. — Внучка тоже журналистка — на телевидении работает, так что я трудности вашей работы понимаю.
Представление о том, что все монахини живут затворнической жизнью, ошибочно. С благословения настоятельницы могут дать отпуск одну-две недельки, чтобы побыть с родными. Сейчас Богородично-Албазинским монастырем и Варваринским подворьем управляет игуменья Даниила. Живет она в Среднебелой, где руководит стройкой нового монастырского корпуса, но зейский филиал навещает регулярно.
Амурская область (Монастыри)
Святогорский Крестовоздвиженский женский монастырь (Егорьевка) [ править ]
Женский монастырь Покрова Божией Матери (Покровский женский монастырь в Тынде, ныне перенесен в Благовещенский район и называется Святогорский Крестовоздвиженский монастырь) был образован на месте Тындинского прихода в марте 2002 года. Сначала обитель располагалась в деревянном здании с пристройкой в виде колокольни. Рядом находился корпус для сестер и багажные вагончики.
Паломницы приходили в монастырь из ближайших поселений, а также из Благовещенского района. В сентябре 2003 года обитель населяли 3 монахини и несколько женщин-послушниц. Они занимались земледелием и разводили домашнюю птицу. При обители организовалась воскресная школа, работала библиотека с православной литературой.
Список чудотворной Албазинской иконы Божией Матери является главной монастырской святыней.
Адрес: Россия, Амурская область, село Егорьевка
Свято-Троицкий мужской монастырь [ править ]
Началом монастыря стал существовавший с 1947 года в бывшем римо-католическом храме города Благовещенска православный приход в честь Благовещения Божией Матери, одно время бывший кафедральным сбором.
При советской власти место, где строился монастырь, было центром культурной жизни села, здесь были детский сад, школа и клуб. (Все это пришло в запустение на тот момент, когда ныне правящий архиерей епископ Лукиан получил все согласования на строительство.)
На базе прихода был образован мужской монастырь во имя Архистратига Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных, учреждённый решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года, по прошению архиепископа Благовещенского Гавриила. Монахами Гавриило-Архангелского монастыря стали монашествующие священники Благовещенской епархии, служащие на разных приходах. На духовном соборе монастыря 8 июля 2003 года под председательством его священноархимандрита архиепископа Гавриила был избран духовный совет и избран духовник монастыря, благочинный и эконом.
Адрес: 676812, Амурская область, Ивановский район, с. Троицкое, ул. Комсомольская, 15
Среднебельский Богородичный женский монастырь [ править ]
По соседству с первоначальным местоположением монастыря, на окраине города Зеи, находился небольшой водоем, известный с дореволюционных времен под названием «Теплый источник.» Вода в нем не замерзает даже в сильные морозы. Используется она как целебная при желудочно-кишечных и кожных заболеваниях. Ранее у источника стояла часовня, а в пост-советские времена был поставлен большой деревянный крест с образом святителя Николая Чудотворца. Женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери в Зее был учреждён поблизости 6 октября 2001 года. Насельницы держали собственное хозяйство, в монастырь регулярно приезжали паломники.
В декабре 2006 года прибывшим из Благовещенска игуменом Серафим было освящено место под строительство храма в честь Албазинской иконы Божией Матери. Строительство велось на пожертвования под кураторством главного зейского архитектора Александра Романов. Предполагалось завершить работы к концу 2009 году.
16 июля 2013 года, согласно прошения владыки Благовещенского Лукиана, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил перевести монастырь на новое место в село Среднебелое Ивановского района Амурской области. В 2012 году было учреждено Благовещенское подворье обители, а при переезде в Среднебелое монастырское заведение в Зее было также обращено в подворье.
Адрес: 676920, Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелая, ул. Лазо, 15;
Строящийся Среднебельский женский монастырь
In by o.Venedikt 17.02.2015
Дорогие братья и сестры!
4 ноября 2014 года состоялось историческое для Амурской области событие – освящение Албазинского храма Среднебельского женского монастыря в с. Среднебелая Ивановского района.
Более ста лет назад, в 1908 году, православные святители нашего края приняли решение о создании в Благовещенске женской обители в честь главной святыни Дальнего Востока. Она была необходима в деле духовного возрождения Приамурья, а также в борьбе с последствиями пагубной деятельности многочисленных сект. Монастырь появился благодаря общим усилиям монашествующих и духовенства, государства и мирян. Он служил светильником Истины на Амурской земле, укреплял людей в вере, помогал им преодолевать жизненные трудности. Но наступили времена гонений на святую веру и Градо-Благовещенский Албазинский монастырь, подобно многим другим, был уничтожен.
И вот сегодня история повторяется. Вновь милосердием Божиим открываются православные храмы и монастыри, несмотря на, казалось бы, всеобщее духовное оскудение. Сможем ли мы сегодня, подобно нашим прадедам взяться сообща за дело возрождения святого Православия ради спасения своей бессмертной души, ради своих родных, которые заблудились и отчаялись в пустыне безбожия, ради наших близких, обманутых и искалеченных сектанскими лжепастырями? Будем ли мы способны, научившись на ошибках своих предшественников, беречь и ценить святыни своего Отечества?
Мы, монашествующие сестры, надеемся и верим, что не останемся одиноки в нашем стремлении возродить полноценную жизнь Святого Православия на Амурской земле. Наш монастырь, подобно многим другим, сейчас восстанавливается. Но в силу многих причин, восстанавливается даже не из руин, а на совершенно новом месте – в селе Среднебелая Ивановского района. Захламленный пустырь, два заброшенных, разрушающихся здания и горстка людей – вот с чего начинается святая земля.
Сейчас территория обители приводится в порядок. Осенью 2014г. закончен и освящен первый монастырский храм в честь Албазинской иконы Божией Матери. Теперь здесь регулярно совершаются богослужения, началась монашеская молитва. В храме находится частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи и великомученицы Анастасии Узорешительницы. В скором времени ожидается появление и других святынь. Храм открыт для всех, как для насельников обители и жителей Среднебелой, так и для всех, кто пожелает посетить это удивительное место.
Монашествующие сестры постепенно обживают здания, еще требующие капитального ремонта и перепланировки. Налажена работа мастерских. Жизнь уже теплится в этих стенах, но насколько быстро она разгорится по-настоящему, зависит от наших общих усилий.
На данном этапе наш монастырь особенно нуждается в материальной поддержке – работы и затрат предстоит еще очень и очень много. Необходимы стройматериалы (пиломатериалы, кирпич, цемент, песок, утеплитель, кровельное железо, стекло, инструменты и пр.), элементы церковного убранства и богослужебные предметы, а также различные предметы быта.
Нужен уголь для отопления монастыря.
Нужны добросовестные помощники, владеющие различными профессиональными навыками.
Нужны простые, активные труженики. Доброе слово и молитва — они тоже очень нужны.
Будем глубоко признательны и молитвенно благодарны за любую оказанную помощь с вашей стороны.